Научная статья на тему 'Торгово-экономические связи мордвы в VIII–XI веках'

Торгово-экономические связи мордвы в VIII–XI веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДОВСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ / ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ / ТЕРРИТОРИЯ / ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО / MORDOVIAN SETTLEMENT / TRADE RELATIONS / THE KHAZAR KAGANATE / GROUNDS / THE ANCIENT RUSSIAN STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петербургский Иван Митрофанович

Статья посвящена торгово-экономическим связям мордвы раннего средневековья. На база археологических материалов выявлены основные направления этих связей – с алано-кавказким миром, с арабским востоком, Волжской Булгарией и древнерусским государством. Определены основные торговые пути

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE AND ECONOMIC RELATIONS OF MORDOVIANS IN VIII – XI CENTURIES

The article is devoted to investigation of economic and trade relations of Mordovians in the early Middle Ages. On the basis of archaeological materials the author found the main directions of these relationships – with Alan-Caucasian world, with the Arab East, Volga Bulgars and Old Russian state. The main trade routes are defined.

Текст научной работы на тему «Торгово-экономические связи мордвы в VIII–XI веках»

УДК 338:930.2 (=511.152) ББК У02

И. М. Петербургский

торгово-экономические связи мордвы в VIII-XI веках

Ключевые слова: мордовские поселения, торговые связи, Хазарский каганат, территория, Древнерусское государство

I. M. Peterburgskiy

TRADE AND ECONOMIC RELATIONS OF MORDOVIANS IN VIII - XI CENTURIES

Key words: Mordovian settlement, trade relations, the Khazar Kaganate, grounds, the ancient Russian state.

В конце XIX - первой половине XX в. среди исследователей бытовало мнение, что мордва в XV-XVII вв. стояла на той ступени эволюции, через которую славянские племена прошли в IX в., т. е. процветала родоплеменная организация общества, наблюдалась изолированность от внешнего мира. Хозяйство мордвы было основано на охоте и промыслах [17, с. 75].

Не лучше представлял уровень хозяйства мордвы и А. Хвощев. Он отмечал кочевой образ жизни этого народа, отсутствие постоянного места жительства и, как следствие, незнание земледелия [30, с. 124].

В 1940 г. была опубликована статья В. В. Гольмстен и Е. И. Горюновой «о мордовском феодализме», где дается не совсем ясное представление о хозяйственной деятельности мордовского народа. В частности, авторы указывают, что мордва в XII-XШ вв. частично переходила от первобытных форм возделывания земли к применению пашенных орудий, однако ремесло еще не отделилось от сельского домашнего хозяйства. Причинами столь медленного развития региона, по мнению исследователей, явились «территориальная замкнутость и его географическая отсталость» [7, с. 43].

С выводами указанных выше авторов трудно согласиться. Масштабные раскопки мордовских древностей: поселений и по-

гребальных памятников - дали обширный материал, позволяющий ярко представить изменения, происшедшие в эпоху средневековья в материальной и духовной жизни мордовского населения, важнейшими из которых были разложение родовых отношений и формирование основ классового общества. Материалы из древних памятников также свидетельствуют о том, что к пашенному земледелию в этом регионе перешли значительно раньше, во второй половине I тысячелетия н. э.). Для обработки применялись совершенные пахотные орудия. В пользу этого факта свидетельствуют их находки в памятниках мордвы VП-XI вв. Значительного развития получают металлургия и металлообработка. Как показал металлографический анализ, железные изделия, находились на грани выделения в самостоятельное ремесло. Знание техники кузнечной сварки, термической обработки, цементации и, видимо, легирования -признак узкой специализации. Применение женского труда в этой области можно лишь в некоторой степени связать с меднолитейным делом. Им у мордвы занимались не все женщины, а лишь с каким-либо образом связанные с семьями кузнецов.

Что касается вопроса об изолированности мордовского народа, то и данный тезис не выдерживает критики. По археологическим данным, в VШ-XI вв. про-

исзошел дальнейший процесс сближения мордовского населения со славянским миром, алано-кавказскими племенами. Это было временем формирования на границах расселения мордвы мощных государственных объединений: - Хазарского Каганата, Киевской Руси, Волжской Бул-гарии. В политической и экономической жизни этих государств заметную роль играли и мордовские племена.

