Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕРЕДОВОМ ОПЫТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ'

ТРАДИЦИИ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕРЕДОВОМ ОПЫТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Личность / обучающийся / «Коллективный разум» / саногенное мышление / патогенное мышление / черта / группа / психический процесс / когнитивная структура / коллективность / отрицательные эмоции / потеря рассудка / личная ответственность. / Personality / training / "collective reason" / sanogenic thinking / pathogenic thinking / character / group / mental process / cognitive structure / collectiveness / negative emotions / loss of reason / personal responsibility.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманова Зухра

В данной статье представлены традиции научно-теоретического изучения социально-психологических аспектов саногенного мышления в передовом опыте зарубежных ученых. В ходе исследования был изучен анализ научных исследований по саногенному и патогенному мышлению, проведенных учеными-психологами зарубежных стран и стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF SCIENTIFIC AND THEORETICAL STUDY OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SANOGENIC THINKING IN THE ADVANCED EXPERIENCE OF FOREIGN SCIENTISTS

This article presents the traditions of scientific and theoretical study of the socio-psychological aspects of sanogenic thinking in the best practices of foreign scientists. The study examined the analysis of scientific research on sanogenic and pathogenic thinking conducted by psychologists from foreign and CIS countries.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕРЕДОВОМ ОПЫТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ»

«

Open access journal

www.in-academy.uz

ARTICLE INFO

TRADITIONS OF SCIENTIFIC AND THEORETICAL STUDY

OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SANOGENIC THINKING IN THE ADVANCED EXPERIENCE OF FOREIGN SCIENTISTS

Abdurakhmanova Zukhra

Associate Professor of Applied Science at Tashkent University, (PhD)

ABSTRACT

This article presents the traditions of scientific and theoretical study of the socio-psychological aspects of sanogenic thinking in the best practices of foreign scientists. The study examined the analysis of scientific research on sanogenic and pathogenic thinking conducted by psychologists from foreign and CIS countries.

Received: 06th June 2024 Accepted: 11th June 2024 Online: 12th June 2024 KEY WORDS

Personality, training, "collective reason",

sanogenic thinking,

pathogenic thinking, character, group, mental process, cognitive

structure, collectiveness, negative emotions, loss of reason, personal

responsibility.

ТРАДИЦИИ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕРЕДОВОМ ОПЫТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

Абдурахманова Зухра

Доцент Ташкентского университета прикладных наук, (PhD)

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 06th June 2024 Accepted: 11th June 2024 Online: 12th June 2024 KEY WORDS

Личность, обучающийся, «Коллективный разум», саногенное мышление, патогенное мышление, черта, группа,

психический процесс, когнитивная структура,

В данной статье представлены традиции научно-теоретического изучения социально-психологических аспектов саногенного мышления в передовом опыте зарубежных ученых. В ходе исследования был изучен анализ научных исследований по саногенному и патогенному мышлению, проведенных учеными-психологами

зарубежных стран и стран СНГ.

коллективность, отрицательные эмоции, I

рассудка,

потеря личная

ответственность.

В передовом опыте зарубежных ученых существуют традиции научно-теоретического изучения социально-психологических аспектов саногенного мышления. В этих теориях генезис категориальных определений рассматривается в зависимости от того, как оно трактуется как социально-психологический феномен. В ходе исследования был изучен анализ научных исследований ученых-психологов зарубежья и стран СНГ.

Проблема саногенного мышления в зарубежной психологии изучалась многими учеными. Г. Лебон, Н.И. Повякель, В. Рыбак, А. Саарни, Д. Глеман, М. Рейнольдс, Кара-Мурза Е. Александровская, Р. Бернс, К. Бюттнер, Д. Джампольски, М. Джеймс, Д. Джонгвард, А. Добрович, И. Дубровина, А. Захаров, М. Тишкова, М. Рэттер, В. Леви, В. Семке, Д. Фонтан, К. Хорни и другие. В своих исследованиях эти ученые сосредоточились на конкретных формах саногенного мышления, его основных элементах и конкретных методах.

Концепция «Коллективного сознания» Г. Лебона, известного в социальной психологии ученого начала ХХ века, помогает понять психологические особенности саногенного мышления, в первую очередь: бесчеловечность (предпочтение когнитивной структуры психических процессов, характерной для группы, утрата уникальных индивидуальных особенностей); во-вторых: коллективный (часто преобладание отрицательных эмоций); в-третьих: потеря интеллекта (человек очень мало внимания уделяет интеллекту в толпе); четвертое: потеря личной ответственности (неспособность контролировать себя и внешнюю ситуацию).

