Научная статья на тему 'Торгово-экономическое сотрудничество КНР и Республики Узбекистан в 1990-х середине 2000-х гг'

Торгово-экономическое сотрудничество КНР и Республики Узбекистан в 1990-х середине 2000-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1134
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КНР / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / CENTRAL ASIA / UZBEKISTAN / TRADE / ECONOMIC COOPERATION / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савкович Евгений Владимирович

Рассматриваются основные элементы и механизмы двустороннего сотрудничества Китайской Народной Республики с Республикой Узбекистан в сфере торговли. Несмотря на приоритетное положение Узбекистана в региональной политике Китая, в начале 1990-х гг. реализовать полномасштабное торгово-экономическое сотрудничество не удалось, частично связи даже маргинализируются. В 2000-е гг. КНР пересмотрела место и роль Узбекистана, повысился уровень контактов, особенно после соглашений 2004 и 2005 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peoples Republic of China and Uzbekistan: trade cooperation in 1990s and early 2000s

The People's Republic of China and the Republic of Uzbekistan established trade relations in early 1990s. It was necessary for China to sign as many different kinds of agreements as possible. Economy and trade were not at high priority level Chinese Government only had started to understand the current regional situation in Central Asia and to formulate new initiatives for it after the Soviet Union collapse. PRC focused on several factors that could be crucial to develop economic cooperation with this newly independent country, these were: Uzbekistan's geopolitical position at the centre of Central Asia, economic potential and huge population. Uzbekistan diplomacy on the other hand decided to use a variant of competition for influence on Central Asia between major countries, China in this case was one of the main actors. At the very beginning Chinese policymakers pointed out, that only one or two of the five Central Asian countries could be a regional leader in the nearest future, so it started to boost trade relations to persuade these countries, namely Uzbekistan and Kazakhstan, that China is a great chance to strengthen national economy and to find new secure trade routes through the territory of China to the East and West. Sharing a common border with Kazakhstan, China has no direct connection with Uzbekistan, but for the concept of the New Silk Road. Despite the solemn opening of the China Uzbekistan trade commission (Sino-Uzbekistan Joint Economic and Trade Commission), working in various delegation formats, high-level visits, the volume of trade had dropped dramatically in the late 1990s. But in terms of Chinese bank credits the total volume had raised. The conflict situation was detected by several researchers China and Uzbekistan both continued industrialization policy, so in many spheres of economy they produced and purchased nearly the same goods. So both sides could not buy of sell these goods to each other. From the beginning of 2000s Chinese government decided to widespread influence by establishing of Shanghai Cooperation Organization (SCO). Uzbekistan, alongside with China, Russia and three countries of Central Asia, was one of the founders. Since then Sino-Uzbekistan trade and cooperation raised not only in stable 2000s, but in late-2000s recession as well. The main achievement in recent years of cooperation was the pipeline Central Asia-China, which was built across the territory of Uzbekistan and Kazakhstan. Since late 1990s PRC have doubled financial support to the countries of Central Asia in almost all spheres, including traditional (textile, consumers goods) and newly formed ones (mine working in uranium, gold reserves, joint ventures, informational technology, biotechnology and so on).

Текст научной работы на тему «Торгово-экономическое сотрудничество КНР и Республики Узбекистан в 1990-х середине 2000-х гг»

Е.В. Савкович

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В 1990-х - СЕРЕДИНЕ 2000-х гг.

Рассматриваются основные элементы и механизмы двустороннего сотрудничества Китайской Народной Республики с Республикой Узбекистан в сфере торговли. Несмотря на приоритетное положение Узбекистана в региональной политике Китая, в начале 1990-х гг. реализовать полномасштабное торгово-экономическое сотрудничество не удалось, частично связи даже маргинализируются. В 2000-е гг. КНР пересмотрела место и роль Узбекистана, повысился уровень контактов, особенно после соглашений 2004 и 2005 гг.

Ключевые слова: Центральная Азия; КНР; Республика Узбекистан; торговля; экономическое сотрудничество; международные отношения.

Экономические и культурные контакты Китая и Узбекистана имеют глубокие исторические корни, в древности их связывал Великий шелковый путь. Именно этот факт склонны постоянно подчеркивать в КНР [1. С. 1]. С момента распада Советского Союза Узбекистан вновь привлек внимание китайской дипломатии. Хотя республика не являлась пограничным с КНР государством, ее рассматривали как «государство-соседа». В периодическом издании «Шанцзи баогао» отмечалось: «Несмотря на то что у нас нет общих границ, Узбекистан является дружественным соседом Китая» [2. С. 74]. Также использовалось понятие «территориально близкие государства» (линго) [1. С. 1]. В отечественной историографии при рассмотрении внешней политики Китая отмечается, что Узбекистан может быть отнесен к «странам ближнего круга» [3].

