ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ КАК ОСНОВА ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ АВСТРАЛИЕЙ И КНР
© Буденкова А.В/
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
В отдельные периоды истории экономические отношения между Австралией и КНР развивались кардинально противоположно, а иногда вопреки политическим. Тем не менее, именно торгово-экономические связи стали основой политических, военно-стратегических и гуманитарных отношений между государствами.
Исторически складывается так, что первые контакты между странами относятся именно к торговым контактам, что предшествует установлению дипломатических отношений. Официально история австралийско-китайских отношений ведет начало с прибытия первого китайского консула в Мельбурн в начале ХХ века, в 1909 г., затем лишь в 1921 г. в Китае австралийцы учредили с помощью торгового комиссионера свое первое представительство, которое было распущено на следующий же год.
Первая австралийская дипломатическая миссия в Китае открылась в 1941 г, но закрылась через 8 лет в связи с победой коммунистов и образованием Китайской народной республики (КНР) в 1949 г. В отличие от Великобритании и азиатских членов Содружества (Индии, Пакистана и Цейлона). Австралия не признала КНР, хотя лейбористское правительство в последние годы пребывания у власти собиралось сделать это по примеру Британии. Лейбористы не стали рисковать перед выборами, а либерально-аграрная коалиция, пришедшая к власти после Австралийской лейбористской партии (АЛП), придерживалась в отношении Китая тактики «без чрезмерной поспешности». Министр иностранных дел Перси Спендер выдвинул программу постепенного изменения отношений с Китаем: первый этап - прекращение дипломатических отношений с тайваньским режимом, второй - признание КНР. Следуя этой программе австралийское посольство, аккредитованное при правительстве Чан Кайши, было отозвано. Однако война в Корее привела к изменениям позиции Австралии в отношении Китая. Китай стал фигурировать в качестве главной угрозы безопасности Австралии, в ноябре 1953 г. Ричард Кейси, приемник П. Спендера на посту министра иностранных дел, в ноябре 1953 г. заявил, что «в настоящих условиях признание Китая или его участие в ООН не могут даже рассматриваться» [5, С. 111].
♦ Доцент кафедры Делового иностранного языка - 2, кандидат исторических наук
Несомненно, позиция Австралийского Союза в отношении КНР была подвержена влиянию США, но нельзя не упомянуть о том, что австралийское правительство и в положении союзника Соединенных штатов при обострении американо-китайских отношений пыталось проявлять определенную сдержанность. В сентябре 1958 г. премьер-министр Австралии Роберт Мензис официально заявил, что обязательства Австралии в рамках АНЗЮС не распространяются на Тайвань. Такой «осторожный» подход к кризису в Формозском проливе со стороны Австралии был обусловлен не только стратегическими интересами, но и торгово-экономическими, поскольку отказ от установления нормальных отношений с КНР наносил прямой ущерб внешнеторговым интересам страны. Австралийские экспортеры шерсти и другой сельскохозяйственной продукции, а также промышленники проявляли большую заинтересованность в китайском рынке. Они оказывали серьезное давление на правительство, требуя признания КНР. В свою очередь, когда стали очевидными изменения тона австралийского правительства в отношении Китая, США выказали резкое недовольство и оказали некоторое давление, в результате в августе 1959 г. Р. Кейси заявил, что признание Пекина, несомненно, глубоко повлияло бы на австрало-американские отношения, поэтому правительство воздерживается от этого шага.
В 1960-е годы КНР стала одним из наиболее значимых для Австралийского Союза рынков сбыта. Если в период с 1954-1955 гг. экспорт в Восточную Европу и КНР составлял 28449000 австралийских долларов, то в период с 1964-1965 гг. - 246908000 австралийских долларов [3, Р. 503504]. Еще большую значимость этому рынку сбыта придало то, что Китай импортировал преимущественно сельскохозяйственную продукцию, в частности пшеницу. В период с 1960 по 1969 г. КНР закупила в Австралии более 800 млн. бушелей пшеницы на сумму более 1 млрд. австралийских долларов [5, С. 139]. Таким образом, выявилось противоречие между торгово-экономическими интересами страны и политической позицией руководства, связанной преимущественно со стратегическими интересами. Пытаясь разрешить это противоречие правительством Р. Мензиса был выдвинут тезис о независимости экономических связей от политических отношений. Это означало проведение в отношении КНР двух параллельных курсов: в политической сфере - непризнание и противостояние, а в экономической - развитие австралийско-китайских связей. Кроме влияния на позицию австралийского Союза американо-китайских отношений, позиция самого Китая, точнее политика, проводимая им в Юго-Восточной Азии (китайско-индийский конфликт 1962 г., взрыв в Китае атомного устройства в 1964 г.), сдерживали смягчение политических отношений между Австралией и КНР.
