Научная статья на тему 'Торгово-экономические связи России с Туркестаном (вторая половина XIX начало XX века)'

Торгово-экономические связи России с Туркестаном (вторая половина XIX начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
854
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РЫНОК СБЫТА / ИСТОЧНИК СЫРЬЯ / ТОВАРООБОРОТ / ТЕКСТИЛЬ / ХЛОПОК. / TRADE / PRODUCT MARKET / SOURCE OF RAW MATERIALS / GOODS TURNOVER / TEXTILE / COTTON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волков И. В.

Закрепление России в Средней Азии было немыслимо без обеспечения прочной экономической связи в форме широкого товарооборота между Туркестанским краем и Российской империей. Автор на примере торговли показывает, как с включением Туркестана во всероссийский рынок осуществлялась его интеграция в мировое товарное обращение и развивалось товарное обращение в национальном масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA-TURKISTAN TRADE AND ECONOMIC RELATIONS (late XIX early XX century)

The article argues that Russias geostrategic positioning in Central Asia was practically unthinkable without securing strong economic ties between the Russian Empire and Turkistan that resulted in large-scale bilateral turnover of commercial goods. Focusing on bilateral trade the author shows how integration of Turkistan into the Russian market facilitated its integration into world circulation of goods and domestic market.

Текст научной работы на тему «Торгово-экономические связи России с Туркестаном (вторая половина XIX начало XX века)»

♦

7. Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.: стат. ежегодник. М., 1986.

8. Народное хозяйство РСФСР в 1988 г.: стат. ежегодник. М., 1989.

9. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1968. Т. 4.

10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1968. Т.5.

11. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1983. Т.14.

12. РСФСР в цифрах в 1990 г.: краткий стат. сб. М., 1991.

13. Справочник партийного работника. М., 1989. Вып. 29.

УДК 94(47) И.В. ВОЛКОВ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С ТУРКЕСТАНОМ (вторая половина XIX - начало XX века)

Закрепление России в Средней Азии было немыслимо без обеспечения прочной экономической связи в форме широкого товарооборота между Туркестанским краем и Российской империей. Автор на примере торговли показывает, как с включением Туркестана во всероссийский рынок осуществлялась его интеграция в мировое товарное обращение и развивалось товарное обращение в национальном масштабе.

Ключевые слова: торговля, рынок сбыта, источник сырья, товарооборот, текстиль, хлопок.

I.V. Volkov

RUSSIA-TURKISTAN TRADE AND ECONOMIC RELATIONS (late XIX - early XX century)

The article argues that Russias geostrategic positioning in Central Asia was practically unthinkable without securing strong economic ties between the Russian Empire and Turkistan that resulted in large-scale bilateral turnover of commercial goods. Focusing on bilateral trade the author shows how integration of Turkistan into the Russian market facilitated its integration into world circulation of goods and domestic market.

The key words: trade, product market, source of raw materials, goods turnover, textile, cotton.

Торговые, культурные и дипломатические связи, существовавшие с VII - IX вв. между Древней Русью и Хорезмом (Туркестаном. - И.В.), начинают восстанавливаться и крепнуть в XV - XVII вв. Существенный импульс их развитию придало и то, что при Петре I Туркестан был вкпючен в сферу геополитических интересов Российской империи.

Первый русский караван был отправлен из России в Ташкент в 1738 г В этот же год в Оренбург прибыли первые караваны - ташкентский и хивинский. Действия Троицкой таможни открылись в 1752 г [5, с. 3, 15]. Первоначально рост торговли был относительно незначителен. Так, за десятилетие 1827 - 1837 гг. было привезено товаров всего на 700 тыс. руб., а за следующее десятилетие - на 900 тыс. руб. Торговля сдерживалась отсутствием надежных транспортных коммуникаций и страдала от грабежа разбойных шаек, состоявших в основном из казахов и туркменов.

Примерно до начала 1880-х гг. для экономических отношений оставалось определяющим то, что в противоположность английской русская торговля оставляла незатронутой экономическую основу азиатского производства. В первые два десятилетия после присоединения русский капитал увеличивал свое влияние в Туркестане, главным образом, за счет вытеснения английских товаров, не нарушая существовавшего в крае способа производства. Быстрое проникновение российской мануфактуры на среднеазиатские рынки в этот период объясняется тем, что южная граница края была наглухо закрыта для английских товаров. Несколько по-

зднее (в 1894 г.) им был закрыт доступ и в вассальные ханства Бухару и Хиву.

