Научная статья на тему 'Традиции футуризма в структуре дизайнерских образов Русских былин'

Традиции футуризма в структуре дизайнерских образов Русских былин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / IMAGE / "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫЛИНЫ" / "RUSSIAN NATIONAL FOLKS" / ФУТУРИЗМ / FUTURISM / ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОЙ КНИГИ / DESIGN OF MODERN BOOK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусаренко Андрей Алексеевич, Коваленко Ирина Николаевна

Статья посвящена исследованию создания художественного образа в «Русских народных былинах», анализу стиля XX века, а именно футуризму, с целью использования характерных черт в дизайне современной книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Futurism Traditions in Structure of Design Images of Russian Epics

The article is devoted to the research the image in «Russian national folk», to the analysis of the XX century style, namely Futurism, in order to use the characteristic features in design of modern book.

Текст научной работы на тему «Традиции футуризма в структуре дизайнерских образов Русских былин»

20/S/3

SUMMARY

This article shows a structural analysis of the poster. The purpose of the analysis is identifying values of geometrically organized dimensional composition in the poster, which is based on the proportions of the golden section. The problem of the lack of specific knowledge in the area of visual principles of geometric composition leads to the loss of conceptual ideas in the process of creation, therefore, is relevant. Geometric organization is a way of construction in composition.

Key words: poster, composition, proportion, the golden section, a geometric composition, regulating line, golden rectangle, pentagram, golden triangle.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирования. - К., 1988. -191 с.

2. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах.-Stuttgart: Verlagsgruppe Dornier GmbH, 1963, 1975. - 136 с.

3. Элам К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция. - СПб.: Питер, 2011. -112 с.

4. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Мить-кин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. - М.: Плакат, 1987. - 208 с.

5. Шевченко В. Я. Композищя плаката: навч. поабн. - Харшв: Колорит, 2004.123 с.

А. А. Гусаренко, И. Н. Коваленко

УДК 7.05:7.037.3

ТРАДИЦИИ ФУТУРИЗМА В СТРУКТУРЕ ДИЗАЙНЕРСКИХ ОБРАЗОВ РУССКИХ БЫЛИН

В литературе повествование часто сопровождается или даже заменяется подробным изображением его предметного мира. Это помогает передавать настроение, характеры, отличительные черты времени. Образ предметного мира всегда являлся глубоким творческим источником во всех жанрах искусства.

Создавая материальную среду, люди пытаются решить утилитарную задачу. Они выражают в форме предмета и в его структуре своё восприятие мира. Предметное окружение играет важную роль в процессе коммуникации между людьми и поколениями. Искусство книги является связующим звеном между жизнью, деятельностью и художественным осмыслением, а это, в свою очередь, отражает особенности сочетания предмета и образа.

Проблема изучения воплощения, создания художественного образа всегда была актуальной, потому что она тесно переплетена с эстетическими идеалами исторической эпохи, с социальным и техническим прогрессом, вкусами людей и даже модой.

Целью настоящей статьи является исследование и попытка создания художественного образа в «Русских народных былинах», используя характерные черты современного искусства, а именно стиля XX века - футуризма.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Исследование создания художественного образа;

2. Анализ художественного образа в «Русских народных былинах»;

3. Исследование характерных черт современного искусства XX века - футуризма;

4. Разработка системы использования характерных черт футуризма в дизайне современной книги, а именно «Русских народных былин».

Объект исследования - «Русские народные былины», сборники:

- Кирши - Данилова;

- Рыбникова;

- Кирьевского;

- Гильфердинга, издание 1903 года, г. Москва.

Предмет исследования - художественный образ.

Взаимосвязь человека и предметного окружения является одной из самых распространённых и разработанных тем в изобразительном искусстве. Начиная с древности и до наших дней изображение вещи в живописи, графике позволяло создавать сложный смысловой фон, добиваться особой интонации, делать необходимые акценты как в сложносюжетных произведениях, так и в кажущихся простыми и безыскусными поэтических образах предметного мира. Образ предметного окружения ярко выступает и в литературе при описании и перечислении вещей, выявляющих и отмечающих характер героев, их настроение, место и время действия. Способов такой интерпретации вещного мира очень много [1, с. 115].