Экономическое состояние любого общества можно определить по его торгово-экономическим связям с другими народами. В решении этой проблемы в эпохе Раннего Средневековья особенно значительны исследования российской археологии, сделавшей значительные открытия, освещающие различные этапы исторического и культурного развития средневекового общества.

Собственно торгово-экономические отношения возникают там, где появляются излишки товаров, там, где появляется и возникает узкая специализация по выработке определнного товара, в силу чего для удовлетворения потребностей возникает необходимость купли-продажи. При продаже и купле возникает необходимость появления определенных товаров, выполняющих роль денег, - меха и металла. Меховые деньги «кун» известны в качестве денежной единицы в древнерусской торговле. Этот термин бытовал очень долго и использовался даже тогда, когда меховые деньги уже были заменены металлическими [23, с. 370].

У древней мордвы функции меховых денег долгое время выполняли шкурки белок -«ур». Н. Ф. Цыганов считал, что слово «ур» (буквально «белка») до недавнего времени в ряде мордовских селений бытовало в значении денег урот улить - «деньги есть» [31, с. 139]. По мнению М. Ф. Жиганова, «беличья шкурка выступала как деньги, по крайней мере, не позднее Х—Х1 вв. и выступает уже эквивалентом товаров, продаваемых на рынке» [9, с. 155].

О существовании меховых денег в Среднем Поволжье упоминали в своих записках и арабские путешественники Ибн Русте, Абу Хамид Ал Гар-нати. Абу Хамид Аль Гарнати писал: «Торговые сделки осуществлялись между собой при помощи старых беличьих шкурок, на которых нет шерсти, когда нельзя из них извлечь пользы и они абсолютно ни для чего не пригодны, и когда эти шкуры головы белки и ее лапок правильны. На каждые 18 штук их идут за один серебряный дирхем... За каждую шкуру из этих шкур дают краюху превосходного хлеба, которого достаточно для пропитания сильного человека; за них можно купить все: невольниц, отроков, золото, серебро, шкурки бобра, куницы и другие товары» [Цит. по: 15, с. 176].

Для более полного представления данного вопроса мы попытаемся его рассмотреть в более широком хронологическом диапазоне ^Ш-Х1 вв.) с учетом всей территории расселения мордовских племен, с привлечением всех нам известных материалов из других могильников и поселений древней мордвы. О торгово-экономических и культурных связях мордвы говорят две категории находок: собственно привозные вещи и местные изделия, выполненные по иноземным образцам. В этом плане мы можем отметить следующие направления этих связей: с аланским миром Северного Кавказа и Подонья, Арабским Востоком, Волжской Булгарией и Древнерусским го-

Дирхем, чеканенный в Домаске, 718-719 г. Серебро. Диаметр 22 мм.

Должностной знак Рюриковичей

сударством. Условно эти связи можно назвать южным, восточным и западным направлениями.

С появлением аланских племен в южных степях и на Северном Кавказе и Подонье экономические контакты мордвы с югом расширяются. Первые признаки, указывающие на связь с аланами относятся к V-VП в. н. э. В этот период, как отмечали исследователи, их торгово-экономические взаимоотношения находились на стадии становления. Период их расцвета пришелся на ^П-К вв. н.э. [5, с. 66].

О форме экономических связей мордвы с салтовским и северокавказским миром в археологической литературе имеется ряд предположений. А. П. Смирнов считает, что отдельные мордовские изделия напоминают предметы могильников салтовско-го типа [6, с. 156].

Близость территории Хазарского Каганата и Волжской Булгарии в состав которой входили и аланские племена, предполагала постоянные двусторонние экономические контакты двух народов. В этот период рос импорт на мордовские земли аланских изделий, среди которых особое место занимало оружие: сабли, боевые топоры-чеканы; предметы конского снаряжения (удила, стремена, уздечные наборы); боевые пояса; украшения женского костюма и амулеты.

Довольно частой находкой в мордовских могильниках являются аланские сабли. Например, только четыре сабли были найдены во Втором Старобадиков-ском могильнике [20, с. 112], Пановском, Крюковско-Куженовском и других погребальных памятниках [9, табл. XXIV, рис. 5; 27, рис. 1-3]. Все они, по мнению специалистов, являются оружием аланского образца и относятся к типу слабоизогнутых короткоконечных [14, с. 134]. Аналогичное

оружие встречалось в мужских погребениях Дмитровского и Салтовского могильников [21, с. 157].