Наряду с реализацией мануфактуры, т.е. чисто торговыми функциями, на купеческий капитал, оперирующий в Туркестане, возлагается дополнительная задача добычи текстильного и прочего сырья для российской промышленности. Большую роль в деле первичного развития хлопчатника в этот период сыграла военная администрация края, которая широко поддерживала хлопководство закупкой семян, налоговыми льготами и т.п.

В 1871 г. через Министерство финансов и посольство в Северо-Американских штатах были приобретены «для воспитания на местной почве» первые 100 пудов семян американского хлопчатника сортов. Конкретные меры по развитию хлопководства в крае, разработанные по просьбе генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана Императорским обществом любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии при Московском университете, были утверждены в 1873 г. [6. Д. 240. Л. 46].

К концу 1880-х гг. начинается бурное распространение американского хлопчатника на полях туркестанского крестьянства. Так, если в 1886 г. по всему Туркестанскому краю было засеяно американским хлопчатником всего 12 тыс. десятин земли, то в 1890 г. их площадь составила 94 тыс. 320 десятин [2, с. 9].

С увеличением посевов хлопчатника увеличился и его вывоз из Средней Азии. К началу империалистической войны туркестанский хлопок составляет не ме-

♦---------------------------------------------------

нее 45 - 50% всего хлопка, перерабатываемого российской текстильной промышленностью. Именно хлопководство, передвинувшее на рельсы товарного производства мелкие крестьянские хозяйства, явилось мощным рычагом развития внутреннего рынка.

После хлопководства не менее ценной и доходной отраслью было шелководство. Большая часть шелка-сырца вывозилась в Россию. За границу Туркестан экспортировал продукцию в основном в виде коконов. В сельском хозяйстве Туркестана немалое место занимало также и садоводство-виноградарство. Выращивались яблоки, груши, персики, орехи, гранаты, абрикосы и различные сорта винограда. В начале XX в. площадь садов в Туркестане достигла 30 тыс., а виноградников -20 тыс. десятин.

Значительную роль в жизни местного населения играло и скотоводство. Скот удовлетворял спрос населения на мясо, молоко, шерсть, а также использовался в качестве рабочей силы. Продукты скотоводства и живой скот, кроме местных базаров, продавались в большом количестве на рынках России и в соседних ханствах. Местная администрация активно содействовала развитию скотоводства, приобретением породистых жеребцов, племенных быков и баранов. Так, только в Семиреченской области по состоянию на 1 января 1905 г у кочевников было зарегистрировано 6 227 811 голов разного скота [6, Д. 3251. Л. 23].

До начала XX в. промышленность Туркестана преимущественно была представлена кустарными промыслами, продукция которых шла на удовлетворение нужд местного населения. Более крупная фабрично-заводская промышленность появилась только в начале столетия, но уже к 1914 г. в крае насчитывалось 816 предприятий. Так, в Ферганской области - 349 (хлопкоочистительных - 197, мукомольных - 25, коконосушильных -30, маслобойных - 17), в Сырдарьинской - 224 (хлопкоочистительных - 28, кожевенных - 41, мукомольных -23), в Самаркандской - 136 (хлопкоочистительных - 33, винодельных 28, кожевенных - 17) [4, с. 16 - 18].

После присоединения Средней Азии к России среди населения Туркестана, как точно заметил еще в бытность начальником Закаспийской области (1890 - 1898) генерал А.Н. Куропаткин, « лучшей опорой русских властей были торговцы» [1, с. 214]. Надо отметить, что со стороны царской администрации развитию торговли оказывалась всемерная поддержка. Например, еще в 1863 г. своим Высочайшим соизволением император предоставил льготы торговцам и ремесленникам поселений Сергиополь, Копал, Верный, а в 1879 г. утвердил льготы для купцов, торгующих при Бахтинском укреплении Семиреченской области [6. Д. 558. Л. 7, 14].

Активную роль в торговле играл и местный капитал. Так, наиболее крупную торговлю, выходившую далеко за пределы ханства, вел последний правитель Коканд-ского ханства Худояр-Хан. Не отставал от него и эмир Бухарский, который «был одним из крупных промышленников своего государства, владельцем нескольких хлопкоочистительных заводов; ... кроме того, эмир занимался скупкой каракуля и ежегодно отправлял его в Москву на 15 млн рублей» [1, с. 247].

