ИССЛЕДОВАНИЕ
1 2 Никоноров В.М. , Тютюкин В.К.
1 Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет
2 Санкт-Петербургский государственный университет
Торговля и ее элементы, системный подход
АННОТАЦИЯ:
Авторы рассмотрели сложную экономическую систему «торговля». Классифицировали форматы предприятий розничной торговли продовольствием. Выявили влияние формата на товарооборот торговой сети. Статья может заинтересовать специалистов в области системного анализа и товарного обращения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система, подсистема, торговая сеть, формат, товарооборот, выручка, розничная торговля
JEL: F14, L14, L81
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Никоноров, В.М., Тютюкин, В.К. (2015). Торговля и её элементы, системный подход. Российское предпринимательство, 16(22), 4119-4126. doi: 10.18334/rp.16.22.2084
Никоноров Валентин Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры торговой политики и прикладной экономики, Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет ([email protected])
Тютюкин Виктор Константинович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической кибернетики, Санкт-Петербургский государственный университет
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 18.11.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.11.2015
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.22.2084
(с) Никоноров В.М., Тютюкин В.К. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Актуальность системного подхода к исследованию торговли определяется тем, что в настоящее время это отрасль с максимальной добавленной стоимостью. И в дальнейшем в РФ эту отрасль ждет только развитие.
Цель исследования-.
1) исследовать структуру и состав сложной экономической системы - «торговля»;
2) рассмотреть элементы системы «торговля» на примере форматов торговых предприятий;
3) выявить зависимость товарооборота торговой сети от входящих в нее форматов.
Торговля представляет собой сложную экономическую систему (Переверзева, 2011). Изучение состава сложной экономической системы в дальнейшем позволит уточнить свойства и функционал системы. Говоря о составе системы, принято оперировать дефинициями -подсистема, компонент, элемент.
Подсистема - часть системы, обладающая определенной самостоятельностью и выделяемая по определенным признакам1.
Компонент - часть системы, вступающая в определенные отношения с другими частями (подсистемами, элементами). Компонент может быть разделен на элементы.
Элемент - часть системы с однозначно определенными свойствами, выполняющая определенные функции и не подлежащая дальнейшему разбиению.
Для изучения подсистем можно предложить следующее деление торговли - оптовая торговля и розничная торговля. Пристально рассмотрим подсистему торговли - розничную торговлю. Розничная торговля отражает ключевые тенденции потребительского спроса, который оказывается важнейшим для экономики страны.
Исследование розничной торговли непременно приводит нас к понятию «сеть», поскольку сети занимают существенную долю от товарооборота по всей розничной торговле. В частности, на долю сетей в продовольственной рознице рынка РФ приходится более 60%, соответственно, крупнейшие сети оттягивают на себя до 30% розничной
1 Чернышов, В.Н., Чернышов, А.В. (2008). Теория систем и системный анализ. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета.
4121
торговли (табл.1). Соответственно, торговые сети представляют собой важнейший компонент торговли.
Таблица 1
Доля рынка в продовольственной рознице крупнейших сетей РФ2
№ Сеть Доля, %
1 Магнит 6,9
2 X5 Retail Group 5,9
3 Ашан 3,1
4 Дикси 2,1
5 Metro 1,9
6 Лента 1,8
7 О'КЕИ 1,4
8 SPAR 0,8
Далее рассмотрим элементы, из которых состоит компонент подсистемы «розничная торговля» - «торговая сеть».
Для сетей, торгующих непродовольственными товарами, форматы торговых предприятий еще не выкристаллизовались. Этим также объясняется наше внимание по отношению к торговле продовольствием. Итак, будем рассматривать форматы, из которых состоят сети, торгующие продовольственными товарами. Тем самым мы разбили подсистему «розничная торговля» на еще две подсистемы -«розничная продовольственная торговля» и «розничная непродовольственная торговля». И будем исследовать подсистему «розничная продовольственная торговля».
Как правило, говоря о торговой сети, мы называем число магазинов разных форматов, входящих в эту торговую есть. Следовательно, можно предположить, что основная характеристика торгового предприятия любой торговой сети - формат. То есть элементом розничной торговли является формат торгового предприятия. Постараемся детально исследовать понятие «формат торгового предприятия продовольственной розничной торговли». Предварительно дадим определения формата.
Формат - магазинная форма розничной торговли, ориентированная на определенную целевую группу потребителей. Это определение прежде всего учитывает интересы потребителя.
Формат - совокупность характеристик предприятия розничной торговли, определяющих рыночную позицию магазина (ассортимент
2 Составлено авторами по данным: X5 Retail Group (2014). Годовой отчет за 2014 год. Режим доступа: http://www.x5.ru/common/img/uploaded/files/annual_reports/AR_RUS.pdf
товаров, размер торговой площади, формы и методы обслуживания потребителей)3.
