Научная статья на тему 'Торговля органами и трансплантационный туризм в южной Азии'

Торговля органами и трансплантационный туризм в южной Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1618
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ОРГАНАМИ / ИНДИЯ / БАНГЛАДЕШ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговля органами и трансплантационный туризм в южной Азии»

же универсальных средств для своего функционирования, для реализации универсального товара - опробованных сетей и схем реализации, стабильного потребителя «повышенной мощности». Будущие трансформации Индии, как в социальном, так и в культурном, политическом и экономическом направлениях, представляются неразрывно связанными с развитием среднего класса и с проектом модернизации, которые он несет.

Ю.В. Чайников

2018.04.019. МИХЕЛЬ Д.В. ТОРГОВЛЯ ОРГАНАМИ И ТРАНСПЛАНТАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ В ЮЖНОЙ АЗИИ. (Статья).

Ключевые слова: торговля органами; Индия; Бангладеш.

Международное медицинское сообщество в лице ВОЗ уже четверть века настойчиво говорит о существовании такой глобальной проблемы, как дефицит донорских органов, которая препятствует эффективному использованию возможностей трансплантационной медицины в плане оказания помощи пациентам с тяжелыми хроническими заболеваниями. Наряду с этим ВОЗ также сообщает о том, что справедливому и этически обоснованному использованию потенциала трансплантаций препятствуют широко распространившиеся по всему миру практики торговли человеческими органами и трансплантационный туризм. В мае 2008 г. более 150 представителей правительственных и медицинских организаций, общественных деятелей, философов и социологов, научных и медицинских сообществ всего мира, включая Россию, подписали «Стамбульскую декларацию о трансплантационном туризме и торговле органами», в которой высказали свое однозначное осуждение этого неблаговидного явления и поставили перед всеми странами задачу бороться с ним.

Последние три десятилетия основным поставщиком человеческих органов на нелегальном мировом рынке донорских трансплантатов являются страны Южной Азии, прежде всего Индия и Бангладеш. Несмотря на развитие там национальных программ трансплантации, в самих этих странах наблюдается «не дефицит органов, а дефицит пациентов» [1]. В медицинских учреждениях Индии и Бангладеш выполняется большое число пересадок органов, особенно почек и фрагментов печени, тем не менее среди тех,

кто получает трансплантационную помощь значительную часть составляют иностранцы. Этот печальный феномен вызывает критику со стороны большинства представителей международного медицинского сообщества, но при этом парадоксальным образом продолжает сохраняться. Серьезный вклад в его изучение вносят представители социально-гуманитарных наук, прежде всего медицинские антропологи, специализирующиеся на анализе социальных и медицинских проблем Южной Азии.

Индия - одна из последних в мире стран, где было принято национальное законодательство, регулирующее трансплантации и донорство органов. В 1994 г. ее парламент утвердил «Закон о трансплантации человеческих органов» (Transplantation of Human Organs Act), которым была запрещена практика купли-продажи почек, а также заложены правовые основы для развития посмертного донорства. Принятию закона предшествовала длительная подготовка: был создан Экспертный комитет, который провел целый ряд семинаров и конференций в больших городах страны и заслушал мнения различных специалистов и представителей волонтерских организаций. В ходе доклада, представленного в 1993 г. «Волонтерской ассоциацией в поддержку здравоохранения в Индии» (Voluntary Health Association of India), выяснилось, что в стране в год продается почти 2 тыс. почек стоимостью от 25 тыс. до 100 тыс. рупий и более, тогда как ежегодно в больницах находится 80 тыс. пациентов, страдающих от тяжелой почечной недостаточности. Принятие закона парламентом, однако, не привело сразу к его исполнению. В. Дас сообщает, что группировки, лоббирующие торговлю органами, сделали все, чтобы затянуть этот процесс. Лишь через год, после напряженной борьбы, министр здравоохранения Индии принял закон к исполнению, но и после этого закон стал исполняться не во всех штатах страны [2, p. 270-271].

Закон, запретивший продажу органов в Индии, на практике никогда не исполнялся. В условиях господства коррупции продавцы и покупатели человеческих органов всегда с успехом находили и находят друг друга [3-5]. Кроме того, законодатели сами оставили лазейку для желающих продавать и покупать почки, закрепив в законе положение о том, что донорами могут быть люди, желающие добровольно пожертвовать свой орган всякому человеку, из

чувства любви и сострадания [6, p. 82]. Официальный запрет на торговлю органами просто перевел ее в теневую сферу экономики.

