Научная статья на тему 'Торговые перекрестки и их роль в глобальной логистике'

Торговые перекрестки и их роль в глобальной логистике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЫЙ ПУТЬ / ТОРГОВЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК / ARTERY OF COMMERCE / COMMERCIAL CROSSROAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круч Михаил Владимирович

В статье выявлены основные факторы, определяющие возникновение и становление торговых путей и торговых перекрестков. Описаны факторы, порождаемые физическими и социально-экономическими условиями. Показана ведущая роль торговых перекрестков в развитии региона и определен круг задач, возникающих на торговом перекрестке. Представленный подход позволяет проводить качественный анализ взаимосвязей глобальной логистики и изменений экономического состояния мировых товарных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIAL CROSSROADS AND THEIR ROLE IN GLOBAL LOGISTICS

In the article the basic factors were been discovered, these factors were deciding the origin and formation of commercial ways and commercial crossroads. The factors were described, the factors about social and economic conditions. The leading role of commercial crossroads was demonstrating in development of region and the circle of problems was determined, this circle can appear in commercial crossroads. Presented point of view permit to do the qualitative analysis about intercommunications of global logistics and change of economic state of world market and goods markets.

Текст научной работы на тему «Торговые перекрестки и их роль в глобальной логистике»

ТОРГОВЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ И ИХ РОЛЬ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИКЕ

Аннотация. В статье выявлены основные факторы, определяющие возникновение и становление торговых путей и торговых перекрестков. Описаны факторы, порождаемые физическими и социально-экономическими условиями. Показана ведущая роль торговых перекрестков в развитии региона и определен круг задач, возникающих на торговом перекрестке. Представленный подход позволяет проводить качественный анализ взаимосвязей глобальной логистики и изменений экономического состояния мировых товарных рынков.

Ключевые слова: торговый путь, торговый перекресток.

MikhaU Kruch COMMERCIAL CROSSROADS AND THEIR ROLE

IN GLOBAL LOGISTICS

Annotation. In the article the basic factors were been discovered, these factors were deciding the origin and formation of commercial ways and commercial crossroads. The factors were described, the factors about social and economic conditions. The leading role of commercial crossroads was demonstrating in development of region and the circle of problems was determined, this circle can appear in commercial crossroads. Presented point of view permit to do the qualitative analysis about intercommunications of global logistics and change of economic state of world market and goods markets. Keywords: artery of commerce, commercial crossroad.

Под торговым путем будем понимать оптимально сложившийся в данных политико-географических условиях маршрут, служащий для торгово-экономических связей между разными регионами. Очевидно, что неравномерность распределения ресурсов, климатических условий и иных объективных и субъективных факторов определяют различные условия производства товаров на различных территориях, что приводит к потребности в обмене товарами и, как следствие, к необходимости перемещения товаров между различными регионами. Поэтому важным элементом торговых путей становятся места, где сходятся несколько путей одновременно и образуются торговые перекрестки.

Торговый перекресток является местом, где одновременно появляется очень большое количество разных товаров. Торговые перекрестки становятся центрами власти и развития региона. Именно в таких точках и формируется рынок товаров и услуг. Значимость рынка при этом прямо зависит от значимости торговых путей, проходящих через такой перекресток. Вместе с товарами на таких перекрестках встречаются различные культуры, происходит обмен знаниями и формирование новых знаний, умений, технологий. Самое важное, что происходит на торговом перекрестке - это создание условий и наличие ресурсов для усложнения человеческого общества за счет процесса разделения труда, возникновение и развитие социума с разделением функций при выделении функции управления. При этом центры управления располагаются таким образом, чтобы торговый перекресток находился под постоянным контролем. Для примера можно рассмотреть Данию. Основной торговый перекресток - пролив, соединяющий Балтийское море и Атлантику. Центр управления находится в Копенгагене на изолированном острове, с которого удобно контролировать и внутренние коммуникации между островами и полуостров Ютландия. Более сложный пример - Бельгия. Два основных торговых перекрестка - Антверпен (порт и транзит Нидерланды - Франция) и Льеж (транзит Германия - Франция) соответственно Фландрия и Валлония. Брюссель в данной конструкции - точка сопряжения интересов.

