Научная статья на тему 'Торговый центр в историческом ядре города'

Торговый центр в историческом ядре города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
189
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / СТРОИТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯДРО ГОРОДА / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Незаметдинова Альфия Фатиховна, Позмогова Светлана Борисовна

Рассматривается вопрос о целесообразности строительства торгового центра в историческом ядре города. Проводится анализ необходимых архитектурно-планировочных решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговый центр в историческом ядре города»

СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72

А. Ф. НЕЗАМЕТДИНОВА, С. Б. ПОЗМОГОВА ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР В ИСТОРИЧЕСКОМ ЯДРЕ ГОРОДА

Рассматривается вопрос о целесообразности строительства торгового центра в историческом ядре города. Проводится анализ необходимых архитектурно-планировочных решений.

Ключевые слова: торговый центр, строительство, историческое ядро города, привлекательность центра, распределение потоков посетителей.

Как показывают многочисленные социологические опросы, большинство людей предпочитает делать все покупки в одном месте. Это значительно экономит время и гораздо удобнее, чем ездить по всему городу в поисках необходимых товаров. Именно по этой причине строительство торгового центра считается одним из приоритетных направлений.

Торговые центры (ТЦ) открывают большие возможности для решения градостроительных, архитектурно-художественных задач, являясь значительными архитектурно-композиционными акцентами в городской застройке. Важнейшей задачей при проектировании ТЦ является развитие общественной и торговой функции в историческом ядре города. Многоярусный общественно-торговый центр в условиях сложившейся застройки города позволит достаточно успешно решить задачи организации транспортного движения, автостоянок и безопасных пешеходных зон. За последнее время в архитектурно-строительной практике получил распространение приём размещения общественно-торговых центров городского значения над магистралями и их пересечениями. Остановки общественного транспорта включаются в структуру центров, а транзитный транспорт пропускается под платформой. При этом достигается безопасное попадание основных потоков посетителей непосредственно в торговые залы, а также экономное использование городской территории.

Эксплуатация общественно-торгового центра в историческом ядре города, несмотря на высокую стартовую стоимость, обладает подавляющим преимуществом в плане возможности получения прибыли от сдачи торговых помещений в аренду торговым предприятиям по значитель-

© Незаметдинова А., Ф.5 Позмогова С. Б., 2012

но более высокой цене, чем это возможно на периферии или за чертой города. Это позволит в довольно короткие сроки окупить первоначальные капитальные вложения, не говоря уже о том, что центры на новых территориях не могут конкурировать с торговым центром в историческом ядре города по общей архитектурной привлекательности окружающей среды. Особо следует отметить преимущества создания общественно-торгового центра на базе исторически сложившейся общественно-торговой зоны города. Опираясь на историческую обоснованность размещения объектов торговли именно в этой зоне, обладая всеми преимуществами расположения общественно-торгового центра в исторической ткани городского ядра и модернизируя существующую торговую инфраструктуру, такие общественно-торговые комплексы в состоянии успешно решать новые экономические, социальные и архитектурно-художественные задачи. Особенно это актуально для г. Ульяновска.

Проектирование и строительство ТЦ в центре города требует от архитекторов и градостроителей предельного внимания и компетентности проводимых работ. Торговый центр должен отвечать современным требованиям и задавать тенденции развития городской среды.

В первую очередь необходимо рассмотреть ТЦ с нескольких точек зрения: покупателя, арендатора и владельца. С точки зрения владельца ТЦ являет собой сложный вид коммерческой недвижимости. Доходность объекта сильно зависит от маркетинга, поддержания на должном уровне популярности и посещаемости комплекса. С точки зрения арендатора ТЦ - это спланированное торговое пространство, где концентрация потенциальных покупателей очень высока. И, наконец, для покупателя современный торговый центр - это искусственно созданная среда для отдыха, шопинга, разнообразных

г

\

Т

\

У

1-магнитная схема

/

3-магнитная Г-образная схема

V

у

V

У

2-магнитная схема

4-магнитная схема

3-магнитная Т-образная схема

Рис. 1. Схемы размещения «магнитов» в торговом комплексе

развлечений, досуга, общения, времяпрепровождения. Очевидно, что и на Западе, и в России торговые центры развиваются именно в этом направлении - всё более значимыми становятся комфортность объекта, разнообразие развлекательной части, креативный стиль управления -всё это позволяет человеку получить как можно больше положительных эмоций в результате посещения торгового центра.

