© 2014
А. А. Ярзуткина
ТОРГОВЦЫ-ЛАВОЧНИКИ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ЧУКОТКИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.: МИКРОИСТОРИЧЕСКИЕ
РЕКОНСТРУКЦИИ
В статье на основе ранее не привлекавшихся документов и устной истории реконструируются факты жизни и деятельности в конце XIX — начале ХХ в. торговцев из числа коренных жителей Чукотки, владеющих торговыми лавками. Рассматривается вопрос об их месте в традиционном социуме, взаимоотношениях с американскими предпринимателями и особенности организации ими торгового процесса.
Ключевые слова: микроистория, традиционная культура, Чукотка, торговля, торговые посредники
В конце XIX — начале ХХ в. Чукотский полуостров являлся местом активных торговых контактов между коренными жителями — чукчами и эскимосами — и американскими предпринимателями-европейцами. Процесс их торговых взаимодействий подчинялся сезонности: длительность навигационного периода в акваториях Чукотского и Берингова морей составляла четыре месяца в году. В остальное время морское сообщение между Чукоткой и американским побережьем было невозможным. Одним из способов поддержания непрерывности торгового процесса в течение года было открытие торговых лавок в поселениях коренных жителей и выделение торговых посредников, содержавших эти лавки.
В отечественной научной литературе вопрос о торговом посредничестве среди чукчей и эскимосов рассматривался в основном с позиции перехода их общества на новый уровень социально-экономических отношений1. Большинство исследователей склонялось к мнению, что выделившиеся торговые посредники быстро отходили от занятия торговлей и не сформировали отдельный класс, а потому в отечественных работах многие вопросы деятельности коренных торговцев остались неизученными. Среди зарубежных исследователей вопрос об аборигенном посредничестве на Чукотке изучался историком Дж. Бокстоком. Среди коренных жителей, занимавшихся меновой торговле, он выделял «торгующих вождей» — лидеров поселений, взявших на себя роль посредников в торговле и владевших определенным запасом товаров2. В работе Дж. Бокстока имеются описания деятельности отдельных «торгующих вождей», однако основным источником для него в этом вопросе явились труды В. Г. Богораза.
В настоящей работе на основе ранее не привлекавшихся архивных документов, текстов воспоминаний, описаний, отчетов, записок различных людей, посещавших Чукотку либо проживавших на полуострове в середине XIX — начале
Ярзуткина Анастасия Алексеевна — кандидат исторических наук, научный сотрудник СевероВосточного комплексного научно-исследовательского института им. Н. А. Шило Дальневосточного отделения РАН. E-mail: jarzut@yandex.ru
1 Архинчеев 1957, 43-98; Вдовин 1965, 270; Диков 1989, 119; Куликов 2002, 99-123.
2 Bockstoce 2010, 339-346.
ХХ века, будут реконструированы факты жизни и деятельности торговцев-лавочников из числа коренных жителей Чукотки и рассмотрен вопрос об их месте в традиционном социуме. Для воссоздания более полной картины будет привлечена устная история, полученная в ходе интервью у потомков отдельных коренных торговцев3.
В поселениях по побережью Чукотского полуострова по мере активизации иностранной торговли, увеличения ввоза морем промышленных товаров, а также с появлением у коренного населения возможности получать дополнительный доход за пределами своего натурального хозяйства, нанимаясь матросами на китобойные шхуны, возникает группа торговцев-лавочников. Мы определили данную категорию коренных торговцев именно как «лавочники» по причине их отличия от остальных торговых посредников наличием стационарной торговой точки — постройки, служащей складом и магазином промышленных товаров и продуктов традиционного промысла. Численность торговцев-лавочников по побережью Чукотского полуострова не была стабильной и ежегодно незначительно варьировала. В 1898 году иеромонах Венедикт, путешествующий с миссионерской целью по побережью, насчитал 13 лавок4. В 1900 году, по сведению В. Г. Богораза, лавок было 14, причем располагались они, по его словам, в основном на Восточном мысу и мысу Чаплина, где море благодаря сильному течению освобождается ото льда уже в середине апреля5. В 1902 году начальник Анадырской округи Н. Сокольников писал о 12 деревянных складах, владельцами которых были эскимосы6. В 1905-1906 годах доктор Кириллов насчитал не менее 15 домиков-амбаров из американского леса, используемых как торговые лавки7. В 1909 году, по данным Н. Ф. Калиникова, таких лавок было уже несколько десятков8.
