Научная статья на тему 'ТОПОНИМИЯ КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОМ БЫТЕ ОСЕТИН'

ТОПОНИМИЯ КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОМ БЫТЕ ОСЕТИН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМИЯ / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / ПАХОТА / МЕЛЬНИЦА / ОРОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулумбегов Роберт Петрович

В статье рассматриваются топонимы, в которых отражено занятие осетин земледельческим трудом. В географических названиях представлены знания народа о характере почв, наборе возделываемых сельскохозяйственных культур и агротехнических приемах, направленных на повышение урожайности нив. Отдельно представлены названия, связанные с трудовыми процессами на земле: пахота, вывоз и складирование урожая, его обмолот и хранение. Наличие значительного количества сельскохозяйственных терминов в топонимии Осетии свидетельствует о развитости земледелия как важного элемента хозяйственного быта народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОПОНИМИЯ КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОМ БЫТЕ ОСЕТИН»

ЭТНОГРАФИЯ

53

УДК 81.373.211.1(479.51) 001 10.46698/Г0796-2675-2109-Г

ТОПОНИМИЯ КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОМ БЫТЕ ОСЕТИН

Р.П. Кулумбегов*

Аннотация. В статье рассматриваются топонимы, в которых отражено занятие осетин земледельческим трудом. В географических названиях представлены знания народа о характере почв, наборе возделываемых сельскохозяйственных культур и агротехнических приемах, направленных на повышение урожайности нив. Отдельно представлены названия, связанные с трудовыми процессами на земле: пахота, вывоз и складирование урожая, его обмолот и хранение. Наличие значительного количества сельскохозяйственных терминов в топонимии Осетии свидетельствует о развитости земледелия как важного элемента хозяйственного быта народа. Ключевые слова: топонимия, земледелие, пахота, мельница, орошение.

Этническую историю Осетии раскрывают не только письменные и устные источники, но и топонимы. Названия населенных пунктов, рек, озер, горных хребтов и ущелий порой дает много интересной информации о прошлом народа. Здесь и отражение процесса формирования осетинской идентичности, и сведения о хозяйственной и религиозной жизни народа.

В топонимии Осетии широко представлены термины материальной культуры. В качестве географических названий здесь присутствует апел-лятивная лексика, основанная на терминах хозяйственной деятельности и быте народа. Топонимы выражены в понятиях, соотнесенных с поселениями и жилищем, земледелием и скотоводством, ремеслами, одеждой, обувью и домашней утварью.

Перечень топонимов указывает на преобладание в хозяйственной деятельности осетин земледелия и скотоводства. В меньшей степени здесь представлена лексика, связанная с ремесленными занятиями.

Топонимия Осетии стала предметом нескольких фундаментальных обобщающих исследований [14, 15, 16], уделялось внимание географическим терминам и в рамках локальной территориальности [17]. Однако эти работы, с одной стороны, рассматривают топонимы либо севера Осетии, либо исключительно ее южной части, а с другой - не выделяют какую-то одну сторону жизнедеятельности народа. Поэтому в нашей работе мы постараемся рассмотреть отражение земледельческой терминологии в топонимии в рамках единой Осетии.

Земледелец всегда производил тщательный подбор земельного участка. Особенно ценны были земельные наделы в горной полосе Осетии. Здесь при остром дефиците пригодной для обработки земли горцам приходилось добиваться на ограниченных площадях максимально возможного урожая.

В аграрной традиции осетин на протяжении веков был выработан цельный комплекс знаний, позволяющих правильно подобрать земельный надел. Главным критерием в народных представлениях были ценность пашни для земледелия и степень трудовых затрат для ее практического освоения.

Основную ценность конкретного участка пред-

ставлял состав почвы, именно от того, насколько плодородной была почва (м&р), зависело то, какой набор сельскохозяйственных культур на ней будет высеян. За многие века осетины-земледельцы создали квалификацию почвенного состава по определенным признакам. Существовало общее различие почв по степени их пригодности для земледелия: б&знаг /бонджын з&хх (плодородные) и чъылых-дон / &н&удсыджыт (бесплодные). Некоторые почвы по причине своей уникальной плодородности удостаивались особого эпитета - Хорджынт& (урожайные), как, например, черноземная пашня возле с. Ламардон (РСО-А) [16, с. 187].

В основе частного разделения - отличия по механическому составу: чысбын / хуырбын (каменистая), чъырбын (известковая), хырызбын (пористая), &лыгбын / цъыфджын (глинистая). Эти наблюдения отразились и в топонимии региона: Цъыфджын хуым - глинистая пашня в окрестностях с. Инаур (РЮО).

