Научная статья на тему 'Традиции и инновации как источник развития современного образования'

Традиции и инновации как источник развития современного образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2040
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиция / деятельность / инновация / культурная традиция
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и инновации как источник развития современного образования»

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11

УДК 371.014

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Прикамский социальный институт

Г. Н. Травников

В статье рассматривается онтологический статус и проблемы традиции и инновации. Традиция в онтологическом аспекте рассматривается как нечто постоянное в своих изменениях и развитии, абсолютное в относительном и вечное во временном. Это основа появления нового в образовании. Инновации предполагают такое направление исследований, в котором наследование приобретает новый смысл и служит символом другого предопределения, а их целью является порождение новых явлений.

e-mail: travnikov@yandex.ru

Ключевые слова: традиция, деятельность, инновация, культурная традиция.

«Сознательно или бессознательно ученые обязательно руководствуются опытом, почерпнутым из общего фонда человеческой культуры. Когда это происходит бессознательно, такая зависимость традиции будет слепой и приведет лишь к повторению опыта, более ранних попыток и решений, которые в силу изменившихся обстоятельств стали бесполезными. Если это делается сознательно, такое применение традиции должно привлечь за собой более глубокое знание. Необходимо изучать прошлое для достижения возможности понимания настоящего и управления будущим»1.

Проблема традиций давно исследуется в философско - педагогической литературе и до сих пор не разработана целостная концепция, раскрывающая сущность данного феномена, вопрос о соотношении традиций и инноваций в образовании. В.В. Аверьянов, обращаясь к вопросу традиции, раскрывает три ее аспекта: а) традиция как порядок, б) традиция как процесс, в) полная традиция2. Так, в культуре традиция выполняет функцию инстинкта самосохранения, выступает как принцип и способность сопротивляемости разложению смысла. Поэтому традиция не может быть сведена к частному мнению. Традиция не является чем-то абстрактным, неуловимым, она всегда есть конкретный порядок: модель, образец, ценностный, духовно-эмоциональный, символический «стереотип».

Традиция в онтологическом смысле - это не сохранение или изменение, а нечто постоянное внутри перемен, константное в развитии, абсолютное в относительном, вечное во временном. Это тот фундамент, на котором «формуется» новое в педагогике. Это идеи, подходы, методы, технологии, т.е. комплекс элементов, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи современного образования; которые включают в себя процесс становления нового подхода, стиля мышления и т.д.3

«Понимаем ли мы свою зависимость от традиции и возможное будущее, которое она нам предначертывает?...» - задается вопросом крупный западный мыслитель Г.-Г. Гадамер. «Конечно, традиция - не просто сохранение, а передача, переложение. Она предполагает, что ничто не остается неизменным, законсервированным, но господствует стремление понять и выразить старое по-новому. Так и слово «переложение» может быть использовано для обозначения перевода. Феномен перевода может служить моделью того, чем в

1 Фабиан Э. Творчество Христиана Самуила Бейса и вопрос о роли традиции в развитии науки / / Вопросы истории, естествознания, техники. - 1981. - № 3. - С. 22.

2 Черепанов В. С. О применении метода групповых экспертных оценок в дидактических исследованиях / / Проблемы педагогических измерений: Межвузовский сборник научных трудов. - М., 1984.

3 Редженова С.И. Диалектика традиции и новации в науке. - Чарджев, 1995.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11

действительности является традиция. То, что было застывшим языком литературного произведения, необходимо превратить в свой собственный язык»4.

Знание опыта, накопленного предыдущими поколениями, характеризует укорененность человека в той или иной культуре. «Такое знание оказывает решающее влияние на формирующееся мировоззрение, отношение к ценностям своей страны5.

Проблема традиций чрезвычайно сложна в силу своей интегративной функции и испытывает влияние социокультурной среды. Значение культурной традиции для образования определяется тем, что она отражает ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития, которые прошли практическую апробацию, что гарантирует отделение утопических проектов от реализуемых; она формирует духовную сферу, в которой происходит функционирование социальных процессов, в том числе и образования; она задает общую направленность педагогическим стереотипам.

