Научная статья на тему 'Традиционная медицина в системе современного здравоохранения ЮАР'

Традиционная медицина в системе современного здравоохранения ЮАР Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
506
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ АФРИКА / ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА / ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАХАРИ / САНГОМЫ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ВИЧ / SOUTH AFRICA / TRADITIONAL MEDICINE / TRADITIONAL HEALERS / SANGOMA / HEALTH / HEALTH CARE / HIV

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Грачева Маргарита Викторовна

Традиционная медицина играет важную роль в здравоохранении стран Африки южнее Сахары, и Южная Африка здесь не исключение. Часто именно ее представители - традиционные знахари - оказывают первую помощь населению, поэтому они имеют определенное значение и для государства. В данной статье рассмотрено, что из себя представляет традиционная медицина, каковы причины обращения к ней, а также то, каким образом правительство ЮАР пытается включить традиционную медицину в современную систему здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional medicine in the modern healthcare system of South Africa

Traditional medicine plays an important role in the modern healthcare system of sub-Saharan Africa, and South Africa is no exception. Its representatives - traditional healers often provide first aid to the population, so they have a certain value for the state. This article discusses what the traditional medicine is, what are the reasons for referring to it, and how the South African government is trying to integrate traditional medicine into the modern healthcare system

Текст научной работы на тему «Традиционная медицина в системе современного здравоохранения ЮАР»

МЕЖДУ РЕФОРМАМИ И ТРАДИЦИЯМИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 61(680) ББК 51.1(6Южн)

М.В. Грачева

Традиционная медицина в системе современного здравоохранения ЮАР

Традиционная медицина играет важную роль в здравоохранении стран Африки южнее Сахары, и Южная Африка здесь не исключение. Часто именно ее представители - традиционные знахари - оказывают первую помощь населению, поэтому они имеют определенное значение и для государства. В данной статье рассмотрено, что из себя представляет традиционная медицина, каковы причины обращения к ней, а также то, каким образом правительство ЮАР пытается включить традиционную медицину в современную систему здравоохранения.

Ключевые слова: Южная Африка, традиционная медицина, традиционные знахари, сангомы, здоровье, здравоохранение, ВИЧ.

Будучи неотъемлемой частью культуры африканских народов, традиционная медицина играет важную роль в здравоохранении африканских стран, и Южная Африка здесь не исключение. Различные исследования показывают, что 70-80%1 черного населения ЮАР как в городах, так и в сельской местности консультируются у традиционных целителей. По разным оценкам, в Южной Африке ведут свою деятельность более 200 тыс. народных врачевателей2, а объем торговли традиционными медикаментами оценивается в 2,9 млрд рандов в год, что составляет 5,6% от национального бюджета здравоохранения (2008)3.

Несмотря на то что большинство населения Южной Африки столетиями обращалось к традиционной медицине, ее эффективность не признавалась колониальными властями и правительством времен апартеида. Только после демократических выборов 1994 г. правительство ЮАР приступило к рассмотрению возможности официального признания народных врачевателей в качестве неотъемлемой части системы национального здравоохранения Южной Африки. Спустя 24 года дискуссии о том, как интегрировать традиционную медицину в систему здравоохранения, все еще продолжаются.

© Грачева М.В., 2019

UNAIDS best practice collection. Collaborating with traditional healers for HIV prevention and care in sub-Saharan Africa: suggestions for programme managers and field workers. Geneva, 2006. 56 p. Gibson M.M. Views on traditional healing: Implications for integration of traditional healing and Western medicine in South Africa. Pretoria, 2012. 190 p.

Mander M., Ntuli L., Die-derichs N., Mavundla K. Economics of the traditional medicine trade in South Africa. South African Health Review. 2007. 8 p.

2

3

Южная Африка испытывает нехватку квалифицированных специалистов в области здравоохранения. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Южной Африке на 1000 человек приходится 0,818 врачей4. ВОЗ рекомендует минимум одного врача на каждую тысячу человек5. Стоит также сказать, что помимо нехватки врачей некоторые больницы сталкиваются с недостатком лекарственных средств. Так, например, в прошлом году больницы провинции Хаутенг испытали серьезную нехватку лекарств, используемых для лечения туберкулеза и диабета6. Еще одной проблемой является быстрый рост цен на медикаменты и услуги врачей, что заставляет бедное население искать другие пути для получения первичной медицинской помощи. Одним из таких путей является обращение к традиционной медицине. Она относительно дешева, доступна и проверена многовековым опытом использования. Безусловно, обращение к традиционной медицине обуславливается не только вышеперечисленными проблемами в сфере здравоохранения, но также доверием африканцев методам, которые из поколения в поколение использовали их предки.