С точки зрения геополитики и ее трактовок в КНР Узбекистан являлся «большим государством» (даго), однако республика была «заперта» внутри материка -не имела не только выхода к морю, но и границ с морскими державами [4. С. 170-171]. Однако такое «дважды срединное положение» Узбекистана в Центральной Азии относилось и к его геополитическим преимуществам: он граничил со всеми остальными странами региона, а при развитии трансграничных инфраструктурных проектов в перспективе мог претендовать на роль «центра Центральной Азии». Для Китая фактор отсутствия общей границы с Республикой Узбекистан играл и позитивную роль - у государств с самого начала не было сложного комплекса приграничных проблем и конфликтного потенциала в этой сфере. Также не существовало проблем, связанных с так называемой китайской угрозой [Там же. С. 170]. В целом значение Узбекистана для Китая в регионе определялось его местом в региональной системе международных отношений. Со своей стороны, узбекское правительство приняло характерный для стран региона формат «многовекторной дипломатии», который, однако, характеризовался различным наполнением [Там же. С. 171].

Китайская сторона предложила Узбекистану традиционную модель сотрудничества - «пять принципов мирного сосуществования». Наиболее важным стал принцип «долгосрочной дружбы», а также стабильности отношений, который в китайской трактовке звучал как «заинтересованность китайской стороны в том, чтобы основные принципы сотрудничества и дипломатии не менялись» [1. С. 1]. Данные трактовки разделялись и в узбекском правительстве. С экономической

точки зрения Республика обладала неплохим потенциалом развития, это доказывало как собственно экономическое развитие и выбранная модель экономического роста, отличная от государств-соседей, так и воздействие международного финансового кризиса 2008 г., от которого Узбекистан практически не пострадал.

Основой для развития экономического сотрудничества с КНР стало всестороннее и многоуровневое сотрудничество в политической сфере. В этой связи наиболее важной договоренностью стало «Соглашение о стратегическом партнерстве между КНР и Республикой Узбекистан», однако такого рода формат сотрудничества появился сравнительно поздно [5. С. 141-146].

Точкой отсчета для современных торговоэкономических отношений стало 3 января 1992 г., когда стороны подписали «Соглашение о торговоэкономическом сотрудничестве между КНР и Республикой Узбекистан» [6], а также обменялись документами по взаимному созданию торговых палат. В заявлении, в частности, подчеркивалось, что «стороны единодушно считают, что экономическое сотрудничество и торговля являются ключевым элементом двусторонних межгосударственных отношений. Стороны и в дальнейшем будут разрабатывать мероприятия и гарантийные механизмы по развитию связей на основе взаимной выгоды в экономической сфере, торговых обменов и других сферах» [6]. Несмотря на то что соглашения были подписаны достаточно рано, в течение 1990-х гг. товарооборот между КНР и Узбекистаном находился на достаточно низком уровне.

На начальном этапе сотрудничества, учитывая потенциал и геополитическую ситуацию в регионе, Китай сделал ставку на развитие связей с двумя ключевыми странами - Казахстаном и Узбекистаном, которые назывались «системообразующими государствами региона» либо «странами, вокруг которых строилась региональная система Центральной Азии» [4. С. 170; 7. С. 1]. Они обладали тем потенциалом, который позволял оказывать определяющее влияние на развитие региона в целом [7. С. 1].

Отношения развивались достаточно быстро: в марте этого же года официальный визит в КНР совершил президент Узбекистана И. Каримов. Правительствами двух стран были подписаны соглашение о сотрудничестве в сфере науки и техники, протокол о развитии сотрудничества в сфере железнодорожного, автодорожного и морского транспорта, соглашение о сотрудничестве между министерствами сельского хозяйства, а также немаловажный для узбекской стороны договор о

предоставлении Республике Узбекистан товарного кредита [4. С. 170]. В этот же период были заключены соглашение о создании смешанной межправительственной комиссии КНР и Республики Узбекистан по торгово-экономическому сотрудничеству и соглашение о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций [7. С. 170]. Также удалось подписать соглашение о межбанковском сотрудничестве — между Банком КНР и Узбекским банком внешнеэкономической деятельности. Во второй половине апреля 1992 г. заместитель министра внешней торговли Республики Узбекистан с делегацией посетил КНР. Визит прошел успешно: был подготовлен и подписан Протокол о торговле между государствами на 1992 г.

