Научная статья на тему 'ТОРГОВЫЕ МАРШРУТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В АНГЛИЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ XVI-XVII ВВ'

ТОРГОВЫЕ МАРШРУТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В АНГЛИЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ XVI-XVII ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ КОМПАНИЯ / ПСКОВ / НОВГОРОД / НАРВА / БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ / ТОРГОВЫЕ МАРШРУТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михеев Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается развитие торговой логистики на северо-западе Русского государства в описании английских путешественников, торговцев и дипломатов в XVI-XVII вв. На протяжении столетий торговый потенциал региона привлекал иностранцев, однако для представителей туманного Альбиона данное направление продолжало играть второстепенную роль. Английских торговцев привлекали в первую очередь товары и богатства, аккомулировавшиеся в Пскове и Новгороде, в то время как основные торговые пути, используемые Московской компанией, были связаны с портом Архангела Михаила. Интерес к потенциалу торговых путей северо-западного региона возникал у англичан несколько раз на протяжении рассматриваемого периода и был связан с утверждением русских в Нарве в XVI столетии, а в XVII в. стал ответом на сокращение торговых привелегий Московской компании и возросшую конкурению со стороны голландских торговцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Михеев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE ROUTES OF THE NORTH-WEST OF THE RUSSIAN STATE IN THE ENGLISH SOURCES OF THE XVI-XVII CENTURIES

The article examines the problem of the development of trade logistics in the North-West of the Russian State in the description of English travelers, merchants and diplomats in the XVI-XVII centuries. Bilateral relations between the two countries were primarily associated with the development of trade, which was facilitated by the creation of the Muscovy Trading Company and the mutual interest of the two states. The first descriptions of the trade routes of the region appeared in the second half of the XVII century. But during this period, for the representatives of the Muscovy Company the region was of secondary role. English merchants were attracted primarily by the goods accumulated in Pskov and Novgorod, while the main trade routes used by the Muscovy Company were connected with the port of the Archangel Michael. Interest in the potential of trade routes of the north-western arose among the English several times during the period and was associated with the establishment of Russians in Narva in the XVI century, and in the XVII century was a response to the reduction of trading privileges of the Moscow Company and increased competition from Dutch merchants.

Текст научной работы на тему «ТОРГОВЫЕ МАРШРУТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В АНГЛИЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ XVI-XVII ВВ»

РОССИЯ

В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

УДК 94(470)

Михеев Д. В.

ТОРГОВЫЕ МАРШРУТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В АНГЛИЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ ХУ1-ХУН ВВ.1

В статье рассматривается развитие торговой логистики на северо-западе Русского государства в описании английских путешественников, торговцев и дипломатов в ХУН-ХУП вв. На протяжении столетий торговый потенциал региона привлекал иностранцев, однако для представителей туманного Альбиона данное направление продолжало играть второстепенную роль. Английских торговцев привлекали в первую очередь товары и богатства, аккомулировав-шиеся в Пскове и Новгороде, в то время как основные торговые пути, используемые Московской компанией, были связаны с портом Архангела Михаила. Интерес к потенциалу торговых путей северо-за-паного региона возникал у англичан несколько раз на протяжении рассматриваемого периода и был связан с утверждением русских в Нарве в XVI столетии, а в XVII в. стал ответом на сокращение торговых привелегий Московской компании и возросшую конкурению со стороны голландских торговцев.

Ключевые слова: Московская компания, Псков, Новгород, Нарва, Балтийское море, торговые маршруты.

Приобретение статуса мировой державы для Русского государства в ХУ1-ХУ11 вв. было теснейшим образом связано с международным признанием, установлением долговременных дипломатических и торговых отношений с ведущими европейскими государствами того времени. Одним из важнейших торговых партнеров Москвы в рассматриваемый период

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-59-00015 «Антропология дороги: коммуникации русско-белорусского пограничья в XIV-XVIII вв.».

стала Англия, стремившаяся к расширению торгово-колони-альной экспансии и боровшаяся за укрепление своего международного положения.

