\ ТОРГОВЫЕ СЕТИ \
Издержки питания
Примерно 38% расходов россиян идет на продукты, тогда как в США этот показатель составляет около 10%, в Европе — 10-20%. Предлагаем вашему вниманию очередной ценовой рейтинг российских супермаркетов.
Анна По данным общественной палаты рФ, с мая 2010 го
Тихомирова по май 2011 года цены на продовольственные продукты, входящие в стандартный рацион россиянина, возросли примерно на треть (в Москве — на 39%). При этом картофель, овощи и подсолнечное масло за год подорожали на 55%, сахар — на 25%, хлеб — на 22%, молоко — на 19%.
Однако июнь текущего лета преподнес приятный сюрприз: на рынке была зафиксирована продуктовая дефляция. По данным росстата, заметнее всего в июне подешевели овощи: цены на лук снизились на 8%, на капусту — сразу на 28,8%. Также впервые за последнее время упала в цене гречка — на 1,5%. Кроме того, на 0,2-1,4% подешевели молоко, творог, сыры, пшеничная мука, горох и фасоль. В целом же инфляция в первом летнем месяце составила 0,2%, это минимальный показатель с начала года.
Тем не менее аналитики, например эксперт рабочей группы общественной палаты Александр Чернов, уверяют, что продуктовая дефляция говорит лишь об оттоке потребительского спроса в более дешевые ценовые сегменты. При этом россияне тратят на продукты больше, чем, например, европейцы или американцы. Примерно 38% расходов россиян идет на питание, тогда как в США этот показатель составляет около 10%, в Европе — 10-20%. Эксперты считают, что в первую очередь это связано с уровнем доходов населения в нашей стране. Одновременно с этим существует интересная особенность российского потребительского рынка: один раз повысив цену на товар, производитель ее уже не снижает, что бы ни произошло.
«Ашан» — самый дешевый
Исходя из результатов нашего исследования, в начале июля средняя стоимость столичной продуктовой корзины составила 1606,1 руб. — это на 174,7 руб. (на 10,9%) больше, чем в январе 2010-го. В список столичных супермаркетов сегодня входит 20 наименований, три из них рассматриваются в исследовании впервые. В 12 магазинах
54 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (112) 2011
МЕНЬШЕ ДЕШЕВЫХ, БОЛЬШЕ ДОРОГИХ
Анализ цен на некоторые товары в московских торговых сетях в первой декаде июля 2011 года
сеть / адрес магазина
SC н
2 «
Н cd
о U
№ Id
W d
Sr
® i
< CN
CN vH
СО * [В
SC ,-7 ■a g
* и ^ ё
О а. О а.
«и
О I
Ё - iH
Eg ses
X СО
ф
X со
S CD
н Ш •H
Хю ^ CD
О * со CD С 3 Ф О •H
>5 t CD X 3 Ф о X
О х si о га
Л S о if i-
ф 4 s < <¡>1 5 з
о> «a CD </> m
О £
«а Si
СО 1
БЦ
О ш
т
ю •H
II II
I
s (0 x
Ш 1- S"
5
< s 3
> seg
а
сс
ct
а
О ¡0
J «
Ч >
821 OS
с
¡К
а
СО d (О о * £ VQ S
«is
<5
m 3
L *
О ^
ф
к стоимости потребительском тележки по ценам прошлого квартала, %
OS m f- N
09 cT H IO
H о о 00 H о
H H H H H
1 л пиво свет >вый 100
m 0» V 2 in 0» m 0» f-
ci to Ф CO a Ф IO «St «i
0» о о с 0> CO о H H
H H CO H H H H
юлоко лое — 1 л,
U
ДОРОГИЕ
был отмечен рост цен, стоимость продуктов выросла здесь за полгода в среднем на 10,7% (в прошлом исследовании рост цен на продукты наблюдался в 17 супермаркетах и составил 13,7%).
