Научная статья на тему 'Традиционная колористика татарского сельского жилого дома в современных условиях'

Традиционная колористика татарского сельского жилого дома в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
820
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОРИСТИКА / АРХИТЕКТУРА ТАТАРСТАНА / НАРОДНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА / СЕЛЬСКИЙ ЖИЛОЙ ДОМ / СОВРЕМЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / COLORING / ARCHITECTURE OF TATARSTAN / FOLK WOODEN ARCHITECTURE / RURAL RESIDENTIAL HOUSE / MODERN CONSTRUCTION AND FINISHING MATERIALS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Аитов Р. Р., Афанасьева Е. А.

В статье представлены результаты исследования особенностей реализации принципов традиционной татарской колористики сельских жилых домов различных районов Республики Татарстан в условиях современного индивидуального строительства. Выявлены типы взаимодействия современных форм и материалов индивидуальной жилой застройки с традиционными приемами колористического решения жилого дома и других построек усадьбы. Обнаружены различные аспекты воспроизведения и развития традиций «татарского стиля» в цветовом оформлении сельского жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The traditional coloring of the Tatar rural houses in modem conditions

The article presents the results of the study of color modern individual rural residential building of the Republic of Tatarstan. Found stable reproduction of the basic principles and methods of traditional Tatar coloring. This is polychromatic color scheme in green, blue, white and yellow, traditional techniques of contrasting colors and alternating colors (color stripe). Features of national color compositions are embodied in a traditional wooden building and saved in using modern building and finishing materials brick, concrete, vinyl siding, metal profiled sheet. The basis of the stability of tradition is the immutability of national artistic and aesthetic views and tastes. They determine the features of working with modern materials, their processing (painting), selection and combination. Analysis and generalization of the obtained factual material allows to identify different types of interactions modern forms and materials of individual housing with traditional color solutions. The first type of interaction is the adaptation of materials (painting of concrete, brick and metal) to the requirements of the national coloring with using traditional architectural forms. The second type of interaction is the selection of new materials to reproduce traditional forms (in particular, traditional decor) in the traditional colors. The third type of interaction a new combination of materials to reproduce traditional decorative and color composition. The fourth type of interaction refusal of reproduction of traditional forms and compositions (and often the refusal of the decor) in the selection of new materials and designs; but with the persistence of traditional colors. Color composition of residential houses and other buildings demonstrates the highest degree of stability of traditions, reproducing even in the rejection of traditional forms and decoration. Builders and craftsmen demonstrate considerable ingenuity, implementing the permanence of national artistic and aesthetic views and tastes in changing modern conditions.

Текст научной работы на тему «Традиционная колористика татарского сельского жилого дома в современных условиях»

{ Wi^¡2 ТЕОРIIл И ИСТОРИЯ ЛРХНТКШPI>1, Р 1<ТАВР 4ЦИЯ

■■ ммнк п-лмц.....гтшм^нхнпконшни им. иди at

УДК 72.017.4:72.025.5(470.41)

Аитов Р.Р. - кандидат архитектуры, профессор

E-mail: [email protected]

Афанасьева Е.А. - кандидат психологических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Традиционная колористика татарского сельского жилого дома в современных условиях

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей реализации принципов традиционной татарской колористики сельских жилых домов различных районов Республики Татарстан в условиях современного индивидуального строительства. Выявлены типы взаимодействия современных форм и материалов индивидуальной жилой застройки с традиционными приемами колористического решения жилого дома и других построек усадьбы. Обнаружены различные аспекты воспроизведения и развития традиций «татарского стиля» в цветовом оформлении сельского жилья.

Ключевые слова: колористика, архитектура Татарстана, народная деревянная архитектура, сельский жилой дом, современные строительные и отделочные материалы.

Сельская жилая застройка на территории Республики Татарстан за последние сто лет подвергалась многочисленным историческим влияниям и изменениям. Народные традиции в области строительства и отделки жилья вынуждены были гибко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и требованиям исторической ситуации. Но, если материальная реализация традиций зависела от уровня доходов сельских жителей, наличия материалов и особенностей социальной ситуации, то эстетическая оценка действительности, стиль выражения эстетического чувства, оставались устойчивыми признаками национального менталитета, который вновь свободно выражался в материальных формах при благоприятных возможностях изменяющихся исторических условий. Особенно устойчивыми представляются национальные традиции в области цветовых предпочтений, а также принципов и приемов использования цвета в оформлении жилья. Типы жилых строений, варианты их пластического декора при этом демонстрируют более высокую изменчивость.

