Научная статья на тему 'TOTAL QUALITY MANAGEMENT КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РЕИНТЕГРАЦИИ ОПЕРАЦИЙ И ЗНАНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

TOTAL QUALITY MANAGEMENT КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РЕИНТЕГРАЦИИ ОПЕРАЦИЙ И ЗНАНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационный менеджмент / эффективность / принципы / концепция / качество / information management / efficiency / principles / concept / quality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Р. Валеев, А.А. Панкова

Статья посвящена информационному менеджменту, который из года в год прогрессирует и охватывает все больше отраслей экономики. Его постоянное развитие и расширение спектра возможностей является одним из аспектов цифровизации жизнедеятельности человека. Внедрение таких систем как TQM является фундаментом, который закладывает основы автоматизации производственных процессов. Его интеграция в современные хозяйственную деятельность является одним из масштабных примеров глобализации цифровых технологий и информатизации общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOTAL QUALITY MANAGEMENT AS A MODERN METHOD OF REINTEGRATION OF OPERATIONS AND KNOWLEDGE OF INFORMATION MANAGEMENT

The article is devoted to information management, which is progressing from year to year and covers more and more sectors of the economy. Its constant development and expansion of the range of opportunities is one of the aspects of the digitalization of human life. The implementation of systems such as TQM is the foundation that lays the foundation for the automation of production processes. Its integration into modern economic activity is one of the large-scale examples of the globalization of digital technologies and the informatization of society as a whole.

Текст научной работы на тему «TOTAL QUALITY MANAGEMENT КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РЕИНТЕГРАЦИИ ОПЕРАЦИЙ И ЗНАНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

TOTAL QUALITY MANAGEMENT КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РЕИНТЕГРАЦИИ ОПЕРАЦИЙ И ЗНАНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

Р.Р. Валеев, студент

Научный руководитель: А.А. Панкова, старший преподаватель

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (Россия, г. Казань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-139-142

Аннотация. Статья посвящена информационному менеджменту, который из года в год прогрессирует и охватывает все больше отраслей экономики. Его постоянное развитие и расширение спектра возможностей является одним из аспектов цифровизации жизнедеятельности человека. Внедрение таких систем как TQMявляется фундаментом, который закладывает основы автоматизации производственных процессов. Его интеграция в современные хозяйственную деятельность является одним из масштабных примеров глобализации цифровых технологий и информатизации общества в целом.

Ключевые слова: информационный менеджмент, эффективность, принципы, концепция, качество.

Уровень развития нефинансовой информации становится важнейшим фактором роста конкурентоспособности предприятия, а, следовательно, определяющим фактором роста стоимости предприятия и увеличению прибыли [1]. В связи с этим, в современном мире большую роль развития всех сфер общества занимает цифровиза-ция и формирование новых информационных структур. Методы исследования и анализа также начинают развиваться в соответствии с данной тенденцией. Информационный менеджмент становится одним из основных направлений управления организацией и производством.

Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех задач управления, связанных с формированием и использованием информации во всех ее формах и состояниях для достижения поставленных перед предприятием целей. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации, но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т.д. [2]. В концепцию информационного менеджмента включаются следующие подходы:

- экономический: определение объема затрат на применение технологий и прогноз размера экономии или прибыли, которую оно способно принести;

- аналитический: определение потребности пользователей и возможных методов их удовлетворения;

- организационный: соотношение и согласование применения IT-систем со всем процессом управления фирмой;

- системный: объединение всех вышеуказанных подходов и рассмотрение информационной среды как единое целое [3].

Информационный менеджмент предполагает использование различных методов, а одним из новых является Total Quality Management (TQM). TQM предполагает улучшение эффективности и качества за счет внедрения автоматизированных технологий, которые направлены на ускорение поиска информации, управление человеческими ресурсами и улучшение качества путем оптимизации производства. Система TQM включает в себя два основных механизма:

- повышение качества (Quality Improvements или QI) - это всё то, что обеспечивает регулярное улучшение качества продукции, поднимая уровень требований и поддержки.

- обеспечение качества (Quality Assurance или QA) - всё то, что позволяет удерживать достигнутый уровень качества на протяжении длительного времени [4].

Тем самым в теории TQM выделяется восемь принципов менеджмента на основе качества:

1. Ориентация на потребителя - понимание текущих и будущих запросов потребителей и выполнение их требований.

2. Лидерство руководителя - руководителям следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников - полная вовлеченность работников дает возможность организации с наибольшей выгодой использовать их способности.

4. Процессный подход - управление деятельностью и ресурсами как процессом, чтобы желаемый результат достигался эффективнее.

5. Системный подход - выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как система вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее цели

6. Постоянное улучшение - постоянное улучшение деятельности организации рассматривается как ее неизменная цель.

7. Принятие решений, основанное на фактах - необходимость в анализе данных и информации для принятия решений.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками — организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности [5].

Информационный менеджмент, в свою очередь, позволяет TQM решать вопросы,

которые напрямую связаны с бизнес-процессами, в результате чего увеличивается эффективность на всех этапах жизненного цикла продукции при участии каждого сотрудника, и включает в себя все пять основных функций менеджмента: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Бизнес-среда становится более гибкой и нуждается в сокращении издержек времени и финансов, а стратегия TQM выступает при этом уникальным решением, имеющим возможность интеграции во все разновидности бизнес-моделей.

