Научная статья на тему 'Торговая война между США и Европой: возможные последствия'

Торговая война между США и Европой: возможные последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1102
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ ВОЙНА / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ЕС / США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговая война между США и Европой: возможные последствия»

рации ассоциаций таможенных брокеров, нужны ясные параметры, которые гарантируют, что предписания и обязательства будут понятны, как и механизм возмещения и процедура апелляции. По ее мнению, наказания не должны рассматриваться в качестве единственного метода обеспечения соответствия классификации, нужны новые улучшенные механизмы для решения возникающих проблем между сторонами.

Список литературы

1. Grooby G. Is the HS still fit for purpose? // WCO news. - Brussels, 2018. - N 86. -P. 17-21.

2. The importance of the HS to tariff classification: thoughts from the IFCBA // WCO news. - Brussels, 2018. - N 86. - P. 29-31.

3. Mikuriya K. The harmonized System: 30 years old and still going strong // WCO news. - Brussels, 2018. - N 86. - P. 9-13.

2019.01.010. А.А. СИДОРОВ. ТОРГОВАЯ ВОЙНА МЕЖДУ США И ЕВРОПОЙ: ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. (Обзор).

Ключевые слова: торговля; торговая война; таможенный тариф; таможенные пошлины; экспорт; импорт; ЕС; США.

В статьях французских аналитиков рассматриваются обстоятельства и возможные последствия торговой войны между США и ЕС.

Угроза торговой войны, по мнению председателя Европейского совета Д. Туска, может привести к ухудшению и даже разрыву трансатлантических отношений. Разногласия США и ЕС выходят за рамки торговли и могут также повлиять на единство в рамках НАТО, подчеркивает Туск. Отказ президента США подписать итоговую декларацию после саммита «Большой семерки» означает увязку торговых вопросов с будущим Североатлантического альянса, который Д. Трамп назвал «устаревшим» (1).

Оценивая возможные негативные последствия в случае нарастания напряженности между США и их европейскими партнерами, М. де Вержес (4), специалист по международной экономике, приводит данные исследования, проведенного экспертами Совета экономического анализа (Conseil d’analyse economique, CAE) при премьер-министре Франции, в котором содержится прогноз при

реализации худшего сценария. В этом случае ЕС потеряет 4% ВВП (в частности, Франция - свыше 3% ВВП, а ее населению торговая война будет стоить 1125 евро на одного жителя ежегодно). Схожие потери в 3% ВВП прогнозируются и для Китая. Такой сценарий, по мнению Ф. Мартена, уполномоченного президента CAE, «остается сравнительно маловероятным, но его нельзя исключать» (4). США также пострадают от торговой войны, несмотря на уверенность Д. Трампа в обратном. Специалисты сравнивают последствия такого развития событий с Великой рецессией 2008-2009 гг. Этот вопрос с каждым днем все больше переходит из теоретической в практическую плоскость.

«Тотальная» война, которой европейцы всячески стараются избежать, означала бы рост таможенных тарифов на 60 процентных пунктов (п.п.) на торгуемые между контрагентами товары при среднем уровне таможенного тарифа в настоящее время в 3% в США и ЕС. При этом президент США утверждает, что экономика его страны способна выдержать мощный торговый шок.

Вержес приводит составленный экономистами Ф. Мартеном, С. Жаном и А. Сапиром перечень возможных отрицательных последствий, которые повлечет за собой череда повышений пошлин. В краткосрочном периоде ожидается повышение цен на импортные товары, что немедленно отразится на покупательной способности домашних хозяйств. Рост цен на импортные товары также усилит инфляционное давление и вынудит банки ужесточать денежно-кредитную политику. Пострадает и конкурентоспособность предприятий в условиях, когда участие в глобальных производственных цепочках все больше распространяется по всему миру. Затрудняя процесс международной торговли, повышение таможенных пошлин также подрывает устойчивость работы экспортоориентированных отраслей.

Из других факторов аналитики CAE выделяют возрастание неопределенности на рынках. При сохранении и продолжении торгового конфликта способность к инновационной деятельности и производительность экономики также ощутят на себе его отрицательные последствия, которые с течением времени будут только нарастать. Чтобы избежать всего перечисленного и противостоять воинственной политике президента Трампа, ЕС должен «реши-

тельно осуществлять защитную стратегию» (4), настаивать на пересмотре его экономической политики.