Так, в начале 1920-х годов в селах Татарстана наблюдалось значимое снижение количества двухэтажных жилых домов (что было связано с процессом раскулачивания богатых семейств), возрастание доли домов с упрощенной отделкой и декором, по сравнению с дореволюционной ситуацией [1]. Идеологические и экономические особенности ситуации советского периода к 1980-м годам привели, с одной стороны, к сужению типологии объемно-планировочной структуры жилых домов, а с другой стороны, к богатству и разнообразию декора и цветового оформления всех построек усадьбы (жилого дома, хозяйственных построек, заборов, ворот). Если в начале ХХ века покраска всех строений была доступна только зажиточным семействам, то к концу ХХ века она стала массовым явлением в татарских селах и деревнях [2].

Изучение содержания характерного «татарского стиля» в декоре и колористике сельских жилых домов началось с этнографических и искусствоведческих экспедиций 1920-х годов Н.И. Воробьева [3], П.М. Дульского, М.Г. Худякова. Исследования второй половины ХХ века показали устойчивость признаков традиционного национального стиля, а теоретический аспект таких работ был направлен на обобщение особенностей стиля и поиск истоков их происхождения. Это работы И.Г. Гайнутдинова, Ф.Х. Валеева, Р.Р. Аитова [2, 4], Х.Г. Надыровой, Н.Х. Халитова.

При этом исследователями все острее осознавался вопрос соотношения национальных традиций и профессиональной архитектурной практики. Так, анализ застройки современных и традиционных сел Татарстана, проведенный в 1980-х годах в

исследовании Р.Р. Аитова, дал следующие результаты. Реализация национальных традиций в области декора и колористики наблюдалась в старых селах Татарстана, в которых строительство производилось на средства и по инициативе жителей; в новых селах, застроенных по типовым проектам сельских жилых домов, характерными признаками застройки оказывались «монотонность» и «серость». Эти признаки полностью противоречат традициям татарской народной архитектуры, характеризующейся бесконечным разнообразием вариантов полихромной отделки. Таким образом, в условиях индустриального типового сельского домостроения реализация национальных традиций оказалась невыполнимой задачей.

Современная ситуация индивидуального домостроения отличается, по сравнению с советским периодом, расширившимися материальными возможностями, в том числе и в плане ассортимента строительных и отделочных материалов. При этом в отношении авторства реализации национальных традиций ситуация в целом не изменилась - по-прежнему народные традиции реализуются народом, а архитекторы-профессионалы демонстрируют неосведомленность и беспомощность в решении таких задач. Для решения этой проблемы ведущими специалистами в области исследования национального стиля татарской архитектуры была сформулирована «Концепция поддержки и развития национального своеобразия в архитектуре Татарстана» (Н.Х. Халитов, Р.Р. Аитов, Х.Г. Надырова) [5]. Данная концепция, в частности, включает задачи расширения спектра научных исследований, изучения татарской архитектурной традиции, анализа современной практики и популяризации данных о национальных традициях татарской архитектуры.

Это делает проводимое нами исследование актуальным и востребованным как в области архитектурной теории, так и в области архитектурной практики, связанной с проектированием индивидуальных жилых домов, планировкой и застройкой сельских населенных мест на территории Республики Татарстан. Целью исследования является изучение особенностей реализации национальных колористических традиций сельской жилой застройки в современных условиях. Под «современными условиями» мы в данном случае понимаем особенности ситуации современного индивидуального строительства жилых домов и других построек сельской усадьбы, которое ведется по инициативе и на средства самих жителей. Такая ситуация характеризуется, с одной стороны, потребностями, вкусами и возможностями застройщиков (в которых реализуются, в частности, национальные эстетические предпочтения), а с другой стороны, широким спектром современных строительных и отделочных материалов. Оба фактора могут оказывать влияние на особенности архитектурной формы, на объемно-планировочное решение построек и их цветовое оформление. Мы предполагаем, что изменение форм и материалов сельского жилого строительства приводит к специфической реализации национальных колористических традиций. Для выявления содержания такой специфики нами было предпринято натурное обследование ряда современных сельских населенных пунктов различных районов Республики Татарстан, фотофиксация, анализ и обобщение полученных данных.

