Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИРИИ: ОТРАЖЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИРИИ: ОТРАЖЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ СИРИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СИРИИ / КУЛЬТУРА СИРИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ АРАБСКИХ СТРАН / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасан Ахед

В статье анализируются исследования и работы, посвященные изучению музыкального наследия, образования и культуре Сирии. Рассматриваются диссертационные исследования, печатные издания, которые были созданы за последние 50-60 лет. Проанализирован опыт соседних арабских стран, таких как Иордания, и используемые передовые программы обучения музыке в Российской Федерации и других европейских странах. Обобщив изученный материал, автор делает выводы, предлагает свои рекомендации по совершенствованию музыкального образования в Сирии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF MUSIC EDUCATION IN SYRIA: REFLECTED IN SCIENTIFIC LITERATURE

The article analyses research and work on the study of the musical heritage, education and culture in Syria. Dissertation studies are under consideration, as are printed publications that have been created in the last 50-60 years. The experiences of neighboring Arab countries, such as Jordan, and the advanced music education programs used in the Russian Federation and other European countries were analyzed. After summarizing the material, the author draws conclusions and offers his recommendations for improving musical education in Syria.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИРИИ: ОТРАЖЕНИЕ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК 78.03(569.1):37

Хасан Ахед

Традиции музыкального образования в Сирии: отражение в научной литературе

В статье анализируются исследования и работы, посвященные изучению музыкального наследия, образования и культуре Сирии. Рассматриваются диссертационные исследования, печатные издания, которые были созданы за последние 50-60 лет. Проанализирован опыт соседних арабских стран, таких как Иордания, и используемые передовые программы обучения музыке в Российской Федерации и других европейских странах. Обобщив изученный материал, автор делает выводы, предлагает свои рекомендации по совершенствованию музыкального образования в Сирии.

Ключевые слова: музыкальное наследие Сирии, музыкальное образование Сирии, культура Сирии, музыкальное наследие арабских стран, программы обучения музыке

Hasan Ahed

Traditions of music education in Syria: reflected in scientific literature

The article analyses research and work on the study of the musical heritage, education and culture in Syria. Dissertation studies are under consideration, as are printed publications that have been created in the last 50-60 years. The experiences of neighboring Arab countries, such as Jordan, and the advanced music education programs used in the Russian Federation and other European countries were analyzed. After summarizing the material, the author draws conclusions and offers his recommendations for improving musical education in Syria.

Keywords: Syrian musical heritage, Syrian music education, Syrian culture, Arab musical heritage, music education programs DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-106-110

Музыкальная культура Сирии, которая имеет глубокую многовековую историю, привлекает ученых многих стран. На территории современной САР в течение трех-четырех веков, как уже было отмечено в предыдущих статьях [1; 2], проживали и сосуществовали многие народы. В ХХ в. интерес к национальным сирийским традициям привлек внимание музыкантов и теоретиков музыки.

Исследователи в своих работах изучают разные направления и этапы развития культурных музыкальных традиций.

Становление системы профессионального музыкального образования в Сирии изучается и освещается в различных научных источниках в течение последнего столетия.

За последние полвека были обнародованы интересные материалы по исследованию музыкального наследия и образования в Сирии. Но в связи с немногочисленностью работ по данной теме, связанных именно с САР, были изучены материалы из Иордании и некоторых европейских стран.

В настоящей статье рассмотрены публикации сирийских авторов и музыкантов. Глубокое научное осмысление и исследование сущности национальных культурных традиций нашло отражение в трудах сирийского мысли-

теля и философа Антона Макдиси1. С 1965 до 2000 г. он работал в Министерстве культуры, отвечая за Управление переводов и авторских работ. В 1969 г. основал Союз арабских писателей. В 1985 г. была издана его основная работа «Принципы философии». Другой сирийский писатель Ханна Мина2 написал более 40 романов и рассказов, самые известные из которых «Голубой голубь в облаках», «Аль-Ятир». Сирийский философ Али Акла Эрсан опубликовал множество исследовательских работ в различных областях, но его основные труды посвящены изучению культурных явлений [3].

Сирийский музыковед Аль-Акили Мажеди (1917-1983) создал пятитомник «Ас-Самаа у арабов»3 (1969), который и по настоящее время является одним из фундаментальных музыкальных исследований. Работы Аль-Кудси Камеля (1922-1999) направлены на изучение своеобразия сирийского национального материала. Один

1 Антон Макдиси (1917-2005), сирийский мыслитель и философ. Родился в Дамаске, получил степень бакалавра философии и сертификат французской литературы в Университете Монпелье во Франции. Хотя Макдиси не оставил большого книжного наследия, в Сирии нет ни одного интеллектуала или политика, на которого бы он не оказал влияния.