Лавки располагались в наиболее крупных населенных пунктах, причем, как свидетельствуют современники, в одном населенном пункте их могло быть несколько. Например, в 1902 году в Унныне9 (мыс Чаплина) было 3 склада товаров, в Наукане (мыс Дежнева) — 4, в Имтуне и Эунмуне (близ бухты Провидения) по 2, на острове Ыттыгран и в селе Уэлен — по одному10.
Имеются сведения о персоналиях эскимосских и чукотских торговцев-лавочников. По ряду сообщений 1894-1901 гг., несколько лавок было у чукчи Кувара на мысе Чаплина11. Одну из них горный инженер К. И. Богданович запечатлел на фотографии12. Помимо Кувара, в селении Уннын жили еще двое торговцев — Нэкэ-чик и Элэхты, — которые, как и Кувар, имели склады товаров, привозимых по их
3 Из этических соображений и по просьбе опрашиваемых мы не приводим ссылки на фамилии и имена информантов. При этом даются указания на пол, год рождения, национальность, место жительства и дату записи интервью. Ссылка на человека, сообщившего информацию, дается следующим образом: заглавные буквы Ф.И.О., пол, год рождения, национальность, место рождения (место жительства), род занятий, дата записи интервью.
4 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 313. Л. 3.
5 Богораз 2011, 86.
6 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 313. Л. 30.
7 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 2. Д. 206. Л. 46.
8 Калинников 1912, 178-179.
9 Другие названия: Уназик, Индиан Пойнт (Indian Point), Старое Чаплино.
10 РГИА ДВ. Ф. Ф. 702. Оп. 1. Д. 313. Л. 30.
11 Богораз 2011, 86; Забытая окраина 1902, 41 и др.
12 Богданович 1901, 20-21.
заказу с середины 80-х гг. XIX в.13 В селе Рыркайпий за мысом Северный располагались торговые лавки Алитета. В селе Наукан П. Ф. Унтербергер, К. И. Богданович и Ч. Мэдсон застали два деревянных домика американской постройки. Там торговым агентом был Напасак14. В селе Нунямо располагался деревянный склад торгующего инородца; одна лавка была в Нешкане15. В 1905 году К. Н. Тульчин-ский сделал фото торгующего чукчи Вайслергина, или, как его называли, «Чарли», жившего в с. Нунямо16. У торгующего в Энмелене чукчи был построен из желобчатого железа склад для товаров, доставленных из Америки17. В селении Чечен деревянный склад имел чукча Чарли, являющийся торговым агентом американца Олафа Свенсона18. В Уэлене посреднической торговлей занимался Тнэ-скын (чукча/эскимос — в разных источниках — А.Я.), имевший склад, магазин и собственную шхуну19. По сведению наших информантов, в селе Уннын во втором десятилетии XX века торговый склад имел эскимос Уытак20. В селе Уэлен лавки имели два человека — чукчи Оой и Гемаугье21: «Вот Гемаугье у нас (в Уэлене — А.Я.) был. Ему построили домик американский. Там у него был свой магазин, завешанный шкурьем, и с ним вели торг. Только с ним вели торг, потому что он знал и понимал, и знал цену, и мог договориться. И он работал на благо своего рода, своей общины»22.