Натурные обследования (2011-2013 гг.) были проведены в Алексеевском районе (Билярск, Красная Горка), Арском районе (Арск, Берези, Качелино, Урнаш Баш, Утар Аты, Чулпаново), Атнинском районе (Большая Атня, Большие Берези, Большие Менгеры, Нижняя Береске, Русский Алат, Средний Алат), Верхнеуслонском районе (Татарское Макулево), Высокогорском районе (Высокая Гора, Малые Бирюли), Кайбицком районе (Имянлек), Лаишевском районе (Именьково, Лаишево, Орел, Тарлаши, Шуран), Спасском районе (Болгары).

Теоретической основой исследования является теория архитектурной колористики (А.В. Ефимов, 1990). Это направление теоретических и прикладных исследований получило в последнее время дальнейшее развитие, например, в работах А.В. Ефимова и Н.Г. Пановой [6, 7]; однако содержание таких работ обычно не выходит за пределы проблем архитектуры города. При этом известно, что сельская архитектура и сельская архитектурно-пространственная среда имеет ряд принципиальных отличий от городской. Одно из существенных отличий - возможность жителей самостоятельно заниматься художественно-декоративным и цветовым оформлением своих домов. Также отличаются и эстетические стандарты обитателей сельской среды - им, в частности, свойственно предпочтение более ярких цветов по сравнению с городскими жителями [2]. В нашем

случае, помимо особенностей эстетических вкусов сельского населения, проявляются и национальные особенности выбора цветов, их сочетаний и приемов использования цвета, характерные для «татарского стиля».

Особенности татарской традиционной колористики жилых домов, исследованные достаточно полно на протяжении ХХ века, а также предполагаемые источники их происхождения, в целом охарактеризованы нами в предыдущем исследовании [8, С. 14-16]. К ним относятся: полихромность колористического решения с выбором характерной гаммы основных чистых цветов (зеленого, голубого, желтого и белого); использование принципа чередования цветов (большими плоскостями и/или раскраской «в полоску»); высокая степень контрастности соотношения цветов (по цветовому тону и светлоте). В татарской сельской жилой архитектуре цветовая проработка поверхностей строений и их деталей была тесно связана с конструктивными признаками и приемами пластической декоративной отделки. То есть цвет использовался как композиционно-художественное средство, выявляющее структуру сооружения (покраска структурных элементов), а не как декоративный прием (роспись).

Традиции в области колористики при этом не сводятся к какому-то определенному жесткому шаблону, а составляют ряд принципов и приемов, позволяющих получать различные варианты цветовых решений. В связи с тенденцией сельских жителей максимально индивидуализировать свое жилище [2], разнообразие приемов работы с цветом позволяло достичь уникальности каждого цветового решения в рамках общей культурной традиции. В итоге разнообразные варианты полихромных цветовых решений жилых домов и других построек (ворот, заборов, хозяйственных сооружений) создавали характерный, легко узнаваемый облик татарского села, ярко выделяющегося на фоне природного ландшафта и значительно отличающегося от поселений других этносов Поволжья.

Современное сельское поселение во многом сохраняет исторически сложившиеся признаки - тесный контакт с природой, ведение индивидуального хозяйства, что отражается и в постоянстве признаков застройки. Основная масса жилой застройки села -застройка отдельными усадьбами, выходящими на улицу узкой торцевой стороной, с расположением жилого дома в непосредственной близости от улицы. Панорама улицы села, таким образом, в целом не меняется; ее составляют заборы с воротами, торцы хозяйственных построек, торцевой (уличный) фасад жилого дома (видимый с улицы в различной степени, в зависимости от постановки дома на участке и особенностей изгороди перед ним). Тенденции современности наблюдаются в увеличении площадей домов (путем их перестройки, а чаще - боковыми пристроями) и хозяйственных построек (в частности, выходящих на улицу гаражей), в надстраивании вторых этажей, в применении нетрадиционных строительных и отделочных материалов в противоположность традиционному дереву, в различных комбинациях материалов в одной постройке. При этом как старые, так и новые постройки исследованных нами традиционных татарских сел активно выделяются цветом на фоне окружающей среды. Таким образом, современное село в целом демонстрирует различные сочетания традиций и новаторства, что характеризует процесс развития традиций, их существования на современном уровне, в современных условиях [5].

Далее приводим результаты исследования, объединив их в разделы, характеризующие архитектурную форму, материалы и колористику современных сельских жилых домов и других построек усадьбы.

