Научная статья на тему 'ТОТ САМЫЙ ФИЛИМОНОВ'

ТОТ САМЫЙ ФИЛИМОНОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОТ САМЫЙ ФИЛИМОНОВ»

Инна Петровна Мирошниченко,

старший инспектор отделения пропаганды БДД отдела организационно-аналитической работы и пропаганды БДД УГИБДД УМВД России по Архангельской области

ТОТ САМЫЙ ФИЛИМОНОВ...

Не зная своего прошлого, невозможно оценить настоящее и строить будущее. История Госавтоинспекции - это не только события и даты, но и люди, в первую очередь ветераны, посвятившие всю свою жизнь работе в Госавтоинспекции и заложившие лучшие традиции коллектива. Это люди, для которых чувство долга, чести и справедливости - не просто слова, а дело всей жизни. История ГИБДД неразделима с историей людей, которые стояли у истоков становления службы.

Статья посвящена ветерану Госавтоинспекции, фронтовику, прошедшему Великую Отечественную войну, принимавшему участие в боях на Карельском и первом Дальневосточном фронтах, орденоносцу, полковнику милиции в отставке Филимонову Александру Васильевичу.

Александр Васильевич поступил на службу в Госавтоинспекцию после окончания Великой Отечественной войны в феврале 1946 года. Прошел путь от старшего госинспектора по надзору за подготовкой и воспитанием водительских кадров до начальника экзаменационного отделения.

Лично разрабатывал Правила дорожного движения для Архангельской области, за что Указом Президиума Верховного Совета награжден Орденом «Знак Почета». В 2005 году в знак общественного признания Александр Васильевич награжден орденом «Серебряная звезда».

После 40 лет службы, выйдя на заслуженный отдых, Александр Васильевич продолжал активно участвовать в организации и становлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Мое знакомство с Александром Васильевичем Филимоновым состоялось в 2000-м году, когда я, будучи еще стажером, вместе со своим наставником приехала к нему домой записать интервью к 10 ноября. На тот момент Александру Васильевичу исполнился 81 год, но, несмотря на почтенный возраст, ветеран выглядел прекрасно, был полон сил, энергии и с большим удовольствием делился с нами своими воспоминаниями о войне и службе в Госавтоинспекции.

Из воспоминаний Александра Васильевича Филимонова:

- Родился я 18 мая 1919 года в деревне Ишутино Курской области. В 1936 году окончил 8 классов в рабочем поселке Коноша Архангельской области.

В 1940 году закончил Архангельский механический техникум и до мая 1941 года работал там преподавателем специальных дисциплин. Ровно за месяц до войны, 21 мая 1941 года, меня призвали в Армию. Служил я сначала механиком 513-го отдельного дорожно-строительного батальона на Карельском фронте, по окончании войны с Финляндией с июня

1945 года попал на первый Дальневосточный фронт. Демобилизовался в ноябре 1945 года в должности автомеханика в звании лейтенант технической службы. В период боевых действий после подрыва автомашины на мине получил контузию.

Я не думал, что буду служить в органах внутренних дел. Преподавательская работа мне понравилась, и я думал после войны опять идти в техникум преподавать. Однако, когда пришел становиться на партийный учет в Октябрьский райком партии, там оказался тогда бывший начальник ГАИ Олимп Иванович Тараканов - исключительной за-мечательности человек. Он меня знал еще до войны, я тут на мотоцикле гонял, так мы с ним встречались. Увидел меня и говорит: «О! К нам, к нам, к нам!» И райком партии меня направил в органы внутренних дел. Я никак не думал, что сюда попаду. Ну что ж, партийная дисциплина есть дисциплина. Таким образом, я остался в органах.

Сначала я был старшим госавтоинспектором, тогда была Квалификационная комиссия. С апреля

1946 года она была переименована в отделение по надзору за подготовкой и воспитанием водительских кадров. И вот 36 с лишним лет я отслужил в ГАИ - сначала старшим инспектором в отделении по надзору за подготовкой и воспитанием водительских кадров, потом меня назначили начальником этого отделения, а впоследствии - начальником отделения ГАИ.