Появление лавок было результатом взаимоотношений с американцами, и именно последние привнесли в местную среду факториальную форму торговли. Лавки приобретались коренными жителями двумя путями. В одном случае деревянный склад с товарами был формой оплаты за успешную работу на китобойной шхуне. В последние годы XIX века и первые годы ХХ века цена китового уса была очень высокой, и заработная плата китобоев коренной национальности была достаточно большой23. Как сообщал бывший торговец А. И. Караев, число деревянных построек, служивших у эскимосов лавками, стало заметно увеличиваться именно в те годы, когда китовый ус ценился особенно высоко и была большая добыча китов24. Через несколько лет работы на судне коренной житель мог приобрести деревянный домик и товары, чтобы открыть свою лавку. О том, что лавки коренные жители получали в результате работы на американских китобойных шхунах, свидетельствовали наши информанты. Коренной торговец Кувар, по сведению В. Г. Богораза, именно так заработал свой первый деревянный склад. Одна из наших информантов рассказывала: «Мужчины, кто на китобойных судах работали, получали, как заканчивали <... > им выплачивали <... > Ну, например, наш дед получил деревянный домик. Но они в нем не жили, а его приспособили
13 Гондатти 1898, 12-13.
14 Богданович 1901, 63; Унтербергер 1912, 287; Маа8еп 1957, 49.
15 СПФ АРАН. Ф. 250. Оп. 1. Д. 116. Л. 2; Богданович 1901, 47.
16 Архив РГО. Р. 112. Оп. 1. Д. 793. Л. 59.
17 Унтербергер 1912, 280.
18 Архив МАЭ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 123. Л. 21.
19 Диков 1989, 119; Гондатти 1898, 12-13; Куликов 2002, 121.
20 ПМА: ТРА/ж-1943/эскимоска/Кивак (Новое Чаплино)/пенсионерка/11.09.2012.
21 ПМА: ГВВ/ж-1966/чукчанка/Уэлен (Анадырь)/служащая/10.12.2012; ПМА: ПТА/ж-1945/чук-чанка/пенсионерка/Уэлен/08.02.2013.
22 ПМА: ПТА/ж-1945/чукчанка/пенсионерка/Уэлен/08.02.2013.
23 БоСЫоее 2010, 344.
24 Караев 1926, 147-148.
как склад, потому что деду еще выплатили несколько мешков муки, сахару, там сладости <... > Деда Уытакзвали, материн отец <... > Его часто на китобойное судно брали. Как охотничий сезон весной начинался и до осени <... > Этот домик был в Старом Чаплино»25.
В другом случае лавку приобретали за пушнину, клыки моржа, шкуры медведя и китовый ус. Н. Ф. Калинников писал, что американские торговцы и отдельные китобои всегда имели «лес для построек, потому что первое, что спрашивает убивший кита и потому сразу обогатившийся чукча или айван (эскимос — А.Я.), это лавку, а затем товару в нее настолько, насколько хватит у него покупных средств»26. В перечнях товаров, ввозимых американцами на территорию Чукотки, действительно имелись материалы для постройки деревянных домиков американского образца.
По сведению Н. Ф. Калинникова, торговые лавки представляли собой небольшие амбарчики около 33 м2, сколоченные по американскому образцу из брусьев и досок, с 1-2 окнами, полом и потолком27. Н. Гондатти так описывал торговые точки в Уэлене (1894 г.): «В Уэлене два склада и один сарайчик, сколоченный из американского леса, сравнительно, довольно плохо. Видно, что склады привезены не готовыми, как в Уннын и Эунмун, а только доставлен лес, и то не особенно хороший, сарайчик же поставлен, лет 15 тому назад, из досок с выкинутой шхуны, а склады лет 11-12. При осмотре складов, товаров в них никаких уже не оказалось, все распроданы, а была только пушнина, шкуры и жир морских животных, моржовые зубы и разные домашние изделия»2"8.