Бессменным лидером по дешевизне продуктов вот уже который раз остается французский «Ашан», цены в котором, сопротивляясь продуктовой инфляции, выросли всего на 1%. Здесь продается самое дешевое сливочное масло (22,7 руб.), сосиски (52,9 руб.) и молоко (29,5 руб.). Стоит отметить, что в начале июня торговая сеть заключила с Национальным союзом производителей молока («Союзмолоко») соглашение о поставках молочной продукции, произведенной российскими фермерами. Детали проекта — какими продуктами, по какой цене и каким образом станет торговать гипермаркет — пока не известны. Но, по мнению Минсельхоза, соглашение повысит конкурентоспособность российских производителей и поддержит хозяйства на селе.
Впервые появился в категории очень дешевых супермаркетов петербургский Okey. Сейчас торговая сеть сконцентрирована на развитии бизнеса в Москве и Московской области, а также в Западной Сибири, где федеральные конкуренты практически не представлены. Всего в 2011 году должно появиться 11 новых магазинов сети.
Еще один представитель самых дешевых супермаркетов — «Авоська», с продуктовой корзиной 1166,4 руб., где цены за полгода снизились на 12,5%. Как объяснили в компании, такого результата сеть достигла благодаря расширению ассортимента недорогих товаров.
Открывает список дешевых супермаркетов торговая сеть «Пятерочка», где цены выросли за полгода на 16,8%. Стоит отметить, что во всех трех магазинах X5 Retail
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (112) 2011 55
\ ТОРГОВЫЕ СЕТИ \
Мониторинг цен в супермаркетах проводился в первой декаде июля 2011 года корреспондентами журнала «Прямые инвестиции».
Group наблюдался рост цен: в «Карусели» он составил 0,3%, в «Перекрестке» — 9,4%. Как комментируют в компании, это результат повышения цен на продовольствие, увеличение ЕСН, коммунальных расходов и резкое подорожание бензина.
Недавно, на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, X5 Retail Group подписала трехстороннее соглашение с ОАО «РОСНАНО» и ОАО «Ситро-никс» о создании пилотного проекта магазина, в котором штрихкоды будут заменены на электронные чипы. Предполагается, что стоимость покупки будет считывать сканер на выходе из магазина, который автоматически станет снимать деньги с банковской карты покупателя. Общий объем инвестиций в проект на ближайшие два года составит 350 млн руб. Как пояснил главный исполнительный директор X5 Retail Group Андрей Гусев, пока «магазин будущего» станет доступен только сотрудникам компании, а откроется он в главном офисе X5 в Москве. По его словам, компании нужно около двух лет, чтобы оценить эффективность новой системы и определить, насколько затраты по ее внедрению смогут окупиться за счет экономии средств при отказе от штрихкодов и кассовых аппаратов.
Еще одним сюрпризом текущего рейтинга стало снижение цен в «Седьмом континенте» — на 12,1% по сравнению с предыдущим исследованием. Основная причина — наличие дешевой (по московским меркам) говядины (299 руб. за 1 кг) и сырокопченой колбасы (279 руб.), которые, как правило, составляют более половины стоимости продуктовой тележки. Еще один представитель дешевых супермаркетов — «Дикси», — ссылаясь на низ-
кую рентабельность в результате повышения налогов, поднял цены на 11,2%. Одновременно с этим компания продолжает расширять свои горизонты: в начале июня торговая сеть подписала договор по покупке 254 магазинов компании «Виктория» за 25,6 млрд руб. До конца года 39 супермаркетов «Виктория Квартал» в Петербурге и Ленинградской области начнут работать под вывеской «Дикси». Затраты на ребрендинг одной точки, по данным пресс-секретаря компании Лаврентия Губина, составят около 1 млн рублей.
Среди представителей средней категории лишь три магазина снизили цены: Spar (на 0,6%), Billa (на 0,5%) и «Магнолия» (на 7,7%, перекочевав сюда из категории дорогих супермаркетов). Найти здесь дешевые продукты проблематично, однако представлен весь спектр товаров в линейке средних цен.
Непревзойденным ценовым лидером текущего исследования оказался наш новичок — «Глобус Гурмэ». Цены здесь зашкаливают: говядина стоит 960 руб., сырокопченая колбаса — 820,6 руб., сливочное масло — 115 руб. Этот магазин ориентирован на очень богатых покупателей.
