Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ИСТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В.И. СУРИКОВА'

ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ИСТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В.И. СУРИКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Красноярск / Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова / наставничество / фонды / научно-исследовательская работа / экспозиционно-выставочная деятельность / культурно-просветительная работа / Krasnoyarsk / Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov / funds / research work / exposition and exhibition activities / cultural and educational work

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Болонкина Елена Владимировна, Кистова Анастасия Викторовна

Статья посвящена истории Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, на примере которого прослежен процесс становления и развития института наставничества в музейном деле. Раскрыт механизм передачи опыта молодым специалистам по основополагающим направлениям в деятельности музейно-художественных центров. Впервые в научный оборот введены новые архивные материалы, а также личные документы, характеризующие особенности развития музея в этом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Болонкина Елена Владимировна, Кистова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF MENTORING IN THE HISTORY OF THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V.I. SURIKOV

The article is devoted to the history of the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov, on the example of which the process of formation and development of the institution of mentoring in the museum business is traced. The mechanism for transferring experience to young specialists in the fundamental areas in the activities of museum and art centers is revealed. For the first time, new archival materials have been introduced into scientific circulation, as well as the documents of personal origin, characterizing the features of the museum’s development in this regard.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ИСТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В.И. СУРИКОВА»

EDN: NTGVYQ УДК 75(571.51)

TRADITIONS OF MENTORING IN THE HISTORY OF THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V. I. SURIKOV

Elena V. Bolonkina Anastasia V. Kistova

Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the history of the Krasnoyarsk Art Museum named after V^ I. Surikov, on the example of which the process of formation and development of the institution of mentoring in the museum business is traced. The mechanism for transferring experience to young specialists in the fundamental areas in the activities of museum and art centers is revealed. For the first time, new archival materials have been introduced into scientific circulation, as well as the documents of personal origin, characterizing the features of the museum's development in this regard.

Keywords: Krasnoyarsk; Krasnoyarsk Art Museum named after V^ I. Surikov; funds; research work; exposition and exhibition activities; cultural and educational work.

Citation: Bolonkina, E. V., Kistova, A. ^ (2023). TRADITIONS OF MENTORING IN THE HISTORY OF THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER I. SURIKOV. Izobrazitel 'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal 'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 3 (16), pp 18-27.

E. В. Болонкина А. В. Кистова

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова Красноярск, Российская Федерация

ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ИСТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В. И. СУРИКОВА

Статья посвящена истории Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова, на примере которого прослежен процесс становления и развития института наставничества в музейном деле. Раскрыт механизм передачи опыта молодым специалистам по основополагающим направлениям в деятельности музейно-худо-жественных центров. Впервые в научный оборот введены новые архивные материалы, а также личные документы, характеризующие особенности развития музея в этом аспекте.

Ключевые слова: Красноярск; Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова; наставничество; фонды; научно-исследовательская работа; экспозицион-но-выставочная деятельность; культурно-просветительная работа.

Работа методического совета в Красноярском художественном музее

им. В. И. Сурикова. Слева направо: А. В. Макарова, Т. М. Ломанова, Н. В. Симкина, А. А. Абисова. 1983

Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова

The work of the methodological council at the Krasnoyarsk Art Museum named after V^ I. Surikov. From left to right: A. V^ Makarova, Т. M. Lomanova, N. V^ Simkina, A. A. Abisova. 1983

Archive of the Krasnoyarsk

Art Museum

named after V. I. Surikov

В 2023 г. Красноярскому музею им. В. И. Сурикова исполнилось 65 лет. В 1957 г. начались подготовительные работы по его созданию, ему было дано название «Красноярская краевая художественная галерея». Долгожданное торжественное открытие, приуроченное к 110-летию со дня рождения В. И. Сурикова, произошло 1 мая 1958 г. Современное свое название музей получил в 1983 г., когда вышло Постановление Совета Министров РСФСР, согласно которому галерея была преобразована в художественный музей [3, с. 269].

За долгие годы музей стал одним из крупнейших и ведущих художественных центров Сибири. Сегодня он имеет важное значение для формирования культурного облика не только Красноярска, но и Красноярского края в целом. Особая роль в процессе становления и развития музея, несомненно, принадлежит его сотрудникам, которые на протяжении нескольких десятилетий вели кропотливую работу по всем направлениям музейной деятельности. Они делились своим опытом с новыми сотрудниками, которые приходили им на смену, что создало традицию преемственности различных поколений и институт наставничества.