2 Ханна Мина (1924-2018), один из самых известных сирийских и арабских писателей. Пережил период французского мандата над Сирией, внес свой вклад в развитие арабского романа.

3 В переводе на русский язык означает «слух у арабов».

из основных его трудов - «Секреты арабской музыки, ее макамы и ритмы, арабское музыкальное образование»4.

Национальной музыке посвящены работы Самима Аль-Шарифа (1927-2012), одного из самых авторитетных историков музыки и исследователей как в Сирии, так и в арабском мире. Его критические сочинения обогатили арабскую библиотеку рядом музыкальных исследований, а работы в области музыковедения внесли особый вклад в создание музыкально-образовательной системы Сирии.

Книга Самима Аль-Шарифа «Музыка в Сирии, имена и история» [4] считается одним из важнейших источников по развитию музыкального искусства в этой стране. В первом разделе дается анализ сирийской народной песни, подчеркиваются ее отличия от песен других арабских народов. Второй раздел посвящен популярной вокальной арабской музыке и выдающимся сирийским музыкантам, которые, развивая национальную музыку, сохранили ее наиболее важные характеристики и особенности. В последнем разделе книги исследователь подробно раскрывает историю формирования музыкальных клубов и характеризует авторитетных, известных музыкантов, которые в них работали и имели большие заслуги в популяризации сирийской музыкальной культуры.

В книге «Сирийская традиционная музыка» [5], изданной недавно ЮНЕСКО, исследователь Хасан Аббас5 представил огромный материал о развитии музыкального наследия в сирийской общественной среде: социальной, экономической, культурной. Как отмечено в предисловии, книга направлена на «повышение осведомленности о разнообразии традиционной сирийской музыки, выразительного искусства, устных традиций и танцев, которые передаются из поколения в поколение в семьях, обществе. Как и все области нематериального

4Арабский макам - система мелодического режима, используется в традиционной арабской музыке. Слово макам на арабском языке означает место или положение. Арабский макам - это тип мелодии. Это «техника импровизации», что определяет поля, шаблоны и развитие музыкального произведения, которое является «уникальным для арабской художественной музыки». Семьдесят два гептатонического ряда тонов или напольные ритмические размеры макамат. Они построены из главной, нейтральной и второстепенной секунды. Каждый макам построен на масштаб, и несет традицию, которая определяет его привычные фразы, мелодическое развитие и модуляция. Композиции и импровизации в традиционной арабской музыке основаны на ма-кам-системе. Макамат может быть реализован с помощью вокала или инструментальной музыки и не включать ритмичную составную часть.

5 Хасан Аббас (1955-2021), родился в Масиаф в городе Хамы, получил докторскую степень по литературной критике в Университете Новой Сорбонны во Франции в 1992 г., после чего вернулся в свою страну, Сирию, и работал во «Французском институте Ближнего Востока» (ТО) в Дамаске.

культурного наследия, традиционная музыка развивается благодаря фактам, которые передаются и практикуются постоянно». Хасан Аббас делит традиционную музыку в Сирии на религиозную (христианскую и исламскую) и этническую (арабскую, курдскую, ассирийскую, езидскую, черкесскую, армянскую). Возвращаясь к историческим истокам каждой из них, автор интересно излагает культурный контекст этих направлений, одновременно рассматривая музыкальные формы и связанные с ними типы инструментов. Третья глава - о популярном пении - посвящена разбору народных арабских песен. Хасан Аббас подробно останавливается на этом аспекте национальной культуры, переходя от мавала к аль-атаба, аз-заджал, ан-найил, миджана и т. д. В четвертой главе писатель говорит о музыке, связанной с социальными обычаями и танцами, а в последней - рассказывает о производстве музыкальных инструментов в регионе, выделяя самые известные семьи мастеров, которые славятся в этой индустрии. Затем анализируются и классифицируются национальные музыкальные инструменты, такие как уд, бузуки, най, ударные.

Композитор, музыкант Дия Суккари (19382010) родился в городе Алеппо. В 13 лет уехал в Париж, чтобы продолжать там музыкальное образование. Его музыкальные композиции представляют собой смесь восточной и классической музыки, поскольку он сочетал арабские макамы и ритмы в классических формах, сохраняя при этом восточный характер музыки. Можно сказать, что он открыл новый горизонт для традиционной арабской музыки. Суккари разработал авторскую программу специального курса по развитию слуха, ритма и музыкальной памяти.

