Научная статья на тему 'ТПУ на пути к высокой ресурсоэффективности'

ТПУ на пути к высокой ресурсоэффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / RESOURCE EFFICIENCY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL SAFETY / MOTIVATION / LEGAL REGULATION / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушаков Василий Яковлевич, Дульзон Альфред Андреевич, Чубик Пётр Савельевич

Ранее заявленная стратегия превращения Томского политехнического университета в университет ресурсоэффективных технологий включает: совершенствование подготовки специалистов всех уровней в аспекте ресурсоэффективности, выполнение исследований и инноваций по данному направлению, повышение эффективности расходования всех видов ресурсов самим университетом [1]. Со времени опубликования [1, 2] продолжалась работа по наполнению конкретным содержанием раздела «Ресурсоэффективность отрасли» базового модуля «Ресурсоэффективность». Применительно к подготовке магистров по программе «Энергосбережение и энергоэффективность» и по электроэнергетическому направлению в целом разработан образовательный модуль «Энерго-ресурсоэффективность и энергетическая безопасность». Проанализировано содержание дисциплин, образующих модуль; показан путь, пройденный политехниками-энергетиками в направлении подготовки специалистов в области энерго-ресурсоэффективности. Дана краткая характеристика двум программам, разработанным для решения задачи превращения ТПУ в университет высокой ресурсоэффективности: комплексная «Программа развития ресурсоэффективности Национального исследовательского Томского политехнического университета» и одна из её составляющих – «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Томского политехнического университета на 2013–2015 годы и на перспективу до 2018 г.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ушаков Василий Яковлевич, Дульзон Альфред Андреевич, Чубик Пётр Савельевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of turning Tomsk polytechnic university into the university of resource efficient technologies has been stated before. It includes: the improvement of training specialists of all levels in terms of resource efficiency, the researches and innovations in this field, the increase of efficiency of spending all types of resources by the university [1]. After publishing [1, 2] the section «Resource efficiency of the department» in the base module «Resource efficiency» was filled in with concrete content. The educational module «Energy resource efficiency and energy security» was developed in relation to master training by the program «Energy saving and energy efficiency» and in electric power program as the whole. The authors have analyzed the content of subjects forming the module. The way travelled by TPU (TPI) power engineers to specialists training in the field of energy resource efficiency is shown. Two programs developed to solve the problem of TPU turning into the university of high resource efficiency were briefly characterized. These programs are the complex «Program of development of resource efficiency at National Research Tomsk polytechnic university» and one of its components – «Program of energy saving and increase of energy efficiency at Tomsk polytechnic university for 2013–2015 and to 2018».

Текст научной работы на тему «ТПУ на пути к высокой ресурсоэффективности»

Ресурсоэффективность

УДК 378.662.016(571.16):378.5

ТПУ НА ПУТИ К ВЫСОКОЙ РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТИ

В.Я. Ушаков, А.А. Дульзон, П.С. Чубик

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Ранее заявленная стратегия превращения Томского политехнического университета в университет ресурсоэффективных технологий включает: совершенствование подготовки специалистов всех уровней в аспекте ресурсоэффективности, выполнение исследований и инноваций по данному направлению, повышение эффективности расходования всех видов ресурсов самим университетом [1]. Со времени опубликования [1, 2] продолжалась работа по наполнению конкретным содержанием раздела «Ресурсоэффективность отрасли» базового модуля «Ресурсоэффективность». Применительно к подготовке магистров по программе «Энергосбережение и энергоэффективность» и по электроэнергетическому направлению в целом разработан образовательный модуль «Энерго-ресурсоэффективность и энергетическая безопасность». Проанализировано содержание дисциплин, образующих модуль; показан путь, пройденный политехниками-энергетиками в направлении подготовки специалистов в области энерго-ресурсоэффективности. Дана краткая характеристика двум программам, разработанным для решения задачи превращения ТПУ в университет высокой ресурсоэффективности: комплексная «Программа развития ресурсоэффективности Национального исследовательского Томского политехнического университета» и одна из её составляющих - «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Томского политехнического университета на 2013-2015 годы и на перспективу до 2018 г.».

Ключевые слова:

Ресурсоэффективность, устойчивое развитие, экологическая безопасность, мотивация, правовое регулирование, государственная политика.

Key words:

Resource efficiency, sustainable development, environmental safety, motivation, legal regulation, public policy.