У В. Г. Богораза имеется рисунок оленного чукчи Амулина, родом из глубины Телькепской тундры на устье реки Анадыря, сделанный на стойбище Чечен во время этнографических исследований ученого в 1899-1900 гг., который представляет стойбище богатого чукотского торговца мехами. На веревках развешаны вверху песцы, пониже наискось росомахи и далее лисицы. Внизу две перекрещивающиеся линии волчьих шкур. В различных местах на стоячих платформах уложены тюки товаров. Обращают на себя внимание значки, которыми помечены различные склады. Эти значки сделаны самим рисовальщиком. Один означает оленьи шкуры, другой — ремни и т.д.29
Деревянный домик в социуме коренных жителей представлял элемент престижа и символически приобщал его владельца к американской культуре. О возможности хранить товары в традиционном жилище коренных жителей свидетельствует тот факт, что один из торговцев в селе Наукан организовал торговый склад не в домике, а в яранге30. Н. Ф. Калинников писал: «Мечта каждого жителя восточного побережья выстроить деревянную лавку... Лавка, продукт позднейшего нововведения, действительно очень полезна для берегового жителя, имеющего постоянную оседлость, так как не только выполняет свое прямое назначение, но и служит в то же время и мастерской и складом для всей его рухляди»31. Нали-
25 ПМА: ТРА/ж-1943/эскимоска/Кивак (Новое Чаплино)/пенсионерка/11.09.2012.
26 Калинников 1912, 69.
27 Калинников 1912, 178.
28 Гондатти 1898, XV
29 Богораз 1913, 412.
30 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 313. Л. 30.
31 Калинников 1912, 178-179.
чие у коренного жителя деревянного склада с товарами также свидетельствовало об особых торговых способностях его владельца, возможности дополнительно обеспечить продуктами своих родственников и в случае необходимости соплеменников. Щедрость в культуре чукчей и эскимосов была основой престижного поведения. По мнению наших информантов, торговцем мог стать не каждый житель, а только тот, кто имел для этого способности, широкие связи и кто пользовался авторитетом среди соплеменников. Приведем цитату из одного интервью: «Те, кто торговали раньше, это не просто так, как вот сейчас <...> Он должен был быть умным и еще экономистом, сообразительным. Он должен иметь связи хорошие, уметь торговать <... > Чутье какое-то иметь должен. Это надо быть уважаемым, чтобы и на той стороне (имеется в виду на Аляске — А.Я.) и тут. Чтобы конфликтов у него не было. Обычный человек не мог стать торговцем»32.
С появлением торговых лавок коренные жители стали накапливать опыт торговли и в результате, познакомились с деньгами, могли отличить качественный товар от некачественного и владели информацией о спросе иностранцев на виды местной продукции и спросе своих соплеменников на промышленные товары. Американский исследователь Б. Барбоур, характеризуя влияние европейских маклеров на индейцев, привел следующее высказывание одного из торгующих, уместное также для характеристики взаимоотношений американцев и коренных посредников: «Разговор и инструкции, полученные [индейцами] от торговцев, повысили их знания, увеличили их желания и стимулировали их хозяйство»33.
Знания английского языка, цен и товарного ассортимента, опыт посреднической торговли, связи, навыки делового общения, возможность делиться с соплеменниками и делать подарки продуктами, пользующимися наибольшим спросом, повышали статус торговца-лавочника в среде коренных жителей. Многие из них приобретали лидерские позиции. Например, современники, встречавшие торгового агента Кувара34, писали о нем в основном как о главе (старосте, хозяине) села Уннын. Вопрос о традиционной власти у чукчей и азиатских эскимосов еще не изучен до конца. По нашему мнению, лидерство у этих народов было индивидуализировано и имело специализацию. В прибрежных поселениях жители не обязательно объединялись вокруг одного и того же человека на охоте, в торговле, при решении важных вопросов. Принималось лидерство того, кто в тот или иной отрезок времени имел успех в определенном виде деятельности, и соответственно таких лидеров могло быть одновременно несколько. Кувара можно назвать торговым лидером, влияние которого имело как экономическое, так и политическое основание. Он вел переговоры с должностными лицами и путешественниками, посещавшими селение Уннын35. Экономическое положение позволяло ему иметь трех жен, которые связывали Кувара с другими родами-кланами, населявшими
32 ПМА: ГВВ/ж-1966/чукчанка/Уэлен (Анадырь)/служащая/10.12.2012.
33 Barbour 2001, 9.
34 Богданович 1901, 20; Богораз 2011, 85-86; Забытая окраина 1902, 41; Олсуфьев 1896, 177; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 529 Л. 19; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 313. Л. 2; Тульчинский 1906, 36; Унтербергер 1912, 297.
35 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 313. Л. 2; Тульчинский 1906, 36; Унтербергер 1912, 297 и др.