Недавно компания объявила, что вместо 15 супермаркетов в российских городах-миллионниках сеть откроет семь отделений в европейских столицах. Первой ласточкой станет Лондон — инвестиции в открытие торгового объекта в этом городе составят до $6,5 млн. По словам генерального директора компании Андрея Яковлева, основать подобную точку в Москве стоит меньше — до $5,5 млн. В течение ближайших трех лет магазины сети могут появиться в Милане, Вене, Риме, Париже.
СМЕНА ЛИДЕРОВ
город / сеть
I * го . ф ф ш ч (б X ч
X X ГО 5 X X го 5 J X о ф d ф со _ü 5 го <5 j X X го ^ го ф CL О а о и СО о Ф . ф Q. Ф п (б а (б Q. Ф Ш X ^ ф ^ о X и X Ч о . ф а ю о о Ч о . о ГО Ч го 3 < а ^ VQ о а о U со го >x o . Л >» X 0 <6 fe . 1 ^ M '5 O X H ^ u а ^ vo а Ф ч _ я ^
а ^ ¡E И Ф о. о. ^ ф ei СО J X 5 го Ч о SC л ф .0 SC .0 л а о ^ 0) X
л ч о X о С О а го 5 .0 X X I ^ ф с J X го 5 о ф X О с о а U а ^ VQ о . со ш X (б а U О Н >5 S о со о X X 3 (б а н CL СО О н со (б ^ о X S VQ со (б ^ X 3 (б а н U X S X . VO О X О X S а 0) н i го i=; SC Н >s S O с o а ro x Ф i=; SC O OD С t; :E o H Cfl ix ^ S o X Z
о ш (б о (В (В ш X о U i¡ к (б о К о S О sL ш X o S O
(б (б т а « О « (б 0) а ^ s JJ а о ^ о ^ (б s (б O £ X ¡^ а ^ Ü
а н (б (В (В н а О * го л о (б а 0) а о (б а о 1- s S H 2 О 5 Я x s <5 ¡j
5£ о 5£ * * О * О о * В х! о > < о к X К < 5£ О Е хй O O 0.8 3C o
к стоимости потребительском тележки по ценам прошлого полугодия, %
G> СЧ TH u> o> H « rn (O (O in G) ш гН О 1- о ш in <я ш ш Ш 00 1- « UÍ со б)
e> Uí «» ci «» o" TH 0» of о оо □3 U) о uf о □3 о ю аа GQ Ш U) uf тН to б) 1П
00 o o e> 6) 6) 6) H 6) б) н в) 0> LJJ б) н о н LJJ о т UJ uü UJ о о 00 о о
H H H н □3 н □3 н н аа GQ аа н н н н
потребительская тележка. руб.
* Сливочное масло — 180 г. ** Цены на говядину — рыночные.
^ДЕШЕВЫЕ #
56 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (112) 2011
ДЕШЕВЫЕ
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
ФОТОБАНК ЛОРИ
Большинство мест в категории очень дешевых магазинов заняли краснодарский, ставропольский и казанский «Магнит».
Летняя перестановка
В региональном рейтинге приняли участие 61 супермаркет из 22 городов (девять магазинов попали сюда впервые). В 28 из них наблюдался скачок цен — в среднем тарифы увеличились на 10,5% (в прошлом рейтинге рост составил 12,1%).
Как и в прошлом исследовании, большинство мест в категории очень дешевых магазинов застолбили за собой краснодарский, ставропольский и казанский «Магнит». В них, в отличие от столичного «Магнита», где продуктовая корзина стоила 1285,7 руб., цены варьируются от 970,3 до 1153,1 руб. Такая разница обусловлена тем, что супермаркеты «Магнит» тесно сотрудничают с местными производителями и поставщиками.
Омская «Сибириада» — бывший лидер, — повысив цены аж на 35,9%, переместилась из категории очень дешевых в разряд дешевых супермаркетов. Такой рывок цен связан с поддержанием рентабельности магазина. Однако именно в этом супермаркете был обнаружен самый дешевый картофель — 13,9 руб. за 1 кг (для сравнения: в соседнем омском «Геомарте» картофель стоит 30,8 руб.). Притом что именно летом стоимость этого продукта резко увеличивается за счет появления молодого картофеля.