Сначала предлагается применять умеренно-решительные меры в ответ на введение США новых пошлин на сталь и алюминий. Так, ЕС ввел дополнительные пошлины на десятки американских товаров, например на джинсы, виски из кукурузы (бурбон), мотоциклы. «Когда Соединенные Штаты решили ударить по нам увеличением пошлин, Европа дала единогласный ответ», - заявил министр экономики и финансов Франции Б. Ле Мэр, подчеркнув, что «мы не хотим эскалации, но это на нас нападают» (2).

Эффективность ответных мер может быть усилена за счет координации действий с партнерами (Канадой, Японией и др.), которые связаны с ЕС договорами о свободной торговле. Высказывается мнение, что ЕС должен выполнять роль своего рода «страховки» в случае всеобщей торговой войны; продолжать проводить активную политику переговоров о свободной торговле и продвигать реформирование многосторонней торговой системы и ВТО.

Введя с 1 июня 2018 г. пошлины на сталь в размере 25% и на алюминий - в размере 10%, США пригрозили ввести также пошлины на импорт автомобилей в США, мотивировав это соображениями национальной безопасности. Трамп планирует это сделать в условиях напряженности между США и Китаем, США и ЕС. Это решение «иного масштаба»: такие пошлины серьезно задели бы интересы Германии, которая является первой экспортной державой в ЕС с экспортом свыше 600 тыс. автомобилей и положительным сальдо торгового баланса в 50 млрд евро. В таком случае речь могла бы идти о настоящей торговой войне «между двумя историческими союзниками» (1).

Торговые партнеры США, в их числе ЕС, намереваются в дальнейшем ввести пошлины, затрагивающие 294 млрд долл. (252 млрд евро), или 19% ежегодного американского экспорта. Из них 58 млрд долл. составят дополнительные таможенные пошлины ЕС на товары, происходящие из США. Это значительно больше пошлин на сумму 2,8 млрд евро, решение о введении которых было принято 22 июня 2018 г. в ответ на дополнительные пошлины на сталь и алюминий в размере 6,4 млрд, введенные США (1).

Европейская комиссия (ЕК) выпустила 2 июля 2018 г. уведомление, в котором обнародованы данные, предназначенные для внешнеторгового ведомства США. В нем указано, что выполнение угроз США, обусловленных национальной безопасностью, будет квалифицироваться как нарушение норм международного права. ЕК также подчеркивает, что европейские производители на своих заводах в США произвели в 2017 г. 2,9 млн автомобилей и тем самым прямо и косвенно обеспечили 120 тыс. рабочих мест, в частности в южных, республиканских штатах, известных своей поддержкой Д. Трампа на президентских выборах 2016 г., - Южной Каролине, Алабаме, Миссисипи и Теннесси (1, 2). Ранее, весной 2018 г., европейцы рассчитывали на переговоры С. Мальстрем и министра торговли США У. Росса, чтобы избежать пошлин на сталь, однако их надежды не оправдались. В интервью американскому информационному телеканалу Fox News Трамп сравнил ЕС с Китаем по размеру нанесенного США ущерба (1).

Тревога по поводу принимаемого Трампом решения о пошлинах распространяется и внутри самих США. Промышленники и «околоделовые» лобби предупреждают «непоколебимого» Трампа о последствиях торговых войн (3). Т. Донахью из Торговой палаты США - структуры, традиционно связанной с пропредпринимательским крылом Республиканской партии, защищающей бизнес-интересы и свободу торговли, - в опубликованной ноте подчеркнул, что протекционистская политика администрации США ляжет тяжелым бременем на экономический рост страны и может угрожать существованию до 2,6 млн рабочих мест. В ноте Торговой палаты США, как и в уведомлении ЕК, указано, что наиболее уязвимы в торговой войне штаты, в которых в 2016 г. на выборах одержал победу Д. Трамп (Алабама, Мичиган, Пенсильвания, Техас и Южная Каролина).

Сельскохозяйственные штаты Среднего запада также будут затронуты торговой войной: курс сои в начале июля достиг низшего уровня за девять лет. Масличная культура выбрана в качестве цели для ответных мер со стороны Китая, который до последнего времени импортировал 30% производимой американской сои (3).