В торговле с третьими странами Туркестан выступал в роли посредника. Он отправлял к своим соседям товары из России, а их товары - в Россию. Наиболее ожив-

ленный товарообмен происходил с Индией, Афганистаном, Персией, Западным Китаем. Например, с 1882 по 1890 гг. вывоз русских тканей из края в Персию увеличился в 3 раза.

Что касается торговли с Афганистаном, то она развивалась через Бухару, невзирая на все трудности и риски, с коими была сопряжена. Спрос в Афганистане на русские товары постоянно рос, а ввоз в Бухару английских, индийских и афганских товаров сокращался [6. Д. 1269. Л. 29].

До постройки железных дорог все товары из России в Ташкент и обратно перевозились на верблюдах. На одного верблюда навьючивали 16 - 18 пудов. Из России в Ташкент и обратно через Оренбург караваны шли от 80 до 90 суток. На дорогу из Ташкента в Актюбинск (Петропавловск) и обратно уходило 50 - 60 суток. Стоимость верблюда составляла от 10 до 16 руб.

Первое место в вывозе товаров из России в Среднюю Азию занимали хлопчатобумажные изделия. В 1857 г. вместе с бумажной пряжей их было вывезено на сумму 2 272 000 руб., а через 10 лет - на 12 397 000 руб.

Большим спросом среди местного населения также пользовались шерстяные материи, кожа, чай, сахар, металлы (и изделия из них), сундуки и посуда. Так, в 1867 г. из России в Туркестан было привезено сукна на 746 тыс. руб., шерстяных тканей - на 234 тыс. руб., кож -на 836 тыс. руб., чая - на 434 тыс. руб. и сахара - на 292 тыс. руб. Среди металлов первое место по цене заняла медь, которой было отпущено на 179 тыс. руб., затем железо - 132 тыс. руб., олово - 22 тыс. руб. [7, с. 43 - 46].

Из Туркестана в Россию вывозились хлопок, шелк, кожи, бумажные изделия и фрукты. В 1867 г. всего в Россию было вывезено товаров на 22 млн 410 тыс. руб. (более чем на 5 млн руб. хлопка и более чем на 1 млн шелка). С 1878 по 1892 гг. на Нижегородскую ярмарку из Бухары, Хивы, Ташкента и Коканда только хлопка было вывезено 2 млн 222 тыс. пудов, а с 1890 по 1900 гг. на Ирбитскую ярмарку было вывезено различных товаров на сумму 6 млн 369 тыс. руб.

В рассматриваемый период главным транзитным пунктом в торговых сношениях среднеазиатских ханств с Россией являлся Ташкент. Его купцы вели оживленную торговлю с Оренбургом, Троицком, Петропавловском и Семипалатинском. В сыром виде хлопок из Коканда в Россию вывозился исключительно через Ташкент. Кроме того, из Кокандского ханства вывозились хлопчатобумажные, шелковые, полушелковые материи, фрукты, рис, кожи и др.

Расширение торговых оборотов привело к тому, что если прежде среди туземных торговцев богатыми считали людей, имеющих 10 - 15 тыс. руб., то в 1903 г. для того, чтобы считаться известным богачом среди сартов, необходимо было иметь до полумиллиона [1, с. 171].

Проведение в конце XIX в. в Туркестанском крае железных дорог способствовало дальнейшему расширению русско-туркестанских торговых связей. Намного увеличился вывоз из края хлопка, шерсти, сушеных фруктов, а из России наряду с мануфактурными товарами, сахара и листового железа. Кроме того, начали ввозиться различные машины для промышленности и сельского хозяйства. Например, распространение усовершенствованных земледельческих орудий только по Семиреченской области возросло с 1 219 единиц в 1902 г

до 5 119 в 1903 г., число сенокосилок увеличилось с 9 до 26, жаток - с 13 до 45 [6. Д. 3251. Л. 6]. Надо отметить, что примеру русского населения, приобретавшего сельскохозяйственные машины, следовали и кочевники. Так, в 1902 г. четверо зажиточных киргизов Копальского уезда приобрели конные сенокосилки.

С возрастанием потребности русской текстильной промышленности в хлопковом волокне увеличивается и вывоз его из Туркестана. Хлопок после очистки на месте направлялся крупными фирмами в центральные районы России, а обратно поступал хлеб в виде зерна и муки, чай, сахар, строительные материалы, лес, железо, чугун.

