УДК 821.161.1.09 «18»
ББК 83.3 (2 Рос=) 5
К 20
Капец О.В.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, е-mail: Kapec.O.V@gmail.com
Капец В.П.
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, e-mail: Kapec.VP@gmail.com
Панеш С.Р.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, е-mail: susi@inbox.ru
Традиции и новаторство в эпоху Нового времени (на материале произведений И.С. Тургенева и И.А Бунина)
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются темы, образы и сюжеты в творчестве И.С. Тургенева и И.А. Бунина. Объектом исследования выступают произведения данных писателей разных лет. Цель заключается в том, чтобы выявить традиции и новаторство в русской литературе эпохи Модерности на примере творчества И.С. Тургенева и И.А. Бунина. Применён историко-типологический метод. Большое внимание уделяется принципам реализма, прослеживаемым в сочинениях названных авторов. В этом видится актуальность данного исследования, помогающего осмыслить своеобразие реалистических произведений второй половины XIX-го века и рубежа XIX - XX-го веков. Подобный анализ творчества писателей вносит определённый вклад в сравнительно - типологическое литературоведение. Делается вывод о повторяемости и трансформации тем, образов и сюжетов в литературе Нового времени на материале сочинений И.С. Тургенева и И.А. Бунина.
Ключевые слова:
Эпоха, период, Новое время, направление, реализм, тема, сюжет, образ, традиция, своеобразие.
Kapets O.V.
Candidate of Philology, Associate Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: Kapec.O.V@gmail.com
Kapets V.P.
Candidate ofPhilosophy, Associate Professor of Philosophy andSociology Department, Adyghe State University, e-mail: Kapec.V.P@gmail.com
Panesh S.R.
Candidate of Philology, Associate Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: susi@inbox.ru
Traditions and innovation during the era of Modern times (as shown by material of works of I.S. Turgenev and I.A Bunin)
Abstract:
Subjects, images and plots in I.S. Turgenev and I.A. Bunin's creativity are considered. Object of research includes works of these writers of different years. The goal of this paper is to reveal traditions and innovation in the Russian literature of the era of Modernity taking an example of I.S. Turgenev and I.A. Bunin's creativity. The historical typological method is used. Much attention is paid to the principles of realism traced in compositions of the called authors. In it we see relevance of this research helping to comprehend an originality of realistic works of the second half of the 19th century and a turn of the 19th-20th centuries. Such an analysis of works of writers makes a certain contribution to comparative - typological literary criticism. The conclusion is drawn about repeatability and transformation of subjects, images and plots in literature of Modern times, which is supported by material of compositions of I.S. Turgenev and I.A. Bunin.
Keywords:
Era, period, Modern times, direction, realism, subject, plot, image, tradition, originality.
Трудно переоценить значение традиций в истории человечества. Они помогают сохранить национальный облик различным народам, формируют культуру, виды искусства. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, театр, литература не смогли бы существовать, утрать они свою традиционность, которая является необходимым условием для их дальнейшего развития. К традициям русской литературы мы попытаемся обратиться, так как, на наш взгляд, их осмысление связано с таким основополагающим для литературоведения понятием, как «тема».
Повторяемость определённых тем на протяжении различных эпох в развитии человечества представляет собой феномен в литературоведении. Эти темы известный исследователь В.Е. Хализев назвал «вечными», классифицировав их как «онтологические» и «антропологические» [1: 42-43]. К последним можно отнести и волновавшие людей всех времён понятия: любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир и другие.