К аланскому импорту на территорию расселения мордовских племен следует отнести отдельные виды боевых топоров. Это оружие использовалось в ближнем бою, наибольшей популярностью пользовалось у северокавказских алан и жителей лесостепного Подо-нья. Боевые топоры-чеканы в этих регионах, по мнению С. А. Плетневой, получили развитие в VIII в. с расцветом салтово-маяцкой культуры [21, с. 158]. В то же время они распространялись и среди мордовского населения. Они встречаются практически во всех погребальных памятниках мордвы VIП-XI вв.

К числу оружия, которое встречается в мордовских древностях, относятся боевые кожаные пояса, которые украшались разнообразными по форме бляшками: сердцевидными, цветкообразными, круглыми, четырехугольными и др. Поясные бляшки дополнительно украшались орнаментом с различными мотивами: растительными и геометрическими узорами, изображениями людей и зверей. Воинские пояса имели подвесные колодки, которые имели стандартные формы: самоварчики, петли с фигурным кольцом и др. Подобные пояса с таким набором бляшек и колодок характерны только для известных воинов, которые заметно отличались от поясов рядовых людей. Остатки подобных поясов довольно часто встречались в мордовских могильниках VIII-XI вв., особенно широко они распространены в памятниках среднего течения Цны и бассейна Мокши [27, табл. 7, рис. 9; табл. 45, рис. 11].

В снаряжении верхового коня также встречались предметы аланского типа. К их

Детали поясного ремня

числу относятся удила с S-образными и с прямыми (гвоздевидными) псалиями, которые стали проникать на мордовскую территорию еще в армиевское время (VII в. н. э.). Их находили в мордовских древностях Примокшанья, Притешья, а также в бассейне среднего течения Цны. Исследователи склонны считать, что подобные удила были широко распространены в памятниках VII-IX вв. и особенно характерны для салтов-ского мира.

Из этого региона на мордовские земли поступали и стремена, особенно восьмер-

кообразные и прямоугольно-овальные. Они были обнаружены в тех же памятниках, что и удила с S-образными псалиями, которые являются типичными атрибутами конского снаряжения.

Кроме оружия и снаряжения верхового коня, из северокавказского региона поставляли украшения женского и мужского костюмов. Особенно выделялись мужские серьги. Они представляли собой овальные кольца и стержни с одним или несколькими шариками внизу. Следует отметить, что серьги чаще встречаются в мокшанских

12 0 3 I-1-■_.

Аланские, арабские, булгарские изделия: 1 - сабля; 2 - боевой топор; 3-4 обломки браслета; 5 - серьга; 6 - амулет; 7 - ожерелье из бус; 8 - подвеска-самоварчик; 9 - бронзовое ведерко; 10 - подвеска; 11 - солярная подвеска;

12 - надпись на ведерке

памятниках, чем в эрзянских. Этот факт можно объяснить близостью земель мокши к территории проживания алан Подонья и Северного Кавказа, где формировались основные формы подобного украшения.

К предметам экономических связей с аланскими племенами относятся находки

на мордовской земле копоушек и амулетов: литые двуглавые верблюды, солярные знаки в виде кольца с лучами-спицами (крест в круге). Он широко распространен, символизирует связь земного огня и солнца. Эти знаки были распространены по всей территории расселения мордовских племен.

В конце I тысячелетия н. э. в мордовской торговле значительное место занимала связь с Арабским Востоком. Эти взаимоотношения усиливаются с образованием на Волге булгарского государства. При перемещении торговых путей на Волгу города Волжской Булгарии стали перевалочными пунктами восточных товаров. К предметам взаимоотношений с Востоком прежде всего следует отнести найденные на территории расселения мордвы арабские монеты. Монеты найдены у села Знаменское в Пензенской обл. [22, с. 10]. Единичные монеты встречены в погребениях Крюковско-Кужновского могильника. Монета была найдена на зубах, чеканена в г. Куфе близ Багдада, в царствование Халифа Аль Мансура [10, с. 70, 71]. Семь серебряных арабских монет найдено в Лядинском могильнике [8, табл. 2-3]. Они имели по две дырочки, видимо, употреблялись в качестве подвесок, но положены в погребение как монеты. При зачистке захоронения они обнаружены у кисти левой руки. Пять арабских дирхем были найдены в погребениях Шокшинского могильника: Исмаил бен Ахмед, аш Шан, 899 г., Наср бен Ахмед, Самарканд, 940-941 г.