Введение

В предыдущих статьях [1, 2] авторы обосновали выбор траектории развития Национального исследовательского Томского политехнического университета как университета ресурсоэффективных технологий и изложили основные идеи внедрения ре-сурсоэффективности в образовательный процесс как первого шага на пути к заявленной цели. Для этого был разработан образовательный модуль «Ресурсоэффективность» [2], подготовлено и издано учебное пособие «Основы ресурсоэффективности» [3], введена в учебные планы (для всех специальностей и направлений бакалавриата) факультативная учебная дисциплина с аналогичным названием. Преподавание дисциплины «Основы ресурсоэффективности» началось в весеннем семестре 2012/13 уч. года.

В 2012 г. велась работа по наполнению конкретным содержанием второго раздела модуля «Ресурсоэффективность», условно названного в [2] «Ре-

сурсоэффективность отрасли». Он должен представлять собой дисциплину или блок дисциплин, в которых на базе полученных ранее знаний должны более глубоко рассматриваться проблемы ре-сурсоэффективности в отраслях российской экономики, для которых ТПУ осуществляет подготовку кадров.

В данной статье решение этой задачи рассмотрено на примере преподавания группы дисциплин, образующих модуль «Энерго-ресурсоэффек-тивность и энергетическая безопасность», т. е. наполнения конкретным содержанием блока «Ресурсоэффективность отрасли» применительно к электроэнергетике. Пятилетний опыт преподавания в ТПУ этих дисциплин магистрантам-электро-энергетикам показал, во-первых, высокую востребованность знаний в области энерго-ресурсоэф-фективности и, во-вторых, необходимость формирования у студентов на младших курсах базовых знаний в области ресурсоэффективности.

Участие высшей школы в деле обеспечения ресурсно-экологических условий устойчивого развития общества триедина: а) подготовка кадров всех ступеней образования, способных возглавлять или как минимум активно участвовать в противостоянии современным вызовам (в данном контексте -ресурсо-экологическому кризису), б) выполнение исследований, разработок и инноваций в области ресурсоэффективности, в) превращение самого вуза в учреждение высокой ресурсоэффективности, в своего рода демонстрационную зону высокой ресурсной эффективности. Исходя из такого понимания задач ТПУ в этой области (авторам не известны прецеденты такого комплексного и масштабного подхода к проблеме ресурсоэффективно-сти в других высших учебных заведениях), наряду с новациями в учебном процессе, в университете велась разработка комплексной «Программы развития ресурсоэффективности Национального исследовательского Томского политехнического университета» [4] и одной из её составляющих - «Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Томского политехнического университета на 2013-2015 годы и на перспективу до 2018 г.».

Энерго-ресурсоэффективность в учебных планах электроэнергетиков

На сегодня следует признать лидирующее положение в ТПУ энергетиков с позиций причастности к ресурсоэффективности благодаря ряду способствующих этому факторов:

• ТПУ имеет вековой опыт подготовки кадров, выполнения научных исследований и разработок для нужд электроэнергетики;

• как истинно политехнический вуз ТПУ ведёт исследования и разработки практически по всему жизненному циклу энергоресурсов:

а) поиск, разведка, добыча, предварительная переработка энергетического сырья;

б) производство, транспорт, распределение электрической и тепловой энергии;

в) преобразование электрической энергии в другие виды и её потребление;

г) выявление и реализация потенциала энерго-ресурсосбережения у производителей и потребителей энергии и энергоресурсов.

• в 1994-1998 гг. в ТПУ был успешно реализован комплекс энергосберегающих мероприятий, ориентированных в условиях кризиса, прежде всего, на экономию средств на оплату энергии и энергоносителей. Целенаправленная реализация только организационных (малозатратных) энерго-ресурсосберегающих мероприятий позволила сократить душевой расход средств на оплату электрической и тепловой энергии, горячей и холодной воды на 35...40 % [5];

• в 1999-2005 гг. ТПУ являлся головным вузом в Сибирском регионе по отраслевой программе «Энергосбережение Минобразования России»;

• в 2000 г. начата подготовка инженеров-электро-энергетиков по специализации «Энергосбережение в системах электроснабжения промышленных предприятий»;

• в 2001 г. создан Региональный центр ресурсосбережения (РЦР);

• с 2008 г. осуществляется подготовка магистров по инновационной программе «Энергосбережение и энергоэффективность»;

• ТПУ вступил в СРО (НП «Сиб Ээ») и подтвердил имевшееся у него право выполнять энергетические обследования;