Тем временем новосибирская сеть «Холидей», в которую как раз входит «Сибириада» (также включает продуктовые магазины «Холидей Классик», «Холди», «Кора»), показывает неплохие результаты. Компания вошла (правда, на последнем месте) в список 20 крупнейших ретейле-ров России. Выручка «Холидей» в 2010 году составила 23,1 млрд руб., показав рост к 2009 году на 21,2%.
В очередной раз удивил этим летом «Солнечный круг» из Ростова-на-Дону, вернувшись из категории дорогих в разряд дешевых супермаркетов. Цены здесь опустились почти на 20%. Стоит отметить, что уже по сложившейся традиции этот магазин именно летом снижает цены на товары, тогда как зимой они взлетают вверх. В этот раз по всем категориям нашей продуктовой тележки можно было отыскать дешевое предложение.
Еще один супермаркет из Ростова-на-Дону — «Перекресток» — впервые отличился низкими ценами, здесь они упали на 25,9%. Стоит отметить, что, по исследованиям Общественной палаты РФ, в Ростове-на-Дону годовая инфляция (с мая прошлого по май этого года) составила 27% (меньше только в Екатеринбурге и Ставрополе, где годовая инфляция равна 20%).
Хабаровск стал вторым после Москвы городом, где годовая продуктовая инфляция достигла 38%. Яркий тому пример — замыкающая позиция нашего регионального рейтинга, где расположился магазин «Три толстяка» с продуктовой корзиной в 2369 рублей.
Согласно официальным прогнозам, за год инфляция не должна превысить 7-7,5%, но сегодня реальный рост цен уже преодолел половину этого показателя. Неутешительными остаются и данные Минэкономразвития: ожидается дальнейшее подорожание хлеба, поскольку зерно прибавит в цене из-за снятия эмбарго на экспорт, стоимость свинины и говядины тоже будет расти, цена на молоко останется без движения из-за сезонного роста производства. Однако в целом Минэкономразвития называет ситуацию с ценами на продовольствие «стабильной».
город / сеть
ГС X о. о £ X Ш Ч (б а и % Ф ■з: аз 0. Ч (б а и О и го X Ю а О и X о С1 та ю л Ф о. го ^ си ^ О и а ^ ю х го 3 Л ф о О и к X X ^ о 5 X о ч о а о и са о X ГЦ О ф а х Ф £1 ф с о. (9 го го ^ о ГО Ф £ о С со го X и X Ч X о и а ^ ю а Ф н ф С Н Л го Ор X Ю X О X о 5 0 а го 1 о ^ х со о го .0 X а ю го £1 (б О си а X ф а ф с * о с го о о X ^ го X о о X Ор ф Ю ГО О X о >х X х г^ X о <6 и а ^ ю а 0) н с* ас .о I Ф ш т и а ^ ю х СК Три толстяка
X X X X а ^ ю X ш X о Т * мч 2 СО о О & Н & ^ са о са о н (б X О & X а1 о> г Н £ а ^ ю X X X ю к >х § х Б X ^ ± Ор Эс * Ч О X о X О £ о X X О а X X ю к са о X к Ф 0. X О 1? п а н Ч О X и СО о X а та а (б са о н (б са о а (б х са о н X а 0) н са о а (б
^ ^ Ф а и £ а а X (б О Ф ^ X 2 ^ * & Л 2 (б Л г а ю и I ¡Е (б ю
(б О а О а Ф 0.1= X (б а X а 0) X О- а а О 1- 0) (б £ О 1- и а п (б (б О * <б а X (б
5£ са о 5£ 5£ о о X * О X О 1С > < 5£ > о о X О-Ч ш X
к стоимости потребительском тележки по ценам прошлого полугодия, %
« гН <0 <я ю 03 <0 оо тН 0> 00 оо ш сч 1П сч ш ш 1- 0> п ш 1- N 1-
1П сч ип тН сч □3 С5 б» С! тН ой □3 <0 00 г? аа и» РТ тН
н о б) о о о о б) о о н н о ьи б) о о н ии ьи б) н 00 N ш о со б) о
н н н н н н н н н н н □3 н н н □3 н н аа н н н
потребительская тележка, руб.
Ю
б)
СРЕДНИЕ
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (112) 2011 57