УДК 342.392
ТОТАЛИТАРИЗМ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ
АСПЕКТ
TOTALITARISM IN RUSSIA: HISTORICAL AND LEGAL
ASPECTS
Брунилин Г.В.
Южно-российский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
России
Brunilin G.V.
South-Russian Institute of Management subsidiary of the Russian Academy of National Economy and Public
Administration under the President of Russia
Аннотация: В данной статье рассматривается эволюция тоталитарного режима правления в советский период российской истории. Опор делается на нормативно-правовые акты и исторические особенности советской эпохи. Приводятся и аргументируются достоинства и недостатки тоталитарного советского строя
Ключевые слова: тоталитаризм, официальная идеология, социальные ресурсы, мобилизация, централизм.
Annotation: This paper examines the evolution of the totalitarian regime of government in the Soviet period of Russian history. Reliance is placed on the normative legal acts and historical features of the Soviet era. Presented and arguedfor the advantages and disadvantages of the totalitarian Soviet regime.
Key words: totalitarism, the official ideology, social resources, mobilization, centralism.
Актуальность темы тоталитаризма обусловлена прямой связью событий ХХ века в российской истории с этим термином. Изучение этапов создания тоталитарного государства в России, его специфику в историко-правовом аспекте необходимо для понимания эволюции советского государства, правопреемницей которого является Российская Федерация.
Исследование проблемы тоталитаризма вызывает некоторые трудности. И это связано, прежде всего, с идеологизацией данной темы, находящейся в центре политической борьбы различных государств, отстаивающих противные друг другу идеалы. Однако, опираясь на нормативно-правовые акты советской эпохи и рациональное мышление, представляется возможным более-менее объективно осветить проблему русского тоталитаризма в историко-правовом аспекте.
Согласно утвердившемуся определению тоталитаризм представляет собой политический тип политической системы и общества, характеризующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общественной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением ею гражданского общества, отсутствием свободы личности всепроникающим контролем со стороны слившегося воедино партийно-государственного аппарата над гражданами [1,c 23].
К специфическим признакам тоталитаризма следует отнести: монополию одной политической партии на власть и ее сращивание с государственным аппаратом; господство единственной официальной идеологии, ее широкая пропаганда среди населения, как единственно правильной; культ личности лидера партии и государства, его полновластие; жесткий контроль за экономической деятельностью, монополия государства на средства производства; вмешательство
государства в личную жизнь граждан, его стремление подчинить себе все социальные процессы в обществе; господство тоталитарного государства над правом, грубое нарушение прав человека, ограниченность свобод населения; жесткая цензура, преследование вольнодумия; наличие развитого репрессивного аппарата[2, с 50-64].
Тоталитаризм в России начал формироваться с приходом к власти большевиков во главе с В.И. Лениным. В этот период наблюдалось образование различных чрезвычайных органов власти, которые наделялись широкими полномочиями, упрощался уголовный процесс, усиливалась карательная политика государства, значительно урезались полномочия местных Советов, не соблюдались многие положения демократической по характеру Конституции 1918 года. Однако проведение данной политики было обусловлено рядом причин, главной из которых являлась необходимость мобилизовать все трудовые и военные ресурсы для ведения боевых действий с целью сохранения страны и недопущения ее порабощения иностранными интервентами. Таким образом, тоталитарность Советского государства в этот период можно считать вынужденной и необходимой мерой.
Период 1921-1929 годов ознаменовался демократизацией деятельности государственных органов с одной стороны и окончательным утверждением монополии партии большевиков на власть с другой стороны. Так в рамках либерализации и демократизации в Конституции СССР 1924 года были даны широкие полномочия союзным республикам. Произошла значительная перестройка правоохранительных учреждений, суть которой - в упрощении их организационной структуры, сокращении штатов, создании условий для демократизации их деятельности. В связи с внедрением элементов рыночной системы в экономику свое развитие получило советское гражданское право.
Тоталитарная сущность государства того времени выражалась во все большем проявлении приоритета идеологии над экономикой, политикой, культурой. В начале 1920-х гг. продолжались проводиться репрессии против бывших дворян, чиновников, политических противников большевиков (например, дело эсеров), что являлось завершающим этапом становления монопольного права большевистской партии на власть.
Данные изменения говорят об отходе государства от политики красного террора и проведении политики компромисса между многоукладной и командной экономикой, укреплением гарантий правовой защиты граждан и сохранением цензуры.
Апогей тоталитаризма пришелся на время нахождения у власти И.В. Сталина 1929-1953г. Юридическое закрепление тоталитарного режима правления прослеживается, прежде всего, в Конституции СССР 1936 года. Несмотря на обширный перечень прав и свобод человека, Конституция в ст.125-126 делает оговорку на том, что предоставление всех этих прав гражданам не должно противоречить интересам трудящихся и задачам строительства коммунистического общества [3, с 25]. То есть, налицо превалирующая роль государства над правом. В данной Конституции отразилась тенденция к централизации судебной системы и централизации государственной власти в руках союзных органов. В отечественной историографии такой механизм государственного управления характеризуется крайне отрицательно. Но не стоит забывать и об объективных причинах проведения жесткой централизованной политики в указанный период. А именно преодоление экономической и технической отсталости страны, повышение ее обороноспособности, что объяснялось возрастающей политической и экономической напряженностью на мировой арене.