Традиции и новаторство в области архитектурной формы. Объемно-планировочное решение построек и их декор

Традиционная форма сельского татарского жилого дома (как и у других народов данного региона) - бревенчатый сруб (четырехстенный или шестистенный), перекрытый двускатной крышей, с характерным торцевым (уличным) фасадом в три окна (рис. 1а, б). Такие традиционные дома в татарских селах во множестве сохраняются, поддерживаются в хорошем состоянии и тщательно окрашиваются, являясь основным типом современной сельской жилой застройки. Сохраняется также традиционная отделка поверхностей (обшивка досками плоскости стен и углов дома, фронтонов) и декор (наличники с элементами

накладной резьбы, карнизы, подзоры кровель). Декоративная отделка фронтона в основном воспроизводит упрощенный вариант - фронтонное окно без фронтонной ниши, когда-то характерной для жилых домов в татарских селах [3]. В накладном резном декоре наличников, углов дома, ворот, заборов используются традиционные мотивы, характерные для татарских сел, в том числе и за пределами Татарстана [9, 10].

Некоторое количество таких домов претерпевают современные «улучшения», связанные с описанной выше тенденцией расширения площадей. Это выражается в различных по размеру «пристройках», которые могут быть симметричными (по бокам основного объема) или чаще асимметричными (с одной стороны). Такая тенденция (представленная на рис. 2, 3) приводит к сильному изменению общего облика дома, так как соответственно расширяется крыша (чаще всего без изменения ее высоты), меняется форма фронтона; либо меняется пропорциональное соотношение плоскости стен и фронтона. Особенно сильно изменяется форма фронтона в случаях асимметричных пристроек: он становится либо двойным (составным из симметричной старой и боковой новой частей, как на рис. 2а), либо цельным асимметричным. Традиционный декор (обшивка, наличники, карнизы), имеющийся только на старой части дома, еще больше усиливает свойство асимметрии (рис. 3). В целом такой дом теряет признак симметричности, как композиционное и эстетическое свойство традиционного жилья.

Жилые дома полностью новой постройки возводятся сразу больших размеров по сравнению с традиционными. Уличный фасад имеет 5-6 окон, кровля может иметь больший уклон или сложную форму (мансардные кровли). Такие дома строятся симметричными, что позволяет отнести выше описанную асимметрию к вынужденным мерам, а не к проявлению эстетических вкусов застройщиков.

Роль декоративной проработки фронтонов во всех видах домов заметно снижается, что связано с уменьшением изолированности дома от пространства улицы (снижение заборов, увеличение в них плоскости решеток перед фасадом дома, использование решетки или сетки вместо забора перед домом). Теперь чаще всего весь уличный фасад дома решается как целостная композиция, призванная заявить о своей индивидуальности, ориентированная на осмотр со стороны улицы (рис. 2, 4).

Ворота, как традиционно особенно значимый элемент усадьбы, тщательно воспроизводятся в традиционных формах (рис. 3, 4). Самым распространенным вариантом на данный момент являются ворота на трех столбах со скатной кровлей. Торцевые фронтоны и нижняя подшивка скатной кровли также оформляются традиционным способом. На столбах крепятся полотнища ворот и калитки, над калиткой или над всеми полотнищами часто устанавливается ажурная решетка (рис. 3). Полотнища украшаются традиционным накладным декором - цветочными розетками, «сиянием» (рис. 3, 4). Вновь построенные ворота из современных материалов чаще всего воспроизводят ту же объемно-пространственную структуру; очень редко используются ворота без устройства скатной кровли над ними. Забор также используется чаще традиционных форм - высокий сплошной, с понижением высоты и решетчатой вставкой перед фасадом дома (рис. 1, 3).

Традиции и новаторство в области строительных и отделочных материалов

Традиционный строительный материал региона - дерево, использовавшееся в виде бревен (срубы жилых домов, столбы ворот) или досок (обшивка стен сруба, фронтон, ворота, калитки, заборы, хозяйственные постройки). Этот материал сохраняется и обновляется в старых постройках; новое строительство ведется преимущественно из кирпича - силикатного, глиняного или их комбинации. Для облицовки часто используется виниловый сайдинг - им может быть облицован только фронтон (рис. 3) или вся поверхность дома (рис. 1б, рис. 2). В этом случае воспроизводятся традиционные способы обшивки - горизонтально или «в елочку». Также сайдингом отделывают боковые фронтоны скатной кровли ворот, обшивают столбы ворот. Конструктивную основу новых ворот и заборов чаще выполняют из металлических элементов - металлических труб (столбов), профлиста (полотнища ворот и калиток, секции заборов). Полотнища из профлиста накладного декора не имеют. Нередки комбинации материалов в устройстве