Уннын36. Также Кувар был удачливым охотником37, что было значимым для поддержания имиджа лидера.
Аккумулирование в лавке товаров, принадлежащих антагонистам в обмене, было одним из закономерных этапов процесса торговли в условиях Чукотки. Коренные владельцы деревянных домиков-складов выступали торговыми агентами американцев и были посредниками в торговле между своими соплеменниками и американскими предпринимателями и китобоями. Посредством этой торговой точки они имели возможность предоставлять промышленные товары на реализацию разъездным торговцам либо сами выезжали для обмена в соседние поселения и стойбища оленеводов, а также торговали в розницу на месте. К ним же стекалась пушнина, китовый ус, изделия традиционных промыслов, предназначенные для обмена с американскими предпринимателями; товары, полученные у русских (котлы, черкасский табак) — для обмена с коренными жителями Аляски.
В 1906 году П. Ф. Унтербергер описывал содержимое лавки в селе Наукан: «Зайдя в один из таких складов, чукчи Напасака, застали там сложенными различные товары для торговли, а именно разную пушнину, китовый ус, сахар, чай, табак, фаянсовую посуду, мануфактурный товар и др. Были даже американские кресла. Селение это ведет самые оживленные сношения с американцами, и шхуны последних постоянно появляются здесь»38. Чарли Мэдсон, также побывавший в лавке Напасака, описывал ее следующим образом: «Китобойные снасти, гарпуны, копья, винтовки и ряды мехов висели на стенах. На полках были коробки с амуницией, табаком, напильниками, коробки сахара в кусках, несколько кружек, блюдца и рулоны ситца. Ниже полок были составлены бочки с мукой. Несколько закрытых ящиков и ящиков с моржовыми костями стояли вдоль одной стены. Как оказалось, у Напасака на его посту было больше товаров для торговли, чем мы привезли на [шхуне] «Immaculate». Однако многих товаров у него не хватало, и он стремился пополнить свои запасы на своих собственных условиях»39.
По сведению Н.Гондатти, в 1894 году на склад в селе Уэлен ее владельцем от американцев было взято 6 винчестеров, 35 пачек (по пятидесяти штук в каждой) патронов, 12 банок пороха, 60 прутов свинца, 3 банки пистонов, 10 капканов, фунтов двадцать прядева, 26 кульков муки, 10 ящиков табаку, два куска дрели и кусок ситца, немного патоки, галет и разных мелочей. За это передано из хранившихся на складе вещей 9 шкур белых медведей, 45 песцов, 1 шкура черного медведя, 40 взрослых пыжиков, 35 пар моржовых зубов, 4 кухлянки и 20 пар торбасов. Также Н. Гондатти перечисляет товары, полученные на склад от оленных чукчей и коренного населения островов Берингова пролива и Аляски40.
Н. Сокольников сообщал, что большая часть товаров сосредоточена у некоторых богатых чукчей, имеющих для них деревянные американские постройки. Из товаров он перечислял пшеничную муку в кульках, бумажные материи, вин-
36 ПМА: ЯАВ/ж-1960/эскимоска/Новое Чаплино/учитель/15.09.2012; ПМА: ПСВ/ж-1964/эски-моска/Новое Чаплино/15.09.2012; ПМА: ПТВ/ж-1971/эскимоска/Новое Чаплино/15.09.2012 (Торговец (Кувар (1841 - ~ 1906), по их сообщению, являлся братом Пангауи (1873 — 1945), сын которого Апа приходился дедушкой информантам).
37 Богораз 2011, 86.
38 Унтербергер 1912, 287.
39 Madsen 1957, 49.
40 Гондатти 1898, XV
честеры, сахар к кусках пиленый, мелиссу (худший сорт патоки), чай, кофе, табак, керосин, разные консервы в жестянках, спиртные напитки41.
