Научная статья на тему 'Торговая политика Республики Сингапур'

Торговая политика Республики Сингапур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1108
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / АКЦИЗЫ / НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / ЗАПРЕТЫ НА ИМПОРТ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ / САНИТАРНЫЕ И ФИТОСАНИТАРНЫЕ МЕРЫ / TRADE POLICY / FREE TRADE / TARIFF REGULATION / CUSTOMS TARIFF / EXCISE DUTIES / NON-TARIFF MEASURES / IMPORT PROHIBITIONS / LICENSING / STANDARDS / TECHNICAL REGULATIONS / SANITARY AND PHYTOSANITARY MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловик Надежда Петровна, Приходько Сергей Вадимович

Сингапур считается самой удобной страной в мире для ведения бизнеса. Основными целями торговой политики Сингапура являются расширение международного экономического пространства для сингапурских компаний; установление справедливой и предсказуемой международной торговой среды; минимизация препятствий потоку импорта. Страна стремится к достижению этих целей, поддерживая контакты со своими торговыми партнерами на многостороннем, региональном и двустороннем уровнях. В ноябре 2015 г. Российская Федерация и Республика Сингапур заявили о начале консультаций о возможности создания зоны свободной торговли. В статье рассматривается созданный в Сингапуре механизм, регулирующий доступ иностранных товаров на внутренний рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade policy of the Republic of Singapore

Singapore is the most convenient country in the world for doing business. Simple and clear rules, moderate taxation and tax incentives create a favorable investment climate. The main objectives of trade policies of Singapore are the expansion of the international economic space for Singapore companies; establishing a fair and predictable international trading environment; minimizing barriers to the flow of imports. The country seeks to achieve these objectives, maintaining contacts with trading partners at the multilateral, regional and bilateral levels. In November 2015,the Russian Federation and the Republic of Singapore announced the beginning of consultations regarding the possibility of creating a free trade zone. The article deals with the creation of a mechanism governing the access of foreign goods to the domestic market in Singapore.

Текст научной работы на тему «Торговая политика Республики Сингапур»

Торговая политика Республики Сингапур

УДК 339.5 Н.П. Воловик,

ББК 65.428 Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, лаборатория внешне-В-680 экономической деятельности - зав. лабораторией,

С.В. Приходько,

кандидат экономических наук, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара - исполнительный директор

Аннотация

Сингапур считается самой удобной страной в мире для ведения бизнеса. Основными целями торговой политики Сингапура являются расширение международного экономического пространства для сингапурских компаний; установление справедливой и предсказуемой международной торговой среды; минимизация препятствий потоку импорта. Страна стремится к достижению этих целей, поддерживая контакты со своими торговыми партнерами на многостороннем, региональном и двустороннем уровнях. В ноябре 2015 г. Российская Федерация и Республика Сингапур заявили о начале консультаций о возможности создания зоны свободной торговли. В статье рассматривается созданный в Сингапуре механизм, регулирующий доступ иностранных товаров на внутренний рынок.

Ключевые слова: Торговая политика, зона свободной торговли, тарифное регулирование, таможенный тариф, акцизы, нетарифные меры, запреты на импорт, лицензирование, стандарты, технические регламенты, санитарные и фитосанитарные меры.

Trade policy of the Republic of Singapore

N.P. Volovik,

E.T. Gaidar Institute for Economic Policy, Foreign Economic Activity Laboratory - the head;

S.V. Prikhod'ko,

Candidate of Economic Sciences, E.T. Gaidar Institute for Economic Policy - Executive Director

Abstract

Singapore is the most convenient country in the world for doing business. Simple and clear rules, moderate taxation and tax incentives create a favorable investment climate. The main objectives of trade policies of Singapore are the expansion of the international economic space for Singapore companies; establishing a fair and predictable international trading environment; minimizing barriers to the flow of imports. The country seeks to achieve these objectives, maintaining contacts with trading partners at the multilateral, regional and bilateral levels. In November 2015, the Russian Federation and the Republic of Singapore announced the beginning of consultations regarding the possibility of creating a free trade zone. The article deals with the creation of a mechanism governing the access of foreign goods to the domestic market in Singapore.

Key words: Trade policy, free trade, tariff regulation, customs tariff, excise duties, non-tariff measures, import prohibitions, licensing, standards, technical regulations, sanitary and phytos-anitary measures.

5 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

Российская Федерация и Республика Сингапур планируют создать зону свободной торговли. Первым этапом переговорного процесса станут консультации. При положительном решении начнется работа над текстом соглашения, затем его подписание и ратификация Сингапуром и странами-членами ЕАЭС (Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией). В свете начала данного процесса представляется интересным рассмотреть механизм, созданный в Сингапуре для регулирования доступа иностранных товаров на внутренний рынок.

