ТУРСУНОВА Г.Н.
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ БУХАРЫ И РОССИИ ПОЗДНЕФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА (XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА)
Аннотация. В данной статье автор, используя письменные источники и специальную научную литературу, доказывает, что в центральных городах преддверием возникновения и развития капиталистической промышленности являлось строительство специализированных рынков, базаров, торговых рядов. В связи с этим целью настоящего исследования является раскрытие вопроса о внутренней и внешней торговле и экономических связях одного из крупнейших торгово-ремесленных городов Центральной Азии — Бухары позднефеодального периода на основе нарративных источников на персидском и арабских языках и специальной научной литературы.
Ключевые слова: товарно-денежные отношения, рост внутренней и внешней торговли, центральный город, развитие промышленности и сельского хозяйства в Бухаре, Центральная Азия.
TURSUNOVA G.N.
TRADE-ECONOMIC CONNECTIONS OF BUKHARA AND RUSSIA OF THE LATE FEUDAL PERIOD (19TH - BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES)
Abstract. The author in the present article proves using written sources and special scientific literature that the precursor of the formation and development of capitalist industry in major cities was building specialized markets and market aisles. In relation to this, the purpose of the study of the present article is expanding on the issue of domestic and overseas trade and economic connections of one of the largest trade cities of Central Asia — Bukhara of late feudal period in the light of narrative sources written in the Persian and Arabic languages and special scientific literature. Keywords: product-monetary relations, growth of domestic and overseas trade, a major city, development of industry and agriculture in Bukhara, Central Asia.
Накануне присоединения Средней Азии к России происходило относительное развитие товарно-денежных отношений, разложение феодализма, подготавливалась почва для зарождения и развития капитализма. В период с конца XIX до начала XX века в названных регионах отдельные предприятия перешли к простой капиталистической кооперации, хотя в целом в пределах указанного региона этот переход полностью не завершился до Октябрьской революции. Однако раскрытые нами в процессе исследования реалии свидетельствует о более высоком уровне развития рыночных отношений. В целом зарождение капитализма в Центральной Азии связано с развитием торговли в рассматриваемом регионе, ростом товарно-денежных отношений, в частности, проникновением русского капитала в местную экономику. Развитие производительных сил и производственных отношений посредством роста внутренней и внешней торговли содействовало развитию промышленности и сельского хозяйства в Центральной Азии. В настоящей статье, опираясь на совокупность различных сведений, создана общая картина экономического развития Бухары — позднефеодального города Центральной Азии.
По численности и по общественному весу прослойка города Бухары, занятая в сфере торговли, занимала исключительно большое место в составе населения. По социальному положению торговцы разделялись на крупных купцов (савдогар) и лавочников (дкондор). Среди последних выделялась группа торговцев, называемая тимчи (пассажники), которые имели лавки в наиболее важных торговых центрах города. Низшую ступень в социальной иерархии занимали многочисленные хозяева мелочных лавок — бавдол. Ещё ниже стояли торговцы вразнос.
ТУРСУНОВА Г.Н.
_ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВСШ БУХАРЫ И РОССИИ ПОЗДИЕФЕОДЛЛЫЮЮ ПЕРИОДА (XIX - НАЧАЛА XX ВВ.)_
Переход бухарской торговли на капиталистический путь развития вызвал вымирание традиций наследственного занятия торговыми специальностями. Постепенно старые феодальные купцы превратились в представители компрадорской буржуазии. Наследственные купцы отказались от традиционной коммерческой специальности и брались за те отрасли торговли, которые сулили им максимальную прибыль. Они стали совмещать вопреки традициям несколько торговых специальностей, совершенно не связанных друг с другом: торговлю хлопком и каракулем, хлопком и коконами, хлопком и чаем. Выработались своеобразные местные формы организации торгового процесса и определённого разделения труда в торговле. Необходимо было закупать и сбывать товар, вести учёт операций, производить записи, иметь доверенных лиц, которые могли бы от их имени заключать сделки. По обычаю при любой купле-продаже полагалось посредничество маклеров (даллол). Они были неотъемлемыми фигурами в торговых рядах и на базарах: без их участия покупатели, особенно если это были приехавшие на городской рынок сельские жители, обойтись не могли. Роль маклеров повышалась в оптовой закупке — в торговле каракулем, хлопком, коконами и скотом. Даллолы делились на главных и более мелких — в зависимости от объёма сделки.
