Щербакова А.Г., преподаватель, Сергиево-Посадский институт игрушки - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141310, г. Сергиев Посад, Северный пр.,5, e-mail: anna.sag6@gmail. com
Shcherbakova A.G., teacher of Sergiev Posad Institute of Toy, branch of the Higher School of Folk Arts (academy), 141310, Sergiev Posad, Severniy Dr., 5, e-mail [email protected]
Традиционная кукла из текстиля: современный историко-культурный и
профессионально-педагогический аспекты феномена Traditional textile doll: modern historical-cultural, professional-pedagogical
aspects of the phenomenon
Аннотация. В данной статье рассматривается значимость традиционной тряпичной куклы как противовеса этническому и социальному отчуждению, средства приобщения современного человека к традиционной культуре. Проанализирована роль традиционной тряпичной куклы в обучении будущих художников традиционного прикладного искусства.
Ключевые слова: традиционная тряпичная кукла, традиционное прикладное искусство, Сергиево-Посадский институт игрушки.
Abstract. This article examines the importance of the traditional rag doll in countering ethnic and social alienation, in introducing a modern person to traditional culture, the place of the traditional rag doll in the training of artists of decorative and applied arts.
Key words: traditional rag doll, traditional arts and crafts, Sergiev Posad institute of toy.
В XX - XXI вв важен вопрос утраты национально-этнической самобытности, традиционных ценностей и ориентиров. Одним из путей преодоления негативных тенденций является популяризация и творческое переосмысление ценностей традиционной культуры, восстановление народных традиций, сохранение исторической памяти. В документах ЮНЕСКО и других международных организаций много раз отмечалась важность изучения любого компонента культуры [5, с. 5]. Это обуславливает необходимость осмысления форм бытования традиционной культуры в современном обществе и традиционной тряпичной куклы, как ее элемента.
Традиционные куклы в контексте современности можно разделить на три группы: аутентичные традиционные куклы, реконструированные традиционные куклы и сувенирные традиционные куклы [4, с. 9]. Отличительной особенностью аутентичных традиционных кукол является то, что они изготовлены мастером, погруженным в этнокультурную среду. Аутентичные традиционные куклы возникли из обрядовых практик, обычаев и игр, бытовавших в крестьянской среде. Традиционная тряпичная кукла
привлекает внимание этнографов, став объектом внимательного изучения их художественно-стилистических и технико-технологических особенностей.
Богатство образов, конструкций, этнографическая и социокультурная наполненность аутентичной тряпичной куклы детерминировали ее популярность мастеров и художников. Тип кукол, созданных в соответствии с традициями, канонами и приёмами изготовления, получил название реконструированной традиционной куклы, как сувенирной, так и художественной [4, с. 18].
Сувенирная кукла из текстиля допускает отступления от канона, добавление в неё деталей и украшений, не встречающихся в аутентичных аналогах, замену тканей на искусственные, изменения в размерах. Данный вид кукол, в основном, служит памятным подарком о посещении какого-либо места или тематического фестиваля, имеет меньшую художественную ценность по сравнению с куклой художественной.
Художественная реконструированная кукла из текстиля является творческой переработкой каноничных конструкций аутентичной тряпичной куклы, создание авторского её варианта (рис. 1). Каждый художник, работающий с традиционной тряпичной куклой - И. Шубенкина, Е. Коновалова, В. Давыдова, И. Агаева, М. Мишина, Е. Дикова - даже в рамках строгих правил и канонов привносит в создаваемую куклу индивидуальность, неповторимый творческий почерк.
В современной городской культуре прежние функции традиционной тряпичной куклы приобретают дополнительные смыслы. Это позволяет рассматривать традиционную куклу из текстиля как инструмент изучения традиционной культуры и как способ художественного самовыражения.
