Научная статья на тему 'Традиции изучения и преподавания астрономии в медресе Дагестана в XVII - первой половине XVIII века'

Традиции изучения и преподавания астрономии в медресе Дагестана в XVII - первой половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
308
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам в России / мусульманская астрономия / исламская культура / ДАГЕСТАН / Улемы / медресе / Islam in Russia / Muslim astronomy / Islamic culture / Dagestan / Ulama / medrese

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мусаев Махач Абдулаевич

На основе изучения дагестанских арабо-графических источников и исследований констатируется, что Дагестан и исламский мир являлись единым, теснейшим образом связанным научно-образовательным пространством, где шёл процесс активного обмена знаниями и опытом. Дагестанские улемы пользовались всем наследием мусульманской астрономической науки и сохраняли традиции преемственности знаний вплоть до 30-х гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of Dagestan arab graphic sources and researches it is noted in the article that Dagestan and Islamic world appeared to be united, closely connected scientifically-educational space where there was active process of knowledge and experience exchange. Dagestan ulama utilized all the inheritance of Moslem astronomy science and kept the traditions of knowledge continuity up to thirties of XX century.

Текст научной работы на тему «Традиции изучения и преподавания астрономии в медресе Дагестана в XVII - первой половине XVIII века»

УДК 94(470.67)+52

ТРАДИЦИИ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В МЕДРЕСЕ ДАГЕСТАНА В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

© 2011 г. М.А. Мусаев

Институт истории, археологии и этнографии Institute of History, Archeology and Ethnography

Дагестанского научного центра РАН, of Dagestan Scientific Center of RAS,

ул. М. Ярагского, 75, г. Махачкала, 367030 M. Yaragskiy St., 75, Makhachkala, 367030

На основе изучения дагестанских арабо-графических источников и исследований констатируется, что Дагестан и исламский мир являлись единым, теснейшим образом связанным научно-образовательным пространством, где шёл процесс активного обмена знаниями и опытом. Дагестанские улемы пользовались всем наследием мусульманской астрономической науки и сохраняли традиции преемственности знаний вплоть до 30-х гг. XX в.

Ключевые слова: ислам в России, мусульманская астрономия, исламская культура, Дагестан, улемы, медресе.

On the basis of Dagestan arab - graphic sources and researches it is noted in the article that Dagestan and Islamic world appeared to be united, closely connected scientifically-educational space where there was active process of knowledge and experience exchange. Dagestan ulama utilized all the inheritance of Moslem astronomy science and kept the traditions of knowledge continuity up to thirties of XX century.

Keywords: Islam in Russia, Muslim astronomy, Islamic culture, Dagestan, ulama, medrese.

Дагестанские авторы XIX в. указывают, что из наук в регионе были распространены грамматика арабского языка (морфология и синтаксис), метрика, логика, теория диспута, законоведение, толкование Корана, хадисы и жизнеописание Пророка,

суфизм, риторика, математика и астрономия [1]. Математика и астрономия считались науками очень сложными [2].

Астрономия имела практическое значение, важное для повседневной жизни уммы, например, при опре-

делении ориентации на киблу, начала и конца рамадана, времени совершения молитв и т.д.

Мусульманские учёные внесли весомый вклад в развитие этой науки. Астрономия - 'илм ал-хайа (наука о форме), 'илм ал-фалак (наука о небесной сфере), 'илм ан-нуджум (наука о звёздах) - была популярна в средние века, причём два последних термина обозначали как астрономию, так и астрологию. Важнейшими астрономическими сочинениями учёных-мусульман стали зиджи - астрономические таблицы, наибольшую известность из которых получили «Зидж ал-Хорезми», «Зидж ат-Туси», «Зидж Улугбека», «Зидж ал-Маридини» и др. Как мы увидим ниже, часть из них имела хождение в Дагестане. Крупнейшим астрономическим трудом средневекового Востока считается «Канон Мас'уда» ал-Бируни, содержащий материал зиджей и полное изложение экспериментальной и теоретической астрономии с математическими доказательствами всех теоретических положений. Важнейшим достижением астрономов мусульманского мира стали более точное измерение размеров земного шара, географических координат городов, угла между эклиптикой и небесным экватором, периодов обращения Солнца и Луны и затмений, описание движения Солнца, Луны и планет и всё более совершенные геометрические модели этих движений, измерение эклиптических координат неподвижных звёзд и их величин [3].