Уже в самом начале существования галереи ее первые директора А. Д. Спеваковский (1907?

- 1961) и В. И. Ломанов (1935-1994) вели работу по формированию кадрового потенциала учреждения. Основная масса сотрудников имела высшее педагогическое образование. В 1960-е - первой половине 1970-х гг. они дополнительно проходили курсы повышения квалификации в Эрмитаже и Русском музее. Некоторые из них заочно обучались на искусствоведческих отделениях Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Уральского государственного университета. Именно уральская и ленинградская искусствоведческие школы в дальнейшем определили особенности развития музейной работы на долгие годы.

Первыми научными сотрудниками галереи стали Е. И. Ванетик, М. Н. Прозорова, В. А. Сергии, Э. А. Рассохина, Е. М. Гонтаровский. На протяжении 1960-х гг. им на смену приходят новые специалисты: Л. М. Гандина, Е Е Гусятникова, Р. А. Бердюгина, Л. А. Шиленкова, В. П. Журавлева, И. А. Гончарик. Все они были задействованы в работе галереи по формированию фондов и ведению учетно-хранительской документации, развертыванию научно-исследовательской, экс-позиционно-выставочной и культурно-просветительной работы. Важно отметить, что в эти годы штат сотрудников, которые отвечали за данные направления, был совсем небольшим.

Так, с 1959 по 1964 г. насчитывалось всего 2-3 человека. Они одновременно занимались организацией выставок, ведением экскурсий, организацией лекториев и различных мероприятий, научно-фондовой работой. Поэтому наблюдалась частая смена состава. Несмотря на это, именно на данном этапе развития музея были заложены основы передачи опыта новым сотрудникам, которые приходили в учреждение в разные годы [7, л. 2, 14, 22, 32, 38, 48, 54].

Конец 1970 - начало 1980-х гг. стали поистине переломными в истории художественного музея. На волне культурной политики «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» музей обрел второе дыхание. К этому времени Красноярская художественная галерея становится важной частью научного и методического развития музейно-художественных центров Восточной Сибири. Массово-пропагандистской работой были охвачены все слои населения Красноярска и Красноярского края. Благодаря активной собирательской деятельности постоянно пополнялись фонды. Сотрудниками планомерно велась работа по оформлению учет-но-хранительской документации, созданию условий для сохранения произведений искусства. Все это нашло отражение и в экспозицион-но-выставочной деятельности, которая активно велась и вне стен галереи.

Успешной работе галереи в это время способствовало увеличение штата. Так, к 1983 г. численность научных сотрудников возросла до 10 человек. В конце 1970 - первой половине 1980-х гг. приходят молодые специалисты: А. В. Макарова, 3. А. Дьякова, А. В. Быков, В. В. Гридина, Н. В. Симкина, А. А. Абисова, Т. М. Ломанова, М. В. Ивлиева, Т. А. Резвых, И. Г. Колесникова, Е. Ю. Безызвестных, Н. М. Попова и др. Все они имели высшее профессиональное образование, которое получили в стенах Красноярского педагогического института, Уральского государственного университета им. А. М. Горького, Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Именно они на долгие годы не только возглавили основные направления музейной работы, но и стали наставниками для многих поколений научных сотрудников [1, с. 47; 2, с. 85-88; 6, л. 65].

Существенные изменения в эти годы затронули научно-исследовательское и просветительное направления. Так, в 1984 г., по предложению директора музея Нионилы Николаевны Исаевой (род. в 1948) условно было выделено несколько отделов: научно-исследовательский, русского дореволюционного искусства, советского искусства, научной пропаганды, а также сектор декоративно-прикладного искусства.

Научная экспедиция в Хакасию. В центре Т. М. Ломанова. 1985

Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова

Scientific expedition to Khakassia. Т. M. Lomanova in the center. 1985

Archive of the Krasnoyarsk

Art Museum

named after V. I. Surikov

Научно-исследовательскую работу в музее долгое время возглавляла Татьяна Михайловна Ломанова (1947-2021). Она пришла в музей в 1974 г., когда ей было 27 лет. В это время она училась на искусствоведа в Уральском государственном университете. Почти 20 лет ее жизнь была связана с развитием музея. В 1988 г. она стала членом Союза художников РСФСР. Основные ее научные интересы были связаны с творчеством В. И. Сурикова и красноярских художников [14, с. 139]. В 1980-е гг. Т. М. Ломанова приняла участие в организации и проведении в Красноярске первых научно-практических конференций «Суриковские чтения». В 1991 г. она вошла в состав редакционной коллегии для публикации первого сборника материалов научного мероприятия за 1988 и 1991 г. [13]. Со временем «Суриковские чтения» станут визитной карточкой художественного музея.

