Научная статья на тему 'Традиции как выражение этнической психологии'

Традиции как выражение этнической психологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2122
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ЭТНОС / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МОТИВИРОВКА / ВНУШЕНИЕ / TRADITIONS / ETHNIC / SOCIAL PSYCHOLOGY / MOTIVATION / SUGGESTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никитина Татьяна Станиславовна, Федотов Василий Артемьевич

Этнические традиции представляют собой не только социальный, но и психологический феномен. Социально-психологические явления, присущие традициям, функционировали в форме внушений, мотивов, оценочных суждений, социальных установок, стереотипов, жизненных позиций. Они становились мировоззренческими убеждениями, придавали социально-психологическим явлениям определенную направленность, регулировали образ жизни этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AS AN EXPRESSION OF ETNIC PSYCHOLOGY

Ethnic traditions are not only social but psychological phenomenon too. Sociophcychological phenomena which are typical for the traditions have functioned in the form of suggestions, motives, appraisal judgments, social attitudes, stereotypes, life positions. They have become world-view persuasions, added definite direction to the sociophychological phenomena, regulated way of live of ethnics.

Текст научной работы на тему «Традиции как выражение этнической психологии»

УДК 159.9

Т.С. НИКИТИНА, В.А. ФЕДОТОВ

ТРАДИЦИИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ключевые слова: традиции, этнос, социальная психология, мотивировка, внушение.

Этнические традиции представляют собой не только социальный, но и психологический феномен. Социально-психологические явления, присущие традициям, функционировали в форме внушений, мотивов, оценочных суждений, социальных установок, стереотипов, жизненных позиций. Они становились мировоззренческими убеждениями, придавали социально-психологическим явлениям определенную направленность, регулировали образ жизни этносов.

T.S. NIKITINA, V.A. FEDOTOV TRADITIONS AS AN EXPRESSION OF ETNIC PSYCHOLOGY

Key words: traditions, ethnic, social psychology, motivation, suggestion.

Ethnic traditions are not only social but psychological phenomenon too. Sociophcychologi-cal phenomena which are typical for the traditions have functioned in the form of suggestions, motives, appraisal judgments, social attitudes, stereotypes, life positions. They have become world-view persuasions, added definite direction to the sociophychological phenomena, regulated way of live of ethnics.

Традиции во все времена выступали как связующая нить, обеспечивая преемственность поколений, с помощью чего наши предки получали и хранили информацию об окружающем мире.

Система традиций выступала как мера человеческого освоения природной и социальной среды. Они, как ценностные ориентации человеческого бытия, делают мир «своим», очерчивают пределы полноценной, осмысленной, разумной жизни на основе определенного самосознания этноса. Традиции удерживали образцы мысли и поведения людей, выполняя основные их функции в жизнедеятельности этноса. Они приобщали новое поколение к духовным и материальным ценностям предков, освоению бытия на основе смыслонесу-щих образований в их повседневной жизни.

Главная функция традиций - регулирование образа жизни людей в рамках определенного самосознания. Система традиций любого народа - результат длительного исторического развития. Через эту систему каждый народ воспроизводит самого себя как этнос, сохраняет свою духовную и материальную культуру. В прошлые времена следование традициям считалось делом исключительно священным.

Безусловно, общество во все времена нуждалось в системе традиций. Как социальный институт функционирования общества, они выполняли свои функции только при активной их поддержке общественностью. Практически не было таких видов деятельности, которые не регулировались бы посредством разнообразных, различных по значимости и важности социальных норм.

Этнические традиции можно рассматривать и в аспекте проявления социально-психологической природы этого феномена. Психологический уровень выражен «духовной самостью» народа, т.е. темпераментом, внутренним миром и культурой конкретной этнической общности, ее спецификой, адаптационными способностями, осуществляемыми на рефлексивном или ином уровне. Это однотипные для людей одной культуры реакции на привычные ситуации в форме чувств и состояний. Сюда можно отнести коллективные эмоциональные шаблоны, привычки, пристрастия, вкусы, обычаи, традиции, установки, ценности. Они вместе составляют характерные черты самосознания, сенсуалитета и менталитета этноса.

