Научная статья на тему 'ТОРГОВАЯ ВОЙНА МЕЖДУ США И КИТАЕМ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ'

ТОРГОВАЯ ВОЙНА МЕЖДУ США И КИТАЕМ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / ТОРГОВАЯ ВОЙНА / ТЕМПЫ РОСТА / ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖА АВТОМОБИЛЕЙ / ПАНДЕМИЯ C O V I D 19 / ТАРИФ / САНКЦИИ УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / AUTOMOBILE MARKET / TRADE WAR / GROWTH RATES / CAR PRODUCTION AND SALES / COVID 19 PANDEMIC / TARIFF / SANCTIONS / LEVEL OF ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завгородний Александр Фёдорович, Иващенко Ирина Алексеевна

В статье обозначены последствия торговой войны между С Ш А и Китаем для автомобильных рынков Евросоюза, С Ш А, Китая и Японии в результате роста экспортно импортных тарифов. Авторами рассматривается взаимосвязь между рынками этих стран, объемами поставок и причинами их снижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNITED STATES AND CHINA IN THE AUTOMOTIVE MARKET

The article identifies the consequences of a trade war between the United States and China for the automotive markets of E U, U S A, China and Japan as a result of growth of export and import tariffs. The authors consider the relationship between the markets of these countries, the volume of supplies and the reasons for their decline

Текст научной работы на тему «ТОРГОВАЯ ВОЙНА МЕЖДУ США И КИТАЕМ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ»

УДК 339.548

Торговая война между США и Китаем .

торговая воина между сША и китАЕм на Автомобильном рынке

Завгородний Александр Фёдорович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры международных экономических отношений, д.ист.н., профессор, e-mail: alaxta@mail.ru

Иващенко Ирина Алексеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент экономического факультета, e-mail: ira_iwatschenko@mail.ru

В статье обозначены последствия торговой войны между США и Китаем для автомобильных рынков Евросоюза, США, Китая и Японии в результате роста экспортно-импортных тарифов. Авторами рассматривается взаимосвязь между рынками этих стран, объемами поставок и причинами их снижения

Ключевые слова: автомобильный рынок; торговая война; темпы роста; производство и продажа автомобилей; пандемия COVID-19; тариф; санкции; уровень экономической активности

TRADE WAR BETWEEN THE UNITED STATES AND CHINA IN THE AUTOMOTIVE MARKET

Zavgorodny Alexander F.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of International Economic Relations, Doctor of Historical Sciences, Professor, e-mail: alaxta@mail.ru

Ivaschenko Irina A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Student of Faculty of Economics, e-mail: ira_iwatschenko@mail.ru

The article identifies the consequences of a trade war between the United States and China for the automotive markets of EU, USA, China and Japan as a result of growth of export and import tariffs. The authors consider the relationship between the markets of these countries, the volume of supplies and the reasons for their decline

Keywords: automobile market; trade war; growth rates; car production and sales; COVID-19 pandemic; tariff; sanctions; level of economic activity

Для цитирования: Завгородний А.Ф., Иващенко И.А. Торговая война между США и Китаем на автомобильном рынке // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 75-78.

Торговая война - конфликт, который возник между США и КНР в конце 2017 г. из-за несбалансированности товарооборота между государствами. В этот период американское правительство подписало меморандум о повышении тарифов по 1 300 видам товаров, которые экспортировались из Китая - это электроника, спутники, части самолетов, лекарственные средства, некоторые потребительские товары [1]. Данные товарные группы составляли более 50 млрд долл. совокупного китайского импорта. Однако, несмотря на ужесточение протекционистских барьеров, Китай сохранил с США 75 % торговли продукцией, на которую ввели пошлины, что свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности китайских товаров на американском рынке (табл. 1).

Таблица 1

Динамика товарооборота между США и Китаем в условиях торговой войны, млрд долл. [2]

В ответ на действия Вашингтона Пекин повысил пошлины на 58 % американского импорта: до 50 % - на автомобили,

до 41,5 - на сельскохозяйственные товары, до 42 -на моллюски и ракообразные, до 25 % - на лобстеры. При этом он одновременно снизил тарифы до 16,4 % для других стран-партнеров: Японии, Южной Кореи, Германии, Бразилии. Повышение китайской стороной протекционистских барьеров отразилось на статьях американском экспорта. В 2019 г. поставки из США в Китай снизились на 16,1 %, по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.