• ТПУ включен в число организаций, имеющих право подготовки энергоаудиторов. С 2009 г. подготовлено около 120 энергоаудиторов для многих городов Сибирского региона; кроме того, проведено обучение (повышение квалификации и просветительство) более 200 человек -руководителей и персонала бюджетных учреждений г. Томска и других муниципальных образований Томской области;

• ежегодно ТПУ проводит 2-3 научных мероприятия высокого уровня (международные, всероссийские), посвящённые проблемам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Например, в 2012 г. были проведены: Международная молодёжная научная школа «Энергосбережение - теория и практика» (по госзаказу); Международная молодёжная конференция «Энергетическое обследование как первый этап реализации концепции энергосбережения» (грант РФФИ); XVII Всероссийская научно-техническая конференция «Энергетика: эффективность, надёжность, безопасность» (грант РФФИ); XV Томский межрегиональный конгресс с международным участием «Энергосбережение-2012» (ТПУ организовывал круглый стол);

• сотрудники и выпускники-энергетики ТПИ/ТПУ были инициаторами и создателями в г. Томске Регионального центра управления энергосбережением (РЦУЭ), разработчиками областных 4-5-летних программ энергосбережения (начиная с 1998 г. и по настоящее время).

Следует также иметь в виду, что эффективному использованию именно энергетических ресурсов во всём мире уделяется наибольшее внимание и здесь накоплен значительный положительный опыт.

Всё это позволило разработать и приступить к реализации в ТПУ образовательного модуля «Энер-го-ресурсоэффективность и энергетическая безопасность», подкреплённого рядом учебных пособий и монографий, написанных сотрудниками ТПУ [6-15]. Естественно, что в учебном процессе используются работы и других отечественных и зарубежных авторов. Модуль включает 4 дисциплины:

• для всех магистрантов-электроэнергетиков первого года обучения: «Современные проблемы электроэнергетики» и «Основы энергосбережения»;

Модуль: «Ресурсоэффективность»

«Основы ресурсоэффективности»

Рисунок. Структура образовательного модуля для магистрантов-электроэнергетиков

• для магистрантов-электроэнергетиков, специализирующихся по программе «Энергосбережение и энергоэффективность»: «Нормативноправовая база энергосбережения» и «Потенциал энергосбережения: определение, реализация», рисунок.

В результате освоения этого модуля должны

быть достигнуты три основных цели:

1) сформировать у студентов знания по проблемам ТЭК,

2) научить студентов эффективно решать эти проблемы;

3) воспитать убеждённость в необходимости и возможности радикального повышения энергетической эффективности и экологической безопасности использования энергетических ресурсов и энергии.

1) Студенты должны быть компетентны в таких вопросах, как:

• современное состояние и сложившиеся на сегодня тенденции и направления развития мировой и российской энергетики;

• основные проблемы обеспечения энергетической, экологической и геополитической безопасности, обусловленные быстрым ростом энергопотребления;

• значение радикального повышения эффективности использования энергетических ресурсов для обеспечения энергетической безопасности;

• реальное положение России на мировом рынке энергоресурсов, электрической энергии и энергетических услуг (современное состояние и перспективы);

• основные виды, характеристики, объёмы энергетических ресурсов, их распределение по странам и континентам, их влияние на глобальные проблемы современности;

• современные и перспективные способы производства, транспорта, распределения и накопления электрической и тепловой энергии; настоящее и будущее энергетики на возобновляемых ресурсах;

• основные пути и методы управления энергоэффективностью и тенденции их развития, включая этические и законодательные нормы и правила, стимулирование и мотивацию энергосбережения.

2) Студенты должны научиться:

• объективно оценивать масштабы и приоритеты проблем и угроз, связанных с энергообеспечением общества;

• решать проблемы энергосбережения и повышения энергоэффективности на уровне профессиональной деятельности, общественной и личной жизни;

• в профессиональной деятельности выбирать решения, обеспечивающие максимальную эффективность обращения с энергоресурсами;

• ориентироваться в потоке информации и отличать реальные проблемы и вызовы от порождённых некомпетентностью или корыстью (мировая энергетика на сегодня сильно политизирована и криминализирована);

• анализировать полный жизненный цикл энергоресурсов и выявлять пути повышения эффективности их использования, оценивать потенциал энерго-ресурсосбережения, выбирать наиболее эффективные для каждого конкретного случая способы его реализации.