На протяжении многих лет Татьяна Михайловна с удовольствием делилась опытом с молодыми специалистами музея. Вовлекала их в работу. Своим примером показывала, каким должен быть уровень научно-исследовательской работы в музейном деле.

В 1977 и 1984 г. она участвовала в организации первых научных экспедиций в Енисейский район. В 1985 г. была осуществлена еще одна

экспедиция на юг Красноярского края и в Хакасию [5, с. 30]. В этих мероприятиях 1980-х гг. самое активное участие принимала Е. Ю. Безызвестных (род. в 1953), представительница ленинградской искусствоведческой школы, которая имела опыт работы в музеях Красноярска. Поэтому директор музея Н. Н. Исаева поручила ей оказывать методическую помощь молодым сотрудникам, не имеющим профильного образования. «Пришлось стать „наставником" таких перспективных сотрудников, как Галина Берд-никова, Марина Ивлиева, Ирина Колесникова, Любовь Письман и др. Большинство из них получили впоследствии искусствоведческое образование»1, - подчеркивает Елена Юльевна. О своих музейных экспедициях она вспоминает: «В экспедиции мы ездили с Татьяной Лома-новой. Нас на добровольных началах сопровождали наши мужья. Еще одним необходимым членом экспедиций был один из водителей музейного автобуса, на котором мы путешествовали и который становился на две недели нашим домом. И хотя комфорта было мало, но эти поездки стали нам необходимы и очень интересны. В городах и деревнях знакомились с людьми, каждый из которых был интересен своей уникальной судьбой. Они, не скупясь, отдавали в музей сохраненные в семьях произведения на-

Открытие нового здания

Красноярского

художественного

музея

им. В. И. Сурикова (ул. Парижской Коммуны, 20). Слева третья -Н. В. Симкина. 3 октября 1983

Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова

Opening

of the new building of the Krasnoyarsk Art Museum named after V! I. Surikov (Paris Commune St., 20). N.V. Simkina -third on the left. October 3, 1983.

Archive of the Krasnoyarsk

Art Museum

named after V. I. Surikov

О ш,-

родного искусства, иконы, складни, костюмы. Невозможно рассказать обо всех впечатлениях, встречах, трогательных и забавных ситуациях, - о том, как мы с Татьяной ночь напролет могли читать стихи, ночуя на сцене деревенского клуба - и многое, многое другое»2.

Особое место в музее всегда было отведено русскому изобразительному искусству. Это направление не один десяток лет курировала Анна Андреевна Абисова (род. в 1947), которая пришла в музей уже зрелым специалистом в 1978 г. До этого она была директором выставочного зала Красноярского отделения художественного фонда РСФСР. Являясь представителем ленинградской школы искусствоведения, она сразу стала одним из ведущих специалистов музея. С 1981 по 1982 г. А. А. Абисова занимала должность директора музея. Однако руководящей работе она предпочла деятельность рядового научного сотрудника. Бывший специалист музея М. В. Ивлиева вспоминала: «Анна Андреевна имела непререкаемый авторитет как специалист, у нее я училась профессиональному мастерству и, главное, отношению к искусству и профессии искусствоведа»3.

На протяжении практически 45 лет она формировала коллекцию произведений русского искусства XVIII - начала XX в. Сама выезжала в Ленинград и Москву, чтобы найти и купить в фонды музея предметы православного искусства, произведения русских художников и скульпторов [5, с. 30-31]. Принимала участие в создании выставочного пространства в новых зданиях музея (ул. Парижской коммуны, 20; пр. Мира, 12). Ее стараниями в художественном музее появилась постоянная экспозиция русского искусства.