Газван Аль-Заркали - пианист, получивший международное признание. Он написал книгу «О музыке и музыкантах», где специально рассматриваются специфические черты европейской, арабской и сирийской музыки. Отдельно Газван Аль-Заркали останавливается на деятельности Солхи аль-Вади в области профессионального образования в Сирии, раскрывает его опыт. Газван Аль-Заркали был студентом первого набора, который осуществил Солхи аль-Вади. В дальнейшем Газван Аль-Заркали стал заместителем директора (своего учителя) Высшего института музыки в Дамаске. В работе поднимаются вопросы, связанные с развитием композиторской школы в Сирии и организацией Арабской музыкальной библиотеки.

Газван Аль-Заркали написал методическое пособие «Принципы мелодического и ритмического развития в профессиональной и любительской музыке» [6]. Автор утверждает: «Цель состоит в том, чтобы усовершенствовать

курс музыкального образования, приняв двухлетний подготовительный этап. Этот период может предварять общее базовое образование, которое длится девять лет, а также может быть учебной программой для любителей, которые в дальнейшем не собираются посвящать свою жизнь профессиональной работе».

Шесть глав книги последовательно посвящены системе развития музыкального образования. В первой из них рассказывается о подготовительной ступени; во второй Аль-Заркали уделяет внимание основам чтения с листа и написанию нот, в третьей делает упор на принципах обучения игре на фортепиано. Следующая посвящена методике обучения сольфеджио и теории музыки, в пятой главе автор рассматривает специфические арабские ритмы, а в последней представляет основные принципы макамата и методы обучения игре на уде.

Начиная с 1970-х гг. советские музыканты и музыковеды посвящают свои работы исследованию сирийской музыкальной культуры. Назовем некоторые из них. О. А. Виноградов, О. В. Русанова изучали особенности арабской музыки [7]. И. Р. Еолян выпустила книгу «Очерки арабской музыки» [8]. Д. В. Осипов, С. А. Медведко - авторы публикации «Сирия: шаг за шагом» [9]. Дж. К. Михайлов - автора раздела «Сирийская музыка» в музыкальной энциклопедии [10]. Е. В. Николаева (род. в 1955 г.) - автор и разработчик дисциплины «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре» как компонента вузовской подготовки современного учителя музыки.

Существует ряд диссертационных исследований, направленных на выявление характерных особенностей музыкальной культуры Сирии. В частности, основной целью диссертации Е. В. Беляевой [11] является выявление главных тенденций развития профессионального композиторского творчества в Сирийской Арабской Республике. Автор берет за основу анализ жанрово-стилевых особенностей произведений ведущих сирийских композиторов - Сольхи Аль-Вади, Дии Суккари, Шафии Бадреддина, Хасана Таха, Карима Рустом, Зейда Джабри и др.

Отдельно рассмотрим вклад известных сирийских музыкантов в становление национальной музыкальной вокальной культуры и образования.

Исследований и статей, связанных с проблемами преподавания музыки, в Сирии практически не существует, так как большинство опубликованных трудов посвящено образованию в целом, а не только музыке.

В 1989 г. Мульхем Сахар Жамиль написала диссертацию по теме «Основные этапы разви-

тия музыкальной культуры Сирии». Автор делает выводы, основываясь на подлинном документальном материале. В этой работе выявлены наиболее характерные, сугубо национальные особенности музыкального искусства народа. Для воссоздания исторической картины формирования и развития арабской музыки автору потребовалось проследить в самых общих чертах эволюцию музыкальной культуры народов Арабского Востока. Особое внимание уделено наименее освещенным в научной литературе периодам колониального времени: турок-османов и Франции. С этими драматичными для истории Сирии веками связан спад в духовной и интеллектуальной деятельности, но вместе с тем и подъем национального самосознания народа. В своем исследовании автор стремилась придерживаться метода историзма, на который опирается советская музыковедческая школа. В этом отношении большую пользу оказали работы советских ученых, в частности И. Еолян, посвященные различным аспектам музыкальной культуры Арабского Востока.

В 1998 г. Самер Каттан написал диссертацию по теме «Педагогические основы подготовки руководителей хоровых коллективов в Сирии». В работе рассматривается процесс становления национального музыкального образования, начатый в XIX столетии. В диссертации отмечено, что, несмотря на все попытки развития музыкального образования в Сирии,необходимо проделать большую работу, чтобы достичь требуемых результатов.