ворот - на металлических столбах крепятся деревянные полотнища ворот в металлическом каркасе; в этом случае на них устанавливается традиционный накладной декор (рис. 3, 4). Металлические секции заборов могут устанавливаться по металлическим столбам или по кирпичным столбам на кирпичном цоколе. Характерна вставка металлической кованой решетки (или деревянной - ажурной пропильной, как на рис. 1а) в верхнюю часть секций перед фасадом дома. Получили достаточно широкое распространение и ограждения из сборных декоративных железобетонных элементов; причем предпочтение отдается секциям, сплошным в нижней части и решетчатым в верхней.

В целом в отношении использования строительных и отделочных материалов большинство усадеб демонстрируют широкий спектр их видов в самых различных комбинациях. Деревянные оконные наличники устанавливают на стены кирпичные (рис. 4) или облицованные сайдингом (рис. 1б). Металлические ажурные подзоры кровель используются на фоне фронтона, облицованного сайдингом (рис. 2б, рис. 3). При облицовке сайдингом фронтон обычно утрачивает свою традиционно значимую композиционную роль; фронтонное окно чаще всего оформляется белым пластиковым наличником, а окна основного объема дома - резными деревянными, ярко окрашенными наличниками. Нередко можно увидеть деревянный сруб, обшитый досками, с кирпичным пристроем, фронтоном, отделанным сайдингом, с железобетонными ограждениями и металлическими воротами. Тем не менее, застройщикам чаще всего удается объединить весь этот набор в единую композицию, и средством такого объединения становится цвет.

Традиции и новаторство в области цвета

Традиционно предпочитаемыми цветами в колористике татарского сельского жилого дома остаются: желтый, зеленый, голубой, белый; в качестве акцентов могут использоваться синий и красный. Характерными контрастными сочетаниями являются ярко-желтый с голубым или синим, темно-зеленый с голубым, голубой или синий с белым. Эти варианты во множестве композиционных приемов встречаются в окраске деревянных жилых домов и других построек.

Новаторство в области цвета проявляется в выборе оттенков в переделах традиционных цветовых тонов, что можно объяснить значительным расширением ассортимента современных красителей. Так, особенно богатой становится гамма предпочитаемых зеленых оттенков: зелено-синий, зелено-голубой, зелено-бирюзовый, светло-зеленый-мятный, реже зелено-желтый. Используются и традиционные оттенки зеленого - чистый, средний по светлоте зеленый оттенок и темно-зеленый. Также расширилась палитра несколько реже встречающихся традиционных коричнево-охристых тонов: коричнево-охристый различной степени светлоты, терракотовый, терракотово-оранжевый, коричнево-розовый, коричнево-красный, бордовый. Нередко различные постройки усадьбы или элементы поверхностей дома окрашиваются в разные оттенки в пределах одного цветового тона.

Традиционная окраска деревянной обшивки домов выполняется весьма активно в полном соответствии с традиционными канонами (рис. 1а). Последовательно воплощается принцип полихромии и воспроизводится прием чередования цветов - как большими плоскостями (например, контрастно отделяя плоскость фронтона от плоскости стены), так и «в полоску», чередуя контрастные цвета на дощатой обшивке различных видов (горизонтальными полосами, участками вертикальных полос или «в елочку»). Традиционно окрашивают как дощатую обшивку дома, так и не обшитые стены бревенчатого сруба.

Помимо окрашивания деревянных поверхностей, практикуется окраска самых разных материалов, не имеющих собственного яркого цвета и пригодных для воздействия красителей. Красят стены из бетонных блоков (встречаются примеры окраски в зеленый и коричнево-красный цвет), при этом швы между ними могут закрашиваться в основной цвет или выделяться белым; красят кирпичные и оштукатуренные наличники, красят металлические столбы ворот (новым и весьма популярным приемом является раскраска «под березку»). Окрашивают секции железобетонных ограждений, причем решетчатые элементы, обычно красят белым, иногда с выделением другим цветом мелких элементов декора, а нижнюю сплошную плоскость - в любой оттенок традиционных цветовых тонов. В большинстве случаев цвет

выступает как композиционное средство, выявляя структурные элементы построек. Значительно реже цвет используют и как декоративное средство, рисуя наличники на поверхности оштукатуренной стены, или раскрашивая забор из металлической сетки характерным орнаментом «ромб», который традиционно выполнялся из деревянных реек.