3) Студенты должны быть убеждены в том, что:

• повышение эффективности использования энергоресурсов и энергии необходимо и по-

лезно человеку лично, его организации, стране и миру в целом;

• проводниками политики энергосбережения в производстве и повседневной жизни могут стать специалисты, обладающие такими знаниями, навыками и убеждениями, которые позволяли бы им не только решать сложные технические и организационные проблемы, но и быть проводниками ресурсосберегающей идеологии, носителями высокой культуры потребления энергии и ресурсов;

• потреблять надо ровно столько, сколько действительно необходимо, расточительство - зло, достойное осуждения (и осуждаемое во всех мировых религиях);

• планета Земля - наша колыбель и она должна быть ухоженной, пригодной для комфортного проживания не только нынешних, но и будущих поколений.

Как менеджеры и специалисты по энергосбережению и повышению энергоэффективности они должны обладать знаниями и навыками в ряде конкретных областей:

• проведение энергоаудита и инструментального обследования производителей и потребителей энергоресурсов и энергии с составлением энергетических паспортов, программ и планов мероприятий всех уровней по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

• анализ потоков энергоносителей и энергетического сырья, составление и анализ энергетических балансов; разработка норм энергопотребления;

• организация мероприятий по пропаганде энергосберегающего образа жизни;

• анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий в аспекте эффективности потребления энергоресурсов и энергии, разработка и анализ инвестиционных проектов по ЭС и ПЭЭ.

В рекомендациях I Международного форума по инновациям в отраслях ТЭК «NewGen - энергия будущего», проходившего в 2004 г. под председательством Лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алфёрова, записано: «Считать необходимым принятие мер по повышению квалификации и подготовке специалистов в области энергетики, энергоэффективности и энергосбережения и других специалистов, уделяя особое внимание обучению экономическим и финансовым дисциплинам, с учётом привлечения инвестиций и кредитов на развитие и повышение рентабельности производства и повышения конкурентоспособности производимой продукции и услуг».

Дисциплина «Современные проблемы электроэнергетики» состоит из 4 блоков: «Значение энергетики для современной цивилизации», «Доступность энергоресурсов и энергии по приемлемым ценам», «Угроза экологического кризиса», «Геополитические и социальные угрозы, связанные с энергообеспечением».

В первом блоке рассматриваются проблемы обеспечения энергетической безопасности, современная структура, состояние и перспективы развития российской электроэнергетики. Во втором -запасы, добыча и транспортировка минерального энергетического сырья; производство электрической и тепловой энергии из традиционных и возобновляемых источников энергии; перспективные (альтернативные) способы производства электроэнергии; передача, распределение и накопление энергии. Третий блок посвящён техногенным угрозам природе и человечеству, исходящим от деятельности предприятий ТЭК, и мерам по их ограничению, в том числе за счёт энерго-ресурсосбережения и перехода от «коричневых» (традиционных) энерготехнологий к «зелёным» (щадящим природу). В четвёртом блоке рассматриваются геополитические и социальные угрозы, связанные с энергообеспечением, и два основных пути к их ослаблению - создание справедливого мирового рынка энергии и энергоресурсов, активизация рыночных и государственных механизмов сдерживания цены энергоносителей.

Дисциплина «Основы энергосбережения» призвана обеспечить фундамент для овладения на высоком профессиональном уровне всеми инструментами энергосбережения и повышения энергетической эффективности при освоении специальных курсов («Нормативно-правовая база энергосбережения» и «Потенциал энергосбережения: определение, реализация») магистрантами, обучающимися по программе «Энергосбережение и энергоэффективность». Для всех других маги-странтов-электроэнергетиков она позволит ориентироваться в этой проблеме и в случае производственной необходимости быть способными самостоятельно углубить свои знания в конкретной области ЭС и ПЭЭ.

Данная дисциплина содержит 5 разделов: 1) «Основные понятия из области ЭС и ПЭЭ. Роль ЭС и ПЭЭ в обеспечении устойчивого развития мира и России», 2) «Нормативно-правовое и экономическое управление ЭС и ПЭЭ», 3) «Определение потенциала энергосбережения», 4) «Реализация потенциала энергосбережения в различных секторах экономики и в социальной сфере», 5) «Энергозамещение как способ сбережения невозобновляемых энергоресурсов».

