Научная статья на тему 'Традиции классики в контексте архитектуры крупных городов'

Традиции классики в контексте архитектуры крупных городов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
242
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЕЦ / ОБРАЗНАЯ СТРУКТУРА / КЛАССИЦИСТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / КЛАССИЧЕСКИЕ ОБРАЗЦЫ / ЗАИМСТВОВАНИЕ ОБРАЗНЫХ СТРУКТУР / SAMPLE / GRAPHIC STRUCTURE / CLASSICAL ARCHITECTURE / CLASSICAL SAMPLES / ADOPTION OF GRAPHIC STRUCTURES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Токарев Евгений Андреевич

В статье рассматриваются особенности сохранения традиций классицистической архитектуры в современной российской практике. На примере сооружений российских архитекторов, применяющих классицистические формы в современных жилых и общественных постройках, анализируются методы, применяемые для создания произведений в классицистической стилистике на основе существующих образно-содержательных решений. Автор выделяет отдельные приемы, используемые в различных ситуациях архитекторами, для выразительности специфического содержания. Также разбираются наиболее существенные препятствия в распространении приемов классицистической архитектуры в современной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF CLASSICS IN A CONTEXT OF ARCHITECTURE OF BIG CITIES

The article considers the place of classical architecture in modern Russian practice. The author had analyzed methods of creation of buildings in the classical style, based on existing architectural models. He examines methods used by architects in various situations. The most essential obstacles for distribution of methods of designing of classical architecture in modern practice are considered in the article as well.

Текст научной работы на тему «Традиции классики в контексте архитектуры крупных городов»

Вестник ТГАСУ № 2, 2009

9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2001 года № 973 «Об утверждении Правил резервирования земель под особо охраняемые природные территории, ведение государственного учёта и государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.caresd.net/oopt/data.

10. Регионы Казахстана 2005. Электронный справочник. - Алматы: Агентство Республики

Казахстан по статистике, 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://ru.government.kz/resources/docs.

11. Жусупов, С.Е. Сельские районы Казахстана: новые аспекты типологии / С.Е. Жусупов, Р.А. Айткалиев, З.Х. Мухамедкаримова. - Алматы: Программа развития ООН в Казахстане, 2002.

12. Чижова, В.П. Рекреация и заповедное дело: итоги и перспективы взаимодействии / В.П. Чижова, И. Л. Прыгунова. - Минск : ДОЛПРИНТ, 2004.

I.N. IVANOVA

TERRITORIAL STRUCTURE OF ECOLOGICAL FRAME OF KATON KARAGAISKY NATIONAL PARK IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ACCORDING TO SETTLING SYSTEM

The theoretical and practical preconditions and suggestions on forming the ecological frame of Katon-Karagaisky national park, defined by conditions of natural environment and processes of historical transformation of the settling system are considered in the article.

Research part of the work generalizes materials characterizing the history of settlements, their modern condition, including social-infrastructure tendencies and perspectives of economic development

In practical part of the work there is considered recommendations about inclusion of landscape components, and also a number of territories transformed as a result of economical activity into territorial structure of the ecological frame, forming such elements as nucleus, natural territories of target protection, ecological corridors, buffer territories, territories used by local people in the process of economical activity. The data about anthropogenic transformation will allow marking out the main elements of the ecological frame according to settling system on the example of Katon-Karagaisky national park.

УДК 72.01 711.433:72.035.2

Е.А. ТОКАРЕВ, аспирант, archjohn@mail.ru УралГАХА, Екатеринбург

ТРАДИЦИИ КЛАССИКИ В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРЫ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

В статье рассматриваются особенности сохранения традиций классицистической архитектуры в современной российской практике. На примере сооружений российских архитекторов, применяющих классицистические формы в современных жилых и общественных постройках, анализируются методы, применяемые для создания произведений в классицистической стилистике на основе существующих образно-содержательных решений. Автор выделяет отдельные приемы, используемые в различных ситуациях архи-

© Е.А. Токарев, 2QQ9

текторами, для выразительности специфического содержания. Также разбираются наиболее существенные препятствия в распространении приемов классицистической архитектуры в современной практике.