Особыми случаями использования цвета становятся ситуации применения материалов, имеющих свой цвет «от изготовителя» и не нуждающихся в покраске. Застройщик может выбирать цвета таких материалов из имеющегося ассортимента, и в этом случае мы наблюдаем выбор все тех же традиционных цветов - темно-зеленого или синего, нередко и ярко-желтого профлиста для секций заборов и полотнищ ворот; светло-зеленого и белого сайдинга (варианты - голубой, светло-серый, бежевый и светло-персиковый) для отделки стен дома и фронтона сплошными плоскостями (рис. 2б, рис. 3) или «в полоску» (рис. 1б), в том числе и «в елочку» (рис. 2а).

При строительстве из кирпича без последующей облицовки цвет кирпича разного вида становится декоративным средством; поэтому так популярны стены из комбинаций силикатного и глиняного кирпича (рис. 4). Использование цвета в этом случае восходит к опыту советского периода, когда в попытках внести в эстетику индустриальной застройки элементы разнообразия, декоративности и национального стиля, стены выкладывали со стилизованными орнаментами или с имитацией наличников - глиняным кирпичом по фону силикатного. Такой прием подвергался и подвергается профессиональной архитектурной критике [5], но, по-видимому, стал привычным и достаточно популярным. Встречаются и вполне удачные варианты такой отделки, хорошо имитирующие пластику традиционного декора (карнизов, наличников, обшивки углов дома), а также воспроизводящие традиционный прием окраски «в полоску» горизонтальными рядами кирпичей разных видов. Но при этом в большинстве случаев основным декором кирпичной плоскости стены и цветовым акцентом остаются традиционные наличники окон - деревянные, резные, окрашенные преимущественно в два цвета - зеленый с белым, голубой с белым. Такой кирпичный дом чаще всего имеет деревянный фронтон, окрашенный «в полоску» или «в елочку» в те же цвета (рис. 4).

Обобщая результаты проведенного анализа различных колористических решений татарского жилого дома и других построек усадьбы, можно заключить, что традиционная полихромия в сельском индивидуальном строительстве сохранилась до настоящего времени и продолжает преемственно развиваться.

Основой стабильности воспроизведения традиций является неизменность национальных художественно-эстетических взглядов и вкусов. К ним относится, прежде всего, постоянство выбора доминирующих цветов. Цветовая палитра татарской сельской архитектуры с булгарских времен практически не изменилась, по-прежнему ее основу составляют зеленый, голубой, желтый, белый; расширился лишь спектр используемых оттенков в связи с широтой современного ассортимента. Также сохраняются и тщательно воспроизводятся традиционные приемы работы с цветом - чередование цветов, цветовые контрасты. Принцип полихромности остается основополагающим для татарской национальной колористики и на современном этапе, а в связи с ассортиментом материалов и красок приобретает даже больший масштаб по сравнению с предшествующими периодами.

Фактор национальных художественно-эстетических взглядов и вкусов в нашем случае можно считать ведущим по отношению к другим основаниям региональной специфики сельской архитектурной колористики. Так, природно-географические и климатические условия местности являются одинаковыми для всех этносов Среднего Поволжья; однако художественная «реакция» на природные условия у каждого этноса специфична, несмотря на некоторые взаимные заимствования в регионах совместного проживания. Сходны варианты архитектурной формы и ее композиции в отношении устройства сельского жилого дома и других строений усадьбы. Современные строительные технологии, строительные и отделочные материалы также не отличаются региональной спецификой; кирпич, профнастил и сайдинг широко используются повсеместно. При этом особенности работы с современными материалами, их обработка, подбор и комбинация зависят от требований национального эстетического стандарта.

а) б)

Рис. 1. Воспроизведение традиционных форм, декора и цветов в различных материалах: а - деревянная обшивка, жилой дом, Арский район, Качелино б - обшивка сайдингом, жилой дом, Атнинский район, Нижняя Береске

а) б)

Рис. 2. Изменение форм и декора в связи с расширением домов и отделкой сайдингом при воспроизведении принципов традиционной колористики: а, б - жилые дома, Арский район, Арск

Рис. 3. Воспроизведение традиционных форм, декора и колористики при комбинации различных материалов. Жилой дом, Арский район, Качелино

Рис. 4. Воспроизведение традиционных форм, декора и цвета в новом строительстве. Жилой дом,

Высокогорский район, Малые Бирюли

Анализ и обобщение полученного нами фактического материала позволил выявить различные типы взаимодействия современных форм и материалов индивидуальной жилой застройки с традиционными приемами колористического решения.