Две монеты: Наср ибн-Ахмед с именем халифа Мухтадира, вторая - подражание Наср ибн-Ахмет, халиф Мухтадира. Еще один дирхем был найден у левого плеча. Он представляет собой грубое нечитаемое подражание [33, с. 31]. Дирхем с дырочкой, который использовался в качестве привески, был найден в погребениях Заречное II. По мнению Г. А. Федорова-Давыдова, эта монета относится ко времени Насра ибн-Ахмеда (941-943). Арабский дирхем был найден также в погребениях Стексово II, могильника в бассейне р. Теши [13, с. 54-114].

Арабские монеты IX-X вв. найдены в Саранском и Мокшанском уездах бывшей Пензенской губернии [9, с. 164]. Около 300 арабских и золотоордынских монет (К^^ вв.) обнаружены у с. Нороватова Темниковского уезда в 1896 г. [9, с. 164].

О торговых связях с Востоком свидетельствуют и некоторые вещи. Изделием

арабских ремесленников следует считать бронзовое ведро, найденное в погребении № 90 Лядинского могильника. На сосуде в его верхней части и на ручке сделана надпись на арабском языке. По сообщению В. Г. Тизенгаузена Ястребову, надпись означала: «Во имя Аллаха милосердного ми-лостливого (да будет) над обладателем его (сосуда) благодать божья, и счастье, и слава, и благополучие, и благоденствие». Подобная, но несколько упрощенная надпись имеется и на ручке ведра: «Благодать, и счастье, и радость, и слава, и долгоденствие (да будет) над обладателем его» [34, с. 13].

К вещам, привезенным с Арабского Востока, видимо, следует отнести шелковую ткань, найденную в погребениях Крюковско-Кужновского [10, с. 50] и II Жу-равкинского могильников [18, с. 73].

Об экономических связях Востока и территории, населенной мордовским населением, свидетельствуют и письменные источники и сообщения арабских писателей (Ибн Русте, Ибн-Хаукаля, Беркри). Они отмечали, что Среднее Поволжье вело с их странами очень оживленную торговлю [19, с. 132].

В домонгольское время важную роль во взаимоотношениях Среднего Поволжья с арабским миром и другими народами играли волжские булгары. Их города: Болгар, Сувар, Биляр - были важнейшими ремесленными и торговыми центрами, куда стекались торговые люди с Юга, Востока и Запада. По сути, они сосредоточивали в себя всю торговлю в Среднем Поволжье. Булгарские торговые фактории создавались на Волге, в устье Оки. По сведениям В. Н. Татищева, они возникали на землях мордвы задолго до основания Нижнего Новгорода (1221 г.) [28, с. 428]. Об этом свидетельствуют находки булгарских монет X в. на месте этих факторий. Некоторые предметы, найденные в мордовских памятниках, являются изделиями мастеров Волжской Булгарии. К ним относятся, например, отдельные типы земледельческих орудий (плужные резаки с загнутым лезвием, сер-

Славянские изделия VIII-XI вв. в мордовских памятниках: 1-4 мечи; 5 - пояс и поясной набор

пы с коротким черенком), серебряные бусы с зернью, кресала, детали от колчана, глиняная гончарная посуда и др. Многие города Волжской Булгарии были не только экономическими центрами, но и транзитными пунктами торговли с народами Западной Европы и Арабского Востока.

Особую роль в экономической и культурной жизни средневековой мордвы играло Древнерусское государство.

Впервые славянские племена столкнулись с мордвой, видимо, в середине I тысячелетия н. э. А. П. Смирнов предполагает, что в середине I тысячелетия н. э. в мордов-

Изделия русских мастеров: 1 - височная подвеска; 2 - горшок; 3 - шиферное пряслице; 4 - фубула; 5-6 - перстни; 7 - лунница;

8-10 - браслеты

ские земли проникли отдельные, весьма редкие, немногочисленные группы славян, но начиная с середины I тысячелетия н. э. они поселились в гуще мордовского населения и слились с аборигенами края [26, с. 155]. Это предположение подтверждается многочисленными находками славянских вещей в памятниках древней мордвы. В памятниках V-VII вв. до н. э. славянские вещи единичны.

