Среди стихотворений поэта на различные темы большое место занимают стихи о патриотизме, героизме, храбрости, подготовке отважных юношей. Если обратить внимание на стихи поэта о патриотизме и героизме, то можно увидеть глубокое содержание таких стихотворений, как «Yeli Gurgenin», «Turkmenin», «Gidiji bolma», «Depe nedir, duz nedir», «Gozlar men». В этих стихах отражены идеи о любви к Родине, верности стране, отваге, отваге. Такие стихи имеют также особое значение в воспитании молодого поколения в патриотических школах. Суть стихов поэта - воспитание в молодом поколении любви к Родине, мужества, самоотверженности, верности стране. Вот почему стихи мудрого поэта широко распространены в народе и являются ценным сокровищем в воспитании поколения.
В строке «Mert gykar myhmana gunler yuz bile» можно увидеть заслугу гостеприимства туркменского народа. Благородные принципы нашего народа, такие как дружба и братство, воспитываются в назидательных стихах и воспитывают молодые поколения хорошими качествами. Именно поэтому эти благородные принципы остаются основным направлением литературы. На протяжении веков стихи Махтумкули Фраги имели воспитательное значение и составили ядро классической литературы. Вот почему при изучении классической литературы, прежде всего, смысл стихотворений поэта описано.
В целом поэт впитал в свое творчество лучшие качества патриотизма, отваги, отваги, равнодушия в прямом смысле слова. Вот почему стихи, проповедующие эти добродетели, сохраняются на протяжении веков. Это пробуждает добро в сердцах не только человека, но и всего человечества, и освещает сердца. Священный долг каждого из нас — изучать такие чудесные творения и передавать их будущим поколениям. Мечты мудрого поэта сбылись в наше чудесное время. Сегодня туркменский народ добивается больших успехов в единстве.
Список использованной литературы:
1. Предисловие А. Зырина и М. Овезгельдыева к изданию Махтумкули, Стихотворения, Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984.
2. Нуры Байрамов «Долгая дорога», Ашхабад, «Магарыф», 1986. В составе сборника повесть «Долгая дорога» (перевод Михаила Гребнева) о Махтумкули.
3.[Симашко, Морис Давыдович] «Повести красных песков», Алма-Ата, «Жазушы», 1966. В составе сборника повесть «Искушение Фраги» о Махтумкули.
© Овезкулиева О.А., Нурмырадова М.А., 2024
УДК 39
Семедова А.,
Преподавательница.
Туркменский Государственный университет имени Махтумкули.
Ашхабад, Туркменистан.
ТРАДИЦИИ И СУЕВЕРИЯ ТУРКМЕН, СВЯЗАННЫЕ С РАСТЕНИЯМИ
Аннотация
В статье описан существующий с древних времен ряд традиций и суеверий туркменского народа, связанных с растениями. Эти традиции раскрывают широкий спектр духовных ценностей туркменского народа.
Ключевые слова:
туркмены, растения, деревья, традиции и обычаи, суеверия.
Semedova A.,
Teacher.
Magtymguly Turkmen State University.
Ashgabat, Turkmenistan.
TRADITIONS AND SUPERSTITIONS OF TURKMEN CONNECTED WITH PLANTS
Annotation
The article describes a number of traditions and superstitions of the Turkmen people associated with plants that have existed since ancient times. These traditions reveal a wide range of spiritual values of the Turkmen people.
Key words:
Turkmens, plants, trees, traditions and customs, superstitions.
История - священная книга народа. Это изложение жизни многих народов, завет наших предков, наследие мудрости. Национальное наследие - это ценность, созданная народом на протяжении веков. Тема защиты окружающей среды сегодня является актуальной проблемой всего человечества и неотъемлемой частью традиционной культуры любого народа. Экологические обряды, складывавшиеся на протяжении веков, создали равновесие, успешно регулирующее отношения человека с природой. Традиции, связанные с охраной земли, водных ресурсов, фауны и флоры, существовали у туркмен с давних времен. Суеверия, связанные с миром растений, берут начало в тотемизме - веровании древнейших времен (тотемизм - вера в тотем, т.е. животное или растение, которое считается священным у племени или племени). Л.С. Васильев отмечает, что такие верования возникли в мире в позднем палеолите, и это доказывает изображение людей в виде полуживотных или с накидками из шкур животных на стенах различных памятников.