Приведенные выше методические указания ученого показывают, что социальные нормы, поведение, общечеловеческие ценности среди групп управляются мышлением. Когда человек не мыслит позитивно, эффективность творческих идей и обработки информации снижается. В свою очередь, такая ситуация приводит к формированию патогенного мышления.

В области психологии многие ученые изучали факторы и механизмы мышления, которые помогают здоровью человека, в том числе:

-Представители области психиатрии изучали факторы, вызывающие формирование патогенного мышления, и считали, что психотерапевтические средства предупреждают негативные психические состояния и развивают психические состояния, саногенное мышление;

-Представители области психологии - подчеркивают, что люди, обладающие свойством саногенного мышления, предстают здоровыми личностями в психоэмоциональной сфере;

-представители социальной психологии - изучавшие значение социальных институтов в коррекции индивидуальных особенностей, на основе полученных

Open access journal

www.in-academy.uz

результатов, структуры социальной деятельности являются важным фактором, разрабатывают принципы, методы и формы обучения.

Проблемы саногенного мышления впервые были изучены зарубежными учеными. Абрахам Маслоу, А. Эллис, А. Беклар, А. Саарни, Д. Глеман, М. Рейнольдс, Кара-Мурза и др. в своих работах среди когнитивных психологов описали основы и природу эмоциональных способностей, различные аспекты его формирование и развитие, а также его влияние на успехи человека в деятельности изучаются сопутствующие факторы.

Известный американский психолог Абрахам Маслоу описывает иерархию потребностей в теории потребностей следующим образом - к низшему уровню потребностей относятся физиологические потребности (сон, голод, жажда и др.) Если они постоянно удовлетворяются, они перестают служить детерминантами активного поведения, поскольку только неудовлетворенные потребности мотивируют человека к совершению активных действий. После удовлетворения физиологических потребностей возникает потребность в безопасности и защите. После этого возникают социальные потребности, такие как принадлежность к определенной социальной группе и занятие в ней устойчивого места. Следующая потребность — иметь высокий уровень самооценки и уважение других. И, наконец, потребность человека на последнем этапе, добившегося удовлетворения всех своих потребностей, выражается в самосовершенствовании, стремлении раскрыть свой внутренний потенциал, проявление своих способностей как личности.

По Маслоу, когда человек не может удовлетворить свои основные потребности, он проявляет нездоровые, патогенные действия, вызывающие активацию компенсаторных, дополнительных механизмов. Так, по мнению ученого, удовлетворение всех потребностей служит совершенствованию человека и раскрытию его внутреннего потенциала.

Кара-Мурза показывает, что при манипулятивном управлении человеком прежде всего должны быть теоретически и практически осмыслены место, механизмы и законы сознания, а затем уже сформировано антиманипулятивное поведение. Поэтому большое практическое значение имеет исследование механизмов психологической защиты, характеризующих юношеский возраст человека, совершенствование духовно-воспитательной работы образовательных учреждений, мобилизация правоохранительных органов и районного активиста, практикующих психологов, сотрудников психологических служб. населению для развития саногенного мышления у молодежи.

В работах А. Эллиса, А. Бека, а также К. Саарни, Д. Глемана, М. Это отражено в научных исследованиях Рейнольдса и других учёных. По результатам анализа научной литературы и разработок в зарубежных теориях были выделены и развиты как самостоятельное направление психологии понятия эмоции, интеллекта и саногенного мышления.

В 1950-1960-х годах А. Бек и А. Эллис создали метод когнитивной терапии, согласно которому были выдвинуты идеи о том, что здоровое мышление человека влияет на его здоровье, а эмоциональные реакции и когнитивные знания человека

Open access journal

www.in-academy.uz

служат лечению привычных чувств. осталось из прошлого. Суть данной когнитивной терапии заключается в обучении и обучении новому образу мышления, при котором технология развития саногенного мышления регулирует психотерапевтические знания. Поэтому теорию и практику развития саногенного мышления можно признать самостоятельным направлением психологии.

К. Хорни (2001-2009) изучал значение социокультурной среды, влияющей на формирование неврозов у людей. В своем исследовании Хорни сказал: «Человек будет удовлетворен своей жизнью, если займет достойное место в обществе. Для этого ему следует осознать свои способности, потенциал и потребности и развивать их.

Человек имеет положительное отношение к жизни, если у него развито саногенное мышление. Напротив, если и есть аномалии в его мышлении, то это происходит только тогда, когда стремление к саморазвитию и самовыражению блокируется внешними социальными условиями. По теории К. Хорни, «для развития должна быть личностная мотивация, противоречивые чувства человека являются не только «главной заботой», но и результатом природных и социальных условий. По мнению ученого, возникают две ситуации: первая ситуация заключается в том, что социальная среда способствует развитию у человека определенной структуры потребностей, а вторая ситуация является препятствием для их реализации в жизни. Это развивает тревожно-ориентированное поведение. В результате у человека формируется агрессия к жизни.