Торговля органами в Индии стала распространенным явлением не случайно. Ей предшествовали другие формы коммерциализации человеческих тел, порожденные нищетой и отчаянием, - купля-продажа сексуальности, репродуктивных способностей, грубой физической силы. После 1975 г., когда индийское правительство начало войну против трущоб, сотни тысяч бедняков были принудительно направлены в специальные поселения, где они могли получить участок земли только на условиях предоставления медицинской справки о стерилизации кого-либо из членов их семьи. После убийства в 1984 г. премьер-министра И. Ганди и начала репрессий против сикхов, многие сикхские семьи также были вынуждены поступить в услужение к мелким преступным авторитетам в таких поселениях, фактически, уступая им своих сыновей, чтобы они проливали кровь в стычках за своего хозяина [2, р. 272-280]. Торговля органами, как и торговля людьми, стали чем-то вполне привычным для пребывающих в нужде и постоянном насилии масс населения в стране, которая стала на путь модернизации. При этом для большинства самих бедняков в Индии продажа органа, как они считали, была неплохим шансом вырваться из бесконечного круга собственных злоключений.

Л. Коэн изучил некоторые механизмы культурной легитимации торговли органами. В частности, его внимание привлек популярный индийский кинематограф, который в эпоху правления Дж. Неру, И. Ганди и Р. Ганди стал настоящей школой жизни для сотен миллионов индийцев. Основным лейтмотивом массового индийского кино стала тема «сыновней и братской любви», которая способна побуждать героя жертвовать собой во имя ближнего. Проанализировав целый ряд популярных мелодраматических сюжетов, Коэн подчеркнул, что кино, в сущности, сформировало у представителей наиболее бедных слоев индийского общества моральную установку на допустимость добровольной продажи собственного органа с целью решения материальных проблем своей семьи. Сын продает почку, чтобы помочь отцу выпутаться из долгов и устроить свадьбу любимой сестре; умирающая мать завещает свои глаза своему слепому возлюбленному, но чтобы такая хирургическая операция стала возможной, ее сын продает свою почку

для исполнения ее желания и осуществления операции; герой лихорадочно работает, чтобы заработать достаточно денег на операцию для матери и в конечном итоге решается продать почку, а его возлюбленная соглашается выйти замуж за врача, чтобы тот согласился провести операцию, - эти и тому подобные истории дали индийскому обществу уверенность в том, что продажа собственной почки не может считаться чем-то морально предосудительным [7].

Параллельно с культурной легитимацией сыновней и братской готовности жертвовать свои органы в Индии последней трети ХХ в. шел процесс легитимации права богатых пациентов на получение донорских органов от бедняков. В сознании «любящих сыновей и братьев» их жертва оправдывалась не только тем, что она совершалась во имя членов семьи, но и тем, что ее плодами могли воспользоваться уважаемые и солидные люди со своими «буржуазными немощами» - почечной недостаточностью, которые своим влиянием и деньгами могут способствовать решению проблем бедняков. В те же самые годы механизмы культурной легитимации купли-продажи органов были включены в новый, высокотехнологичный медицинский ландшафт - сеть «пятизвездочных больниц», таких, как группа больниц Apollo, первая из которых была построена в 1983 г. Построенные для обслуживания медицинских нужд богатых индийцев и иностранцев, эти больницы смогли обеспечить успешное сообщение двух популяций - бедных доноров и богатых реципиентов.

Ситуация, возникшая еще в 1980-е годы, во многом сохраняется и сегодня. Так, на сайте больницы Indraprastha Apollo Hospitals в Нью-Дели сообщается о том, что она является крупнейшим трансплантационным центром в мире. В 2015 г., например, в ней было выполнено 1627 трансплантаций (410 - печени и 1210 - почки) (это больше, чем по всей России год спустя). Больница работает круглосуточно. Ее девиз «Аполлон не спит никогда». Информация на сайте больницы представлена на английском, арабском и русском языках. Это позволяет понять, из каких стран чаще всего приезжают в больницу пациенты. Больница продает богатым пациентам полный пакет медицинских услуг - подбор донорского органа, лечение, уход [8]. Откуда появляются органы в Apollo? По данным Коэна, в последние 30 с лишним лет их поставщиками выступают,

главным образом, молодые крестьяне и ремесленники из бедных деревень южной части страны [9].