По итогам года (по данным таможенной статистики КНР) общая сумма товарооборота КНР с Узбекистаном составила 47,52 млн долл., на китайский экспорт приходилось 33,89 млн, импорт составлял 13,63 млн долл. [8]. На начальном этапе (1992-1996 гг.) товарооборот характеризуется стабильным ростом, на 1998 г. приходится действие Азиатского финансового кризиса, цифры падают. Только в 2003 г. был превышен уровень

1996 г. В 1993 г. сумма товарооборота достигла уровня в 54,26 млн долл., китайский экспорт по-прежнему превалировал, составив 42,8 млн, импорт снизился до отметки в 11,46 млн долл. [9]. При этом Узбекистан стал вторым торговым партнером Китая в регионе.

Отношения постепенно развивались. Так, с 26 мая по 1 июня 1994 г. узбекская делегация посетила Китай, прошли переговоры по проблемам развития двусторонних связей. Обсуждалось и наиболее актуальное для Узбекистана в этот период кредитно-финансовое сотрудничество. Несомненным успехом в этом направлении стал визит в Республику премьера Госсовета КНР Ли Пэна в 1994 г., по итогам которого стороны подписали межправительственное соглашение о предоставлении Узбекистану товарного кредита. Встречался Ли Пэн и с представителями предприятий Республики, по итогам встреч был подписан ряд меморандумов и соглашений, в частности о развитии сотрудничества в сферах легкой промышленности, энергетики, строительства [10. С. 127].

По итогам 1994 г. товарооборот между странами достиг 124 млн долл., рост к предыдущему году составил 127,9% [11]. При этом впервые китайский импорт превысил экспорт, составив 72,2 и 51,45 млн долл. соответственно [11].

Кроме собственно развития торговли государства искали новые механизмы взаимодействия в сфере торгово-экономического сотрудничества. Так, 8-12 июня 1995 г. в Ташкенте состоялось первое заседание смешанной межправительственной комиссии КНР и Республики Узбекистан по торгово-экономическому сотрудничеству. Китайскую делегацию представлял заместитель министра внешней торговли КНР, узбекскую -вице-премьер правительства. Стороны провели переговоры, а также по итогам заседания подписали Заключительный меморандум. В целом механизм повторял аналогичные договоренности с остальными государствами Центральной Азии.

Несмотря на определенные достижения, по итогам 1995 г. товарооборот между КНР и Республикой Узбе-

кистан несколько сократился, составив 119 млн долл., китайский импорт продолжал превалировать над экспортом - 70,98 млн долл. и 47,56 млн долл. соответственно [12]. По итогам 1996 г. товарооборот приблизился к отметке 200 млн долл., достигнув 187 млн, рост к 1995 г. составил 58% [13]. Способствовал этому и государственный визит в Узбекистан Председателя КНР Цзян Цзэминя в июле 1996 г. [14]. Китайский импорт составил 149 млн, экспорт — 38,15 млн долл. [14]. В

1997 г. товарооборот перевалил эту планку, составив 202 млн долл. при значительном росте китайского экспорта. Импорт Китая составил 141 млн, экспорт — 61,53 млн долл. [15].

Развивались также контакты между предприятиями, китайские компании начали активно осваивать рынки Узбекистана. Активность китайских компаний была подкреплена межправительственными договоренностями, в декабре 1998 г. состоялось второе заседание смешанной комиссии КНР и Республики Узбекистан по торгово-экономическому сотрудничеству. По ее итогам был подписан специальный протокол.

Несмотря на достаточно высокий уровень двусторонних контактов, по итогам 1998 г. товарооборот между странами снизился до отметки в 90,2 млн долл. (падение составило 55,5%), при этом китайский экспорт составил 57,88 млн, импорт — 32,36 млн долл. [16]. Тенденцию не удалось переломить и в следующем, 1999 г.: объем товарооборота в 1999 г. сократился до 40,33 млн долл. (падение на 54,8%) при величине китайского экспорта в размере 27,38 млн, импорта — всего 12,94 млн долл. [17]. Не дало ощутимых результатов и проходившее 18—20 октября 1999 г. в Ташкенте третье заседание по торгово-экономическому и научнотехническому сотрудничеству, а также государственный визит И. Каримова в КНР в ноябре 1999 г.