Необходим грамотный подход в разработке концепции и проекта торгового центра, чтобы исключить возникновение проблемы в развитии. Должен быть выбран «якорь», он выполняет свою основную функцию — притяжение посетительского потока, его расположение должно быть таким, чтобы путь посетителей к нему лежал через основные галереи торгового центра. Выбрав «якорь» для торгового центра уже на предпроектном этапе, можно рассчитывать на успех. Так как у крупных компаний, которые могут быть «якорем» для торгового центра, за время нахождения на рынке сложились свои принципы работы, и для них нужны определённые технические требования: чёткая планировка погрузочно-разгрузочной или кассовой зоны, шага колонн и так далее. Для них это необходимые основные моменты для согласия на аренду. Полноценное использование всех функций комплекса решается с помощью грамотного распределения потоков. Хорошо зарекомендовали себя 2-, 3- или 4-магнитные системы комплексов (см. рис. 1). Размещение арендаторов должно

способствовать процессам перекрёстного и импульсного совершения покупок. Товары импульсного спроса нужно расположить в местах наибольшей концентрации покупателей. Обязательно учитывается соседство разных операторов. Важно соблюдать принцип синергии, то есть возможность удовлетворения покупательских запросов в разных товарных областях за одно посещение, а также запросов разных покупательских групп. Фонтан или каток в ТЦ — ориентир для встречи потерявшихся покупателей. В этом месте будет находиться довольно много народа, что позволит разместить мелких арендаторов с импульсным товаром.

Одна из причин того, что среди вновь открывающихся торговых комплексов не так много по-настоящему успешных и популярных, - их однообразие. «Размножение» торговых центров с одним и тем же набором марок уже сейчас ведёт к сокращению областей торговли и снижению привлекательности комплекса как места удовлетворения потребностей в новой информации, самодемонстрации, снятии стресса, состязании и выигрыше, и других эмоциях, сопровождающих процесс покупок. ТЦ должен обладать концертной площадкой, где творческие люди города смогут демонстрировать свои таланты, станет возможным проведение выставок, мастер-классов, концертов. Арт-площадка - это площадка для основных культурных событий города: джазовые концерты, театральные проекты, художественные перфомансы, показы моло-

дых дизайнеров, трансляция спортивных соревнований, поддержка городских благотворительных акций и студенческих фестивалей. Проведение праздничных мероприятий поможет привлечь дополнительных клиентов в торговые центры. При правильной организации мероприятия превращаются в яркие события и позволяют повысить посещаемость торгового комплекса в целом, улучшив показатели всех торгующих арендаторов. Владельцы торгового центра должны творчески и серьёзно подойти к развлечениям и детей, и взрослых и разработать индивидуально под себя целый парк развлечений со своей легендой, художественным оформлением и нестандартными аттракционами. Под такой парк развлечений необходимо выделить значительные площади или целый этаж торгового комплекса. Очень важна хорошая детская игровая комната.

Воскресная школа на базе ТЦ. При посещениях торгового центра родители будут оставлять детей в детской развлекательной зоне под присмотром воспитателей и педагогов. Пока родители будут ожидать детей, как правило, они совершат покупки или посетят фуд-корт, что выгодно для торгового центра.

Одним из важных факторов успешной работы торгового центра является организация удобной парковки около магазина. Все эти факторы в совокупности позволят торговому центру завое-

вать и сохранить популярность и обеспечат доходное функционирование.

Строительство ТЦ в историческом ядре города благоприятно скажется на развитии региона в целом. Ответственность за развитие инфраструктуры и благоустройство территории будут нести собственники торгового центра. Появятся новые рабочие места, торгово-социальное обслуживание перейдёт на новый уровень, за счёт налогов будет пополняться казна, доход от аренды земли будет достаточно высок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамович, В. В. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений / В. В. Адамович, Б. Г. Бархин. - М. : Стройиздат, 1984. - С. 389-408.

2. http://realtyweb.ru/articles/office/article-concepttc.htm (дата обращения: 13.12.2011 г.).

3. http://www.usconsult.rn/b 041 .html (дата обращения: 13.12.2011 г.).

@©©©©©©®э©е>©®0©о®®@©

Незаметдинова Альфия Фатиховна, студентка строительного факультета УлГТУ. Позмогова Светлана Борисовна, старший преподаватель кафедры «Строительное производство и материалы» УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.