Основной статьей американского экспорта являются транспортные средства и их части. В 2019 г. их доля составила 16 %. После повышения тарифов до 25,2 % на железо, сталь и алюминий и до 24,3 % на готовые автомобильные изделия их поставки сократились на 29 %, по сравнению с 2017 г. В 2019 г. производство машин в США упало на 3,8 %, а продажи - на 11 %. Так, автоконцерн Ford Motors понес убытки в размере 1 млрд долл., что сопоставимо с ВВП Нидерландов [3]. Торговая война нанесла ущерб не только национальным рынкам этих государств, но и мировому. В 2019 г. было продано 65,5 млн шт. автомобилей, что является самым низким показателем с 2015 г. (рис. 1).

В то же время, тарифы, которые ввел Китай на американские товары, привели к удорожанию экспортируемых автомобилей и снижению внутреннего потребительского спроса. В 2019 г.

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Товарооборот -396 -443,1 -365,8

Импорт в США из Китая 525,8 563,2 472,5

Экспорт из США в Китай 129,8 120,1 106,7

Завгородний А.Ф., Иващенко И. А.

продажи машин на национальном рынке снизились на 8 %, по сравнению с 2018 г. (рис. 2).

Разногласия между США и Китаем отразились на их внешнеторговых партнерах: странах - членах Евросоюза, Канаде, Мексике, Южной Корее и Японии. Так, в 2019 г. европейский автомобильный рынок превзошел мировой по объёму продаж на 1,1 %. Это наибольший показатель за последние 12 лет. В этот период повышенным рыночным спросом пользовались внедорожники, которые заняли 38 % европейского рынка (рис. 3).

Несмотря на рост совокупного объема продаж на рынке Евросоюза, некоторые страны-члены пострадали от введения тарифов. Поставки транспортных средств из Германии в США сократились на 7,3 %, по сравнению в сравнении с 2017 г. Это связано с тем, что США - один из крупнейших рынков

сбыта немецких автомобилей. В 2019 г. на него поставлялось 21,3 % всех немецких машин. Еще одним крупным рынком сбыта является Китай, в который поставляется 25,2 % всех транспортных средств, однако введение тарифа на готовые автомобили снизило спрос китайских потребителей на данный товар. В результате объем экспорта немецких машин сократился на 4,9 % (рис. 4).

Снижение спроса не помешало немецким компаниям продолжить завоевание китайского рынка. В 2019 г. Volkswagen стал крупнейшим автомобильным брендом на рынке КНР. Его продажи снова приблизились к показателям 2017 г. Китайский рынок - ведущий рынок сбыта немецких автомобилей премиум-класса. На него приходится 50 % мировых продаж Volkswagen, 37 % - Audi и 30 % - BMW, Mercedes-Benz и Porsche (табл. 2).

IK 16 14 12 10

3 б

4 2 0

Рис. 1. Экспорт транспортных средств из США в Китай и импорт железа и стали в динамике за 2016-2019 гг. [2]

Рис. 2. Продажа автомобилей на автомобильных рынках США и Китая в 2017-2019 гг., млн шт. [4]

15.09

15.57 15.58 15.75

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 3. Динамика объема продаж автомобилей на европейском рынке за 2010-2019 гг., % [5]

Торговая война между США и Китаем ..

Рис. 4. Динамика объема поставок немецких машин в США и Китай за 2017-2019 гг., млрд долл. [6]

Таблица 2

Динамика продаж немецких автомобилей на китайском рынке за 2017-2019 гг., млн шт. [4, 7]

Марки Изменения

немецких 2017 г. 2018 г. 2019 г. за 2018-2019 гг.,

автомобилей %

Volkswagen 3,177 3,11 3,163 1,7

Audi 0,69 0,663 0,598 4,1

BMW Group 0,724 0,640 0,594 13,1

Mercedes-Benz 0,693 0,653 0,588 6,2

Porsche 0,087 0,08 0,072 8,0

Одним из ведущих мировых производителей автомобилей выступает Япония. Она занимает второе место по экспорту машин в США и четвертое по импорту. После начала торговой войны поставки японских автомобилей на американский рынок сократились на 4,1 %, а количество новых регистра-ций - на 1,5 %. Самыми продаваемыми марками на американском рынке в 2019 г. были Toyota, Honda и Suzuki (табл. 3).

