КУЛЬТУРА РЕГИОНОВ
RAR
УДК 75.071.1 ББК 85.143
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРНЫХ КОНЕВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ ЯКУТИИ (На примере живописных произведений
А. Н. Осипова)
Тимофеева Влада Владиславовна,
кандидат искусствоведения, отличник культуры Республики Саха (Якутия), главный научный сотрудник Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), ул. Кирова, Якутск, Саха (Якутия), 9677018 e-mail: [email protected]
Аннотация
Якутский художник Афанасий Осипов соединил в своем творчестве блистательную академическую школу живописи с самобытным мироощущением наследника уникальной культуры северных коневодов. Особое место в искусстве мастера занимает тема коневодства. Лошадь не просто была главным звеном хозяйства якутов с незапамятных времен, ее образ играл особую роль в культуре. В народном мировоззрении, являясь основным мерилом красоты, силы, конь был объектом вдохновенного поклонения. Образы картин Осипова возникают на базе традиций, которые сформировались на основе культуры древних 74 тюрко-монгольских кочевников, впитав некоторые аспекты культур близлежащих этносов.
Ключевые слова
Современное искусство Якутии, живопись, традиционное мировоззрение, тюрко-мон-гольские кочевники, конь, композиция, образ, символ.
Республика Саха (Якутия) обладает богатым приобщение Якутии в ХХ веке к русской, совет-культурно-историческим наследием. Широкое ской и мировой художественным культурам об-
условило развитие авторского типа творчества, в результате чего и было создано современное национальное искусство республики. У профессионального изобразительного искусства Якутии имеются и глубинные истоки, которые закреплены в народном мировоззрении, неотделимом от традиционных занятий. Художники, изображая современную жизнь, неосознанно обращаются к архетипическим идеям и образам традиционной культуры скотоводов-кочевников. Изображение коня в творчестве якутских мастеров обладает удивительной многозначностью. Ценно, что мы имеем дело не с достоянием истории, а с живым искусством сегодняшнего дня.
Развитие живописи Якутии на протяжении многих десятилетий тесно связано с творчеством Афанасия Николаевича Осипова1. Художник относится к числу мастеров, чье искусство нашло признание в самом начале творческого пути, а это было во второй половине 1950-х гг. В Якутии к этому времени обновился творческий состав живописцев, активно заявивших о себе; все они являлись выпускниками центральных художественных вузов. Профессиональные навыки, связанные с европейской художественной школой, знакомство с мировым искусством помогли якутским художникам акцентировать чувство принадлежности к своему народу.
Изобразительное искусство Якутии шло в освоении народной национальной культуры путями, тесно связанными с особенностями развития советского искусства. Монументальность живописи, отвечавшая идеологической установке на героизацию советского времени и простого труженика, оказалась в активном арсенале якутских художников — она близка эпической форме освоения мира, характерной для традиционной культуры.
Творчество А. Н. Осипова, выпускника Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, тесно связано с традициями русского реализма и советской живописи. Столь же значительна для понимания
искусства Осипова его связь с родиной, Якутией — ее природой, историей, жизнью. Картины Осипова, созданные им на протяжении многих десятилетий, дают обширную панораму любимой земли. Лучшие живописные работы мастера имеют широкие горизонты, охватывая духовные пространства жизни народов Якутии. Произведения искусства никогда не принадлежат какому-либо одному синхронному срезу культуры и способны хранить тысячелетнюю историческую память народа. По мысли Ю. М. Лотмана, память культуры не есть накопление и неподвижное хранение информации, а представляет собой механизм активного и постоянно нового моделирования, хотя и обращенного в историческое прошлое2.
Талант Осипова — в чуткости к поэтическому содержанию жизни, к красоте повседневного человеческого бытия. Полотна художника привлекают зрителя конкретностью психологического состояния, достоверностью образного решения. При этом живописные композиции вызывают общезначимые ассоциации, уходящие корнями в историю и мировоззрение народов Якутии. Например, групповой портрет конкретных людей3 в произведении «Коневоды. Белые ночи» (1975 г.) воспринимается как обобщенное представление о якутах-коневодах. Название картины подготавливает зрителя к лирическому восприятию изображения. Большой размер холста и низкий горизонт в пейзаже композиционно приподнимают несложный сюжет над обыденностью. Здесь царит величественный покой и тишина белых ночей. Картина посвящена сюжету из трудовых будней коневодов, вместе с тем содержание картины неоднозначно. В станковом произведении художник использует элементы монументальной живописи, что переводит содержание произведения на символико-обобщенный язык искусства, при этом не теряется конкретность изображенного. Розово-голубые и зеленовато-коричневые тона, данные в сложной нюансировке, воссоздают неулови-
1 Афанасий Николаевич Осипов — живописец, действительный член Российской Академии художеств, действительный член Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан, народный худож-
ник СССР, народный художник России, Народный
художник РС (Я), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, лауреат премии Ленинского комсомола Якутии, президент Академии духовности РС (Я). Член СХ России.
