Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ'

ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
традиционная народная культура / искусство / народный мастер / технология ремесла / традиция / traditional folk culture / art / folk craftsman / craft technology / tradition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белега Л.А., Кравченко Т.Е.

В данной статье рассматривается проблема развития традиционной народной культуры, необходимые условия для сохранения, трансляции народной культуры как наиболее важного маркера идентичности разных народов. Был сделан вывод, что главным инструментом сохранения и развития народных промыслов, как части традиционной народной культуры является преемственность, основанная на передаче опыта непосредственно от одного поколения к другому, из рук в руки. Именно это является наиболее важным в сохранении традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Белега Л.А., Кравченко Т.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF FOLK ART IN MODERN CULTURE

This article examines the problem of the development of traditional folk culture, the necessary conditions for the preservation and translation of folk culture as the most important marker of the identity of different peoples. It was concluded that the main tool for the preservation and development of folk crafts, as part of traditional folk culture, is continuity based on the transfer of experience directly from one generation to another, from hand to hand. This is what is most important in preserving traditions.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 7 Белега Л.А., Кравченко Т.Е.

Белега Л.А.

магистрант 2 курса факультета Гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Кравченко Т.Е.

кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема развития традиционной народной культуры, необходимые условия для сохранения, трансляции народной культуры как наиболее важного маркера идентичности разных народов. Был сделан вывод, что главным инструментом сохранения и развития народных промыслов, как части традиционной народной культуры является преемственность, основанная на передаче опыта непосредственно от одного поколения к другому, из рук в руки. Именно это является наиболее важным в сохранении традиций.

Ключевые слова: традиционная народная культура, искусство, народный мастер, технология ремесла, традиция.

Развитие традиционной народной культуры является одной из сложных и многозначных проблем в культурном пространстве современности. Пережившая серьезное давление промышленного производства в XIX и XX вв., народная культура России вошла в новое столетие со значительными потерями. С

изменением социальной структуры общества и разрушением старой общественной формации в начале XX в., изменились и основы существования многих традиционных промыслов и занятий сельского населения России. Цель настоящей статьи состоит в анализе современного состояния традиционного народного декоративно-прикладного искусства, а также выявлении условий его сохранения. Народное искусство как уникальный вид художественного творчества начинает активно изучаться советскими исследователями. Одним из первых авторов, исследовавших феномен традиционной культуры русского народа, был В. С. Воронов.

Отдельные виды традиционного народного декоративно-прикладного искусства могут быть восстановлены при определенных условиях. В начале XX в. были заложены основы тех, по большей части негативных процессов, в данной области культуры, которые развивались в последующие годы и в какой-то мере существуют до сих пор. Известную роль в разрушении традиционной крестьянской культуры сыграли научно-технический прогресс и урбанизация сельского населения. Это естественный и неизбежный процесс. Сегодня промышленность обеспечивает жизнь человека всем необходимым. Изделия народных мастеров в наше время не востребованы. В этом заключается одна из основных причин постепенного угасания традиционных промыслов и занятий. На протяжении XX столетия пережил завершающую фазу длительный процесс изменения архетипа сознания сельского жителя, главного носителя традиционного искусства. Народная традиционная культура, сложившаяся в далеком прошлом, основывалась на языческих представлениях о природе, древней системе обычаев и обрядов. Природа для человека была наполнена одухотворенным пространством и образами-символами, помогающими понять и войти в тот мир, где жили в постоянной борьбе силы добра и зла. Человек знал свое место в этом пространстве многие века. Формировались типы этнических культур, уклад жизни, отражавший национальные особенности истории и культуры каждого народа. Этот древний мир, испытавший многие влияния и прошедший сквозь толщу времен, как показывает реальность XX столетия и