История становления и развития взаимовыгодных русско-английских отношений неоднократно становилась предметом специальных исторических исследований2. «Повторное открытие» Московии англичанами состоялось в результате экспедиции Ченслора-Уиллоби (1553-1554 гг.), следовавшей для открытия северного морского пути к богатствам Индии и Китая. Уже в результате первого путешествия англичанами были составлены описания Московского царства. И в первую очередь подданных английской короны интересовал экономический потенциал и перспективы развития торговли с новым партнером.

Немотря на определенную долю случаности в установлении контактов между Москвой и Лондоном, как в Русском государстве, так и в Англии быстро смогли оценить открывавшиеся перспективы сотрудничества двух держав. Для Москвы встраивание Русского государства в систему мировой морской торговли являлось одним из важнейших факторов модернизации страны3. Иван Грозный был заинтересован в наличии надежного торгового партнера в Западной Европе, способного обеспечить приток дефицитных товаров, технологий и специалистов, в которых так нуждалась страна. Однако планы русского царя простирались намного шире, чем

2 См., напр.: Кайдашев С. В. Первые англичане в Москве в XVI — начале XVII вв.: уклад жизни и практика торговли // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2016. T. 7. Вып. 2 (46). [Электронный ресурс]: URL: URL: http://history.jes.su/ s207987840001397-5-1 (дата обращения: 10.11.2021); Лабутина Т. Л. Англичане в допетровской России. СПб., 2011; Любименко И. И. Торговые сношения России с Англией при первых Романовых // Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Ч. LXVI. 1916. Ноябрь. С. 1-32; Любименко И. И. Торговые сношения России с Англией при первых Романовых / / Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Ч. LXVI. 1916. Декабрь. С. 137-190; Соколов А. Навстречу друг другу. Россия и Англия в XVI-XVIII вв. Ярославль, 1992; Шпак Г. В. Изобретая пространство. Россия и Англия XVI-XIX вв. В путешествиях, травелогах, картах. Екатеринбург, 2021; Willan T. S. The Early History of the Russia Company. 1553-1603. Manchester, 1956; Zins H. England and the Baltic in the Elizabethan Era. Manchester, 1972.

3 Черникова Т. В. Европеизация России во второй половине XV-XVII веках. М., 2012. С. 121.

просто обеспечение прочных торговых контактов с туманным Альбионом. Он надеялся заручиться в лице Англии надежным союзником, способным оказать дипломатическую и военную поддержку его политике в Европе. В свою очередь в Поддоне рассматривали Русское государство исключительно как важного торгового партнера, способного обеспечить страну необходимыми ресурсами, предоставить рынок для сбыта товаров и, что особенно важно, обеспечить безопасные сухопутные маршруты для торговли со странами Востока4. Различные цели и степень ожиданий от установления партнерских отношений неоднократно приводили к кризисным моментам в русско-английской дружбе. Впрочем, взаимовыгодное торговое партнерство не прерывалось даже в самые критические моменты истории двух стран (Смута в Русском государстве и революция середины XVII столетия в Англии)5.

Развитие торговых отношений Лондона и Москвы определялось законодательными актами и двусторонними соглашениями. В Англии контакты с Русским государством северным морским путем стали монополией Московской торговой компании, получившей исключительное право вести таким образом торговлю и добиваться разрешения искать маршруты к странам Востока, через владения русского царя. Со своей стороны, уже Иван Грозный неоднократно предоставлял торговые привелегии английским купцам. Самые обширные были дарованы англичанам в 1567 и 1569 гг. Однако с началом 70-х гг. XVI столетия значительная часть прав компании, на фоне общего охлаждения двусторонни отношений, была отменена, а монополия английских торговцев во владениях московского царя полностью так и не была восстановлена.

Учитывая географические особенности двух государств, отсуствие обустроенных морских портов у Русского государства на Балтике, а также цели, котрые преследовались англий-чанами, основные маршруты англо-русской торговли пролегали с севера, от бухты Святого Николая (с 80-х гг. XVI в. от

4 Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа XII-XVII вв. М., 1973. С. 274; Лабутина Т. Л. Указ. соч. С. 29-30; Мартенс Ф. Россия и Англия в продолжение XVI и XVII веков // Русская мысль. М., 1891. Кн. 1. С. 45-46.

5 Любименко И. И. Торговые сношения России с Англией при первых Романовых / / Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Ч. LXVI. 1916. Ноябрь. С. 7, 14-15.