В русской литературе путь их развития прослеживается от Средневековья (древнерусской литературы) до Постмо-
дерности, включающей и литературу наших дней. В Средние века эти темы раскрывались посредством статичных положительных или отрицательных образов. Примером тому могут служить такие произведения древнерусской литературы, как «Повесть о Петре и Февронии», «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет» и другие. В эпоху Модерности данные темы прослеживались в произведениях, созданных в различные периоды (классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, модернизма). Этот процесс можно пронаблюдать в сочинениях, хорошо известных отечественному читателю, среди которых «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Война и мир» Л.Н. Толстого и другие. Причём, так называемая статичность, резкое деление героев на положительных и отрицательных, идеализация положительных персонажей в литературе этого времени постепенно сходят на нет. Образ находится в развитии, он подвижен, что не мешает ему служить для раскрытия той или иной «вечной» темы. Таковы герои Л.Н. Толстого, Ф.М. Досто-
евского и других писателей. Достаточно вспомнить Наташу Ростову и Пьера Без-ухова («Война и мир» Л.Н. Толстого), которые проходят свой путь нравственного развития, или Родиона Раскольникова («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), выбирающего между безднами добра и зла. Исключением, пожалуй, является образ князя Льва Николаевича Мышкина, героя романа Ф.М. Достоевского «Идиот», воплотивший в себе мечту о положительно прекрасном человеке, с одной стороны, и представляющий её развенчание, о чём пишет в своей работе о творчестве Ф.М. Достоевского М.М. Дунаев [2: 390], с другой.
Сочетание преемственности и неповторимого своеобразия тем, сюжетов и образов прослеживается и в творчестве И.С. Тургенева и И.А. Бунина, принадлежащих к разным периодам Нового времени. Обратившись к сочинениям данных писателей, мы предпримем попытку выявить традиции и новаторство в русской литературе эпохи Модерности на примере творчества И.С. Тургенева и И.А. Бунина. Произведения И.С. Тургенева отражают принципы критического реализма, среди которых присутствует причинность, указанная М.М. Голубковым [3: 400]. Так, например, в философской повести И.С. Тургенева «Ася», по утверждению данного литературоведа, странное поведение главной героини обосновано фактом её незаконнорожденности [4]. А в творчестве И.А. Бунина, относящемся к «новому реализму» [5: 23] и испытывающем на себе веяния модернизма даже помимо желания писателя (как известно И.А. Бунин был приверженцем классической традиции реализма, что отразилось, в первую очередь, на его поэтических произведениях), причинность отсутствует, остаётся только экспрессия, чувство. Оно тонкое, красивое, но почти необъяснимое. Любовь возникает ниоткуда и остаётся одним из ярких воспоминаний всей последующей жизни героев. Такова
она в рассказах И.А. Бунина: «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи», «Холодная осень» и других. Можно предположить, что своеобразие бунин-ского осмысления темы любви берёт своё начало от материалов И.С. Тургенева к большому сочинению, названному исследователями «Новая повесть», в котором, как утверждает Н.М. Шишхова, писатель хотел указать «на иррациональные корни любовного чувства» [6: 140].
Принципы раскрытия вечной темы любви с течением времени изменились. Но осталось то, что образует преемственность, позволяет говорить о продолжении традиции.
Интересны для рассмотрения с этой точки зрения два известных произведения: роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» и рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». В тургеневском сочинении представлена любовная линия: Фёдор Лаврецкий - Лиза Калитина, а в бу-нинском рассказе «Чистый понедельник» имена главных героев не даны, присутствуют только извечные обобщающие женского и мужского начал, выраженные личными местоимениями, «я» и «она» [7: 243]. Отсутствует у Бунина и причина поступка главной героини, покинувшей возлюбленного и ушедшей в монастырь. Мы только знаем из рассказа, что она религиозна, любит отечественную историю, ей доставляет удовольствие посещение храмов. Но как развивался её духовный мир? На этот вопрос автор не отвечает.
Путь тургеневской Лизы Калитиной, схожий с судьбой героини «Чистого понедельника», прослеживается писателем с самого начала: читатель имеет представление о том, как она росла и кто повлиял на её развитие. Посещение Лизой храмов, изучение священного писания вместе с няней Агафьей Власьевной, которую сильно любила девочка, и привело к формированию её религиозности. Любовь к Богу, вытесненная на краткий промежуток времени чувством девушки к Лаврецкому, по-
сле крушения всех надежд на личное счастье, опять заняла преобладающее место в её душе. Тургенев делает известной читателю и причину расставания Лизы с Лав-рецким - внезапный приезд жены героя. Это ещё раз свидетельствует о наличии в романе «Дворянское гнездо» так называемой причинности как принципа критического реализма. Роман Тургенева, как и все его произведения данного направления, отличается также чёткостью изображения и историзмом (об историзме как основополагающем принципе реалистической литературы и русской классической культуры XIX века в своей работе писал В.Т. Соснов-ский [8: 84]). События, разворачивающиеся в романе, конкретны; их фоном служит российская действительность второй половины XIX века, неотъемлемой частью которой является культура «дворянских гнёзд».