Первым типом взаимодействия является приспособление материалов (обработка) к требованиям национального колористического вкуса при воспроизведении традиционных архитектурных форм. Например, используется в целом традиционная форма забора с решеткой в верхней части; материал - сборные бетонные элементы; обработка, приспособление к вкусам застройщика - окраска бетона согласно традиционным национальным эстетическим стандартам. К этому типу взаимодействия относится также окраска стен дома из бетонных блоков или окраска кирпичных наличников.

Второй тип взаимодействия - подбор новых материалов для воспроизведения традиционных форм (в частности, традиционного декора) в традиционных цветах. Например, устройство резного подзора кровли из двух полос ажурного металлического профиля - зеленого и белого цветов (рис. 2б). Или, подбор светло-зеленого и белого сайдинга для обшивки стен дома с воспроизведением традиционной «полосатой» цветовой композиции (рис. 1б).

Третий тип взаимодействия - новая комбинация материалов для воспроизведения традиционной декоративной и цветовой композиции. Пример - устройство резных деревянных контрастно окрашенных наличников окон на фоне плоскости стены, облицованной сайдингом. Также - вставка деревянной ярко окрашенной резной решетки в плоскость забора из оцинкованного профлиста (рис. 1 а).

Четвертый тип взаимодействия - отказ от воспроизведения традиционных форм и композиций (нередко и отказ от декора) при выборе новых материалов и конструкций; но с сохранением традиционной колористики. Пример - заборы и ворота из профлиста без традиционной скатной кровли и декоративных элементов, но традиционных цветов (темно-зеленый, голубой, синий). Или устройство над расширенным домом новой асимметричной кровли с отделкой фронтона сайдингом с воспроизведением приема чередования цветов (рис. 2а).

Таким образом, современная ситуация сельского жилого индивидуального строительства в традиционных татарских селах Республики Татарстан характеризуется достаточно широким использованием новых строительных и отделочных материалов при относительном постоянстве форм, композиций и декора. Цветовое решение жилого дома и других построек усадьбы демонстрирует наиболее высокую степень устойчивости традиций, воспроизводящихся даже при отказе от традиционных композиций и декора. Можно заключить, что застройщики и мастера проявляют значительную изобретательность, сохраняя, воплощая и развивая традиции татарской колористики, реализуя постоянство национальных художественно-эстетических взглядов и вкусов в изменяющихся современных условиях.

Список библиографических ссылок

1. Давыдов Д.В. Некоторые особенности постройки и декорирования крестьянских жилищ в 1920-е годы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011, № 8, Ч. 2. - С. 67-70.

2. Аитов Р.Р. Особенности полихромии традиционного татарского сельского жилища (на материалах районов Заказанья ТАССР) // Архитектура и градостроительство (отечественный опыт). - М., 1991, № 813. - С. 46-56.

3. Воробьев Н.И. Жилища и поселения казанских татар Арского кантона ТАССР. -Казань, 1926. - 29 с.

4. Аитов Р.Р. Культурно-исторические традиции применения цвета в татарской сельской архитектуре // Архитектура и градостроительство (отечественный опыт). -М., 1991, № 815. - С. 44-54.

5. Халитов Н.Х., Аитов Р.Р., Надырова Х.Г. Концепция поддержки и развития национального своеобразия в архитектуре Татарстана // Известия КГАСУ, 2012, № 2 (20). - С. 49-64.

6. Ефимов А.В., Панова Н.Г. Колористическая культура архитектора. Эволюция цветовых предпочтений в архитектуре // Архитектура и строительство России, 2015, № 1 (205). - С. 30-39.

7. Панова Н.Г. Цвет и символ в формировании архитектурной среды // Региональные архитектурно-художественные школы. - Новосибирск, 2015, № 1. - С. 257-261.

8. Аитов Р.Р., Афанасьева Е.А. Проблема реконструкции традиционной татарской колористики (на примере квартала № 205 Старо-татарской слободы) // Известия КГАСУ, 2015, № 2 (32). - С. 13-23.