Ключевые слова: образец, образная структура, классицистическая архитектура, классические образцы, заимствование образных структур.

Тенденции в развитии современной архитектуры таковы, что лишь немногие архитекторы используют в своем творчестве классицистические формы и композиционные приемы и сторонятся применения любых деталей, связанных с традициями прошлого. Те из архитекторов, кто видит перспективы в использовании ордерных форм, не всегда имеют технологические возможности применять их в проектировании, потому что современные строительные технологии не связаны с пластическим формообразованием прошлого. Сегодня проект, созданный в классицистической манере, на этапе воплощения требует выполнения большого количества сложных деталей, выполняемых вручную, или же применения малодоступных современных технологий обработки камня. С другой стороны, образно-содержательные ценности, заложенные в классицистических формах, утратили свою значимость в обществе, сейчас их место занимает язык современных архитектурных форм, с новым содержанием.

В настоящее время с определенной стабильностью возводится небольшая доля классицистических зданий - во многом это связано с необходимостью сосуществования современности в исторической застройке, созданием представительского или элитного статуса некоторых типов сооружений. Кроме чисто классицистических зданий, например усадебный дом в поселке Озерный Московской обл. (арх. Б. Уборевич-Боровский, 2006 г.), создаются такие, где для обогащения эстетических качеств используется образная структура или ее элементы, позаимствованные у сооружения-памятника. Среди них можно выделить здания, выполненные на основе интерпретации классицистического образа средствами современного архитектурного языка или созданные с использованием ордерных форм и объединения нескольких композиционных решений (современных и исторических) в одном.

Одной из основных характеристик образного содержания архитектурного произведения можно назвать понятие образной структуры - это совокупность образа сооружения, составляющих его элементов, а также принципов его формирования. Современные сооружения, выполненные в классицистической манере, по большей части спроектированы на основе исторических образцов, либо, в редких случаях, созданы на основе логики и языка образцовых сооружений. Например: здание ТрансКредитБанка (г. Москва, арх. Д.Б. Бархин (1995-1997 гг.)), образцом которого является палаццо Капитанио А. Палладио (1571 г.); здание «Интерроса» на ул. Б. Якиманка, основанное на композиционном решении Азовско-Донского банка (арх. Ф. Лидваль) [8]. В обоих случаях роль образца в проекте значительна: присутствует перенос и заимствование образной структуры классицистического сооружения. Можно сказать, что заимствование образа производилось весьма творчески - на это указывает большое количество изменений в структуре сооружения относительно образца. За основу

взята та же композиция фасада, что и у Ф. Лидваля, но детали существенно упрощены. В центре композиции, как и у образца, - четырехколонный портик, но тут колонны стоят попарно, возможно, это связано с использованием более приземистых пропорций или функциональным назначением сооружения. Используются колонны ионического ордера, но не такие, как в образце с каннелюрами на одну треть высоты. Несмотря на большое количество сомнительных деталей, это сооружение достаточно удачно вписывается в окружающую среду и в целом оставляет благоприятное впечатление.

Существует ряд приемов проектирования зданий в классицистической манере, в основе которых лежит использование образов существующих произведений архитектуры - образцов. Это можно наблюдать в таких постройках, как дом на Новинском бульваре (здание ТрансКредитБанка, г. Москва, арх. Д.Б. Бархин), особняк на Большой Почтовой улице (г. Москва, арх. Д.Б. Бар-хин) (рис. 1), комплекс «Туполев-плаза» (г. Москва, арх. Д.Б. Бархин) (рис. 2), дом на улице Моховой (г. Москва, арх. Д.Б. Бархин). В этих сооружениях видно, как автор успешно использовал образно-композиционную структуру на основе принципов классической архитектуры, с применением большого количества ордерных форм, деталей и их сочетания с современными элементами. Несколько другие приемы построения образно-композиционной структуры сооружений применены архитектором М. Филипповым в жилом комплексе «Маршал» (г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, владение 2), в «Римском доме» (г. Москва, 2-й Казачий переулок) (рис. 3) [5]. Автор развивает классицистические принципы композиции, гармонизации и стремится найти новые самобытные решения, при этом уделяя достаточно пристальное внимание деталям. Ничего нового в обращении к образам существующих построек нет, но интересно, что в настоящее время это обращение происходит всего по нескольким алгоритмам.