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. — М.: Языки русской культуры, 1996. С358
Осипов А. Н. в 1973 г. пишет портрет коневода, чемпиона республики В. К. Прокопьева. Эта работа послужила толчком для создания картины «Коневоды. Белые ночи» [2, с.12].
75
2
3
76
мое состояние ночи, перенося зрителя в некий мир воспоминаний.
Сложный ракурс лежащей фигуры на переднем плане вводит зрителя в глубину картины, точка зрения рисуется относительно лежащего (горизонт проходит «через глаза» этой фигуры), делая его присутствующим зрителем и участником одновременно. Дистанция между изображенной фигурой и нами сокращена до предела. Такой прием художника позволяет зрителю органично войти в мир картины. Легкая завеса дымокура тактично обособляет этого героя от всего остального.
Профильное изображение старого коневода создает атмосферу молчаливого диалога между двумя персонажами первого плана. Но глаза его опущены, отрешенный от всего, он весь в себе; замкнутость позы, лица, взгляда передают сосредоточенное состояние человека и настраивают зрителя на внутреннюю работу. Старик неторопливо ворошит прутиком дымокур, седой дымок которого ассоциируется с думами, воспоминаниями старого якута. В тихой беседе двух не участвует третий персонаж, они словно его не видят, а он отвлеченно стоит над ними как некое видение, содержание диалога, раздумий. Восприятию монументальности способствует строго фронтальное, во весь рост изображение центрального персонажа, значительно держащего под уздцы прекрасного скакуна. Этот силуэт, выделяющийся на светлом ночном небе, подобно монументу — первое, что мы видим на холсте. Художественный образ стоящего коневода вызывает ассоциацию с традиционным образом всадника-батыра, излюбленным героем народных сказаний степных кочевников. Благородный белый конь, ключевая фигура якутской культуры, выступает символом самих белых ночей. Коневод возникает на холсте А. Осипова как сложный сплав представлений художника о якутском герое, о наследовании традиционного уклада жизни, о вековой истории народа саха. Это выражено и в том, что он единственный, кто смотрит «глаза в глаза» зрителю, будто произнося монолог перед ним. Художник намеренно подчиняет персонажи первого плана центральному герою. Они служат «порогом» картины и подготавливают зрителя к восприятию главного содержания. Вся пластическая композиция картины строится по аналогии с кругом, вертикальной осью которого является старинная якутская коновязь сэргэ.
Словно из дымки времен, вырастает сэргэ в привычном соседстве с конем и всадником. Показательно, что центральный герой с конем помещен по ту сторону коновязи, как бы по ту сторону изображенного. Традиционный якутский пейзаж создает вневременную нишу для героев картины. Они наши современники, и мы вместе с ними переходим в мифическое время героев и легенд.
Наверное, о красоте и гармонии мироздания задумывается зритель вместе со старым якутом-коневодом, и легкий запах дымокура навевает смутные воспоминания-грезы о былом: прекрасном мифе о бытии. Устойчивость композиции вызывает чувство единства, гармонии мира. Равновесие достигается через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного. Так, большие темные силуэты на фоне светлого неба в левой части холста уравновешены справа изображением коня, у которого одна сторона светлая, а другая темная. Медиативная функция этой фигуры выражается как в окраске, так и в позиции. В холсте — немного открытой настойчивой символики, метафоры не обнажены, психологические контрасты заявлены с определенностью, не допускающей сложных толкований. Но само название картины, состоящее из двух смысловых частей «Коневоды. Белые ночи», где первая часть конкретизирует, а вторая обобщает, говорит о неоднозначности содержания произведения.
Использование конкретного жизненного материала — основа творческого метода А. Н. Осипова. Вместе с тем его произведения лишены приземленного бытовизма, нет в них и нарочито занимательных сюжетов. Из массы впечатлений художник отбирает не преходящие во времени факты, ситуации, которые дают возможность глубокого образного обобщения.
