Научная статья на тему 'Традиции духовной культуры кочевой цивилизации'

Традиции духовной культуры кочевой цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
474
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аюпов Нурмагамбед Глаждынович

Рецензия на: Абаев Н. В., Хомушку О. М. Духовно-культурные традиции в геополитическом и цивилизационном пространстве Центральной Азии и Саяно-Алтая : монография. Кызыл : Изд-во ТывГУ, 2010. — 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions of spiritual culture of nomadic civilization

Reader’s note on: Abayev N.V., Khomushku O.M. Dukhovno-kul`turnye traditsiyi v geopoliticheskom i tsivilizatsionnom prostranstve Tsentral`noy Aziyi i Sayano-Altaya (Spiritual and cultural traditions in geopolitical and civilizational universe of Central Asia and Sayan-Altai region): monography. Kyzyl: Tuvan State University Press, 2010. – 284 p.

Текст научной работы на тему «Традиции духовной культуры кочевой цивилизации»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 2 2012

традиции духовной культуры кочевой цивилизации

Н. Г. Аюпов

Рецензия на: Абаев Н.В., Хомушку О.М. Духовно-культурные традиции в геополитическом и цивилизационном пространстве центральной Азии и Саяно-Алтая : монография. Кызыл : Изд-во ТывГУ, 2010. - 284 с.

Монографическое исследование Н. В. Абаева и О. М. Хомушку посвящено очень важной и актуальной теме — комплексному философскометодологическому, историко-философскому и культурологическому исследованию традиционного общества тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Саяно-Алтая в свете теории самоорганизации, а также изучению этнокультурных традиций этих народов в контексте социально-философских и историкорелигиоведческих проблем «кочевой» цивилизации горно-таежного региона Внутренней Азии, его роли в становлении глобального феномена Евразийского кочевничества. Особое внимание в данной работе уделяется философско-методологическим проблемам соотношения понятий «религия», «культура», «цивилизация» на материале так называемой «кочевой» цивилизации.

В рецензируемом исследовании большой интерес специалистов и широкой публики, несомненно, вызовут рассматриваемые авторами вопросы влияния религиозно-культурных и этноконфессиональных традиций тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая и Внутренней Азии, а также в целом центральной части Евразии на этническую и духовно-экологическую культуру, политические традиции и социальное поведение, а также на цивилизационную геополитику, на процессы этнокультурогенеза.

Аюпов Нурмагамбед Глаждынович - доктор философских наук, профессор кафедры философии

и методологии наук Казахского национального педагогического университета имени Абая Республика Казахстан.

151

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 2 2012

Особое внимание в данной совместной монографии Н. В. Абаева и О.М.Хомушку уделяется анализу этнокультурных аспектов духовной культуры тюрко-монгольских народов Алтай-Байкалии и исследованию религиозно-философских культурно-экологических традиций, роли мировоззренческих, в частности религиозных, механизмов организации и самоорганизации, а также цивилизационных особенности хозяйственнокультурных типов в северной части Внутренней Азии. В частности следует отметить эвристическую ценность вывода авторов о том, что фундаментальной для всей тэнгрианской цивилизации является концепция «Единого», которая обусловила роль во всей духовно-культурной традиции Центральной Азии понятий Абсолюта, выражаемого различными религиознофилософскими и метафизическими терминами (см.: гл. 4, с. 147-149).

Работа представляет собой, таким образом, системное социальнофилософское исследование сущности, генетической структуры и процессов развития традиционного горно-таежного, лесостепного саяноалтайского и центрально-азиатского «кочевого» (точнее, полукочевого) общества. Новизна проведенного авторами исследования заключается в том, что оно осуществлено на методологической основе цивилизационного подхода, совмещаемого с синергетической парадигмой теории социальной самоорганизации, которая в данном контексте является развитием идей диалектики и принципа системности.

От себя хотелось бы заметить, что в рассматриваемом синкретическом комплексе следовало бы более четко разграничить, где проходит водораздел между собственно тэнгрианской традицией и народной религией тюрков и монголов, архаическими «шаманскими» верованиями и культами, а также более поздним тэнгрианско-буддийским синкретом, в котором, на мой взгляд, первобытный «шаманизм» просто не мог играть сколь-нибудь значительной роли. Возникающие в связи с этим вопросы могли бы быть сняты более четкой дефиницией понятий «тэнгрианство», «тэнгризм» и «тэнгрианско-буддийская» цивилизация, в результате чего «шаманство» может оказаться вне цивилизационного мейнстрима.

Таким образом, актуальность содержания монографии несомненна, и рецензируемая работа, безусловно, имеет большое научно-практическое значение. Научно-практическое значение совместного исследования Н.В.Абаева и О. М. Хомушку связано с возможностью использования монографии в процессе преподавания в университете курсов социальной философии и в целом дисциплин социально-гуманитарного блока, а также истории и теории культуры народов Саяно-Алтая.

152

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 2 2012

В книге предлагается анализ конкретных социокультурных механизмов сохранения преемственности традиционного общества тюркомонгольских народов центральной и северо-восточной части Евразии. Ценным и полезным является также этногеографическое районирование культурно-исторических регионов центральной части Евразии, в частности, разграничение понятий «Внутренняя Азия», «Центральная Азия» и «Средняя Азия». При этом обращается самое пристальное внимание на необходимость реализации в современных условиях традиционных ценностей тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая, Центральной Азии и Алтае-Байкальского региона в целом.

Следует также отметить фундаментальную источниковедческую базу исследования Н. В. Абаева и О. М. Хомушку, которую составили этнографические материалы многолетних полевых исследований (Тува, Хакасия, Горный Алтай, Республика Бурятия, Иркутская область, Монголия, КНР), археологические источники, лексический материал бурятского, монгольского, китайского, японского и других языков, фольклорные источники (мифы, сказки, тексты камланий). При этом многие источники впервые вводятся в научный оборот, а некоторые из них подвергнуты критическому анализу.

В целом работа написана на высоком философско-методологическом уровне, выводы авторов хорошо аргументированы и вполне логичны. Для монографии Н. В. Абаева и О. М. Хомушку характерна четкая и стройная структура изложения материала, достаточно прозрачная логика и убедительная аргументация, хороший литературный язык. Поэтому данная работа может служить ценным учебно-методическим пособием для студентов, аспирантов и преподавателей не только ТувГУ, но и других вузов России, в том числе республик Бурятия, Хакасия, Горный Алтай и др.

Книга представляет несомненный интерес не только для специалистов в области культурологии, религиоведения, политологии, философии, этнологии, краеведения и др., но и для всех интересующихся историей культуры народов Востока.

traditions of spiritual culture of nomadic civilization

Ayupov N.G.

Reader’s note on: Abayev N.V., Khomushku O.M. Dukhovno-kulturnye traditsiyi v geopoliticheskom i tsivilizatsionnom prostranstve Tsentralnoy Aziyi i Sayano-Altaya (Spiritual and cultural traditions in geopolitical and civilizational universe of Central Asia and Sayan-Altai region): monography. Kyzyl: Tuvan State University Press, 2010. - 284 p.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.