Ясно видно, что суеверия (тотемизм) наших предков имеют свои корни в наиболее древнем периоде, то есть памятник, относящийся к неолиту (греческого происхождения, "neos" - новый, "litos" -камень: новая эпоха каменного века) - дом - был обнаружен в Песседжикдепе, принадлежащий Джейтунской культуре, центре древнего земледелия, был храмом всего племени, а изображение животных черным и красным цветом на его белых стенах рассказывает о верованиях древних народов Туркмении в тотемизм.
В прошлом наши предки не знали научного объяснения свойств некоторых лекарственных растений, но связывали их целебные свойства с мистическими мыслями, духами и некоторыми ритуалами. На их основе в народе созданы легенды и суеверия, связанные со многими растениями. Кроме того, у туркмен существовал ряд обычаев, традиций, верований и суеверий, связанных с сохранением и приумножением флоры. С флорой также связано множество легенд, мифов и историй. Среди них в качестве примера можно привести дерево «Тополь»: эрсари называют его "toranny", а сарыки - "petde". Это дерево еще называют «ухом дутара». Святость этого дерева у туркменского народа связывается с легендой о Бабе Гаммаре, святого песни и музыки. Тот, кто хочет стать бахши, должен прийти в это святое место и исполнить песню «Шахы Мердан», а после в эту ночь он видел во сне змею или тигра. Если он не испугается, то мог увидеть и самого Баба Гаммара. Святой протягивал ему пиалу с водой, и если сновидец выпьет ее полностью, значит он станет певцом, если он вымоет руки в этой воде, то - музыкантом, если он вымоет руки в половине этой воды и выпьет оставшуюся половину, значит у него есть талант стать в будущем музыкантом и бахши, также означало, что он получил благословение святого духа Баба Гаммара. По поверьям региона Серахс, запрещено рубить и сжигать тополь, как и другие священные деревья. На кладбище Джигирдекли Баба в Серахском районе есть три тополя, которые считаются священными, и если
кто-то попытается отломать ветвь этого дерева, то у него ломается рука, потому что верят в то, что есть великая сила, которая защищает это дерево.
Одним из растений, в которых туркменский народ видит чудодейственную силу, является гармала, и несмотря на то, что наш туркменский народ называет его «Юзарлик», в разных регионах это растение называют по-разному. Например, нохуры называют «исвент», в северной Туркмении «адраспан», кое-где «зелдрик» или «делдрик» и т.д., а в других странах его называют «гармала» (от латинского слова). Даже сегодня в селах существует традиция прыгать через огонь, сжигая гармалу. Старейшины села объясняют, что это делается для защиты от различных болезней и гриппа, а также для защиты от духов и демонов. Верили, что если мать, взяв на руки больного ребенка прыгнет через этот огонь, ему станет лучше.
В древних верованиях туркмен важную роль играют суеверия, связанные с деревьями. Туркмены почитали свою родословную как «дерево жизни». Существовало также поверье, что если с древа жизни отрывается лист в связи со смертью и медленно падает на землю, то при падении касается листа тезки, вызвав у того звон в ушах.
Список использованной литературы:
1. Васильев Л.С. История религий Востока. Москва, 1983.
2. Демидов С.М. О верованиях и обычаях туркмен, связанных с огнем // Исследования по этнографии туркмен. А.: Туркменистан, 1965.
3. Гельдыханов М. Туркменские традиционные обычаи по охране окружающей среды // Памятники Туркменистана. № 1-2, 1984.
4. Полевые записи автора 2022-2023 гг..
© Семедова А., 2024