Научная статья на тему 'Традиции русской вокальной школы'

Традиции русской вокальной школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2224
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕКЛАМАЦИОННОСТЬ / ВОКАЛИЗАЦИЯ / ДИАПАЗОН / ФОРСИРОВКА / RECITATION / VOCALIZATIONS / RANGE / FORCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гузанова Марина Викторовна

В статье находят отражение наиболее интересные вопросы певческого искусства. Статья охватывает период 30-х гг. XIX века -период формирования основных принципов русской национальной школы пения. Традиции этого периода легли в основу обучения классических певцов нашего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF RUSSIAN VOCAL SCHOOL

In the article reflected the most interesting questions of singing. The article covers the period of the 30ies of the XIX century was the period of formation of the main principles of the Russian national school of singing. The traditions of this period formed the basis for learning classical singers of our time.

Текст научной работы на тему «Традиции русской вокальной школы»

TRADITIONS OF RUSSIAN VOCAL SCHOOL

Guzanova Marina Viktorovna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: fatal@mail.ru

In the article reflected the most interesting questions of singing. The article covers the period of the 30-ies of the XIX century was the period of formation of the main principles of the Russian national school of singing. The traditions of this period formed the basis for learning classical singers of our time.

Keywords: recitation; vocalizations; range; force.

ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ УДК78.03

В статье находят отражение наиболее интересные вопросы пев- © Гузанова М.В., 2013

ческого искусства. Статья охватывает период 30-х гг. XIX века -период формирования основных принципов русской национальной школы пения. Традиции этого периода легли в основу обучения классических певцов нашего времени.

гл

■ш-1

О

ГЧ

л_

-vO

*

(1)

сЦ

С>

гл

■ он

Ключевые слова: декламационность; вокализация; диапазон; форсировка.

Вокальная музыка включает довольно большое количество жанров: песню, романс, произведения для вокальных ансамблей, хоровую музыку и оперу. В каждом из них присутствуют два элемента: музыка и слово. Такие вокальные произведения, как, например, "Вокализ" С.В. Рахманинова или концерт для голоса с оркестром РМ. Глиэра, - редкое исключение.

В вокальной музыке интонация является основой выразительности. Очень часто музыкальная фраза рождается из интонации речи. Композитор, прислушиваясь к разговорной речи, как бы "переписывает" её интонации в вокальное произведение. Нужно отметить, что в творчестве русских композиторов прослеживается неразрывная связь с народными песенными традициями. "Сказывать песни" перешло и воплотилось в профессиональное вокальное искусство. Речевая природа отдельных вокальных моментов просматривается в оперных речитативах, особенно у А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева.

Но когда речь становится пением, в ней формируются новые качества, свойственные только музыкальному искусству. Вот почему вокальные произведения чаще пишут на стихотворный текст: повторность созвучий - рифм, ритмическая размеренность присущи самой стихотворной речи. И это не случайно, ведь поэзия и музыка возникли из некогда единого искусства - песни [1, с.49].

Певцы начала ХІХ века блистали актёрским мастерством. Обладая яркой одарённостью, прекрасными голосами, эти артисты достигли значительных художественных высот. Но и они не смогли избежать ощутимых недостатков при пении. Не случайно музыкальные критики отмечали недостаточный уровень их вокальной подготовки: "Артист мог бы петь лучше, если бы учился пению" [2, с. 6].

Голос - самый физиологический, импульсивный и капризный из всех музыкальных инструментов. При работе с вокалистом необходимо учитывать свойства великолепного дара природы. Основная черта голоса - певучесть. "И нет к ней более близкой дороги, чем та, которая сумеет в простой и напевной форме подсказать работу определенных факторов голосообразования, от которых зависит его техника" [3, с.3].Организуя свой голос, обучающийся организует самый инструмент для своей работы, а не только воспитывает умение им пользоваться.

В 30-е годы ХІХ века меняется вокально-методическая мысль. А. Варламов, М. Глинка и Г. Ломакин заложили прочный фундамент русской классической вокальной педагогики. А Варламов в 1840 году

ГУЗАНОВА Марина Викторовна,

старший

преподаватель,

кафедра Хорового

дирижирования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

fatal@mail.ru

155

0

X

г

О

г^-

■V0

О

156

опубликовал русское печатное методическое пособие" Полная школа пения". Г. Ломакин создаёт две книги: " Метода пения 1" и "Метода пения 2". В этих "Методах" впервые сказано о пении как об искусстве, которому следует обучаться по специальной системе под руководством педагога.