Размах операций крупных бухарских купцов, которые должны были заключать различные, в том числе кредитные сделки, делал необходимым участие в торговле грамотных, хорошо подготовленных людей — своего рода клерков. Они назывались мирзо (в смысле «писец», «писарь»). Крупные купцы, ведущие оптовую торговлю, имели по несколько мирзо. Один из них исполнял обязанности казначея и доверенного лица бая (мирзои сари санду^ — «клерк у сундука»). Служащий бухарской торговли, участвовавший в кредитных сделках, назывался косид (посредник). Торговля в кредит особенно была развита между различными районами ханства и его столицы [1]. По сведениям наблюдателя жизни и быта населения Средней Азии в последней четверти XIX века Н. Стремоухова, «бухарцы неохотно тотчас же платят за купленный товар, большею частью покупают его в кредит с рассрочкой уплаты, иногда на довольно продолжительное время... В Бухаре продажа происходит большей частью на известный срок без всяких документов — требуется только личное присутствие маклера, ... который назначается от правительства». Лица, взявшие товар в кредит, хотя и не отказываются платить, но платят не в срок или «совершенно не уплачивают, чему главной причиной бывают частые банкротства» [2].
Зачастую сам торговец брал долг с горожанина, но расчёт с должниками из отдельных ви-лоятов производил профессионал-посредник — косид, который брал на себя ответственность за получение долга, когда наступал срок его уплаты. Институт косидов и система расчётов без всяких документов существовали издавна и являлись порождением феодальной торговли. В отличие от неё социальная фигура комиссионера (камиссиё) появилась в связи с возникновением капиталистической торговли. На деньги бая комиссионер закупал в различных районах Центральной Азии товары для экспорта в Россию, получая определённый процент с капитала, которым он оперировал. Сторожа караван-сараев и торговых рядов — саройбон, тимбон, специалисты-упаковщики товаров — борбанд прислуживали купцам и другим категориям торгового люда [1, с. 240-241.].
Основными отраслями бухарской торговли конца XIX — начала XX века являлись продажа и купля каракулевых смушек (пустибарра), хлопка, коконов, тканей, лекарственных товаров и пряностей, изделий из металла, продовольственных продуктов, денег. В рассматриваемый период торговля каракулем была целиком в руках около 30 крупных купцов. Среди них определённое место занимали арабы, жившие в квартале Арабон. Торговлей каракулем занимались также и бухарские эмиры, в частности Ахадхан. По его поручению в районах Карши, Чарджоу и Керки каракуль закупали закотчи — сборщики государственного налога за скот. Приобретённый каракуль обрабатывался (квасился) на месте, затем сортировался и поступал на внутренний и внешний рынки. В самой Бухаре торговля каракулем велась в трёх караван-сараях: Саройипуст, Саройибарра и СаройиУрганджи. В Саройипуст во время сезона образовалась своего рода биржа каракуля. Сюда ежедневно собирались все крупные торговцы, маклеры, закотчи. Многие торговцы скупали каракуль также у себя на дому, где у крупнейших баев имелись конторы склады и помещения для обработки шкурок. В городе совершалась лишь небольшая часть закупок. Основным путём, через который он попадал на бухарский рынок,
была закупка шкурок непосредственно у каракулеводов, в степных районах. Закупки там производились через маклеров, которые, получив от баев под расписку деньги, самостоятельно вступали в деловые отношения с поставщиками [1, с. 241-245].
Маклеры (даллалы) были людьми очень состоятельными. Они образовали корпорацию, возглавляемую аксакалом из их среды. У каждого из них кроме слуг было по два-три и более мирзо. Последние вели записи, иногда держали у себя деньги и по указанию даллала выплачивали за товар.
Крупные торговцы каракулем пользовались услугами обслуживающих их людей не только в Бухаре и районах каракулеводства, но и в России. В крупнейших торговых городах — Москве, Нижнем Новгороде и др. — бухарские купцы имели постоянно связанных с ними комиссионеров, принимавших доставляемый из Бухары товар на хранение и занимавшихся его реализацией. Таким образом, торговля каракулем сочетала в себе черты феодальной коммерции с капиталистическим размахом купли и продажи каракуля в конце XIX — начале XX века.