Ситуация не осталась незамеченной в обоих государствах. В апреле 2000 г. в Узбекистан с представительной правительственной делегацией прибыл заместитель министра внешней торговли КНР Чжан Ян. В ходе встреч с официальными лицами Узбекистана обсуждались проблемы сокращения товарооборота, а также были намечены механизмы по более тесному сотрудничеству в сфере экономики. В июле 2000 г. прошло очередное, четвертое, заседание межправительственной комиссии КНР и Республики Узбекистан, по его итогам также был намечен пересмотр части соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству в той части, которая оказывалась по различным причинам не соответствующей реальной ситуации. В августе этого же года с визитом Узбекистан посетил заместитель министра внешней торговли Лун Юнту, который представлял китайскую делегацию. В ходе визита он принял участие в церемонии открытия совместного предприятия с узбекскими и китайскими инвестициями. Также прошел ряд переговоров и встреч, представители сторон обменялись мнениями по проблемам углубления сотрудничества в сфере экономики и торговли.

К положительным итогам переговоров можно отнести увеличение двустороннего товарооборота на конец 2000 г., который, по данным китайской таможенной службы, составил 51,47 млн долл. (рост к предыдущему году 27,6%), при величине китайского

экспорта в 39,43 млн (рост 44%), импорта — 12,03 млн (сокращение на 7,1%) [18]. При этом не был достигнут уровень 1998 г., а увеличение было в основном связано с ростом китайского экспорта в Узбекистан. В рассматриваемый период КНР более активно развивает торговлю с приграничными государствами Центральной Азии, позиции Узбекистана в 1997—2000 гг. маргинализируются.

Однако в 2001 г. Узбекистану предлагается участие в новой международной организации, которая должна была объединить все страны Центральной Азии, а также Россию и Китай, - Шанхайской организации сотрудничества. Соответственно, для Китая было важно и необходимо повысить уровень всех видов межгосударственных контактов до приемлемого для обеих сторон. Так, с 2001 г. китайская сторона предлагает гораздо больше различных соглашений для рассмотрения, в том числе в сфере экономики и финансов. Так, с 28 мая по 1 июня 2001 г. с визитом в Узбекистане находился заместитель руководителя «Эксимбанка» КНР Чжан Г оюй. С официальными лицами Республики состоялся обмен мнениями, прошел ряд переговоров. Для реализации практического сотрудничества предлагался широкий круг финансово-кредитных механизмов, которые могли бы повысить уровень двусторонних отношений и помочь Республике решить ряд экономических проблем, в том числе нехватки инвестиционных ресурсов. Узбекистан начал использовать китайские финансовые ресурсы для закупок товаров в КНР (экспортные кредиты), а также в качестве инвестиций для совместных производственных процессов.

25—28 апреля 2002 г. в Пекине проходило пятое заседание межправительственной комиссии. С узбекским коллегой с китайской стороны переговоры провел заместитель министра внешней торговли и экономического сотрудничества КНР Чжоу Кэжэнь. С 27 апреля по 1 мая по приглашению национального банка внешней торговли Республики Узбекистан с делегацией в Ташкенте находился глава китайского Эксимбанка Ян Цзылинь. Кроме переговоров состоялась встреча с президентом Узбекистана и главой Национального банка внешнеэкономической деятельности. 10 сентября этого же года Шанхай и Сямынь посетил заместитель министра внешнеэкономических связей Узбекистана. В Ся-мыни он принял участие в международном форуме, а также провел переговоры по развитию инвестирования.

В октябре 2002 г. в качестве ответного визита заместитель министра внешнеэкономического сотрудничества и торговли Вэй Цзяньго с делегацией посетил Узбекистан, стороны провели ряд переговоров и встреч. Итогом сотрудничества в 2002 г. стало подписание полномасштабной программы торгово-экономического сотрудничества с Китайской Народной Республикой. Согласно данным китайской таможенной службы, в 2002 г. товарооборот вновь вырос, на этот раз существенно, достигнув отметки в 130 млн долл. (126% к уровню прошлого года), в основном за счет опережающего роста китайского экспорта, сумма которого составила 104 млн долл. Объем импорта находился на уровне 27,4 млн долл. [19]. В 2003 г. контакты в сфере экономики продолжились. 13-15 февраля 2003 г. заместитель министра внешней торговли Чжоу Кэжэнь

представлял правительственную делегацию КНР в Республике Узбекистан. Он также принял участие в пятом заседании межправительственного комитета по внешней торговле.