На развитие саногенного мышления часто влияют культурные факторы. Патогенное мышление формирует бессознательные психические привычки, думая иррационально, что, в свою очередь, создает внутренний конфликт. В результате возникает состояние стресса, а стресс влияет на психическое здоровье человека.

Методологическое значение для развития саногенного мышления имеют результаты исследований представителей психоанализа, они изучали особенности патогенного мышления в формировании неврозов и значение саногенного мышления в механизмах лечения неврозов.

В частности, Эллис показал 12 стереотипов, вызывающих социальный невроз. Давайте рассмотрим один из них. По его мнению, "человек, совершивший правонарушение, должен понести наказание". В этом стереотипе об Эллисе есть заблуждение. На самом деле это не идея, рожденная разумом, а рациональный взгляд на существование социальной справедливости. Эллис утверждает, что «Культура — это обобщенный социальный стереотип, необходимый для выживания».

Основатели когнитивной теории считали, что личные эмоции контролируются «плохими эмоциями», и высказывали мнение, что их следует контролировать, чтобы их устранить. Саногенная терапия мышления учит контролировать эмоции, избавляться от негативных стереотипов, таких как быстрота гнева, наличие чувства вины, ревность, застенчивость, застенчивость.

Большая часть научной литературы показала, что наличие позитивного мышления тесно связано с процветанием и здоровьем, а наличие негативного мышления тесно связано с печалью и болезнью. Таким образом, для лечения внутренних проблем, тревоги, внутренних конфликтов и подобных внутренних

Open access journal

www.in-academy.uz

заболеваний требуется медицина, снижающая заболеваемость. Такой тип мышления называется саногенным мышлением или формированием здравоохранения. Преобладание нормального мышления или нормального мышления, привычек и автоматизма, основанных на требованиях разных культур, можно назвать патогенным мышлением или болезнетворным мышлением.

Поведение человека может влиять на его самочувствие, настроение, здоровье и другие стороны его жизни как отрицательно, так и положительно. Поведение, осуществляемое в рамках саногенного мышления, интерпретируется как поведение, способствующее здоровью и благополучию человека. Саногенное мышление как активный путь развития личности приближает к здоровому образу жизни и благополучной жизни в различных сферах жизнедеятельности человека. Противоречия, не соответствующие ситуации; недостаток смелости, страх, паника, отвращение, ненависть, гнев, чувство стыда, обида и т. д. оказывают негативное влияние на жизнедеятельность человека, такое поведение называется патогенным мышлением. Здоровый и нездоровый образ жизни человека зависит от влияния личностного поведения, то есть патогенного или саногенного мышления.

Те, кто мыслит патогенно, более склонны вспоминать прошлые воспоминания, редко живут настоящим, всегда ходят с сожалением, помня прошлые ошибки, несчастья, печальные события. Он также винит других в своих действиях и ошибках. Такие люди отказываются от сегодняшних возможностей и безнадежно смотрят в будущее. Например: жизнь состоит только из несчастий, все люди плохие, удача не вещь, ее не будет, жизнь - тьма, я живу мыслями, как самый невезучий человек. Он даже взывает к своему воображению, ожидая негативных событий и несчастий. Поэтому его беспокоят смутные мысли, в результате чего он теряет психическое и биологическое здоровье.

Вышеуказанные теории характерны для патогенного мышления. Саноген подчеркивает необходимость подхода к развитию мышления, исходя из элементов индивидуальной структуры.

Таким образом, феномен глобализации - это распространение научных достижений в формировании социальной, политической и культурной среды, а также гармонизация различных ценностей на всеобщей основе, это состояние девиации как средство идеологическое влияние, появление моральных угроз, вызывающих различные преступные деяния, безопасность человечества, национальную безопасность государств. Можно также признать, что блага стали серьезной угрозой для обеспечения стабильного будущего будущих поколений. С этой точки зрения возрастает необходимость исследования психологических особенностей развития саногенного мышления у студентов-подростков.

References:

1. Doroyevna, R. N. (2023). The Modern Approaches to Location Determination of Commercial Confidential Information in the System of Civil Law Objects. Journal of Intellectual Property and Human Rights, 2(10), 1-7.