В понимании земледельца существовали различия в почвах по цветовым признакам: бурм&р (бурая), саум&р (черная), сырхсыджыт (красная), урссыджыт (белая), цъ&хсыджыт (серая).

Почвой лучшего качества считался почвенный состав черного цвета (чернозем) - саум&р. На таких пашнях высеивали зерновые культуры, представляющие большую ценность - ячмень и пшеницу. Такие почвы, по причине своей природной плодородности, с меньшей периодичностью требовали внесения органических удобрений. Эта квалификация представлена и в географической лексике: Саум&рт - пашни с хорошими черноземными почвами у северных окрестностей с. В. Кани (РСО-А.)

Земледелец считал почвы бурого и серого цветов наименее пригодными для сельскохозяйственной обработки. Они обычно имели глинистую или каменистую структуру, поэтому в оборот вводились только при крайней необходимости и при регулярном внесении удобрений. Куда охотнее их использовали под пастбища или сенокосы.

Для земледельца немаловажное значение имела и расположенность самого надела. Пахотные участки, расположенные рядом с населенным пунктом, были предпочтительнее. Эта категория зе-

* Кулумбегов Роберт Петрович - к. и. н., старший научный сотрудник отдела истории и этнологии Юго-Осетинского научно-исследовательского института, г. Цхинвал, Республика Южная Осетия (kulumbegov_2@mail.ru).

54

ЭТНОГРАФИЯ

мель представлена в названии Хъ&уг&роны хуым (пашня у села) [14, с.110]. К таким наделам легче было подвозить органические удобрения, особенно в зимний период, а после уборки хлебов свозить стога к селению. Такие наделы проще было обрабатывать и следить за тем, чтобы не было их потравы бесхозным скотом. Близость обрабатываемого земельного участка к дому была особенно важна в горной полосе Осетии, где порой для того, чтобы просто добраться до пашни, требовалось много времени.

Примыкавшие к населенному пункту наделы именовались мидгомз&хх (внутренние земли). Рядом с селением Кадат (РСО-А) имеется пахотный участок Хъ&уварс (у селения) [16, с. 229]. Земельные наделы, расположенные за пределами поселения, именовались ф&схъ&ут& (находящиеся за селом). Например, пашня в окрестностях с. Дзив-гис (РСО-А) носит название Ф&скаудуар (позади плетеных дверей) [16, с. 226]. И, наконец, пашни, сильно удаленные от поселения, именовались к&ройнагз&ххыт& (окраинные земли). В котловине, где расположено селение Цон (РЮО), есть земельный участок, называемый Ф&срагъ (позади хребта).

Важное значение имел и рельеф земельного участка, это было связано с особенностями технологии пашенной обработки. Обычно землю вспахивали плугом, но если склоны были крутые, то пашню приходилось обрабатывать мотыгами. Это приводило к большим трудовым затратам. Помимо этого, наделы на склонах были больше подвержены эрозии, оползням и смыву плодородного покрова во время ливней. Поэтому было предпочтительнее выбирать под посевы злаков ровные участки, а склоны оставлять под сенокос и выпас. Это положение отразилось в названиях Ф&зы хуымт& (ровные пашни) [14, с. 60] и Ф&рсты хуымт& (пашни на склонах) [16, с.186]. З&нджы хуым (пашня на пригорке) [15, с. 401].

Различались пахотные участки и по своим размерам: Ф&т&нт& (широкие), Стыр хуымт& (большие пашни), Даргъ хуымт& (длинные пашни).

Особой категорией пахотных земель в Осетии были ровные пахотные участки хъугом. Эта разновидность пахотного участка, известная во всех районах Осетии, считалась наиболее ценной. Обычно это сравнительно большая, относительно ровная площадка с плодородной почвой. Если такой участок даже находился в удалении от поселения и имел обедненный почвенный состав, земледелец не останавливался перед затратами, чтобы ввести его в оборот. Часто внутри такого участка, если он был достаточно обширным, выделялись пашни с наиболее плодородной почвой - раныхуым.

Такие земельные наделы были во владении отдельных семей. Так, в селении Едыс (РЮО) наиболее плодородные нивы располагались на ровном плато в восточной части села - Едысы хъугом. Но самыми плодородными в этом массиве были два надела раныхуым, которыми владели две семьи. Эти участки были особо ценны и никогда не становились предметом раздела или платежа. Необходимо отметить, что участки категории хъугом чаще других выступали в качестве платы за кровь при

примирении кровников [8, с. 79]. Этой категории пашен придавали большое значение, что отразилось на многочисленном бытовании этого термина в топонимике Осетии в форме хъугом // хъуг&мтт&.

