Научная статья на тему 'Традиции служения горцев Северного Кавказа (на примере рода Улагаев)'

Традиции служения горцев Северного Кавказа (на примере рода Улагаев) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗ / ВОЕННАЯ АРИСТОКРАТИЯ / ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ / ЧЕРКЕСЫ / ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / КАВАЛЕРИСТ / КУБАНЬ / ВОЕННЫЙ / CAUCASUS / MILITARY ARISTOCRACY / TRADITIONS OF SERVICE / CIRCASSIANS / MILITARY HISTORY / CAVALRYMAN / KUBAN / SERVICEMAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брацун Егор Васильевич

В статье рассматривается вопрос служения горцев Северного Кавказа Российской государственности в дореволюционную эпоху. За образец был взят черкесской дворянский род Улагаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF THE NORTHERN CAUCASUS HIGHLANDERS’ SERVICE: CASE STUDY OF THE ULUGAY FAMILY

The article deals with questions of the Northern Caucasus highlanders’ service to the Russian state during the Pre-Revolutionary period. The author studies the case of the Ulagay family.

Текст научной работы на тему «Традиции служения горцев Северного Кавказа (на примере рода Улагаев)»

УДК 94 (470.67) «1864-1917»

Брацун Егор Васильевич

Bratsun Egor Vasilyevich

аспирант кафедры

отечественной дореволюционной истории Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

PhD student of

the Russian Pre-Revolutionary History Department,

Kuban State University dom-hors@mail.ru

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ РОДА УЛАГАЕВ)

TRADITIONS OF THE NORTHERN CAUCASUS HIGHLANDERS’ SERVICE: CASE STUDY OF THE ULUGAY FAMILY

Аннотация:

Summary:

В статье рассматривается вопрос служения горцев Северного Кавказа Российской государственности в дореволюционную эпоху. За образец был взят черкесской дворянский род Улагаев.

The article deals with questions of the Northern Caucasus highlanders’ service to the Russian state during the Pre-Revolutionary period. The author studies the case of the Ulagay family.

Ключевые слова:

Кавказ, военная аристократия, традиции служения, черкесы, военная история, кавалерист, Кубань, военный.

Caucasus, military aristocracy, traditions of service, Circassians, military history, cavalryman, Kuban, serviceman.

Keywords:

История отношений России с народами Северного Кавказа показывает нам не только картины войны, но и картины совместных торговых отношений, культурное взаимопроникновение, взаимовыручки, а также совместного боевого братства русских и горцев. Одним из примеров традиции служения кавказцев России является судьба известного дворянского черкесского рода Улагаев. Обращение к данной теме вызвано несколькими соображениями. Актуальностью освещения традиций служения горцев Северного Кавказа российской государственности, и актуальностью изучения микроистории в контексте того или иного рода или семьи, которые много сделали для России, но оказались забытыми в силу идеологических причин.

Об этом роде писали в различных статьях и книгах такие историки, специалисты и краеведы, как А.Д. Вершигора, А.В. Казаков, В.И. Шкуро, П.Н. Стрелянов. В статье хотелось бы собрать воедино многие разрозненные факты и на основе архивных данных ГАКК еще раз посмотреть на судьбу этого рода.

Черкесско-шапсугский княжеский род Улагаев относился к первостепенным дворянам - тлякотлеш. Представители этого рода были вынуждены эмигрировать с родной земли после крестьянских выступлений против знати у шапсугов и Бзиюкской битвы в 1792 г. Род обосновался частью у соседних черкесских народов, частью у натухайцев и на правобережье Кубани, в казачьих землях в станицах Суворово-Черкесской и Гривенской [1].