Академик И.Ю. Крачковский писал, что дагестанская арабоязычная литература «... энциклопедична ... Дагестанские учёные того времени владели уже всей полнотой общеарабского наследия своих веков. В равной степени их интересовали и науки грамматические ... и трактаты ... по астрономии...» [4, с. 615].

Это подтверждается исследованиями дагестанских востоковедов, которые в государственных, общественных, частных рукописных собраниях выявили ряд сочинений по астрономии, имевших хождение в пределах Дагестана. Наибольшим количеством среди них представлены: «ал-Мулаххас» ал-Хваризми - популярный в Дагестане учебник астрономии и «Шарх» (комментарий) на него, выполненный ар-Руми; «ал-Хай'атас-санийа» ас-Суюти; «Рисалат аукат ас-салат ва салит ал-кибла» ал-Халхали - руководство к определению направления киблы и времени молитвы; и др. [5].

Хорошим дагестанским астрономом своего времени считался «корифей среди учёных» Мухаммад б. Муса б. Ахмад ал-Кудуки ар-Ругджи ад-Дагистани, родившийся, по одним данным, 15 рамадана 1042 г. хиджры (27 марта 1633 г.), а по другим - в 1047 (1637 -1638 г.), или 5 сафара 1062 г. [6, 7, л. 56] (15 февраля 1652 г.). Доподлинно известно, что ал-Кудуки, был выдающимся алимом, блестящим знатоком Корана и Сунны, арабской филологии и литературы, астрономии и математики, логики и шариата, личностью, оставившей заметный след в дагестанской средневековой науке и образовании.

Ал-Кудуки обучался у известнейших улемов -своего отца, своего тестя - Абу-Бакра ар-Ругджи, Али-Риды ас-Сугури (ум. в 1676 г.) и Ша'бана ал-

Убуди (ум. в 1667 г.). Далее, желая совершенствовать свои знания, он отправился в «исламские страны», в частности в Йемен, где в течение семи лет учился у Салиха ал-Йамани (ум. в 1697 г.) [8, с. 222], с которым связи Мухаммада не прерывались и по возвращении на Родину - он вёл с арабскими учёными активную переписку.

Ал-Кудуки «местная традиция считает основателем всей дагестанской науки» [4, с. 613]. Явлением в культурной жизни региона стало его медресе, в которой по традиции наряду с обучением была организована и переписка арабских книг. Имеются сведения, что ал-Кудуки собственноручно переписал около трёхсот экземпляров рукописей [8]. Мухаммад из Ку-дутля в строгом соответствии с нормами шариата усовершенствовал систему материального обеспечения медресе, регламентировав источники поступления. Эта система стала образцом подражания для образовательных центров Дагестана [9, л. 1 - 12].

Медресе ал-Кудуки долгое время располагалось в с. Ругуджа, куда он переехал в 1675 г. [9, л. 11]. В местности Сосо-Рохоб на вершине холма под руководством ал-Кудуки была построена мечеть, которая сохранилась и по сей день (реставрирована недавно). Ориентация этой мечети на киблу считалась безупречной. Астрономы Центрального Дагестана и других областей приезжали для сверки своих астрономических знаний по «мечети Мусалава». Вероятнее всего, она была построена на рубеже XVII - XVIII вв., так как ориентация надгробных стел на ругуджинских кладбищах до этого периода и после незначительно отличается.

Мусалав является автором оригинальных сочинений по грамматике арабского языка и его морфологии, трактата о метафорах, логике, теологии, а также многочисленных ответов на вопросы по мусульманскому праву. Особый интерес в контексте данной статьи вызывают его работы по микату (определение времени) и, в частности, его календарь Хисаб ал-Кудуки (Расчёты ал-Кудуки), приспособленный к географическому расположению Дагестана [8, с. 223], а также его комментарий к «'Умдат ула ан-нуха ва-л-'ирфан фи 'илм ал-микат ва-л-кибла би-Дагистан» («Первая опора щедрости в науке определения времени и киблы в Дагестане») ар-Раззаза ал-Мисри [10], составленного египетским астрономом по просьбе «дорогого брата Мухаммада, сына Мухаммада из Ка-раха во время его возвращения из Мекки» [11, с. 159].

Впоследствии ал-Кудуки переехал в Шам (Сирию) в 1716 г., где и похоронен в г. Халеб (Алеппо) в 1129/ 1717 г. [8, с. 222].