Для многих молодых специалистов, пришедших в разное время в музей, Анна Андреевна станет настоящим наставником в деле изучения русского изобразительного искусства. В результате сотрудниками музея Е. С. Селиной, Е. В. Мутовиной будут изданы научные каталоги, посвященные русской гравюре и литографии ХУ1П-Х1Х вв., русской пейзажной школе из собрания художественного музея [9; 12]. Одним из важных аспектов ее научных интересов в 2000-е гг. стало православное искусство, коллекцию которого она так долго комплектовала. Итогом ее работы станет издание научного каталога, посвященного поздней русской иконе [10]. Данное издание стало основой для дальнейшего

изучения фонда новыми специалистами музея. В этом направлении сегодня работает сотрудник отдела русского искусства XVIII - начала XX в. Е. И. Шаклеина. Общение с А. А. Абисо-вой дало ей возможность полностью погрузиться в эту научную тему. «В художественный музей я пришла работать в 2014 г. Анна Андреевна тогда была заведующей отделом русского искусства и хранителем коллекции. Она тогда только недавно выпустила каталог по иконописной коллекции, а я интересовалась этим направлением. Анна Андреевна делилась своими знаниями, советовала, какие книги стоит прочитать по этой теме. Когда в 2019 г. мы делали выставку к 400-летию города Енисейска «Красота сотворенная», она очень много помогала с отбором экспонатов и содержательным наполнением выставки, рассказывала историю поступления предметов. Я узнала ее как очень неравнодушного человека, много знающего и по-настоящему любящего свое дело. Мы проработали вместе почти восемь лет, и за это время я многому у нее научилась в человеческом и профессиональном плане», - вспоминает Е. И. Шаклеина4.

Самой значимой по количеству предметов в собрании музея всегда являлась коллекция искусства ХХ-Х1Х вв. В начале 1980-х гг. работу по изучению и пополнению собрания совет-

Коллектив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова. Слева направо стоят: первая О. О. Юкова, четвертая И. А. Знак, пятая Т. А. Резвых. Слева направо сидят: И. Г. Колесникова, А. А. Абисова, Г. А. Бердникова, Т. М. Ломанова,

H. В. Симкина, А. В. Макарова. Слева направо лежат: неизвестный, И. В. Первухин. Середина 1980-х

Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова

The team of the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov. Standing from left to right: first

0. O. Yukova, fourth

I. A. Znak, fifth

T. A. Rezvykh. Sitting from left to right:

1. G. Kolesnikova, A. A. Abisova,

G. A. Berdnikova, Т. M. Lomanova, N. V. Simkina, A. V. Makarova. Lying from left to right: unknown, I. V. Pervukhin. Mid-1980s

Archive of the Krasnoyarsk

Art Museum

named after V. I. Surikov

ского искусства возглавила Наталья Вартановна Симкина (род. в 1957), которая пришла в художественную галерею в 1978 г. после окончания педагогического института. Спустя время она получила профильное образование по специальности «Искусствоведение» в Уральском государственном университете. Ее первыми наставниками были Е. М. Гонтаровский и А. А. Абисова. В 1987 г. по поручению директора музея Н. Н. Исаевой она впервые стала куратором выставки, посвященной 70-летию Октябрьской революции. Наталья Вартановна успешно справилась с ее организацией. Возглавив направление в области изучения и позиционирования советского искусства, она сама уже обучала молодых сотрудников. «Очень легко было работать с Ириной Колесниковой. Она быстро подключалась к любой работе», - говорит Н. В. Симкина5.

В круг ее научных интересов входило не только творчество советских мастеров, но и художников Красноярья. В последние годы Н. В. Симкина стала автором каталогов, посвященных книжной иллюстрации Ленинградской школы, произведениям о Великой Отечественной войне из собрания музея [8; 11]. За свои 45 лет работы в музее Наталья Вартановна стала достойным наставником для многих поколений молодых специалистов. Она охотно делилась своим опытом по всем направлениям музейной деятельности. В 2011 г., когда официально появился отдел искусства XX в., она стала его заведующей. Тогда же она приняла решение, что в нем достойно смогут работать Александра Кушнарева и Ксения Булак. Наталья Вартановна учила их, как изучать коллекцию, какие акценты следует делать во время организации выставки и т.д.

О ней, как о истинном профессионале своего дела, очень тепло отзывается главный хранитель музея П. В. Андреева. «В художественном музее я начинала работать в отделе искусства XX в. научным сотрудником. Участвовала в подготовках выставок, водила экскурсии, вела исследовательскую работу, организовывала мероприятия. Освоила на практике правила оформления произведений изобразительного искусства, построения художественной экспозиции, подачи экскурсионного текста художественной выставки. Всему этому я научилась у Н. В. Симкиной. Но главное, что я переняла у нее, - отношение к музею. Это не

просто работа, это дело, которым тебе действительно нравится заниматься...».