В " Методах" особое внимание уделяется вокализации. Автор указывает гласные А, Е, О. С помощью этих гласных и должна проходить работа над голосом. Сначала, по совету автора, обучающийся должен заниматься разработкой голоса в гамообразных упражнениях, при этом называя ноты. В процессе вокальных занятий обучающийся должен достигнуть мягкого, круглого и звучного голоса. Чтобы получить такой голос, нужно соединить гласные А и О. Произнося одно А голос не может звучать полно и кругло.

В традициях русской вокальной школы при начальном обучении пению захватываются только те звуки, которые не требуют больших усилий. А. Варламов предупреждал, что " петь с усилием, принуждать голос идти вверх или вниз и заботиться об обширности, нежели о верности голоса,- вот верные средства испортить слух и петь не в голос" [4, с. 19].

Выработка певческого голоса на центральном участке диапазона - историческая традиция русских педагогов.

Вокализация на центральном участке диапазона исторически сложившаяся принципиальная установка, связанная с повышенным вниманием к тембру голоса, к выработке палитры интонационных выразительных средств.

Как и М.И. Глинка Г. Ломакин считал главным условием для успешного овладения вокальным искусством наличие тонкого музыкального слуха. На первом месте и у М. Глинки и у Г. Ломакина всегда оказывается слух, а на втором - голос.

Г Ломакин предупреждает, что переход от одного регистра в другой должен осуществлять-ся"соединением"грудного и головного звучания. Г. Ломакин определяет наличие трёх регистров: грудного, смешанного и головного. Говоря о "переходных" нотах, на которых голос "ломается", Г. Ломакин рекомендует в этих "переходах" более мягкое, без форсировки, пение.

Особое внимание педагог должен уделять мягкости и гибкости голоса обучаемого. Чтобы добиться этого качества, во время пения необходимо держать гортань без напряжения.

Для русской вокальной школы характерно особое внимание к слову. В вокальном искусстве требуется активизация артикуляционного аппарата и, как следствие, выход яркого слова. Хорошо известна позиция по отношению к этой проблеме М.И. Глинки, который любил слышать каждое слово, сказанное чисто и верно по смыслу. А. Варламов считал, что " правильный выговор ноты и слога" придаёт пению больше ясности и силы. Развитие этих традиций

русской вокальной школы прослеживается в методике занятий многих современных педагогов, которые добиваются в работе с учениками ясного, чёткого произношения слова и правдивой интонации.

Русское классическое пение считается самым выразительным, благодаря великим творениям русских композиторов: М.И. Глинке, П.И. Чайковскому, С.В. Рахманинову, РМ. Гли-эру, М.П. Мусоргскому, А.С. Даргомыжскому и другим талантам России. Худое слово может сделать вокальное произведение непонятым.

Г Ломакин большое внимание уделяет правильной организации певческого дыхания, о чём говорит: "Кто не владеет своим дыханием, тот не может быть искусным певцом". Автор "Метод пения" утверждал, что певец должен овладеть " чувством и теплотой души". [5, с. 7]. А. Варламов писал о непосредственном влиянии " состояния души" на голосовой аппарат, а искусство пения считал "языком души, сердца, чувства и страсти".

Важным моментом для классического вокального искусства является положение корпуса. Обучаемый на вокальных занятиях должен стоять прямо, не делая никаких лишних движений. Фигура должна быть важной. Таким видом вокалист подчёркивает всю красоту, величие и значимость классического пения.

Начинать работу по постановке голоса необходимо с вокальных произведений, имеющих средний или медленный темп, но очень выразительных по содержанию. "Особенно настоятельно рекомендуется изучать классическую музыку" - советовал Г. Ломакин.

Декламационность и песенность постоянно взаимодействуют в вокальной музыке, одно может гибко переходить в другое. Так, например, музыкальная фраза, начавшаяся с декламации, постепенно может перейти в широкую и плавную мелодию. Большие возможности открываются, когда голос поддерживается музыкальным инструментом, когда голос звучит в ансамбле или с хором. Но во всех формах и жанрах вокальной музыки сохраняется неизменно самое важное - это природная связь с живым дыханием, с интонациями речи, что делает вокальную музыку такой естественной и чуткой для выражения различных переживаний человека.

И в наше время традиции русской вокальной школы лежат в основе воспитания и обучения певцов классического пения и создания вокальных произведений советскими композиторами.

Примечания:

1. Энциклопедический словарь юногомузыканта.- М.: Педагогика,

1985.

2. ДмитриевЛ.Б. Вопросы вокальной педагогики :сборник статей.-

Выпуск 6.- Ленинград: Музыка, 1982.

3. Трояновская А.И. 100 вокальных упражнений. - М.: ОГИЗ, 1934.

4. Варламов А.Е. Полная школа пения. - М., 1953.

5. Ломакин Г.Я. Два метода пения. - СПб.,1837.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.