порта Архангела Михаила), к Москве и Ярославлю и дальше на юг, в том числе к Персии. Торговые дороги, регулярно ис-пользовавшися на этом пути, были подробно описаны в ранних сочинениях, оставленных английскими торговцами, путешественниками и дипломатами. Однако, заинтересованные в развитии торговли во владениях русского царя представители Московской компании не могли оставить без внимания богатые земли на севро-западе, с такими крупными торгово-ремесленными центрами, как Псков и Новгород. Климент Адамс описал их как важные центры производства льна, конопли, кож, воска и меда6. В донесениях английского торговца Артура Эдуардса приводится следующее описание богатств региона: «Между Новгородом и Псковом (Vobsko) на протяжении 180 миль в длину растет лен; столько же земли засеяно льном и в ширину»7.

Впрочем, в сохранившихся описаниях русских земель, торговые маршруты северо-запада представлены не столь подробно. Каким же образом воспринимались подданными английской короны приграничные торговые коммуникации близ Новгорода и Пскова?

Одно из первых подробных описаний торговых маршрутов к Новгороду составили представители компании Томас Соутэм и Джон Спарк. Так как транспортировать предполагалось значительные объемы товаров, что по сухопутным дорогам было сделать значительно сложнее, большую часть пути предполагалось осуществить по воде. Они указывали, что при наличии проводников, речных судов и подвод наиболее приемлемым является именно водный маршрут. Крестьяне, проживавшие вдоль этих маршрутов, обслуживание нужд путешественников и торговцев рассматривали как одну из основных своих работ, в которой они достигли вполне ощутимой квалификации8.

Первым делом нужно было добраться до Ладожского озера: «...Мы... вошли в Ладожское озеро (Ladiskoie). Весь этот

6 Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. Л., 1937. С. 55-56.

7 Там же. С. 237.

8 Постников А. В. Свидетельства иностранцев о водных путях, которыми они впервые попали на Русь (XVI — начало XVII в.) // Историческая география. М., 2019. Т. 4. С. 244.

день, за исключением промежутка в 3 часа, дул небольшой ветер; к тому же он был нам попутный, так что мы шли и на парусах, и на веслах; прошли 10 миль вдоль берега и вошли в реку Волхов (Volhuski)»9.

Примечательно, что для любого путешественника, а тем более для торговцев, важно было организовать ночлег. Имея на руках значительное количество ценных товаров и денег, они обычно опасались останавливаться в открытом поле. Однако английские авторы отмечают почти полное отсутствие придорожных гостиниц в Русском государстве и неприветливость местных жителей к иностранцам. Впрочем, на пути к Новгороду проблему позволяли решить многочисленные монастыри, которые давали приют путешественникам и гарантировали их безопасность: «Войдя в реку, мы прибыли к монастырю Никола-Медведь (St. Nicholas Medved), где провели ночь. 26-го мы вышли из монастыря в 5 часов утра, гребли и тянули лодку весь день и к ночи пришли к другому монастырю, называемому Гостинополье (Gosnopoli), в 30 милях от Николы-Медведя. Здесь мы переночевали»10. Таким образом, проблема ночлега на пути к Новгороду, при правильном распределении отрезков пути, решалась достаточно успешно.

При этом для монастырей, располагавшихся на пути следования, поддержание надлежащей работы водного маршрута являлось важным элементом их существования и сохранения связей с наиболее развитыми районами государства. Маршрут имел большое значение не только для монастырских хозяйств, но и для страны в целом, так как по нему шли поставки соли от Белого моря на северо-запад России11.

Не прекращалось движение товаров и людей и зимой. В зимний период реки и озера северо-запада превращались в транспортную артерию, наиболее удобную для путешествия. Зимой по указанному маршруту проходило не менее 2000 подвод ежегодно12. Примечательные рекомендации дают Соутэм и Спарк о использовании торговых коммуникаций в зимнее время: «Товары во всяком случае должны быть высланы из Новгорода к 6 января с тем расчетом, чтобы они были

9 Английские путешественники... С. 85.

10 Там же. С. 86.

11 Постников А. В. Указ. соч. С. 245.

12 Там же. С. 245.