Реализации программ многостороннего сотрудничества, несомненно, способствовала принятая в сентябре 2003 г. в Пекине «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС». Здесь двусторонние контакты чередовались с многосторонними, это позволял и новый форум ШОС. Так, в мае 2003 г. Ху Цзиньтао провел двусторонние переговоры с президентом Узбекистана И. Каримовым в рамках Московского саммита ШОС. В ноябре этого же года заместитель министра финансов КНР Ли Юн с делегацией принимал участие в региональном форуме по экономическому сотрудничеству в Центральной Азии, который был организован совместно с Азиатским банком развития и правительством Республики Узбекистан.

На конец 2003 г. товарооборот двух стран достиг 347 млн долл. (рост к предыдущему году 163%), китайский экспорт составил 147 млн долл. (рост 40,6%), импорт — 200 млн долл. (рост 630,9%) [20]. В июне 2004 г. прошел Ташкентский саммит ШОС, в форуме принял участие Председатель КНР Ху Цзиньтао. Помимо многосторонних встреч прошли и двусторонние переговоры, Китай и Узбекистан опубликовали совместную декларацию. Кроме того, государственная узбекская компания «Узбекнефтегаз» и КННК в середине 2004 г. подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере.

9—12 ноября 2004 г. в Пекине состоялось шестое заседание совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В переговорах принимал участие министр торговли КНР, а также зам. премьера У И. Во время заседания стороны подписали соглашения о сотрудничестве в области нефти и газа, добычи полезных ископаемых, капитального строительства, инфраструктуры, телекоммуникаций. Узбекистан также собирался воспользоваться предоставленной Китаем помощью, стороны обменялись мнениями по развитию системы кредитования. Было достигнуто «Соглашение между Эксимбанком КНР и Национальным банком внешнеэкономической деятельности Узбекистана о предоставлении льготного экспортного кредита покупателю на сумму в 300 млн долл.». В целом КНР пошла на предоставление практически любых видов финансовых ресурсов.

Так, китайское правительство согласилось предоставить безвозмездную помощь в проекте поставок медицинского оборудования и обучающих компьютерных систем. Развивалось и проектное сотрудничество: в рамках строительства завода калийных удобрений Китай предоставлял часть капитала. Был выделен беспроцентный кредит на проект по созданию и развитию дренажных систем, Департамент науки и техники провинции Хунань и Центр по науке и технике Республики Узбекистан заключили соглашение о реализации проекта по выращиванию гибридного риса и других совместных проектов в рамках предоставления и развития комплекса сельскохозяйственной техники и технологий.

По итогам 2004 г. товарооборот впервые в истории двусторонних отношений преодолел рубеж в

500 млн долл. и достиг 575 млн долл. (рост 65,8%), китайский экспорт - 172 млн, импорт - 403 млн долл. (рост 101,3%) [20]. К уровню 1992 г. этот показатель увеличился почти в 10 раз, тенденция к росту сохранялась. Несмотря на это, существовавший объем товарооборота не устраивал обе стороны. Он не был сопоставим с аналогичным показателем китайско-казахстанской торговли, не дотягивал даже до китайско-кыргызской. Этот факт наглядно демонстрировал, что продолжали существовать определенные проблемы взаимодействия, а стороны должны приложить максимум усилий к изменению ситуации. Требовались также и важные внешнеполитические договоренности. Итогом стал государственный визит Президента Узбекистана в Китай и подписание в мае 2005 г. межгосударственного договора «О дружбе, сотрудничестве и партнерских отношениях» [5].

После двусторонних визитов в июне 2004 и мае 2005 г. Ху Цзиньтао и И. Каримова и подписания «Совместного заявления КНР и Республики Узбекистан о стимулировании развития и об углублении дружественных партнерских отношений» и «Соглашения о дружественном партнерстве КНР и Республики Узбекистан» создавалась необходимая база для развития всех видов отношений на долгосрочную перспективу.

Данные соглашения послужили своеобразным сигналом для китайских инвесторов, которые обладали финансовыми инструментами и активно начали «новое открытие узбекского рынка», в основном финансируя уже имеющиеся в Узбекистане проекты. При этом инвестиционных проектов было не очень много; как отмечал Полномочный Посол КНР в Республике Узбекистан Юй Хунцзюнь, в Узбекистане к середине 2000-х гг. были открыты представительства 26 китайских компаний. Совместных предприятий с китайскими инвестициями на территории Республики насчитывалось 83, в основном они действовали в легкой промышленности, сельском хозяйстве, сфере информационных технологий [21]. В стратегических сферах действовала только одна компания - созданный при поддержке материнской Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) филиал «КННК-Дуншэнь», которая занималась разведкой углеводородов. К крупным можно было отнести только завод по производству водосчетчиков (СП «Сувжихозгаз» работает в республике с 1995 г.) и филиал «Хуавэй Текнолоджис» (Huawei Techologies, компания начала работать на территории Узбекистана в

1998 г., а в 2005 г. открыла учебный центр).

