Научная статья на тему 'Традиционная художественная культура тувинцев: уроки для будущего'

Традиционная художественная культура тувинцев: уроки для будущего Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
670
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СИНКРЕТИЗМ / АРТЕФАКТЫ ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕМЕСЛА И ПРОМЫСЛЫ / TRADITIONAL CULTURE / SYNCRETISM / ARTIFACTS OF THE TU-VINIAN CULTURE / HANDICRAFT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кужугет А. К.

В статье рассматривается феномен синкрета традиционной тувинской культуры. Исследуются феномены художественного творчества индивидуального и коллективного. Обосновывается идея сохранения и воспроизводства национальных традиций в области основных ремесел и промыслов тувинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITIONAL ARTISTIC CULTURE OF TUVINIANS: LESSONS FOR FUTURE

It's researched in the article the phenomenon of syncretism of the tuvinian traditional culture. The author pays attention to the phenomena of the artistic creativity individual and collective. It's explained here the idea of preservation and reproduction of the national traditions in the field of the general kinds of handicraft of tuvinians.

Текст научной работы на тему «Традиционная художественная культура тувинцев: уроки для будущего»

УДК 130:7.01(571.52)

А.К. Кужугет, д-р культурологии, проф. Тувинского института гуманитарных исследований, г. Кызыл, Тува,

Email: sonet312@mail.ru

ТРАДИЦИОННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ТУВИНЦЕВ: УРОКИ ДЛЯ БУДУЩЕГО

В статье рассматривается феномен синкрета традиционной тувинской культуры. Исследуются феномены художественного творчества - индивидуального и коллективного. Обосновывается идея сохранения и воспроизводства национальных традиций в области основных ремесел и промыслов тувинцев.

Ключевые слова: традиционная культура, синкретизм, артефакты тувинской культуры, ремесла и промыслы.

Традиционная культура тувинцев синкретична, как всякая традиционная культура. Так, она не знает разделения на материальную и духовную, ибо творчество художника столь же духовно, как творчество ученого, идеолога, философа, и столь же материально, технично и технологично, как работа каменщика, слесаря, спортсмена. Оно сливает воедино то, что разделено между теоретическим и практическим освоением мира.

Данный элемент структуры духовной жизни тувинцев будет проанализирован исключительно с культурологической точки зрения, поэтому мы не рассматриваем конкретные произведения народного искусства, его виды и жанры, поэтику и стили.

В искусстве как важной подсистеме культуры, относящейся в равной степени к сферам материального (создание материального артефакта) и духовного производства (выработка мировоззренческой системы с классифицирующими, когнитивными, символическими, космогоническими конструктами и моделью мира), наиболее ярко и концентрированно отражаются важнейшие духовные характеристики тувинской традиционной культуры. Искусство дает возможность составить представление и о материальной части культуры, благодаря которой обеспечивается функционирование общества, и создание им духовной культуры в процессе внебиологиче-ской деятельности.

Для духовного и художественного развития человеку необходимо видеть красоту природы, красоту созданной им культурной среды, иметь возможность ежеминутно трогать ее предметы и делать их самому. В настоящее время все большее отчуждение человека от природы приводит к эстетическому и этическому очерствению человека, душевной слепоте, смене эстетических потребностей на потребительские даже в мире искусства.

Основу художественной деятельности тувинцев традиционного общества составляла мифология. Пожалуй, самой существенной чертой художественно-творческой деятельности людей такого общества являлась неразделенность ее на творцов и зрителей: все члены коллектива жили в сфере искусства, создавая артефакты, не представляя, что можно жить как-то по-другому. Это произведения декоративно-прикладного искусства, украшавшие повседневную жизнь - предметы быта: жилища, мебель, одежда, посуда, а также ювелирные украшения.

Художественное творчество было важной частью жизни тувинцев, оно не понималось как отдельное, особое от повседневности занятие. Вплоть до начала XX века у тувинцев не выделялись из общей среды отдельные мастера, кроме сказителей (здесь нужен был особый дар и безграничная память) и кузнецов (нужны были специальные инструменты и умение). В традиционном обществе тувинцев личность в творческой деятельности не выделялась, поскольку творцами были все члены общества, они сами создавали, защищали и облагора-

живали свой мир.

Природа, чаще латентно, а иногда явно отражалась в тувинском традиционном изобразительном искусстве. Флористические и фаунистические мотивы и темы, как правило, в синкретическом единстве, присутствовали во всех артефактах: и в орнаментике, и в конкретных изображениях из кожи, бересты, дерева, железа, меди, олова, бронзы, свинца, серебра и камня. Все эти образы были тесно связаны с мировоззренческими установками, в первую очередь, с анимистическими представлениями.

Совершенно очевидно, что многие народы, ранее населявшие Туву, прямо либо опосредованно передали тувинцам сложнейшую технику обработки металлов различными способами. Недавние раскопки уникального скифского кургана в Туве Аржан-2 (2001) показали, что скифы имели гораздо более сложную и разнообразную культуру обработки металлов, чем тувинцы конца XIX - начала XX века. Однако при всем различии, можно с уверенностью констатировать, что такие способы, как литье, ковка, резьба по золоту, бронзе, железу были и у народов, впоследствии занимавших территорию современной Тувы: гуннов, тюрков, монголов - и играли в производстве ведущую роль. Одной из характерных особенностей производства изделий из металла кочевниками является то, что они всегда отливали изделия только в составных формах. Тувинцы явились наследниками вышеупомянутых народов и в обработке металлов.