Традиции народа связаны с этнической психологией, этническим сознанием. Они всегда психически конкретны и представляют собой некое знание о «душе народа», «национальном духе», «национальном характере». Этнические традиции следует рассматривать как форму обнаружения моральной воли. Морального состояния воли нации.

В осознании духовной основы жизнедеятельности этносов во второй половине XIX в. появляются новые идеи и мотивы. В этот период появляются психологические теории науки, где на место духа народов, отражающего существование мирового начала, приходит понятие «психология этноса». Духовная сторона нации получает иную интерпретацию. Это связано с развитием психологии, ее категориального аппарата, методов исследования. Создателями и впервые попытавшимися сформулировать основные задачи новой науки, были немецкие философы М. Лазарус и Х. Штейнталь. Новая наука определяется как «наука о народном духе, то есть как учение об элементах и законах духовной жизни народов». Познание духа народов у них мыслилось через познание индивидуального духа. Они писали: «Дух народа существует в отдельных духах, принадлежащих народу» [12, с. 486].

В развитие этнической психологии значительный вклад был сделан российским философом Г.Г. Шпетом. Он определяет предмет этнической психологии как описательную психологию, изучающую «типические коллективные переживания». Согласно его взглядам, этническая психология - это «...все типы человеческих переживаний, определяемых по языку, верованиям, обычаям, искусству, мировоззрениям и пр.» [13, с. 145-146]. Шпет утверждает, что «народ - это историческое целое, причем, всегда создающееся, это не нечто статичное, а, наоборот, находящееся в постоянном изменении». «. Сознание народа, что он есть этот народ, есть объект этнической психологии, как особое переживание народности, национальности и т.п.» [13, с. 146]. Шпет анализирует природу «духовного уклада», который также испытывает постоянные изменения. «Духовное богатство индивида есть прошлое народа, к которому он сам себя причисляет» [13, с. 146], существует тесная связь между духовным укладом этноса и личностью. Оно, духовное богатство, во многом определяет поведение личности и ее нравственно-психологические свойства.

Рассуждая о национальной психологии, Шпет писал, что «коллектив - субъект совокупного действия, которое по своей психологической природе есть не что иное, как общая субъективная реакция коллектива на все объективно совершающиеся явления природы и его собственной социальной жизни и истории. Каждый исторически образующийся коллектив - народ, класс, союз, город, деревня и т.д. - по-своему воспринимает, воображает, оценивает, любит и ненавидит объективную текущую обстановку, условия своего бытия, само это бытие - и именно в этом его отношение ко всему, что объективно есть, выражает его «дух», или «душа», или характер в реальном смысле» [12, с. 479].

Авторы книг по социальной психологии справедливо обращают особое внимание на важность общения между людьми, на необходимость учета социальных контактов при выявлении сущности общественно-психологических явлений, которые формируются и функционируют только лишь посредством общения. В процессе общения проявляется действие таких социально-психологических механизмов, как убеждение, внушение, подражание, взаимозаражение, общественное мнение и др. Общение является средством, с помощью которого в системе национального самосознания взаимодействуют общественное, индивидуальное, групповое мнения. Люди обмениваются между собой чувствами, делятся переживаниями и другими душевными состояниями. Любые душевные состояния человека предполагают сопереживание, соучастие, поэтому люди нуждаются в общении. Духовное общение - это способ проявления духовного состояния людей.

Коммуникативная функция общения раскрывает обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция общения выражает организацию взаимодействия между общающимися индивидами в сфере знаний, идей, действий. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности, она выражает уровень развития национального самосознания. Люди всегда общаются в процессе некоторой деятельности, которая пересекается с деятельностью других людей. Это пересечение деятельности создает определенные отношения этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям и тем самым раскрывается характер самосознания этноса.