в Сумах к Сретению, ибо если товары задержатся в дороге до 15 февраля, когда солнце начинает греть, то дело может принять опасный оборот. Лед на глубоких озерах Ладожском и особенно Онежском трескается от дневного солнечного тепла, и если вдруг наступит неожиданная оттепель, как это часто бывает в это время года, то эти озера вскрываются и лед в них ломается, что влечет за собой гибель людей: тонут и люди, и лошади»13. Таким образом, передвижение по покрытым льдом рекам и озерам было возможно лишь на протяжении нескольких месяцев, при условии крепких морозов. И конечно, иностранцы самостоятельно, без проводников и нужного числа подвод подобным маршрутом пользоваться вряд ли могли.

Как уже было отмечено выше, Русское государство на момент установления русско-английских торговых контактов не имело выхода к Балтике, и Московская компания использовала порты в Белом море. Однако в 1558 г. в ходе Ливонской войны русскими войсками была занята Нарва, и у Русского государства появилась надежная морская гавань, позволявшая принимать достаточно крупные торговые корабли на Балтике. Произошедшее кардинальным образом преобразило торговые маршруты и ситуацию с монополией Московской компании. Уже к 1560 г. в Нарве появляются английские торговцы14. В 1563 г. порт Нарвы посетил один английский корабль, в 1564 г. уже 6 кораблей15. К 1566 г. число английских кораблей, проследовавших для торговли в Нарву, достигло 4216. При этом здесь свои операции проводили в первую очередь английские торговцы, не являвшиеся пайщиками компании, так как ее монополия к тому времени формально была ограничена северным торговым маршрутом17. Таким образом, с уверенностью можно говорить, что на фоне дальнейшего расширения международного товарооборота, шедшего через Нарву, доля представителей Московской компании в торговле с Русским государством быстро сокращалась.

13 Английские путешественники ... С. 87-88.

14 Таймасова Л. Ю. Тайны Ливонской войны: герцог Магнус Гол-штинский, Московская компания и английская контрабанда через русское «оконце в Европу» // Новый исторический вестник. 2012. № 4 (34). С. 61.

15 Willan T. S. Op. cit. P. 67.

16 Willan T. S. Op. cit. P. 73.

17 Willan T. S. Op. cit. P. 67; Zins H. Op. cit. P. 41.

Весной 1564 г. сэр Николас Бэкон, лорд-хранитель Большой государственной печати, писал графу Лейстеру, члену Тайного совета, что в случае, если не удастся наладить торговлю через Нарву, королевство может потерять один из лучших торговых маршрутов18. На самом деле, торговля через Белое море была ограничена непродолжительным периодом навигации, кроме того, сам маршрут был достаточно протяженным и крайне опасным. Важнейшей задачей для Московской компании в этой ситуации становилось расширение их монопольных прав на торговлю с Русским государством в том числе и через порт Нарвы19. Этого нужно было добиваться как в Москве, так и в самом Лондоне.

В декабре 1566 г. английское правительство даровало право монопольной торговли через порт Нарвы представителям Московской компании20. В 1567 г. право на торговлю в Нарве было даровано Компании от имени Ивана Грозного. Англичанам были предоставлены новые торговые привилегии. Компания получила право свободно торговать в Казани, Астрахани, Нарве, Дерпте, в Булгарии, в Шемахе. Провозглашалось, что ни одно государство, кроме Англии, не может использовать русские гавани в Белом море21.

В июне 1569 г. Московской компании предоставили еще одну привилегию, самую значительную. Английские торговые дома, несмотря на их местоположение, были отнесены к опричнине, и англичане получили право переплавлять монету, обрабатывать железную руду в Вологде и даже захватывать в Белом море появившиеся там иноземные корабли. Право на торговлю через Нарву было подтверждено22.

Среди многочисленных преимуществ, которые давала нарвская торговля, важно упомянуть и удобное расположение Нарвы вблизи Пскова и Новгорода, которые уже успели к тому времени привлечь интерес английских торговцев. В первую очередь нужно отметить хорошие речные коммуникации с Псковом23. Именно благодаря водным маршрутам можно

18 Calendar of State Papers, Domestic Series, of the Reigns of Edward VI, Mary, Elizabeth, 1547-1580. L., 1856. P. 237.

19 Willan T. S. Op. cit. P. 67-68.

20 Willan T. S. Op. cit. P. 76; Zins H. Op. cit. P. 67.

21 Соколов А. Указ. соч. С. 33.