В мае 2005 г. во время визита в Китай президент Узбекистана И. Каримов специально встретился с главой Министерства торговли КНР Бо Силаем, с руководителями крупнейших китайских компаний был организован прием, на котором президент пригласил китайские компании инвестировать в Республику Узбекистан и разрабатывать направления сотрудничества. В 2005 г. в прессе появились сообщения о том, что КННК планирует инвестировать около 600 млн долл. в исследование месторождений нефти и газа в Узбекистане. Для этого создается специализированное совместное предприятие с капиталом около 96 млн долл., а доли будут равны. Документ должен был быть подписан в мае 2005 г. [22].

По итогам 2005 г. товарооборот достиг 680 млн долл. (рост 18,3%), китайский экспорт - 230 млн (рост 33,4%), импорт - 450 млн долл. (рост 11,8%). Узбекистан стал пятым торговым партнером Китая среди стран СНГ, Китай - седьмым торговым партнером Республики. С этого периода происходит быстрый рост объемов торговли. По заявлениям китайских исследователей, в этот период китайские предприятия при поддержке правительства обращают внимание на экономику Республики и проявляют интерес к инвестированию в проекты на территории Узбекистана. Наблюдается постоянный рост взаимного инвестирования, экономического и научно-технического сотрудничества. По состоянию на конец 2005 г. более 100 предприятий с китайскими инвестициями зарегистрировано в Узбекистане, китайская сторона предоставила ПИИ в объеме 30 млн долл. [1. С. 2]. В проекты сотрудничества стороны направили около 100 млн долл. на законченные объекты, более 400 млн долл. - на неоконченные. В основном вложения направлялись в сферы нефтедобычи, разработки других полезных ископаемых и ресурсов, железнодорожное строительство и обслуживание, связь и коммуникации, сельское хозяйство, химическую промышленность, станкостроение, электрооборудование, а также в подряды.

Одновременно китайская сторона активно сотрудничала с правительством Республики и расширяла сферы сотрудничества. В финансовой сфере это выражалось в предоставлении различных форм кредитования и финансовой помощи. С момента образования Республики Узбекистан Китай предоставлял определенный объем беспроцентных кредитов, безвозмездной помощи, правительственных льготных кредитов и связанных экспортных кредитов для закупки товаров в КНР. С этого периода в КНР начали рассматривать Узбекистан в качестве важного торгово-экономического партнера в Центральной Азии.

Китайские авторы (в частности, Чжао Чанцин [7. С. 1]) подчеркивали необходимость «найти те точки роста, которые бы позволили говорить о качественно новом экономическом сотрудничестве». Узбекское правительство возлагало большие надежды на поиск потенциальных покупателей хлопка в Китае. При этом производство хлопка в 2005 г. выросло до 1 млн 134 тыс. т, превысив показатель предыдущего года на 240 т [23]. В самом Китае сборы составили 6,3 млн т, по объему производства КНР занимала первое место в мире [26]. Эти надежды были оправданы, так как рост производства этого сырья в Китае не успевал за ростом потребления даже при наличии государственного резерва. При этом КНР постаралась самостоятельно выйти из создавшейся ситуации и существенно не увеличивать объемы закупок, что отразилось в низких ценах на сырье на мировом рынке. Центральноазиатский рынок рассматривался лишь частично. Так, например, хлопководство постоянно расширялось в соседнем Синьцзяне, вплоть до появления концепции «одно белое -одно черное». Вторым «традиционным» экспортным товаром Узбекистана считались «сложные» товары -самолеты, автомобили, а также другие товары обрабатывающей промышленности. СУАР также был известен как новая индустриальная база, с начала «политики

реформ и открытости» основные цифры роста регионального ВВП формировались за счет обрабатывающей промышленности. Район поставлял в страны Центральной Азии станки, оборудование, запасные части.

