Научная статья на тему 'Традиции праздника Иван Купала в селе Преображенка'

Традиции праздника Иван Купала в селе Преображенка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2285
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВАН КУПАЛА / СЕЛО ПРЕОБРАЖЕНКА / РИТУАЛЬНОЕ ДЕРЕВО / ОБРЯДОВАЯ КУКЛА / КУЛЬ-ТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скрябина Людмила Анатольевна, Мархель Анастасия Сергеевна

В статье авторы рассматривают описание праздника Иван Купала в селе Преображенка Тяжинского района Кемеровской области и прослеживают историю развития Иван Купала как одного из немногих языческих праздников, сохранившихся после принятия христианства и доживший до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции праздника Иван Купала в селе Преображенка»

4. GATO, f. 61, op. 1, d 11.

5. GATO, f.66-1, d. 18.

6. GATO, f. 239, op.1. d. 122.

7. Emel'yanov, N. F. Naselenie Srednego Pritom'ya v XVII — pervoy polovine XIX v. [The population Srednego Pritomya in

XVII — the first half of the XIX century]// Voprosy formirovaniya russkogo naseleniya Sibiri. — Tomsk,1978. (In Russ.).

8. Zueva, T. V., Kirdan, B. P. Russkiy fol'klor. [Russian folklore.]. - M., 1998. (In Russ.).

9. Kollektsiya metricheskikh knig (fond D-60). [Collection of registers of births] Gosudarstvennyy arkhiv Kemerovskoy

oblasti. [State archive of the Kemerovo region.]. — Kemerovo, 2007. (In Russ.).

10. Krasheninnikov, S. P. V Sibiri. Neopublikovannye materialy. [Unpublished materials. Unpublished materials.]. — M. — L.,1968. (In Russ.).

11. Materialy po issledovaniyu krest'yanskogo i inorodcheskogo khozyaystva Tomskogo okruga. [Materials on research of country and foreign economy of the Tomsk district]. — T. 1. — Barnaul, 1899. — vyp. 2 (In Russ.).

12. Miller, G. F. Istoriya Sibiri. [History of Siberia]. — M., 2000. — Izd. 2-e. — T. 2.

13. Nauchnyy otchet etnograficheskoy ekspeditsii muzeya — zapovednika «Tomskaya Pisanitsa» za 1989 god // [The scientific report of ethnographic expedition of the museum-preserve «Tomskaya Pisanitsa» for 1989] Uchenye zapiski muzeya-zapovednika «Tomskaya Pisanitsa». [Scientific notes of the museum-preserve «Tomsk Pisanitsa»]. — Kemerovo, 2015. — Vyp. 1. — S. 5—28. (In Russ.).

14. Remezov, S. U. Chertezhnaya kniga Sibiri. [Drawing book of Siberia]. — SPb. 1882.

15. Spisok naselennykh mest Tomskoy gubernii po svedeniyam 1859 g. [The list of the occupied places of the Tomsk province according to 1859]. — SPb, 1868. (In Russ.).

16. Spisok naselennykh mest Tomskoy gubernii na 1899 g. [The list of the occupied places of the Tomsk province for 1899]. — Tomsk, 1899. (In Russ.).

17. Spisok naselennykh mest Tomskoy gubernii na 1911 g. [The list of the occupied places of the Tomsk province for 1911]. — Tomsk, 1911. (In Russ.).

18. Spisok naselennykh mest Tomskoy gubernii po dannym pozdneyshikh perepisey (1910, 1917, 1920 gg). [The list of the occupied places of the Tomsk province according to the latest censuses (1910, 1917, 1920)]. — Tomsk, 1923. (In Russ.).

19. Spisok naselennykh mest Sibirskogo kraya. — T. 2. [The list of the occupied places of Siberia.]. — Novosibirsk, 1929. (In Russ.).

20. Spravochnoy knige Tomskoy eparkhii za 1909—1910 gg. [To the reference book of the Tomsk diocese for 1909— 1910]. — Tomsk, 1911. (In Russ.).

УДК 39

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА ИВАН КУПАЛА В СЕЛЕ ПРЕОБРАЖЕНКА

Скрябина Людмила Анатольевна,

к.и.н., ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Томская Писаница» (Москва, Российская Федерация). E-mail: smila@rambler.ru

Мархель Анастасия Сергеевна,

младший научный сотрудник музея-заповедника «Томская Писаница», студентка 4 курса кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: marhel_anastas@mail.ru

В статье авторы рассматривают описание праздника Иван Купала в селе Преображенка Тяжинского района Кемеровской области и прослеживают историю развития Иван Купала как одного из немногих языческих праздников, сохранившихся после принятия христианства и доживший до наших дней.