Рис. 1. Особняк на ул. Большая Почтовая, Рис. 2. Комплекс «Туполев-плаза», арх. арх. Д.Б. Бархин, г. Москва (2004 г.) Д.Б. Бархин, г. Москва (2004 г.)

Некоторые архитекторы занимаются проектированием сооружений в классицистической стилистике с использованием образов существующих произведений. Некоторые из них создают постройки, которые во многом повторяют и интерпретируют классические образцы, а другие только фрагментарно заимствуют элементы образно-композиционной структуры, обогащая таким образом свои проекты. Смысл такого творческого подхода не всегда

является очевидным, в большинстве случаев проектировщики стремятся обогатить свое решение дополнительными деталями, придающими произведению глубокое и индивидуальное образное содержание. Примеры таких проектов можно найти в творчестве следующих архитекторов: Б. Уборевича-

Боровского, Д.Б. Бархина, М. Филиппова, И. Уткина, М. Мамошина, М. Белова, Н. Явейна, Е. Полянцева.

Рис. 3. «Римский дом», арх. М. Филиппов, г. Москва (2004 г.)

В настоящий момент сформировалось классицистическое движение, в русле которого архитекторы постепенно возвращают образы классики в современную действительность. Образы, тесно связанные с традициями прошлого, обогащают содержание произведений современной архитектуры, в которых наряду с доминирующей технологичностью, конструктивностью, функциональностью имеется недостаток связи композиционных структур с антропометрией человека и историческим наследием.

Сейчас городские территории застраиваются зданиями, стилистика которых в основном постмодернистская. То есть такими, в которых практически отсутствует связь с образами и символами традиционной архитектуры, содержащие комбинации из универсальных изобразительных элементов, выражающих случайные или непреднамеренные ощущения, состояния. А если появляются сооружения, согласованные с исторической средой, то чаще всего их решение основывается на стилизации или своеобразном «прочтении» классики в современных формах.

В настоящее время чаще всего архитекторы под влиянием заказчиков не проектируют сооружения с полноценным учетом окружающей исторической застройки. Другими словами, при работе над проектом они делают небольшую адаптацию под членения окружающих зданий и добавляют стилизованные под классику детали, а стилистическая согласованность остается неучтенной. Наряду с мировоззренческими и социальными причинами, это также определяется использующимися строительными технологиями, отсутствием в современном архитектурном образовании школы ордерной архитектуры, неразработанностью принципов градостроительного совмещения и градостроительными установками. Это происходит и потому, что технологии строительства, использовавшиеся в классицистической архитектуре, были забыты и не получили развития, но знания о них постепенно восстанавливаются и начинают использоваться в современной архитектуре [4]. В частности, в последнее время ордерные детали чаще всего делаются при помощи тех же ме-

тодов, что применялись в XVIII в. Но уже существуют и современные технологии воплощения деталей, которые, к сожалению, в современной действительности из-за дороговизны оборудования мало используются. Это технологии распила, кроения, фрезеровки, обработки поверхности камня при помощи специальных станков на основе трехмерной компьютерной модели. Кроме этого, выпускаются серийные ордерные детали из гипса, но весьма ограниченный перечень изделий позволяет использовать их только для очень небольших сооружений или интерьеров. Архитекторов, прибегающих к интерпретации классических образцов, объединяет то, что все их индивидуальные приемы создания архитектурного образа являются в некоторой степени результатами использования и реорганизации образных структур каких-либо реальных исторических прототипов для создания более комфортной среды обитания, опирающейся на культуру вечных общечеловеческих ценностей.

