Научная статья на тему 'Традиции офицерского корпуса ВМФ в военно-профессиональной подготовке'

Традиции офицерского корпуса ВМФ в военно-профессиональной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции офицерского корпуса ВМФ в военно-профессиональной подготовке»

102 Высшее образование в России - М 5, 2006

Традиции офицерского корпуса ВМФ в военно профессиональной подготовке

В. МАСЯГИН, контр-адмирал, доцент

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота РФ

Чтобы более полно представить содержание и воспитательные функции военно-профессиональных традиций офицеров Российского ВМФ, автор предлагает их классификацию по основным сферам профессиональной деятельности: 1) сфера боевой деятельности; 2) сфера учебно-боевой деятельности; 3) сфера общественно-государственной деятельности; 4) сфера воинского быта.

Военно-профессиональные традиции в сфере боевой деятельности - ни при каких обстоятельствах не спускать своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче в плен; воевать малой кровью; не обижать мирного жителя; пленному - пощада; драться до последней капли крови, в последний момент корабль уничтожить; командир покидает гибнущий корабль последним; внимательное отношение к подвигам подчиненных и забота о своевременном награждении героев; защита командира в бою; коллективная выработка решения в экстремальных ситуациях и другие - выражают беспредельную любовь и преданность офицеров флота Родине, братскую взаимопомощь и выучку в бою.

Традиции в сфере учебно-боевой деятельности - образцовые строевые смотры, передача передового опыта, обучение на повышенном уровне трудностей; на именном корабле служить только на отлично; новой технике - более высокий уровень ее освоения; вернулся с моря - готовься снова к походу; освоение должности на ступень выше занимаемой; проводы и встречи кораблей из дальнего похода; заступление на боевое дежурство и выход на боевую службу; сохранение корабельных реликвий и исторических предметов; отдание почестей славным победам, местам героической

гибели в море и другие - воспитывают у офицеров флота высокие морально-боевые качества, необходимые для победы в современном бою.

Военно-профессиональные традиции в сфере общественно-государственной деятельности - встречи официальных лиц своего и иностранных государств в ходе визитов и заходов кораблей в иностранные порты; чествование ветеранов на борту корабля; участие в общегосударственных праздниках и Днях воинской славы России; проведение Дня корабля (в годовщину поднятия Андреевского флага) и другие - способствуют укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, подчеркивают большую социальную значимость и престиж военно-морской службы.

Сложились военно-профессиональные традиции, отражающие повседневный быт военных моряков: уважение к старшему по чину, приоритет правой стороны при перемещении на корабле, погребение в море, неукоснительное соблюдение корабельных правил, правил поведения в кают-компании офицерского состава и столовой команды, традиция рыцарского отношения к женщине и другие, которые способствуют развитию важных профессиональных качеств и правил профессионального поведения у офицеров флота.

Проведенная опытно-экспериментальная работа в корабельных соединениях Балтийского флота позволила выявить воспитательные функции военно-профессиональных традиций офицеров Российского ВМФ. Основным критерием определения этих функций является социально-педагогическая направленность традиций, влияющих на формирование военно-профессиональных качеств у офицера флота как защитника

Память

103

Родины. В связи с этим правомерно выделить следующие педагогические функции военно-профессиональных традиций:

■ нормативно-ориентировочная: эта функция состоит в том, что традиция несет в себе определенную совокупность знаний о военной профессии и должностных обязанностях, которые, будучи усвоены офицером, преобразуются в его поступки и действия;

■ мобилизационно-побудительная: она выражается в том, что традиция вдохновляет и побуждает офицеров к ратным подвигам, помогает преодолевать трудности и достигать конкретных результатов в военно-профессиональной деятельности; данная функция реализуется в готовности к героическим поступкам, самопожертвованию, в стремлении к самосовершенствованию;

■ регулятивно-оценочная: является мерилом нравственной оценки поведения офицера как военного профессионала со стороны сослуживцев и командиров, выражается в регламентации и организации взаимоотношений между офицерами;

■ интегративная: проявляется в единении офицеров независимо от их возраста, социальной и национальной принадлежности.

Анализ педагогической деятельности руководителей военно-профессиональной подготовки в соединениях, на кораблях Балтийского флота, в военно-морских учебных заведениях, а также изучение научных, исторических и других источников позволили выявить основные условия эффективного влияния традиций на военно-профессиональную подготовку офицерского состава. К ним относятся: психолого-педагогическая подготовка руководителей и организаторов военно-профессиональной подготовки, повышение в ней роли воспитательного коллектива (офицерского собрания, кают-компании офицеров или другого воспитательного коллектива), активное военно-профессиональное самосовершенствование офицеров с опорой на традиции.