В первом разделе, кроме вопросов, вынесенных в его название, рассматриваются причины и последствия высокой удельной энергоемкости российского ВВП, место ЭС и ПЭЭ в государственной стратегии развития России. Во втором разделе рассматриваются основные инструменты управления ЭС и ПЭЭ, стимулирования и мотивации энергосбережения (нормативная, правовая, методическая и техническая база, программы энергосбережения всех уровней, экономические и моральные инструменты стимулирования и мотивации энергосбережения). Третий раздел посвящен вопросам измерения и учёта энергоносителей, энер-

гетическому обследованию (ЭО) регионов, муниципальных образований, предприятий/организаций, отдельных зданий. (Под ЭО понимается энергоаудит, составление топливно-энергетического баланса, инструментальное энергетическое обследование, разработка и регистрация энергетического паспорта). Обсуждаются вопросы организации исполнения планов мероприятий по ЭС и ПЭЭ, разработанных в процессе ЭО, роль энергосервисных контрактов. В четвёртом разделе рассматриваются потенциал энергосбережения и его реализация в основных секторах российской экономики и в социальной сфере: в сырьевом секторе ТЭК, на предприятиях, производящих и транспортирующих электрическую и тепловую энергию, в наиболее энергоёмких отраслях промышленности, в жилых и производственных зданиях, в системах освещения; в пятом разделе в качестве направлений сбережения невозобновляемых энергетических ресурсов и окружающей среды рассматриваются энергозамещение (использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии) и перспективы освоения альтернативных способов получения электрической энергии (управляемый термоядерный синтез, водородная энергетика на основе топливных элементов, атомная энергетика на основе реакторов на быстрых нейтронах, реализующая замкнутый ядерный топливный цикл, магнито-гидродинамическое производство электрической энергии).

В дисциплинах «Нормативно-правовая база энергосбережения» и «Потенциал энергосбережения: определение, реализация» детально рассматриваются ключевые проблемы энерго-ресурсосбережения, которые в общем курсе «Основы энергосбережения» рассмотрены лишь конспективно.

Программный подход к реализации стратегии превращения ТПУ в ресурсоэффективный университет

Основные задачи Комплексной программы:

• обеспечение инновационного прорыва в области подготовки кадров для ресурсоэффективной экономики;

• развитие инфраструктуры научно-исследовательской деятельности, предоставляющей широкие возможности и современные условия для разработки и коммерциализации ресурсоэффективных технологий по приоритетным направлениям развития университета;

• формирование корпоративной культуры ресур-соэффективности;

• позиционирование ТПУ в группе лидирующих университетов мира, в том числе в «зелёном» секторе глобальной системы высшего образования;

• создание комфортной социокультурной среды и условий для развития личности.

Задачи объединены в 7 блоков:

1. Образование.

2. Наука.

3. Развитие кадрового потенциала.

4. Совершенствование системы управления университетом.

5. Инфраструктура и кампус.

6. Позиционирование ТПУ.

7. Социальное развитие.

Первые три блока сконцентрированы вокруг приоритетных направлений ресурсоэффективных технологий в ТПУ на 2012-2018 гг. Их перечень отражает научные достижения политехников, созданный за многие годы интеллектуальный и материально-технический потенциал, потребности современного общества:

• Энергоэффективность зданий и коммуникаций.

• Утилизация и уменьшение отходов.

• Уменьшение потерь ресурсов и энергии в ЖКХ.

• Увеличение топливной эффективности, включая транспорт.

• Увеличение эффективности генерации и транспорта электрической и тепловой энергии.

• Увеличение энергоэффективности в энергоёмких промышленных отраслях экономики.

• Использование гибридных технологий, включая транспорт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Увеличение эффективности добычи нефти и газа.

Актуальность энергосбережения в ТПУ сохранилась и спустя полтора десятилетия после принятия организационных мер по энерго-ресурсосбережению. После выхода из кризисной ситуации 90-х гг. острый интерес к эффективному использованию ресурсов пропал, хотя потенциал дальнейшего снижения расхода ресурсов составляет 30...50 %. Существуют две причины такого состояния [16]. После наведения элементарного порядка и выполнения не требующих больших затрат мероприятий дальнейшие шаги требуют значительных средств на модернизацию сетей, утепление зданий и т. п. Вторая и, вероятно, главная причина связана с практическим отсутствием мотивации к экономии ресурсов. Об этом говорит и повседневная практика, и результаты социологического исследования, проведённого в ТПУ в 2002 г. [17, 18]. Мотивация энергосберегающего поведения персонала ТПУ - тема отдельного обсуждения и специальных решений ректората.

Заключение

Поскольку энергетики ТПУ раньше других и большими силами приступили к решению проблемы эффективного использования энергетических ресурсов и энергии, их опыт разработки и реализации блока специальных дисциплин будет полезен при решении подобной задачи, но применительно к другим отраслям (машиностроение; обработка металлов; химические технологии; поиск, добыча и переработка минеральных ресурсов идр.).