Ключевые слова: Иван Купала, село Преображенка, ритуальное дерево, обрядовая кукла, культурный феномен.

IVAN KUPALA'S TRADITIONS IN PREOBRAZHENKA VILLAGE.

Skryabina Lyudmila Anatolievna,

Candidate of History Science. The leading science member of the museum-preserve «Tomskaya Pisanitsa» (Moskov, Russian Federation). E-mail: smila@rambler.ru

Markhel Anastasiya Sergeevna,

Junior research of the museum-preserve «Tomskaya Pisanitsa». Student of 4th grade. Department of Museum Affairs (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: marhel_anastas@mail.ru

In the article the author considers the description of Ivan Kupala holiday in Preobrazhenka village of Tyazhinskiy district, Kemerovo region and traces the history of Ivan Kupala's developing, as one of the few pagan holidays which survived after up to our days.

Keywords: Ivan Kupala, Preobrazhenka village, ritual tree, ceremonial doll, cultural phenomen.

Иван Купала — один из немногих языческих праздников, сохранившихся после принятия христианства и доживший до наших дней. У древних восточных славян он был приурочен к Летнему Солнцевороту и являлся одним из главных событий народного земледельческого календаря. Это был праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета всех животворящих сил природы. В этот день люди стремились приобщиться к этим силам, воспользоваться их целительными, охранительными и очистительными возможностями на весь предстоящий год. Одновременно с этим купальскому празднику приписывалась активность потусторонних сил, к которым, несмотря на боязнь, обращались через гадания.

Дохристианское название праздника неизвестно. Привычное всем нам — Иван Купала, вероятно, появилось уже после крещения Руси, когда православная церковь в день солнцестояния стала отмечать рождество Иоанна Крестителя. Выбор глагола «купать» для перевода эпитета «креститель» явно был обусловлен тем, что крещение человека водой, которое первым совершил Иоанн, было сродни языческим ритуальным омовениям, издревле совершавшимся в день летнего солнцеворота.

По мнению большинства исследователей, к началу XIX в. у русских, проживающих в северных, центральных и сибирских губерниях Российской империи, первоначальный языческий смысл праздника был в основном утрачен, а основные элементы древнего купальского ритуала забыты или перенесены на другие праздники (Троицу и Петров день). В частности, у русских старожилов Сибири купальская обрядность состояла лишь в сборе лекарственных трав, купании и обливании водой [4, с. 91; 1;2].

В тоже время у украинцев и белорусов этот праздник трансформировался в веселое гулянье молодежи, в котором всё еще сохранялись некоторые архаические элементы празднования Купала.

Согласно этнографическим материалам XIX в., в Малороссии: Киевской, Полтавской, Черниговской, Харьковской губерниях накануне Купало (Купайло), после захода солнца, молодые празднично одетые девушки с венками на головах в избранном месте вкапывали в землю украшенное цветами и лентами срубленное деревце вербы, ивы или черноклена. Вокруг него водили хороводы

под особые купальские песни. В некоторых селениях у дерева ставили куклу (чучело), сделанную из соломы и одетую в женскую рубашку. Голову этой куклы убирали лентами, шею — монистами. Украшенное деревце, чаще всего, именовалось Мареной, а кукла — Купалой [5, с. 70—71, 76]. Но отмечались и другие варианты. В ряде уездов Киевской губернии, там, где не было обычая изготовлять куклу, Купалой называли обрядовое деревце [5, с. 76]. В Полтавской губернии, по свидетельству Терещенко, вечером под Иванов день делали «чучело из соломы, называемое Мара» [9, с.80]. В Куплинском уезде Харьковской губернии — Марынка [6, с. 159].

По имеющимся сведениям, парни в установке ритуального дерева и изготовлении куклы, как правило, участия не принимали. Обычно их роль была другая — они пытались отнять у девушек дерево или куклу и разломать [5, с.70]. Всё это представлялось в форме веселой игры и явно представляло собой пережиток древних весенне-летних языческих обрядов. Очевидно, что деревце являлось не только символом растительности и образом праздника, но и символом девичества. Именно поэтому делали его исключительно девушки, они же и оберегали.

Рядом с Купалой (деревом или куклой) разжигали костер, через который следовало перепрыгнуть, чтобы получить здоровье и плодородную силу. Поэтому через огонь прыгали не только молодежь, но и взрослые селяне. Там, где костры не разжигали, скакали через большой пучок крапивы [6, с. 158; 7, с. 130].