«Чистый понедельник» Бунина по-свящён не дворянскому сословию, а миру купцов. Хотя в творчестве писателя как сына своего класса (Бунин был из обедневшего дворянского рода), также прослеживается усадебный текст.
О крупнопоместном и мелкопоместном дворянстве он пишет в рассказе «Антоновские яблоки», передавая быт и привычки не только привилегированного класса, но и крестьян.
А в повести «Суходол» Бунин обращается к истории столбовых дворян Хрущёвых, излагая параллельно с ней случай, произошедший с крепостной девочкой Натальей. Полюбив своего барина, она украла у него зеркальце, за что была острижена и сослана с господского двора. Осмысление жизни представителей разных сословий вовсе не противоречит взглядам писателя, считавшего, что душа у барина и мужика одна. Тема духовного равенства людей, прослеживающаяся в произведениях Бунина, уходит своими корнями в творчество Тургенева, который вывел на страницах цикла «Записки охотника» представителей разных сословий: помещиков, мещан и крестьян. До-
статочно вспомнить такие рассказы И.С. Тургенева, как: «Бежин луг», «Хорь и Ка-линыч», «Ермолай и мельничиха».
В рассказе «Бежин луг» писатель глазами состоятельного человека - помещика - представляет крестьянских детей. А в «Хоре и Калиныче» изображает вместе с помещиками двух крепостных крестьян, чьи образы становятся центральными и отличаются своей яркостью и конкретностью. Хитростью и смекалкой наделяет Тургенев Хоря, считающего, что покупать себе вольную невыгодно. Мечтательностью и отсутствием практичности отличается другой герой рассказа -Калиныч, который тоже не лишён достоинств: умеет обращаться с пчёлами, понимает в различных травах. И что самое интересное - обоих столь разных героев связывает крепкая дружба. Выведена в «Хоре и Калиныче» также фигура помещика, кажущаяся на фоне крестьян бледной и незначительной. Незабываем и женский образ, нарисованный в рассказе «Ер-молай и мельничиха». Повествуя о судьбе крестьянской девочки, взятой женой помещика Зверкова (фамилия героя «говорящая» и указывает на его нрав), Тургенев акцентирует внимание читателей на жестокости по отношению к крестьянке, которой с достижением зрелого возраста помещики отказывают в праве решать свою судьбу: выходить замуж за её избранника. Брак становится возможен только после того, как её выкупает мельник.
Темы, образы и сюжеты, взятые из произведений литературы, принадлежащих к определённым эпохам и периодам, отличаются повторяемостью, что свидетельствует не только об их универсальности, но и о традиционности и преемственности. При этом им присуще и своеобразие - новаторство, которое формируется под воздействием определённой эпохи, периода, направления, личности писателя.
В творчестве И.С. Тургенева и И.А Бунина тоже можно проследить повторяемость тем, сюжетов и образов. Так, на-
пример, тема любви в романе «Дворянское гнездо» и рассказе «Чистый понедельник» раскрывается посредством общего сюжета, в результате развития которого героиня порывает с миром и прячется за стенами монастыря. Роднят женские образы и такие качества, как религиозность и музыкальность.
Интересны и отличия, прослеживающиеся при осмыслении тем, сюжетов и образов данных произведений. «Дворянскому гнезду» присущи причинность и конкретность. В рассказе «Чистый понедельник» эти принципы отсутствуют. Бу-нинские герои - красивые, запоминающиеся, но лишённые конкретных черт, на что указывает и отсутствие у них имён. К такому приёму И.А. Бунин прибегает и в другом, не менее известном рассказе «Солнечный удар». Не зря такие исследователи, как П.В. Басинский [5] и М.М. Голубков [4] указывают на то, что произведения И.А. Бунина лишены многих черт критического реализма. Творчество Бунина, по мнению Басинского, относится к «символическому реализму» [5: 45]. На принадлежность сочинений Бунина к модернизму говорится в главе «Turn of a century: modernism, 1895-1925», взятой из «The Cambridge history of Russian literature/ ed. by C.A. Moser» [9: 387-457]. Роднят произведения И.С. Тургенева и И.А. Бунина и две другие темы: «дворянских гнёзд»
и духовного равенства помещиков и крестьян. Первая тема представлена в романах И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», а также в повести И.А. Бунина «Суходол» и рассказе «Антоновские яблоки». А вторая тема берёт своё начало от «Записок охотника» И.С. Тургенева и продолжает своё развитие в таких произведениях И.А. Бунина, как «Антоновские яблоки», «Суходол», «Деревня».
