Научная статья на тему 'Традиции социального самоуправления в Дагестане: от досоветского к постсоветскому периоду'

Традиции социального самоуправления в Дагестане: от досоветского к постсоветскому периоду Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
554
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции социального самоуправления в Дагестане: от досоветского к постсоветскому периоду»

- трудности с трудоустройством маргинальных групп населения (молодёжь, женщины, инвалиды и др.);

- продолжающийся выпуск учебными заведениями всех уровней собственности специалистов по профессиям, не пользующимся спросом на рынке труда;

- значительная территориальная дифференциация напряжённости рынка труда, наличие большого числа городов и районов с критической ситуацией на рынке труда и т.

д.

В целом, характеризуя современное состояние рынка труда Республики Дагестан, следует отметить, что его можно оценить как критическое, представляющее серьезную угрозу социальной и экономической безопасности региона, стабильности его общественно-политического развития. Коэффициент напряженности рынка труда остаётся весьма высоким - 67 человек незанятого населения на одну вакансию. Это почти в десятки раз выше среднероссийского показателя. Доля безработных, состоящих на учёте более одного года, превышает 62%, а удельный вес молодёжи и женщин среди безработных достигает 56-58% их общей численности.

Сложившаяся ситуация на региональном рынке труда требует проведения реальной активной политики занятости, наращивания количества рабочих мест, отвечающих спросу на рынке труда, повышения эффективности деятельности органов службы занятости по преодолению безработицы и трудоустройства граждан, принятия кардинальных мер центральными и региональными органами власти по стабильному и устойчивому развитию экономики республики.

Литература.

1. Газ. «Известия». - 1994. - 18 окт. 2. Социологические исследования. - 1994. - №5. - с. 57.

Нурова С.М., Эльдаров Э.М.

Традиции социального самоуправления в Дагестане: от досоветского к постсоветскому периоду

В настоящее время перед Дагестаном стоит задача определения своего собственного пути развития, базирующегося на богатом культурном наследии, особенностях природной среды и географического положения, накопленном за века и сохранившимся в памяти его народов историческом опыте. Многие исследователи справедливо утверждают о необходимости активного привлечения наследия в процесс активного созидания новых ценностей дагестанского общества. Всем ясно, что игнорирование культурно-исторического наследия при проведении нынешних глубоких реформ в Дагестане, приведет лишь к дальнейшему углублению кризиса. При этом наследие выступает в роли некоего стабилизатора, помогающего отбирать среди множества инновационных потоков то главное, которое бы не противоречило системе традиционных ценностей, выработанных в течение длительной истории адаптации общества, его отдельных групп к внешнему миру [2]. Важной составляющей такой политики является реализация имеющегося социально-экономического и природного потенциала Страны гор на принципах самоорганизации и самообеспечения с учетом исторических навыков и традиций поведения всех его народов.

В «старой», традиционной политической культуре, выработанной за тысячелетия в недрах так называемой «Дагестанской цивилизации», мы рассматриваем источник и поле адаптации к ней современных форм самоуправления. Правовая и политическая культура народов Дагестана исторически трансформировалась в трех основных фазах под влиянием 1) тюркского мира, 2) мусульманских традиций и 3) российского завоевания. Последний этап деформации местной культуры самоуправления прослеживается начиная с 70-х гг. прошлого века. В советский период она легально игнорировалась, но не была сломана, а лишь приобрела во многих своих ипостасях «субгражданские» формы. Сейчас наблюдается процесс постепенной легализации традиционной политико-правовой системы самоуправления в Дагестане. Этот процесс наполнен противоречиями и коллизиями, но он, по всей видимости, необратим и наиболее отчетливо проявит себя в новом тысячелетии.

В данной статье основное внимание уделяется анализу особенностей развития системы общественного самоуправления в дореволюционном Дагестане.

До начала широкомасштабной антиколониальной борьбы горских народов Кавказа с Россией, продолжавшейся большую часть XIX века, общественно-экономическое развитие Дагестана происходило в обстановке феодальной раздробленности. На территории Страны гор располагались 36 небольших феодальных государств - ханств и владений. В одном только Южном Дагестане насчитывалось 15 феодальных владений, в Аварии - 11 и т.д. Непосредственной средой для их возникновения служили дагестанские вольные общества, которых в Дагестане насчитывалось более шестидесяти.

Вольное общество состояло из определенного количества джамаатов или сельских сборов - составных ячеек политической организации дагестанского общества в XVIII-XIX в. Для управления джамаатами избирались старейшины. В одних джамаатах в селе выбирали по одному старейшине, а в других - больше.

