Научная статья на тему 'Топос края земли, периферии, берега в современной русской постмодернистской поэзии (на примере текстов Дмитрия Григорьева и Виктора Степного)'

Топос края земли, периферии, берега в современной русской постмодернистской поэзии (на примере текстов Дмитрия Григорьева и Виктора Степного) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
217
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНОТОП СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПОЭЗИИ / ТОПОС И ЕГО СЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ловчинский Никита Андреевич

В статье на материале текстов современных постмодернистских поэтов проанализирована семантика топоса края земли, периферии, берега как неотъемлемой части хронотопа современной русской постмодернистской поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Топос края земли, периферии, берега в современной русской постмодернистской поэзии (на примере текстов Дмитрия Григорьева и Виктора Степного)»

7. Трипольская Т.А. Эмотивно-оценочная лексика в антропоцентрическом аспекте: Автореф. дис. ... д-ра наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 1999. - 37 с.

8. Черейский ЛА. Современники Пушкина: Документальные очерки. - Л.: Дет. лит., 1981. - 270 с.

9. Ягубова М.Я. Оценка в языковой картине мира // Вопросы стилистики: Язык и человек. -Саратов, 1996. - Вып. 26. - С. 30-41.

УДК 882.06

Н.А. Ловчинский

ТОПОС КРАЯ ЗЕМЛИ, ПЕРИФЕРИИ, БЕРЕГА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПОЭЗИИ (на примере текстов Дмитрия Григорьева и Виктора Степного)

В статье на материале текстов современных постмодернистских поэтов проанализирована семантика топоса края земли, периферии, берега как неотъемлемой части хронотопа современной русской постмодернистской поэзии.

Ключевые слова: хронотоп современной русской постмодернистской поэзии, топос и его семантика.

В художественной системе современной русской постмодернистской поэзии наряду с такими выразительными и частотными топосами, как топос комнаты, дома, улицы, города, железной дороги, пустоты следует выделить и еще один достаточно специфический и малоизученный топос - топос края земли, периферии, берега. Данный топос не мог не привлечь к себе нашего внимания своей необычностью, выразительностью, широтой и частотностью использования сразу несколькими современными авторами. Безусловно, топос края земли, периферии, берега нельзя назвать абсолютно новым или новаторским, однако по сравнению с остальными ключевыми топосами современной русской постмодернистской поэзии он мало изучен и описан.

Описываемый нами топос является во многом результатом наших собственных наблюдений, а именно результатом частотного анализа образов пространства, составляющих основу хронотопа текстов современных русских постмодернистских авторов. Топос края земли, периферии, берега может быть включен в классический хрон-топ М.М. Бахтина как неотъемлемая часть таких пространственных бинарных оппозиций, как «реальное - условное», «ограниченное - безграничное», «замкнутое - разомкнутое» [7, с. 50]. На безусловное значение любого пространственного образа художественного текста для понимания смысла всего произведения (как и всего творчества того или иного автора) указывали в свое время такие известные теоретики постмодернизма,

как Ж. Делез и Ф. Г ваттари: «Мысль - это не нить, натянутая между субъектом и объектом, и не вращение первого вокруг второго. Мысль осуществляется скорее через соотношение территории и земли» [4, с. 110]. «География не просто дает материю переменных местностей для истории как формы. Подобно пейзажу, она оказывается не только географией природы и человека, но и географией ума» [4, с. 124].

Образы пространства художественного текста считает безусловно важными и другой видный ученый современности - В.А. Подорога, ссылаясь, в свою очередь, на философствование М. Хайдеггера: «...человек неотделим от “своего” пространства, существование его в качестве Dasein “пространственно”» [8, с. 263]. Мысль Хайдеггера не пред-стоит, не противостоит ландшафту, но сопричастна ему; она по сути ландшафтна. Таким образом, все усилия мысли означают не что иное как прокладывание пути в определенном ландшафте; образ ландшафта порождается скоростью самой мысли [8, с. 275].