В медресе его учениками были известные Ахмад ал-Хидали, Кади ал-Балахани, Мухаммад-хаджжи ар-Ругджи, Мухаммад б. Хаджжи Умар ал-Кудуки, Хад-жжи Мухаммад б. Шайтанилав ал-Харакани, Дибир ар-Ругджи, Дамадан ал-Мухи, Дауд ал-Усиши, Му-хаммад ал-Убри, Али Кули ар-Ругилди, Мухаммад ал-Карати, Тайиб ал-Харахи, Малла Мухаммад ал-Бацади, Дауд ан-Нукуши, Багачилав ал-Бацади [12]. Таким образом, в его медресе обучались все из-

вестнейшие впоследствии улемы Дагестана, а также «мутаалимы из Поволжья, и Северного Кавказа» [13, с. 206]. Поволжские мусульмане вплоть до начала XVIII в., пока не началась российская экспансия на Кавказ, предпочитали получать образование в Дагестане [14].

Современником Мухаммада ал-Кудуки были известнейшие мусульманские учёные Малла Мухаммад ал-Гулуди и Иса аш-Шангуди. Ученики Малла Му-хаммада, получившие образование в медресе, основанном им у себя на родине в аварском селении Голода (ныне Закатальский район Азербайджанской республики), стали впоследствии известными философами, логиками, математиками; аш-Шангуди же считается первым учёным-математиком в Дагестане. Он учился у ал-Гулуди, совершенствовал свои знания в Ширване у Файзаллаха ал-Агдаши, что помогло ему создать «ряд ценных работ по математике, философии и логике». Он также встречался с известным математиком Баха ад-Дином ал-Амили и ознакомил дагестанцев с его книгой по арифметике «Хуласат ал-хисаб» [15]. Здесь следует отметить, что закавказские территории Дагестана являлись частью общедагестанского культурного пространства.

Следующим в плеяде известных дагестанских астрономов стал алим Исмаил аш-Шинази, который обучался у Малла Мухаммада ал-Гулуди и Исы аш-Шангуди [16]. Он считается знатоком в области математики, геометрии, астрономии и философии, которую изучал в Ширване. Аш-Шинази был первым в Дагестане человеком, который изготовил астролябию и, описав её устройство в трактате «Хуласат ал-хисаб» («Квинтэссенция счёта»), обучил своих учеников пользованию ею в горной местности [17, 18, л. 47].

Что касается астрономических инструментов, то мы имеем сведения, что дагестанские астрономы использовали небесные глобусы (кудра), астролябию (астурлаб) и синус-квадрант (руб' ал-муджаййаб). Первый - относится к демонстрационно-моделирующим приборам, а второй и третий - к визирно-моделирующим - одной из шести групп астрономических инструментов, использовавшихся средневековыми учёными [19].

Мусульманские учёные в течение IX - XV вв. посвятили множество сочинений астрономическим приборам. В некоторых из этих трудов описывались их собственные конструкции, в других приводились описания разнообразных инструментов одного определенного вида, в третьих содержались обобщающие обзоры всех основных астрономических инструментов. Особенно много сведений об устройстве и работе с инструментами собственных конструкций и заимствованных содержится в трудах ал-Бируни [20]. Понимание устройства и принципа действия инструмента, его изготовление и использование требовали обширных знаний.

Астролябия была наиболее популярным астрономическим прибором в странах мусульманского мира. Изобретённая в Древней Греции и усовершенствованная арабами, она попала в Европу приблизитель-

но в Х - XI вв. Вначале европейцы использовали арабские инструменты, а позднее стали изготовлять свои по арабским образцам. В XVI в. их делали на основе собственных расчётов, чтобы применять в европейских широтах. Пика своей популярности в Европе астролябия достигла в эпоху Возрождения, где она была одним из основных инструментальных средств астрономического образования. Знание астрономии считалось основой образования, а умение пользоваться астролябией было делом престижа и знаком соответствующей образованности [21].

Продолжателем традиций по изучению и преподаванию астрономии в Дагестане стал Дамадан из Ме-геба - один из известнейших учеников ал-Кудуки. Многие исследователи и авторы биобиблиографических трудов единодушно относят Дамадана ал-Мухи к числу выдающихся и талантливых улемов Дагестана.