Реконструированные традиционные куклы из текстиля, воссоздающие архаические формы, -явление современной городской культуры. Они выполнены современными художниками, не являющимися носителями традиционного сознания, но использующими знание традиций, конструктивных и цветовых канонов, правил и приёмов их изготовления. В современном социокультурном пространстве традиционная кукла из текстиля почти полностью утрачивает свою обрядово-ритуальную функцию, т.к. исчезают обряды, бытовавшие в традиционной культуре и породившие множество видов тряпичной куклы. Происходит трансформация обрядово-ритуальной тряпичной куклы в знаково-информационную, т.е. хранящую память о прошлом.
Медиаторская функция традиционной куклы из текстиля в том, что она имела сакральное значение и воспринималась как связующее звено между
Рис. 1. Художественная
реконструированная традиционная кукла из текстиля
реальным и потусторонним мирами. В современной городской культуре традиционные куклы из текстиля могут стать посредниками в сферах межличностных, межвозрастных и межэтнических связей. Медиаторская функция традиционной куклы со временем заменилась более важной коммуникативной функцией.
Игровая функция куклы из текстиля слабо востребована в настоящее время, это может являться следствием прерванной цепи передачи игрового опыта между поколениями детей. Стоит отметить, что исторически детская игра с тряпичной куклой имела коллективный характер. Данный тип игрушки обладает большим потенциалом для восстановления данного процесса.
Высокая ценность традиционной куклы из текстиля для сохранения и передачи знаний о традиционной культуре заключается в симбиозе её современных функций: знаково-информационной и коммуникативной. Язык традиционной куклы понятен детям и взрослым. Это объясняет популярность куклы из текстиля в среде этнографических клубов и кружков.
Однако, при такой популярности недопустимо искажать веками сложившиеся каноны, поскольку это приведёт к неправильному восприятию традиционной культуры, получению недостоверной информации. Чтобы избежать этого преподаватели, работающие с традиционной тряпичной куклой, должны в полной мере владеть информацией о её каноничной конструкции, цветовом решении, используемых материалах.
В Сергиево-Посадском институте игрушки студенты, обучающиеся по специальности «Дизайн» (среднее профессиональное образование) и специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль - художественное изготовление игрушки (высшее образование) изучают особенности традиционных кукол с точки их зрения символики, обрядового значения и культурной ценности.
Тема «Традиционная кукла из текстиля» включена в учебные программы нескольких учебных дисциплин разных уровней образования. Для уровня среднего профессионального образования это дисциплина «Народные художественные промыслы», в ходе освоения которых изучается история тряпичной куклы, выполняются зарисовки образцов кукол, и создается кукла в материале. Для высшего профессионального образования тема «Традиционная кукла из текстиля» является частью программы дисциплины «Исполнительское мастерство в художественном изготовлении игрушки». Студенты изучают историю тряпичной куклы, ее символику, виды конструкций, материалы и ткани, технику выполнения, создают куклу в материале.
Разработка куклы из текстиля начинается со сбора текстового и графического материала. Студенты опираются на информацию, полученную на лекционных занятиях, частично сами выполняют поиск, углубляются в исследование образа и костюма, характерного для кукол различных губерний, чтобы создать изделие, приближенное к аутентичным образцам.
На этапе сбора информации выполняются зарисовки кукол из текстиля с натуры, образцами которых служат музейные экспонаты Художественно-педагогического музея им. Н.Д. Бартрама.
Вторым этапом проектирования куклы из текстиля является разработка образа куклы: выбор конструкции, подбор ткани, набивки, фурнитуры для оформления и отделки. Создаются эскизы в графике и цвете, зарисовки конструкций куклы и её отдельных частей. После утверждения эскиза выполняется окончательный подбор материалов, сообразно выбранному эскизу и конструкции. Подбор тканей по материалам, фактуре, цвету, орнаменту крайне важен, поскольку является важным выразительным средством образа куклы.
Следующий этап - выполнение куклы из текстиля в материале, создание основы, костюма и финальная отделка куклы, которая придаст изделию законченный вид. Студенческие работы получаются приближенными к аутентичным куклам - народным аналогам, выполняются по всем канонам и с соблюдением техник изготовления (рис. 2).