Переживание и отношение, выступая в качестве сущностной характеристики состояния сознания, раскрывают направленность и готовность людей к деятельности. Менталитет и поведение этноса определяются теми или иными мотивами деятельности, которые являются смыслонесущими феноменами в жизнедеятельности этносов. В чем заключаются мотивы деятельности? Слово «мотив» означает: приводить в движение, толкать. В психологии мотив означает то, что побуждает деятельности. Человек большую часть поступков или социальных действий совершает осмысленно. Понимание социальных действий (как индивида, так и группы людей) невозможно без учета мотивации того внутреннего идеального смысла, которые вкладывают человек или группа людей в свои усилия.

В отечественной психологии понимание и исследование направленности как ядра личности и понимание самосознания в теоретическом и методологическом плане признаются наиболее ценными. Направленность личности понимается как мотивационная направленность. Согласно С.Л. Рубинштейну, «проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [9, с. 104]. Направленность - это динамическая система установок и тенденций, потребностей и мотивов. Интересов и идеалов. В работах ряда отечественных психологов анализ направленности личности представлен посредством мотивационно-смыслового описания.

Проблема мотивации является одной из самых важных в современной психологии. Абрахам Геральд Маслоу в своей книге «Мотивация и личность» выступает против всякой классификации мотивов. Он рассматривает целые группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности. Динамический подход к мотивации предполагает постоянные ее изменения. Базовые, фундаментальные потребности и желания, т.е. мотивы, остаются постоянными. Автор к фундаментальным относит те мотивы, которые связаны с физиологическими потребностями [5, с. 67-68].

Понятие «мотив» трактуется психологами далеко не однозначно и употребляется для обозначения разных явлений. В качестве мотивов в национальном самосознании могут выступать инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания, стремления, жизненные цели, установки, идеалы и т.п.

В психологии используется также термин «мотивация». Обычно под ним понимается совокупность побудительных сил человеческой деятельности как осознаваемых, так и не осознаваемых самим человеком.

Мотивация - понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие «мотивация» входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения этноса, человека и ответы на вопрос: почему так, а не иначе они поступают.

Как говорил Л.С. Выгодский, мотивация - это «психическая система», т.е. особый вид психических процессов, регулирующих человеческую деятельность [2, с. 16]. Направленность действий личности, этноса зависит от потребностей, интересов и уровня развития самосознания, является важнейшей составляющей их мотивационного ядра. Основу ее составляют потребности.

Деятельность этноса побуждается системой мотивов, в которой одному из мотивов может принадлежать решающая роль. Выбор мотива действия зависит от множества факторов. На выбор конкретной мотивации влияет ряд обстоятельств - это потребности, интересы, волевые качества, темперамент, качество и уровень ума, уровень культуры, ценности, цели, гражданская позиция, конкретная ситуация (внутренние и внешние цели), уровень сознательного и бессознательного и т.д. Мотивировка - это объяснение причин и мотивов предполагаемого или совершившегося действия. Важной особенностью мотивировки является ее модальность, желательность, возможность, долженствование, необходимость, взятые в их различных сочетаниях.

Мотивировка является составной частью процесса принятия решения. Само принятие решения есть волевой акт постановки цели и сознательного выбора порядка и способа действий для ее достижения. Важнейшей морально-психологической стороной процесса принятия решения является осознание человеком, этносом той или иной ответственности, а также понимание состояния системы ценностных ориентаций, которые формируют в их самосознании ту или иную форму убеждения.

Мотивация социальных действий содержит в себе следующие начала: 1) индивидуальную цель; 2) групповую цель; 3) ориентацию на другого, т.е. «ожидание», учитывающее возможную ответную реакцию окружающих. Они вместе образуют мотив социального действия. Другими словами, мотив социального действия представляет собой индивидуальную и коллективную цель, осмысленную сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий. Следовательно, конкретное содержание, направленность мотива будет определяться тем, как эти три начала будут соотноситься, взаимодействовать.