Отмечено также несколько вариантов кульминации праздника. Согласно имеющимся этнографическим материалам, на рассвете 24 июня (ст. ст.): 1) ритуальное дерево вместе с куклой топили в близлежащем водоеме [9, с. 81, 83; 6, с. 159; 7, с 129]; 2) топили только дерево, а куклу сжигали [Терещенко, с. 80]; 3) дерево и куклу разрывали на части [5, с. 75, 7, с. 129].

Обязательным действом праздника Купало у украинцев было купание. В одних местах девушки окунались в воду перед тем, как обряжать деревце, в других — молодежь купалась перед тем, как прыгать через огонь. Но чаще всего купались при потоплении Марены (Купало) [6, с. 156; 5, с. 71].

В число компонентов купальской обрядности у украинцев входила также «вечеря». Она устраивалась либо под ритуальным деревом, либо

на берегу после потопления Купалы. Еду готовили девушки, парни заботились о выпивке [6, с. 159].

Еще одним обязательным атрибутом праздника были венки. Каждая девушка плела свой венок сама и носила его на протяжении всего празднования. Лишь когда топили деревце или куклу, то вслед им бросали и венки. По венкам гадали «на смерть» или «о замужестве». В некоторых местах венки не бросали в воду, а несли домой и разбрасывали в огородах, чтобы росли огурцы и тыквы или вешали в комнатах и хлевах для предохранения себя и домашних животных от нечистой силы [9, с. 81; 7, с. 159].

Таким образом, на Иван Купала в Малороссии почти повсеместно фиксировались следующие действа: 1) собирание трав и цветов для плетения венков; 2) приготовление обрядового дерева и установка его на месте гуляния; 3) изготовление ритуальной куклы; 4) разжигание костра у обрядового дерева и перескакивание через огонь (в некоторых губерниях, где костер не разжигался, участники обряда перепрыгивали через высокую кучу сорванной крапивы); 5) хороводы вокруг дерева, куклы или костра; 6) потопление или разрывание, а в некоторых местах сжигание дерева или куклы; 7) совместная трапеза (вечеря) до или после уничтожения дерева; 8) бросание в воду венков и гадание по ним; 9) купание.

На рубеже Х1Х—ХХ веков вместе с переселенцами из малороссийских губерний украинские традиции празднования Иван Купала появились в Сибири и, как оказалось, некоторые из них сохранились до наших дней.

Каждый год жители села Преображенка Тяжин-ского района Кемеровской области празднуют Иван Купала по обычаю своих предков, прибывших в Мариинский уезд Томской губернии в 1894 году из Киевской, Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний.

Особо хотим подчеркнуть, что этот праздник в Преображенке не относится к разряду праздников, организованных по плану культурно-массовых мероприятий сельского клуба или местной администрации, а является самостоятельной инициативой жителей.

Главным действом праздника является изготовление обрядовой куклы, которую в Преображенке именуют Ванькой или Иваном.

Инициаторами празднования выступает какая-то одна семья, к которой впоследствии присоединяются соседи или по договоренности несколько соседствующих семей. Возрастной состав участников разнообразный: от стариков до детей. Подготовка праздника начинается, как правило, вечером 6 июля. В близлежащей роще срубают 7—8 молодых березок. На лугу косят траву для будущей куклы. Все это привозится к месту будущего празднования, обычно к дому устроителей. Березки вкапывают на улице близ

ограды дома, здесь же приступают к изготовлению Ивана. Из двух палок сколачивается крест, который служит основой. К нему привязывается привезенная трава и полевые цветы. В верхней части креста, там, где голова Ивана, с помощью цветов, яичной скорлупы, моркови и прочего обязательно изображается лицо: глаза, рот и нос.

«Ивана» в Преображенке, чаще всего, наряжают в мужскую одежду: на него надевают шапку, штаны, рубашку или фуфайку. Кроме того, мужское естество Ивана принято обозначать фалосом из моркови (фото 1).

В тоже время на видеоматериалах 1995 года, переданных в фонды музея-заповедника «Томская Писаница», к.ф.н., доцентом Е. И. Лутовиновой, имеется сюжет, в котором на мужской пол обрядовой куклы указывает только украшенная венком из ромашек мужская шляпа (фото. 2). [Фонды МЗТП, ВХ 341/2015]

Ивана, как правило, устанавливают рядом с березками. Тут же накрывают столы. Обычно каждый участник застолья приходит со своим угощением.

Праздничное застолье с выпивкой и песнопениями начинается после заката. Когда совсем стемнеет, разжигают костер и прыгают через огонь. Молодежь часто устраивает у костров своеобразную дискотеку. На рассвете Ивана несут к водоему. На берегу снимают с него одежду и топят. На рассвете Ивана несут к водоему и топят, иногда прямо в одежде (фото 3).