Культурно-просветительная деятельность всегда была одним из основополагающих направлений в работе музея. Ее объем поистине огромен. Это не только ведение экскурсий, чтение лекций, но и организация творческих вечеров и встреч, различных семинаров, научных конференций и т.д. На протяжении многих лет эту работу возглавляла Татьяна Алексеевна Резвых (род. в 1949). Она пришла в музей в 1981 г., уже получив опыт работы в Красноярском краевом краеведческом музее. Имея педагогическое образование, она приняла решение поступить в Уральский государственный университет на искусствоведение, так как считала, что профильное образование расширит ее профессиональные возможности. «Овладение профессией шло в процессе работы, общения, затем учебы», -вспоминает она6. Очень тепло, как о наставнике, она отзывается о А. В. Ефимовском (1941-2011). «Общение с Александром Федоровичем, директором музея, много давало всем сотрудникам без исключения. Он был настоящим профессионалом с широким кругозором, прекрасным экспозиционером, знатоком издательского дела, и это, безусловно, влияло на всех - не в намеренно проводимых занятиях, а в процессе работы, обсуждений чего-либо, просто общения. У человека было чему поучиться»7.

Для многих молодых специалистов Т. А. Резвых стала настоящим наставником. «Называть имена будет неправильно, хотя их довольно много, тех, кому в чем-то приходилось помогать: с выставкой, каталогом, статьей, экскурсией и прочим, просто освоиться в музее в первое время - все не вспомнишь, так как это шло само собой в процессе работы и особенно, отдельно никогда не акцентировалось, да и не должно было. Ведь иногда, знаю по себе, большая помощь -всего несколько слов»8, - рассказывает Татьяна Алексеевна. Она была и остается сторонником сохранения традиций в музее, связанных с преемственностью опыта других поколений. По ее мнению, «в музее должны работать исключительно специалисты и сотрудники, способные становиться профессионалами рядом с теми, кто проработал в музее не один десяток лет»9.

Важное место в художественном музее занимает отдел декоративно-прикладного искусства, история которого началась в середине 1980-х гг. В это время туда приходит 22-летняя Мари-

E. Ю. Безызвестных. Научная экспедиция в Хакасию. 1985

Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова

Е. Yu. Bezyzvestnykh. Scientific expedition to Khakassia. 1985

Archive of the Krasnoyarsk

Art Museum

named after V. I. Surikov

на Валерьевна Ивлиева (род. в 1963), которая тогда училась на отделении истории искусств Уральского государственного университета. Возглавить работу по формированию и позиционированию фонда декоративно-прикладного искусства ей поручила директор музея Н. Н. Исаева. Это было связано также с тем, что после Всесоюзной выставки 1983 г. «По родной стороне» в коллекцию музея поступило много предметов декоративно-прикладного искусства. Возникла необходимость в фондовой обработке предметов. «Так, собственно, определилась сфера моей профессиональной деятельности: сначала специализация в университете (в 1990 г. защита дипломного проекта «Отечественное художественное стекло: от натурстиля к концептуализму»), затем многолетняя работа в отделе ДПИ», - говорит М. В. Ивлиева10. С приходом в конце 1980-х гг. нового директора А. Ф. Ефимовского произошли существенные изменения в жизни музея. «Многолетняя работа с ним позволила мне, как и другим сотрудникам, научиться самым разным практическим вещам, связанным с созданием экспозиций, проектированием выставок, их полиграфическим со-

провождением, издательской деятельностью и многому другому, непосредственно связанному с музейным делом», - вспоминает Марина Валерьевна11.