Согласно Всемирной организации здравоохранения, традиционная (народная) медицина «представляет собой общий итог накопленных знаний, навыков и практики, которые основаны на теориях, верованиях и опыте коренных народов и представителей различных культур, независимо от того, можем мы их объяснить или нет, и используются для поддержания здоровья, а также для профилактики, диагностики, улучшения или лечения при физических и психических расстройствах»7.

Системы здравоохранения в любом обществе тем или иным образом связаны с его культурой и мировоззрением, и каждое общество вырабатывает свои собственные методы лечения болезней. В странах Африки южнее Сахары народная медицина тесно связана с традиционными религиозными верованиями африканцев, поэтому большую роль играют мир духов и почитание культа предков. Причину болезни традиционная медицина видит в конфликте между душой и телом. Нередко знахарь вступает в контакт с потусторонним миром, чтобы определить причину жалоб заболевшего, а также для того, чтобы понять, почему та или иная болезнь появилась у определенного человека в определенное время8.

В Южной Африке существуют разные виды народных целителей, и, хотя в научной среде все еще идут споры об их разграничении, все же можно выделить гадателей (сангом), собирателей лекарственных трав (иньянг), традиционных хирургов и повитух. Границы между разными категориями знахарей могут стираться, так как, например, травник может быть также специалистом и в гадании.

Народная медицина главным образом используется для лечения заболеваний, для которых не нужно оперативное вмешательство: малярия, туберкулез, гипертония, кожные заболевания, а также психические расстройства. Из-за недостатка антиретровирусных препаратов все больше растет роль традиционной медицины в уходе за людьми, живущими с ВИЧ и СПИДом9. В исследованиях, про-

Density of physicians (total number per 1000 population, latest available year) [Электронный ресурс] // World Health Organization. URL: http://www.who.int/gho/ health_workforce/physicians_ density/en/ Ibid.

Essential medicines shortage hit Gauteng [Электронный ресурс] // Health-E News. The South African Health News Service. URL: https://www. health-e.org.za/2017/07/06/ essential-medication-short-age-gauteng-hospitals-clinics/. Traditional medicine - Growing needs and potential [Электронный ресурс] // WHO Policy Perspectives on Medicines. 2002. № 2. URL: http://bit.ly/90Thha Громова О.Б., Рыбапкина И.Г. Традиционная медицина в системе здравоохранения стран Африки // Азия и Африка сегодня. 2017. № 1. С. 57-61. Там же.

4

5

5

7

8

9

водившихся в Южной Африке, выделяются также особые магические проблемы, с которыми опрашиваемые, как в сельской местности провинции Мпумаланга10, так и в больших городах провинции Квазулу-Натал: Дурбане и Питермарицбурге11, обращались к знахарям. К проблемам, которые не могут быть решены при помощи обращения в больницу, относятся неудача, одержимость духами и порча. При этом различные похожие исследования ссылаются на высказывания опрашиваемых о том, что их обращение к традиционным целителям происходит только после посещения врача и только в том случае, если назначенное им лечение не действует.

В африканской традиционной медицине существует несколько методов постановки диагноза: связь с духами, как уже упоминалось выше, гадание на костях и интерпретация снов. Дух предка знахаря спускается из космического мира и овладевает его телом, в то время как собственная личность врачевателя уходит на второй план. Таким образом, предки целителя могут говорить с его пациентом напрямую. Гадательные кости - еще один способ, позволяющий предкам знахаря связаться с пациентом. Именно духи контролируют то, каким образом упадут кости, а задача гадателя -верно расшифровать послание. И, наконец, сны - третий способ, через который духи связываются с нашим миром. Во сне, например, собирателю трав может прийти видение в виде определенного растения, которое поможет в лечении пациента.

Причины болезней человека так или иначе связаны с миром сверхъестественного12. Иногда умершие предки хотят, чтобы их живой потомок присоединился к ним в мире мертвых, что может вызвать серьезную болезнь или даже смерть этого человека. Еще одна причина болезни может заключаться в назойливых духах. Случается, что душа умершего застревает или теряется между мирами. Обычно это происходит в случае, если причиной смерти человека послужили война, суицид, наркотики, алкоголь или убийство. Так, например, причину тяжелого состояния психики ветерана войны знахарь может увидеть не в посттравматическом синдроме, а в душах убитых, которые теперь терзают этого человека. Третьей причиной болезни может являться черная магия. Вера в колдовство глубоко укоренилась в разных африканских обществах, его темная сторона рассматривается как «оружие», используемое для нанесения вреда врагам.