Склады торговца Кувара, по сведению проспектора Билла Джонса, были заполнены виски, огнестрельным оружием, амуницией и разнообразными промышленными товарами, а также китовыми костями, мехами и декоративными костями. С такими большими запасами иностранных товаров он мог торговать всю зиму, приобретая товары по выгодным ценам42. В. Г. Богораз в своем дневнике писал: «У Кувара есть все, даже сапоги, даже книги, и бумага, и фонограф, на который он записывает айванские, чукотские и иные песни, очищает их и записывает новые... У Кувара лодки, доски, бочки, сотни кульков муки, керосин, патроны»43. В численном выражении в 1891 году на складах Кувара было 200 мешков муки, 80 коробок табака, а так же китовые и декоративные кости общей стоимостью 5-8 тыс. долларов. Одновременно у него были запасы китовых костей на сумму 75 тыс. долларов. Также он продавал подержанные китовые лодки, которые покупал на китобойных кораблях по пути на юг44.
Технологический процесс взаимодействия торговцев-лавочников со своими поставщиками и клиентами был следующим: в навигацию американцы выгружали на склады промышленный товар и забирали собранную за зиму и хранимую на складе пушнину и другие продукты, подготовленные агентом. «Каждый из торгующих чукчей ежегодно снабжался товарами своими поставщиками, кредитующими каждый своего торговца»45. Н. Шнакенбург описывал взаимоотношения коренных торговцев-лавочников с американским предпринимателем Олафом Свенсоном: «Свенсон давал в кредит товар на известную сумму. Закупленное сырье и пушнину он принимал на следующий год. Если не было пушнины, то Свенсон в кредите отказывал. У Свенсона со временем выработался твердый штат торговых агентов, которые вели дела лишь с ним... »46. П. Ф. Унтербергер в 1906 году стал свидетелем того, как американец Талентайер на трехмачтовой шхуне «Martha Wilks» доставил из Нома товар на склад одного из чукчей, торгующего в Энмелене47. В 1922 году американская компания «Феникс» (Phoenix Northern Trading Co) оставила чукче Инке партию товаров для продажи, в том числе 1000 фунтов сахара, муку, галеты, табак, порох48. По вопросу организации торговли лавочниками один из потомков коренного торговца рассказывал следующее: «Прадедушка Оой, он имел специальную царскую грамоту на право торговли <... > Он до Якутска доезжал на собачьих упряжках. И на Аляску ездил. Ну, с товаром <...> Ему приносили [пушнину], он знал цену. Все это у него оставалось. Как приходит шхуна или что <... > торговцы и он знал, что сколько стоит, и торговал. И не меньше»49.
41 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 313. Л. 3.
42 Jones 1927, 115-125.
43 СПФ АРАН. Ф. 250. Оп. 1. Д. 116. Л. 35.
44 Bockstoce 2010, 342.
45 Богданович 1901, 20.
46 Архив МАЭ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 123. Л. 14.
47 Унтербергер 1912, 280-281.
48 РГИА ДВ. Ф. 2422. Оп. 1. Д. 1636. Л. 66.
49 ПМА: ПТА/ж-1945/чукчанка/пенсионерка/Уэлен/08.02.2013.
Кредитные отношения строились таким образом, чтобы количество собранной лавочниками в течение зимы и до начала навигации пушнины оправдало полученный американский товар. Это было также гарантией получения в кредит промышленных товаров от американцев на следующий год. Соответственно, в течение зимы лавочники совершали поездки по побережью и вглубь полуострова с целью обмена американского товара на пушнину50. Другим способом получения пушнины и продуктов промысла было взаимодействие с разъездными торговцами из числа коренных жителей. В этом случае лавочник сам выступал кредитором, предоставляя товар разъездному торговцу с условием возвращения его пушниной.
Торговля получила такое развитие, что лавочники стали сами приобретать шхуны и ездить на них в г. Ном (Аляска) за американским товаром либо организовывали на них китобойный промысел51.
Быт и повседневная жизнь торговцев-лавочников отличалась от жизни рядовых жителей поселений. Кроме зажиточности, выделяющей торговца из среды его соплеменников, современники отмечали подражание американскому как в одежде, так и в поведении, и большую открытость к новому и посторонним людям. Есть сведения, что они отправляли своих детей учиться в Соединенные Штаты52.