Ислам-Гирей Шехимович Улагай (1835-1877 гг.) после крещения в православие в 1874 г. принял имя Георгия Викторовича. Этот умелый офицер служил в рядах российской армии с 1 июля 1851 г. Отличился в Кавказской войне 1817-1864 гг. За службу России был награжден множеством воинских орденов. В походах и делах против «непокорных горцев» на Кавказе находился в 1851-1853 гг. Это говорит об его служении России не за страх, а за совесть, ведь ничто не мешало Г.В. Улагаю переметнуться к своим соплеменникам. «За отличную храбрость и мужество, оказанные в деле при поражении сильных скопищ горцев», награжден знаком отличия военного ордена Святого Георгия 4-йстепени № 45, установленным для мусульман [2, с. 257], в возрасте всего 16 лет. Уже к 1861 г. дослужился до чина штабс-капитана. Погиб в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Болгарии. Похоронен там же в монастыре Святого Николая. За отличие и мужество, оказанные в делах против турок, произведен в полковники 5 мая 1878 г. посмертно [3, с. 257]. Крещение Г.В. Улагай принял перед женитьбой на дочери обрусевшего отставного подполковника барона Ивана фон Аммереха - Ольге Ивановне. В браке у них родилось два сына, младшему из которых Сергею Георгиевичу Улагаю уготовано было стать видным военным. 25 октября 1874 г. у них родится первый сын Анатолий, который трагически погиб 13 ноября 1903 г. во время кавалерийских учений во 2-м Хопёрском полку ККВ. Младший сын С.Г. Улагай родился 19 октября 1875 г. По своему вероисповеданию он являлся православным, как записано в его послужных списках. В феврале 1893 г. оба брата, С.Г. Улагай и А.Г. Улагай были зачислены в Кубанское казачьей войско с водворением в станице Ключевой [4, с. 149].

С.Г. Улагай окончил престижный Воронежский Михайловский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище по 1-му разряду. Принял активное участие в Русско-японской войне 1904-1905 гг., служа в Кубанском казачьем дивизионе, который находился в Варшаве за много верст от театра боевых действий. Несмотря на все трудности, С.Г. Улагай смог отправится на войну с Японией. Взяв двухмесячный отпуск в Варшаве, он отправился на Дальний Восток. В штабе генерала А.Н. Куропаткина С.Г. Улагай смог добиться разрешения на прикомандирование к одному из соединений Маньчжурской армии. Дискуссионен вопрос о том, в каком именно полку служил С.Г. Улагай в 1904-1905 гг. Архивариус В.И. Шкуро в своих статьях приводит противоречивые данные, что С.Г. Улагай был прикомандирован на время войны к 1-му Аргунскому полку Забайкальского казачьего войска. В другой своей статье он приводит данные, что в годы Русско-японской войны С.Г. Улагай был прикомандирован и служил в 1-м Нерчинском полку Забайкальского казачьего войска.

Однако в историческом очерке, составленном офицером полка А.Е. Маковкиным и посвященном истории полка, в 1898-1906 гг. имя С.Г. Улагая ни разу не упомянуто ни в ходе боевых действий, ни в списке офицеров полка, участвовавших в войне. К тому же в мае 1904 г., когда был ранен С.Г. Улагай, а факт его ранения в мае подтвержден как его послужными списками, так и официальной сводкой с фронта: «12 мая 1904 г. в стычке у деревни Дапу ранен: сотник Кубанского казачьего дивизиона Улагай» [5]. В это время 1-й Нерчин-ский полк находился частично в русском Приморье, частично в Северной Корее. Другой вариант участия С.Г. Улагая в войне с Японией приводится в статье А.А. Клюшкина «Действия Терско-кубанского полка в русско-японской войне 1904-1905 гг.». Автор со ссылкой на Военный сборник [6, с. 267] приводит следующие данные: «Первое серьезное боевое столкновение произошло 12 мая 1904 г. Наступавший в долине р. Ай-хэ японский отряд был встречен казаками Кубанского казачьего дивизиона. Завязался ожесточенный бой, длившийся с 10 утра до 4 часов дня. Попытка противника охватить правый фланг дивизиона и отрезать ему пути к отступлению не удалась. Первый серьезный бой и первые потери: ранены сотник Улагай и восемь казаков, двое из них контужены» [7]. Вопрос службы С.Г. Улагая в том или ином полку в годы Русско-японской войны крайне запутан, противоречив и требует дополнительного изучения и рассмотрения. Известно, что прибыв на фронт С.Г. Улагай уже в сражении 12 мая 1904 г. под деревней Дапу был тяжело ранен в грудь на вылет пулею [8, л. 3]. Об этом бое Русско-японской войны официальные сводки сообщают так: «14-го мая 1904 г. Утром 12 мая японский отряд силою до батальона пехоты с эскадроном предпринял наступление по главной Ляоянской дороге, но принужден был скоро отойти обратно к Тхуменза. В долине реки Айхе японский отряд силою до батальона пехоты занимает позицию на высотах у селения Дапу. Наши казаки были встречены сильным огнем. Перестрелка продолжалась с 10-ти часов до 4-х часов дня, причем японская пехота пыталась охватить правый фланг казаков и отрезать путь отступления, но это не удалось» [9]. За этот бой С.Г. Улагай был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость». Несмотря на ранение, С.Г. Улагай остался на фронте до конца войны. За полученное ранение Александровским комитетом он был причислен к третьему классу раненых [10, л. 62]. За Русско-японскую войну также награжден следующими орденам: 16 апреля 1905 г. Святой Анны 3-й степени и Святого Станислава 3-й степени с мечами, 25 ноября 1905 г. Святого Станислава 2-й степени с мечами и бантом, 27 мая 1907 г. Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом [11, л. 38]. Все ордена с «мечами», следовательно, за боевые отличия.