Художественный образ - своеобразная форма отражения человеком действительности, заключающаяся в преобразовании представлений и понятий в материале, специфическом для определённого вида искусства. В искусстве книги это иллюстрация, шрифт, заглавные буквы. Анализу подлежит форма, цвет, композиция набора, бумага. Отражение образа состоит не в изображении характеров и событий, а в выражении свойств человеческой души. Содержание образа в искусстве книги выражено на уровне микроощущений, эмоционально-оценочной деятельности.

Структура художественного образа определяется не только сущностью отражаемых

явлений, но и способом отражения, методом создания художественного образа. Творческий метод в искусстве книги бифункционален: решаются утилитарная и эстетическая задачи одновременно. Отличие от творческого метода других искусств состоит в умении найти органичное единство этих свойств. Для бифункционального искусства характерны содержательно-формальная характеристика, понятие «стиль». Структура художественного образа раскрывается в элементах формы. Соотношение пропорций, объёмов, ритма, цвета позволяет сообщить форме конкретный, образный характер, поэтический смысл, заражающий человека определёнными чувствами и настроениями. Понимание этих качеств является фундаментом, часто именно от этого идёт построение художественного образа.

Специфика художественного образа определяет особенности его восприятия. Это связано с эмоциональным зарядом, так как происходит общение человека с книгой. Мышление основано на элементарных ассоциациях, является предпосылкой творческой работы. Чем шире взаимодействие человека с окружающим его миром, тем больше стимула для движения мысли, шире возможности для ассоциативной работы мозга. Обогащение памяти представлениями многообразных форм, накопление представлений составляет тот необходимый материал, из которого и создаются новые образы.

Воображение - своеобразная форма отражения человеком действительности, которая заключается в преобразовании имеющихся представлений и понятий, и создании на их основе образов. Практическая реализация этих образов и приводит к появлению материальных и духовных ценностей.

Создание образа предполагает проведение предварительного анализа предметов и явлений. Часто и признаки предметов соотносятся, синтезируются в новые, до сих пор не встречающиеся, комбинации. В результате создаётся образ или система образов, в которой реальная действительность отражается человеком в преобразованном,

20/£/з

новом виде и содержании. Образность решения - обязательное качество произведения искусства любого вида жанра. Известны некоторые системы создания художественного образа:

1. Обобщённо-символический образ, где образность достигает высшей меры обобщения и приобретает особую значимость, превращаясь иногда в символ;

2. Образ-картинка, где образность выступает в бутафорско-театрализованном плане;

3. Ассоциативный образ, где образность присутствует очень деликатно и форма произведения воспринимается современной и жизненной, с некоторой эмоциональной окраской.

Приёмы творческой работы над образом могут идти по направлениям:

- вычленение из целостного образа предмета какого-либо его свойства;

- соединение вычлененных свойств;

- усиление или ослабление свойств;

- перенос этих свойств на объект творчества.

Ассоциация - явление, в котором одно представление вызывает по сходству, смежности или противоположности другое. Существуют следующие принципы ассоциации:

1. Принцип смежности - один образ постоянно соединяется с другим;

2. Принцип сходства - одни образы вызывают представление о других образах на основании сходства по общей форме, цветовому решению. Аналогия - есть прямое подобие;

3. Принцип противоположности - одни представления вызывают другие, противоположные им.

Образы в воображении человека имеют три пути возникновения:

1. Натуралистическое копирование окружающей (изобразительной) среды;

2. Логически переработанная и упрощённая до определённой геометрической замкнутости и лаконичности природная форма;

3. Создание абстрактного и символичного образов.

Правдивость изображения с натуры, обязательная в изобразительном искусстве, может сочетаться с элементами мифической условности, движение может быть занятным и забавным, хотя в известной мере и неестественным, сказочным, фантастическим. Обращение к объектам духовной и материальной культуры требует их изучения в связи со всей окружающей средой, условиями общественно-экономического уклада, идеологией, этическими нормами. «Обращаясь к народному искусству, следует брать его философию» - Ле Корбюзье.