В картине «Весеннее утро на участке коневодов» (1996 г.) художник добивается слияния в цельном художественном образе традиционных черт жизни якутов, древнейших скотоводов, с современностью и сегодняшним человеком. Раннее утро... Длинной дорогой наездник возвращается на свой участок. Он проезжает лес и вступает на просторы большого аласа4. Зритель
4 Алас: (якут.) — пологосклонная, плоскодонная котловина или ложбина размером от десятков м2 до нескольких десятков км2, на днище которой формируется природный территориальный комплекс озер,
вместе с коневодом входит в мир зимних будней сельской жизни. В пейзаже картины есть почти полный набор типичных признаков якутского ландшафта и деревни: дорога, лес, алас, домишки, дымок из труб, изгородь, аккуратный зимник, пасущиеся лошади.
Изысканно красивы деревья, словно расступающиеся перед всадником, выразительны и пластичны силуэты их теней. Горизонтальная протяженность земли, повторенная полоской дальнего леса, перекрыта вертикалью стволов деревьев на переднем плане. Кружево длинных теней усложняет ритм в картине.
Художник передает в пейзаже состояние просветленности, тишину, умиротворенность. Он остается верен своему созерцательному видению мира. Поэзия труда коневодов раскрывается в единении человека и природы. Это тихая жизнь, которая течет вдали от суеты, противоречий городского бытия, в постоянном общении с родной землей.
Жизни современного села посвящена картина «Разговор о буднях» (1997 г.). Художник делает зрителя свидетелем встречи двух пожилых якутов; их верные спутники, помощники в хозяйстве, кони спокойно ждут конца разговора. Крупно во всю высоту немалого холста, изображены фигуры. Лица, одежда людей, лошади написаны внимательно и любовно, наделены конкретными характеристиками, различными оттенками настроений. Одного из собеседников художник повернул спиной к зрителю, стараясь добиться большей выразительности в фигуре сельского жителя. Бравый старик с якутским ножом на ремне еще крепко сидит на коне. Его белая лошадка мирно кушает снег. Дуга длинной шеи и спины животного ритмически перекликается с рисунком снежных сопок.
Это простые люди, занятые мыслями о своих повседневных нуждах и заботах. Тема диалога раскрывается в композиционном построении картины, ясности колористических сочетаний, мелодической ритмичности в расположении цветовых пятен. Пейзаж играет роль своеобразного эмоционального аккомпанемента разговору двух. Краски в картине — чистые, звонкие, насыщенные солнцем, весь холст наполнен морозным воздухом.
болот, лугов. Образуются при потеплении климата и вытаивании подземных льдов.
Радость бытия этих людей, простая, незамысловатая, заключена в таких днях, встречах, общении, в сельской работе. Картина «Разговор о буднях» наполнена добрым юмором, народным оптимизмом. Увлеченность современной действительностью, конкретными людьми сочетаются в картине со склонностью Осипова к философскому размышлению о жизни, ее вечности, о неизбежности смены поколений. Возможно, старик на коне делится нехитрым опытом с собеседником, который младше его по возрасту.
В пейзажном жанре по-своему отразился процесс осознания этнических корней, интерес к истории и культуре народа. Обращение к национальному наследию в самом широком смысле вылилось в серию пейзажей, созданных в разные годы, но с неизменным изображением коней, как неразрывной части якутской природы. Эти картины многое объединяет.
Прежде всего, это мир реальный, а не созданный воображением художника. Мы узнаем и поэтому верим в его подлинность, в то, что этот пейзаж был запечатлен на холсте прямо с натуры. Живописец, рисуя с натуры, находит такую точку зрения и так намечает границы избранного вида, что весь пейзаж получает ясный порядок, естественно делится на несколько планов, постепенно ведущих наш взгляд от главного к второстепенному и наоборот. Во всех пейзажах движение коня мало интересует живописца. В небольших по размерам холстах создается ощущение классической ясности, полнокровности впечатлений от природы.
Называя произведение, художник всегда указывает время, сезон года: «К весне» (1971 г.), «Осень на Амге» (1981 г.), «Сентябрьский снег» (1989 г.), «Зима» (1994 г.), «Лошадки. На исходе зимы» (1995 г.), «Весеннее утро на участке коневодов» (1996 г.), «Весенний день в долине Эркэ-ны» (1996 г.), «Лошадки. Под мартовским солнцем» (1997 г.), «Серый мартовский день» (1997 г.), «Лошадки. Весенний вечер» (2003 г.), «Летом у аласа» (2005 г.), «Саккырыр. Май» (2006 г.), «Саккырыр. Август» (2006 г.), «Весенний вечер в Саккырыр» (2006 г.), «Весна в Саккырыре» (2006 г.) и т. д.