Это определение предполагает интересы и продавца, и покупателя, т.к., с точки зрения продавца, формат определяет бизнес-стратегию. С учетом интересов продавца будет нелишним добавить к числу уже названных характеристик следующие: цена, среднесписочная численность персонала, местоположение магазина, зона влияния. Обратим отдельное внимание на характеристику «зона влияния», поскольку прочие приведенные характеристики достаточно прозрачны (табл. 2).
Таблица 2
Форматы по признаку зоны влияния4
№ Формат Европейское название Зона влияния
1 микрорайонный convenience centers обслуживает микрорайон
2 районный neighborhood centers обслуживает район
3 окружной community centers обслуживает округ
4 региональный regional centers обслуживает регион
На государственном уровне понятие «формат предприятия розничной торговли» прослеживается в ГОСТ Р 51773-2009 «Розничная торговля. Классификация предприятий» от 01.01.20115. В этом ГОСТе приведена достаточно полная классификация предприятий торговли.
У каждой торговой сети соответствующие форматные характеристики, и их комбинации различны6. Тем не менее, по закону больших чисел для каждого формата эти характеристики сходятся к некоторым средним величинам. Можно предположить, что в розничной торговле РФ эти средние величины сформировались (табл. 3).
У каждой сети также сформировалось и свое представление о формате. Например, форматы сети «X5 Retail Group»7 представлены в таблице 4.
3 Брижашева, О.В. (2007). Маркетинг торговли. Ульяновск: ЛГТУ.
4 Savitt, R. (1998). A Personal View of Historical Explanation in Marketing and Economic Development. In Historical Perspectives in Marketing: Essays in Horner of Stanley C. Hollander. Lexingon: MA Lexington Books.
5 Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 51773-2009) «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
6 Берман, Б., Эванс, Дж. (2003). Розничная торговля: Стратегический подход (8-е изд.). М.: Вильямс.
7 X5 Retail Group (2014). Годовой отчет за 2014 год. Режим доступа: http://www.x5.ru/common/img/uploaded/files/annual_reports/AR_RUS.pdf
4123
Таблица 3
Формат предприятий розничной торговли
№ Формат Гипермаркет Супермаркет Эконом-супермаркет (мягкий дискаунт) Эконом-супермаркет (жесткий дискаунт) Минимаркет Конвиньенс
1 Ассортимент, шт. 20000-50000 5000-15000 1500-3000 500-1500 300-1000 300-400
2 Торговая площадь, м2 4000-10000 500-1800 450-500 300-600 50-150 20-50
3 Число ККМ, шт. 20-40 5-15 5-10 3-5 1-3 1-3
4 ССЧ, чел. до 1000 до 200 30-40 20-30 до 20 до 15
5 Товарооборот, тыс. долл./месяц > 6000 500-1500 300-500 100-300 < 100 < 50
6 Зона влияния community neighborhood convenience convenience convenience convenience
centers centers centers centers centers centers
7 Пример Карусель Перекресток Пятерочка Полушка Семишагофф Удобный
Источник: составлено авторами
Таблица 4
Формат предприятий группы «X5 Retail Group»8
№ Характеристика «Пятерочка» «Перекресток» (зеленый) «Карусель» «Перекресток Экспресс» (синий)
1 Формат мягкий дискаунтер супермаркет премиального уровня гипермаркет магазин шаговой доступности
2 Число магазинов в сети, шт. 4 789 403 82 209
3 Средняя численность работников, чел. 16 55 196 10
4 Средняя площадь торгового зала, м 2 350 1 000 4 500 200
5 Ассортимент 4 000 13 500 25 000 3 000
6 Выручка за 2014 г., млн руб. 435 820 115 648 69 376 10 135
8 Там же.
Таблица 5
Зависимость выручки «X5 Retail Group» за 2010-2014 гг.
от числа разных форматов9
Год Выручка (факт) «Пятерочка» (П), шт. «Перекресток» зеленый (Пз), шт. «Карусель» (К), шт. «Перекресток» синий (Пс), шт. Выручка (расчет)
2010 342 580 2 052 301 71 45 342 583
2011 454 185 2 525 330 77 70 454 189
2012 491 122 3 220 370 78 134 491 128
2013 534 560 3 882 390 83 189 534 567
2014 633 873 4 789 403 82 209 633 882
-975 881 140,15 1 990,35 7 543,36 -2 306,61
Выручка = -975881+140П+1990Пз+7543К-2306Пс
Таблица 6
Зависимость выручки «X5 Retail Group» за 2009-2014 гг.