Такие заимствования являются группой приемов проектирования, суть которых заключается в использовании ордерных архитектурных форм и стилизованных атрибутов как напоминание о легендарных и мифологических сюжетах лучших творений прошлого для создания проектов новых сооружений [1]. Они дают достаточно большую творческую свободу, так как не ограничивают архитектора рамками ордерной системы или технологическими рамками рационального строительства, но в то же время позволяют не создавать проект с «белого листа», а дают возможность использовать проверенные временем компоновочные схемы, пропорциональные отношения и композиционные приёмы прошлого. Традиционное проектирование на основе ордера строится на базе строгих пропорциональных отношений между всеми элементами сооружения, то есть любая размерность, будь то высота комнаты или диаметр колонны, имеют связь между собой [3]. Разработка такого проекта требует очень тщательной работы, а значит, и значительных затрат времени, что не соответствует современной строительной практике, где сжатые сроки реализации являются очень важным фактором. Поэтому приемы заимствования выигрышно отличаются от существующих традиционных, так как архитектор может работать как обычно, но добиться результата, близкого по качеству классике.

В существующих постройках в качестве предмета заимствования используются как элементы композиции, так и целостные композиционнопропорциональные структуры, т. е. архитекторы в существующую исторически сложившуюся композицию вписывают новые архитектурные формы и в новой структуре используют ранее созданные элементы. Проектирование на основе заимствования можно соотнести с таким разделом архитектурной теории, как комбинаторика, но в отличие от него, кроме синтеза элементов существующих построек, во время проектирования в данном случае происходит еще и творческая переработка концепции сооружения. Суть приемов заимствования заключается в формировании целостного образа, соответствующего современным нуждам и переработке позаимствованных элементов в соответствии с требуемым образом. Среди наиболее используемых приемов можно выделить четыре основных: репродуцирование, конструирование, интерпретация, агрегация.

Репродуцирование - это сознательное воплощение целостного архитектурного образа исторического сооружения и адаптация к требуемому типу

и назначению здания с соответствующим осовремениванием его планировочной и конструктивно-технологической структуры. Нередко в качестве образца выбирается сооружение, которое полностью не может соответствовать типу проектируемого здания. Например, при проектировании виллы в качестве образца используется дворец (рис. 4) [7]. Для этого приема характерно, что в целом структура образца переносится без каких-либо значительных изменений, легкой переработке подвергается образная структура и детали. Иногда в структуру включаются элементы и из дополнительных образцов. В конечном проекте оригинальный образец легко узнаваем.

Рис. 4. Усадебный дом в поселке Озерный, 2006 г., арх. Б. Уборевич-Боровский (а);

Елагин дворец, 1822 г., арх. Д. Кваренги (б)

Конструирование заключается в формировании образно-композиционной структуры на основе элементов, позаимствованных у сооружения образца. Чаще всего целью использования данного приема является создание здания, вписывающегося в окружающую застройку, но выполненного на основе современных технологий и материалов.

Интерпретация - это перевод символических метафор, содержащихся в существующих произведениях, и их образов на язык, понятный автору, то есть в большинстве случаев на язык форм современной архитектуры. Обычно сводится к заимствованию образной структуры и воплощению ее при помощи средств современного архитектурного языка с использованием абстрактных деталей, имеющих классицистические прототипы (г. Санкт-Петербург, «Новый дом на Карповке», Левашовский проезд, 13, арх. М. Мамошин, И. Соколов).

Агрегация - совмещение нескольких образных прототипов в одном сооружении (г. Москва, Туполев-плаза 2, арх. Д. Бархин ), где один классицистический, а другой современный [6]. Они могут быть как равноценными, так и соподчиненными друг другу, то есть классицистический образ может дополнять современный, и наоборот. Во многих случаях этот прием используется для создания новых архитектурных метафор [7].

В рассмотренных группах построек прослеживается связь между использованием определенных приемов заимствования и типологией здания. То есть каждому типу сооружения соответствует конкретный прием проекти-

рования. Возможно, это обусловлено тем, что задачи, решаемые архитекторами, проектирующими классицистические сооружения, похожи, и выбор методов для решения определяется не личными предпочтениями архитекторов, а социальной обусловленностью. Это также вызвано присутствием в общественном сознании архетипов для каждого типа сооружения, которые и диктуют требования к тому, что наиболее важно для архитектурного решения в конкретном проекте - целостное воплощение образа классицистического исторического памятника, сохранение образно-композиционной структуры, синтез современного и классики, использование согласованных ордерных элементов, новизна композиции.

