Научная статья на тему 'Торгово-транспортные перспективы России в Азии'

Торгово-транспортные перспективы России в Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
203
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ТЫВА / TUVA / КИТАЙ / CHINA / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / SILK ROAD ECONOMIC BELT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пале София Евгеньевна

Важность железнодорожной магистрали Кызыл Курагино, которая пройдет по территории Республики Тыва, имеет первостепенное значение для торгово-инфраструктурного альянса России, Монголии и Китая. Три государства получат исключительную выгоду от реализации этого проекта, который концептуально соотносится с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути», подразумевающим транзитный коридор для экспорта китайских товаров в Европу. Интеграция восточных территорий России в китайские транспортные сети сулит благоприятные экономические перспективы для российского бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia''s Trade and transport prospects in Asia

The importance of the railway line Kyzyl Kuragino, which will pass through the territory of the Republic of Tuva, is of paramount importance for the trade and infrastructure alliance of Russia, Mongolia and China. The three States will benefit enormously from this project, which is conceptually related to the Chinese Silk Road Economic Belt project, which implies a transit corridor for Chinese exports to Europe. Integration of Russia’s eastern territories into Chinese transport networks promises favorable economic prospects for the Russian budget.

Текст научной работы на тему «Торгово-транспортные перспективы России в Азии»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (39), 2018_

© Пале С.Е.

ИВ РАН

ТОРГОВО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ в АЗИИ

В последние годы для Российской Федерации как нельзя более актуален вопрос расширения своего торгово-транспортного пространства на Восток, в страны Азии. Одной из важных задач в связи с этим выступает сотрудничество с Китаем в его глобальном инфраструктурном проекте «Один пояс - один путь», сухопутная железнодорожная часть которого более известна под названием «Экономический пояс Шелкового пути».

Наиболее актуальным и выгодным в настоящее время направлением в решении этой задачи представляется реализация этого проекта на территории Республики Тыва.

В 2018 г. в Туве начинается строительство железной дороги Кызыл (столица Тувы) - Курагино (Красноярский край) длиной 410 км, с ожидаемым грузооборотом 15 млн тонн в год и стоимостью не менее 190 млрд рублей. Окончание строительства планируется через 4,5 года, в 2022 г. Осуществляться проект будет под государственные гарантии. Дорога Кызыл - Курагино будет иметь выход на российскую Транссибирскую магистраль. В перспективе планируется продлить путь в Западную Монголию, до китайского Урумчи, а оттуда ветка может быть направлена в Пакистан или Индию. Таким образом, Россия может получить железнодорожный доступ в самые удаленные страны Азии, что позволит ей значительно увеличить свой товарооборот.

До сих пор в Туве нет железных дорог: лишь в рамках проекта Кызыл - Курагино впервые на территории республики будет проложен путь протяженностью 123 км, который пройдет через Аржа-ан и Ээрбек к Элегетскому угольному месторождению, расположенному в центре республики (в 25 км от Кызыла), с запасами более 1 млрд тонн коксующегося угля.

В ближайшие несколько лет Минэкономики Республики Тыва планирует увеличить добычу полиметаллических руд; освоить новые участки золотодобычи; построить угледобывающий комплекс; а также осуществить разведку и добычу меди, молибдена и попут-

ных компонентов1. Расчет при этом делается на инвесторов из Китая.

Необходимость в строительстве железной дороги Кызыл -Курагино оправдана также тем, что Южсиб (Междуреченск - Абакан - Тайшет), Транссиб и БАМ уже эксплуатируются сверх нормы и будут не способны справиться с перевозкой тувинского сырья с учетом роста его добычи.

Впервые проект строительства железнодорожного коридора Курагино - Кызыл был запущен в 2011 г., но по финансовым причинам, частично связанным с общемировым экономическим кризисом, был построен лишь один километр дороги около Кызыла, столицы Тувы.

Однако необходимость развития торгово-инфраструктурного пространства России на азиатских рубежах нарастала, и в 2014 г. на заседании правительства РФ министр обороны Сергей Шойгу -уроженец Тувы - выступил с предложением о строительстве железнодорожного коридора Кызыл - Курагино совместно с монгольской и китайской сторонами . Глава республики Шолбан Кара-оол поддержал это предложение, подтвердив, что «логическим продолжением дороги должна стать магистраль до монгольской границы, чтобы соединиться с сетью Монголии и Китая» .

В июне 2016 г. на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте представители России, Китая и Монголии подписали «Программу создания экономического коридора Китай-Монголия-Россия», включающего в себя два железнодорожных проекта: Западный (Курагино - Кызыл - Цаган Толгой - Урумчи) и Северный (Курагино - Кызыл - Цаган Толгой - Эрдэнэт - Пекин - Тяньцзинь).

Монголия усмотрела в этом проекте максимум выгоды для себя и стремительно приступила к делу, в том же 2016 г. проведя изыскания и завершив проектную документацию по строительству железной дороги из Кызыла в Улан-Батор (расстояние между двумя городами составляет около 300 км). Уже в январе 2017 г. на территории Монголии началось строительство ветки от города Эрдэнет до угольной шахты Овоот протяженностью 547 км, которая станет новым выходом к российской границе4.

Однако для обсуждения вопросов по строительству железной дороги глава Тувы Ш. Кара-оол совершает регулярные визиты гораздо чаще в КНР, чем в Монголию. Дело в том, что за спешкой со стороны Монголии стоят деловые круги Китая, которые стремятся

как можно быстрее добраться до тувинских ресурсов по железной дороге. В частности, транспортный коридор через Монголию крайне важен для тех китайских инвесторов, которые уже с 2008 г. занимаются разработкой Кызыл-Таштыгского полиметаллического месторождения в Тоджинском районе Тувы. Права на его разработку в 2006 г. получила китайская компания «Лунсин», принадлежащая китайскому гиганту Zijin Mining Group.