Элиас Саймон (Сирия) (2009 г.) провел исследование под названием «Проблемы преподавания музыкального образования на первом этапе базового образования с точки зрения учителей, директоров школ и наставников». Целью исследования является выяснение реальности преподавания музыкального образования в школах Сирийской Республики, выявление трудностей, с которыми сталкивается преподавание музыки, и разработка соответствующих решений этих трудностей.

Наиболее важные результаты этого исследования таковы:

- не было никаких существенных различий между мнениями наставников относительно проблем преподавания музыкальной дисциплины в соответствии с их географическим распределением и многолетним опытом работы;

- представлены разные мнения и точки зрения педагогов относительно проблем образования в соответствии с их географическим распределением и многолетним опытом работы.

В 2011 г. два специалиста - Тайсир Айман и Хаддад Рами - провели исследование под назва-

нием «Реальность музыкального образования в Иордании и его влияние на повышение музыкальных способностей». Эта работа направлена на изучение и анализ реального состояния преподавания музыкальных дисциплин и музыкального образования в Иордании в целом. Исследователи пришли к следующим выводам:

- желающих обучаться музыке немного, так как в обществе недостаточно представлена ценность приобщения к музыкальному искусству и художественной культуре;

- в связи с религиозными причинами музыка запрещена, хотя нет никаких прямых запретов и доказательств этого;

- экономическими причинами являются высокая стоимость обучения музыке по сравнению с другими предметами, высокая цена музыкальных инструментов и отсутствие бесплатных государственных центров обучения музыке.

Аль-Зуби Мухаммад (2013 г.) написал работу под названием «Музыкальное образование и музыкальная деятельность» (аналитическое исследование реальности музыки в Иордании). Автор сделал попытку выявить разницу между музыкальной деятельностью и музыкальным образованием. Результаты исследования показали, что музыкальное образование в иорданской школе ограничивается коллективным пением и сольной игрой. А расширение опыта часто зависит от личной деятельности ученика вне школы. Также возможно участие в местных конкурсах, которые Министерство образования проводит ежегодно на регулярной основе, и это тоже считается музыкальной деятельностью.

Некоторые исследования также были сосредоточены на выяснении влияния нехватки учителей музыки и связи этого фактора с качеством преподавания музыки в школах. Авторы работ приходят к выводу, что, если игнорировать недостаточное количество учителей, то это обстоятельство оставит вакуум, который не смогут заполнить учителя других специальностей. Например, Деморест и Берджи (Demorest and Bergee) (2003 г.) написали работу под названием: «Развитие учителей музыки в будущем, начиная с сегодняшнего дня». Исследование было направлено на выявление реальных причин отбора студентов факультета музыки с уровня бакалавриата на специализацию в области музыкального образования. После анализа результатов были разработаны предложения, направленные на стимулирование осознанного выбора молодыми людьми профессии музыкального педагога. Выяснение и изучение мнений студентов происходило посредством опроса с помощью анкеты. Большинство согласилось с тем, что решение о выборе специаль-

ности было ими принято во время обучения в старшей школе. На выбор оказали влияние учителя музыки в духовых, хоровых, оркестровых группах. 14% студентов приняли свое решение о выборе специальности в младшем возрасте (начальный, средний этап обучения). И только 20% студентов выбрали свою специальность на этапе бакалавриата. Исследование прояснило влияние каждого из факторов (учителя, родители, частный преподаватель), школьного опыта и занятий, таких как музыкальные группы, в дополнение к фактору личных чувств, которые были связаны с желанием студентов обучаться музыке, исследование показало, что 98% студентов музыкального образования подтвердили свою любовь к музыке.

В 2009 г. Адам Хардкасл (Adam Hardcastle) провел исследование под названием «Качество и доступность музыкального образования в начальных школах. Обучение, восприятие и надежды в шести столичных школах)» (The quality and accessibility of primary school music education: Provision, perceptions, and hopes in six nonmetropolitan schools). Целью работы было выявление качества программ музыкального образования в начальных школах и восприятие учителями программ музыкального образования. Результаты исследования показали, что существуют различия между школами в отношении качества программ музыкального образования. Также выяснилось, что школьные администрации не уделяют много внимания программам музыкального развития и воспитания и что программы музыкального образования в начальных школах не соответствуют ожиданиям учителей музыки.

Раша Харфуш сегодня работает над диссертационным исследованием, посвященным современной подготовке студентов-музыкантов в России, которые станут будущими учителями музыки. Учащиеся извлекают пользу из развития стилей в России и расширения представлений учащихся о музыкальном и историческом аспектах, что помогает в развитии музыкальной культуры в Сирии. Основные положения данного исследования изложены в его статьях, которые представлены в списке литературы.