В конце I - начале II тысячелетия н. э. приток славянских ремесленных изделий усиливался. Изделиями древнерусских ремесленников следует считать шиферные пряслица, центром изготовления которых является Овруч [24, с. 190]. У мордвы они обнаружены практически во всех памятниках домонгольского периода. Часто в этих древностях встречаются подвески -

Иконка с изобра- Иконка

жением с изображением

Богоматери святых Бориса и Глеба

лунницы, характерные для русского наряда. Например, лунница из Томниковского могильника имеет на поверхности узор в виде завитков, напоминающий углубления, сделанные для инкрустации или нанесения эмали. Эти изделия постоянно встречаются в славянских древностях: в памятниках Чернигова [24, с. 104], а также на городище Титчиха [16, рис. 42].

Привезенными из русских земель являются широкосерединные перстни. А. В. Арциховский считает их изделиями славянских мастеров. Он отмечает, что их частые находки зафиксированы в древних памятниках вятичей и при раскопках Старой Рязани [3, с. 81].

Изделиями древнерусских мастеров являются найденные в погребении 507 Крюковско-Кужновского могильника семи-лучевые височные кольца с ложной зернью [10, табл. 14, рис. 8; табл. 22, рис. 3].

Подобные украшения, по определению Л. В. Арциховского и Б. А. Рыбакова, характерны для радимичей. Форма семилучевого кольца была известна в различных районах Руси в Х-ХП вв. Широкое распространение она получила лишь на территории потомков радимичей, но уже в упрощенном виде [12, с. 28]. Аналогичные кольца известны в материалах городища Титчиха курганов XXI вв. Владимирской обл. и в культурном слое XII в. древнего Новгорода [12, с. 28].

В мордовских древностях в большом количестве встречаются разноцветные сте-

клянные бусы. По вопросу и о месте их производства в научной литературе существует ряд предположений. Одни исследователи считают, что такие бусы были привезены из стран Востока. Другие, например, М. В. Фехнер, полагают, что в Древней Руси существовало «собственное производство этого вида украшений» [29, с. 156]. Особенно посеребряные бусы, которые характерны для вятичей [3, с. 31]. В любом случае подобные изделия на территорию расселения мордвы попали в результате торговых связей.

В мордовских памятниках встречаются стеклянные браслеты, широко известные в материалах древнерусских городищ домонгольского периода. Обломок ложновитого стеклянного браслета был найден в погребении № 22 Мордпаркинского могильника. Местом производства подобных браслетов является Киев и считаются изделиями русских ювелиров [9, с. 159].

К числу других предметов русских ремесленников этого периода следует отнести широкосерединные «усатые» перстни и витые браслеты, а также бытовые предметы - гончарную керамику, найденную в мордовских могильниках среднего течения Цны (Пановский, Крюковско-Кужновский, Лядинский) и р. Мокши (Кельгининский).

Особо следует выделить находки в мордовских памятниках изделий русских оружейников - мечей и боевых поясов. На территории современной Мордовии известны находки четырех мечей (у с. Лаврентьево, Пурдошки - Темниковский район, Шок-шинском могильнике - Теньгушевский район, Второй Журавкинский могильник -Зубово-Полянский район).

Большой интерес представляет меч из разрушенного Пурдошанского могильника, особенно его бронзовая рукоять. Она изготовлена способом литья и богато украшена растительным орнаментом. На навершии изображена сова. По мнению отдельных исследователей, этот рисунок-символ -связан с раннесредневековым анималистическим искусством Центральной и Северной Европы [2, с. 145]. По определению

А. Н. Кирпичникова, рукоять пурдошан-ского меча изготовлена киевскими оружейниками и датируется X в. [2, с. 145]. Древнерусское происхождение этих мечей отмечали и другие исследователи. Этот шедевр ювелирного мастерства имеет полную аналогию с мечом, который хранится в Киевском краеведческом музее. Всего сходных мечей найдено не более десятка: из Киева, Житомирской, Хмельницкой областей, Старой Рязани, Литвы, из Калининграда и три - из Финляндии [2, с. 145].

