Научная статья на тему 'Традиции и современное искусство. Творчество С. М. Меньшикова'

Традиции и современное искусство. Творчество С. М. Меньшикова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / живопись / Сибирь / современность / традиции / Византия / Art. Paintinq. Siberia (Nowadays). The Present-day time Traditions. Byzantine Empire

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И. П. Стрижова

Творчество Новосибирского художника С. М. Меньшикова (р. 1937) посвящено современному бытию человека в контексте культурных традиций прошлого. Он стремится выявить смысл жизни, взаимосвязь человека с предметным миром, историей. При разработке своего художественного языка он опирался на опыт отечественного и зарубежного искусства, на традиции искусства Византии. С. Меньшиков работает в жанре сюжетной композиции, портрета, пейзажа, натюрморта. Использует технику живописи масляной краской или акрилом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND MODERN ART. THE CREATIVE ACTIVITY OF S. M. MENSHIKOV

The creative activity of the Novosibirsk painter S. M. Menshikov (b. 1957) is devoted to the modern human being in the context of the cultural traditions of the past. His aim is to find the life sense the interconnection between man and the world of objects and history. Working cruet his artistic system he based on our home and foreign art in the painting «Light of Byzantine Empire». S. M. Menshikov (is working) works in the genre of subject composition, portrait, landscape. Hi uses the technique of painting with oily paints and acryl.

Текст научной работы на тему «Традиции и современное искусство. Творчество С. М. Меньшикова»

УДК 75.03

И. П. Стрижова

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО. ТВОРЧЕСТВО С. М. МЕНЬШИКОВА

Творчество Новосибирского художника С. М. Меньшикова (р. 1957) посвящено современному бытию человека в контексте культурных традиций прошлого. Он стремится выявить смысл жизни, взаимосвязь человека с предметным миром, историей.

При разработке своего художественного языка он опирался на опыт отечественного и зарубежного искусства, на традиции искусства Византии.

С. Меньшиков работает в жанре сюжетной композиции, портрета, пейзажа, натюрморта. Использует технику живописи масляной краской или акрилом.

Ключевые слова: искусство, живопись, Сибирь, современность, традиции, Византия.

^ ергей Михайлович Меньшиков родился в 1957 году в Новосибирске. Пятнадцатилетним юношей уехал учиться в Свердловское художественное училище. Продолжил обучение в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова. По окончании, отслужив в армии, вернулся в Новосибирск. С 1983 года активно участвует в выставках городских, региональных, российских и зарубежных. С 1993 года является членом Союза художников.

Со времени первой персональной выставки (в 1995 г.) прошло 17 лет. Диапазон творческих исканий включал многое: композиции с фигурами и абстрактные, черно-белые и цветные. По словам самого художника, «были и колебания, и подражания; возможно, после освоения разнообразного набора приемов интерпретаций и образных средств, оказалось реальным составить свою языковую систему».

Жанровая структура его произведений включает пейзаж, портрет, сюжетные композиции, натюрморт, абстракции, фрагменты, монументальные росписи.

Это тяготение к определенным жанрам - свидетельство классической направленности его творчества.

Тематика и содержание его произведений связаны с аспектами бытия приро-

© И. П. Стрижова, 2013

ды, человека, преходящим и вечным, возвышенным и земным.

Начальным этапом творчества являются впечатления, их много... Так называемые фрагменты составляют отдельный раздел созданных работ. Некоторые из этих художественно претворенных впечатлений стали основой будущих произведений. Так в общении с предметным миром художник отбирает то, что созвучно его духовному запросу. Важным оказывается выразительный внешний аспект предмета или явления, и свойства, одухотворяющие предметную среду.

Участвуя в областных, молодежных выставках 1980-х годов, он обращается к разным формам художественной интерпретации, стремится к внутренне осознанному образцу, модели. Эти композиции, пейзажи, натюрморты представляют период накопления опыта, многие из них отличаются декоративной цельностью решений. Особая роль в творческом процессе отведена натюрмортам. Они оказываются не только сферой отработки приемов и схем, но и обладают собственным художественным значением. Композиции лаконичны, остро выразительны, декоративны, интересны по замыслу. Они представляют весь процесс творческих поисков.

Над абстрактными композициями художник работал в 2001—2004 годы. Это был своеобразный опыт изучения техно-

«Свет Византии», 2009 г. На переднем плане С. Меньшиков

логии, ритмов, схем, осознания ритмических основ художественного восприятия и претворения образа. Далее творчество развивалось по направлению к реальным образам, фигурам.