Соответственно, ни то, ни другое направление экспорта Узбекистана не подходило под определение «точки роста», китайских импортеров интересовали совсем другие категории товаров — нефть, газ, цветные и редкоземельные металлы, некоторый ассортимент продукции химической и добывающей промышленности. Лишь частично в эту категорию попадал узбекский хлопок. Китайская сторона при поддержке китайской же дипломатии достаточно серьезно лоббировала интересы собственных экспортеров и импортеров. Узбекскому правительству сначала в рамках исследовательских работ по экономике рекомендовалось «пересмотреть существующую структуру товарооборота и неравновесный спрос» [7. С. 3]. Фактически Узбекистану предлагалось изменить структуру производства, сократить долю обрабатывающей промышленности за счет добывающей либо для повышения товарооборота (и кредитования) с КНР изменить структуру и направления экспорта и импорта.

Еще одной проблемой развития становился «недостаточный уровень развития научно-технического сотрудничества», хотя именно он и мог существенно определять уровень развития торгово-экономических связей [Там же]. Ко всему прочему, необходимо отметить, что Республике после распада СССР удалось сохранить большую часть научного потенциала и даже существенно его развить. Высоко оценивался человеческий потенциал Узбекистана и китайскими исследователями [24].

Китайская сторона была заинтересована в расширении доступа к сырьевым ресурсам и участии в приоритетных проектах по их разработке. Однако при этом долгое время их финансовое участие ограничивалось слабой разработкой инвестиционных механизмов в самом Узбекистане. Также отсутствовала полномасштабная база межгосударственных соглашений, большинство подписанных в начале 1990-х гг. договоров не работало. В китайской терминологии это называлось «комплексная инвестиционная среда» [24].

Механизм был запущен в рамках многостороннего сотрудничества, в рамках ШОС было принято решение о подготовке инвестиционных проектов, на это китайская сторона соглашалась предоставить кредит в размере 900 млн долл. [25]. В интервью Ху Цзиньтао было сказано о том, что данный проект призван «полностью использовать преимущества стран-членов организации, такие как большая экономическая взаимодополняемость и богатые ресурсы, активно развертывать сотрудничество в различных формах для содействия совместному экономическому развитию» [Там же]. Кредиты были связанными и предоставлялись под конкретные проекты. Кредитная линия составила около 800 млн долл., кроме того, правительство и финансовые институты предоставили на целевые проекты порядка 2 млрд долл. [26]. На Бишкекском саммите ШОС Китай объявил о продолжении политики предоставления льготных кредитов. Общий же объем инвестиций в пять стран Центральной Азии достиг 9 млрд долл. [26].

Различные проблемы двусторонних отношений могут, во-первых, выступать как многосторонние - и данного рода проблемы следует решать на другом уровне, в том числе на уровне региональной организации ШОС, а во-вторых, они имеют различное значение для сторон и различные решения.

С китайской стороны основной проблемой по-прежнему оставалась «рационализация структуры торговли», под которой подразумевалось наращивание экспорта легкой и машинотехнической продукции в Узбекистан, а также обеспечение долгосрочного доступа к сырьевым ресурсам Республики. Так, с середины 2000-х гг. в экспорте Узбекистана в Китай растет доля нефтепродуктов, хлопкового волокна, шелка, удобрений. Для этого существенно увеличивается проектное финансирование, гарантом выполнения обязательств выступают банковские структуры. Однако по многим показателям экономики КНР и Узбекистана были сходными по структуре, в том числе экспорта и импорта, что не соответствовало принятой в КНР концепции «взаимодополняемости экономик». Наиболее масштабные планы были связаны с подключением Узбекистана к строительству трансграничного газопровода «Центральная Азия - Китай», а конец 2000-х гг. ознаменовался действием на оба государства международного финансового кризиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сюй Тункай. Чжунго юй Усыбекэсытань цзинмао хэцзо цяньцзин гуанко (Перспективы расширения торгово-экономического сотрудничества

КНР с Узбекистаном) // Элосы ЧжунъЯ Дуноу шичан (Рынки России, Центральной Азии и Восточной Европы). 2006. № 4.

2. Гао Чао. ЧжунъЯ минчжу: Усыбекэсытань (Жемчужина Центральной Азии - Узбекистан) // Шанцзи баогао. 2010. № 7.

3. Лузянин С.Г. Некоторые аспекты китайской политики в отношении стран «ближнего круга» // Китай в мировой и региональной политике.

История и современность. М. : ИДВ РАН, 2010. Вып. XV.

4. ЧжаоХуашэн. Чжао Хуашэн. Чжунгодэ ЧжунъЯ вайцзяо (Дипломатия Китая в Центральной Азии). Пекин : Шиши чубаньшэ, 2008.

