Научная статья на тему 'Торможение макетов изделий в водной среде'

Торможение макетов изделий в водной среде Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРМОЖЕНИЕ В ЖИДКОСТИ / МАКЕТ ИЗДЕЛИЯ / DECELERATION IN FLUID / DEVICE MOCK-UP

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Суров А.В.

Предложено решение задачи многократного использования макетов изделий при выходе из трубы в водной среде с учетом влияния формы тормозного устройства, предохраняющего макет от разрушения в ходе проведения испытаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Суров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decelerating device mock-ups in an aquatic environment

The article presents a solution to the problem of reusing device mock-ups after they exit the test tunnel into an aquatic environment, taking into account the shape of the decelerator protecting the mock-up from destruction during testing

Текст научной работы на тему «Торможение макетов изделий в водной среде»

УДК 530.151:531.355:532.11

А. В. Суров

Торможение макетов изделий в водной среде

Предложено решение задачи многократного использования макетов изделий при выходе из трубы в водной среде с учетом влияния формы тормозного устройства, предохраняющего макет от разрушения в ходе проведения испытаний.

Ключевые слова: торможение в жидкости, макет изделия.

Введение

Отработка подводного выхода изделий из пусковых устройств - сложный и дорогостоящий процесс. В настоящее время проведению натурных испытаний предшествует этап макетных испытаний, для которых требуются макеты изделий и испытательные стенды (ИС). Зачастую для удовлетворения требований технического задания необходимо проводить всесторонние параметрические расчеты, при которых важным моментом является возможность многоразового использования макетов с целью удешевления испытаний.

Таким образом, актуальной является разработка системы торможения макета после выхода его из пускового устройства в пределах объема стенда. Отметим, что в настоящей статье рассмотрен стенд с замкнутым объемом. Постановка задачи

Одной из возможных схем, позволяющих обеспечить достаточно полную диаграмму изменения усилия торможения и остановку макета изделия, является схема с использованием сопротивления жидкости. На рис. 1 изображена предлагаемая схема гидродинамического торможения макета изделия. При входе изделия в тормозное устройство (ТУ) увеличивается сопротивление его движению за счет увеличения давления в ТУ. Обязательным условием для смягчения роста давления в начальный момент входа макета в ТУ является наличие воздушного объема в верхней части устройства, что значительно снижает риск возникновения гидравлического удара, приводящего к недопустимо высоким нагрузкам на макет изделия.

В предлагаемой схеме внутри ИС закреплено ТУ. На его верхней торцевой части установлена заглушка, которую целесообраз-

© Суров А. В., 2016

но изготовить в виде резинового уплотнения. В случае возникновения аварийной ситуации оно может защитить ИС и макет изделия от повреждений.

PB,WV

Тормозное устройство

Макет

Рис. 1. Схема гидродинамического торможения изделия: Рн - рабочее давление в объеме ИС; Рв, Шв - давление и объем воздушной полости ТУ; Ум, Уж - скорости макета изделия и жидкости (воды); - суммарная сила, ¥ъ= ¥х + ¥т - ¥а + ¥п; а - угол наклона ИС

После заполнения стенда водой и повышения давления Рн в резервуаре до рабочего значения в верхней части ТУ образуется воздушная полость с границей раздела вода -воздух.

Таким образом, при входе в ТУ на макет изделия в продольном направлении будут действовать следующие силы:

• сила лобового сопротивления

F = сх ((pxVM2)/2)S,

(1)

где сх - коэффициент сопротивления макета изделия;

ф о о.

I-

Ü о

Ig

та

.

та m о ч

V ^

и о

о

У S

s о о

рж - плотность жидкости (воды); £ - площадь поперечного сечения макета изделия;

• сила тяжести

F = mM g cos ( а),

где тм - масса макета изделия;

g - ускорение свободного падения; • сила Архимеда

F = Рж g^MCOs(aX

(2)

(3)

где Жм - объем макета изделия;

• сила от перепада давления на головную и донную части изделия

^ = ^ - /д = (РГЧ - Рд)£ (4)

где FГЧ - сила от давления на головную часть макета изделия;

Рд - сила от давления на дно макета изделия;

РГЧ - давление на головную часть макета изделия;

Рд - давление на дно макета изделия.

Тогда изменение скорости (замедление) макета изделия в ТУ можно определить по формуле

dVu dt

Fy

тм + m

(5)

где ? - время торможения макета изделия; тпр - присоединенная масса жидкости.

При движении макета изделия в ТУ определяющими параметрами, влияющими в большей степени на скорость торможения, являются давления в жидкой среде, действующие на головную Ргч и донную Рд части макета изделия. Их значения изменяются по мере перемещения макета изделия в устройстве. На рис. 2 представлены силы, действующие на макет изделия в процессе торможения.

о сч

OI

<

I

(0 та

0 ^

СО та

1

о.