В Сингапуре благоприятный инвестиционный климат, высококонкурентная среда, страна занимает ведущие места в различных рейтингах. Так, Сингапур занимал первое место в совокупном рейтинге благоприятности ведения бизнеса в последние несколько лет. В исследовании Всемирного Банка Doing Business 2016 (DB 2016), опубликованном в октябре 2015 г., Сингапур также занял первое место в совокупном рейтинге с оценкой 87,341.

Сингапур предоставляет режим наибольшего благоприятствования (РНБ) как членам ВТО, так и странам, не входящим в эту организацию. Сингапур является участником Соглашения по информационным технологиям (ИТА) и Многостороннего соглашения по правительственным закупкам (СПЗ). Он подписал протоколы к ГАТС по телекоммуникациям (четвертый протокол) и по финансовым услугам (пятый протокол). Он не подписал Многостороннее соглашение по торговле в гражданской авиации, но имеет статус наблюдателя в Комитете по торговле в гражданской авиации.

Члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 22 ноября 2015 г. приняли Куала-Лумпурскую декларацию, в которой объявляется о создании экономического сообщества в рамках АСЕАН, допускающего свободное перемещение товаров и капитала по территории с населением 625 млн человек и общим объемом экономики в 2,6 трлн долларов США. Соглашение было подписано лидерами десяти государств блока, в который входят Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам.

Включая Соглашение АСЕАН, Сингапур имеет 18 региональных и двусторонних соглашений о Зоне свободной торговли, охватывающих 24 торговых партнеров. В октябре 2015 г. Сингапур успешно завершил переговоры о своем участии в Транс-Тихоокеанском Партнёрстве - соглашении о свободной торговле, подписанном 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе США.

Импорт товаров в Сингапуре регулируется Законом о таможне и Законом о регулировании импорта и экспорта, а также соответствующими этим Законам вспомогательными актами.

1 Исследование Всемирного банка Doing Business 2016/ http://russian.doingbusiness.org/ data/exploreeconomies/singapore#trading-across-borders (Дата обращения 11.01.2016)

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2016

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

По результатам Уругвайского раунда Сингапур принял на себя обязательства связать 69,6% своих тарифных линий. Простая средняя связанная ставка составляет 6,9%, тарифы находятся в диапазоне от 0 до 10%. К категориям товаров, ставки таможенных пошлин на которые не связаны, относятся минеральное сырье, металлы; кожа, резина, обувь и товары для путешествий; транспортное оборудование (см. таблицу 1).

Таблица 1

Анализ связанного тарифа Сингапура

Описание Количество тарифных линий Средний связанный тариф (%) Диапазон (%) Доля связанных тарифных линий Доля адвалорных ставок

Всего 5383 6,9 0-10 69,6 98,6

Ш 01-24 780 9,5 0-10 99,7 93,3

Ш 25-97 4603 6,3 0-10 64,5 100,0

По определению ВТО

Сельскохозяйственные товары 747 9,4 0-10 100,0 100,0

Животные и продукты из них 93 8,9 0-10 100,0 100,0

Молочная продукция 20 7,0 0-10 100,0 100,0

Фрукты, овощи, растения 193 9,5 0-10 100,0 100,0

Кофе и чай 24 10,0 10.0 100,0 100,0

Зерновые и изготовленная из них продукция 93 9,1 0-10 100,0 97,8

Семена масличных культур, жиры, масла и продукты из них 77 10,0 10.0 100,0 100,0

Сахар и кондитерские изделия 16 10,0 10.0 100,0 100,0

Напитки, алкоголь, табак 73 10,0 10.0 100,0 31,5

Хлопок 5 10,0 10.0 100,0 100,0

5 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

45 ^

Описание Количество тарифных линий Средний связанный тариф (%) Диапазон (%) Доля связанных тарифных линий Доля адвалорных ставок

Прочая сельскохозяйственная продукция 153 9,3 0-10 100,0 100,0

Несельскохозяйственные товары (включая нефть) 4,636 6,4 0-10 64,9 100,0

Рыба и изготовленная из нее продукция 118 9,9 0-10 98,3 100,0

Минералы и металлы 934 5,9 0-10 45,8 100,0

Химикаты и фототовары 887 5,1 0-10 96,8 100,0

Древесина, целлюлоза, бумага и мебель 256 3,0 0-10 96,1 100,0

Текстиль 625 9,9 0-10 64,8 100,0

Одежда 237 10,0 10,0 100,0 100,0

Кожа, резина, обувь и товары для путешествий 165 10,0 10.0 22,4 100,0

Неэлектрическое машиностроение 544 6,3 0-10 63,6 100,0

Электрическое машиностроение 282 5,1 0-10 59,9 100,0

Транспортное оборудование 127 6,0 0-10 11,8 100,0

Прочая несельскохозяйственная продукция 456 3,0 0-10 33,6 100,0

Источник: WTO (2012), Trade Policy Review: Singapore, Geneva.: https://www.wto.org/ english/tratop_e/tpr_e/tp367_e.htm

В качестве основы для классификации своих товаров с 1 января 2012 г. Сингапур принял согласованную тарифную номенклатуру АСЕАН, которая основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров в версии 2012 года. В результате таможенный тариф Сингапура состоит из 9558 тарифных

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2016

позиций на уровне восьми знаков, в предыдущей версии тариф состоял из 8300 тарифных позиций.