После войны с Японией С.Г. Улагай продолжал служить в Кубанском казачьем дивизионе в Варшаве. Полковые аттестации из ГАКК так характеризуют этого офицера. В аттестации за 1909 г. С.Г. Улагаю дана следующая характеристика: «Вполне подготовлен к командованию сотней и пригоден к занимаемой должности. Адъютант дивизиона подъесаул С.П. Барышь-Тыщенко» [12, л. 38]. А в общей аттестации офицеров дивизиона приведены такие данные: «Доношу, что г.г. офицеры командуемого мною дивизиона в окончательном заключении по аттестации за 1908 г. аттестованы так: Есаул Косинов выдающийся, подъесаулы: Белый хороший, Улагай - хороший, Барышь-Тыщенко - хороший, Логинов - хороший, сотник Иноземцев - хороший» [13, л. 39]. В аттестации С.Г. Улагая за 1910 г. адъютантом дивизиона Ф.В. Иноземцевым указано: «Хороший. Подготовлен к командованию сотней» [14, л. 64]. С 24 октября 1913 г. С.Г. Улагай стал командовать 2-й сотней дивизиона.

В годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. С.Г. Улагай проявил себя лихим кавалерийским офицером. О службе горцев в частях русской армии Первой мировой войны широко известно на примере Кавказской туземной дивизии. Однако имели место случаи и такого одиночного служения офицеров непосредственно в казачьих полках и регулярных полках русской армии. В войну С.Г. Улагай вступил, числясь в Кубанском казачьем дивизионе. С начала войны, дивизион нес главным образом ординарческую и конвойную службу при штабе армии и штабах корпусов, сотни очень часто перебрасывались из штаба в штаб. С.Г. Улагай стремился попасть в более серьезную боевую обстановку. После долгих хлопот ему удалось перевестись в Кавказскую туземную дивизию, где он прослужил около двух месяцев, а оттуда в 1-й Линейный генерала Вельяминова полк Кубанского казачьего войска. Более подробно о службе С.Г. Улагая известно из его воспоминаний, написанных в эмиграции. Частично они публиковались в «Историческом сборнике» В.Г. Науменко в эмиграции. Служба в 1-м Линейном полку дала С.Г. Улагаю высокие награды, золотое Георгиевское оружие «За храбрость», заработанное им в период отступлений русской армии лета-осени 1915 г. А так же Георгиевский крест IV степени за подвиг во время наступления русской армии летом 1916 г. Будучи дивизионером полка, С.Г. Улагай участвовал практически во всех боевых делах 1915-1917 гг. Удивительно и то, что он не был ни разу ранен или контужен во время упорных и трудных боев. Про это говорят полковые архивные дела 1-го Линейного полка. Характерна и личная скромность С.Г. Улагая. Так, Георгиевским оружием он был награжден спустя полтора года после совершенного им подвига, а Георгиевским крестом - спустя полгода. Его природную скромность и простоту отмечали его сослуживцы по 1-му Линейному полку. В начале мая 1917 г. С.Г. Улагай получил должность командира 2-го Запорожского полка ККВ. В дальнейшем его выделила Гражданская война в России, где он выдвинулся как крупный кавалерийский, командующий в вооруженных силах на юге России.