22 Там же. С. 34-35.

23 Зольдат К. Балтика, Россия и английская торговля в XVI веке.

было транспортировать в Нарву товары, аккомулировавши-еся на северо-западе Русского государства. Таким образом, интерес англичан к торговым коммуникациям здесь заметно возрос. Многие важные для Московской компании вопросы теперь престояло решать ее представителям в Новгороде и Пскове. Так, например, захваченные англичанами на Балтике пираты, атаковавшие корабли компании летом 1570 г., были направлены к псковскому воеводе24.

Впрочем, именно с 1570 г. северо-запад России постепенно утрачивает свое значение в англо-русской торговле. Это было связано с несколькими обстоятельствами. В первую очередь на состоянии торговли сказалась отмена привелегий, дарованных прежде Иваном Грозным Московской компании. В том же году был учинен опричный погром в Новгороде, устроены расправы в Нарве, а Псков чудом избежал подобной участи. Большая часть товаров, находившихся на складах указанных городов и предназначавшихся для продажи в Англию, была уничтожена25. Английская торговля через Нарву сохранилась до 1581 г., когда город был захвачен шведскими войсками, однако она уже не была столь масштабной.

В очередной раз повышенный интерес англичан к использованию торговых коммуникаций северо-запада Русского государства можно отметить уже в середине XVII столетия. На фоне произошедшей в Англии революции, в 1646 г. царь Алексей Михайлович отменил одну из важнейших привеле-гий Московской компании — право на беспошлинную торговлю26. Более значительные ограничения затронули англичан после поступления в Москву известий о казни короля Карла I. Указом от 1 июня 1649 г. Алексей Михайлович потребовал выслать англичан за пределы Московского государства, дозволив им приезжать лишь в Архангельск. В пояснении к указу говорилось, что английские торговцы злоупотребляли своими прежними привилегиями, провозили в страну контрабандные товары, вели себя недостойно, а «государя своего Карлуса короля убили до смерти»27.

Почему в XVI в. англичане приплыли в Россию не через Балтику, а через Белое море // Балтийский вопрос в конце XV-XVI вв. С. 48.

24 Таймасова Л. Ю. Указ. соч. С. 98.

25 Таймасова Л. Ю. Указ. соч. С. 70, 98.

26 Лабутина Т. Л. Указ. соч. С. 138-140.

27 Там же. С. 141.

Английское посольство, отпарвленное после реставрации Карлом II в Москву в 1663-1664 гг., должно было добиваться восстановления прежних привелегий английских торговцев. К сожалению для английского посланника графа Карлайла, добиться возвращения прежних прав английским торговцам не удалось. Обратный маршрут посольства был составлен таким образом, чтобы пройти через северо-западные владения московского царя, Новгород и Псков, и далее в шведскую Ливонию28. В свете меморандума о развитии английской торговли, составленного в 1665 г., выбор необычного маршрута для возвращения графа Карлайла [обычно все английские дипломаты прибывали северным морским путем. — Д. М.] становится более понятен. Пройдя с большим посольским караваном к северо-западным рубежам Русского государства, английский посланник и его спутники лично смогли оценить перспективы использования торговых коммуникаций региона.

В меморандуме содержалось заключение, что на фоне обострения конкуренции с голландцами и утраты старых привелегий, целесообразно будет перенести основную английскую торговлю из Белого моря в Балтику, используя для транзита в русские земли ливонские владения шведской короны: Ригу, Нарву, Ревель и другие удобные портовые города. Использование маршрута через Ладожское озеро позволяло достаточно быстро переправлять товары на Волгу и далее к Каспийскому морю29. Впрочем, переноса основных торговых маршрутов компании на северо-запад так и не состоялось.

Таким образом, северо-западные торговые коммуникации Русского государства находились на переферии интересов Московской компании, контролировавшей северный морской путь. Первоначальный интерес торговцев компании был связан с необходимостью вывозить значительные объемы товаров (воск, кожи, лен и др.) из Новгорода и Пскова. Повышение интереса к торговым коммуникациям региона в 1560-е гг. было вызвано закреплением подданных московско-

28 Подробнее см.: Михеев Д. В. Маленькие радости и великие невзгоды псковской дороги в описании участников английского посольства 1664 г. // Общество: философия, история, культура. 2021. № 6 (86). С. 83-89.