настоящего времени, не может существовать и развиваться в гармонии с культурой развитой цивилизации. Народное искусство в процессе своего развития подвержено воздействиям многих факторов, как внешнего характера, так и местного, локального значения. Особенности народной культуры складывается в зависимости от географического положения, исторических условий жизни народа или народности и проявляется в формах быта, поведения, традиционных обрядах, представлениях о мире и месте человека в нем. Все это способствует формированию определенного эстетического восприятия мира, «народно-поэтического чувства», имеющего национальную и региональную окраску. И именно это чувство находит отражение в образной структуре произведений традиционного искусства. Поэтому важно, чтобы становление народного мастера происходило в этой среде. Невозможно человеку, не живущему на территории промысла, органично воспринимать и продолжать традиции народного искусства. Обучившись технологии ремесла, вероятнее всего, он будет повторять лишь заученную схему, но не сможет понимать и создавать образы, в которых воплощается народное мироощущение. Для народного искусства характерно накопление, соединение и взаимодействие разных факторов и художественных особенностей. Эти факторы имеют отношение как к форме, так и к содержанию, как к художественно-образной, так и материально-бытовой сторонам произведения народного творчества. Процесс накопления растягивается в традиционной культуре на неопределенно длительное время, которое измеряется десятками и сотнями лет. Технология работы с материалом, форма и образный строй произведений, их символический язык сохраняются и передаются следующим поколениям традицией. Подчиняясь ей, мастер приобщается к ценностям, доминирующим в обществе, представлениям о прекрасном, сформировавшимся в региональной культуре. Традиция в данном случае становится механизмом, благодаря которому творчество народного мастера обретает форму национальных и региональных ценностей, поднимается до уровня всеобщего. Поэтому в каждом произведении находит отражение весь многовековой опыт развития народной культуры.

Необходимым условием для продолжения традиционного прикладного искусства является преемственность, основанная на передаче опыта непосредственно от одного поколения к другому, из рук в руки, от отца к сыну или от деда к внуку. Этим существенно отличаются основания развития народного традиционного творчества и профессионального. В народном искусстве невозможна подобная интерпретация опыта прошлого. Для мастеров важно сохранять преемственную связь поколений, не прерывать «традицию формы». Произведение традиционного искусства имеет дуалистическую структуру — с одной стороны, оно существует как бы отдельно от исполнителя и представляет собой самостоятельное явление со смыслом и содержанием, сложившимся в давние времена, а с другой, безусловно, связано с личностью конкретного исполнителя как носителя традиции. Его обращение к канону не противоречит творческому началу, являющемуся необходимым для любого вида искусства. Традиция в данном случае обогащается за счет жизненных наблюдений народного мастера. Известные декоративные мотивы воспринимаются и изображаются немного по-своему, т.е. в традиции вполне возможно проявление манеры отдельного мастера. Следовать канону в данном случае - это не значит бездумно подражать образцам, а понимать его духовную основу. Пока сохраняется в основе своей неизменной традиция, народное искусство продолжает жить.

В традиционном прикладном искусстве при изображении тех или иных реальных объектов происходит их переработка, т.е. создание определенной условной формы, соответствующей материалу, из которого выполняется изделие. Условная форма всегда отвечает образному представлению в русле сложившейся местной традиции. При этом условность в народном прикладном искусстве в большей степени опирается на выделение характерных черт, чем подчиняется логике реальности.

Вековая традиция сохраняется сегодня лишь в руках отдельных потомственных мастеров. Они находятся в современных социально-бытовых условиях, когда естественной потребности для развития ткачества, гончарного

дела и других традиционных занятий практически не существует. Молодежь в селах не перенимает опыт стариков - подобные занятия для них не престижны. Преемственность, являющаяся основой в развитии народных традиционных занятий, прерывается. Очаги традиционной культуры становятся слишком слабыми или исчезают вовсе, а в таком состоянии народное искусство не может противостоять внешним воздействиям, таким как профессиональное искусство или массовая поп культура. Происходит деградация творчества представителей региональной традиционной культуры.