В конце 1990-х гг. жители Преображенки рассказывали исследователю кузбасского фольклора В. Ф. Похабову, что Ивана топили «чтоб капуста выросла» [8, с. 127].

6 июня 2015 года традиционное празднование Иван Купала в Преображенке было организовано членами семьи Васюхно. Приготовления начались около 20 часов возле дома Дмитрия Александровича Васюхно (1979 г. р.) по адресу ул. Юбилейная, 7. Дмитрий, его жена Наталья, отец и дядя Дмитрия — Александр Васильевич (1954 г. р.) и Владимир Васильевич (1949 г. р.) Васюхно начали устанавливать у ограды усадьбы срубленные неподалеку молодые березки (фото 4).

Их сосед Олег Булынин (1968 г. р.) на ближайшем пустыре накосил траву для изготовления обрядовой куклы и привез ее к дому Дмитрия (Фото 5). Александр Васильевич и Дмитрий соорудили из двух палок крестообразную основу и начали изготавливать «Ваньку». Деревянный крест обложили травой и закрепили его с помощью веревок (фото 6). Наталья положила поверх травы цветы, сообщив, что они обязательно нужны для «наряда» (фото 7).

Вместе с цветами Наталья принесла мужские брюки и кепку. После того, как травяная кукла была почти готова, ее стали «наряжать». Начали со штанов: в одну штанину была продета нижняя

часть палки с обвязанной травой, в другую штанину натолкали оставшуюся неиспользованную траву (фото 8).

Затем приступили к изготовлению головы и лица «Ваньки». Из яичной скорлупы и моркови Наталья сделала глаза, нос и рот. Поверх головы закрепили кепку (фото 9).

После того, как всё было готово, почти двухметрового «Ваньку» подняли и поставили рядом с ранее вкопанными берёзками. Заключительным «аккордом» стало придание Ваньке «мужского достоинства» с помощью морковки и двух яиц (фото 10).

Вскоре после того, как Ванька был установлен, начались приготовления к застолью. Рядом с березками были поставлены стол и скамейки. К застолью стали собираться соседи и друзья семьи Васюхно, каждый что-то принес к общему столу. Начавшийся проливной дождь не стал помехой — над столом был сооружен навес из полиэтилена. Когда к застолью присоединилась заведующая местным клубом Надежда Фонтанина, за столом зазвучали песни, в основном украинские.

Как только дождь прекратился, разожгли костер, который был подготовлен заранее, и стали через него прыгать (фото 11).

К сожалению, начавшийся проливной дождь, продлившийся всю ночь, помешал завершению праздника. Примерно в 23 часа 45 мин. застолье свернули и топить в реке «Ивана» не носили.

По утверждению участницы праздника Надежды Николаевны Фонтаниной (1981 г. р.), если бы не было дождя, «Иванов» в этот день в Преобра-женке можно было бы увидеть на каждой улице: «Ванек все по-разному наряжают, но кроме травы обязательно должны быть цветы. Мужское достоинство ради смеха чучелу привешивают. Каждая компания топит своего Ваньку в разных местах, кто в пруду, кто в речке. Еще принято Иванов друг у друга воровать, а если соседи своего Ваньку не отобьют, то приходится двух Иванов к реке нести. Когда топят Ивана, как правило, и сами окунаются. А по венкам у нас не гадают».

Косвенное подтверждение информации об обычае воровать «Ивана» содержится и в материалах, записанных в 1990-х гг. В. Ф. Похабовым. Его информаторы А. И. Бычкова (1916 г. р.) и В. А. Леонидова (1927 г. р.) сообщали, что «ночью, когда караулили Ивана, ставили столы, на них разную закуску, вино и гуляли. Чучело стерегли до утра, а как только начинало светать, уносили его к речке, бросали в воду, провожали и пели: «Головастый

Иван по капусте орал. Головаста садила, чтоб капуста родила!» [8, с. 127].

В том или ином виде в праздновании дня Иван Купала в Преображенке сегодня присутствует как минимум пять из девяти вышеперечисленных элементов традиционной купальской обрядности украинцев. Хотя, безусловно, все они претерпели существенную трансформацию.

Никто из устроителей наблюдаемого нами празднования не смог объяснить, чему оно посвящено и зачем нужно ставить у дома деревца и «Ивана». Но при этом все без исключения говорили: «Старики так делали, и мы делаем».