В период протектората Бухары торговля хлопком превратилась в одну из главных отраслей экспортной торговли ханства: «сбор и вывоз хлопка поглотил в Бухаре всю её прежнюю производительность, заменил прочий весь её вывозной товар: канаус, сусу, выбойку, готовые халаты и даже фрукты» [3]. Торговля хлопком вначале XX века сделалась самой выгодной и наиболее развитой отраслью торговли. По словам О. А. Сухаревой, «эта торговля велась в столь широких размерах, что счёт не на пуды, а на вагоны. Спрос не удовлетворялся скупкой хлопка бухарских туманов и вилоятов, бухарские купцы вторглись со своими операциями и в другие районы: в хлопководческие области Туркмении и в основную область развитого хлопководства — Ферганскую долину» [1, с. 248]. Купцы-хлопковики в своей деятельности при закупке сырца пользовались услугами уполномоченных, которые раздавали крестьянам весной в счёт будущего урожая бунак — ссудную кабалу, что обязывало дехканина продать купцу весь урожай по цене ниже рыночной. Основной вал заготовленного хлопка вывозился в Россию. На потребности местной кустарной промышленности и для бытовых нужд выделялась небольшая часть хлопка.
В Бухаре значительное развитие торговли коконами было обусловлено ростом местного шелкоткачества, которое к концу XIX века совершенно вытеснило в городе производство бумажных тканей [4]. Многие крупнейшие купцы торговлю коконами совмещали с куплей и продажей каракуля или хлопка. Такое рутинное состояние торговли исходило из феодального характера. В сезон скупки коконов в мае-июне ежегодно коконы сначала закупали бухарские шелкоткачи, и только после этого купцы-миллионеры могли приобрести необходимый товар.
В Бухаре изучаемого времени торговля тканями осуществлялась в более четырёхстах лавках, где розничным покупателям предлагались фабричные и кустарные ткани. Большое число маклеров-даллолов обслуживали розничную, а также оптовую торговлю. Крупные купцы с периферийных базаров приезжали в Бухару и нередко забирали у знакомых и знающих их торговцев товары в кредит. Расчёты производились через косидов, являвшиеся активными участниками торговли тканями.
Торговля коврами, различными лекарственными товарами, пряностями являлась ограниченными и особыми отраслями коммерческой деятельности категории торговцев, связанных с ними. Продажа и покупка изделий из металлов производилась либо самими ремесленниками-металлистами, либо богатыми мастерами (в частности, ювелирами), скупщиками (вофурушао — торговавшие чугунными сошниками). Последним принадлежала торговля изделиями из меди и бронзы. Отдельную отрасль составляла торговля оружием и доспехами.
Торговля хлебом, мукой, мясом, овощами, готовыми кушаньями, сластями, чаем и сахаром охватывала большое число торговцев, рядовых продавцов и массы покупателей. Крупные торговцы сухими фруктами скупали их в сельских районах и периферийных городах через скупщиков — комиссионеров и вывозили в Россию вагонами. Они в Бухаре и в других городах назывались вагончи.
Согласно О. А. Сухаревой, мена деньгами составляла важную и своеобразную отрасль торговли. Торговля на рынках налагала весьма специфический колорит на весь облик бухарского рынка конца XIX — начала XX века. Менялы (сарроф) и ростовщики (судхур) являлись ос-
ТУРСУНОВА Г.Н.
_ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВСШ БУХАРЫ И РОССИИ ПОЗДИЕФЕОДАЛЫЮГО ПЕРИОДА (XIX - НАЧАЛА XX ВВ.)_
новными фигурами рынка денег. Некоторые саррофы совмещали ростовщичество с торговлей. Давая деньги в рост, они получали обычно за каждую 1 000 денег по 20 денег в месяц, причём эти 20 денег сразу вычитали из даваемой в долг суммы. Сделки саррофов оформлялись либо личной распиской, либо документом, заверенным у казия. В руках саррофов сосредоточивались громадные капиталы. Помимо своего личного капитала крупнейшие саррофы пользовались банковским кредитом [1, с. 256-257].