УДК 339.378.4:658.7(100) М.В. Круч

© Круч М.В., 2015

Важная роль торгового перекрестка в жизни региона порождает ряд объективных задач:

- задачу определения системы физического измерения различных однородных товаров (вес, объем и т.д.);

- задачу определения некоторой универсальной меры разнородных товаров для обмена -

деньги;

- задачу определения денежного эквивалента различных товаров и услуг - определение

цены;

- задачу управления большим количеством разнородных процессов - разделение труда и управления процессами.

В соответствии с величиной товарного потока торговые пути можно разделить на глобальные, региональные и местные. В соответствие с этим торговые перекрестки тоже можно определить как глобальные, региональные и местные. Глобальный торговый перекресток возникает при пересечении двух и более глобальных путей, региональный - при пересечении глобального и регионального торгового пути или двух и более региональных путей, остальные перекрестки можно считать перекрестками местного значения. Распределение торговых перекрестков различного значения по территории определяет систему управления на территории, как правило, в направлении от более значимого перекрестка к менее значимому, и порождает соответствующие взаимоотношения в социуме.

При наличии нескольких торговых перекрестков одного ранга под единым контролем центр управления возникает, как правило, в местах, из которых одинаково удобно контролировать различные торговые перекрестки как единую торговую сеть. Классический пример - Древний Рим как центр контроля Средиземноморских торговых путей и наиболее удобное место для проекции силы на региональные торговые перекрестки по всему побережью Средиземного моря. Таким образом получается, что торговые пути есть необходимое условие перераспределения товаров, причем процесс перераспределения локализуется на торговых перекрестках.

Теперь рассмотрим факторы, влияющие на возникновение и стабильность торговых путей. Анализ возникновения и гибели торговых путей в человеческой истории показал, что эти факторы очевидным образом разбиваются на две группы: группу факторов, порождаемых физическими условиями, и группу факторов, порождаемых социальными условиями.

Физические условия, по сути, являются необходимыми условиями возникновения торгового пути. Очевидно, что при создании торгового пути решается задача оптимизации многих факторов для того, чтобы путь имел минимальную длину (это не обязательно прямая), на пути было минимальное количество перегрузок товара и на пути было достаточно ресурсов для обеспечения транспорта и сопровождения. Факторы, порождаемые этими условиями, оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие социума и определяют его влияние на регион. Самые главные из них - это фактор климата, фактор естественных преград и фактор пресной воды.

Особенности климата (климатические условия) обычно накладывают сезонные ограничения на функционирование торговых путей. Естественные преграды ограничивают разнообразие возможных торговых путей и, таким образом, разбивают всю поверхность Земли на зоны с естественными границами и, как правило, с малым количеством проходов через границы, пригодных для перемещения товаров.

Фактор пресной воды требует отдельного, более внимательного рассмотрения. Поскольку торговые перекрестки подразумевают наличие большого количества людей, живущих вблизи, то главным условием для жизни является наличие постоянных крупных источников пресной воды. На сухопутных транспортных перекрестках это либо наличие реки (река может быть и транспортной сетью сама по себе, а точки слияния рек - торговым перекрестком), либо крупного пресного озера, либо

оазиса с подземным источником. Для морских/океанских транспортных путей - это острова с наличием пресной воды и устья рек.

Перечисленные условия максимально жестко ограничивают количество мест, в которых возможно устроить торговый перекресток. Кроме того, дополнительным ограничением становится расстояние между соседними потенциально возможными точками торговых перекрестков. При слишком малом расстоянии такие перекрестки (при отсутствии естественных преград) сливаются со временем в единую систему, при слишком больших расстояниях торговый путь между перекрестками становится слишком уязвимым и/или затратным. Таким образом, мы получаем задачу оптимального выбора сети связи при наличии некоторого ограниченного набора потенциальных узлов сети. Данный подход, при рассмотрении ситуации в Ливии дает результат [2].