Учёный Дамадан б. Йакуб б. Туфа ал-Мухи родился в 1061 г.х. (1650 - 1651) [7, л. 73; 16] и, как повествуют источники, «принадлежал к числу благочестивых [людей], обладающих набожностью и богобоязненностью, соответствующей милости Всевышнего»

[22]. Он перевёл с персидского на арабский язык комментарий 'Абдаллаха 'Али б. Мухаммада Хусайна ал-Бирджанди (ум. в 932 г.х. (1525)) к «Мукаддимат Зидж Улугбек» («Введение к астрономии Улугбека»)

[23] знаменитого среднеазиатского математика и астронома Улугбека ас-Самарканди (ум. в 853 г.х. (1449)). Причём перевод этот отличается «лаконичным, ясным и строгим математическим стилем». Ещё одно его сочинение по астрономии «Рисала фи 'илм ал-фалак» («Записки по астрономии») представляет собой астрономические таблицы и карты с обозначением сторон света, экватора, меридиана с указанием долгот и широт Мекки, Дербента [24]. Также Дамадан является автором трактата «ал-'Амал би руб' ал-муджаййаб» (Действия с синус-квадрантом) и комментариев к сочинениям Насир ад-Дина ат-Туси [10].

Дамадан прекрасно разбирался в математических и естественных науках, обладал обширными познаниями в тригонометрии, в совершенстве владел методом использования пропорции, создал компактную теорию решения приблизительных предположительных задач. Ему принадлежат математические труды «Мухтасар ал-фара'ид» («Собрание жемчужин») [25], «Тамарин фи ар-рийадийат» («Упражнения по математике»), а также множество комментариев, статей, критических заметок по отдельным сочинениям со ссылками на «Начала» Евклида и трактаты восточных корифеев [15].

Интересен и тот факт, что помимо Мухаммада ал-Кудуки Дамадан ал-Мухи учился также и у известного Казакилава (Мухаммад-Амина) ар-Ручи (ум. в 1126 г. х. (1713)) [18, л. 54] и создал с ним своего рода научную школу, которая занималась преимущественно естественными науками. Этот факт подтверждается записью в колофоне сочинения по математике «Шарх ал-мулаххас» Кади-заде ар-Руми (ум. в 841 г. х. (1437)), где Дамадан своей рукой написал: «Мною переписано в мадраса моего учителя Мухаммад-Амина в 1110/1698-99 г.» [26].

Как и его предшественники и учителя, в свою очередь Дамадан ал-Мухи также оставил после себя многочисленных своих последователей.

В силу того, что в Дагестане существовала своеобразная специализация учёных по отраслям науки, многие мутааллимы переходили от одного учителя к другому в зависимости от того, в какой сфере знаний им необходимо было совершенствоваться. Таким образом, ученик Мухаммада б. 'Али ал-Убри (ум. в 1146 г.х. (1733) или в 1151 г.х. (1738 - 1739)) [27] Махад ал-Хури (ум. в 1147 г.х. (1734)) некоторое время учился в медресе Дамадана ал-Мухи, где совершенствовал свои знания в области математики, геометрии, алгебры и астрономии, результатом чего являются его комментарии «Шарх Хуласат ал-хисаб» к трактату «Хуласат ал-хисаб» Исма'ила аш-Шинази и «Шарх ар-Ридван» на сочинение неизвестного автора [7, л. 147; 18, л. 49].

Продолжателем традиций астрономических изысканий стал Садык ал-Убри (ум. в 1196 г.х. (1781)) -сын и ученик Мухаммада ал-Убри, знаток астрономии, математики и философии, а также турецкого и персидского языков [18, л. 45; 27]. Однако можно констатировать, что после смерти Дамадана развитие изучения и преподавания астрономии в Дагестане несколько замедлилось, пока не появились следующие яркие представители этой отрасли - Хасан (Старший) ал-Кудали и Махад ал-Чухи (ум. в 1209 -1210 г.х. (1795)) [18, л. 45; 28]. Они стали продолжателями восточной астрономической традиции в Дагестане, в свою очередь подготовив плеяду известных астрономов. Изучение источников и научного наследия показывает, что астрономия как наука находила своих приверженцев в Дагестане на протяжении всего XIX в. Последний из ярких представителей этой науки Муртаза Гасанов был репрессирован в 1937 г.

Также можно констатировать, что дагестанские улемы, интересовавшиеся астрономией, пользовались всем наследием мусульманской астрономической науки, а Восточный Кавказ был теснейшим образом связан с образовательными центрами мусульманского мира, который являлся единым научно-образовательным пространством, где шёл процесс активного обмена знаниями и опытом.

Исследование проведено при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации (МК - 64544. 2010. 6).