«Традиция - это специфический механизм, во многом задающий общую направленность общественного развития. Ведь именно на потенциях и предпосылках, создаваемых культурной традицией, базируются творческие инновации, благодаря которым преодолеваются соответствующие, отжившие свой век стереотипы человеческой деятельности и происходит развитие общества»6. Культурная традиция сопровождает человечество на протяжении всей истории и представлена в конкретных, исторически переходящих формах, т.е. «традиция не есть неподвижная статуя, она живая и растет подобно могучему потоку», тем самым «является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его принципами, предрассудками и богатством»7. Здесь важно подчеркнуть, что традиция - живой феномен, который требуется изучать, на который необходимо опираться при создании или введении нового в социальную практику.

В современных философских исследованиях традиции трактуется как форма существования социального духа, стремление которой заключается в связи прошлого и будущего через настоящее. Поскольку «традиционная» организация общественного развития изменяется, интенсифицируется, достигает нового качества, определяется в традицию, то и культура не только изменяется, но и сохраняется, а, сохраняясь, передается, фиксируется. В результате «революционных» преобразований, которые являются основной предпосылкой для выхода на новый уровень общественной жизни, наступает новое «традиционное» общество. В этой связи традицию можно рассмотреть как «определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в «новое» и продуктивно работает в нем»8.

«Другой фундаментальной формой наследования наряду с традицией является инновация (или преобразование). Инновация представляет собой такой порядок наследования, при котором наследуемое несет в себе новый смысл и служит другому предназначению. Цель инновации не в возобновлении старого, а в порождении нового содержания. Инновации соответствует и определенный тип наследования, определенным образом разворачивающийся процесс наследования. Очевидно, что осмысление механизмов формирования и функционирования инновации позволяет представить традиции и инновации в виде определенной целостности, включающей систему норм, идеалов, ценностных установок.

Понимаемая как система нормативов, мировоззренческих принципов, ценностных установок, регулирующих инновационную деятельность, традиция выступает в качестве исторически определенного, социального по своей природе критерия отбора тех инноваций, которые могут обеспечить развитие существующей нормативной системы или положить начало новой. Благодаря этому новаторская деятельность понимается как социально организованный процесс, рациональное управление которым обеспечит выработку наиболее эффективных средств, регулирующих духовные отношения в обществе.

4 Гадамер Г.-Г. (Gadamer H. Dialogue and dialectic, N.Y.-L., 1980).

5 Монтень М. Опыты. Избранные главы. - М., 1991. - С. 470.

6 Маркарян Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. - Ереван, 1977. - С. 184.

7 Гегель Г. В. Ф. Собр. соч. В 9 т. Т. 9. - М., 1932. - С. 10-11.

8 Спиркин А.Г. Человек, культура, традиции / / Традиции в истории культуры. - М., 1978. - С. 8.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11

В реальном процессе функционирования противопоставление традиции новаторству неправомерно, поскольку традиция предполагает постоянный процесс преодоления одних, социально организованных, стереотипов и образования новых. Это обусловило появление работ, в которых «наметился выход за пределы обыденного истолкования этого понятия как простого сохранения, наследования, копирования и т.д., а это, в свою очередь, привело к пониманию ограниченности противопоставления традиции и инновации в культуре и в познании»9.

Следует отметить, что подход некоторых исследователей к взаимосвязи традиции и новации, в котором инновацию видят в качестве структурного элемента традиции, имеет определенные недостатки. При таком подходе новаторская деятельность теряет свой самостоятельный характер, оказывается ограниченной рамками традиции. Затруднительным представляется и выявление механизма перехода к качественно новой традиции. В этом случае сложным представляется обоснование возможностей качественного скачка в развитии, связанного с выходом за пределы старой традиции.