Чем объяснить такую востребованность и популярность топоса края земли, периферии, берега в современной русской постмодернистской поэзии? По крайней мере, можно с уверенностью указать на две взаимосвязанные предпосылки или традиции, так или иначе обусловившие появление топоса края земли, периферии, берега в современной русской постмодернистской поэзии - это эстетика барокко, легшая в основу современного необарокко, и творчество И. Брод-

© Н.А. Ловчинский, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

119

ского. Первая объясняется тем, что «...проблематика экзистенциализма и метафизическая проблематика эпохи барокко имеют весьма много общего: одиночество человека во Вселенной, противостояние человека и Бога...» [6, с. 131]. Как мы увидим далее на примере текстов современных постмодернистских поэтов, топос края земли, периферии, берега помогает в полной мере создать и выразить настроение одиночества лирического героя. Актуальность второй традиции обуславливается тем, что «Бродского принято считать завершителем ХХ века, однако проделанный им эстетический эксперимент создал живую и плодотворную почву, образующую общую основу для нового разнообразия литературы в следующем веке» [5, с. 667]. Действительно, то-пос края земли, периферии, берега неоднократно встречается в художественном пространстве многих ключевых, программных стихов И. Бродского. «Письма римскому другу»: «Если выпало в Империи родиться, / лучше жить в глухой провинции у моря.» [1, т. III, с. 11]; «Ниоткуда с любовью»: «я взбиваю подушку мычащим «ты»/ за морями, которым конца и края....» [1, т. Ш, с. 125]; «На смерть друга»: «Посылаю тебе безымянный прощальный поклон / с берегов неизвестно каких. Да тебе и неважно.» [1: т. III, с. 58]; «Около океана, при свете свечи; вокруг / поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной...» [1, т. III, с. 134], «Восточный конец Империи погружается в ночь. Цикады/ умолкают в траве газонов.» [1, т. III, с. 81].

Рассмотрим семантику топоса края земли, периферии, берега в современной русской постмодернистской поэзии на примере текстов Дмитрия Григорьева и Виктора Степного.

Стихотворение Дмитрия Григорьева:

.но я треугольникам предпочитаю звезды

Санта Барбаре - город Порхов

Или Забриски Поинт

...материку - остров

в каком-нибудь

океане

[www.Aktivist.ru].

Противопоставленность топосов текста выражена в двух ключевых строках и трех географических названиях: Санта-Барбаре - город Порхов или Забриски Поинт.

Прокомментируем их. Санта-Барбара - курортный, многолюдный, всемирно известный город в штате Калифорния (США). Мягкий климат привлекает туристов и состоятельных людей. В разное время в Санта-Барбаре проживали такие из-

вестные люди, как Дженифер Энистон (актриса), Джефф Бриждесс (актер), Чарли Чаплин (актер), Кирк Дуглас (актер), Джейн Фонда (актриса), Дженнифер Лопес (певица и актриса), Джордж Майкл (музыкант), Бред Питт (актер), Рональд Рейган (актер и президент США), Джон Траволта (актер), Роберт Земекис (режиссер) и др.

В отличие от Санта-Барбары город Порхов - маленький, старинный русский город в 123 километрах от Пскова. По мере утраты военного значения становится уездным городом, жители которого занимаются торговлей льном и хлебопашеством. В 10 километрах к западу бальнеологический курорт (санаторий и грязелечебница) в поселке Хилово, используются минеральные воды и лечебные грязи.

Таким образом, как мы видим, известному на весь мир, курортному, густонаселенному и престижному городу Санта-Барбаре противопоставлен тихий уездный город Порхов, малый по своим размерам, не отличающийся обилием знаменитых людей, проживающих на его территории. Значение топоса Порхов дополняется, расширяется, уточняется другим знаковым для культуры ХХ века топонимом - Забриски Поинт.

«Забриски Поинт» - культовый для ХХ века фильм итальянского режиссера Микеланджело Антониони. «Забриски Пойнт» - центральный топос фильма - глухое место в бескрайней пустыне, где 5-10 миллионов лет назад было большое озеро, от которого остался только песок. «Заб-риски Поинт» - идеальное место для встречи молодых героев фильма - тихое, спокойное, первобытно прекрасное и цельное. Второе, переносное значение названия «Забриски Поинт», уже давно ставшее популярным и знаковым - пустынное, девственно - дикое, далекое от цивилизации место, место на краю земли. Автор сознательно отдает предпочтение топосу края земли, периферии, берега, а образ острова, данный в конце текста, противопоставленность топоса края земли, периферии, берега всем остальным топо-сам мира только усиливает.