Вместе с тем торговцы-лавочники продолжали жить в системе традиционного хозяйства, сохраняя экономические ценности своей культуры. Об этом свидетельствует то, что прибыль от торговли они использовали для приобретения (путем дарообмена) оленей. Несмотря на то что олени оставались в стаде и продолжали выпасаться оленеводами, они являлись капиталом торговца.
В целом само существование лавочников было не типичным явлением для обществ с таким уровнем социальной и экономической организации, как у чукчей и эскимосов. Эгалитаризм, существовавший в их обществах, лишал местных торговцев каких-либо особых привилегий. Это были мужчины, которые выступали экспертами в переговорах, и в традиционном обществе им отводилась роль межродовых, межплеменных и межкультурных связных. Они организовывали сложный процесс торговли, распределяя различные товары в соответствии со спросом. Торговцы-лавочники представляли интересы своих соплеменников в контексте новых экономических условий, в которых рациональность являлась необходимым качеством. На них же возлагалась задача преодоления расхождений между различающимися культурами с целью достижения взаимовыгодных условий обмена.
ЛИТЕРАТУРА
Архинчеев И. С. 1957: Материалы для характеристики социальных отношений чукчей в связи с социалистической реконструкцией хозяйства // Сибирский этнографический сборник. II, 43-98.
Богданович К. И. 1901: Очерки Чукотского полуострова. СПб.
Богораз В. Г. 1913: Чукотские рисунки // Сборник в честь семидесятилетия профессора Дмитрия Николаевича Анучина / В.Г. Богораз (ред.). М., 397-419.
Богораз В. Г. 2011: Чукчи: Социальная организация. М.
Вдовин И. С. 1965: Очерки истории и этнографии чукчей. М.
50 Богораз 2011, 86; Калинников 1912, 179-180.
51 Богораз 2011, 85-86; Унтербергер 1912, 283.
52 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 313. Л. 3 и др.
Гондатти Н. Л. 1898: Поездка из села Марково на р. Анадырь в бухту Провидения (Берингов пролив) // Записки Приамурского отдела ИРГО. Т. 4. Вып. 1, 1-42
Диков Н. Н. (ред.) 1989: История Чукотки с древнейших времен до наших дней. М.
Калинников Н. Ф. 1912: Наш Крайний Северо-Восток. СПб.
Забытая окраина 1902: Результаты двух экспедиций на Чукотский полуостров (19001901 гг.), снаряженных В. М. Вонлярлярским. СПб.
Караев А. И. 1926: Чукотско-Анадырский край // Экономическая жизнь Дальнего Востока. 5, 137-148.
Куликов М. И. 2002: Чукотка. Зигзаги истории малых народов Севера. Великий Новгород.
Олсуфьев А. В. 1896: Общий очерк Анадырской округи, ея экономическое состояние и быта населения. СПб.
Тульчинский К. Н. 1906: Отчет о командировке на Чукотский п-ов. СПб.
Унтербергер П. Ф. 1912: Приамурский край. 1906-1910 гг. Очерк. СПб.
Barbour B. H. 2001: Fort Union and the Upper Missouri fur trade. Norman. Oklahoma.
Bockstoce J. 2010: Furs and Frontiers In The Far North: The contest among native and foreign nations the intercontinental Bering Strait fur trade. New Haven.
Madsen Ch., Douglas J. S. 1957: Arctic Trader. Brattleboro.
Jones W. B. 1927: The Argonauts of Siberia (The Diary of a Prospector). Philadelphia.
SHOPKEEPERS FROM A NUMBER OF NATIVE INHABITANTS OF CHUKOTKA IN THE END OF THE 19th — THE EARLY 20th CENTURY: MICRO-HISTORICAL RECONSTRUCTIONS
A. A. Yarzutkina
Basing on the documents which have not been studied till now, the author reconstructs some facts of the live and activity of native inhabitants of Chukotka owning shops in the end of the 19th — the beginning of the 20th century. The question about their place in traditional society, relationships with American entrepreneurs and finer details of the trading process arranged by them are investigated.
Key words: micro-history, traditional culture, Chukotka, trade, bargaining agents