Все указанные нами темы в сочинениях И.С. Тургенева и И.А. Бунина раскрыты по-разному, что свидетельствует о неповторимом своеобразии произведений писателей, способности авторов переосмыслить одни и те же темы в соответствии с требованиями того периода, в который они были созданы.
Анализ творчества И.С. Тургенева и И.А. Бунина, проведённый нами, позволяет сказать, что литература в Новое время, как и в другие эпохи, отличается традициями, к которым можно отнести обращение писателей к «вечным» (любви) и к эпохальным («дворянских гнёзд» и духовного равенства) темам. Сходство прослеживается также в использовании сюжетов и образов, помогающих осмыслить данные темы. К своеобразию же произведений можно причислить их черты, обусловленные принципами литературных направлений, к которым примыкают писатели.
Примечания:
1. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. М.: Высш. шк., 1999. 398 с.
2. Дунаев М.М. Православие и русская литература: в 5 ч. Ч. 3. М.: Христиан. лит., 1997. 576 с.
3. Русская литература XIX-XX веков: в 2 т. Т. 2. Русская литература XX века. Литературоведческий словарь: учеб. пособие для поступающих в МГУ им. М.В. Ломоносова / сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М, Голубков. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000. 462 с.
4. Голубков М.М. XX век как эпоха модернизма: лекция. URL: http:// godliteratury. msu.ru/
5. Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца XIX - начала XX века и первой эмиграции: пособие для учителя. М.: Академия, 1998. 528 с.
6. Шишхова Н.М. Восточные мотивы в «таинственных повестях» И.С. Тургенева
(«Песнь торжествующей любви») // Литература народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры: материалы Всерос. науч. конф. Майкоп: Качество, 2006. С. 138-143.
7. Бунин И.А. Антоновские яблоки. Краснодар: Кн. изд-во, 1979. 256 с.
8. Сосновский В.Т. О значении традиций и новых подходах к изучению литературы XX века // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2012. Вып. 1. С. 83-86.
9. Turn of a century: modernism, 1895-1925 // The Cambridge history of Russian literature / ed. by C.A. Moser. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 387-457.
References:
1. Khalizev V.E. Theory of literature: a textbook. M.: Vyssh. shk., 1999. 398 pp.
2. Dunayev M.M. Orthodoxy and Russian literature: in 5 parts, Part 3. M.: Christian lit., 1997. 576 pp.
3. Russian literature of the 19-20 centuries: in 2 v. V. 2. Russian literature of the 20th century. Literary Dictionary: a manual for entrants of MSU of M.V. Lomonosov / comp. and scient. ed. by B.S. Bugrov, M.M. Golubkov. The 2 nd ed., enl. and rev. M.: Aspekt Press, 2000. 462 pp.
4. Golubkov M.M. The 20th century as the era of modernism: a lecture. URL: http: // god-literatury.msu.ru/
5. Basinsky P.V., Fedyakin S.R. Russian literature of the late 19th - early 20th century and the first emigration: teacher's manual. M.: Academia, 1998. 528 pp.
6. Shishkhova N.M. Oriental motives in «mystery novels» by I.S. Turgenev («The Song of Triumphant Love») // Literature of the peoples of the North Caucasus in the context of national and world culture: proceedings of the All-Russia scient. conf. Maikop: Kachest-vo, 2006, P. 138-143.
7. Bunin I.A. Antonov apples. Krasnodar: Book publishing house, 1979. 256 pp.
8. Sosnovsky V.T. On significance of traditions and new approaches to the study of literature of the 20th century // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2012. Iss. 1. P. 83-86.
9. Turn of a century: modernism, 1895-1925 // The Cambridge history of Russian literature / ed. by C.A. Moser. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 387-457