Важным фактором при выборе земельного надела была его экспозиция, особенно в том случае, когда пашни устраивались на горных склонах, на которые неравномерно падал солнечный свет. Это понимание привело к делению у земледельцев пахотных земель на две категории. В первую категорию входили пашни с южной экспозицией -хурварс / хуссайраг (солнечные / южные), во вторую - пахотные участки с ориентацией на север - ц&гатт& (северные).

Такое разделение имеет свою рациональную основу. На южных склонах степень активизации солнечной энергии высока, что обычно положительно действует на структуру почвы, способствует усвоению перегноя, злаки здесь поспевают в срок, и создается возможность полностью собрать урожай [12, с. 56]. В условиях сурового горного климата, отличавшегося частыми заморозками и ранним снегом, эта особенность имела порой решающее значение. Благодаря тому, что снежный покров под воздействием солнечных лучей на таких склонах сходил раньше, земледельцы могли приступать здесь к работам на ранних сроках. Соответственно, зерновые вызревали до того, как могли начаться заморозки.

Благодаря своим наблюдениям, земледелец стал замечать, что на склонах с северной экспозицией злаки поспевают позднее. Часто они не успевали вызревать до начала ранних в горах заморозков, урожай пшеницы и ячменя с таких нив был скуднее. Поэтому на таких землях высеивали неприхотливые сорта зерновых (рожь, овес), чаще оставляли под пар и залежь [7, с. 99].

На пашнях с южной экспозицией по причине благоприятных условий земледелец высеивал наиболее ценные сорта зерновых культур. Во всем этом и заключается рациональное применение солнечной энергии в хозяйстве, что является признаком высокоразвитой культуры полеводства [5, с. 52].

В топонимии Осетии разделение пашен по их расположенности относительно север-юг мы находим в названиях Хусс&рт& (южные склоны) в районе с. Бадзыгат (РЮО) и с. Кадат (РСО-А), Хонсари хунт& (пашни на солнечной стороне) у с. Стур-Дигора (РСО-А), Хъарм хуссар (теплый южный склон) у с. Уисто (РЮО) и в с. В. Мизур (РСО-А). Соответственно, Ц&гаты хуым (пашня на северном склоне) у с. Мармазет (РЮО) и Ц&гат (север) у с. Таборза (РСО-А).

Традиция предпочтения участков с южным расположением находит свое отражение в устном народном творчестве. Свидетельство этому мы видим в сказании «Чем небожители одарили Сослана». В нем повествуется о том, как покровитель земледелия Уацилла дарит нартам семена хлебных злаков с добрым напутствием:

Ратдзын&н ацы хоры н&мгуыт&й нарт&н.

Уалдз&джы, куыдд&р з&хх ыст&фса,

Афт^-иу с& хуссарварс байтау&нт.

/Ем& с& аф&дз&й-аф&дзм& х&рын&н

цы хъ&уы,

Уый сын дзы рзайдз&ни хор.

(Нартам дарю я эти зерна ячменя / Весной, как

КУЛУМБЕГОВ Р.П. ТОПОНИМИЯ КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИИ...

55

растает снег на полях, / Должны высеять их на южной стороне. / На целый год, чтобы прокормиться, / Столько здесь вырастет зерна) [13, с. 348].

Для расширения фонда пахотных земель использовался наиболее простой метод - обработка свободных целинных площадей. В лексике края эта практика отражена в топонимах Наусасты хуымта - «пашни поднятой целины» у с. Урсдзу-ар (РЮО) и Наусастыта (РСО-А) - «вспаханные целины» в окрестностях с. Тменыкау. Но с учетом того, что земледелец старался вводить в оборот максимально большое количество свободных участков, целинных земель было немного. Резерв пахотных участков мог формироваться только за счет сенокосов и пастбищ.

В наборе агротехнических приемов земледельцев Осетии были подсека и перелог, также являющиеся признаками развитого полеводства [5, с. 96].

В многочисленных устных преданиях, относящихся к основанию населенных пунктов региона, мы прослеживаем связь с практикой подсечного земледелия. Обычно указывается, что первопредок находит лесной участок, расчищает и обрабатывает его. А рядом основывается родовое поселение.

Создание подсечных участков (ардуз) осуществлялось усилиями отдельных семей, без участия сельского общества. Такой участок считался частной собственностью и у осетин не перераспределялся, в отличие от некоторых народов Центрального Кавказа. У хевсуров в Грузии и чеченцев в горной Чечне земельные наделы, полученные в результате подсеки и использовавшиеся ими под посевы, переходят через определенное время из частного наследственного владения в общинное, причем срок владения этими участками определялся решением сельского общества [3, с. 63; 4, с. 56].