Только шесть тарифных позиций облагаются специфическими пошлинами, 9552 линий являются беспошлинными (см. таблицу 2).

Таблица 2

Применяемые и связанные ставки тарифа

Код ГС Продукт Применяемая ставка Связанная ставка

22.03 Пиво солодовое

2203.00.10 Стаут или Портер $16,00 / литр спирта $4,80 / литр напитка !1

2203.00.90 Другие, в том числе эль $16,00 / литр спирта $3,60 / литр напитка !1

22.08 Неденатурированный этиловый спирт с концентрацией спирта менее 80 об. %; спиртные напитки, ликеры и прочие спиртные напитки

2208.90.10 Лечебные настойки с концентрацией спирта не более 40% $8,00 / литр спирта $27,00 / литр спирта

2208.90.20 Лечебные настойки с концентрацией спирта более 40% $8,00 / литр спирта $27,00 / литр спирта

2208.90.30 Другие настойки с концентрацией спирта не более 40% $8,00 / литр спирта $27,00 / литр спирта

2208.90.40 Другие настойки с концентрацией спирта более 40% vol. $8,00 литр спирта $27,00 литр спирта

Примечание к таблице:

а связанная ставка дается на литр напитка; ставка за литр спирта не доступна.

Источник: официальный сайт таможни Сингапура/ http://www.customs.gov.sg/ businesses/valuation-duties-taxes--fees/duties-and-dutiable-goods/list-of-dutiable-goods

Таможня Сингапура собирает акцизы на импорт алкогольной продукции, табачные изделия, нефтепродукты (автомобильный бензин и сжиженный природный газ) и транспортные средства (см. таблицу 3).

5 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

Таблица 3

Ставки акцизов

Продукт Ставка Количество тарифных линий (на уровне 8 знаков)

Алкогольная продукция В основном взимается ставка акциза в размере 88 долл. за литр спирта, исключением являются Стаут, пиво, сидр и Перри, которые облагаются ставкой в размере 60 долл. за литр спирта. Некоторые алкогольные напитки или концентраты облагаются ставкой в размере $113 за кг 50

Табак и табачные изделия От 299 долл. до 388 долл. за кг; для некоторых сигарет -38,8 центов за каждый грамм, или за 1 сигарету 30

Автомобильный бензин и сжиженный природный газ Диапазон от 3,70 долл. за декалитр (дал) до 7,10 долл.за дал. Сжиженный природный газ облагается ставкой в размере 0,20 долл. за кг 7

Автотранспортные средства 20% пошлины, за исключением мопедов и мотоциклов, которые облагаются по ставке 12% 151

Источник: Источник: официальный сайт таможни Сингапура: http://www.customs. gov.sg/businesses/valuation-duties-taxes--fees/duties-and-dutiable-goods/list-of-dutiable-goods (Дата обращения 11.01 2016)

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2011 г. в Сингапуре было собрано чуть более 8,4 млн сингапурских долларов таможенных пошлин и 2,1 млрд сингапурских долларов акцизных сборов. В совокупности это составило 4,6% от общего объема налоговых поступлений.

При приобретении товаров и услуг в Сингапуре (как импортного, так и отечественного производства) взимается налог на товары и услуги (Goods and Services Tax, GST). С 1 июля 2007 г. стандартная ставка налога на товары и услуги составляет 7%. От уплаты этого налога освобождаются финансовые услуги, продажа или аренда жилья, золото и драгоценные металлы инвестиционного класса (с 2012 г.). В 2011 г. в виде налоговых поступлений от GST было собрано 8,9 млрд сингапурских долларов (чуть более 19% от общего государственного дохода за этот год).

Налог GST взимается на адвалорной основе со всех товаров. Если товар облагается таможенной пошлиной, GST рассчитывается по стоимости СИФ (стоимость, страхование и фрахт) плюс все пошлины и прочие издержки. Если товар не облагается таможенной пошлиной, расчет GST будет основываться на стоимости CIF плюс любые комиссии и другие расходы, указанные в инвойсе.

Окончание статьи см. в одном из следующих номеров журнала

5 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.