Тушн
Бершген макалада эн-^й кужырасыньщ жумысы мен мшдеттер^ даму тарихы сонымен катар кадр курамы, окытушылармен студенттердщ шь^армашыльщ мYмкiндiктерi мен жет1стштер1 туралы айтылFан.
Резюме
В данной статье говорится о работе кафедры музыки Костанай-ского педагогического колледжа, истории ее возникновения, процессе обучения и воспитания, достижениях студентов и преподавателей.
Resume
This article includes information about work of department of music, it's tasks and history of development, as well as about stuff members, creative potential and achievements of students and teachers.
27
ТРАДИЦИИ БАЯННОГО ИСКУССТВА В ПОДГОТОВКЕ
УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Шаршунова М.Е., Шалыгина А.В., преподаватели музыки Костанайского педагогического колледжа
■I h
К концу 20 столетия отечественная А.Скляров, Ю.Шишкин, В.Зубицкий,
баяннаяшколадостигла большихуспе- Д.Султанов, А. и Г. Ефременко, А.
хов. Широко известны имена талант- Гайсин, постоянно выступающих в
ливых исполнителей: И.Паницкий, крупнейших концертных залах стра-
В.Бесфамильнов, В.Семенов, Ф.Липс, ны и мира. Их искусство широко
1/2013
■ БЕСШЖ «ОРЛГО*
M
представлено в аудиозаписях, фондах праву признанной одной из ведущих
радио и телевидения, сборниках кон- в мире. Почти каждый год приносит
цертного репертуара, публикуемых новые имена лауреатов международ-
различными издательствами. Зна- ных конкурсов баянистов и аккордео-
чительные результаты достигнуты нистов. и в области баянной педагогики, по
— Однако осмысление этих несомненных достижений пока еще существенно отстает от практики. Вплоть до настоящего времени опубликовано очень мало развернутых статей об исполнителях-баянистах, а появляющиеся время от времени в периодической печати разрозненные заметки о том или ином из них чаще всего носят лишь информативный характер. Между тем многочисленные почитатели баяна да и не только, а музыки в целом, студенты колледжей и культурно-просветительных учебных заведений не имеют достаточного представления о творческом пути, особенностях исполнительства наших лучших мастеров, процессе их становления как музыкантов.
Рассматривая историю развития ис-полнительстваналюбоминст-рументе,
нетрудно заметить, что путь, который проделал тот или иной инструмент от своей простейшей конструкции до современного вида, занимал иногда много веков. Например, простейшую же гармонь от современного баяна отделяют лишь несколько десятилетий. Новые возможности для развития баянного искусства открылись в 20-е годы XX века. Получив повсеместное распространение, гармоника обрела не только художественное, но и немалое воспитательное значение, широко участвовала в различных общественных мероприятиях.
В годы Великой Отечественной Войны для воинов Действующей армии гармоника стала поистине незаменимой. Звучание инструмента придавало бойцам новые силы, помогало отдыхать, обеспечивало эмоциональ-
ВЕСГНЖ «ОРЛЕУ» -
1/2013
ную зарядку после боев. Впервые же послевоенные годы гармоника и ее наиболее совершенная разновидность - баян - получили повсеместное распространение. Баян органично вошел в практику музыкального образования. За более чем полувековой период деятельности было подготовлено свыше полутора тысяч высококвалифицированных специалистов в области народного инструментального искусства: педагогов, исполнителей, дирижеров, методистов, руководителей кафедр, отделов и целых учебных заведений начального, среднего и высшего звена.
Облик артиста, разумеется, будет неполным, если не коснуться, помимо его исполнительского искусства, и иных сторон творческого процесса, тесно связанных с исполнительством, прежде всего - педаго-гической деятельности, активного пополнения
репертуара путем со-трудничества с композиторами, создания собственных переложений, транскрипций, а порой и оригинальных произведений, редактирования нотных изданий, концертно-шефской и общественной работы.
Данная статья, мы надеемся, подвигнет самостоятельно изучить творческий путь наиболее известных баянистов и лучше понять секреты обретения исполнительского мастерства, эффективнее организовать собственные занятия на инструменте. Другим знакомство с особенностями стилей разных исполнителей позволит вернее разобраться в своеобразии интерпретатор ких трактовок. Для третьих полезными окажутся и биографические сведения, особенности творческого становления того или 29 иного музыканта...
В преддверии грандиозного 50- кафедры музыки, которая осущест-
летнего юбилея Костанайского педа- вляет проведение всех творческих
гогического колледжа, хотелось бы мероприятий. Кафедра имеет боль-
обратить особое внимание на работу шой штат высококвалифицированных
преподавателей. Особое внимание хотелось бы обратить на преподавателя по классу баяна Мызина Тараса Сергеевича, который является лауреатом международных и республиканских конкурсов, а также победителем конкурса «Педагогическое мастерство-2011», который ежегодно проходит в стенах колледжа.
Мызин Т.С. закончил Руднен-ский музыкальный колледж по классу «Баян» у известного преподавателя Макарова В.С., который стал лауреатом международного фестиваля «Баян -фест» г.Астана 2011, по количеству воспитанных лауреатов республиканских и международных конкурсов находится в первых рядах преподавателей Казахстана. Также закончил Казахскую национальную 30 академию музыки класс преподавателя Ефременко А.П., являющийся лауреатом премии «Дарын», «Кубок мира», Клингенталь 1 премия. На сегодняшний день он преподает на кафедре музыки, участвует в различных конференциях и общественной жизни колледжа, а также является солистом оркестра русских народных инструментов Костанайской областной филармонии им.Е.Умурзакова, что говорит о его высоком исполнительском мастерстве. Его студенты показывают хорошие результаты не только по специальным дисциплинам, непосред-
ственно игры на баяне, но и по другим музыкальным предметам, например, вокал, дирижирование. На своих уроках он ча-сто делает краткий экскурс в историю возникновения и создания инструмента баян, также прививает самостоятельность в выборе репертуара, мыслить над художественными образами, что позволяет развить у учащегося свое определенное видение музыкального материала. Также Тарас Сергеевич отличается своеобразным подходом к музыкальным композициям, посвященным различным мероприятиям КПК, создает нестандартные ансамбли, где баян звучит в сочетании с кларнетом, фортепиано и шейком, красиво прозвучал ансамбль с казахскими народными инструментами, джазовым оркестром
Еще одна дисциплина, которую преподает Тарас Сергеевич - дирижирование. Его выпускники по этой специальности создают свои интересные ансамбли и оркестры в Домах культуры районов и посел-ков Коста-найской области, что является пропагандой музыкального искусства.
В завершении хотелось бы пожелать, чтобы культура Республи-ки Казахстан продолжала развиваться во всех направлениях, повышая и развивая эстетический уровень каждого гражданина.
Тушн
Бул макалада сырнайдыц жаца элемде дамуы мен оныц жа^асуы жай-лы жазылFан. Сонымен катар Костанай педагогикалык колледж!, музыка кужырасыныц окытушысы туралы айтылFан.
ВЕСТНИК «OPAEY» -
1/2013
Резюме
Данная статья содержит краткую информацию об эволюции баяна в современном мире и его последователях. А также о преподавателе кафедры музыки КПК.
Resume
In this article is written about the evolution of accordion contemporary world and its fouowers. And about a teacher of the department of music of Kostanai pedagogical college.
31