Переняв опыт ведущих специалистов музея, М. В. Ивлиева станет наставником для последующих поколений сотрудников. «В свое время, совмещая работу в музее с преподавательской деятельностью в Красноярском государственном художественном институте, я постоянно приводила своих студентов кафедры керамики в музей как на выставки, так и в фонды, рассказывая о художниках, произведениях, показывала предметы декоративного искусства из хранения. Одним из моих студентов-керамистов была Оксана Бабанакова (Абальмасова), которая в 2010 г. пришла работать к нам. Сама художник-практик, она с большим интересом начала изучать музейную коллекцию декоративного искусства. Со временем стало очевидным, что она увлеклась музейным делом и готова совершенствоваться в этом направлении. Я стала привлекать Оксану к работе с фондами, рассказывая об истории создания и формирования той или иной коллекции, о произведениях и их

А. Ф. Ефимовский. 2000-e

Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова

A. F. Efimovsky. 2000s

Archive of the Krasnoyarsk

Art Museum

named after V. I. Surikov

M. В. Ивлиева. 2011

Архив Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова

М. V.Ivlieva. 2011

Archive of the Krasnoyarsk

Art Museum

named after V. I. Surikov

авторах, тем более что многие из этих прославленных имен ей были знакомы еще с института. Она сначала участвовала в монтаже, позднее - в создании экспозиций отдела, которым я руководила. В процессе совместной работы Оксана Александровна освоила особенности ведения различного рода музейной документации, другие необходимые практики, что и позволило передать ей хранение одного из достойных художественных собраний музея»12, - говорит она. Вот уже 11 лет О. А. Абальмасова успешно возглавляет отдел декоративно-прикладного искусства, определяя основные направления его развития и передавая опыт молодым сотрудникам музея.

Важнейшая роль в деятельности музея всегда принадлежала главному хранителю, который контролирует всю научно-фондовую работу. В 1957 г. первым хранителем становится М. С. Арцыбу-

шев. Однако уже в 1958 г. ему на смену приходит М. Н. Прозорова. В этом же году эту должность занял только что окончивший Иркутское художественное училище молодой художник В. А. Сергин. С 1962 г. за хранение фондов галереи стал отвечать Е. М. Гонтаров-ский (1912-1993). С этого времени в галерее начался процесс формирования основы фондовой работы, который происходил на протяжении 1960-х-первой половины 1970-х гг. Все это помогло в дальнейшем сотрудникам, которые занимались научно-фондовой деятельностью и смогли воспользоваться опытом предыдущих поколений [4, с. 14].

В начале 1980-х гг. организацию фондовой работы в музее возглавила А. В. Макарова. Ей пришлось наладить хранительскую работу уже в трех зданиях музея. В это же время ряды научных сотрудников пополнили Н. М. Попова (род. в 1950) и И. Г. Колесникова, деятельность которых будет связана с научно-фондовой работой. За годы работы в музее ими были созданы тематические картотеки по отделам хранения и авторская картотека, проводились профилактические осмотры произведений, принимались решения о реставрации и консервации музейных предметов, они участвовали в организации выставок и т.д. С 1988 г. Ирина Гаврииловна Колесникова (1961-2023) становится главным хранителем музея. Эту должность занимала около 30 лет. Она стала настоящим наставником для нынешнего главного хранителя музея - Полины Валерьевны Андреевой - и привила ей основы хранительского дела. «Ирина Гаврииловна своим примером показала мне, что важно не то, сколько времени ты провел на работе согласно графику, а что и как сделал, каких результатов добился, какой объем выполнил. Готовность жертвовать своим личным временем, интересами ради музейных задач. Сидеть охранять музей, когда больше некому, выйти ночью или в выходной, чтобы принять или отправить экспонаты выставки»13, - подчеркивает она.

В наше время уже П. В. Андреева стала наставником для нового поколения музейных хранителей. Говоря о работе с молодыми сотрудниками, она обращает внимание на то, что не многие из этих людей остались в музее. «Сейчас я передаю свой опыт работы с музейными предметами и учетной документацией в процессе совместной деятельности молодым хранителям и сотрудникам учета и чему-то учусь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вместе с ними в новых для меня и для них ситуациях. Меняются требования, нормы, обстоятельства, развиваются технологии - все это требует освоения новых знаний, развития новых умений и навыков. Параллельно приходится обучать сотрудников выставочного отдела особенностям работы с музейными предметами и, главное, объяснять их ценность»14, - подытоживает П. В. Андреева.

Таким образом, на протяжении нескольких десятилетий в Красноярском художественном музее постепенно формировался институт наставничества. Из поколения в поколение специалисты передавали свой опыт новым сотрудникам. В музейном деле традиции преемственности необходимы: музей не склад художественных ценностей, а живой организм, развивающийся, открытый всему новому и вместе с тем бережно сохраняющий то, что уже создано поколениями талантливых людей. Очень важно передать накопленный опыт тем, кто действительно хочет и может продолжить это дело. По справедливому мнению сотрудников музея, чтобы стать настоящим музейщиком, нужно осознавать ценность того, что музей хранит, важность его миссии и быть неравнодушным человеком. Работа должна быть любимым делом, которое интересно и позволяет открывать для себя что-то новое. Все это возможно только в условиях сохранения традиций, которые тесно связаны с будущим музея.