Цельность и самодостаточность топоса края земли, периферии, берега и возможность полного счастья на этой части пространства манифестируется Дмитрием Григорьевым и в его другом стихотворении:

меня приглашают в Оман и Европу меня приглашают разные люди но я сижу на берегу реки и шелест воды - вот весь мой ответ

рыба меня приглашает поплавать обезьяна зовет к Хануману меня на обед а ворон (мы с ним давно знакомы) летит над рекой и тень его больше меня

деревья и камни в путь приглашают машут руками люди на лодках но я сижу на берегу реки и шелест воды - вот весь мой ответ

[www.Aktivist.ru].

Прокомментируем для верного понимания хронотопа текста малоизвестные понятия. Комментарий к имени собственному «Оман». Оман -гористая исламская страна на юго-востоке Аравийского полуострова, омывается Оманским заливом Аравийского моря, граничит с Йеменом, Саудовской Аравией и ОАЭ. Таким образом, лирического героя произведения зовут в разные части света - на Запад и Восток, зовут в разные культуры и религии - христианскую и исламскую, в разные природные условия - гористую местность Азии и равнины Европы.

Если первая строфа вводит в текст мир людей, то вторая и третья - мир неживой и живой природы, тесно связанный с миром мифологии. Так, Хануман - в индуистской мифологии могущественный вождь обезьян, сын Анджаны и Бога ветра Ваю, необычайно сильный и ловкий помощник Рамы, один из главных персонажей «Рамаяны».

Таким образом, в тексте Д. Григорьева присутствуют несколько пространств: географическое пространство полярных цивилизаций (Оман, Европа), пространство живой природы (рыба, обезьяна, ворон) и неживой природы (река, деревья, камни). И люди, и природа зовут лирического героя в путь, но герой выбирает берег реки - один из вариантов края земли, периферии, берега жизни. Основой композиции является рондо, повтор строк в первом и четвертом четверостишиях: но я сижу на берегу реки и шелест воды - вот весь мой ответ

Повтор строк первого и третьего четверостишия усиливает значение ответа лирического героя, а расположенность этих строк в конце стихотворения делает его безусловным и окончательным.

Топосы края земли, периферии, берега в текстах Дмитрия Григорьева могут быть дополнены топосом края земли, периферии, берега в тексте Виктора Степного:

любящая ушами я выбирал для тебя серьги

долго-долго

и наконец взял

за $3 у сумасшедшего негра

эти подвески из мелких ракушек

чтобы с каждым шагом ты слышала

чуть-чуть океана

теперь

на другом конце света сижу у залива

и в шорохе каждой волны слышу твои шаги

[Арион. - 2001. - №2].

Топос края земли, периферии, берега в данном тексте реализован в образе берега залива на другом конце света. С одной стороны, герои разлучены, они находятся по разные стороны океана, на разных концах света, но с другой стороны, связь между ними все же существует, она выражена в образе океана, залива, волны - вода, особенно ее шум - «шорох каждой волны» - словно соединяет героев, является единым пространством их разрозненного существования. Субъект (автор) и объект (она) объединяются повтором одного и того же глагола - «слышать» (форма прошедшего времени несовершенного вида «слышала» - в первой части стихотворения и форма настоящего времени «слышу» - во второй ). Этот глагол как бы вбирает в себя пространственную и временную связь между героями с одного конца света - на другой. С одной стороны, топос края земли, периферии, берега дан в этом стихотворении как край мира, его последний рубеж, нулевая отметка. С другой стороны, в то же самое время, именно находясь на этом краю мира, периферии, берегу, лирический герой может в полной мере увидеть и осмыслить свое состояние, почувствовать сопричастность к огромному целому.

Подводя итог всему сказанному выше, попытаемся кратко охарактеризовать художественное значение топоса края земли, периферии, берега в современной русской постмодернистской поэзии. Безусловную ценность описываемого нами топоса обуславливает факт его широкого использования сразу несколькими современными авторами, что может говорить о его важности для верного понимания и описания всей хронотопической системы современной русской постмодернистской поэзии.