Известно, что в мифологии якутов солярный образ коня был соотнесен с движением солнца, течением времени и сменой сезонов года. Ритм хозяйственной жизни якутов регулировался циклом кочевания и сезонными перегонами с од-
77
78
ного пастбища на другое коней, которые содержались круглогодично на подножном корму. В традиционной культуре конь, транспортное животное, связанное с преодолением пространства, выступает как мерило времени.
Пейзажные полотна мастера отличаются ясностью художественного замысла, проникновенной поэтичностью. «Серый мартовский день» (1997 г.) — очень простой по мотиву пейзаж, покоряет искренностью выраженного в нем чувства. Трогательные силуэты лошадок, утопающие наполовину в снегу, напоминают о родной Якутии. Художник достигает убедительности не детальностью письма, а, напротив, обобщенностью и сужением диапазона живописных средств. Пейзаж строится на отношениях немногих красок, холодных и теплых, неяркие тона изысканно подобраны. Приглушенность серебристо-серого колорита соответствует мирному покою, разлитому в природе.
Музыкальность ритма движений коней умело организована художником. Снежное ожерелье гор повторяет выразительный рисунок фигур лошадей. Фризовая, вытянутая по горизонтали композиция усиливает этот мотив. Примечательная черта пейзажей Осипова — непременное единение фигур коней с природой. Объединены они настроением, ритмом линий, перекличкой форм.
Картина «Осень на Амге» (1981 г.) показывает мирно пасущийся табун. Кони в пейзаже живут и дышат в одном ритме с дружественной им природой. Эта благодатная земля издавна обжита человеком. Аккуратные стога, свидетельство хозяйства, органично вписаны в осенний вид. Родное, задушевно-сокровенное таится в неярких переливах цвета, это теплые оттенки слегка пожухшей травы, небо с облачками, золотистый лес вдали.
Мастер устраняет элементы динамики, случайности в композиции, симметрично располагая животных, рисуя линии леса, гор, горизонта параллельно раме картины. Все объединено строгим и ясным порядком, уравновешенно, сведено в стройное единство. Дышащий покоем пейзаж оживляется многоголосой перекличкой цветовых аккордов: лошадки, коровы, стога сена. Известно, что осень в традиционных представлениях якутов — это сытая пора года. Самой художественной структурой произведения, пластическим ритмом, цветом художник создает образ, полный поэтической гармонии и безмятежности.
Во многих пейзажах Осипова важную роль в эмоциональной окрашенности природы играет время года. Календарные представления в культуре хранят образ жизни предков. Композиция «Летом у аласа» (2005 г.) в отличие от картины «Осень на Амге» полна движения и динамики жизни. Лето в традиционных представлениях якутов — счастливое благодатное время, период движения, роста и цветения, для сельских тружеников — страдная пора. Мир, солнечный, живой, в пейзаже несет в себе позитивный заряд энергии. Вольные кони, с длинными гривами, хвостами, в которых играет ветерок, пасутся на выжженной солнцем поляне. Зеленое раздолье наполнено шумом ветвей огромных деревьев, мастеру удалось передать само дыхание свежего ветра. Раскидистые лиственницы, сосны царят в пейзаже, как бы обнимая родной край. Полный силы и роста, образ деревьев и определяет основную выразительность картины. Это метафорическое царство красоты и счастья — блаженный край.
Умышленного аллегоризма в пейзажах якутского живописца нет, но широкие ассоциативные связи между образным строем полотен и традиционными народными представлениями о временах года очевидны.
Пробуждение природы от долгого зимнего сна — тема многих весенних пейзажей. В живописном полотне А. Н. Осипова «Лошадки. Под мартовским солнцем» (1997 г.) изображается, как после студеной зимы табун греется под первыми теплыми лучами. Снег стаял с ветвей деревьев. Большая лиственница, согретая солнцем, чувствуя приближение весны, радостно воздела ветви к небу — ближе к светилу. Могучее и пышное, дерево является метафорой просыпающейся природы, извечной ежегодной победы жизни над смертью.
Мажорный колорит живописи дополняет панораму «идеального пейзажа» природы центральной Якутии. Идеальный пейзаж — воплощенный порядок. В произведении «Лошадки. Под мартовским солнцем» все радует глаз якута: безоблачное небо, широкое поле, чистый снег, высокая раскидистая лиственница, хрупкие березки, аккуратные невысокие сопки, замыкающие пейзаж на горизонте, уводящая глаз вдаль изгородь и, конечно, кони, сытые, спокойные.