Органы управления сельской общины составлялись по принципу представительства от тухумов. Некоторые тухумы имели наследственное право занимать должности старшины, кадия или члена суда. Члены общины были частными собственниками земель и совладельцами общей территорией, что отличало их от обычных крестьян-общинников. Это придавало общинам-джамаатам определенный гражданский статус независимой микрополитической системой самоуправления.

В джамаатах и вольных обществах преобладающее влияние имело мусульманское духовенство (кадии). За свою деятельность кадий получал подать (закат), судебные пошлины и определенную часть военной добычи. Важным органом джамаата было народное собрание. На собрании джамаата, где участвовало все взрослое мужское население, выбирался старшина, который утверждался окружным начальником, а также члены сельских судов картов (число их - от 1 до 5). Каждый серьезный вопрос старшина и судьи выносили на обсуждение джамаата. Основными вопросами, которые выносились на обсуждение, были связаны с обеспечением безопасности территории и жителей общины, выбором представителей для решения спорных вопросов между соседними общинами, выбором суда - маслигата, обеспечением проведения сельскохозяйственных работ в строго регламентированном порядке. Джамаат рассматривал также вопросы исправления старых и проведения новых дорог, чистки оросительных канав, водопользования, найма общественного пастуха, выбора муллы. В помощь старшине выбирались глашатаи. Кроме того, по очереди назначались исполнители, которые собирали штрафы и выполняли приказания старшины и сельского суда. Джамаат для управления сельской общиной руководствовался принятыми нормами адата. Нормы адата вырабатывали для себя каждая сельская община.

Рядом с общинной собственностью на землю в предвоенном Дагестане развивалась и феодальная собственность. Ее формирование происходило в основном на базе экспроприации общинных земель, превращения свободного общинника в феодально зависимого крестьянина. Отделяясь от массы общинников-узденей, влиятельная верхушка постепенно присваивала власть над джамаатами и вольными обществами. Ханы и беки вели наступление на вольные общества, стремясь за их счет расширить свои земельные владения.

До 1813 г. те дагестанские феодальные владения, которые входили в состав России, сохраняли за собой сравнительно большую самостоятельность. Они рассматривались как союзные по отношению к России владения, а их главы получали чины и жалованье. При этом местные феодалы не были обязаны нести какие-то повинности - от них требовалось только сохранения верности Российскому государству.

Иная система общественного самоуправления была характерна для свободных от влияния царских властей территориях Страны гор. Но эта "свободная" система самоуправления имела специфические черты, обусловленные военным положением Дагестана - беспрецедентной по продолжительности и героизму национально-освободительной борьбой в основном под руководством имама Шамиля. В период этой войны Дагестан представлял собой иерархически стройную систему территориально-административное управления. Страна была разбита на шесть округов, которые в свою очередь делились на наибства (50), а наибства - на районы, которые управлялись мазунами. Были также наибства, не входившие в состав округов. Во главе наибства стоял наиб, который давал отчет о своих действиях имаму Шамилю [6].

Имамат располагал регулярными войсками, его военный совет состоял из людей высшего духовного звания и являлся совещательным органом. Решения принимал сам Шамиль. В период своего руководства имаматом он произвел коренную ломку системы сельского самоуправления. В частности, был ликвидирован институт выборных старейшин вместе с адатами и установлено единоличное управление сотника, кадия и дибира, в зависимости от величины селения. Руководствуясь шариатом и низамами Шамиля, они в своих действиях подчинялись наибу.

Государственное устройство, введенное Шамилем, было явлением новым для Дагестана. К управлению пришли уздени (рядовые общинники) - новый, выдвигаемый из "низов" социальный слой горского населения. Социальные мероприятия и реформы тоже были осуществлены Шамилем не в интересах феодалов. Армия формировалась не в виде феодальной дружины, а на широкой базе народного представительства. Однако в движении Шамиля участвовали не только общинники, но и отдельные феодалы, влияние которых в Имамате все более возрастало [4]. К концу 50-х гг., то есть по завершении активных военных действий на Кавказе, обязанности большинства феодальных владений и вольных обществ по отношению к государству изменились. Они уже должны были не только соблюдать верность Царю, но и отчислять определенные подати в пользу российской казны. С этого времени деятельность дагестанских феодалов стала контролироваться командирами введенных в Дагестан воинских частей.