Некоторые обличители русского тоталитаризма, такие как Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский причисляют к специфическим чертам
русского тоталитаризма наличие сугубо мифического аргумента о внешней угрозе, выдвигающимся тоталитарной властью дабы обосновать необходимость мобилизации общества. Однако сложившиеся политическая ситуация на кануне Второй Мировой войны является весомым контраргументом этому утверждению. Осознавая военную угрозу государству, руководство СССР проводило политику индустриализации, результатом чего должна была стать мощная индустриальная и военная держава, способная отстаивать свои геополитические интересы. Не беря во внимание сам процесс осуществления поставленных задач, следует отметить правильность их постановки. В дальнейшем история показала, что только максимально жесткая централизация государственной власти и экономики, строгий контроль за соблюдением всех властных предписаний способствуют достижению выдающихся результатов как во внутренней (превращение России из аграрной страны в индустриальную, резкий скачок в экономическом развитии, преодоление в кратчайшие сроки послевоенной разрухи), так и во внешней политики (интеграция СССР в мировое сообщество, победа в Великой Отечественной и Второй Мировой войне).
В следующий период советской истории, именуемый оттепелью, существующая сталинская тоталитарная система претерпела значительные изменения в сторону демократизации общественной жизни. Так была реабилитирована большая часть заключенных ГУЛАГа, а сама система лагерей ликвидирована. Расширилась самостоятельность союзных и автономных республик. Проводилась политика по усилению роли местных советов. Были сняты идеологические препятствия для развития науки и культуры, ослабла цензура. Из уголовного кодекса СССР было изъято понятие «враг народа» и наиболее одиозные составы преступлений. Значительно улучшилось правовое положение крестьян [4, с 35].. Государство как никогда ранее стало реализовывать свою социальную
функцию. Во внешней политике наметился курс на мирное сосуществование с капиталистическими странами.
Но, несмотря на эти и многие другие демократические преобразования, основы советского тоталитаризма остались без существенных изменений[5, с.25-27]. И именно эти основы продолжали играть огромную роль в государственном строительстве социалистического общества. Трудно было бы представить выдающиеся достижения советской науки и техники в данный период в условиях рынка, с его непредсказуемостью и кризисными явлениями, а реализацию масштабной социальной программы по строительству жилья без четких и ясных директив однопартийного правительства. Исходя из этого, можно говорить об универсальности тоталитарного политического режима, при котором возможно проведения взвешенной и разумной политики в результате быстрого реагирования на изменяющиеся исторические условия, как в сторону форсированной мобилизации социальных сил, так и в сторону некоторой либерализации и демократизации общественного строя.
Период нахождения на должности генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева ознаменовался свертыванием политики либерализации общественных отношений и попыткой возродить культ личности сталинского образца. Но возрождения сталинских порядков не последовало благодаря тому, что хрущевские преобразования оставили неизгладимый след на все дальнейшее развитие государства на принципах гуманизма и действительного равенства всех граждан СССР, которые прочно закрепились в общественном сознании. Политика советского государства периода застоя была направлена, прежде всего, на обеспечение социальных прав граждан. И как следствие проведения данной политики - политическая и социальная стабильность в обществе.
Оставаясь тоталитарным, государство приобрело ярко выраженный патерналистский, социальный характер.
Политика гласности и плюрализации общественной жизни в период 1985-1991 гг. свела на нет все достижения советского тоталитарного государства и похоронила его принятием ряда законов и поправок в Конституцию СССР 1977 года. На фоне экономического кризиса крайне либеральные реформы только усугубили ситуацию и привели, в конечном счете, к общенациональной трагедии - гибели целого государства. Это лишний раз подтверждает тезис о необходимости общественной жизни со стороны государства в периоды кризиса, так как именно тоталитарная система государственной власти, экономики и социальной сферы, только жесткий контроль за выполнением поставленных перед государством задач способны собрать воедино всю мощь производственных ресурсов и преодолеть существующие трудности.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что тоталитаризм в России носил эволюционный характер и видоизменялся в зависимости от исторической обстановки. Данный режим, часто именуемый кровавым, даже в период массовых репрессий носил объективный характер и способствовал обеспечению жизнеспособности государства. Следовательно, говорить о русском тоталитаризме только как о регрессивном явлении было бы необоснованно.
Список литературы:
1. Политология: краткий словарь политологических терминов. Духина Т. Н; Болотова Т. П.: СтГАУ. - Ставрополь, 2010. 25 с.
2. Руфикович А. Тоталитаризм как политико-правовое явление: Дис. канд. юрид. наук : Казань, 2003 164 с.
3. Шатковская Т.В. Опыт реконструкции правовых традиций русского народа на основе актов российского государства периода империи// Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. №4.
4. Шатковская Т.В. Формы реализации традиционных правовых представлений россиян в юридических актах периода становления советского государства//Северо-Кавказский юридический вестник.2014. №3.
5. Шатковская Т.В. Феномен традиционного правосудия в России: опыт эмпирического исследования// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. №3.