В соответствии с комплексной «Программой развития ресурсоэффективности Национального исследовательского Томского политехнического университета» вуз будет превращаться в «полигон» для отработки современных технологий подготовки кадров и выполнения НИР и инвестиций в ин-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дульзон A.A., Ушаков В.Я., Чубик П.С. Ресурсоэффективность- основа устойчивого развития цивилизации // Известия Томского политехнического университета. - 2012. -Т. 320. - № б. - С. 39-4б.

2. Дульзон A.A., Петровская Т.С., Ушаков В.Я. «Основы ресурсоэффективности» - новая дисциплина в учебных планах ТПУ // Известия Томского политехнического университета. -2012. - Т. 320. - № б. - С. 47-50.

3. Основы ресурсоэффективности / И.Б. Aрдaшкин, Г.Ю. Бояр-ко, A.A. Дульзон, Е.М. Дутова, И.Б. Калинин, В.В. Литвак, Б.В. Лукутин, В.Ф. Панин, Т.С. Петровская, В.Я. Ушаков / под ред. A.A. Дульзона, В.Я. Ушакова. - Томск: Изд-во ТПУ, 2012. - 28б с.: ил.

4. Могильницкий С.Б., Чубик М.П., Замятин С.В. и др. (Руководитель П.С.Чубик) Программа развития ресурсоэффективно-сти Национального исследовательского Томского политехнического университета // Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2012. URL: http://to-day.tpu.ru/programs/resourse/ (дата обращения: 25.12.2012).

5. Дульзон A.A. Управление энергоэффективностью вуза // Университетское управление. - 1999. - № 3-4 (10-11). - С. 1б-22.

6. Литвак В.В., Силич ВА, Яворский М.И. Региональный вектор энергосбережения. 2-е изд. - Томск: STT, 2001. - 342 с.

7. Литвак В.В., Маркман Г.З., Харлов Н.Н. Электроэнергия: экономия, качество. - Томск: STT, 2001. - 19б с.

8. Литвак В.В. Основы регионального энергосбережения (научно-технические и производственные аспекты). - Томск: Изд-во НТЛ, 2007. - 288 с.

9. Ушаков В.Я. Современная и перспективная энергетика: технологические, социально-экономические и экологические аспекты.- Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - 4б9 с.

тересах ресурсоэффективности, а также будет улучшать показатели своей финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Авторы благодарят зам. проректора Т.С. Петровскую и проректора-директора ЭНИН Ю.С. Боровикова за активную позицию в деле обучения студентов ресурсоэффективности.

10. Климова Г.Н. Энергосбережение на промышленных предприятиях.- Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - 181 с.

11. Лукутин Б.В., Суржикова О.А., Шандарова Е.Б. Возобновляемая энергетика в децентрализованном энергоснабжении. -М.: Энергоатомиздат, 2008. - 231 с.

12. Маркман Г.З. Энергоэффективность преобразования и транспортировки электрической энергии. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - 184 с.

13. Ушаков В.Я. Возобновляемая и перспективная энергетика: ресурсосбережение и защита окружающей среды: моногр. -Томск: Изд-во «СибГрафикс», 2011. - 137 с.

14. Ушаков В.Я. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности: организационные и правовые аспекты. -Томск: Изд-во ТПУ, 2011. - 280 с.

15. Ушаков В.Я. Современные проблемы электроэнергетики. -Томск: Изд-во ТПУ, 2013. - 450 с.

16. Дульзон А.А. Мотивация и энергоэффективность // ЭКО-ТЭК. - 2009. - № 4 (33). - С. 40-41.

17. Ушаков В.Я., Шрайбер Н.Ю., Поправко Н.В. О мотивах и стимулах энергосберегающего поведения вузовского персонала. Ч. 1. Оценка ситуации на основе социологического исследования // Проблемы энергосбережения и энергобезопасности в Сибири: Матер. Всеросс. научно-практ. конф. - Барнаул, 2003.- С. 8-11.

18. Ушаков В.Я., Шрайбер Н.Ю., Поправко Н.В. О мотивах и стимулах энергосберегающего поведения вузовского персонала.

Ч. 2. Зависимость отношения к энергосбережению от положения в должностной иерархии // Проблемы энергосбережения и энергобезопасности в Сибири: Матер. Всеросс. научно-практ. конф. - Барнаул, 2003. - С. 11-15.

Поступила 24.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.