Позднее протекционистский подход был назван «плохим» на сайте Торговой палаты США (3). Опасения уже начали реализовываться. Легендарный американский производитель мотоциклов

Harley-Davidson объявил о переносе части производства за пределы США из-за повышения европейских пошлин (в ответ на американские пошлины на сталь и алюминий) с 6 до 31%, что означает удорожание одного мотоцикла в среднем на 2200 долл. В связи с «тарифным шоком» рейтинговое агентство Standard & Poor’s предупредило о том, что производитель мотоциклов может столкнуться с сокращением портфеля заказов (3). Выбор Harley-Davidson объясняется тем, что предприятие расположено в штате Висконсин, где на президентских выборах неожиданно победил Трамп, и речь идет об округе, где был избран республиканский спикер Палаты представителей США П. Райан.

Торговая палата США оценивает сумму экспорта США, затронутого ответными мерами их торговых партнеров, в 75 млрд долл. (1). На заседании Федеральной резервной системы США накануне введения пошлин были выделены неясности и риски, связанные с торговой политикой, которые «интенсифицировались»; было подчеркнуто, что пошлины могут оказать негативное влияние на «состояние предприятий и на инвестиционные расходы» (3).

Против повышения США таможенных пошлин на автомобили высказались две ассоциации основных мировых автопроизводителей - Альянс производителей автомобилей (Alliance of automobile manufacturers) и Ассоциация глобальных автопроизводителей (Association of global automakers). Введение повышенных пошлин может привести к росту цен для американских потребителей, ограничить их выбор, потеснить производство и продажи американских автомобилей (3).

Автомобильный гигант General Motors (GM) выразил в специальном обращении в Министерство торговли США обеспокоенность по поводу увеличения таможенных пошлин, которые могут сократить масштабы производства компании, ее присутствия на национальном и зарубежных рынках, а также привести к сокращению занятости (3).

Вопреки посылаемым президенту США сигналам в виде результатов опросов, которые показывают, что большинство опрошенных не одобряют введение пошлин (в отличие от республиканских избирателей), Трамп продолжает проводить свою экономическую политику. В беседе с премьер-министром Нидерландов М. Рютте он повторил претензии к Евросоюзу и ВТО, ко-

торые, по его мнению, «плохо относятся» к США. Трамп тогда выразил мнение, что на встрече с европейскими руководителями, если удастся договориться о чем-либо, «это будет хорошо, в противном случае, это тоже будет хорошо». Рютте прервал его словами «нет, это не будет хорошо» (3).

Список литературы

1. Ducourtieux C., Stroobants J.-P. Taxes americaines sur les voitures: l’Europe menace Donald Trump de represailles // Le Monde. - P., 2018. - 03.07.

2. L’Europe «repondra» en cas de nouvelles taxes americaines, promet M. Le Maire // Le Monde. - P., 2018. - 26.06.

3. Paris G. L’inquietude grandit aux Etats-Unis a propos des consequences des guerres commerciales // Le Monde. - P., 2018. - 06.07.

4. Verges M. de. L’impact d’une guerre commerciale serait «comparable a celui de la grande recession de 2008» // Le Monde. - P., 2018. - 04.07.

2019.01.011. МАЙЕР Т., ВИКАР В., ЗИНЬЯГО С. ЧТО ДАЛО СТРАНАМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ЕГО СОЗДАНИЕ И ЧТО ОНИ МОГУТ ПОТЕРЯТЬ ПРИ ЕГО РАСПАДЕ?

MAYER Th., VICARD V., ZIGNAGO S. l’Union europeenne: com-bien a-t-on gagne a la faire (et combien perdrait-on a la defaire)? - P.: CEPII, 2018. - 4 p. - (La Lettre du CEPII; N 389). - Mode of access: http://www.cepii.fr/PDF_PUB/lettre/2018/let389.pdf

Ключевые слова: ЕС; интеграция; торговля; Брексит.

В статье французских специалистов представлены оценки выгод, полученных странами - членами ЕС с 1957 г. в результате торговой интеграции, а также издержек европейской дезинтеграции после Брексита. Исследование основано на модели «структурной гравитации» (gravite structurelle) внешней торговли.

Основной экономической составляющей процесса европейской интеграции, отмечают авторы, является развитие торговли между странами - членами объединения, на которую приходится более половины международной торговли ЕС (с. 1). Чтобы оценить влияние на интенсификацию торговли внутри ЕС географической и культурной близости стран и снижения торговых барьеров на разных этапах интеграционного процесса, авторы сравнивают характеристики торговли между двумя членами ЕС до и после за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.