Мечи из Шокшинского могильника и Лаврентьева с маркой ШШегЫ: были широко распространены в Северной и Восточной Европе в X в.

На территории Мордовии известны другие находки мечей западных типов, например, меч X в. из Журавкинского могильника.

Находки каролингских мечей на территории Мордовии можно связать с проникновением западных товаров из Киевской Руси в результате торговых отношений, а, возможно, с продвижением русского населения на Восток.

Русский импорт на территории мордвы представляют и культовые предметы - нательные крестики и иконки. Например, в мужском захоронении № 16 могильника Заречное II найдена нательная иконка. Вся композиция, состоящая из поясного изображения Богоматери с младенцем на руках, повернута вправо. Подобные предметы встречены в русском городе Ярополч-Залесский. М. В. Седова указывает, что изображение на них относится по типу к «Умилению Петровскому (или Корсун-скому)» и что аналогичные иконки кроме Ярополча, известны еще в семи пунктах. Отлиты они в двух литейных формах. Восемь иконок из девяти найдены в пределах Владимиро-Суздальской земли [13, с. 37]. На территории расселения мордвы обнаружена круглая нательная иконка поясного изображения Бориса и Глеба. Подобные иконки обнаружены в культурном слое древнего Новгорода [25, с. 195]. Два литых

крестика обнаружены в погребениях Мор-довскопаркинского могильника, а также в других регионах древнего расселения мордовских племен.

Следует отметить, что эти культовые предметы не были связаны с религиозными верованиями мордвы. Они использовались в качестве украшений и располагались в области пояса.

В ходе раскопок Кельгининского могильника в погребении и в поздней хозяйственной яме были обнаружены подвески со значками Рюриковичей. Они представляют собой литые бронзовые пластинки трапециевидной формы, покрытые с обеих сторон оловянно-свинцовым сплавом. На одной из сторон находится рельефный рисунок в виде трезубца. Знак, находящийся на обратных сторонах подвесок, стилистически напоминает трезубец Владимира Святославича. Подобные знаки встречались в Новгороде, Белгороде, в окрестностях Киева, в курганах близ Старой Ладоги, в Латвии и Прикамье [4, с. 6].

Большинство исследователей считают, что эти подвески выдавались должностным лицам, которые выступали от имени тех князей, чьи знаки изображались на подвесках. По нашем мнению, эти бляшки не являлись должностными знаками. Во-первых, они очень малы по размерам и изготовлены из дешевого металла. Во-вторых, должностные знаки выдавались на время исполнения обязанностей, т. е. могли передаваться другим лицам. В-третьих, подвески найдены в бедных инвентарем погребениях. Скорее всего, эти подвески служили в качестве пломб княжеских товаров в ходе торговых сделок. На это косвенно указывает договор от 1006 г., заключенный между Киевской Русью и Волжской Булгарией о торговле в землях по Волге и Оке.

Очень мало археологических материалов, свидетельствующих о мордовском экспорте. Видимо, основной статьей внешней торговли были продукты земледелия и животноводства, охоты, рыболовства

и бортничества. Сведения о вывозе подобной продукции находим в сочинениях средневековых авторов. Например, Гильом Рубрук (середина XIII в.) отмечал, что «к северу за Танаидом (Дон) в лесах живут два рода людей, среди них моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. У них в изобилии имеются свиньи, воск, мед и меха». Он писал также, что из мордовских земель на Восток вывозились в большом количестве «дорогие меха разного рода, которых я никогда не видел в наших странах». По свидетельству Ру-брука, купец, приехавший к мордве, окружался особой заботой, «пока тот пожелает побыть в их среде» [Цит. по: 9, с. 156]. В разрушенном погребении Дубровского могильника (Ичалковский район Республики Мордовия) XI-XШ вв., кроме бортных топоров, выявлен круг воска. Диаметр круга 20 см, толщина 2 см. В центре имелось отверстие. Несомненно, эти круги воска предназначались для продажи.