Народные целители играют важную роль во многих сферах жизни людей. Помимо роли «хранителей медицинских знаний» они также могут выполнять работу психотерапевтов, социальных работников, учителей в области традиционной культуры и духовности.

Несмотря на то что традиционные целители оказывают услуги миллионам южноафриканцев, профессиональные врачи относятся к знахарям двойственно13. С одной стороны, они понимают, что народные врачеватели являются важнейшей частью системы здравоохранения Южной Африки, и готовы с ними сотрудничать, но, с другой стороны, врачи обеспокоены тем, что лечение, предписанное сангомой, может не только не приносить результатов, но

10 King B. We pray at church in the day and visit the sangomas at night: Health discourses and traditional medicine in rural South Africa // Annals of the Association of American Geopgraphers. 2012.

№ 102 (5). P. 1173-1181.

11 Peltzer K., Mngqundaniso N. Patients Consulting Traditional Health Practioners in the Context of HIV/AIDS in Urban Areas in KwaZulu-Natal, South Africa // African Journal of Traditional, Complementary and Alternative Medicines. 2008. № 5 (4). P. 370-379.

12 Ibid.

13 Audet C.M., Ngobeni S., Wagner R.G. Traditional healer treatment of HIV persists in the era of ART: a mixed methods study from rural South Africa [Электронный ресурс] // BMC complementary and alternative medicine. URL: https://bmccomplementalt-ernmed.biomedcentral.com/ track/pdf/10.1186/s12906-017-1934-6

и мешать лечению, назначенному врачом. Доктора предпочли бы, чтобы их пациенты не использовали традиционную медицину вообще, но признают, что многие из их пациентов будут продолжать это делать.

В 2011 г. в сельских и городских больницах в провинциях Лимпопо и Хаутенг при поддержке Института Южной Африки проводилось большое исследование, целью которого было выяснить отношение медицинского персонала (врачей и медсестер) к традиционным целителям14. Опрос проводился с помощью специальных анкет, которые опрашиваемые заполняли самостоятельно в любое удобное для них время. Было опрошено 500 человек, но в конечном итоге для подсчета голосов было отобрано 319 анкет. Более половины медицинского персонала считает, что традиционная медицина может быть эффективно задействована при оказании первой медицинской помощи. Более 2/3 сказали, что они будут рассматривать как классическую, так и традиционную медицину в случае собственной болезни. Хотя опрашиваемые, по их словам, сами не пользуются услугами традиционных целителей, большой процент (75,5%) медицинского персонала отметил, что народные врачеватели востребованы среди их друзей и родственников. Данное исследование также показало, что медицинский персонал неплохо ознакомлен с результатами деятельности целителей. Практикующие врачи полагали, что народные врачеватели могут эффективно лечить бесплодие у женщин, диарею и эпилепсию, а также знали об успехах традиционной медицины в лечении клинической депрессии и шизофрении. Интересно, что 47,3% врачей готовы сотрудничать с традиционными целителями, а 62,1% готовы к ним отправлять своих пациентов.

Традиционные целители являются важным местным ресурсом в борьбе против распространения ВИЧ как в ЮАР, так и в других странах Юга Африки. По статистике, к услугам традиционной медицины прибегают до 75% людей, живущих с этой болезнью15. Основной причиной обращения ВИЧ-инфицированных к традиционным целителям, главным образом в сельской местности, является желание сохранить свою болезнь в тайне. Из-за высокого уровня стигматизации и дискриминации больных ВИЧ человек может не обратиться в больницу, боясь распространения информации о своем заболевании. Однако все чаще прослеживается ситуация, когда ВИЧ-инфицированный человек принимает анти-ретровирусные препараты и одновременно с этим посещает традиционного целителя16.

Отношение к традиционным целителям в контексте борьбы с ВИЧ остается спорным. Одни исследования подчеркивают недостаточность научной обоснованности традиционных методов, а также недостаток знаний у самих целителей для диагностирования ВИЧ, другие говорят о том, что народные врачеватели полезны в борьбе с распространением ВИЧ. Так, они берут на себя просветительскую роль, разъясняя своим пациентам превентивные меры, причины и последствия ВИЧ, а также необходимость анализов и осмотра у врача17. Интересно, что народные целители, проинтер-

14 Gibson M.M. Op. cit.

15 Гришина Н.В. Современный социокультурный ракурс африканской медицины // Традиционная и современная медицина в Африке. М.: ИАфрРАН, 2017. С. 14-22.

16 Peltzer K., Mngqundaniso N., Petros G. A controlled study of an HIV/AIDS/STI/TB intervention with traditional healers in KwaZulu-Natal, South Africa // AIDS Behav. 2006. № 10. P. 683-690.