Использование традиций руководителями военно-профессиональной подготовки предусматривает задействование устоявшихся механизмов коллективной жизни и профессиональной деятельности офицеров (учет предпочтений и ожиданий, готовность к привычным формам организации действий и пр.). Как правило, эффективной в среде офицеров является традиция совместной выработки решений по значимым, затрагивающим общие интересы вопросам, которые в последующем закрепляются распоряжением командира. Опора на военно-профессиональные традиции является одной из характерных черт демократического стиля руководства. Офицер, которому он свойствен, воздерживается от единоличного решения вопросов, доверяет коллективу и учитывает его мнение при вынесении решения.

При реорганизации соединений (других профессиональных коллективов), при значительных переменах в личном составе, изменении содержания и характера решаемых задач, условий жизни и профессиональной деятельности возникает необходимость формирования новой традиции. С ее помощью закрепляются положительные достижения в ратном труде и нравственном поведении офицеров. При этом выявляется коллективная потребность (проблема), удовлетворение (решение) которой может и должно иметь традиционную форму. Дальше разрабатывается соответствующий способ действий офицеров (ритуал), проводится организаторская и воспитательная работа, с тем чтобы у офицеров не только появились навыки, но и выработались привычки, необходимые для постепенного внедрения характерной для традиции коллективной саморегуляции. Механизм формирования традиций применим и для возрождения забытых старых традиций, в которых сегодня возникает потребность при реформировании военно-морского флота и его офицерского корпуса.

Исходя из результатов педагогического исследования, практики воспитательной

104 Высшее образование в России - М 5, 2006

работы в надводных и подводных соединениях военно-морского флота, в педагогическую практику была внедрена комплексная методика повышения эффективности воспитания офицеров кают-компании корабля на военно-профессиональных традициях. Она включает в себя частные методики организации офицерского коллектива, убеждения и педагогического стимулирования.

Методика организации офицерского коллектива предусматривает использование в деятельности кают-компании офицерского самоуправления, предъявление единых педагогических требований и состязательность в совершенствовании профессионального мастерства. Офицерское самоуправление выражается в создании руководящего органа — совета кают-компании. Избираемый собранием офицеров корабля, он способствует формированию отношений товарищеской взаимозависимости и индивидуальных важных профессиональных качеств и правил профессионального поведения. Единые педагогические требования, предъявляемые командованием, отражают военно-профессиональные традиции, правила и нормы коллективной жизни и деятельности. Претворению их в жизнь способствует применение в деятельности кают-компаний Кодекса чести офицера флота. Состязательность способствует организации и стимулированию деятельности офицерского коллектива. Соблюдается ведущий принцип соревнования - рядом не должно быть отстающих, передовой профессиональный опыт служит всем. Состязательность позволяет решить педагогическую задачу совершенствования профессионального роста и сплочения коллектива кают-компании офицеров на традициях Российского ВМФ. Она вызывает у офицеров осознанное стремление выполнять установленные в кают-компании и на корабле военно-профессиональные традиции, правила и нормы поведения.

Методика убеждения в первую очередь предполагает использование таких форм

воспитательной работы, как тематическое информирование, военно-исторический поиск и дискуссия. Тематическое информирование обеспечивает организованную руководителями военно-педагогического процесса передачу офицерам знаний о традициях ВМФ, своего флота, соединения и корабля. Этому способствуют проводимые в кают-компании соответствующие мероприятия, подбор литературы, видео- и кинофильмов, радио- и телепередач, произведений искусства и ознакомление с ними офицеров. Военно-исторический поиск помогает привлечь офицеров к самостоятельному изучению истории и традиций кают-компании своего корабля, а также способствует расширению кругозора и усвоению знаний. Дискуссионная форма обсуждения исторических фактов и военно-профессиональных традиций побуждает офицеров к обмену мнениями в кают-компании по актуальным вопросам корабельной жизни, способствует выработке при участии командования коллективной точки зрения на положительные и негативные традиции.

Методика педагогического стимулирования представляет собой систему средств для педагогически целесообразной организации общественно полезной деятельности офицеров, отношений между ними и направлена на пробуждение активности, интересов и нравственных мотивов их поведения. В результате ее применения исполнение традиций по обязанности и необходимости становится осмысленным и творческим, сопровождается положительными эмоциями. Педагогическое стимулирование реализуется через требование, перспективу и общественное мнение. Требование применяется в целях побуждения офицеров действовать в соответствии с лучшими военно-профессиональными традициями ВМФ. Оно способствует формированию у них важных профессиональных и нравственных качеств и в то же время помогает бороться с негативными традициями. Реализуется требование через систему личных отношений при общении в кают-компании.