Примечания

1. Личная беседа авторов с Е. Ю. Безызвестных.

2. Там же.

3. Личная беседа авторов с М. В. Ивлиевой.

4. Личная беседа авторов с Е. И. Шаклеиной.

5. Личная беседа авторов с Н. В. Симкиной.

6. Личная беседа авторов с Т. А. Резвых.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Личная беседа авторов с М. В. Ивлиевой.

11. Там же.

12. Там же.

13. Личная беседа авторов с П. В. Андреевой.

14. Там же.

Литература

1. Болонкина, Е. В. Деятельность музейно-художе-ственных центров Красноярска в 1970-е гг. (на материалах Красноярской художественной галереи) // Художник-музей-зритель: сб. материалов Международной научно-практической конференции «Сука-чевские чтения - 2020». - Иркутск : Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, 2020. - С. 44-48.

2. Болонкина, Е. В. К истории Красноярской худо-

жественной галереи (1965-1983 гг.) // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. -2023. 1 (14). - С. 82-89.

3. Болонкина, Е. В. Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова: история и современность // Василий Суриков: библиографический указатель / Сост. К. В. Баринова, Ю. В. Балашова, Е. П. Андреева. -Красноярск : ГУНБ, 2022. - С. 269-271.

4. Болонкина, Е. В. Научно-фондовая работа музейных центров Красноярска в 1950-1965 гг. (по материалам Дома-музея В. И. Сурикова, Красноярской художественной галереи) // Народы Сибири и Дальнего Востока с древних времен до наших дней : материалы IX Сибирского исторического форума. Красноярск, 14-16 сентября 2022 г. / Гл. ред. Н. И. Дроздов. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2022. - С. 11-16.

5. Болонкина, Е. В. Особенности формирования коллекции русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова / Е. В. Болонкина, К. Е. Гудкова // «Музей - художник - город»: сб. материалов Международной научно-практической конференции «Сукачевские чтения - 2021», 15-18 сентября 2021 г. - Иркутск : Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, 2021. - С. 28-33.

6. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). - Ф. Р-2084. - On. 1. - Д. 504.

7. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). - Ф. Р-2270. - On. 1. - Д. 4.

8. Ленинградская школа книжной иллюстрации из собрания Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова : каталог. - Красноярск : ПИК ОФСЕК, 2016. - 144 с.

9. Пейзаж русской школы второй половины XIX -начала XX века из собрания Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова : каталог. - Красноярск : Класс Плюс, 2014. - 96 с.

10. Поздняя русская икона. Из собрания Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова : каталог. - Красноярск : Класс Плюс, 2013. - 132 с.

11. Произведения на тему Великой Отечественной войны в собрании Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова : каталог. - Красноярск : Типография КАСС, 2020. - 80 с.

12. Русская гравюра и литография XVIII - XIX веков из собрания Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова : каталог. - Красноярск : АртСтиль, 2013,- 188 с.

13. Суриковские чтения: научная конференция; тезисы докладов. - Красноярск : Типография «Сибирь», 1991. - 126 с.

14. Художники Красноярской организации Союза художников РСФСР. Справочник 1990. - Москва : Советский художник, 1991. - 144 с.

References

1. Bolonkina, Е. V. Deyatel'nost' muzejno-hudozhestvennyh centrov Krasnoyarska v 1970-e gg. (na materialah Krasnoyarskoj hudozhestvennoj galerei) [Activities of museum and art centers in Krasnoyarsk in the 1970s, (based on materials from the Krasnoyarsk Art Gallery)]. Hudozhnik-muzej-zritel': sb. materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sukachevskie chteniya - 2020". Irkutsk, Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev, 2020, pp. 44-48.

2. Bolonkina, E. V. Kistorii Krasnoyarskoj hudozhestvennoj galerei (1965-1983 gg.) [To the history of the Krasnoyarsk Art Gallery]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i

Dal'nego Vostoka, 2023, no. 1 (14), pp. 82-89.