Следует отметить, что в первой половине XIX в. на контролируемых царскими войсками равнинных и предгорных землях Дагестана сохранялись в основном традиционные формы общественного самоуправления с незначительными изменениями: феодалы управляли своими владениями на ханских правах с формальным ограничением права на смертную казнь, отчуждение имений, не принадлежащих им на правах частной собственности. Не подвергалось особому изменению также сельское управление. Однако высшая власть при этом сосредоточивалась в руках военного командования, причем ее формы довольно часто менялись.

Так, в 1846 г. для управления Дагестаном была установлена должность военного губернатора с резиденцией в г.Дербент. Годом позже по проекту М.С.Воронцова создается Прикаспийский край во главе с командующим войсками как новая административно-территориальная единица России. Общее руководство ею планировалось осуществлять по типу общеевропейского, хотя феодальные владения при этом сохраняли свои полномочия. К каждому феодалу прикреплялся пристав, осуществлявший функцию надзора, но не вмешивавшийся во внутреннее управление.

Как наместник Кавказа граф Воронцов большое внимание уделял проблеме взаимоотношений с местными феодалами и системе использования представителей коренных народов в административно-управленческом аппарате. В отличие от своего предшественника Ермолова, попиравшего права местных феодалов и духовенства, он старался укрепить экономические и политические полномочия ханско-бекского сословия. М.С.Воронцов писал: "Главный интерес России - связать разноплеменной край с империей и ради этого надо действовать с осторожностью. Насильственные меры не принесут добра, но могут иметь дурные последствия"[5].

Таким образом можно утверждать, что в дореволюционном Дагестане осуществлялась реализация принципа общественного самоуправления, базирующегося на народных обычаях и религиозных убеждениях местного населения. Однако такое "самоуправление" находилось под неустанным контролем лиц, поставленных царским правительством из числа офицерства. Такие лица были обязаны внимательно следить за процессом местного самоуправления, пресекая все действия, которые бы противоречили интересам России на Кавказе. При этом считалось, что именно офицеры, прошедшие школу Кавказской войны, должны были лучше других ознакомлены с бытом, обычаями, языками и духовными позициями покоряемых ими народов.

После окончания Кавказской войны в 1860 г. специальным правительственным Указом была образована Дагестанская область. Для нового административного аппарата и государственных учреждений были определены задачи, решение которых обеспечивало полное включение Дагестана в состав Российской империи. Раскрывая цель новой организации управления народами Дагестана А.Барятинский писал, что она заключается "не столько в водворении гражданственности и преследовании культурных задач, сколько в умении держать народ в повиновении и в случае надобности быстро и решительно... военными силами подавить восстание". Для достижения этой цели пригодной администрацией могла быть только военная.

В 1883 г. была проведена реформа управления, в сущности ничего не изменившая. В результате весь административно-управленческий аппарат был включен в систему так называемого "военно-народного управления". Главный смысл этой новой формы управления заключался в том, чтобы организацию управления построить по типу военных округов. Область была разделена на военные отделы и включена в ведение Военного Министерства [3].

По "Положению об управлении Дагестанской областью" начальник области мог иметь военный генеральский чин, в то же время он совмещал в себе гражданские функции. Начальниками военных отделов и округов назначались царские офицеры. Особенностью этой системы было использование в административном аппарате представителей местных народностей, разумеется только из бекского сословия. В системе "военно-народного управления" Кавказа, помимо Дагестанской области , были также Сухумский округ и Терская область. Все они были подчинены Горскому управлению, которое входило в состав Кавказского Наместничества - высшего государственного учреждения на Кавказе. Наместничество совмещало в себе административные, военные и гражданские функции.

Для административно-чиновничьего аппарата были необходимы хорошо обученные, квалифицированные кадры из числа коренных народов со знанием русского языка. С этой целью для представителей местных народностей Кавказа были открыты светские школы и вакансии в высших учебных заведениях России. Кавказское наместничество подчинялось в Петербурге вновь созданному Кавказскому комитету, который на правах особого министерства входил в Государственный Совет Российской Империи.

Кавказский Комитет курировал особо важные дела, имеющие непосредственное отношение к экономической и политической жизни горских народов. Здесь решались такие вопросы, как восстановление и ликвидация ханств, награждение дагестанских феодалов, предоставление им пожизненных пенсий, земельных участков, высоких должностей, вопросы административно-территориального устройства Дагестанской области.