В истории русской армии было немало генералов и офицеров выходцев из среды горской аристократии Северного Кавказа. Одним из таких родов, который в силу обстоятельств интегрировался в российскую государственность, был род Улагаев. Представители этого рода сражались за Россию еще со времен Кавказской войны XIX в. Актуальным представляется более подробное изучение службы представителей этого рода на благо России. Особенности происхождения и осознания причин, в силу которых еще во времена войны на Кавказе в 1817-1864 гг. представители этого горского аристократического рода сделали выбор в пользу России.

Ссылки:

1. Казаков А.В. Улагаи на Балканах // Голос Адыга (официальный сайт). URL: http://www.adygvoice.ru/newsview. php?uid=1188 (дата обращения: 2.04.2012).

2. Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры середина XVI - начало XX в. Нальчик, 2006.

3. Там же.

4. Шкуро В.И. Георгиевские кавалеры - кавказцы на службе в кубанских казачьих частях. Материалы научнопрактической конференции «Дворяне Северного Кавказа в историко-культурном и экономическом развитии регио-

на». Краснодар, 2002.

5. Русско-японская война. Война с Японией // Телеграммы с фронта май 1904 г. URL: http://www.samoupravlenie.ru/34-13.php (дата обращения: 02.04.2012).

6. Военный сборник. 1904. № 6.

7. Клюшкин А.А. Действия терско-кубанского полка в русско-японской войне 1904-1905 гг. // Кубанское казачье вой-

ско. URL: http://www.slavakubani.ru/read.php?id=1340 (дата обращения: 02.04.2012).

8. ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 753.

9. Русско-японская война. Война с Японией // Телеграммы с фронта май 1904 г. URL: http://www.samoupravlenie.ru/34-13.php (дата обращения: 2.04.2012).

10. ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 814.

11. ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 765.

12. Там же.

13. Там же.

14. ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 814.

References (transliterated):

1. Kazakov A.V. Ulagai na Balkanakh // Golos Adyga (ofitsial'niy sayt). URL: http://www.adygvoice.ru/newsview.php?uid=1188 (date of access: 2.04.2012).

2. Kazakov A.V. Adygi (cherkesy) na rossiyskoy voennoy sluzhbe. Voevody i ofitsery seredina XVI - nachalo XX v. Nal'chik, 2006.

3. Ibid.

4. Shkuro V.I. Georgievskie kavalery - kavkaztsy na sluzhbe v kubanskikh kazach'ikh chastyakh. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Dvoryane Severnogo Kavkaza v istoriko-kul'turnom i ekonomicheskom razvitii regiona». Krasnodar, 2002.

5. Russko-yaponskaya voyna. Voyna s Yaponiey // Telegrammy s fronta may 1904 g. URL: http://www.samoupravlenie.ru/ 34-13.php (date of access: 02.04.2012).

6. Voenniy sbornik. 1904. № 6.

7. Klyushkin A.A. Deystviya tersko-kubanskogo polka v russko-yaponskoy voyne 1904-1905 gg. // Kubanskoe kazach'e voysko. URL: http://www.slavakubani.ru/read.php?id=1340 (date of access: 02.04.2012).

8. GAKK. F. 396. Op. 2. D. 753.

9. Russko-yaponskaya voyna. Voyna s Yaponiey // Telegrammy s fronta may 1904 g. URL: http://www.samoupravlenie.ru/ 34-13.php (date of access: 2.04.2012).

10. GAKK. F. 396. Op. 2. D. 814.

11. GAKK. F. 396. Op. 2. D. 765.

12. Ibid.

13. Ibid.

14. GAKK. F. 396. Op. 2. D. 814.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.