Литература

1. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джа-малуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни / пер. с араб. М.-С. Саидова; редакция перевода, подготовка факсимильного издания, комментарии, указатели А.Р. Шихсаидова и Х.А. Омарова; предисловие А.Р. Ших-саидова. Махачкала, 1997. С. 49; Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала, 1990. С. 80.

2. Омаров А. Воспоминания муталима // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869. Вып. 2. Гл. 6. С. 49.

3. Матвиевская Г.П., Розенфельд Б.А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII -XVII вв.). Кн. 1 / вступ. ст. Г.П. Матвиевской, Б.А. Розен-фельда и А.П. Юшкевича. М., 1983. С. 79 - 82.

4. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Избр. соч. М.; Л., 1960. Т. 6.

5. Шихсаидов А.Р., Гаджиева ДХ, Тагирова НА. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001. С. 201 - 202.

6. Крачковский И.Ю. Дагестан и Йемен // Избр. соч. С. 575.

7. Гайдарбеков М. Хронология истории Дагестана // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (ДНЦ РАН). Ф. 3. Оп. 1. Д. 236. Т. 11.

8. Шихсаидов А.Р. Ал-Кудуки // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь / сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. М., 2006. Т.1. С. 222 - 223.

9. Саидов М.-С. Дагестанская литература на арабском языке. Дагестан в арабской литературе. Обычаи дагестанцев. Разгром Надира в Дагестане (по трактовке Субки) // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д. 55.

10. Розенфельд Б.А. Астрономия стран Ислама // Исто-рико-астрономические исследования. 1984. Вып. 17. [Электронный ресурс]. URL: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/ arabastr.htm (дата обращения: 21.07.2009).

11. Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А. Каталог арабских рукописей (Коллекция М.-С. Саидова). Махачкала, 2005. 330 с.

12. Мусаев М.А., Алхасова Д.М. Ругуджинские легенды и предания о Мусалаве из Кудутля // Научное обозрение. Махачкала, 2008. № 42. С. 67; Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан (Исторические сведения о Дагестане) / пер. и прим. А. Гаса-нова. Махачкала, 1929. С. 147.

13. Абдурахман из Газикумуха. Указ. соч. С. 206.

14. Идиятуллина Г. Абу-н-Наср Курсави. Казань, 2005. С. 48 - 49.

15. Саидов М. Дагестанская литература XVIII - XIX вв. на арабском языке // Труды XXV Междунар. конг. востоковедов. М., 1963. Т. 2. С. 120.

16. ^yUl chhLü> j yjAimlldlhlt ^yjjl 398 .i .2003 'f jUJ jb . yjj-- JlyJUJI

17. ГайдарбековМ. Хронология истории Дагестана... Т. 12. Л. 22.

18. Каяев А. Тараджим улама Дагистан (на тюркском языке) // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф.25. Оп.1. Д.1.

19. Соколовская 3.К. Астрономические инструменты // Розенфельд Б. А. Рожанская М. М., Соколовская 3. К. Абу-р-Райхан ал-Бируни. М., 1973. С. 137.

20. Ал-Бируни. Избранные произведения. Т. I. Памятники минувших поколений. Ташкент, 1957. С. 227.

21. Астролябия // Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Астролябия (дата обращения: 21.07.2009).

22. Материалы по истории Дагестана (на арабском, аварском и лакском языках) // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 288. Л. 53.

23. Каталог арабских рукописей Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР / под ред. М.-С. Саидова. М., 1977. Вып. 1. С. 11.

24. Каталог арабских рукописей Научной библиотеки Дагестанского государственного университета / сост. А.Р. Шихсаидов [и др.]; отв. ред. Г.Г. Тикаев. Махачкала, 2004. С.117 - 118.

25. Каталог арабских рукописей института рукописей им. К.С. Кекелидзе АН Грузии (Коллекция L - Выпуск II) / сост. Р.В. Гварамиа [и др.]. Тбилиси, 2002. С. 202.

Поступила в редакцию

26. Гайдарбеков М. Антология дагестанской поэзии на арабском языке // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.129. Л. 4.

27. Гайдарбеков М. Антология арабских учёных // Там же. Д. 180. Л. 2.

28. Nadir ad-Durgilis (st. 1935) Nuzhat al-adhan fi taragim 'ulama' Dagistan / herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Mikhael Kemper und Amri R. Sixsaidov // Muslim Culture in Russia and Central Asia. Vol. 4: Die Islamgelehrten Daghes-tans und ihre arabischen Werke. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2004. S. 74 - 75.

23 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.