В мае 2017 г. состоялся первый ознакомительный визит китайского представителя в Республику Тыва: посол КНР в России Ли Хуэй и глава республики Ш. Кара-оол на личной встрече обговорили вопросы сотрудничества в области экономики, культуры и образования. При этом ключевой целью визита Ли Хуэя стала работа крупнейшего в Туве Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината, который запустила все та же китайская компания «Лунсин». По словам посла, «китайское правительство уделяет работе этого предприятия огромное внимание и заботу»5.

При всей пользе железнодорожной магистрали Кызыл - Кура-гино для китайской стороны, важность этого проекта непосредственно для Тувы сложно переоценить. Появление железной дороги в Туве вкупе с разработкой новых месторождений обещает увеличить доходы в бюджет республики не менее чем в 3 раза (с 10 млрд руб. в настоящее время до 30 млрд руб. через 5-7 лет). Также тувинцы будут обеспечены как минимум 10 тысячами новых рабочих мест (это немалая цифра для республики с населением всего 322 тыс. чел.).

Для аналитического осмысления этого грандиозного для республики проекта в апреле 2017 г. в Тувинском институте комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН состоялся круглый стол для обсуждения перспектив республики при создании экономического коридора «Россия - Монголия - Китай». В мероприятии приняли участие глава Тувы Ш. Кара-оол, члены правительства и местные представители бизнеса. По оценкам ученых, запасы месторождений в Туве оцениваются чуть ли не в 4 триллиона долларов6, но их освоение невозможно без железной дороги.

Железнодорожная магистраль Кызыл - Курагино концептуально соотносится с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути», который подразумевает транзитный коридор для экспорта китайских товаров в Европу. Как следствие, благодаря интегрированному взаимодействию России, Монголии и Китая Рес-

публика Тыва сможет получить значительную экономическую выгоду за счет транзитных перевозок китайских грузов через свою территорию в европейском направлении: именно этот отдаленный, но вполне реалистичный вариант обсуждают на своих регулярных переговорах глава Тувы и представители КНР.

Наконец, огромную пользу сулит реализация проекта для РФ. При условии успешного строительства железной дороги Кызыл -Курагино, по новому железнодорожному маршруту выход в Монголию и Китай получит российская Транссибирская магистраль, которая таким образом достигнет протяженности 800 км. Это даст российской железнодорожной сети конкурентное преимущество на евроазиатском рынке транзитных услуг. По оценке специалистов, совокупное промышленное производство в примыкающем регионе на территории России и его экспорт увеличатся не менее чем вдвое7.

Интеграция восточных территорий России в китайские транспортные сети успешно произойдет благодаря экономическому коридору России, Монголии и Китая, где ключевым полем для взаимодействия станет Республика Тыва. Как заявил еще весной 2014 г. министр иностранных дел КНР Ван И, эта инициатива будет означать объединение китайского проекта «Один пояс - один путь», монгольской идеи «Степного пути» и российской идеи Трансъевразийского транспортного коридора (подразумевает создание автодорог, железных дорог, телекоммуникационных сетей, трубопроводов и др. от Лондона через Москву, Красноярск, Ир-

о

кутск, Хабаровск до Владивостока) .

В заключение хотелось бы отметить исключительную выгоду, которую несут в себе торгово-инфраструктурные инициативы трех государств - России, Монголии и Китая, призванные в скором времени обеспечить стабильное процветание всего Восточно-Азиатского региона.

1 Официальный портал Министерства экономики Республики Тыва // Режим доступа: http://www.mert.tuva.ru/directions/investment-policy/investment-projects/ (дата обращения 26.02.2018)

2 Шойгу предложил построить железную дорогу между Тывой и Индией // Росбалт, 3 апреля 2014 г. Режим доступа:

http://www.rosbalt.ru/russia/2014/04/03/1252417.html (дата обращения 26.02.2018)

3 Строительство железной дороги Курагино - Кызыл может возобновиться в 2018 году // ТАСС, 7 сентября 2017 г. Режим доступа: http://tass.ru/vef-2017/articles/4540732 (дата обращения 26.02.2018)

4 В Монголии начали строительство железной дороги, которая соединит РФ и КНР // Regnum, 21 июня 2017 г. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2290854.html (дата обращения 26.02.2018)

5 Перспективы сотрудничества Тувы и Китая. В Кызыл прибыл посол КНР Ли Хуэй // Телеканал Россия1, 2 мая 2017 г. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=BwUmkdev_z4&t=1s (дата обращения 26.02.2018)

6 Тува ищет свое место в коридоре Россия - Монголия - Китай // Федерал пресс. Республика Тыва, 10 апреля 2017 г. Режим доступа: http://fedpress.ru/article/1770621 (дата обращения 26.02.2018)

7 Россия и Китай создают новый экономический ландшафт Евразии // Информационное агентство REX, 18 декабря 2017 г. Режим доступа: http://3mv.ru/101960-rossiya-i-kitay-sozdayut-novyy-ekonomicheskiy-landshaft-evrazii.html (дата обращения 26.02.2018)

Wang Yi meets with Lavrov on global issues, cooperation // Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. Режим доступа:

http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/t1251976.shtml (дата обращения: 20.10.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.