Крупные купцы-оптовики (савдогар) составляли особую корпорацию, членами которой оказывались богатые компрадоры, ведущие оптовые операции, включённые в своего рода гильдейскую грамоту — особый список именитых коммерсантов. Главой торговой корпорации и всего бухарского купечества был караванбаши (начальник каравана), выдвигаемый на это место авторитетными купцами. Он разбирал тяжбы, возникавшие между купцами, стремясь не допустить передачи жалобы в казийский суд. Помощником караванбаши избирался пойкорисавдогаро, обязанный следить за порядком, внесением в гильдейский список имён купцов и ответственный за созыв караванбаши членов корпорации. Присутственным местом бухарских купцов являлись караван-сараи, специализировавшиеся по торговле каракулем. После постройки пассажей европейского типа караванбаши со своим пойкором находился на помещавшейся там бирже.
Наиболее многочисленные по составу средний и низший слои торговцев не имели своей профессиональной корпорации. Они объединялись в соответствии с торговыми рядами или по базару. Каждый ряд представлял собой своеобразную общину. Все торговавшие в одном месте составляли круг людей, постоянно находившихся в общении, поддерживавших личное знакомство, приглашавших друг друга на свои семейные празднества и поминки, избравших из своей среды аксакала. Вновь избранного аксакала утверждал казикалон выдачей ярлыка. Обязанностью аксакала было наблюдать за порядком в своём ряду, следить за ходом торговли в нём, улаживать недоразумения между торговцами своего ряда или между ними и их покупателями. Когда приходила партия товара, аксакал распределял его между торговцами, желавшими его купить [1, с. 259-260].
Таким образом, корпорация купцов и объединение — община рядовых торговцев были институтами, свойственными феодальному обществу. В конце XIX — начале XX века под влиянием развития капиталистических отношений указанные корпорации и объединения купцов и торговцев постепенно теряли своё значение. Отпала необходимость в деятельности торговых компаний — ширкат, которые до присоединения Средней Азии к России занимались снаряжением торговых караванов. Вновь возникшие торговые компании, формировавшиеся из близких родственников, чаще всего братьев, были непрочными союзами. Появление элементов капиталистических отношений в бухарской торговле выразилось в следующих явлениях: действие банковского капитала наряду с ростовщическими операциями средневековых менял — саррофов; формирование купцов-миллионеров, которые управляли делами торговой фирмы; осуществление торговых связей посредством Среднеазиатской железной дороги и телеграфа.
Таким образом, после присоединения Средней Азии к России, вслед за проведением Закаспийской железной дороги русские товары заняли на рынках Бухары главное место [1-6]. Из России завозились различные металлы, фабричные ткани, фарфор, сахар, лес, деревянные изделия и другие товары. Многолюдность города, потребление ввозных товаров в большом объёме, наличие значительной прослойки знати, высокое развитие отделённой от сельского хозяйства ремесленной промышленности, нуждавшейся в разнообразном сырье, потребность ремесленников в продовольственных и иных товарах стимулировали расширение внутригородского рынка. Бухарская торговля являлась приоритетной в обеспечении товарами Средней Азии.
Литература
1. Сухарева О. А. Бухара XIX — начала XX века. — М.: Наука ГРВЛ, 1966. — С. 233-238.
2. Стремоухое Н. Поездка в Бухару //Русский вестник, 1875. — Т. 117 — С. 667.
3. Долинский В. О торговле с Бухарой //Наше время, 1860. — С. 21.
4. Сухарева О. А. Позднефеодальный город Бухара конца XIX — начала XX века. Ремесленная промышленность. — Ташкент: АН УзССР, 1962. — С. 58-61.
5. Турсунова Г. Н. История возникновения и развития капиталистической мануфактуры в Средней
Азии. — Душанбе: Ирфон, 2009. — С. 65-95.
6. Зоидов К. X. Экономическая эволюция и эволюционная экономика. — М.: ИПР РАН, 2003. — 156 с. References:
1.Sukharev OA BukharaXIX- earlyXXcentury. -M.: Science GRVL, 1966. - S. 233-238.
2. Stremoukhov N. trip to Bukhara //Russian Gazette, 1875. - T. 117 - S. 667.
3. Dolinskiy V. On trade with Bukhara // Our Time, 1860. - P. 21.
4. Sukharev OA late feudal Bukhara late XIX - early XX century. Handicraft Industry. - Tashkent: UzSSR, 1962. - P. 58-61.
5. Tursunov GN History and development of capitalist manufacture in Central Asia. - Dushanbe: Irfon, 2009. -P. 65-95.
6. Zoid KH economic evolution and evolutionary economics. - M.: IPR RAS, 2003. - 156 p.