Анализ механизмов получения донорских органов в медицинских учреждениях Бангалора, Ченнаи и Мумбаи позволил Л. Коэну расширить круг представлений о том, кто и почему продает свои органы в Индии. Наряду с донорами-мужчинами из деревень южных штатов страны в поле его зрения попала также популяция доноров-женщин из городских трущоб. В беседах с женщинами-донорами он выяснил, что большинство из них также становились продавцами почек из-за наличия материальных проблем у их семей, в особенности из-за кредитов. Его внимание обратил на себя следующий факт: к продаже почки прибегали только те женщины, которые до этого уже прибегли к добровольной стерилизации. Для них стерилизация была наилучшим способом ограничения рождаемости в условиях современной городской жизни. Расставание с одной из почек также воспринималось ими как вполне разумная и безобидная мера, поскольку к этому времени возможность новой беременности для них уже исчезала, а, следовательно, как они считали, исчезала и возможность непредвиденных осложнений [1].

Индия на долгие годы стала страной, за которой закрепился печально известный образ «базара органов» [10-13]. Однако сравнительная легкость, с которой здесь стало возможным продать и купить органы, не привела к тому, что решились проблемы большинства индийских пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями. Согласно В. Дас, особенности предоставления высокотехнологичной медицинской помощи сделали ее недоступной не только миллионам простых индийцев, но и миллионам представителей индийского среднего класса. Причина - дороговизна как самой операции трансплантации, так и послеоперационного лечения: средняя стоимость месячного курса использования иммуносупрес-сантов (циклоспорина) составляет 24 тыс. рупий, тогда как средняя ежемесячная зарплата, например, университетского преподавателя -18 тыс. Платными также являются и обязательные анализы крови, а стоимость используемых для этого реактивов столь велика, что позволить себе их приобрести порой не могут и некоторые медицинские центры [2, р. 268, 285].

Еще одной страной, где распространены торговля органами и трансплантационный туризм, является Бангладеш. Из 150 млн ее преимущественно мусульманского населения 78% живут менее, чем на два доллара США в день. В начале 2000-х годов она присвоила себе печальную славу еще одного «мирового базара органов». Ее столица Дакка - это место, где число желающих продать свои органы (почку, роговицу глаза, часть печени), неизмеримо превышает число тех, кто готов их купить. Именно поэтому стоимость продаваемых органов имеет тенденцию снижаться, а циничные и предприимчивые брокеры и покупатели органов бесстыдно обманывают бедняков, желающих их продать.

М. Монируззаман в середине 2000-х годов предпринял длительное исследование в Дакке, в ходе которого ему удалось взять интервью у 30 местных мужчин и трех женщин, продавших свои органы, а также пообщаться с врачами-урологами и нефрологами, участвующими в трансплантациях. Полученные сведения нельзя назвать иначе, как удручающими. Почти все люди, продавшие свои органы, остались разочарованными. В большинстве случаев покупатели органов даже не заплатили им всю обещанную сумму -около 1400 долл. У всех после операции на теле остался огромный шрам, которого, между прочим, могло не быть, если бы операция делалась лапароскопическим методом. Почти никто не получил должной медицинской помощи после изъятия органа и после очень быстрой выписки из больницы был вынужден вернуться в совершенно антисанитарные условия. У большинства начались проблемы со здоровьем, а также серьезные психологические проблемы. У некоторых в силу всего этого вскоре распался брак. Совершенно никто не смог воспользоваться деньгами, чтобы хоть как-то улучшить свою жизнь, а многим их не хватило даже на покрытие всех долгов. Доноры, продавшие свои почки, неизменно вспоминали о дне своей операции как о самом черном дне жизни. Один из тех, с кем беседовал ученый, сказал, что чувствует себя после операции «человеком лишь наполовину» [14-15].

Национальный закон о трансплантации органов в Бангладеш был принят в 1999 г., и согласно этому закону в стране официально запрещена торговля органами. За нарушение закона преступникам грозит крупный штраф и тюремный срок. Однако в реальности за это никого не преследуют, а объявления о готовности купить тот

или иной донорский орган регулярно встречаются в пяти крупнейших газетах страны. По мнению Монируззамана, применительно к Бангладеш даже сам термин «донорство» выглядит неуместно. Органы здесь не дарят, а продают в открытую. Все это является не только следствием нищеты огромных масс населения, но и того, что антрополог называет «бионасилием». Богатые покупатели органов предпочитают вывозить своих «доноров» за границу, обычно в Индию или Сингапур, и уже там делать операцию. Те, кто не так богат, пользуются услугами местных больниц, таких, как больница медицинского университета Шейха Муджиба в Дакке. Наиболее богатые предпочитают увозить купленный орган с собой, делая операцию в хороших условиях западных клиник.