Жизнедеятельность людей по своей природе не только социальное, но и духовно-психологическое образование. В их сознании действуют законы массовой социальной психологии, в частности, закон взаимного заражения в качестве социально-психологического механизма, обеспечивающего групповую интеграцию. Согласно утверждению Б.Ф. Поршнева, в явлении психического заражения в коллективе проявляют свои действия два разных явления: внушение и подражание [8, с. 86], которые всегда играли определенную роль в человеческой жизнедеятельности в утверждении такого феномена, как, например, «Мы-традиции». Согласно утверждению психологов, наиболее ранним по происхождению и развитию является подражание, свойственное многим животным. В процессе становления и развития этносов, как в индивидуальном, так и в историческом плане, человек на основе подражания осваивает систему традиционного поведения во всех сферах его деятельности. Социальные нормы, духовные ценности, культурные архетипы и т.д., все это - результат подражания способам распространения традиций - указывал Э. Дюркгейм [3, с. 37].

Плеханов как ученый не мог оставить без внимания такое психическое явление, как подражание. Он писал, что «подражание играло очень большую роль в истории всех наших идей, вкусов, моды и обычаев.» [7, с. 295]. О значении механизма подражания в сохранении и трансляции традиции писал В.М. Бехтерев: «Путем ... подражания человек перенимает в значительной мере и все общественные условности и обычаи. Лишь благодаря подражанию человек становится общественным существом в настоящем смысле этого слова» [1, с. 238-239].

Известный французский психолог, социолог Ж. Тард в своей «теории подражания» определял в данном явлении источник возникновения коллективных норм и ценностей, источник социального прогресса. «.Общество - это подражание», - считал Ж. Тард, и социальное бытие объяснял законами подражания [10, с. 74].

Подражание в системе самосознание-деятельность осуществляется в процессе межличностного общения на основе символов, знаков и традиций и является одним из основных путей в культурном развитии человека. Подражание помогает человеку адаптироваться к нормам и образцам традиции, и в нем проявляются коллективные эмоции и реакции, выполняющие функции создания авторитетного эмоционально-психологического фона трансляции традиций.

В структуре национального самосознания внушения также играют важную роль в понимании этнической психологии, самосознания и менталитета. По утверждению А.К. Уледова, социально-психологические явления внушения, подражания, стереотипизация и другие являются механизмами осуществления процессов отношений и общения, а также выступают в качестве механизмов взаимосвязи мировоззрения и общественной психологии. Через них мировоззренческие взгляды и представления проникают в ткань общественной психологии, которая, в свою очередь, влияет на мировоззрение [11, с. 238-239]. Благодаря такого рода механизму люди влияют друг на друга, передают свой опыт, организуются для совместной деятельности. Поэтому внушения играют особую роль в обыденном сознании этноса.

В.М. Бехтерев подчеркивает, что человек усваивает обычаи не только путем подражания, но и при помощи общественного внушения: «.когда человек вступает в ту или иную группу лиц., он получает тотчас же со всех сторон внушение, касающееся внешних условий общежития, обычаев, традиций и невольно им подчиняется» [1, с. 238-239]. Ученые-психологи подразделяют внушение на произвольное и непроизвольное. Когда совершается произвольное внушение, тогда внушающий проявляет свою активность, имеет конкретную цель и использует специальные приемы для воздействия на внушаемого. Непроизвольное внушение - это такое психическое явление, когда совершается процесс принятия человеком от других определенных качеств. Внушающий, имея особые качества, влияет на внушаемого в силу объективной «заразительности» этих качеств. Внушаемый имеет предварительную установку о характере действия и результате влияния внушающего. «Именно непроизвольному внушению мы больше всего обязаны тем, что приобретаем, подчас не замечая этого, определенный образ мыслей, чувств и манеры поведения от окружающих людей - подчеркивает В.Н. Куликов, - силой этого внушения в психике людей укореняются национальные традиции и нравы» [4, с. 331].