Понимание и выявление характерной, определяющей черты натуры проявилось в портретах. В образах выражена духовная жизнь, связанная с динамикой отношений человека с окружающим миром.

Портрет «Полина» (2011) сочетает ре-нессансную схему, придающую образу возвышенное благородство, с современным характером обобщения форм, с особенной пронзительностью взгляда.

Пейзажи подобны прикосновениям к жизни природы, они несут черты поэтического переживания или раздумья. Художник использует и звучные аккорды, и тонкую разработку цвета, и выразительность формы, фактуры.

Архитектурные пейзажи представляют интерес к памятникам культуры прошлого («Старая крепость», «Испанский мотив», «Большая набережная»). Эта тенденция была свойственна творчеству мастеров последних десятилетий как проявление спокойствия, независимости, обретаемых в опоре на высокие художественные традиции.

Важными оказались опыты монументальных работ. В частности, работа по росписи церкви (г. Татарск) помогла в определении творческого направления. Изучение языка древней фрески и практическое претворение образов открыли связь духовного выражения с внешней формой, позволили понять характер языка византийской живописи и его классические истоки. Поразительным, по словам художника, было открытие взаимосвязи принципов византийского искусства с ренессансным искусством.

оНа память о Петербурге», 2009 г.

Позже эта основа была забыта, но развитие базовой линии продолжалось и далее.

Композиция «Свет Византин» (2009) несет программный характер, выражая осознанную направленность творчества художника к традициям Византии с ее смысловыми и структурно-художествен-ными особенностями. Здесь очевиден и конструктивный принцип работы художника. Он тяготеет к интеллектуальному образу, который создает с помощью определенных приемов, используя архитектурный пейзаж, фигуры в духе традиционной росписи и реальные образы в виде стилизованных фигур; важную

роль связующей основы придает ритмической композиции и цветовой гармонии; включает свет и заставляет работать фактуру.

Серия «В ладьях» (2010—2012 годов) связана с ощущением новой эпохи. Время неизбежно несет изменения, что дальше — неизвестно. Кто с чем плывет, кто — с добром, кто — с сомнением, кто - с надеждой. Мотив движения по воде - один из древних знаковых образов, связанных не только с судьбой, но и с круговоротом существования в природе и космосе. Обращение к нему выявляет склонность художника к осмыслению бытия.

«Парящий», 2004 г.

«Такие вот дела», 2005 г.

Композиция «Шопинг» (2011) эффектная, построенная на летящих ритмах, легких серебристых аккордах, передает взволнованность и эйфорию действа овладения желаемым. Изысканная декоративность создает атмосферу праздника, но несколько искусственного, не настоящего.

Без навязчивых интонаций, но внятно представлено бытование современных стереотипов и ценностей. В этой работе художник достигает выразительной гармонии, порожденной не равновесием и единством, а характером организации направленных взаимодействующих сил. Традиция выражать свое отношение к миру, высказывать свое ощущение жизни стала отчетливой уже в 1970-е годы, и художник следует данной традиции.

«Шопинг», 2011 г.

Способ художественного претворения образа, его структурно-пластичес-кие свойства определены духовно-зри-тельным подходом, мироощущением, культурным опытом художника. Они влияют на то, как он видит предмет, оценивает и интерпретирует, преобразуя.

Своеобразие метода художника заключено в опоре на систему, которая следовала после импрессионизма и была связана не с эмоциональной «открытостью» художественных средств, не с экспрессионизмом, а с замкнутой пластичес-

кой структурой, с утверждением значения предметных форм в направлении « неоклассики ».

В итоге поисков художника сложился рациональный стиль, который соединил черты станкового и монументального искусств. Лаконичные композиции являют интеллектуальную эмоциональность, живописную легкость, подчинены выражению духовности. Кстати, традиция придания монументального характера станковым произведениям развивалась в отечественном искусстве, начиная с последней трети XX века.

«Невеста», 2012 г.

В чем сущность творческого метода художника? Отталкиваясь от изучения реальности, он создает параллельное ей зрелище идеального мира. При создании образа переводит трехмерную реальность к плоскости с двумя измерениями. Стремится при этом к наполнению бытийного фрагмента, расширению его смысловой емкости. В его распоряжении достаточно широкий набор композиционных схем и цветовых ритмических форм. Работая

в технике масла и акрила, он прибегает и к тонким нюансам, и к открытым сильным звучаниям цвета, и к фактурным эффектам.

Очевидно, художник не просто стремится оригинально выстроить свой мир, но через монтаж мотивов определить связь между миром своим и всеобщим. Он стремится утвердить свое вхождение в сферу большого искусства и причастность к классическим традициям.

Получено 12 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.