Open access journal

www.in-academy.uz

2. Doroyevna, R. N. (2022). Trade Secrets and Know-How as Objects of Intellectual Property Rights: Problems of Correlation and Legal Regulation. American Journal of Social and Humanitarian Research, 3(11), 388-394.

3. Раимова, Н. (2010). Значение конфиденциальной информации в условиях рыночной экономики. Обзор законодательства Узбекистана, (1-2), 21-24.

4. Раимова, Н. (2011). Ответственность за нарушение права на конфиденциальную информацию. Обзор законодательства Узбекистана, (3), 17-21.

5. Раимова, Н. Д. (2016). Об особенностях уголовно-правовой охраны коммерческой тайны предприятия по законодательству Республики Узбекистан. Российский следователь, (22), 43-46.

6. Раимова, Н. (2016). Актуальные проблемы правовой защиты коммерческой тайны в республике Узбекистан. Обзор законодательства Узбекистана, (2), 28-29.

7. Раимова, Н. (2017). Информация как объект правового регулирования. Обзор законодательства Узбекистана, (1), 47-48.

8. Narkulovna, D. N. (2023). THE ROLE OF INTERACTIVE METHODS IN SCIENCE TEACHING. SCIENCE AND SCIENTIFIC RESEARCH IN THE MODERN WORLD, 1 (7), 76-80.

9. Джураева, Н. Н. (2023). БОШЛАНГИЧ СИНФ УЦУВЧИЛАРИНИ ТАБИИЙ (SCIENCE) ФАНЛАРДАН КУНИКМАЛАРИНИ ШАКЛЛАНТИРИШДА ВИРТУАЛ ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИДАН ФОЙДАЛАНИШ. ILM FAN TARAQQIYOTIDA ZAMONAVIY METODLARNING QO'LLANILISHI, 3(6), 134-139.

10. Narkulovna, D. R. N. (2024). BOSHLANGICH SINFLARGA TABIIY FANLARNI OQITISHDA EKOLOGIK TUSHUNCHALARNI SHAKLLANTIRISHNING AHAMIYATI. worldly knowledge conferens, 7(1), 95-98.

11. Джураева, Н. Н. (2023). БОШЛАНГИЧ СИНФ УДУВЧИЛАРИНИ ТАБИИЙ (SCIENCE) ФАНЛАРДАН КУНИКМАЛАРИНИ ШАКЛЛАНТИРИШДА ВИРТУАЛ ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИДАН ФОЙДАЛАНИШ. ILM FAN TARAQQIYOTIDA ZAMONAVIY METODLARNING QO'LLANILISHI, 3(6), 134-139.

12. Togaymurodov, J. K. (2024). A LOOK AT THE ZAKIROV DYNASTY. Web of Discoveries: Journal of Analysis and Inventions, 2(5), 152-156.

13. Togaymurodov, J. K. (2024). THE LEGACY LEFT BY BOTIR ZAKIROV. European Science Methodical Journal, 2(5), 186-191.

14. Togaymurodov, J. (2023). SOCIAL POTENTIAL OF RELIGIOUS TOLERANCE. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 11(5), 215-218.

15. Yuldoshev, U. R. (2017). THE USAGE OF STYLISTIC DEVICES: METAPHOR, METONYMY, HYPERBOLE IN UZBEK AND ENGLISH HUMOROUS TEXTS. Научно-методический и теоретический журнал.

16. Yuldoshev, U. R. (2017). Peculiarities of translation of Uzbek national anecdotes into English. Philological sciences. Graduate School Scientific Papers, 6, 50-54.

17. YOLDOSHEV, U. (2014). £eviri Surecinde £izgi Roman Ozgunluklerininin Ingilizce ve Ozbekfe Kar§ila§tirmah Analizi. Motif Akademi Halkbilimi Dergisi, 7(13), 237-242.

18. Юлдошев, У. Р. (2018). English borrowing as the main way education computer slang. Молодой ученый, (41), 204-206.

Open access journal

www.in-academy.uz

19. Yuldoshev, U., & Yuldosheva, M. (2021). Lingvostylistic and lingvocultural features of literary translation. Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry, 12(7).

20. DER GEBRAUCH, D. V. K. I. FOYDALANILGAN ADABIYOTLAR. DAF-UNTERRICHT IM DIGITALEN ZEITALTER, 130.

21. Ibrohimjon o'g'li, A. Q., & Urunbayevna, O. I. (2022). NEMIS FRAZEOLOGIZMLARNING RIVOJLANISH TARIXI VA TARAQQIYOTI HAMDA O'ZBEK FRAZEOLOGIZMLARI BILAN QIYOSIY TAHLILI. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 10(10), 202-205.