9. Шкляева Л.М. О художественных особенностях орнамента деревянной резьбы в декоре сельских строений татар Среднего Поволжья (по результатам экспедиции 2013 года в Мамадышский район РТ) // Филология и культура, 2014, № 1 (35). - С. 258-263.

10. Шкляева Л.М. Искусство резьбы по дереву татар Самарской области (по результатам экспедиции в июне-июле 2014 года) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015, № 1. - С. 53-57.

Aitov R.R. - candidate of architecture, professor E-mail: [email protected]

Afanasyeva E.A. - candidate of psychological sciences, associate professor E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

The traditional coloring of the Tatar rural houses in modern conditions Resume

The article presents the results of the study of color modern individual rural residential building of the Republic of Tatarstan. Found stable reproduction of the basic principles and methods of traditional Tatar coloring. This is polychromatic color scheme in green, blue, white and yellow, traditional techniques of contrasting colors and alternating colors (color stripe). Features of national color compositions are embodied in a traditional wooden building and saved in using modern building and finishing materials - brick, concrete, vinyl siding, metal profiled sheet. The basis of the stability of tradition is the immutability of national artistic and aesthetic views and tastes. They determine the features of working with modern materials, their processing (painting), selection and combination. Analysis and generalization of the obtained factual material allows to identify different types of interactions modern forms and materials of individual housing with traditional color solutions. The first type of interaction is the adaptation of materials (painting of concrete, brick and metal) to the requirements of the national coloring

with using traditional architectural forms. The second type of interaction is the selection of new materials to reproduce traditional forms (in particular, traditional decor) in the traditional colors. The third type of interaction - a new combination of materials to reproduce traditional decorative and color composition. The fourth type of interaction - refusal of reproduction of traditional forms and compositions (and often the refusal of the decor) in the selection of new materials and designs; but with the persistence of traditional colors. Color composition of residential houses and other buildings demonstrates the highest degree of stability of traditions, reproducing even in the rejection of traditional forms and decoration. Builders and craftsmen demonstrate considerable ingenuity, implementing the permanence of national artistic and aesthetic views and tastes in changing modern conditions.

Keywords: coloring, the architecture of Tatarstan, folk wooden architecture, rural residential house, modern construction and finishing materials.

Reference list

1. Davidov D.V. Some features of peasant dwellings construction and decoration in the 1920s // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2011, № 8, Part 2. - P. 67-70.

2. Aitov R.R. Features polychromes traditional Tatar rural dwelling (on the materials of the areas Zacazanya of Tatarstan) // Arhitektura i gradostroitelstvo (otechestvennyj opyt). - M., 1991, № 813. - P. 46-56.

3. Vorobiev N.I. Housing and settlements of the Kazan Tatars (Arsk Canton ТSSR). -Kazan, 1926. - 29 p.

4. Aitov R.R. Cultural-historical traditions of the use of color in the Tatar rural architecture // Arhitektura i gradostroitelstvo (otechestvennyj opyt). - M., 1991, № 815. - P. 44-54.

5. Khalitov N.H., Aitov R.R., Nadirova H.G. The Concept of support and development of national identity in the architecture of Tatarstan // Izvestiya KGASU, 2012, № 2 (20). -P. 49-64.

6. Efimov A.V., Panova N.G. Colour culture of the architect. The evolution of color preferences in architecture // Arhitektura i stroitelstvo Rossii, 2015, № 1 (205). - P. 30-39.

7. Panova N.G. Colour and symbol in the formation of the architectural environment // Regionalnye arhitekturno-hudozhestvennye shkoly. - Novosibirsk, 2015, № 1. - P. 257-261.

8. Aitov R.R., Afanasyeva E.A. The problem of reconstruction in Tatar traditional coloring (at an example of block № 205 of the Old-Tatar Sloboda) // Izvestiya KGASU, 2015, № 2 (32). - P. 13-23.

9. Shklyaeva L.M. On Artistic Features of the Wooden Carving Ornament in the Decor of the Tatar Rural Houses in the Middle Volga Region (based on the results of the 2013 expedition to Mamadyshskiy district, the Republic of Tatarstan) // Filologiya i kultura, 2014, № 1 (35). - P. 258-263.

10. Shklyaeva L.M. Peculiarities of development of folk carving of the Tatars in the Samara region (based on the results of the expedition in June-July 2014) // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv, 2015, № 1. - P. 53-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.