Ряд авторов рассматривают традицию и инновацию как понятия, выражающие диалектико-противоречивые стороны культурного и научного процесса, взаимодействие которых служит постоянным источником его развития10. В данном случае развитие носит прогрессивный характер, поскольку «прогресс вообще возможен лишь на основе уже сложившейся традиции. Диалектика этого процесса такова, что традиция в то же время есть результат прогресса». Развитие научной традиции, которое осуществляется посредством механизма инновации, основано на понимании ее как системного образования. Механизм творческой инновации позволяет представить научную традицию как гибкую систему, обеспечивающую не только устойчивость, но и ее развитие. Динамизм традиции, в свою очередь, связан с ее функционированием в научном познании в качестве инварианта, когда она является той основой, на которой только и может возникнуть многообразие вариантов инновационной деятельности. Однако инновация, не отвечающая требованиям, задаваемым системой общественно выработанных нормативов, не может быть принята научным сообществом. Чтобы стать ступенью в прогрессивном развитии науки, инновация должна быть опосредована синтезом с существующей традицией.

В рамках экстенсивного типа диалектика традиции и новации находит свое выражение в диалектике инвариантного и вариативного. Инвариант, реализуемый традиционной программой, выступает и основой формирования инноваций, и критерием их отбора, в результате которого они включаются в существующую традицию и обеспечивают ее развитие.

Экстенсивный тип взаимодействия традиций и новаторства, связанный с модификацией существующих нормативов и ценностей, отнюдь не исчерпывает реального процесса развития науки. Когда инновационный фонд традиции исчерпан, необходимым и закономерным является переход к новой нормативной системе. Причем, соотношение традиционного и новаторского типа деятельности изменяется за счет возрастания роли последней. Чтобы подчеркнуть различный характер развития, осуществляемого в рамках экстенсивного и интенсивного типа единства традиции и новации, следует отметить разницу в содержании продуцируемых инноваций. При экстенсивном типе они вырабатываются в основном на уровне внутринаучных традиций, при интенсивном - их производство обусловлено не только сменой общенаучной традиции, но и изменением культурных идеалов и ценностей, что определяет принципиальный характер производимых преобразований.

1. Фабиан Э. Творчество Христиана Самуила Бейса и вопрос о роли традиции в развитии науки // Вопросы истории, естествознания, техники. - 1981. - № 3.

2. Черепанов В. С. О применении метода групповых экспертных оценок в дидактических исследованиях // Проблемы педагогических измерений: Межвузовский сборник научных трудов. -М., 1984.

9 Анисимов О.С. Основы методологии.-М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1994. - С. 24.

10 Копанев В. Н. Диалектика традиций и новаторства в становлении традиционного типа культуры. - Л., 1982. - С. 47.

Список литературы

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11

3. Редженова С.И. Диалектика традиции и новации в науке. - Чарджев, 1995.

4. Гадамер Г.-Г. (Gadamer H. Dialogue and dialectic, N.Y.-L., 1980).

5. Монтень М. Опыты. Избранные главы. - М., 1991.

6. Маркарян Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. - Ереван, 1977.

7. Гегель Г. В. Ф. Собр. соч. В 9 т. Т. 9. - М., 1932.

8. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиции // Традиции в истории культуры. - М., 1978.

9. Анисимов О.С. Основы методологии. - М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1994.

10. Копанев В. Н. Диалектика традиций и новаторства в становлении традиционного типа культуры. - Л., 1982.

TRADITIONS AND INNOVATION AS A SOURCE OF DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION

G. N. Travnikov

Prikama Social Institute e-mail:

travnikov@yandex.ru

Ontological status and problems of tradition and innovation are studied in the article. Tradition in its ontological sense is regarded as something constant within changes, constant in development, absolute in relative, eternal in temporary. This is the basis of forming something new in education. Innovation offers such a way of studies when heritage has a new sense and serves as a sign of another predestination and its aim is to give rise to new matter.

Key words: tradition, activity, innovation, cultural tradition

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.