Такое положение в политической сфере не препятствовало развитию торговли между странами, особенно пшеницей. Однако в 1971 г. китайское правительство отказало в обновлении контракта с Австралийским советом по пшенице (Australian Wheat Board). Это было одной из причин, которая подвигла австралийских лидеров к переговорам с Китаем, начавшимся с визита Гофа Уитлема, лидера оппозиции, и делегации от АЛП в Китай в июле 1971 г. Другой немаловажной причиной было признание КНР Канадой в октябре 1970 г. и то, что «канадская торговая миссия получила заверения в том, что признающие (имеется в виду «признающие КНР» - прим. автора) страны, такие как Канада, получат торговые преференции от Китая» [4, С. 328]. Однако самым существенным является то, что с 1971г. начинается нормализация американо-китайских отношений. Визит президента США Р. Никсона в феврале 1972 г. в Пекин и американский провал во Вьетнаме фактически дали многим странам, включая Австралию, возможность свежего старта с Китаем. Был дан зеленый свет установлению дипломатических отношений между КНР и такими странами как Канада, Япония, и еще 9 европейскими странами, включая Германию.
Почти стразу же после вступления Гофа Уитлема на пост премьер-министра Австралии, 21 декабря 1972 г. в Париже было подписано совместное коммюнике между Австралийским Союзом и КНР, в соответствии с которым «австралийское правительство признает правительство Китайской народной республики в качестве единственного законного правительства Китая...» [4, С. 331]. В апреле 1973 г. Стефан Фицджеральд был назначен первым австралийским послом в КНР, а в ноябре 1973 г. состоялся первый официальный визит премьер-министра Австралии Г. Уитле-ма в КНР. Первым председателем компартии Китая, который посетил Австралию в сентябре 1999 г., был Цзянь Цземин.
Развитие отношений между Австралией и КНР на дипломатическом уровне отразилось и на динамике торгово-экономических отношений. В период пребывания у власти Г. Уитлема последовало не только оживление торговли зерном, а в 1973 г. было заключено первое долгосрочное соглашение о поставках зерна между Австралией и КНР. Более того, в 1972-1975 гг. была заложена основа огромного расширения торговли в будущем. Еще до заключения договора, в 1973 г. был учрежден Австрало-Китайский комитет по деловому сотрудничеству. Джим Каирнс возглавил торговую миссию в Китай в мае, а в июле представители 2 правительств подписали торговое соглашение, которое оговаривало «пробное обсуждение долгосрочных товарных договоров». Ассортимент товаров, экспортируемых в Китай, расширился, включив не только товары первичного производства, такие как сахар, но так же такие как железная руда. Именно соглашение о торговле 1973 года стало базовым для дальнейшего расши-
рения и упрочения двусторонних торгово-экономических отношений между Австралией и КНР.
После прихода к власти либерально-аграрной коалиции в 1975 г. новый премьер-министр Малколм Фрейзер продолжил в отношении Китая политику, начатую Г. Уитлемом. Торговые делегации из Австралии посещали Китай и наоборот. Соглашение о поставках сахара было подписано в июле 1980 г., продажи железной руды достигли значительных пропорций, так же постоянно расширялся и ассортимент поставляемых товаров. Однако необходимо отметить, что впервые были заключены соглашения, действие которых лежало вне сферы торговли. В 1979 г. между «Австра-лиан Рэди Миксд Конкрит Лтд.» и китайской компанией было заключено соглашение об организации совместного предприятия по бутовому камню. В ноябре 1978 г. австралийское правительство предложило Китаю кредитную линию на 50 млн. долл., которую КНР принял несколько месяцев спустя. Важно отметить, что Банк Китая впервые вступил в соглашение подобного рода вообще. Среди первых соглашений Австралийского Союза с КНР об оказании помощи было Китайско-австралийское соглашение о техническом сотрудничестве, октябрь 1981 г., в соответствии с которым Австралийское бюро помощи развитию (Australian Development Assistance Bureau) и Министерство экономических отношений с зарубежными странами Китая координировали австралийскую помощь Китаю. Нельзя не упомянуть и соглашение о культурном сотрудничестве между правительством Австралии и Китая, подписанное в том же 1981 году. Таким образом, отношения между Китаем и Австралией значительно совершенствовались на основе, заложенной Г. Уитлемом.
В 1990-е годы произошло значительное укрепление региональных экономических и военно-политических позиций КНР. Благодаря реформе, начатой в конце 1978 г. под руководством лидера компартии Китая Дэн Сяопина (1904-1997), китайская экономика вышла из кризиса. К середине 1980-х годов в стране была решена продовольственная проблема, а к началу 1990-х годов КНР стала одним из крупных мировых экспортеров.