Можно предположить, что, кроме продуктов земледелия и промыслов, мордва вывозила в соседние регионы и ювелирные изделия. Так, например, мордовские украшения были найдены в Салтовском могильнике [21, рис. 47, 9]. Мордовские изделия имеются и в памятниках волжских булгар - бутыльчатые, конусовидные, звездчатые подвески, ажурные привески, про-низки и спиральные браслеты. В большом количестве эти украшения представлены в погребениях Танкеевского могильника [11, табл. 10, рис. 2, 3, 9; табл. 16, рис. 6, 10].

Мордовский экспорт лучше представлен в восточнославянских древностях в памятниках Приднепровья, Ярославского Поволжья, Владимирских и Смоленских курганах. Здесь были найдены серповидные гривны с трапециевидными подвесками, ажурные шумящие привески с четырехугольным и цилиндрическим щитками и другие украшения. При раскопках городища Старая Рязань среди вещевого материала обнаружены бронзовые сюлгамы, спиральные браслеты и налобные венчики [32,

рис. 1-10, 13-15], характерные для мордовского населения.

Весь перечисленный материал, несомненно, говорит о значительных торговых и культурных связях древней мордвы с соседними племенами и государствами, особенно с Древней Русью.

Значительное место в торговых отношениях занимают торговые пути. Письменные источники дают мало сведений об этих путях. Важным и хорошо организованным был путь из Киева в Булгар на Волге. Он был разделен на 20 станций, расположенных примерно на расстоянии 70 км. По русским землям на Восток путь шел через такие города-станции: Киев-городище на Супое - Прилук - Ромен - Вырь - далее безымянные городища по направлению к Дону. По мнению Б. А. Рыбакова, десятая станция, приходящая на середину пути между Булгаром и Киевом, находилась где-то у Дона, южнее Воронежа. Здесь, по восточным источникам (Джейхани, Идриси), находилась восточная граница Руси [25, с. 85]. Восточные торговцы, двигавшиеся из Булгара на запад, сначала преодолевали пустынные мордовские леса и луговины, а затем оказывались на Дону, где эта сухопутная дорога пересекалась с донским речным путем [25, с. 85].

По данным первой половины XIII в., сухопутный путь соединял Суздаль и Булгары. Этот северный путь, который упоминается в источниках XV века [9, с. 161], проходил через мордовские земли.

Несомненно, важнейшими торговыми путями были р. Волга, Ока, Цна, Сура, Мокша и их притоки. Об этом свидетельствуют находки кладов монет, оружия и других предметов, которые располагались в основном на речных торговых путях.

Таким образом, археологический и нумизматический материал и письменные источники позволяют выделить основные направления экономических контактов, среди которых особое место занимали торговые отношения и культурные связи с древнерусским народом. Будучи ближайшими соседя-

ми древней мордвы, славянские племена не только обменивались с ней ремесленными изделиями, но и селились в гуще мордов-

ского населения, обогащая культуру двух народов и создавал условия для дальнейшего развития мордовского этноса [1].

Библиографический список

1. Арсентьев Н. М. Средневековый кризис развития мордовского этноса / Н. М. Арсентьев,

B. И. Вихляев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2011. - № 3. - С. 25- 29.

2. Артемова В. Д. Два меча XI в. из Темниковского Примокшанья / В. Д. Артемова, В. И. Шитов // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1992. - С. 143-150.

3. Арциховский А. В. Курганы вятичей / А. В. Арциховский. - М., 1930. - 221 с.

4. Беговаткин А. А. Подвески со знаками Рюриковичей из Кельгиниского могильника в Мордовии / А. А. Беговаткин, В. И. Вихляев // Краевед. записки. - Саранск, 2004. -

C. 6-11.

5. Вихляев В. И. Культурные связи сурско-цнинской мордвы с алнскими племенами Северного Кавказа и Дона во второй половине I тысячелетия н. э. / В. И. Вихляев // Тр. МНИИЯЛИЭ. -Саранск, 1974. - Вып. 45. - С. 57-69.

6. Генинг В. Ф. Ранние булгары на Волге / В. Ф. Генинг, А. Х. Халиков. - М., 1964. - 200 с.

7. Гольмстен В. В. О мордовском феодализме / В. В. Гольмстен, Е. И. Горюнова // Краткие сообщения Института материальной культуры. - М., - 1940. - Вып. 8. - С. 42-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Древности мордовского народа : альбом. - Саранск, 1941. - 161 с.