В Осетии земельный надел, полученный в результате вырубки леса и кустарника, - ног хуым - являлся преимущественно собственностью его создателей и должен был передаваться без раздела по прямому наследству. Такой участок назывался по имени главы семьи, патронимии или фамилии - Сардийы эардуз (поляна Сарди), Батийы ардызт (выкорчеванное Бати, от мужского имени Бати) [15, с. 59], Дзиуаты аардуз (Дзиовых поляна, от фамильного имени Дзиовых) [16, с. 168].

Большая часть пахотной земли в Осетии находилась в частной собственности, на это указывают и данные топонимии. Это владения отдельных семей или фамильных патронимий: Бибойы хуым -«Пашня Бибо» - пашня у с. Ионча (РЮО), ^лборты хуымтж - от фамильного имени ^лбортж - с. Цне-лис (РЮО), Дзугаты хуымта - с. Джер (РЮО).

Вместе с тем в лексике сохраняется отражение порядка перераспределения земель в рамках сельской общины. /хсайнаг хуым (общинная пашня) у с. Джимара (РСО-А), /хсаны хуым - пахотный надел возле с. Дзивгис (РСО-А).

В названиях пахотных участков четко прослеживается владение ими по мужской линии. Но есть и исключения. В селении Фазы Брытъат (РЮО) в названии земельного надела указывается на его принадлежность женщине - Хъорионы хъугом (пашня Короевой) [14, с. 110]. И судя по тому, что Короевы являются уроженцами соседнего селения Ерман, это могла быть только невестка.

В топонимике Осетии мы находим отражение существования такого важного агротехнического приема, как оставление земли под паром - зарастонуагъд. Эта система земледелия предполагает наличие значительных земельных фондов, так как земледельцу приходится часть земли оставлять без обработки. В этом случае длительное нахождение участков под паром и их выход из оборота компенсируется другими участками, преимущественно взятыми в аренду.

Применять это средство повышения урожайности почв земледельцу приходилось регулярно, и это несмотря на то, что компенсирующих участков на время оставления пашен под паром было очень мало. По причине незначительного почвенного покрова земельных наделов при обычной интенсивной обработке быстро нарушалась их почвенная структура. И использование парования было обязательным условием сохранения пашен. Неудивительно поэтому, что земледельцу приходилось сознательно идти на временное уменьшение числа своих пахотных участков и вытекающего отсюда снижения урожая, чтобы сохранить земельный фонд. Этим же диктовалось сохранение паровой системы земледелия в других горных регионах Кавказа [9, с. 75].

Оставлялись под пар в первую очередь наделы, располагавшиеся вдали от населенных пунктов, на склонах горных ущелий - те земельные участки, на которые было сложно и зачастую невозможно доставить удобрения или орошать.

На широкое распространение в рассматриваемом регионе паровой системы земледелия указывает ряд этнографических письменных источников. Г. Вертепов, говоря о традиции парования пахотных участков осетинами, отмечал: «За невозможностью удобрять и хорошо обрабатывать участки, расположенные на крутизнах, они часто остаются без удобрения и в таком случае засеваются через год, реже - через два года» [2, с. 35]. В исследовании С.В. Мачабели, в частности, отмечается, что «...в осетинских селениях северной нагорной полосы, где почвенный слой неглубок, земля пашется раз в три или четыре года, а в остальное время находится под зеленым паром» [10, с. 210].

Паровое поле (за ра стон) выводилось из оборота на срок от одного до трех лет. Но даже тогда оно не лишалось своего хозяйственного значения. Его владелец использовал его как сенокос или для выпаса скота. Необходимо отметить, что сено с парового поля (за ра стоны хос) считалось лучшего качества, чем обычное сено (наууы хос). Земледелец специально обозначал такую пашню-сенокос. В начале апреля в центре поля, находящегося под паром, ставился очищенный от коры шест. Такой шест (быдыргъ) служил указателем для пастухов, чтобы те не допускали потравы.

Эффективным средством повышения урожайности нив было орошение - донхар / донхараг. Для организации процесса полива было необходимо подводить трассу (донвандаг) водовода к источнику воды. Из-за пересеченной местности народные ирригаторы использовали для доставки воды к пашням деревянные желоба (нукта). Вся трасса оросительного канала могла растянуться на несколько сот метров и состоять из канав, вырытых в земле, а также деревянных желобов, с помощью которых

ЭТНОГРАФИЯ

56

осуществлялся переход через расщелины и овраги.