5. Чжунхуа жэньминь гунхэго юй Усыбекэсытань юхао хэцзо хобань гуаньси тяоюэ (Соглашение между КНР и Республикой Узбекистан о

дружественном партнерстве от 25.05.2005) // Чжунхуа жэньминь гунхэго тяоюэцзи, 2005 нянь (Сборник договоров Китайской Народной Республики за 2005 г.). Пекин : Шицзе чжиши чубаньшэ, 2006. Т. 52.

6. Жэньминь жибао. 1992. 15 марта.

7. Чжао Чанцин. Чжунго «Ши и у» гуйхуа ю лиюй туйдун юй Узыбекэсытаньдэ цзинмао хэцзо (Планирование развития торговоэкономического сотрудничества КНР и Республики Узбекистан в рамках 11-го пятилетнего плана) // Элосы ЧжунъЯ Дуноу шичан (Рынки России, Центральной Азии и Восточной Европы). 2006. № 2.

8. 1992 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1992 г.). Пекин: Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1992. 09.12.2003. URL:

http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_01.htm

9. 1993 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1993 г.). Пекин: Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1993. 09.12.2003. URL:

http://www.chinayearbook.com/yearbook/book_02.htm

10. Чжунго хэ синь дулидэ ЧжунъЯ гоцзя гуаньси (Отношения КНР с новыми независимыми государствами Центральной Азии) / под ред. Син Гуанчэна. Харбин : Хэйлунцзян цзяоюй чубаньшэ, 1996.

Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1994, 09,12,2003,

Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1995, 09,12,2003, Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1996, 09,12,2003,

Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1997, 09,12,2003, Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1998, 09,12,2003, Чжунго хайгуань чубаньшэ, 1999, 09,12,2003,

11, 1994 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1994 г,), Пекин URL: http://www,chinayearbook,com/yearbook/book_03,htm

12, 1995 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1995 г,), Пекин URL: http://www,chinayearbook,com/yearbook/book_04,htm

13, 1996 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1996 г,), Пекин URL: http://www,chinayearbook,com/yearbook/book_05,htm

14, Чжунго юй Усыбекэсытань дэ гуаньси (Отношения КНР с Узбекистаном) // Информационное агентство «Чжун гуан ван», 09,06,2010, URL: http://www,cnr,cn/09zth/hjtshfh/fwzylg/201006/t20100609_506555811,html

15, 1997 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1997 г,), Пекин URL: http://www,chinayearbook,com/yearbook/book_06,htm

16, 1998 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1998 г,), Пекин URL: http://www,chinayearbook,com/yearbook/book_07,htm

17, 1999 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 1999 г,), Пекин URL: http://www,chinayearbook,com/yearbook/book_08,htm

18, 2000 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 2000 г,), Пекин : Чжунго хайгуань чубаньшэ, 2000, 09,12,2003, URL: http://www,chinayearbook,com/yearbook/book_09,htm

19, 2002 Чжунго хайгуань тунцзи няньцзянь (Таможенная статистика КНР в 2002 г,), Пекин : Чжунго хайгуань чубаньшэ, 2002, 09,12,2003, URL: http://www,chinayearbook,com/yearbook/book_011,htm

20, Хайгуань тунцзи (Таможенная статистика), 2005, № 9, 12,

21, Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Китайской народной Республики в Республике Узбекистан Юй Хунцзюнем // Торговое представительство КНР в Республике Узбекистан, 02,02,2008, URL: preview,uz2,mofcom,gov,cn/accessory/200802/1202907052724,doc

22, Китайско-узбекское сотрудничество в области нефти и газа // Информационно-аналитический центр «Минерал», URL: http://www,mineral, ru/News/18036,html 25,05,2005,

23, Мировой рынок хлопка // Русское хлопковое общество, 01,09,2005, URL: www,pxc,ru/Pages/Docs/anit_09_05,doc

24, Чжунго юй Усэбекэсытань гунпу цзинмао хэцзо синь бянь чжан (Новая совместная глава торгово-экономического сотрудничества КНР и Узбекистана) // Чжунго ляньхэ шанбао, URL: http://finance,sina,com,cn/roll/20110805/202110270559,shtml 05,08,2011,

25, Китай решил предоставить другим странам-членам ШОС льготные товарные кредиты на общую сумму 900 млн долл, США // Жэньминь жибао (на русском языке), 18,06,2004, URL: http://russian,people,com,cn/31519/2582416,html

26, Китай внес региональный вклад в продвижение регионального экономического сотрудничества в рамках ШОС // Жэньминь жибао (на русском языке), 01,11,2007, URL: http://russian,people,com,cn/31521/6295071,html

Статья представлена научной редакцией «История» 17 января 2012 г,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.