Местные государственные органы власти в Дагестане были созданы в 1860 г., в год образования Дагестанской области. На территории Дагестана была введена единая система административно-территориального управления, способствовавшая устранению социальной и экономической раздробленности края. В частности, по "Положению о сельских обществах" сохранялись: сельский сход (джамаат), сельский старшина, сельский кадий и сельский суд.

В структуре государственного управления Дагестанской области существовало несколько относительно самостоятельных судебных учреждений, в том числе Комиссия военного уголовного суда для военнослужащих и областной суд для жителей-переселенцев из Центральной России, где судопроизводство осуществлялось по законам Российской империи. Коренные жители Дагестана могли обращаться только в "Народный" суд, в котором пользовались законами шариата и адата. В составе суда были кадии для решения дел по шариату.

Государственные учреждения предреволюционного Дагестана - это целая система тесно связанных друг с другом элементов государственной власти, которыми осуществлялись не только законодательные, административные и судебные функции, но также и финансовые, распорядительные, военные и хозяйственные. Например, в ведении Министерства внутренних дел России находились Дагестанский областной Статистический Комитет, областной врач, ветеринарный инспектор, строительное отделение, городские и полицейские управления, почтово-телеграфные учреждения. Свои представительства в Дагестане имели Министерство земледелия и государственных имуществ, Министерство народного просвещения, различные благотворительные и "поощрительные" общества России.

Особую роль в структуре административной власти Дагестанской области на закате царской империи играли сельские старшины. Относясь к низшим звеньям правительственного аппарата и занимая положение между администрацией и крестьянскими массами, они были проводниками политики царской администрации на местах, непосредственно ведавшими вопросами, связанными с жизнью крестьянства. Функции старшин были обширны и охватывали административную, хозяйственную, а также судебную сферы деятельности.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что упрочение российской власти в дореволюционном Дагестане в целом осуществлялось с учетом его этнокультурных и религиозных особенностей. Постепенное втягивание в русло экономической политики России, которая во второй половине XIX века вступила на путь капиталистического развития, способствовало разрушению основ феодальной раздробленности и патриархальной замкнутости Дагестана.

Геополитический фон развития Дагестана на современном «постсоветском» этапе имеет много общего с предреволюционным. С одной стороны, довольно четко проявилось стремление к реализации принципов джамаатского и общинного самоуправления в основных положениях существующего Закона РД "О местном самоуправлении". С другой - происходит укрепление силовых структур, подчиняющихся федеральному центру, и во многом зависящей от них местной административной власти. То есть находят реальное воплощение многие прежние формы и методы имперского управления. Изучение этого опыта с выявлением всех его плюсов и минусов позволит по крайней мере сохранить те позитивные начала, которые ныне намечаются в организации системы управления дагестанским обществом. Вместе с там, адаптация к дореволюционному опыту консервации старинных систем социального самоуправления должна все же сочетаться с определенными усилиями по преодолению нынешнего роста централизованного административно-бюрократического давления.

Принцип свободного социального самоуправления в современных условиях может быть реализован лишь в условиях продолжения начатых реформ и поиска консенсусов классических форм самоуправления и ныне действующим законодательством. При этом необходимо, чтобы законодательство корректно обеспечивало джамаатам права законотворчества в пределах компетенций современных административных образований.

Демократизация дагестанского общества должна способствовать повышению доверия народа к властным структурам. Действия органов власти при этом становятся более открытыми, понятными и контролируемыми обществом. Укреплению основ гражданского общества в Республике Дагестан будет всемерно способствовать атмосфера согласованности и взаимной ответственности между основными властными структурами, политическими партиями, национальными движениями и общественными организациями [1].

Литература.

1. Багомедов М.А., Эльдаров Э.М. Социальная сфера Дагестана (структура и проблемы) // Труды ГОРД. Вып.XXV.- Махачкала,1997. - С.47-53.

2. Веденин Ю.А., Набиева У.Н. Роль культурного наследия в развитии Дагестана // Труды ГОРД. Вып.ХХМ.- Махачкала,1996. - С.21-24.

3. Гасанов М.М. Политическое развитие Дагестана в условиях военно-народного управления царизма во второй половине XIX в. // Наш Дагестан. - 1998. - № 187-188. - С. 26-30.

4. Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. - Махачкала, 1989. - 180 с.

5. Магомедов Р.М. История Дагестана. - Махачкала, 1968. - 340 с.

6. Нахшунов И.Р. Дагестан в дореволюционный период // Очерки истории Дагестана. - Махачкала, 1957. - С. 193-237.

Амутинов Амучи М.

Человеческий потенциал Республики Дагестан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.