Анализ текста народных былин исследуемого сборника показал, что во всех текстах встречаются чёрно-белые иллюстрации, оригинальный шрифт и достаточно символичная заглавная буква. Шрифт и предметное изображение являются элементами одной композиции. В данном случае шрифт занимает как бы лидирующую позицию в создании художественного образа произведения.

Выдающийся немецкий дизайнер шрифта Альберт Капр писал, что шрифт является чувственным и красноречивым средством выражения. Художественная культура шрифта - важная и неотъемлемая составляющая художественной национальной культуры. Шрифт - «лицо» своего времени, он живёт и развивается самостоятельно и вместе со всеми искусствами. Развитие визуальной культуры, фундамент культурного общения - это, прежде всего, изучение истории письменности, букв, и шрифта как основы визуальной коммуникации. Изобретение письменности привело к рождению и развитию всех форм духовной деятельности человека. В буквах нашёл своё отражение приобретённый в течение тысячелетий опыт человека, его представление о гармонии, о мире в целом во всём его разнообразии. Каждая буква имеет уникальную эмоциональную окраску, и существует в виде лаконичных отношений простых изобразительных форм [3, с. 93].

Алфавит - средство общения с людьми. Шрифт несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Шрифт - не только

средство передачи информации, он должен производить впечатление. Книга - наиболее яркое проявление духовной жизни общества. Изучение книжной культуры -комплексная проблема, так как культура книги - часть общественной культуры. Письменность - одно из условий существования науки и культуры. Русская книга, образ, который слагается из многих компонентов, представляет собой богатейший памятник искусства. Если рассматривать культуру России начиная с XI века, и особенно книжную культуру, прежде всего возникает чувство удивления и восхищения широте её распространения. Дошедший до нашего времени фонд - лишь малая толика того, что создавалось веками.

В. Н. Перетц писал в 1904 году: «Мы, русские, можем похвалиться изобилием рукописного материала, оставленного нам многовековой исторической жизнью». Действительно, авторов и литературных произведений в Древней Руси было гораздо больше, чем переводов. В Древней Руси центрами книжности, образованности были монастыри и храмы. Устав требовал, чтобы монахи в свободное от работы время занимались чтением. Изучение искусства русской книги было начато давно. Но сведения о переписчиках и художниках книги крайне малочисленны. Это ещё раз подтверждает актуальность выбранной для исследования проблемы. Средневековая русская литература богата выдающимися произведениями, эти произведения были откликами на современные события, отличались поэтическим стилем изложения, близостью к устному народному творчеству.

XIV век - время страшное и переломное для Руси, время становления Московского государства. После более чем столетнего татаро-монгольского ига русский народ начинает потихоньку сплачиваться. Появились надежды на возрождение могущества страны. В XIV веке происходит мощный подъём национального самосознания, всей русской культуры. Кратко суммируя сказанное о Русской письменности XIV-XV вв., можно вы-

делить технические приёмы и выражения, богатые и часто цветные иллюстрации произведений. Песнотворцы достойно прославляют благочестивую жизнь, высокие духовные идеалы, культурные и нравственные ценности России - её вечное достояние. Только в XVII веке беспрецедентный авторитет песнопений был подвергнут сомнениям, но современники оставались зачарованными одухотворённостью и поэтичностью произведений.