Таким образом, донорство органов в современном мире принимает самые отталкивающие формы. Огромное неравенство между бедными и богатыми в условиях современного глобального капитализма легко превращает одних в продавцов частей собственного тела, а других - в покупателей. Горячо одобряемая мировым медицинским сообществом альтруистическая философия, согласно которой, жизнь одних людей может быть спасена за счет жизни других, здесь выглядит совершенно иначе: жизнь богатых продлевается за счет жизни бедных. Согласно Н. Шейпер-Хьюз, в современном мире из бедных стран глобального Юга в богатые страны глобального Севера вслед за природными ресурсами и потоками беженцев перемещаются также человеческие органы и другие биологические материалы; возникает «медицинский апартеид» [16-18].

Список литературы

1. Cohen L. Where It Hurts: Indian Material for an Ethics of Organ Transplantation // Daedalus. - 1999. - Vol. 128 (4). - P.135-165.

2. Das V. The Practice of Organ Transplants: Networks, Documents, Translations // Lock M, Young A., Cambrosio A. (eds.); Living and Working with the New Medical Technologies: Intersections of Inquiry. - N.Y.: Cambridge University Press, 2000. - P. 263-287.

3. Singh N., Kumar S. Analyzing Organ Transplantation Laws in India: An Overview // South Asia Journal of Multidisciplinary Studies. - 2017. - Vol. 3 (4). - P. 77-89.

4. Tikoo A.V. Transplantation of Human Organs: The Indian Scenario // ILI Law Review. - 2017. - Vol. 1. - P. 147-174.

5. Usmani M.H. Human Organs Transplantation in India - HOTA, 1994. - Mode of access : http ://www. legalserviceindia. com/article/l179-Human-Organs-Transplantati on.html

6. Cohen L. Operability, Bioavailability, and Exception / Ong A., Collier St.J. (eds.); Global Assemblages: Technology, Politics, and Ethics as Anthropological Problems. -Oxford: Blackwell, 2005. - P. 79-90.

7. Cohen L. The Other Kidney: Biopolitics Beyond Recognition // Body and Society. -2001. - Vol. 7 (2-3). - P. 9-29.

8. Apollo Institutes of Transplant. - Mode of access: https://delhi.apollohospitals. com/transplant

9. Cohen L. Migrant Supplementarity: Remaking Biological Relatedness in Chinese Military and Indian Five-Star Hospital // Body and Society. - 2011. - Vol. 17 (2-3). -P. 31-54.

10. Chengappa R. The Organs Bazaar // India Today. - 1990. - July 31. - Mode of access: https://www.indiatoday.in/magazine/cover-story/story/19900731-trade-in-orga ns-taken-from-live-donors-assumes-alarming-proportions-in-india-812868-1990-07-31

11. Chengappa R. Villivakkam: The Kidney Colony // India Today. - 1990. - July 31. -Mode of access: https://www.indiatoday.in/magazine/cover-story/story/19900731-villivakkam-an-impoverished-gullible-populace-tempted-by-money-to-sell-their-bo dy-parts-812867-1990-07-31

12. Chengappa R. 30 Greatest Stories Revisited: An Entire Village Near Chennai Nicknamed Kidneyvalkam // India Today. - 2006. - December 18. - Mode of access: https://www.indiatoday .in/magazine/cover-story/story/20061218-india-has-largest-number-of-kidney-transplants-784212-2006-12-18

13. Scheper-Hughes N. Commodity Fetishism in Organs Trafficking // Body and Society. - 2001. - Vol. 7 (2-3). - P. 31-62.

14. Moniruzzaman M. Living Cadavers in Bangladesh: Bioviolence in the Human Organ Bazaar // Medical Anthropology Quarterly. - 2012. - Vol. 26 (1). - P. 69-91.

15. Moniruzzaman M. Domestic Organ Trafficking: Between Biosecurity and Bioviolence // Chen N., Sharp L. (Eds.); Bioinsecurity and Vulnerability. Santa Fe, NM: School of Advanced Research Press, 2014. - P. 195-215.

16. Scheper-Hughes N. Theft of Life: The Globalization of Organ Stealing Rumours // Anthropology Today. - 1996. - Vol. 12 (3). - P. 3-11.

17. Scheper-Hughes N. The Global Traffic in Human Organs // Current Anthropology. -2000. - Vol. 41 (2). - P. 191-224.

18. Scheper-Hughes N. (2011) Mr Tati's Holiday and Joâo's Safari: Seeing the World through Transplant Tourism // Body and Society. - 2001. - Vol. 17 (2-3). - P. 5592.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.