В реальной жизни внушаются верования, традиции, т.е. духовные основания и смыслы-ориентиры совместного бытия, которые осваивались нашими предками для поддержания целостности и гармонии в их повседневной жизни. По мнению французского психолога Лебона, благодаря внушениям и верованиям, «люди любого возраста опутаны сетью традиций, мнений и обычаев, гнета которых они не в силах избежать и которые делают их всегда немного похожими друг на друга. Самый независимый ум не помышляет уклониться от них» [6, с. 154].

Внушение равнозначно полному и безоговорочному доверию, под которым понимаются «чувства и сознание принадлежности «своему», к общему и абсолютному «Мы». Слово является великим генератором мнений и верований, главным средством внушения. Согласно утверждению Б.Ф. Поршнева, внушение выступает как «словесное заражение» [8, с. 155]. Механизм внушения определяется авторитетом, человеком, который произносит речь ради внушения, а также на внушение влияет социально-психологическая атмосфера.

В процессе внушения информация дается непосредственно и доверие к ней вызывается яркостью образа, факта, примера и т.п., т.е. содержание внушения закрепляется в памяти людей в виде наглядных образов. Внушение ориентировано на привычные стандарты мышления, в процессе которого воспроизводятся идеи, взгляды, представления, которые в то же время отражают систему деятельности и образцы поведения, т.е. возникает особая социальнопсихологическая атмосфера. В такой обстановке содержание внушаемого воспринимается людьми как должное. В этом выражается активная роль внушения как способа воздействия на сознание людей.

Нередко убеждение отождествляют с верой, которая имеет различные формы своего проявления. Она может быть повседневной, вера в своих знакомых, родных и родственников, руководителей, Бога, вера в будущее, вера в себя, вера как надежда, медицинская вера и т.д. Ранее отмечалось, что вера как феномен, духовной реальности человека способна выполнять компенса-торскую, утешительную, установочную, интегративную, управляющую функции. Человек заблуждается или не заблуждается, он должен иметь веру. С верой жить «теплее» и «уютнее». Вера ближе к человеческой душе, чем убеждение. Когда в сознании человека исчезает вера, происходит разочарование, а может быть, крах смысла его жизни.

Итак, этнические традиции представляют собой не только социальный, но и психологический феномен. Общественно-психологические явления, присущие этносу, функционировали в форме внушений, мотивов, оценочных суждений, социальных установок, стереотипов, жизненных позиций и проявлялись в деятельности человека. Они становились мировоззренческими убеждениями, придавали общественно-психологическим явлениям определенную направленность, регулировали образ жизни этносов. В своей повседневной жизни люди не могли осуществлять совместную деятельность, общение, не руководствуясь определенными социально-психологическими установками, правилами, нормами. В этих условиях человек испытывает определенное состояние сознания. Социально-психологические феномены в системе этнических традиций имели также и функцию приспособления человека к условиям жизни, попытку и желание предсказать будущее.

Литература

1. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология / В.М. Бехтерев // Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.

2. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выгодский. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1956.

3. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначения / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1995.

4. Куликов В.Н. Вопросы психологии внушения в общественной жизни / В.Н. Куликов // Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965.

5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.

6. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи; пер. с фр. М.: Педагогика, 1996.

7. Плеханов Г.В. Письма без адреса / Г.В. Плеханов // Избранные философские произведения: в 5 т. М.: Наука,1958. Т. 5.

8. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. М.: Наука, 1979.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.

10. Тард Ж. Законы подражания / Ж. Тард; пер. с фр. СПб.,1892.

11. Уледов А.К. Общественная психология и идеология / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1985.

12. Шпет Г.Г. Сочинение / Г.Г. Шпет. М.: Правда, 1989.

13. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шпет. М.: Правда, 1927.

НИКИТИНА ТАТЬЯНА СТАНИСЛАВОВНА - соискатель ученой степени кандидата философских наук кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

NIKITINA TATYANA STANISLAVOVNA - competitor of scientific degree of Philosophical Sciences candidate, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ФЕДОТОВ ВАСИЛИЙ АРТЕМЬЕВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

FEDOTOV VASILIY ARTEMYEVICH - doctor of philosophical sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.