Изобразительное искусство Тувы начала XX века было в основном декоративно-прикладным. Оно было тесно связано с кочевым образом жизни и традиционным жилищем - юртой. Доминирующими жанрами народного изобразительного искусства тувинцев являлись художественная обработка металла, кожи, дерева, кости, камня - агальматолита. Металл тувинцы обрабатывали различными способами: им были известны чеканка и гравировка, штамповка и литье, прорезь, насечка серебром по железу, филигрань, перегородчатая и выемчатая эмаль, шлифовка.

Наиболее ценимым тувинцами металлом было серебро, потому что, как говорили наши информанты, оно почитаемого белого цвета - цвета молока, символизировавшего благополучие. Добавим, что и с эстетической точки зрения белый металл идеально выглядит на желтой коже, в отличие от золота. В начале XX века изделия из металла были не столько предметами искусства, сколько жизненно необходимыми предметами, связанными с традиционным образом жизни. Однако их форма, кроме практической функциональности, непременно содержала и элементы эстетического оформления - традиционный символический дизайн. В. К. Даржа отмечает, что «серебро выплавляли из руды с использованием угля и поддува кузнечными мехами. Все изделия выполнялись в единственном экземпляре, были, как сейчас говорят, эксклюзивными. Отливались они в одноразовой форме, которая при высвобождении изделия попросту уничтожалась» [1, с. 120].

При знакомстве с тувинскими произведениями искусства из металла поражает разнообразие узоров, орнаментовки, манеры изображения мифических и реальных животных. Как писал С.И. Вайнштейн, изучение художественной обработки металла у тувинцев показывает, что наряду с глубокими местными традициями в формировании этого вида прикладного искусства важную роль сыграли значительные культурные взаимодействия со многими народами Южной Сибири, Центральной, Средней и Восточной Азии в различные исторические эпохи. Еще в древности, в результате поэтапного обмена, к населению Верхнего Енисея попадали главным образом легко транспортируемые металлические украшения, изготовленные за многие тысячи километров от Тувы [2, с. 100]. Этот процесс обмена и влияния продолжался вплоть до 20-х годов XX века. Понятно, что формы декора, соответствовавшие вкусам тувинцев, затем копировались в работах местных кузнецов. Так сложно и многоэтапно формировались традиции, по определению С. И. Вайнштейна, центральноазиатского стиля художественной обработки металла, окончательно оформившегося во второй половине XIX - начале XX века.

В традиционном изобразительном искусстве Тувы особое значение имеет мастер-кузнец: он делал, не только предметы для быта, но и ювелирные украшения. Все это исполнялось в единственном экземпляре, и это были авторские работы, отражающие собственный мир и знания творца.

Кузнец уподоблялся демиургу в процессе творения. Как писал Ф.Я. Кон, побывавший в Туве в 1904 году, «самым почетным среди тувинцев считается кузнечное мастерство. Когда кузнец за работой, а в юрту входит чиновник, мастер не должен отрываться от работы для его приветствия: «работа кузнеца старше». По Кемчику [река Хемчик. - А.К.] кузнечные изделия поражают своей красотой. Мне приходилось видеть удила с выкованными конскими головами вместо крюков; таганы с бараньими головами и другим орнаментом» [3, с. 94].

Кузнецов чрезвычайно уважали в обществе, о них слагали легенды, в которых трудно отделить правду от вымысла, основанного на вере в безграничные способности мастера. Так, наш информант рассказывал, что в его местности жил кузнец, делавший уникальные замки: когда замок закрывали,

Библиографический список

он издавал звуки, которые были похожи на слова: «кузнец [имя] сделал». Трудно сказать, было ли это на самом деле, но очень верится.

Кузнецы в Туве были достаточно обеспеченными людьми. По сообщению нашей информантки А.Ч. Оюн, за золотое украшение кузнецу давали крупный рогатый скот, за седло -только за его основу - трехлетнюю корову, за целое седло -верблюда. У каждой женщины обязательно должен был быть комплект украшений из серебра.

Изделия из дерева, в отличие от изделий из металла, умели делать практически все. В этом виде искусства, подобно музыке, мастером-исполнителем мог стать любой тувинец. Делали все и всё. На заказ известным столярам давались только сложные вещи: традиционные сундуки - аптара, остовы юрты, седла, кровати, но далеко не все могли себе это позволить, часто мастерами становились сами хозяева, нуждающиеся в каком-либо изделии.

Пожалуй, именно изобразительное искусство наиболее ярко демонстрирует, насколько долгим и сложным был процесс становления традиционного искусства тувинцев; на него повлияли многие народы, начиная со скифов и гуннов (с VIII век до н. э.) и заканчивая русскими (начало XX века). При этом надо отметить особенность, на которую указывали искусствоведы и этнографы: процесс заимствования был фильтрованным, творческим, оставалось только то, что было близко и понятно. Мы разделяем мнение С.И. Вайнштейна, что «даже заимствованные элементы были в значительной мере переработаны в тувинской среде, что привело к созданию своих самобытных черт в этом виде искусства, причем не только в характере узоров, но и в особенностях колорита росписей» [2, с. 124]. Понятно, что процесс ассимиляции элементов культуры проходил на уровне подсознания, по наитию. Однако в настоящее время мы можем, понимая верность такого проверенного временем подхода к общению с другими культурами, осознанно воспользоваться этим опытом.

Итак, для традиционной культуры тувинцев характерно целостное, недифференцированное восприятие мира; гармоничное единство человека и природы; самодостаточность системы, имеющей четкую структуру, объединяющую все ее компоненты в единое целое.

1. Даржа, В.К. Лошадь в традиционной практике тувинцев кочевников / В.К. Даржа. - Кызыл, 2003.

2. Вайнштейн, С.И. История народного искусства Тувы / С.И. Вайнштейн. - М., 1974.

3. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX- начало XX века) - М., 1986.

Статья поступила в редакцию 12.06.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.