29 Konovalov S. England and Russia: Three Embassies, 1662-1665 // Oxford Slavonic Papers. 1962. Vol. 10. P. 93-94.

го царя в Нарве, ставшей на несколько десятилетий главным окном в Европу для Русского государства. Освоение нарвской торговли заставило англичан подробнее познакомиться с потенциалом водных торговых коммуникаций между крупнейшими торговыми центрами региона: Псковом, Новгородом и Нарвой. Впрочем, утрата части привелегий компании и потеря русскими войсками Нарвы в начале 1580-х гг. не позволило состояться планам переноса основной английской торговли в Балтийский регион.

Несмотря на все попытки, усилить позиции английских торговцев в Русском государстве, в том числе с учетом возможностей использования северо-западных торговых коммуникаций, вплоть до конца XVII столетия так и не удалось. Обострившаяся конкуренция со стороны голландских и французских торговцев на фоне отмены старых торговых привелегий в середине XVII в. нанесла серьезный удар по позициям Московской компании. Перспектива использования более дешевого и относительно безопасного северо-западного маршрута уже не могла изменить ситуации.

Источники и литература

Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа

XII-XVII вв. М., 1973. Английские путешественники в Московском государстве в

XVI веке. Л., 1937.

Зольдат К. Балтика, Россия и английская торговля в XVI веке. Почему в XVI в. англичане приплыли в Россию не через Балтику, а через Белое море // Балтийский вопрос в конце XV-XVI вв. С. 40-59. Кайдашев С. В. Первые англичане в Москве в XVI — начале

XVII вв.: уклад жизни и практика торговли // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2016. T. 7. Вып. 2 (46). [Электронный ресурс]: URL: URL: http://history. jes.su/s207987840001397-5-1 (дата обращения: 10.11.2021)

Лабутина Т. Л. Англичане в допетровской России. СПб., 2011. Любименко И. И. Торговые сношения России с Англией при первых Романовых // Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Ч. LXVI. 1916. Ноябрь. С. 1-32. Любименко И. И. Торговые сношения России с Англией при первых Романовых // Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Ч. LXVI. 1916. Декабрь. С. 137-190.

Мартенс Ф. Россия и Англия в продолжение XVI и XVII веков

// Русская мысль. М., 1891. Кн. 1. С. 38-54. Михеев Д. В. Маленькие радости и великие невзгоды псковской дороги в описании участников английского посольства 1664 г. // Общество: философия, история, культура. 2021. № 6 (86). С. 83-89. Постников А. В. Свидетельства иностранцев о водных путях, которыми они впервые попали на Русь (XVI - начало XVII в.) // Историческая география. М., 2019. Т. 4. С. 236-276. Соколов А. Навстречу друг другу. Россия и Англия в XVI-

XVIII вв. Ярославль, 1992. Таймасова Л. Ю. Тайны Ливонской войны: герцог Магнус Гол-штинский, Московская компания и английская контрабанда через русское «оконце в Европу» // Новый исторический вестник. 2012. № 4 (34). С. 58-112. Черникова Т. В. Европеизация России во второй половине XV-

XVII веках. М., 2012. Шпак Г. В. Изобретая пространство. Россия и Англия XVI-XIX вв.

В путешествиях, травелогах, картах. Екатеринбург, 2021. Calendar of State Papers, Domestic Series, of the Reigns of Edward

VI, Mary, Elizabeth, 1547-1580. L., 1856. Konovalov S. England and Russia: Three Embassies, 1662-1665 //

Oxford Slavonic Papers. 1962. Vol. 10. P. 60-104. Willan T. S. The Early History of the Russia Company. 1553-1603.

Manchester, 1956. Zins H. England and the Baltic in the Elizabethan Era. Manchester, 1972.

Михеев Дмитрий Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия); эл. почта: tankred85@mail.ru.