Для России этот процесс сохранения народного искусства наиболее активным в 1950-е и 1960-е гг. К концу XX века и в наше время пришло понимание ценности рукотворных произведений народного творчества. Накопленный веками традиционный опыт в изготовлении предметов декоративно-прикладного народного искусства сохраняется сегодня в руках мастеров, живущих в современных социально-бытовых условиях. Потеряв естественную среду существования традиционных занятий, народные мастера, как правило, подвергаются влиянию городской культуры и профессионального искусства, современных средств коммуникации. Взаимодействие традиционного и профессионального искусства существовало всегда, но именно в XX столетии этот процесс приобретает часто губительные последствия для народной культуры. Подчеркивая наиболее распространенные явления этой сферы традиционной культуры, хотелось бы отметить, что указанные выше проблемы стали типичными для современного состояния народного искусства. Однако не все виды традиционной культуры переживают подобное состояние. Устное народное творчество, музыкально-песенный, танцевальный фольклор находятся в лучшем положении, чем традиционное декоративно-прикладное искусство. Эти виды народной культуры в той или иной мере востребованы в современной жизни, как российской провинции, так и в крупных городах. Причина наиболее выраженной пластичности, приспособляемости устных и музыкально-песенных видов народной культуры к разным условиям, вероятно, кроется не только в самой их структуре. Преемственность здесь осуществляется естественным путем

в обычном течении жизни. Каждый русский человек с детских лет знаком с народными сказками, пословицами, поговорками, танцами и песнями. Они существуют в нашей жизни всегда. Нет необходимости в специальном обучении, чтобы рассказывать сказки, произносить по случаю пословицы, поговорки или петь народные песни, воспитывая на образцах этой культуры своих детей. В то время, как любой вид декоративно-прикладного народного искусства требует длительного обучения, а для нормального существования необходима достаточно развитая среда промысловых или бытовых занятий. Эта среда в наши дни практически повсеместно утрачена.

Рост всестороннего интереса к народной культуре как со стороны научного искусствознания, образовательных учреждений разного уровня, так и в области культуры (проведение фестивалей, ярмарок, выставок и пр.) отмечался в 1980-х, 1990-х гг.

В настоящее время образцы самодеятельного творчества и авторские фантазии по мотивам традиционных форм нередко выдаются за народное традиционное искусство. Сохранение подлинного традиционного искусства в современном культурном пространстве представляет сложную проблему. Необходим грамотный подход в каждой отдельной ситуации, тщательное изучение всех возможных источников и среды бытования традиционного занятия. Каждый традиционный вид искусства имеет свою историю становления и развития, свой образно-художественный язык и включает многие другие признаки и качества, свойственные конкретному виду народного творчества. Смоделировать искусственно в настоящее время какую-либо утраченную разновидность традиционного искусства невозможно, поскольку нереально воспроизвести все условия, при которых она возникла и формировалась на протяжении многих лет. Поэтому, на наш взгляд, любые действия, направленные на сохранение традиции, допустимы только при наличии потомственных мастеров, которые могут передать свой опыт новому поколению.

Развитие традиционного промысла может реализовываться молодыми мастерами, воспитанными на основе преемственности и живущими в данной

местности. Именно эти условия являются наиболее важными, так как знание технологии изготовления изделий, особенностей их формы не являются свидетельством приобщения к традиции. Сохранение традиции в народном искусстве дает возможность творческого развития мастера. Существенно, что творчество народного художника осуществляется в пространстве традиционного опыта. Необходимость охраны этого уникального вида искусства представляется одним из важнейших направлений современного искусствознания и теории культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных промыслов / И. Я. Богуславская // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей.-Л.: Художник РСФСР, 1981.-С. 16-43.;

2. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды / В. С. Воронов-М.: Советский художник, 1972. - 349 с.;

3. Народное искусство. Материалы и исследования. Выпуск II. / под ред. И. Я. Богуславской.-СПб.: PALACE TDITION, 2004.-182 с.;

4. Народное искусство России в современной культуре XX-XXI век / автор -сост. М. А. Некрасова.-М.: Коллекция М, 2003.-254 с.;

5. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.;

6. Разина Т. М. Русское народное творчество / Т. М. Разина-М.: Изобразительное искусство, 1970. - 253 с.

Belega L.A., Kravchenko T.E.

Belega L.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Kravchenko T.E.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

TRADITIONS OF FOLK ART IN MODERN CULTURE

Abstract: this article examines the problem of the development of traditional folk culture, the necessary conditions for the preservation and translation of folk culture as the most important marker of the identity of different peoples. It was concluded that the main tool for the preservation and development offolk crafts, as part of traditional folk culture, is continuity based on the transfer of experience directly from one generation to another, from hand to hand. This is what is most important in preserving traditions.

Keywords: traditional folk culture, art, folk craftsman, craft technology, tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.