Рис. 2. Студенческие работы
Рассмотрение реконструированной традиционной тряпичной куклы позволяет определить её роль как средства приобщения к традиционной культуре, противостояния этническому и социальному отчуждению. Кукла
из текстиля является ярким средством художественного и эстетического самовыражения личности. Поэтому так необходимо знакомить будущих специалистов в области проектирования, моделирования игрушек с традиционной русской тряпичной куклой, её видами, историей, техникой создания, чтобы будущие художники народных художественных промыслов осознали историческую, эстетическую и духовную ценность тряпичной куклы.
Литература
1. Алексеева JI.JI. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. Доклад / JI.A. Алексеева. - Москва, 2011. - 80 с.
2. Дайн Г.Л. Пишу об игрушке / Г.Л. Дайн. - Сергиев Посад: Цветографика, 2013. - 256 с.
3. Дайн Г.Л. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики / Г.Л. Дайн. -Хотьково, 2016. - 247 с.
4. Мишина М.А. Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России: автореферат диссертации... кандидата культурологии: 24.00.01 / Мишина Марина Александровна; Санкт-Петербургский государственный университет. -Санкт-Петербург, 2011. - 30 с.
5. Олесина Е.П. Художественное образование как основа развития культуры личности / Е.П. Олесина // Педагогика искусства. - 2014. - №3. - С. 1-6.
6. Травкин Н.П. Язычество древнерусской провинции. Малый город / Н.П. Травкин. - Иваново: Талка, 2007. - 312 с.
7. Обрядовые куклы. Живая нить традиций. - URL: https://traditions33.ru/crafts-trades/obryadovye-kukly/about/ (дата обращения: 15.04.2021).
8. Таевский Д.К. Краткая история славян / Д.К. Таевский. Электронная библиотека «ЛибКинг». - URL: https://libking.ru/books/sf-/sf-history/166931-16-d-taevskiy-kratkaya-istoriya-slavyan.html#book (дата обращения: 13.04.2021).
References
1. Alekseeva L.L. Hudozhestvennoe obrazovanie v Rossijskoj Federacii: razvitie tvorcheskogo potenciala v XXI veke: analit. Doklad / L.A. Alekseeva. -Moskva, 2011. -80 s.
2. Dajn G.L. Pishu ob igrushke / G.L. Dajn. - Sergiev Posad: Cvetografika, 2013.-256 s.
3. Dajn G.L. Tryapichnaya kukla. Loskutnye myachiki / G.L. Dajn. -Hot'kovo, 2016.-247 s.
4. Mishina M.A. Formy bytovaniya tradicionnoj kukly v kurturnom prostranstve postindustriarnogo obshchestva Rossii: avtoreferat
dissertacii...kandidata kul'turologii: 24.00.01 / Mishina Marina Aleksandrovna; Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet. - Sankt-Peterburg, 2011. - 30 s.
5. Olesina E.P. Hudozhestvennoe obrazovanie kak osnova razvitiya kul'tury lichnosti / E.P. Olesina // Pedagogika iskusstva. - 2014. - №3. - S. 1-6.
6. Travkin N.P. YAzychestvo drevnerusskoj provincii. Malyj gorod / N.P. Travkin. - Ivanovo: Talka, 2007. - 312 s.
7. Obryadovye kukly. ZHivaya nit' tradicij. - URL: https://traditions33.ru/crafts-trades/obryadovye-kukly/about/ (data obrashcheniya: 15.04.2021).
8. Taevskij D.K. Kratkaya istoriya slavyan / D.K. Taevskij. Elektronnaya biblioteka «LibKing». - URL: https://libking.ru/books/sf-/sf-history/166931-16-d-taevskiy-kratkaya-istoriya-slavyan.html#book (data obrashcheniya: 13.04.2021).