Trade Routes of the North-West of the Russian State in the English Sources of the XVI-XVII Centuries

The article examines the problem of the development of trade logistics in the North-West of the Russian State in the description of English travelers, merchants and diplomats in the XVI-XVII centuries. Bilateral relations between the two countries were primarily associated with the development of trade, which was facilitated by the creation of the Muscovy Trading Company and the mutual interest of the two states. The first descriptions of the trade routes of the region appeared in the second

half of the XVII century. But during this period, for the representatives of the Muscovy Company the region was of secondary role. English merchants were attracted primarily by the goods accumulated in Pskov and Novgorod, while the main trade routes used by the Muscovy Company were connected with the port of the Archangel Michael. Interest in the potential of trade routes of the north-western arose among the English several times during the period and was associated with the establishment of Russians in Narva in the XVI century, and in the XVII century was a response to the reduction of trading privileges of the Moscow Company and increased competition from Dutch merchants.

Key words: Muscovy Trading Company, Pskov, Novgorod, Narva, Baltic Sea, trade routes.

Dmitry Mikheev, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of World History (Herzen State Pedagogical University of Russia; Saint Petersburg, Russia); e-mail: tankred85@mail.ru.

References

Alpatov M. A. Russkaja istoricheskaja mysl' i Zapadnaja Evropa XII-XVII vv. M., 1973.

Anglijskie puteshestvenniki v Moskovskom gosudarstve v XVI veke. L., 1937.

Zol'dat K. Baltika, Rossija i anglijskaja torgovlja v XVI veke. Pochemu v XVI v. anglichane priplyli v Rossiju ne cherez Baltiku, a cherez Beloe more // Baltijskij vopros v konce XV-XVI vv. S. 40-59. Kajdashev S. V. Pervye anglichane v Moskve v XVI — nachale XVII vv.: uk-lad zhizni i praktika torgovli // Jelektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Istorija», 2016. T. 7. Vypusk 2 (46). [Jelektronnyj resurs]: URL: URL: http://history.jes.su/s207987840001397-5-1 (data obrashhenija: 10.11.2021)

Labutina T. L. Anglichane v dopetrovskoj Rossii. SPb., 2011. Ljubimenko I. I. Torgovye snoshenija Rossii s Angliej pri pervyh Ro-manovyh // Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshhenija. Novaja serija. Ch. LXVI. 1916. Nojabr'. S. 1-32. Ljubimenko I. I. Torgovye snoshenija Rossii s Angliej pri pervyh Ro-manovyh // Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshhenija. Novaja serija. Ch. LXVI. 1916. Dekabr'. S. 137-190. Martens F. Rossija i Anglija v prodolzhenie XVI i XVII vekov // Russkaja

mysl'. M., 1891. Kn. 1. S. 38-54. Miheev D. V. Malen'kie radosti i velikie nevzgody pskovskoj dorogi v opisanii uchastnikov anglijskogo posol'stva 1664 g. // Obshhestvo: filosofija, istorija, kul'tura. 2021. № 6 (86). S. 83-89. Postnikov A. V. Svidetel'stva inostrancev o vodnyh putjah, kotorymi oni vpervye popali na Rus' (XVI - nachalo XVII v.) // Istoricheskaja geo-grafija. M., 2019. T. 4. S. 236-276.

Sokolov A. Navstrechu drug drugu. Rossija i Anglija v XVI-XVIII vv. Jaro-slavl', 1992.

Tajmasova L. Ju. Tajny Livonskoj vojny: gercog Magnus Golshtinskij, Mos-kovskaja kompanija i anglijskaja kontrabanda cherez russkoe «okonce v Evropu» // Novyj istoricheskij vestnik. 2012. № 4 (34). S. 58-112.

Chernikova T. V. Evropeizacija Rossii vo vtoroj polovine XV-XVII vekah. M., 2012.

Shpak G. V. Izobretaja prostranstvo. Rossija i Anglija XVI-XIX vv. V puteshestvijah, travelogah, kartah. Ekaterinburg, 2021.

Calendar of State Papers, Domestic Series, of the Reigns of Edward VI, Mary, Elizabeth, 1547-1580. L., 1856.

Konovalov S. England and Russia: Three Embassies, 1662-1665 // Oxford Slavonic Papers. 1962. Vol. 10. P. 60-104.

Willan T. S. The Early History of the Russia Company. 1553-1603. Manchester, 1956.

Zins H. England and the Baltic in the Elizabethan Era. Manchester, 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.