ф

£

и

V

со

сч ■ci-io

9 сч ■ci-

10 сч

(П (П

Рис. 2. Силы, действующие на макет изделия в процессе торможения: х - текущее расстояние, пройденное макетом в ТУ; к - высота столба жидкости в ТУ над головной частью макета изделия; Н - высота столба жидкости внутри ИС (от зеркала воды) над донным срезом макета изделия; Н0 - высота заглубления ТУ от зеркала воды; 1м - длина макета изделия

Рис. 3. Варианты конструкций ТУ: а - цилиндрическое (вариант 1); б - с конической входной частью (вариант 2); в - с расширенной цилиндрической входной частью (вариант 3); riту, ЬТУ - радиусы и длины участков ТУ соответственно

В начальный момент входа в ТУ на изделие действуют следующие давления:

ргч = Рв + Рж sh;

P = Рн + Рж gH.

(6) (7)

Давление в воздушной полости ТУ определяется из уравнения состояния для идеального газа

т^Т

Рв =

Wb

(8)

Высота столба жидкости внутри ИС (от зеркала воды) над донным срезом макета изделия определяется как

H = Hо + /м cos(a);

(9)

где тв - масса воздуха в воздушной полости ТУ;

- газовая постоянная воздуха в воздушной полости ТУ;

Тв - абсолютная температура газа в воздушной полости ТУ.

Массу воздуха в полости можно определить из объема ТУ:

mB = PbWty,

где рв - плотность воздуха в воздушной полости ТУ;

¡¥ТУ - объем ТУ

Для определения влияния конструкции ТУ на усилие торможения и путь движения макета изделия в нем при расчете были рассмотрены три варианта ТУ: цилиндрическое; с конической входной частью и с расширенной цилиндрической входной частью (рис. 3).

Объем ТУ рассчитывается, исходя из его конструкции:

W -

"ТУ _

пг1ТУ li

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1ТУНТУ5

для варианта 1;

П\ riTy 11ТУ

1ТУ

'1ТУ'2ТУ

*2ТУ

(11)

для варианта 2;

П(Г1ТУ11ТУ + Г2ТУ12ТУ ),

для варианта 3.

Объем воздушной полости определяется по формуле

(

Wb = ПГ^

V

Lryy

cos(a)

л

(12)

J

Общая длина ТУ определяется как

(10) Ьту =

1ТУ?

/1ТУ + /'

2ТУ?

для варианта 1; для варианта 2 или 3.

(13)

Для определения начальной высоты столба жидкости над макетом изделия в ТУ (к) вос-

ф о о.

I-

Ü о

I-

та

.

та m о

ч

ф

^

и о

о

<и у

S

s о о

о см

■ч-

О!

<

I

о та

г

о ^

со та г о.

пользуемся уравнениями (6), (8), (12) и дополнительным соотношением, характеризующим равенство давлений на уровне заглубления ТУ:

Ргч = Рв + Рж gh;

твЯвТв.

Рв =

Жв = %г?

1ТУ

Ьту

h

(14)

cos(a)

Ргч = Рн + Рж gH0.

Замкнутая система уравнений (14) может быть представлена в виде

Г Рж1 h2 +

V

cos(a)

Рж gLТУ +

Рн + Рж gH0

cos(a)

h +

(15)

+ _ (Рн + ржgHo)Lтy = о.

ПГту

Пренебрегая малыми величинами в силу физических особенностей рассматриваемого процесса, присоединенную массу жидкости можно определить в основном следующим соотношением

тпр = ^11 = Рж^м К1Ъ

(16)

где А,п - коэффициент присоединенной массы от поступательного движения;

К11 - коэффициент присоединенной массы (таблица) [1].

Таким образом, уравнения (1)-(16) с соответствующими начальными условиями полностью определяют параметры рассматри-

ваемой системы в момент начала процесса торможения.

Алгоритм определения параметров торможения

За начало расчета t = 0 принимается момент времени, когда головная часть макета изделия находится в нижнем сечении ТУ. В соответствии с выбранным шагом At определяется приращение времени t1 = t + Дt. За промежуток времени At макет изделия проходит в ТУ отрезок пути, численно равный Ах = VмAt.

С одной стороны, движение изделия вызывает перемещение столба жидкости вверх, в результате газовый объем Жв1 = Жв - АЖв сжимается, что приводит к увеличению в нем давления Рв1 = твЯВТВ / Жв1 и уменьшению высоты столба жидкости над макетом изде-

АЖв

лия h1 = h -Ах cos(a) +

ятТу cos(a)

, где h1 < h.

Необходимо отметить, что значение АШв будет зависеть от геометрических характеристик макета, например, для цилиндра без профилированной головной части оно составит А Жв = пгм2Ах (где гм - радиус макета).

С другой стороны, увеличение давления в газовом объеме приводит к увеличению скорости оттока жидкости через зазор между изделием и ТУ [2]

Vж = 0,7^27РжФ + (Рв - Рн).

Объемный секундный расход жидкости, вытесняемый газовой полостью из ТУ под действием избыточного давления, определяется как

^ = Кп((гм + /заз)2 - Гм2 ),

где /заз - размер зазора между изделием и ТУ

3

и <и со

см ■ч-ю

с?