17 Traditional health practitioners' management of HIV/ AIDS in rural South Africa in the era of widespread antiretroviral therapy [Электронный ресурс] // Global Health Action. 2017. № 10 (1). URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pmc/articles/PMC5645651/

вьюированные в рамках исследований, проводившихся в Квазу-лу-Натал, указали, что понимают, что ВИЧ и СПИД не лечатся традиционными методами, поэтому они отправляют своих пациентов в больницы18.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, система здравоохранения ЮАР относится к толерантным системам. Национальное здравоохранение в Южной Африке основано исключительно на доказательной медицине, но некоторые практики традиционной медицины допускаются законом. Правительство ЮАР довольно осторожно относится к традиционной медицине. Поддерживая ее интеграцию в систему здравоохранения на бумаге, оно не делает никакого заметного прогресса в этом направлении на практике. За последние 11 лет был выпущен ряд важных документов (Закон № 22 о традиционных целителях (2007)19, Правила для народных целителей (2015)20) для того, чтобы разработать организационные и институциональные рамки для регулирования практик народной медицины, а также был опубликован «Проект политики в отношении африканской традиционной медицины» (2008)21, в котором на основании опыта других стран даны рекомендации для включения традиционной медицины в национальную систему здравоохранения. Однако в целом никаких кардинальных изменений не произошло. Так, Совет традиционных целителей, созданный в 2013 г. по закону о традиционных целителях для обеспечения регистрации и обучения народных врачевателей, оказался практически не в состоянии выполнять свои функ-ции22. После начала его работы стало очевидно, что объективно оценить человека, желающего заниматься традиционной медициной, довольно сложно. Стоит также отметить, что публикация в 2015 г. правил для народных целителей - единственное заметное действие совета. Правила, содержащие сведения об обучении и регистрации лиц, желающих работать в качестве традиционных целителей, указывают минимальный возраст, период обучения и необходимые административные процедуры, что проясняет конкретные ожидания от народных врачевателей. Однако для того, чтобы совет мог эффективно применять предписанные для него правила, необходима база данных традиционных практиков, с помощью которой как совет, так и общественность могли бы получить доступ к информации, подтверждающей добросовестность традиционного целителя.

Хотя на государственном уровне народная медицина сталкивается с проблемами официального признания и регулирования, ее продолжают официально изучать. Так, Южноафриканский комитет по контролю над лекарствами финансировал исследование, проводившееся Центром изучения традиционной медицины университета Кейптауна. Медицинским исследовательским советом ЮАР проводится исследование растения 8иШег1апё1а МкгорЬуПа (сутерландия), которое, как показали первые результаты, положительно действует на иммунную систему ВИЧ-инфицирован-ных23. Интересно, что изучение традиционной медицины является частью подготовки медицинского профессионала в некото-

18 Peltzer K., Mngqundaniso N., Petros G. Op. cit.

19 Traditional Health Practitioners Act 2007 (Act № 22 of 2007) [Электронный ресурс]. URL: https://www.sasohn. co.za/files/Traditional%20 Health%20Practitioners%20 Regulations%202015.pdf

20 Traditional Health Practitioners Regulations, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.green-gazette.co.za/notices/ traditional-health-practi-tioners-regulations-2015-ex-tension-of-comment-pe-riod-for-the-tradition-al-health-practitioners-regula-tions_20160212-GGN-39685-00171.pdf

21 Draft policy on African traditional medicine for South Africa // Government Gazette. 2008, July 25.

22 Tshehla B. Traditional health practitioners and the authority to issue medical certificates // SAMJ. 2015. Vol. 105. № 4.

P. 279-280.

23 Громова О.Б., Рыбалкина И.Г. Традиционная медицина в системе здравоохранения стран Африки // Азия и Африка сегодня. 2017. № 1. С. 57-61.

рых колледжах. В частности, в учебные программы медицинских колледжей университетов Претории, Витватерсранда и Кейптауна входит посещение клиник народных целителей и изучение их практик24.

Стоит еще раз отметить, что традиционная медицина является важным компонентом системы здравоохранения Южной Африки, но, хотя она существовала на африканском континенте до прихода европейцев, до сих пор, в отличие от западной медицины, она не достигла официального признания и урегулирования. Однако народная медицина не собирается исчезать, ее услугами, как и прежде, будут продолжать пользоваться миллионы южно-африканцев, поэтому она не должна оставаться без официального регулирования или даже внедрения в национальную систему здравоохранения. Это выгодно как самому государству, которое получит доступ более чем к 200 тыс. традиционных целителей, что сократит недостаток медицинского персонала в стране, так и самим целителям, которые получат признание своей деятельности. 24 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.