С конца XIX в., и особенно в XX в., роль и место искусства книги в художественной культуре России заметно меняются. В предшествующий период для книги в основном работали графики или просто ремесленники. А в конце века к ней порой обращались ведущие мастера русской живописи. Работа их вся в области иллюстрации и остаётся в сущности эпизодической, включаясь часто в характерные для времени «сборные» книги, которые, как целое, этих художников не интересовали. Отдельные иллюстрационные серии выполняли в это время И. Я. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. М. Васнецов, Л. О. Пастернак. К этому десятилетию относятся иллюстрации М. А. Врубеля. Начавшееся и в России возрождение изящной художественно целостной книги было связано почти целиком с деятельностью молодых петербургских мастеров из группы «Мир искусств». Главным был для художников не рассказ, но воплощение стиля, создание эсте-тизированной атмосферы книги, её целостной духовной среды. И потому в иллюстрациях становилось главным начертательное, собственно графическое начало, подчинявшее себе пространственную структуру и сюжетность. При всём своём эстетизме все эти художники вполне доверяли современной им полиграфической технике. Их тонкая кружевная графика была плоскостной, силуэтной, линейной, без потерь воспроизводилась качественной цинкографией [2, с. 265].

Иллюстрация как элемент графического дизайна всегда была связана с изобразительным искусством. Иллюстрация

20/£/з

есть яркое проявление восприятия окружающего мира, исторического момента автором.

А. Капр сказал: «Духовное содержание формы шрифта не является некой абсолютной сущностью, оно отражает отношение художника к форме».

Анализ исследуемого объекта показал, что буква, шрифт - это изобразительная форма. Буква-образ может быть иллюстративной, ассоциативной или абстрактной. В тоже время визуальная организация формы должна сделать букву зрительной и понятной. Заглавная буква, инициал, буквица -первая прописная буква любого раздела или главы книги. Буквица всегда увеличенного размера. Она может быть по-разному выполнена: наборная, увеличенного размера, рисованная простая или декоративная, с сюжетным рисунком. По характеру и сложности рисунка можно разделить на следующие виды:

- в виде большой прописной буквы, которая отличается по размеру или цвету;

- рисунок простой, умеренный;

- декор сложный, превалирующий над текстом или другими элементами шрифтовой композиции.

В исследуемом тексте встречаются все три вида заглавной буквы. Это усиливает эмоциональную окраску текста былин, рождая уникальный, неповторимый художественный образ. Изображение является одним из главных средств воздействия на разум и чувства.

В дизайне стиль - это способ выражения смысла и художественной ценности работы. Характерным признаком стиля является его относительное постоянство, относительная устойчивость. Стилизация, в отличие от стиля, представляет собой формирование художественного образа путём использования внешних признаков выбранного стиля.

В XX веке в визуальной культуре доминировал модернизм. Очень важно увидеть черты исторических типов визуальных культур в контексте графического дизайна. Использование того или иного стиля необходимо для его унификации и придания ему художественной ценности [4, с. 298].

История XX века необычайно насыщена появлением новых стилей, течений в изобразительном искусстве как способе самовыражения художников. Но наибольшее влияние оказали футуризм, кубизм, супрематизм, конструктивизм.

В настоящей работе был проанализирован футуризм, его характерные черты, всё то, что повлияло на дальнейшее развитие графического дизайна. Это течение нашло своё выражение в литературе, театре, драматургии, поэзии, то есть в тех жанрах искусства, где присутствуют буква, слово, шрифт, иллюстрация, сюжетная линия и художественный образ.

Футуризм был основан в 1909 году итальянским писателем Филиппо Томмазо Ма-ринетти. Само название этого движения указывает на то, что оно отмежевалось от прошлого, положив в основу своей деятельности технический прогресс. Опубликованный Маринетти в 1909 году «Первый манифест футуризма» прославлял неограниченные возможности и динамизм индустрии и систем коммуникации. Являясь первым культурным движением, которое отдалялось от природы и восхваляло мегаполис, футуризм оказал исключительно сильное воздействие на последующие направления развития дизайна. В области графического дизайна футуризм заявлял о себе через использование экспрессивных форм типографского набора. Кроме того, идея экспрессивной структуры воплощалась в построении поэтических фраз [5, с. 92].