22. Одилович, К. М. (2024). ОЛТИН КАЗИБ ОЛИШ КОРХОНАЛАРИДА ТАШКИЛИЙ ФАОЛИЯТ-САМАРАЛИ БОШКАРИШ ТИЗИМИНИНГ АСОСИ. Scientific Journal of Actuarial Finance and Accounting, 4(04), 126-133.

23. Косимов, М., Халкулова, Х., & Эрматов, Н. (2024). ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА НА КАРЬЕРЕ «КАЛЬМАКЫР». Евразийский журнал технологий и инноваций, 2(4), 52-58.

24. Kosimov, M., & Malyushenko, D. (2024). MITIGATION OF ENVIRONMENTAL HAZARDS IN THE DEVELOPMENT OF DEPOSITS BY OPEN-PIT AND UNDERGROUND METHODS. Collection of scientific papers «SCIENTIA», (April 5, 2024; Valencia, Spain), 121124.

25. Qazaqovna, X. M. (2023). CONTENT AND CHARACTERISTICS OF ANDRAGOGIC EDUCATION FOR FUTURE SPECIALISTS. Journal of Survey in Fisheries Sciences, 10(1S), 32483252.

26. Kazaqovna, K. M. (2023). PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENTS. Open Access Repository, 4(03), 18-22.

27. Умурзакова, М. Н. (2021). " Узбекистонда ах,олини ижтимоий х,имоя цилишда тиббий сугуртани ривожлантиришнинг истицболлари". Т.: УзМУ, 57.

28. Nodir, K. U. (2020). Stages and scenarios of health insurance market development in Uzbekistan. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(4), 1996-2005.

29. Умурзакова, М. (2024). ТИББИЙ СУГУРТА ТИЗИМИНИ ТАШКИЛ ЭТИШНИНГ КИЁСИЙ ТАХ.ЛИЛИ. Прикладные науки в современном мире: проблемы и решения, 3(4), 16-18.

30. Умурзакова, М. (2024). СОГЛИКНИ САКЛАШ СОХАСИНИ ТИББИЙ СУГУРТА АСОСИДА МОЛИЯЛАШТИРИШ МОДEЛИ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари/Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук/Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 4(1).

31. Axmatov, S. T. A. O. G., & Umurzakova, M. N. (2024). O'ZBEKISTONDA YASHIL IQTISODIYOTNI SHAKLLANTIRISH VA RIVOJLANTIRISHDA XORIJ TAJRIBASINI O'RGANISH. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 4(4), 159-170.

32. Shoxrux, A., & Umurzakova, M. N. (2023). JAHONDA ENERGETIKA SIYOSATINI AMALGA OSHIRISH TAJRIBASI VA UNDAN O'ZBEKISTONDA FOYDALANISH. Scientific Impulse, 2(15), 830-834.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Arabovna, A. N. (2024). O'zbekiston Respublikasi Xalq Demokratik Partiyasi Faoliyati Tarixi. Miasto Przysztosci, 46, 168-172.

«

Open access journal

www.in-academy.uz

34. Абуллаева, Н. (2024). КАШТАЧИЛИК БУЮМЛАРИНИНГ ИЖТИМОИЙ-МАДАНИЙ ТУРМУШДАГИ А^АМИЯТИ. Interpretation and researches, 2(3 (25)).

35. Arabovna, A. N. (2023). MUSTAQILLIK YILLARIDA O'ZBEKISTON RESPUBLIKASIDA TASHKIL ETILGAN SIYOSIY PARTIYALAR. TADQIQOTLAR, 28(1), 104-107.

36. Абдуллаева, Н. (2023). КАШТАЧИЛИК БУЮМЛАРИДА АНЪАНА ВА ИННОВАЦИЯЛАРНИНГ УЙГУНЛАШУВИ. Talqin va tadqiqotlar, 1(32).

37. Абдуллаева, Н. А. (2023). ФАРГОНА ВОДИЙСИ ХАЛЦЛАРИ КАШТАДУЗЛИГИНИНГ ИННОВАЦИОН ЖАРАЁНЛАРИ. Экономика и социум, (9 (112)), 387-392.

38. Abdurakhmanov, K., Zikriyoev, A., Shadibekova, D., Khojamkulov, D., & Raimjanova, M. (2022, December). Limits and challenges of human resource technological talents in AI age. In Proceedings of the 6th International Conference on Future Networks & Distributed Systems (pp. 202-209).

39. Маматов, Б., Носиров, Э., Хужамкулов, Д., & Шарафхужаева, К. (2007). Кичик бизнес ва хусусий тадбиркорлик лойих,аларини молиялаштириш. Укув кулланма. ТМИ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.