В настоящее время это основные исследования по изучению сирийской музыкальной культуры и образования.

Большую роль при подготовке настоящей статьи сыграли работы, посвященные разнообразным методикам музыкального обучения российских и советских педагогов, композиторов, музыкальных исполнителей: Е. Л. Рыбаковой, Б. В. Асафьева, Н. А. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна, Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского, Е. В. Николаевой.

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о необходимости создания в Сирии института музыкальных школ. Именно с момента открытия в государственном масштабе музыкальных школ изменится вся структура музыкального образования. Создание методики преподавания музыкальных дисциплин на основе национального музыкального наследия, включая музыкальные инструменты, даст возможность создать профессиональную систему музыкального образования в Сирии.

Список литературы

1. Хасан А. Национальные арабские инструменты и их применение в музыкальной педагогике // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 1 (46). С. 151-155.

2. Хасан А. Музыкальное образование в Сирии ХХ-ХХ1 веков // Научное мнение. 2021. № 4. С. 103-108.

3. Али Акла Эрсан. Исследования арабской культуры / Общ-во исламского призыва. Триполи, 1987. 211 с.

4. с^?/? ^¡¡/З^ ¡¡ь/ ^^ . ^Ь/6 -¡^З: ¡А)"» 2011. 802 ^ [Ал Шарифа Самим. Музыка в Сирии, Символы и история. Дамаск, 2011. 802 с.].

5. ^.¡¡/З^ У^З^/-/» аь^У ^/ь.^: У^с-" ^ь^с/" 2018 245 [Аббас

Хассан. Сирийская традиционная музыка. Бейрут, 2018. 245 с].

6. Газван Аль-Заркали. Принципы мелодического и ритмического развития в профессиональной и любительской музыке. Дамаск, 2020.

7. Виноградов О. А. Арабская музыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. Москва: Совет. энциклопедия, 1973. Т. 1. С. 183-191.

8. Еолян И. Р. Очерки арабской музыки. М.: Музыка, 1977. 192 с.

9. Медведко С., Осипов Д. Сирия: шаг за шагом. Дамаск: Арабинфом, 2001. 523 с.

10. Михайлов Дж. К. Сирийская музыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, 1981. Т. 5. С. 32-38.

11. Беляева Е. В. Творчество композиторов Сирии: основные пути развития: вторая половина XX - начало XXI века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Казань, 2018. 26 с.

References

1. Hasan A. National Arab instruments and their application in musical music education. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2021. 1 (46), 151-155 (in Russ.).

2. Hasan A. Musical education in Syria XX - XXI centuries. Scientific opinion. 2021. 4, 103-108 (in Russ.).

3. Ali Akla Ersan. Studies of Arab Culture / Society of Islamic Call. Tripol', 1987. 211.

4. ^f^f ЦАл^. IJfj^^j^ ^^ ^jj^l j ^b^G jjj° iJ^jl^s, 2011. 802 ^ [Al Sharifa Samim. Music

in Syria, Symbols and History. Damascus: Min. of Culture, 2011.802].

5. G^lj IJfj^^j^ IJ^jJ^^s ^^ ^jj^l. vvjj^: fj—f' IJ'ff IJf^Js JJ^jw' jlJ^Jf jlj^jl^s, 2018 245 ^ [Abbas Hassan. Syrian Traditional Music. Beirut, 2018.245].

6. Ghazwan Al-Zarkali. Principles of melodic and rhythmic development in professional and amateur music. Damascus, 2020.

7. Vinogradov O. A. Arab music. Musical encyclopedia / ed. Yu. V. Keldysh. M.: Sovet. entsiklopediya, 1973. 1, 183191 (in Russ.).

8. Eolyan I. R. Essays on Arabic music. M.: Music, 1977. 192 (in Russ.).

9. Medvedko S., Osipov D. Syria: step by step. Damascus: Arabinf, 2001. 523 (in Russ.).

10. Mikhailov J. K. Syrian music. Musical encyclopedia / ed. Yu. V. Keldysh. M.: Sovet. entsiklopediya, 1981. 5, 32-38 (in Russ.).

11. Belyaeva E. V. Creativity of composers of Syria: the main ways of development: the second half of the XX -beginning of the XXI century: abstr. dis. on competition of sci. degree PhD in art history: 17.00.02. Kazan', 2018. 26 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.