Наибольшее развитие среди жанров искусства футуристов получила книга. Часто это была авторская рукодельная книга, в которой и текст, и иллюстрации, и печать выполнялась одним человеком. Сама техника тиражирования варьировала от обычной высокой печати и литографии до коллажа и стеклографии. Среди первых футуристических изданий - поэтический сборник «Садок судей» (1909 г.), необычайный тем, что отпечатан на светло-голубых обоях. То есть слово имеет не только смысл, но и графическую форму. Одновременно и

новая живопись влияла на литературу. Книга оказалась на перекрестье совершенно необычных литературных, живописных и визуально-графических концепций. В изданиях применялись три основные техники. Во-первых, авторская графика, будь то в работе над иллюстрацией или написании текста от руки. Во-вторых, коллаж, наклейка, сборка книжки из разноцветных страниц, нередко неровно обрезанных и разного формата. И, в-третьих, игра с типографским набором. Художники и литераторы по-разному относились к визуализации текста. Коллаж успешно конкурировал с гравюрой и литографией. Однако, художник творит образы, не прикасаясь карандашом и кистью к бумаге. Он собирает, комбинирует варианты из заранее приготовленных элементов - кусочков яркой глянцевой бумаги, обрезков обоев, кусочков фольги. Коллаж - это технологическая композиция. Текст в такой композиции может существовать лишь в качестве отдельного блока, напечатанного на бумаге и приклеенного к странице или обложке точно так же, как и все остальные детали [3, с. 106].

Художественный образ любого предмета (архитектурного сооружения, предмета быта, книги), определяется прежде всего назначением. В облике любого предмета автор выделяет те черты, которые позволяют верно определить его функцию с помощью определённых средств, которые называются средствами художественной выразительности. Это средства различных видов искусства, которые эмоционально воздействуют на зрителя. К ним мы относим форму, материал, цвет. Вещь нравится благодаря тем ценностным свойствам, которыми она наделена. Но так как форма вещи, прежде всего, доступна восприятию, то она и становится признаком полезных и ценных свойств вещи - человеку нравится не только вещь, но и форма. Ценность закрепляется в композиционной структуре. Выступая в качестве характеристики целесообразности, совершенства, полезности, форма способна вызывать эмоциональные переживания. Книга проявляет свою синтетическую сущность, впитывая в себя воз-

можности эксперимента сразу многих искусств.

Проведённые исследования выявили возможность создания системы использования характерных черт одного из самых ярких стилей XX века - футуризма - в дизайне современной книги. В футуристической художественной системе есть свои формально-композиционные закономерности, которые позволяют отличить этот стиль от других:

- образование новых художественных смыслов при помощи комбинации;

- определённая динамика композиции;

- экспрессивность формы.

Использование одновременно нескольких техник позволяет создать яркий, запоминающийся художественный образ в произведении. Композиционно это отражает заложенную графическую идею. Художники обогатили книжный и графический дизайн новыми техническими и композиционными приёмами. Эти приёмы могут быть использованы в дизайне современной книги, а именно «Русских народных былин».

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы.

1. Был исследован процесс создания художественного образа.

2. Был сделан анализ воплощения художественного образа в текстах «Русских народных былин».

3. Были исследованы характерные черты стиля XX века - футуризма - с целью использования в дизайне современной книги.

4. Впервые была предложена система использования характерных черт стиля футуризм при создании новой версии «Русских народных былин».

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию создания художественного образа в «Русских народных былинах», анализу стиля XX века, а именно футуризму, с целью использования характерных черт в дизайне современной книги.

Ключевые слова: художественный образ, «Русские народные былины», футуризм, дизайн современной книги.

2V/o/j ■

SUMMARY

The article is devoted to the research the image in «Russian national folk», to the analysis of the XX century style, namely Futurism, in order to use the characteristic features in design of modern book.

Key words: image, «Russian national folks», Futurism, design of modern book.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. - М.: Советский художник, 1987. - 232 с.

2. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. - М.: Аспент Пресс, 2000. -265 с.

3. Лаврентьев А. Н. История дизайна. -М.: Гардарики, 2007. -107 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лисняк В. Графический дизайн. -К.: Биос Дизайн Букс, 2009. - 93 с.

5. Ш. Фиелл, П. Фиелл. Энциклопедия дизайна. - М.: Астрель, 2008. - 93 с.

(Ш)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.