Любой картине свойственна целостность замкнутого в себе художественного мира. Спе-
циалисты считают, что «мера порядка и свободы, та степень жесткости, с какой композиция задает своим персонажам их место в общей системе, — очень важная характеристика художественного произведения, воплощение его глубинного смысла»5.
Композиция «Лошадки. Под мартовским солнцем» построена на хрупком равновесии светлого и темного, борьбе теплого и холодного, в ней все приведено к цельности, связано в единую цепь, и поэтому полотно вызывает у зрителя чувство гармонии и покоя. Активный синий цвет неба противопоставлен белому тону снега. Небосвод написан лессировками жидко, прозрачно; сугробы наоборот — пастозно, корпусно. Но в то же время весенняя лазурь имеет голубой теплый тон и ближе к горизонту розовеет — теплеет. Снег написан художником в сложной нюансировке тепло-холодных оттенков, борющихся внутри большого локального пятна; укажем, например, на разницу тона освещенных солнцем сопок и дальнего заснеженного поля.
На переднем плане картины изображены глубокие сугробы, изборожденные лошадьми. Художник именно здесь активизирует фактуру живописи, делая ее шероховатой, усиливая ощущение непосредственности передачи окружающего мира. Зритель взглядом чувствует, ощущает тяжесть и влагу весеннего снега; так мы мысленно входим в пейзаж.
Изображенный художником табун состоит из разных по окрасу мастей животных (представьте всех лошадей белыми или серыми — насколько «обеднеет» картина). При этом весенний лес перекликается по тону с цветом каурых коней, а с тоном снега совпадает масть белых. В картине пятна цвета искусно уравновешены: в центре композиции на фоне заснеженного поля
5 Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998. С.176.
выразительно выделяются коричневые контуры коней, а по краям рисунок потемневшего леса соседствует с фигурами белых лошадей. Мерный ритм движений животных выражен в устойчивости поз. Мягкие очертания покатых крупов коней ритмически повторяют невысокие сопки вдали. Рисунок глубоких борозд в сугробе на первом плане картины также вторит очертаниям снежных гор.
Картина Афанасия Николаевича Осипова «Лошадки. Под мартовским солнцем» — воплощение бесконечной любви художника к родному краю. Одновременно произведение якутского художника является продолжением живописной традиции русского снежного пейзажа, также посвященного чаще всего ранней весне (например, «Март» И. И. Левитана, «Зимой» К. А. Коровина, «Мартовское солнце» К. Ф. Юона, «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря и т. д.). Поэтика творчества Осипова есть синтез современного восприятия мира и идущих из глубины веков национальных традиций, школы русской и советской живописи.
Во многих произведениях А. Н. Осипова архаические образы традиционных представлений возникают без ущерба для реалистического видения конкретного сюжета — изображение определенной местности, времени, ситуации. В духовной неисчерпаемости жизненного содержания каждого мотива коренится причина масштабности и многозначности картин Осипова.
Список литературы
1. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
2. Потапов И. А. Афанасий Осипов. — М.: ООО «Ба81у1е», 1998. — 136 с.
3. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998. — 208 с.
79
TRADITIONAL CULTURE OF NORTHERN HORSE BREEDERS IN THE CONTEMPORARY ART OF YAKUTIA (On the example of paintings by A. N. Osipov)
Timofeeva Vlada Vladislavovna,
PhD in Art History Chief research worker The State Museum Art Complex «The National Fine Arts Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)» Kirova str., Yakutsk, Sakha (Yakutia), 9677018 e-mail: vladavladislavovna@ yandex.ru
Abstract
The article analyzes the works of the Yakut painter AfanasiyOsipov, whose work combines the Russian realistic school with the original worldview of the heir to the unique culture of northern horse breeders. A special place in the art of the painter is the theme of horse breeding. The horse was not simply the main link of the Yakut economy from ancient times; its image played a special role in culture. In the people»s worldview, being the main measure of beauty, strength, the horse was the object of inspired worship. Images of Osipov»s paintings arise on the basis of traditions that were formed on the basis of the culture of ancient Turkic-Mongolian nomads, having absorbed some aspects of the cultures of nearby ethnic groups.
Keywords
Contemporary art of Yakutia, painting, traditional worldview, Turkic-Mongolian nomads, horse, composition, image, symbol.
80