см ■ч-ю см

(П (П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зависимость коэффициента присоединенной массы от габаритов макета изделия

1м /^м 1,000 1,500 2,000 2,510 2,990 3,990

К11 0,500 0,305 0,209 0,156 0,122 0,082

1м /^м 4,990 6,010 6,970 8,010 9,020 9,970

К11 0,059 0,045 0,036 0,029 0,024 0,021

Примечание. Здесь йм - диаметр макета.

Значение /заз в зависимости от конструкции ТУ (см. рис. 3) можно определить по следующим соотношениям:

• для варианта 1

1заз = Г1ТУ — Гм;

• для варианта 2

Г1ТУ Гм,

если х > /

2ТУ

Г1ТУ Гм +

(Г2ТУ Г1ТУ)(/2ТУ Х)

/

2ТУ

если х < /2ТУ. для варианта 3

если х > /

2ТУ

если х < /2ТУ.

Выход жидкости из ТУ приводит к увеличению объема газовой полости Увнов = Жв1 + + GW А?, а также к снижению в ней давления mвR Т

рнов _-^^ и, соответственно, к уменьше-

в УУ нов

в

нию высоты столба жидкости над головной

Уж

частью макета изделия hH0B = // -

2

ПГ1ТУ

H нов _

Но + (/м -Ax)cos(a),

если

0,

если

(х + Ax - /м) <

(х + Ax - /м )>

Но

cos(a)

H

cos(a)

Высота столба жидкости внутри ИС над донным срезом макета изделия, определяется на каждом временном шаге из соотношения

к,, м/с

Давления, действующие на головную и донную части макета изделия на новом временном шаге определяются по уравнениям (6), (7) с использованием новых значений параметров Рвнов, Лвнов, Ннов.

Определяем суммарную силу, действующую на макет изделия, подставив полученные значения в уравнения (1)-(4). Записав уравнение движения в разностном виде кмнов = Уи - ^Д* / (тм + тпр), получим численное решение движения макета изделия в ТУ до полной остановки. Результаты расчета

Результаты моделирования представлены в виде зависимостей динамических параметров (скорость макета, давление в воздушной полости ТУ соответственно) от перемещения до полной остановки некоторого гипотетического макета изделия на рис. 4 и 5. Они качественно отражают физический характер рассматриваемого процесса.

Ръ, МПа

1, 2, 3 - варианты 1-3 конструкции ТУ соответственно

о см

■ч-

О!

<

I

о та

0 ^

СО та

1

о.

V

3

и <и со

На основании анализа математической модели можно сделать следующие выводы о характере физических процессов, сопровождающих движение макета изделия в ТУ

Применение ступенчатой конструкции ТУ на начальном этапе торможения (по сравнению с вариантом 1 конструкции) приводит к увеличению расхода жидкости через зазор из-за увеличения площади проходного сечения, а также к увеличению объема воздушной полости за счет увеличения общего объема ТУ Как следствие, усилие торможения уменьшается, путь движения макета изделия в ТУ увеличивается.

Повышение давления наддува стенда приводит к увеличению начального значения давления в воздушной полости и тем самым усиливает процесс торможения, уменьшая путь, проходимый макетом изделия, и время, необходимое для его остановки. В то же время, увеличение начальной скорости входа макета

изделия в ТУ приводит к повышению лобового сопротивления и давления в воздушной полости. Заключение

На основании разработанной математической модели может быть выдвинут ряд требований к массогабаритным характеристикам макета изделия и конструктивным особенностям ТУ, которые позволят обеспечить многократное использование макетов изделий. Список литературы

1. Дегтярь В. Г., Пегов В. И. Гидродинамика баллистических ракет подводных лодок. Ми-асс: ФГУП «ГРЦ «КБ им. акад. В. П. Макеева», 2004. 256 с.

2. Идельчик И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям / под ред. М. О. Штейн-берга. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1992. 672 с.

Поступила 19.01.17

см ■ч-ю

с?

см ■ч-ю см

(П (П

Суров Антон Викторович - инженер-конструктор второй категории АО «Конструкторское бюро специального машиностроения», аспирант кафедры «Плазмогазодинамика и теплотехника» БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург.

Область научных интересов: гидрогазодинамика, физика плазмы, тепломассоперенос, струйные течения, течения в каналах.

Decelerating device mock-ups in an aquatic environment

The article presents a solution to the problem of reusing device mock-ups after they exit the test tunnel into an aquatic environment, taking into account the shape of the decelerator protecting the mock-up from destruction during testing.

Keywords: deceleration in fluid, device mock-up.

Surov Anton Viktorovich - Designer Engineer of the 2nd rank, Joint-stock company Design Bureau for Special Mechanical Engineering, post-graduate student, Department of Plasma Gas Dynamics and Thermal Engineering, D. F. Ustinov Baltic State Technical University Voenmeh, St. Petersburg.

Science research interests: fluid and gas dynamics, plasma physics, heat and mass transfer, jet streams, flows through pipes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.