9. Жиганов М. Ф. Из истории ремесла, домашнего производства и торговых связей мордвы в XШ-XVI вв. / М. Ф. Жиганов // Археол. сб. - Саранск, 1959. - № 2. -С. 138—168.

10. Иванов П. П. Материалы по истории мордвы VШ-XI вв. / П. П. Иванов. - Моршанск, 1952. -232 с.

11. Казаков Е. П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника / Е. П. Казаков // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. - Казань, 1971. - Вып. 1. -С. 94-155.

12. Левашова В. П. Височные кольца / В. П. Левашова // Тр. Гос. ист. музея. - М., 1967. -Вып. 43. - С. 7-54.

13. Мартьянов В. Н. Арзамасская мордва в I - начале II тысячелетия / В. Н. Мартьянов. -Арзамас, 2001. - 322 с.

14. Мерперт Н. Я. Из истории оружия племен Восточной Европы в Раннем Средневековье / Н. Я. Мерперт // Сов. археология, 1955. - № 23. - С. 131-168.

15. Монгайт А. А. Абу Хамид Аль Гарнати и его путешествия в русские земли 1150-1163 гг. / А. А. Монгайт // История СССР. - 1959. - № 1. - С. 169-181.

16. Москаленко А. Н. Городище Титчиха / А. Н. Москаленко. - Воронеж, 1965. - 308 с.

17. Перетяткович Г. И. Поволжье в XV-XVI вв. / Г. И. Перетяткович. - М., 1887. - 331 с.

18. Петербургский И. М. Второй Журавкинский могильник / И. М. Петербургский // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1979. - Вып. 63. - С. 57-102.

19. Петербургский И. М. К вопросу об экономических связях мордвы в I - начале II тысячелетия нашей эры / И. М. Петербургский // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1976. - Вып. 52. -С. 127-146.

20. Петербургский И. М. Материальная и духовная культура мордвы в VШ-X вв. - Саранск, 2011. - 408 с.

21. Плетнева С. А. От кочевий к городам / С. А. Плетнева // МИА. - М., 1967. - № 142. - 195 с.

22. Полесских М. Р. Археологические памятники Пензенской области / М. Р. Полесских. - Пенза, 1970. - 158 с.

23. Романов Б. А. Деньги и денежное обращение / Б. А. Романов // История культуры древней Руси : в 2 т. - М., 1948. - Т. 1. - С. 370-396.

24. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М., 1948. - 792 с.

25. Рыбаков Б. А. Мир истории / Б. А. Рыбаков. - М., 1984. - 350 с.

26. Смирнов А. П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья / А. П. Смирнов // МИА. - М., 1952. - № 28. - 276 с.

27. Среднецнинская мордва VШ-XI вв. - Саранск, 1969. - 175 с.

28. Татищев В. Н. История российская с древних времен : в 5 кн. / В. Н. Татищев. - М., 1774. -Кн. 3. - 428 с.

29. Фехнер М. В. К вопросу об экономических связях древнерусской деревни / М. В. Ферхнер // Тр. Гос. ист. музея. - М., 1959. - Вып. 33. - С. 149-224.

30. Хвощев А. А. Очерки по истории пензенского края / А. А. Хвощев. - Пенза, 1922. - 150 с.

31. Цыганов Н. Ф. Заметки о древнемордовской денежной единице / Н. Ф. Цыганов // Записки МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1947. - № 9. - С. 137-146.

32. Циркин А. В. Русско-мордовские отношения в X-XIII вв. / А. В. Циркин. - Саранск, 1968. -111 с.

33. Шитов В. Н. Шокшинский могильник : два погребения с монетами / В. Н. Шитов // Тр. МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1990. - Вып. 99. - С. 21-26.

34. Ястребов В. Н. Лядинский и Томниковский могильники / В. Н. Ястребов // Материалы по археологии России. - СПб., 1893. - № 10. - С. 3-14.

Поступила в редакцию 02.07.2013.

сведения об авторе

Петербургский иван митрофанович - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: исследование проблем археологии Мордовии и этноархе-ологии Волго-Окского междуречья. Автор более 150 научных и учебно-методических работ, в том числе 13 монографий (7 в соавторстве), 3 учебных пособий (в соавторстве). тел.: (8342) 29-07-94 E-mail: kaf_dor@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.