Таблица 3

Динамика продаж японских автомобилей на американском рынке за 2017-2019 гг., млн шт. [8]

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изменения за 2018-2019 гг., %

Toyota 1,587 1,509 1,547 2,6

Honda 0,725 0,747 0,722 -3,4

Suzuki 0,666 0,715 0,696 -2,6

Daihatsu 0,631 0,647 0,659 1,9

Nissan 0,591 0,616 0,569 -7,9

Mazda 0,210 0,203 0,220 -7,8

В 2019 г. вступило в силу соглашение об экономическом партнерстве между Японией и Евросоюзом. По мнению авторов, данное соглашение даст возможность японским автопроизводителям выйти на новый рынок сбыта. В свою очередь, подписание соглашения усилило разногласия Японии с США. Для снижения дефицита торгового баланса в 2020 г. американцы подписали новое соглашение, в котором не оговариваются тарифы на ввоз японских автомобилей и запчастей. Пользуясь этим, администрация Президента США постоянно

угрожает ввести ограничения на эти категории товаров, что является своего рода инструментом давления на Японию в переговорах.

Торговая война между США и Китаем не снизила дефицит американского торгового баланса. Наоборот, она нанесла ущерб американскому автомобильному сектору. За 2017-2019 гг. поставки автомобилей из США на мировой рынок сократились вдвое. Американские производители уменьшили поставки на рынки Китая, Японии, Евросоюза. Они потеряли крупные рынки сбыта. Китайские производители также понесли убытки от поднятия тарифов, поскольку США - их основной торговый партнер. Торговая война между двумя государствами привела к замедлению темпов роста мирового автомобильного рынка, а в 2019 г. они стали отрицательными - - 4,4 %.

В 2020 г. между Китаем и США был подписан первый этап соглашения о смягчении тарифных ограничений. Китай обязуется купить дополнительно 200 млрд долл. американских товаров и услуг до конца 2021 г. Авторы полагают, что сделать это будет непросто, поскольку экономика Китая только восстанавливается после пандемии COVID-19. Кроме того, Пекин не сокращает свои тарифы на американский экспорт, что сделало бы их менее дорогими для китайских потребителей. Частный сектор Китая имеет мало стимулов для покупки американских товаров. Оставив в силе китайские тарифы, Президент США отодвинул на второй план интересы национальных потребителей, так как они определяют 75 % покупок импортных товаров из Китая.

Библиографический список:

1. Notice of Determination and Request for Public Comment Concerning Proposed Determination of Action Pursuant to Section 301: Chinas Acts, Policies, and Practices Related to Technology Transfer, Intellectual Property, and Innovation // Office of the United States Trade Representative. URL https://www.wsj.com/public/ resources/documents/USTR listofproducts04032018. pdf (дата обращения: 20.10.2020).

2. Export of goods from the United States of America to China // International Trade Centre. URL: https://www. trademap.org/Bilateral _TS.aspx?nvpm (дата обращения: 20.10.2020).

Завгородний А.Ф., Иващенко И.А.

GDP (current US$) Netherlands // The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. MKTP.CD?locations=NL&view=chart (дата обращения: 20.10.2020).

2019 (Full Year) International: Worldwide Car Sales // Car Sales Statistics. URL: https://www.best-selling-cars.com/international/2019-full-year-international-worldwide-car-sales/ (дата обращения: 20.10.2020).

2019 (Full Year) Europe: Car Sales and Market Analysis // Car Sales Statistics. URL: https://www.best-selling-cars.com/europe/2019-full-year-europe-car-sales-and-market-analysis/ (дата обращения: 20.10.2020).

6. Exports of cars from Germany to China and the United States of America // International Trade Centre. URL: https://www.trademap.org /Bilateral_TS.aspx?nvpm (дата обращения: 20.10.2020).

7. Официальный сайт Verband der Automobilindustrie (VDA). URL: https://www.vda.de/en/services/facts-and-figures.html (дата обращения: 20.10.2020).

8. 2019 (Full Year) Japan: Best-Selling Car Brands and Market Analysis // Car Sales Statistics. URL: // https:// www.best-selling-cars.com/japan/2019-full-year-japan-best-selling-car-brands-and-market-analysis/ (дата обращения: 20.10.2020).

3

4

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.