Рассмотренные сооружения наглядно демонстрируют, что обращение к традициям и образам архитектуры прошлого и к их элементам обогащает композиционную структуру и придает ей семантическую устойчивость и глубину. Создание сооружений на основе этих приемов позволяет более качественно увязать образно-композиционное решение с исторической средой.

Таким образом, видно, что восстановление языка классицистической архитектуры и использовавшихся в прошлом образно-композиционных структур во многом зависит от разработки приемов создания образных структур на основе традиций, связанных с образцовыми сооружениями; от развития строительных технологий, а именно от технологии производства ордерных деталей. Можно заключить, что для проектирования сооружений на основе классицистических образцов современными архитекторами применяются схожие методы и приемы, которые позволяют эффективно обогащать образно-содержательную структуру сооружений классическими образцами или их элементами. Анализ и разработка методик и методов использования образных структур в проектировании может внести значительный вклад в переоценку, восстановление классицистических архитектурных ценностей и использование их в современной архитектурной практике. Возможно, главная причина использования приемов заимствования образных структур сооружений прошлого заключается в художественной потребности целостного показа мира и места жилища в нем, места бытования общества и личности, их соотношения, показанного в пространственном и объемном выражении [2].

Библиографический список

1. Раппапорт, А.Г. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии / А.Г. Раппа-порт, Г.Ю. Сомов / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. - М.: Стройиздат, 1990. - 343 с.

2. Смолина, Н.И. Традиции симметрии в архитектуре / Н.И. Смолина. - М.: Стройиздат, 1990. - 344 с.

3. Гурьев, О.И. Композиции Андреа Палладио: Вопросы пропорционирования / О.И. Гурьев. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1984. - 120 с.

4. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 5. Архитектура Западной Европы ХУ-ХУІ веков. Эпоха Возрождения / Гос. ком. по гражд. строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Науч.-исслед. ин-т теории, истории и перспективных проблем сов. архитектуры. - М.: Стройиздат, 1967. - 659 с.

5. Ревзин, Г. Современная классика. Построение картины «Римский дом» Михаила Филиппова [Электронный ресурс] / Проект Классика. - Условия доступа:

6. http://www.projectclassica.ru/m_classik/17_2006/17_classik_01a.htm.

7. Седов, В. Современная классика. Другая жизнь Елагина дворца [Электронный ресурс] / Проект Классика. - Условия доступа :

8. http://www.projectclassica.ru/m_classik/21_2007/21_classik_02a.htm.

9. Ревзин, Г. Современная классика. Большой дом. Ответ Михаила Филлипова. [Электронный ресурс] / Проект Классика. - Условия доступа : http://www.projectclassica.ru/m_classik/12_2004/12_classik_03a.htm.

10. Токарев, Е.А. Образное заимствование в контексте современного архитектурного проектирования [Электронный ресурс] / Архитектон. - Условия доступа:

11. http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_022/template_article?ar=K01-20/k16.

E.A. TOKAREV

TRADITIONS OF CLASSICS IN A CONTEXT OF ARCHITECTURE OF BIG CITIES

The article considers the place of classical architecture in modern Russian practice. The author had analyzed methods of creation of buildings in the classical style, based on existing architectural models. He examines methods used by architects in various situations. The most essential obstacles for distribution of methods of designing of classical architecture in modern practice are considered in the article as well.

УДК 725.85

С.А. БЕЛОНОСОВ, аспирант,

nba7@inbox.ru

УралГАХА, Екатеринбург

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В статье раскрывается тема системного подхода к архитектурному формированию многофункциональных спортивных комплексов (МСК). Предложено рассматривать пространственное объединение всех структурных элементов спортивного комплекса как систему, в которой в равных пропорциях объединены процессы и мероприятия массового (любительского) спорта и спорта высших достижений (профессионального). Раскрываются специфические особенности функционального и пространственного построения структурных элементов спортивного, вспомогательного, инженерно-технического и управленческого назначения. Выделено три уровня развития многофункциональных спортивных комплексов: региональный, городской, районный.

Ключевые слова: многофункциональные спортивные комплексы, системный подход, архитектурное формирование.

В условиях современной глобализации, тенденций к укреплению и росту городов необходимо ориентироваться на современные подходы к градостроительному и архитектурному проектированию. Такая необходимость

© С.А. Белоносов, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.