Важную роль в становлении торговых путей всегда играли реки. С одной стороны, речные системы являются естественными системами торговых путей, с другой стороны, бассейны рек часто отделяются друг от друга естественными преградами, что создает удобное пространство для формирования, функционирования и защиты населения живущего в бассейне той или иной реки. Дельты рек становились естественными торговыми перекрестками между сухопутными и морскими торговыми путями. К примеру, при решении задачи налаживания товарообмена между зоной Каспия и зоной Балтики возникает всего два принципиально различных варианта - путь через Закавказье и далее путь «из варяг в греки» и Волго-балтийский торговый путь [1]. Соответственно, это идея Киевской Руси и идея Московского царства со времен Ивана Грозного с возможным объединением обоих путей в единую систему как идеи Российской империи/СССР.

Социально-экономические условия также являются необходимыми условиями для возникновения торгового пути. Анализ показал, что наиболее значимыми среди факторов, порождаемых этими условиями, являются экономическая предсказуемость, прохождение торгового пути вне зоны конфликтов и срок надежности торговой зоны вдоль торгового пути. Фактор экономической предсказуемости означает, что на всем протяжении торгового пути необходимо точно знать все параметры, влияющие на стоимость. Это относится как к физическим характеристикам (длина, сложность путь, потребность в перегрузках), так и к социально-экономическим (правовой режим, границы, пошлины, возможные риски и прочее). Непредсказуемость поведения на каком-либо участке пути закрывает весь путь. Фактор прохождения торгового пути вне зоны конфликтов означает, что если на расстоянии меньше некоторого определенного от торгового пути развернулся вооруженный конфликт, то торговый путь также перекрывается или требует повышенных мер безопасности, которые приводят к увеличению издержек, т.е. должен существовать коридор безопасности вдоль торгового пути. То же касается зоны безопасности вокруг торгового перекрестка.

Фактор срока надежности выражается параметром, который зависит от типа торгового пути, и включает в себя срок, в течение которого сохраняется экономическая предсказуемость и отсутствие конфликтов в коридоре безопасности торгового пути и в зонах безопасности вокруг торговых перекрестков на торговом пути. Выделяется также срок возникновения доверия между различными контрагентами на торговом пути. Иными словами, должна возникнуть сеть контрагентов с внутрисе-тевыми доверительными отношениями, привязанная к конкретному торговому пути (возможно к некоторому множеству путей). Чем выше статус торгового пути, тем этот срок выше. Для местных торговых путей этот срок составляет 5-7 лет, для региональных - 10-15 лет. Для глобальных - от одного поколения (примерно 25 лет) и выше, причем сеть контрагентов становится наднациональной, что влечет качественное усложнение системы управления логистикой на таком торговом пути.

Естественным процессом является сборка государств из отдельных частей на торговом пути. При этом под одним руководством собираются различные властные группы, и те противоречия, которые до этого были внешними, после становятся внутренними. Несмотря на явную выгоду для всех

групп власти от синергического эффекта, полностью противоречия не убираются и выражаются во внутренней борьбе за власть.

Можно заметить фрактальный принцип в устройстве сети торговых путей. Система одинаково работает как для глобального пути в целом, так и для маленьких отрезков пути с региональными торговыми перекрестками и группами власти, контролирующими региональные и местные перекрестки.

Библиографический список

1. Путь «из варяг в греки» (карта) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/16 (дата обращения : 28.04.2015).

2. Круч, М. В. Форум сайта «Глобальная авантюра» [Электронный ресурс] / М. В. Круч. - Режим доступа : http://glav.su/forum/4-politics/16-big-remake-of-the-world/message/3117636 /#message3117636 (дата обращения : 29.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.