Память

105

Перспектива способствует определению ближайших ступеней профессионального роста как наиболее значимой цели. При этом у офицера формируется внутреннее побуждение пополнять свои знания, навыки и умения, действовать в соответствии с военно-профессиональными традициями. Здесь же отметим, что кают-компания, являющаяся барометром интеллектуальной жизни корабля, имеет право общественного воздействия во всех случаях недостойного поведения военнослужащего, а ее мнение следует учитывать при выдвижении офицера на ту или иную должность или его аттестовании. Наиболее эффективно общественное мнение, которое как бы вбирает в себя содержание всех прочих средств стимулирования. Оно привлекает офицеров к разработке и предъявлению требований друг к другу, способствует постановке и реализации общественно значимых и личных перспектив, служит укреплению устоявшихся, формированию новых и возрождению забытых традиций Российского флота, а также преодолению негативных явлений и тенденций в военно-профессиональной подготовке.

Практическим результатом внедрения комплексной методики воспитания офицеров ВМФ на военно-профессиональных традициях явилось выявление условий повышения эффективности исследуемого процесса: превращение кают-компании (или другого воспитательного коллектива) в постоянно действующий центр духовно-нравственного, военно-профессионального роста офицеров корабля; вовлечение всех офицеров в активную работу по организации и проведению различных мероприятий, поощрение и развитие инициативы, стремления установить в кают-компании дружескую атмосферу взаимного духовного обогащения и профессионального развития;

создание здорового общественного мнения, поддерживающего позицию командира как единоначальника, и обстановки взаимного уважения; всемерное развитие товарищеской требовательности и принципиального отношения к фактам безделья, формализма и негативного профессионального поведения; повышение степени участия в работе в кают-компании руководящего звена, опытных офицеров, которые могут передать свой профессиональный опыт молодому поколению; соблюдение такта в кают-компании командованием корабля, повышение им педагогического мастерства, овладение искусством убеждать, увлекать личным примером, дифференцированный и индивидуальный подход к различным категориям офицеров, уважение профессионального мнения всех присутствующих независимо от звания и должности; постоянная забота о кают-компании, ее эстетическом оформлении, своевременное пополнение библиотеки новой литературой, обеспечение работы технических средств обучения и воспитания, способствующих повышению качества военно-профессиональной подготовки; вовлечение офицеров в процесс самосовершенствования.

Проведенное научно-педагогическое исследование сущности и содержания традиций, выявление их педагогических функций позволили определить военно-профессиональные традиции офицерского корпуса ВМФ России как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, обусловленные влиянием морской среды, ставшие нормой поведения в боевой обстановке и в мирное время, активно побуждающие офицеров образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить Родине.

От редакции

Поздравляем!

Имя Галины Силласте - социолога широкого профиля, автора монографий, брошюр и статей общим объемом свыше 700 печатных листов - известно как в нашей стране, так и за ее пределами. Она сыграла активную роль в институционализации гендерной социологии как одного из направлений отечественного социологического знания, имеющего важное теоретическое и практическое значение. Галина Георгиевна внесла крупный вклад в развитие социологии безопасности, политической и - особенно - экономической социологии, социологии села. Она является автором новой частной социологической теории - социологии страхования.

Большое место в жизни Галины Георгиевны занимает ее многолетняя научно-педагогическая деятельность в высшей школе. Почти 10 лет назад она создала в Финансовой академии при Правительстве России кафедру социологии, ставшую общепризнанным профессиональным центром, вокруг которого сложилась самостоятельная научная школа, занимающаяся проблемами интеграции социологии в учебный процесс финансово-экономических вузов. «За вклад в подготовку социологических кадров и активную деятельность по проведению научных мероприятий Российского общества социологов» кафедра социологии награждена Почетной грамотой РОС.

Галина Силласте - лауреат премии им. И.Г. Петровского «За цикл научно-педа-гогическихработ» (2005 г.). Многие ее труды посвящены социологическому анализу процесса модернизации российского высшего образования, гендерной асимметрии в экономике и политике. Ею написаны учебные пособия по экономической социологии, методике и технике социологических исследований в сфере экономики и финансов, использованию интерактивных методов в преподавании. Она - автор новой методики использования социологических исследований в дипломных работах выпускников экономических вузов.

Профессор Галина Силласте - активный общественный деятель. С 1992 г. она является бессменным президентом Международной ассоциации общественных объединений «Женщины и развитие». Неоднократно привлекалась в качестве эксперта к работе комитетов Государственной думы и Совета Федерации, правительственных и неправительственных организаций, в том числе по линии ООН.

Научно-педагогическая и общественная деятельность Галина Георгиевны отмечена многими наградами. Она - заслуженный деятель науки России, лауреат национальной Премии общественного признания выдающихся достижений женщин России - «Олимпия-2004» в номинации «Наука и образование». За свою исследовательскую работу Галина Силласте награждена Премией Президента России.

Галина Силласте - яркий популяризатор социологической науки, публицист, блестяще владеющий словом. Она участница более чем трехсот радио- и телевизионных передач.

Сердечно поздравляя Галину Георгиевну -постоянного автора нашего журнала и члена его редколлегии - с юбилеем, мы желаем ей здоровья, семейного благополучия, долгой и плодотворной творческой жизни!

■«к,*-

I

* т

г

с

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.