В вывозе товаров из Туркестана в Россию главными предметами были хлопок, масло, жмыхи, фрукты, шелк. По данным Среднеазиатской железной дороги, с 1907 по 1912 гг было вывезено: хлопка - 59 млн 197 тыс. пудов, фруктов - 11 млн 450 тыс. пудов [3, с. 44 - 47], более 7 млн пудов масла, более 10 млн пудов жмыха и около

2 млн пудов шелка. С 1907 по 1912 гг. в Туркестан было завезено: пшеницы - 22 млн 936 тыс. пудов, муки -23 млн 672 тыс., лесных строительных материалов -29 млн 243 тыс., сахара и чая - 16 млн 562 тыс. пудов.

Доминирующее место в вывозимой из края продукции принадлежало главному виду сырья - хлопку, во ввозе преобладали готовые изделия фабрично-заводской промышленности Европейской России. Непрерывное увеличение вывоза хлопка - весьма характерный показатель развития торговли Средней Азии с Россией. В первый год после постройки Закаспийской военной железной дороги (1888 г.) из Средней Азии было вывезено всего 873 тыс. пудов хлопка, а накануне преобразования ее в Среднеазиатскую железную дорогу (1899 г) эта цифра стала почти в 5 раз больше (4 млн 367 тыс. пудов).

В 1909 г урожай хлопка, давший 11 млн 884 тыс. пудов (против 9 млн 119 тыс. пуд. в 1908 г.), вызвал прилив в Туркестан больших капиталов, а совпавший с этим временем неурожай хлебов в Хиве и на багорных землях коренного Туркестана повлек за собой дополнительный привоз из внутренних губерний хлеба в зерне. Так, пшеницы было перевезено в 1910 г 9 млн 320 тыс. пудов против 1 млн 944 тыс. пудов в 1909 г. и муки -

3 млн 963 тыс. пудов против 1 млн пудов в 1908 г

Расширение заводов, перерабатывающих хлопчатник, привело к тому, что в 1910 г. ежегодный прирост перевозки частных грузов составил 16,5 млн пудов, а в 1911 г - до 24 млн пудов. Всего же в 1910 г. было перевезено 89 млн пудов, а в 1911 - 113 млн пудов [3, с. 68 - 69].

Заметно увеличился вывоз из Средней Азии в Россию и за границу хлопкового масла. Так, если в 1907 г. по Среднеазиатской железной дороге было перевезено 399 тыс. пудов хлопкового масла, то в 1912 г. - 2 млн 382 тыс. пудов [3, с. 70]. Столь же быстро рос вывоз жмыха, фруктов, шелка и других продуктов.

Как отмечалось выше, главное место в русском ввозе в Туркестанский край принадлежало текстильным товарам, количество которых с 1883 г. по 1899 г. увеличилось в 3 раза. А в 1910 г. из России было ввезено 2 млн 269 тыс. пудов текстиля [3, с. 69], или в 2 раза больше, чем в 1908 г. Основная часть этих товаров - около 85% - шла по Среднеазиатской железной дороге. Крупными статьями ввоза в Туркестан были также сахар и железо.

С развитием торговли в крае увеличилось и число торговых заведений. В начале XX в. их насчитывалось 47 920 с оборотом 125 млн 885 тыс. руб. Больше всего торговых предприятий приходилось на долю Ферганской и Сырдарьинской областей, специализировавшихся как хлопководческие, а меньше всего - на долю Самаркандской и Семиреченской, имевших зерновой и скотоводческий профили.

Таким образом, в результате присоединения к России Средняя Азия активно включилась во всероссийский рынок и через него - в мировое товарное обращение, становясь рынком сбыта и источником сырья для метрополии. Со строительством железных дорог в Туркестане зародилось и получило развитие товарное обращение в национальном масштабе, явившееся важным фактором формирования единого внутреннего рынка.

1. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Л., 1927.

2. Всеподданнейший отчет по Туркестанскому генерал-губернаторству 1889 - 1895 гг. СПб., 1895.

3. Гулишамбаров С.И. Экономический обзор Туркестанского района обслуживаемого Среднеазиатской железной дорогой. Ашхабад, 1913. Ч. 2.

4. Заорская В.В., Александер К.А. Промышленные заведения Туркестанского края. Петроград, 1915.

5. Материалы для изучения хлопководства / сост. А.Ф. Гу-баревич-Радобыльский. СПб., 1912. Вып. II. Значение Туркестана в торговли России с сопредельными странами Азии.

6. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 400. Оп. 1. Д. 240.

7. Терентьев М.Л. Россия и Англия в борьбе за рынки. СПб., 1876.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.