После войны служба была нелегкая. В ГАИ тогда имелась всего одна машина «ГАЗ-2А», и то ее выделяли раз в неделю для приема экзаменов. На место дорожно-транспортного происшествия выезжали на попутном транспорте или пешком. Я в основном занимался подготовкой водительских кадров. Во время войны в Архангельске водителей готовили по ускоренной программе. Материальная база учебных заведений была очень слаба, и мы занялись именно контролем и совершенствованием подготовки водительских кадров. Провели пе-

2021 № 2

Безопасность дорожного движения

ререгистрацию всех учебных заведений, тогда это было обязательно. Учебные организации, материальная база которых не соответствовала требованиям, приходилось временно закрыть. Мы провели переаттестацию всего преподавательского состава, тогда выдавали еще и удостоверения на право преподавания. Работа по тем временам была проведена большая. Учебные заведения регулярно проводили открытые уроки. Мы постоянно посещали занятия, проверяли подготовку преподавателей. И если урок проводился не совсем хорошо -рекомендовали руководству не оплачивать преподавателю эти часы. Таким образом заменили преподавательский состав. В итоге улучшилась материально-техническая база учебных заведений.

Кроме того, лично разрабатывал Правила дорожного движения. Сначала издавались типовые Правила [1]. В приказах, объявляющих введение их в действие, руководителям органов милиции предписывалось подготовить проекты местных правил на основе типовых разработок [1]. Поэтому на их основании приходилось составлять свои местные (областные) более конкретные Правила дорожного движения, которые регламентировали скоростной режим, правила проезда перекрестков и т.д. Так, с 1946 года и до 1960-х годов я разрабатывал эти правила. Через каждые 2 года Правила дорожного движения пересматривались и обновлялись [2]. Сначала обсуждали их коллективом ГАИ, затем утверждали в облисполкоме, и только после этого Правила дорожного движения вступали в силу [2]. Вот за всю эту проделанную работу Указом Президиума Верховного Совета я был награжден Орденом «Знак почета» [2].

Экзамен тогда проводился так: сначала обязательно принимали устный экзамен по материальной части автомобиля, затем по правилам дорожного движения и только после успешной сдачи этих экзаменов допускали к сдаче экзамена по вождению автомобиля.

Это уже потом усовершенствовали прием экзаменов. Появились определенные контрольные билеты, экзаменационные аппараты, что значительно облегчило работу инспектора. Требования к будущим водителям, конечно же, были высокие. Но, несмотря на это, некоторым приходилось назначать пересдачу. Помню случай: принимали экзамен по материальной части автомобиля. Вызываем по 4 человека, даем задание, время на подготовку - 15 минут. Вот приходит военнослужащий, и я ему дал задание рассказать об устройстве главной передачи автомобиля ЗИС-5. Когда до него дошла очередь, отвечает: «Ну что я могу сказать, здесь у вас все правильно нарисовано». Конечно же, посмеялись и назначили пересдачу экзамена. Требования к будущим водителям

были высокие, меня даже побаивались.

Работали после войны по 12 с лишним часов, дежурили на линии. По контролю за состоянием транспортных средств регулярно проводились коллективные выходы всего личного состава на линию. В то время исключительно большое внимание уделялось техническому состоянию и содержанию транспортного средства, в частности внешнему виду. На это особое внимание обращал наш руководитель Тараканов О.И. В результате наших требований к внешнему содержанию транспорта, автомобили в Архангельске выглядели внешне значительно лучше, чем в других городах СССР. Большое внимание уделялось в то время экономии стратегических материалов.

Допустим, при проверке автохозяйства увидели автомобиль, который больше недели не эксплуатируется и не поднят на колодки, - принимали соответствующие меры. Ведь в то время был дефицит автомобильной резины. Проверяли и аккумуляторное хозяйство, и топливную аппаратуру. Автохозяйства обследовали регулярно. За каждым инспектором, в том числе и за мной, хотя я работал в Квалификационной Комиссии, были закреплены определенные автохозяйства. За мной закрепили автобазу морского торгового порта. Я там периодически (помимо механика) осуществлял контроль за транспортом перед выходом на линию, и если случалось, что транспортное средство не соответствует определенным техническим требованиям, запрещал выезжать ему на линию.

На вопрос о том, много ли в то время водителей нарушали Правила дорожного движения, и какие именно нарушения были распространены, Александр Васильевич ответил так:

- После войны автотранспорта было значительно меньше, чем сейчас. Водители были больше на виду, и дисциплина, по сравнению с сегодняшним временем, была значительно выше. Ну, а наиболее распространенными нарушениями были выезд на технически неисправном транспорте (дефицит запчастей), нарушение правил проезда перекрестков, нарушение правил обгона. Попадались, конечно, и пьяные.

Тогда материалы дорожно-транспортных происшествий к нам поступали со всей Архангельской области, и рассматривали их на специальной Комиссии, на которую вызывали нарушителя, заслушивали его, выясняли, что заставило, как расценивает и т.д. Затем, путем голосования принимали решение, но при этом учитывали семейное положение и чистосердечное признание. В те времена к водительскому удостоверению выдавались талоны за те или иные нарушения Правил дорожного движения. Существовали 1, 2 и 3-й талоны. За управление автомобилем в нетрезвом состоянии сразу выдавали 3-й.