Топос края земли, периферии, берега является уникальным, своего рода полисемантическим топосом. Во-первых, топос края земли, периферии, берега может быть отнесен как к топосам

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

121

реального пространства (в каждом тексте он выражен в образах объективной действительности), так и к топосам ирреального пространства, некого личного, даже заповедного пространства каждого автора. Во-вторых, топос края земли, периферии, берега можно одновременно классифицировать как «близкое к реальному географическое пространство», так и «космическое пространство» [2, с. 160-161]. В третьих, исследуемый нами топос является образом разомкнутого, открытого пространства [7, с. 50]. Являясь, с одной стороны, пределом, в прямом смысле этого слова краем, концом мира, топос края земли, периферии, берега может, с другой стороны, служить и своеобразным началом мира и даже его центром, как это и происходит в стихотворении Д. Григорьева, где берег реки находится между Востоком и Западом, миром людей и миром животных.

Такая полисемантичность топоса края земли, периферии, берега не случайна. С одной стороны, «в художественном тексте... находят отражение все существенные свойства пространства как объективной бытовой категории, ибо в тексте отражается реальный мир. С другой стороны, репрезентация пространства в каждом отдельном художественном тексте уникальна, так как в нем воссоздаются творческим мышлением, фантазией автора воображаемые миры» [2, с. 159]. Таким образом, топос края земли, периферии, берега выражает в большей степени даже не физическое нахождение лирического героя в некой определенной материальной точке пространства, а скорее его попытку определить свое эмоциональное, психологическое, экзистенциональное состояние через свое место в мире. Топос края земли, периферии, берега помогает автору взглянуть на мир со стороны, увидеть его целиком, осознать как макрокосм, совокупность всех возможных топосов. Топос края земли, периферии, берега в немалой степени выражает и дуалистич-ность мировосприятия современных авторов: во всех текстах топосы образуют оппозиции: большое - малое, обитаемое и заброшенное, шумное и тихое, столичное и провинциальное. Спокойный и несуетный топос края земли, периферии, берега противопоставлен всему остальному миру - современному, шумному, динамичному. Так, в первом тексте топос периферии выражен именами собственными «город Порхов» и «Забриски Поинт», а топос края земли, берега существительным «остров». Во втором тексте ис-

следуемый нами топос выражен словосочетанием «берег реки», в третьем - существительными «океан», «залив», «другой конец света». Можно даже сказать, что топос края земли, периферии, берега благодаря своей противопоставленности современности и цивилизации является неким вечным, первобытным, неизменным, а следовательно, и вневременным топосом.

В заключение нельзя не отметить тот факт, что топос края земли, периферии, берега, несмотря на всю его противопоставленность остальному миру, лишен ореола трагичности, обреченности, тупиковости. Его можно считать едва ли не единственным положительным и даже позитивным по эмоциональной окраске. Топос края земли, периферии, берега выбирается автором и противопоставляется всему остальному миру сознательно, как имеющий много преимуществ по сравнению со всем остальным суетным, шумным миром. То-пос края земли можно считать и самым крупным, в прямом смысле этого слова космическим, вселенским топосом, поднимающим мировоззрение и мировосприятие автора на новую ступень.

Библиографический список

1. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского в 8-ми томах. - СПб.: Пушкинский фонд, 2001.

2. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Практикум / Под ред. Л.Г. Бабенко. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 400 с.

3. Григорьев Д. «.. .меня приглашают в Оман и Европу.». Режим доступа: www.Aktivist.ru.

4. ДелезЖ., Гваттари Ф. Что такое философия? = Quest ce que la philosophie? / Пер. с фр. С.Н. Зенкин. - М.: Ин-т эксперимент. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 288 с.

5. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. -Т. 2: 1968-1990. - М.: Академия, 2003. - 688 с.

6. ЛосевЛ.В. Иосиф Бродский: опыт литературной биографии. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 446 с.

7. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Рольф, 2000. - 224 с.

8. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка. - М.: Ad Marginem, 1995. - 427 с.

9. Степной В. «Любящая ушами.» // Ари-он. - 2001. - №>2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.