от числа разных форматов10
Год Выручка (факт) «Пятерочка» (П), шт. «Перекресток» зеленый (Пз), шт. «Карусель» (К), шт. «Перекресток» синий (Пс), шт. Выручка (расчет)
2009 276 543 1 039 275 58 30 268 551
2010 342 580 2 052 301 71 45 365 890
2011 454 185 2 525 330 77 70 428 600
2012 491 122 3 220 370 78 134 506 516
2013 534 560 3 882 390 83 189 534 088
2014 633 873 4 789 403 82 209 628 997
-242 009 94,77 2 278,47 -3 083,77 -1 187,57
Выручка = -242009+95П+2278Пз-3083К-1187Пс
Зная формат предприятий сети, можно оценить вклад каждого типа предприятий в товарооборот (выручку). Например, применив регрессионный анализ, найдем зависимость выручки «X5 Retail Group»
9 Составлено авторами по данным: X5 Retail Group (2014). Годовой отчет за 2014 год. Режим доступа: http://www.x5.ru/common/img/uploaded/files/annual_reports/AR_RUS.pdf
10 Составлено авторами по данным: X5 Retail Group (2014). Годовой отчет за 2014 год. Режим доступа: http://www.x5.ru/common/img/uploaded/files/annual_reports/AR_RUS.pdf
4125
от числа предприятий различного формата для периода 2010-2014 гг. (табл. 5).
Для группы «X5 Retail Group» за период 2010-2014 гг., в соответствии с полученными данными, положительный вклад в рост товарооборота дают такие форматы, как: гипермаркет («Карусель»), супермаркет («Перекресток» зеленый), мягкий дискаунтер («Пятерочка») и отрицательный вклад - магазин шаговой доступности «Перекресток Экспресс».
Не ограничиваясь полученными данными, расширим поле исследования. Рассмотрим аналогичную зависимость за период 20092014 гг. (табл. 6).
Для группы «X5 Retail Group» за период 2009-2014 гг., в соответствии с полученными данными, положительный вклад в рост товарооборота дают такие форматы, как: супермаркет («Перекресток» зеленый), мягкий дискаунтер («Пятерочка») и отрицательный вклад -магазин шаговой доступности «Перекресток Экспресс» и гипермаркет («Карусель»).
Можно предположить, что такие форматы сети «X5 Retail Group», как супермаркет («Перекресток» зеленый), мягкий дискаунтер («Пятерочка») обеспечивают постоянный прирост товарооборота. В то же время форматы магазин шаговой доступности «Перекресток Экспресс» и гипермаркет («Карусель») увеличивают для сети риск уменьшения товарооборота.
Итак, применяя регрессионный анализ можно найти зависимость товарооборота торговой сети от формата предприятия торговли продовольственными товарами. Соответственно, можно предположить направление дальнейшего развития сети «X5 Retail Group» в целях увеличения товарооборота и прибыли - рост числа супермаркетов («Перекресток» зеленый) и мягких дискаунтеров («Пятерочка»).
Заключение
Подведем краткие результаты проведенного исследования.
Во-первых, рассмотрены основные составные части сложной экономической системы - «торговля». Выделены подсистемы - оптовая торговля и розничная торговля. Подсистема «розничная торговля» была разбита еще на две подсистемы - «розничная продовольственная торговля» и «розничная непродовольственная торговля». Дальнейшее изучение подсистемы «розничная продовольственная торговля» позволило определить важнейший компонент этой подсистемы -
торговые сети. Следует отметить, что и в подсистеме «розничная непродовольственная торговля» есть такой же компонент. Последующее рассмотрение продовольственных торговых сетей привело к элементу розничной продовольственной торговли - формат торгового предприятия продовольственной розничной торговли.
Во-вторых, была предложена классификация форматов предприятий розничной торговли продовольственными товарами и указаны отличительные черты каждого из форматов.
В-третьих, показано, что между товарооборотом торговой сети и форматами этой сети существует регрессионная зависимость, что позволяет выбирать направления развития наиболее доходных форматов, способствующие росту товарооборота данной сети.
ИСТОЧНИКИ:
Переверзева, Т.А. (2011). Институциональное развитие торговли на базе системного подхода. Российское предпринимательство, 2, 160-165.
Берман, Б., Эванс, Дж. (2003). Розничная торговля: Стратегический подход (8-е изд.). М.: Вильямс.
Брижашева, О.В. (2007). Маркетинг торговли. Ульяновск: ЛГТУ.
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 51773-2009) «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
Чернышов, В.Н., Чернышов, А.В. (2008). Теория систем и системный анализ. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета.
Savitt, R. (1998). A Personal View of Historical Explanation in Marketing and Economic
Development. In Historical Perspectives in Marketing: Essays in Horner of Stanley C. Hollander. Lexingon: MA Lexington Books.
X5 Retail Group (2014). Годовой отчет за 2014 год. Режим доступа:
http://www.x5.ru/common/img/uploaded/files/annual_reports/AR_RUS.pdf
Valentin M. Nikonorov, Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Trade Policy and Applied Economics, St. Petersburg State University of Trade and Economics Viktor K. Tyutyukin, Doctor of Science, Economics, Professor of the Chair of Economic Cybernetics, St. Petersburg State University
Trade and its elements, system approach
ABSTRACT:
The authors discuss such a complex economic system as "trade", having classified formats of the enterprises of food retail trade. The influence of the format on the commodity turnover of a distribution network has also been revealed. This paper can be of interest for experts in the field of system analysis and the commodity turnover.
KEYWORDS: system, subsystem, trade network, format, commodity turnover, revenue, retail trade