Огромным резким скачком правительства Роберта Хоука, занявшего пост премьер-министра в 1983 г., было форсирование экономических отношений с КНР. Это очевидно из того, что после визита китайского премьер-министра Цзао Цзиянга австралийский департамент торговли начал реализацию плана действий Австралии и Китая, который среди прочих был нацелен на увеличение двусторонней торговли и торгового баланса, а также максимизацию возможностей инвестирования и технологических обменов между двумя странами. В 1984 г. между правительством Австралии и правительством КНР был подписан целый ряд соглашений, среди которых соглашение по сотрудничеству в области сельского хозяйства, соглашение относительно гражданского авиационного транспорта, согла-
шение по экономическому и техническому сотрудничеству в сталелитейной отрасли и железной металлургии. При Р. Хоуке торговля разрослась неимоверно. Впервые в 1984-1985 финансовом году австралийский экспорт в Китай превысил планку в 1 млрд. долл. (австралийских) [2, С. 182]. Тем не менее, не смотря на попытки расширить ассортимент китайских товаров, пригодных для продажи в Австралию, торговля оставалась достаточно несбалансированной. Что касается «железной и стальной инициативы», то в 1983 г. китайцы выиграли свои первые контракты на морское бурение нефтяных скважин, и австралийские компании были членами консорциума, привлеченного к этому. В мае 1985 г. Китай подписал свой первый контракт с зарубежным консорциумом на бурение нефтяных скважин на побережье. Зарубежной стороной, с которой был заключен контракт, была группа австралийских компаний, а перспективная область на острове Хайнань, на юго-востоке Китая.
На сегодняшний день Китай является первым по важности торговым партнером Австралии. Доля КНР в двусторонней торговле Австралии составила в 2007-2008 гг. 13,2 % (доля Японии - 12,3 %, США - 10,3 %, Сингапура - 5,8 %, Великобритании - 5,3 %). В Китай стал вторым по значению экспортным рынком для Австралии после Японии и занял первое место в качестве источника товарного импорта, опередив США и Японию в 2007-2008 гг. Австралия в свою очередь тоже укрепила свои позиции на китайском рынке. Если в 2003 г. Австралия занимала 11 место среди импортеров в КНР, то в 2007 г. австралийским экспортерам удалось выйти на 7 место, что является немаловажным достижением, учитывая жесткую конкуренцию с Японией, Южной Кореей, Тайванем, США и другими странами. Основные статьи австралийского товарного экспорта в Китай это железная руда и ее концентраты, шерсть, медная руда и ее концентраты, марганцевая руда и ее концентраты, алюминий, пшеница и сахар, которые в 2007 г. составили около 73 % товарного экспорта в Китай в целом [1]. Таким образом, в конце ХХ - начале ХХ1 вв. благодаря укреплению торгово-экономических связей между Австралией и КНР стали активно развиваться отношения в сферах образования, туризма, научно-технического сотрудничества и обороны.
Список литература:
1. Department of Foreign Affairs and Trade. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.dfat.au.
2. In Pursuit of International Interests: Australian Foreign Policy in 1990-s. Sydney, 1988. - 280 p.
3. Millar T.B. Australia in Peace and War. External Relations 1788-1977. Appendix D: Trade Statistics. - NY., 1978. - 578 p.
4. Whitlam Gough, Sino-Australian Diplomatie Relations 1972-2002 // Australian Journal of International Affairs. - 2002. - Vol. 56. - № 3. - Р. 323336.
5. Лебедев И. А. Внешняя политика Австралии (1939-1974). - М., 1975. - 296 с.
ТУРИСТСКИЙ СПРОС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
© Волков С.К/
Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград
Глобальный экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года, стал настоящим испытанием не только для простых людей, но и практически для всех отраслей народного хозяйства. Мировая индустрия туризма и гостеприимства не стала исключением.
Кризис является естественной фазой развития любой системы, в том числе и экономической. Мировой финансовый кризис ставший продолжением ипотечного кризиса в США, по мнению многих экспертов и аналитиков, является ни чем иным как закономерным циклом экономического развития мировой финансовой системы. Естественным результатом кризиса является повышение уровня безработицы и снижение жизненного уровня населения. Подобная картина наблюдается практически во всех странах мира, в том числе и в России. Миллионы людей уже потеряли работы, а те, кто сохранил, значительно потеряли в заработной плате.
В мировой финансовый кризис оказались вовлечены все отрасли народного хозяйства. Сегодня можно с полной уверенностью заявить, что не осталось ни одной индустрии производственной и непроизводственной сферы деятельности, которая не ощутила бы на себе бремя финансового кризиса. Естественным образом кризис затронул мировую индустрию туризма и гостеприимства, хотя следует признать, что кризис отразился на индустрии туризма в меньшей степени, чем на других отраслях хозяйства. Целью данного исследования является исследование структуры туристского спроса в условиях мирового финансового кризиса.
Теория проблемы такова, что многие специалисты говорят о том, что спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и цен [1, С. 60], поэтому индустрия туризма должна быть в меньшей степени, чем другие отрасли, зависеть от изменения экономической конъюнктуры. В большинстве туристских фирм эта закономерность проявляется на практике. Конец 2008 года не был ознаменован сокращением потребительского спроса на туристские услуги. Туристы охотно
♦ Аспирант кафедры «Мировая экономика и экономическая теория»