Один раз направили меня с инспекторской проверкой в город Шенкурск, где начальником ГАИ в то время был Власов Георгий Кузьмич - старый партизан (с 1935 по 1941 годы был начальником Госавтоинспекции УРКМ УНКВД по Архангельской области). По пути в отделение Власов задержал водителя в нетрезвом состоянии, получилось что-то вроде анекдота. Спрашивает у водителя:

- Много выпил?

- Что вы, Георгий Кузьмич, не пил я.

- Как не пил? Сейчас мы проверим. У нас есть прибор, с помощью которого мы и определим: пил ты или не пил (берет нагрузочную вилку, которой проверяют зарядку аккумулятора). - Сейчас мы определим, подними рубашку.

Сзади прикладывает вилку:

- Как не пил, ты смотри, говоришь не пил...

- Ну, наверное, 100 грамм.

- Да какие 100 грамм, тут на все 150 тянет.

- Ну, 150 - немножко.

- Вот видишь, а говоришь, не пил. У нас прибор, я должен наказать тебя.

- Ну, Григорий Кузьмич, ну как, ну первый раз.

- Вот тебе талоны, выбирай любой. - Инспектор разложил талоны изображением вниз. Водитель вытянул талон:

- Григорий Кузьмич! 3-й номер.

- Ну, что ж, такое твое счастье (оказывается инспектор выложил талоны только 3-го номера).

В то время 2 раза в год проводили районные собрания водителей. За мной был закреплен Октябрьский район. Я анализировал состояние дисциплины водителей района и с докладом выступал на собраниях, на которых присутствовали представители райкома и райисполкома. Руководители автохозяйств готовили к собранию награды и ценные подарки водителям, успешно выполняющим производственное задание и работающим без нарушений ПДД. Это, я считаю, имело большое воспитательное значение.

Проводились и выездные Комиссии по разбору нарушений ПДД. Несколько раз я проводил такую Комиссию в таксопарке. Допустим, задержали водителя в нетрезвом состоянии или совершившего ДТП. Разбор случившегося проводили прямо в присутствии всего коллектива. Сначала заслушивали водителя, выясняли, в чем причина, и решали коллективом - можно ли доверить руль этому нарушителю.

Для проведения профилактической работы и предупреждения ДТП с детьми за каждым инспектором была закреплена школа. Беседовали с детьми и читали лекции регулярно. За мной была закреплена 9-я школа.

По проблемам безопасности дорожного движения писали заметки в газеты. Но, прежде чем опубликовать ее на странице газеты, к нам приезжали из редакции и проверяли, соответствует ли действительности данная заметка.

А если в газете появилась критическая статья в адрес Госавтоинспекции - не дай бог в течение 15 суток ты не дашь опровержение - партийного взыскания не избежать!

И все же, слово инспектора - закон.

Раньше за нарушение ПДД водительское удостоверение не отбиралось, к сожалению, эта практика в настоящее время не прижилась. И я практиковал так. Когда жил на улице Красной Звезды (в 5 км от работы), всегда на работу до улицы Урицкого ходил пешком. И, бывало, по дороге выявлял нарушителя. Сначала разговаривал с ним, а затем назначал время, чтобы тот пришел в отдел. Приходит - беседую с ним, вроде все понял - отпускаю. Если же нарушитель не приходил - звоню руководителю данного автохозяйства и говорю:

- Такого на линию не выпускать. Все, слово инспектора - закон.

Беседы в автохозяйствах перед выходом на линию, в школах всегда проводились регулярно.

В завершение нашей беседы Александр Васильевич отметил:

- Работа инспектора ГАИ не из легких, требует выдержки, спокойствия, уверенности в своих действиях, поэтому желаю всем молодым сотрудникам Госавтоинспекции успехов в службе и терпения. Ведь есть такие водители, которые провоцируют инспектора на грубость. К каждому человеку надо выбрать свой подход. А это не так-то и просто.

Александр Васильевич умер в 2008 году, ему было 89 лет.

В память об одном из лучших сотрудников службы, герое войны и Отечества, 9 декабря 2020 года, в День Героев Отечества, в год празднования большого и значимого события для нашей страны -75-летия Победы в Великой Отечественной войне, на здании Управления ГИБДД Архангельской области Филимонову Александру Васильевичу была открыта мемориальная памятная доска.

Литература:

1. Суковицин В.И. Календарь истории Госавтоинспекции. - М.: ООО «Фирма «ВАРИАНТ»», 2006.

2. Максимов А.И., Мирошниченко И.П. Есть такая служба. Архангельск: ООО «Издательские ПРОЕКТЫ», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.