3. Bolonkina, E. V. Krasnoyarskij hudozhestvennyj muzej im. V. I. Surikova: istoriya i sovremennost' [Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov: history and modernity]. Vasiliy Surikov: bibliographic index. Compilers K. V. Barinova, Yu. V. Balashova, E. P. Andreeva. Krasnoyarsk, State Universal Scientific Library, 2022, pp. 269-271.

4. Bolonkina, E. V. Nauchno-fondovaya rabota muzejnyh centrov Krasnoyarska v 1950-1965 gg. (po materialam Doma-muzeya V. I. Surikova, Krasnoyarskoj hudozhestvennoj galerei) [Scientific fund work of Krasnoyarsk museum centers in 1950-1965 (based on materials from the House-Museum of V. I. Surikov, Krasnoyarsk Art Gallery)]. Narody Sibiri i Dal'nego Vostoka s drevnih vremen do nashih dnej: materialy IX Sibirskogo istoricheskogo foruma. Krasnoyarsk, 14-16 September 2022. Chief editor N. I. Drozdov. Krasnoyarsk, Siberian Federal University, 2022, pp. 11-16.

5. Bolonkina, E. V., Gudkova, K. E. Osobennosti formirovaniya kollekcii russkogo iskusstva XVIII -nachala HKH v. Krasnoyarskogo hudozhestvennogo muzeya im. V. I. Surikova [Features of the formation of the collection of Russian art of the 18th - early 20th centuries. Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov]. "Muzej - hudozhnik - gorod": sb. materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sukachevskie chteniya - 2021", 15-18 September 2021. Irkutsk, Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev, 2021, pp. 28-33.

6. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya (GAKK) [Krasnoyarsk Regional State Archive]. Coll. R-2084, aids l,fol. 504.

7. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya (GAKK) [Krasnoyarsk Regional State Archive]. Coll. R-2270, aids l,fol. 4.

8. Leningradskaya shkola knizhnoj illyustracii iz sobraniya Krasnoyarskogo hudozhestvennogo muzeya im. V. I. Surikova: katalog [Leningrad school of book illustration from the collection of the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov: catalog]. Krasnoyarsk, PIKOFSEK, 2016,144 p.

9. Pejzazh russkoj shkoly vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka iz sobraniya Krasnoyarskogo hudozhestvennogo muzeya im. V. I. Surikova: katalog [The Russian school landscape of the second half of the 19th - early 20th centuries from the collection of the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov]. Krasnoyarsk, Klass Plyus, 2014, 96 p.

10. Pozdnyaya russkaya ikona. Iz sobraniya Krasnoyarskogo hudozhestvennogo muzeya im. V. I. Surikova: katalog [Late Russian icon. From the collection of the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov: catalog]. Krasnoyarsk, Klass Plyus, 2013,132 p.

11. Proizvedeniya na temu Velikoj Otechestvennoj vojny v sobranii Krasnoyarskogo hudozhestvennogo muzeya im. V. I. Surikova: katalog [Works on the theme of the Great Patriotic War in the collection of the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov: catalog]. Krasnoyarsk, Tipografiya KASS, 2020, 80 p.

12. Russkaya gravyura i litografiya XVIII - XIX vekov iz sobraniya Krasnoyarskogo hudozhestvennogo muzeya im. V. I. Surikova: katalog [Russian engraving and lithography of the 18th - 19th centuries from the collection of the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov: catalog]. Krasnoyarsk, ArtStil', 2013,188 p.

13. Surikovskie chteniya: nauchnaya konferenciya; tezisy dokladov [Surikovskie chteniya: a scientific

conference; abstracts]. Krasnoyarsk, Typhography "Sibir ", 1991, 126 p.

14. Hudozhniki Krasnoyarskoj organizacii Soyuza hudozhnikov RSFSR. Spravochnik 1990 [Artists of the Krasnoyarsk organization of the Union of Artists of the RSFSR. Reference book 1990]. Moscow, Sovetskij hudozhnik, 1991,144 p.

Об авторах

Болонкина Елена Владимировна - кандидат исторических наук, зав. отделом русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова

E-mail: larisab77.77@mail.ru

Кистова Анастасия Викторовна - кандидат философских наук, директор Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова E-mail: kistochka7@mail.ru

Bolonkina Elena Vladimirovna

Head of the Department of Russian Art of the 18th -early 20th centuries in the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov

Kistova Anastasia Viktorovna

Director of the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.