Можно предположить, что традиция «ставить Иванов» была привнесена в Преображенку украинскими переселенцами из Черниговской губернии, в ряде уездов которой, по свидетельству А. Н. Малинки, в конце XIX века на Иван Купала из травы и цветов, привязанных к крестообразной основе, изготавливали куклу, именуемую Иваном. Этой кукле повязывали женский платок, а на шею надевали монисто с лентами. Ее ставили на плетень или на воротах. В селе иногда делалось несколько Иванов [7, с. 129].

Очевидно, окончательная трансформация куклы, некогда олицетворявшей древнеславянский женский мифологический персонаж Марену/Купало, в куклу Ивана с ярко выраженными признаками мужского пола произошла уже в Сибири, в первой четверти ХХ века в среде потомков первых жителей Преображенки. В данном случае забытые традиционные представления и верования были преобразованы в логичную для современного человека цепочку образов: праздник Иван Купала — кукла Иван — мужчина. Соответственно, появляются мужские элементы одежды и другие признаки пола.

На рубеже XIX — ХХ веков в купальской обрядности первопоселенцев села Преображенка, по-видимому, присутствовало и срубленное обрядовое деревце, о чем свидетельствует сохранившийся обычай вкапывать рядом с «Иваном» срубленные молодые березки. В настоящее время первоначальный смысл этого действа утрачен.

Между тем, несмотря на значительные изменения первоначального внутреннего содержания и формы, праздник Иван Купала в селе Преображенка является уникальным культурным феноменом Кемеровской области. А само село, пожалуй, единственным очагом живой традиционной культуры, передаваемой из поколения в поколение.

Источники и литература

1. НА МЗТП, ф. 3, д. 43

2. НА МЗТП, ф. 3, д. 44

3. Фонды МЗТП, ВХ 341/2015

4. Громыко, М. М. Дохристианские верования в быту крестьян XVII — начала XX вв. / М. М. Громыко // Из истории семьи и быта сибирского крестьянства XVII — начала XX вв. — Новосибирск, 1975. — С. 71—110.

5. Забылин, М. М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. М. Забылин. — М.,1880.

6. Иванов, П. В. Жизнь и поверья крестьян Куплинского уезда Харьковской губернии [Текст] / П. В. Иванов // Сборник Харьковского историко-филологического общества. — Харьков, 1907. — Вып. VIII. — С. 155—163.

7. Малинка, А. Н. Иван Купала в Черниговской губернии / А. Н. Малинка // Этнографическое обозрение. — 1898. — № 2. — С. 128—131.

8. Похабов, В. Ф. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX— XX вв. / В. Ф. Похабов Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Новосибирск, 2004.

9. Терещенко, А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко // СПб, 1848.

References

1. NA MZTP, f. 3, d.43

2. NA MZTP, f. 3, d. 44

3. Fondy MZTP, VKh 341/2015

4. Gromyko, M. M. Dokhristianskie verovaniya v bytu krest'yan XVII- nachala XX vv. [Pre-Christian beliefs in life of

peasants of XVII-of the beginning of the XX centuries] / M. M. Gromyko // Iz istorii sem'i i byta sibirskogo krest'yanstva XVII- nachala XX vv. [From history of a family and life of the Siberian peasantry of XVII-of the beginning of the XX centuries] Novosibirsk, 1975. S. 71—110. (In Russ.).

5. Zabylin, M. M. Russkiy narod. Ego obychai, obryady, predaniya, sueveriya i poeziya. [Russian people. Its customs,

ceremonies, legends, superstitions and poetry.] M.,1880. (In Russ.).

6. Ivanov, P. V. Zhizn' i pover'ya krest'yan Kuplinskogo uezda Khar'kovskoy gubernii [Life and beliefs of peasants of the

Kuplinsky district of the Kharkov province] // Sbornik Khar'kovskogo istoriko-filologicheskogo obshchestva. Vyp. VIII. Khar'kov, 1907. — S. 155—163. (In Russ.).

7. Malinka, A. N. Ivan Kupala v Chernigovskoy gubernii [Ivan Kupala in the Chernigov province] // Etnograficheskoe

obozrenie. [Ethnographic review № 2, 1898] — S. 128—131. (In Russ.).

8. Pokhabov, V. F. Obryadovye traditsii russkogo naseleniya Mariinskogo uezda Tomskoy gubernii kontsa XIX—XX vv.

[Ceremonial traditions of the Russian population of the Mariinsky district of the Tomsk province of the end of the XIX—XX centuries] / V. F. Pokhabov Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata istoricheskikh nauk. [The thesis on competition of an academic degree of the candidate of historical sciences]. — Novosibirsk, 2004. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Tereshchenko, A. V. Byt russkogo naroda. [Life of the Russian people]. — SPb, 1848. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.