Примером интеграции TQM в бизнес-процессы можно считать российскую компанию Yota, использующую вовлечение сотрудников. Им разрешено принимать некоторые управленческие решения, участвовать в составлении собственных планов продаж, вследствие чего поднимается уровень удовлетворенности работников, а за ним и повышается довольство клиентов.

Иным примером является компания «М.Видео». Сотрудники совместно с руководством составили собственный кодекс клиентоориентированности, что позволило увеличить эффективность работы сотрудников, повысить общий KPI, а также увеличить количество удовлетворенных клиентов. Возможность внести свой вклад в развитие компании стало главной мотивацией для сотрудников. TQM стратегия заключалась в повышении лояльности персонала, что оказало большое влияние на продажи, соответственно, и на прибыль организации. Однако система управления TQM разнится от государства к государству. Сравним показатели между Россией и Данией (рис. 1).

391 I

I. ll Ь I. I

Рис. 1. Сравнение систем TQM в России и Дании [6] International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 5-2 (92), 2024

Данное отличие в системах стран может быть обусловлено их культурными особенностями. Главные культурные ценности по Хофстеде определяются пятью факторами: дистанцией власти (PDI), неприятием неопределенности (UAI), соотношениями индивидуализм/коллективизм (IDV), маскулинность/ф еменинность (MAS) и кратко- или долгосрочной ориентированностью (LTO) [6].

Россия характеризуется одним из самых высоких уровней дистанций власти в мире (93/120), что способствует поддержанию автократизма в организации и значительно снижает возможности для вовлечения сотрудников в управленческие процессы. Помимо этого, яркое неприятие неопределенности (95/120) способствовало развитию сложных бюрократических систем, которые препятствуют гибкой реакции компании на изменяющиеся условия среды и практически перечеркивают важнейший принцип TQM - постоянное изменение в лучшую сторону.

Библиографический список

1. Бариева, Д.Р. Финансовый менеджмент на цифровом предприятии / Д.Р. Бариева, А.А. Трутнева // XXV Туполевские чтения (школа молодых ученых): Тексты докладов участников Международной молодёжной научной конференции, посвященной 60-летию со дня осуществления Первого полета человека в космическое пространство и 90-летию Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ, Казань, 10-11 ноября 2021 года. Том VI. - Казань: Изд-во ИП Сагие-ва А.Р., 2021. - С. 377-381.

2. Основные понятия информационного менеджмента: сайт «Бизнес-информатика». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://it.rfei.ru/course/~UhG8/~VxIx69/~8aTR (дата обращения 24.03.2023).

3. Специальность «Информационный менеджмент»: сайт «Высшая школа бизнеса». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hsbi.hse.ru/articles/spetsialnost-informatsionnyy-menedzhment/ (дата обращения 24.03.2023).

4. Всеобщее управление качеством: сайт «Projecto». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://projecto.pro/blog/theory/vseobshhee-upravlenie-kachestvom-tqm/?amp=1 (дата обращения 24.03.2023).

5. 14 базовых положений менеджмента на основе качества: сайт «Элитариум». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/menedzhment-kachestva-organizaciya-sistema-podhod-cel-teoriya-vozmozhnost-rabotnik-rukovoditel-reshenie-princip-metod-standart-proizvoditelnost/ (дата обращения 24.03.2023).

6. Баженова Е.С. Возможности и ограничения применения концепции Total Quality Management в практике управления зарубежными и отечественными компаниями // Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ekonomika.snauka.ru/wp-content/uploads/2014/02/russia-denmark.png (дата обращения: 24.03.24).

Таким образом, можно заметить, что страны, являющиеся, согласно данной теории, наиболее подходящими для введения концепции TQM, действительно являются лидерами по качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала и с успехом применяют Всеобщее Управление Качеством, подтверждая зависимость между культурными особенностями и результатами, приносимыми Total Quality Management.

Стратегия TQM является одной из более гибких и эффективных стратегических решений в современной бизнес-модели. Благодаря данному методу информационный менеджмент развивается и формирует новую структуру ведения бизнеса. Несмотря на бюрократические проблемы и иные отрицательные факторы, Total Quality Manahment в России применяется достаточно широко, чтобы обеспечить эффективность работ многих компаний.

TOTAL QUALITY MANAGEMENT AS A MODERN METHOD OF REINTEGRATION OF OPERATIONS AND KNOWLEDGE OF INFORMATION MANAGEMENT

R.R. Valeev, Student

Supervisor: A.A. Pankova, Senior Lecturer

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI (Russia, Kazan)

Abstract. The article is devoted to information management, which is progressing from year to year and covers more and more sectors of the economy. Its constant development and expansion of the range of opportunities is one of the aspects of the digitalization of human life. The implementation of systems such as TQM is the foundation that lays the foundation for the automation of production processes. Its integration into modern economic activity is one of the large-scale examples of the globalization of digital technologies and the informatization of society as a whole.

Keywords: information management, efficiency, principles, concept, quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.