В топонимии мы находим указание на существование традиции орошения в Осетии: Донвгндаг (водяная дорога) и Лыстгг нуктг (узкие желоба) в с. Ходз, Нукты хуым (пашни желобов) в окрестностях с. Згубир, Стыр нук (большой желоб) в местности Майли и др.

Участки владельцев земельных угодий отделялись друг от друга межой, и этот термин (вернее, термины) мы находим в топонимах Аргны адаг (пограничный овраг), Аргнты бынтг (ниже границ межи), Мгрзаугдз (пограничная межа), Угллаг аугдз (верхняя борозда), Едтаг аугдзтг (дальние борозды), Аугдзы сгр (выше борозды), Аугдзы бын (ниже борозды) и т. д.

Одним из важных этапов земледельческого труда был вывоз урожая и его складирование. Скирды с сжатым хлебом складывали на специальных огороженных площадках - гфтауцуат / гфтауцдон. Такие площадки располагались вблизи села или же непосредственно в самом населенном пункте. Термин гфтауц представлен в географических названиях Осетии в топонимах Ефтауцити бун (Ниже мест афтауц), Дгллаг (и Угллаг) гфтауцуат (нижнее (и верхнее) место для афтауц), Ефтауцдон (место афтауц).

Обмолачивали сжатые хлеба на выровненных и утрамбованных площадках (чаще всего это были открытые площадки), называемых мус / мос (гумно). Эти термины мы имеем в топонимах Мусты ком (ущелье гумен), Мусггнгн (место, где строили гумно), Фгсмус (позади гумна), Мосау (похожий на гумно) и др.

Молотили хлеб большей частью с помощью животных (их водили по разбросанным на гумне снопам, чтобы те вытаптывали из колосьев зерно) и в меньшей - с помощью молотильной доски чъеури. В географических названиях: Галмусы хуымтг (бычьих гумен пашни, гумно, где молотили с помощью быков), Чъеуритаг (молотильные доски) и т. д.

Отражены в топонимии и термины, связанные с местом и предметами для хранения и измерения количества зерна. Например: Мгрт (мжрт - мера, предмет для измерения сыпучих тел), Къод (къод - предмет для измерения сыпучих тел), Кгфой (совок из березовых прутьев), Кгссаласгн (место, где тащили кожаные мешки с зерном), Къутуйау (похожий на къуту - сапетку для хранения зерна), Къгбиц (кладовая), Кгрийау (подобный куче зерна), Угрмитг (зерновые ямы) и т. д.

Отдельные топонимы отражают названия сельскохозяйственных культур, которыми засевались те или иные участки. Это, например, географические названия Еууыты ком (проса ущелье), Еууы хгтглтг (стебли проса), Еддаг еууыты (дальние участки проса), Хорджынтг (обильные ячменем), Мгнгуты эардуз (пшеничная поляна), Нгртхгртты тъгпгн (плоскость, засеваемая кукурузой).

В системе материальных и духовных ценностей горцев Осетии, как и у большинства земледельческих народов, мельницы занимают обособленное место. Являясь материальным объектом, традиционным элементом культурного ландшафта, мельницы одновременно формируют вокруг себя большой тематический пласт фольклорной прозы:

поверий, легенд, устных рассказов [1, с. 7]. В горной местности Осетии водяная мельница носила название къада куырой (от осетин. къада - водный поток, ручей). Стандартная горская мельница состояла из двух ярусов. На первом ярусе стояло водяное колесо, на втором находился сам мельничный постав. Иногда имелся третий ярус, обычно это был чердак деревянной двускатной крыши, где хранился инвентарь.

В географических названиях Осетии мы встречаем этот термин в топониме Къадат (то место, где мельницы на горном потоке) неподалеку от с. Цымыти и Къадатг (речные мельницы) у с. Ход [16, с. 236] .

Практика использования мельниц, работающих на силе воды, у осетин, как и у народов Центрального Кавказа, уходит корнями в глубокую древность [4, с. 169]. Появление водяной мельницы описано в сказаниях о нартах и связано с божественным даром. В повествовании «Чем небожители одарили Сослана» рассказывается о пире, который устроил покровитель домашнего очага Сафа для своего воспитанника. Каждый из гостей-небожителей преподнес, согласно обычаю, подарок маленькому нарту Сослану. Сделал свой дар и повелитель водных стихий Донбеттыр, предоставив возможность устройства на его водах мельниц [11, с. 78].

В топонимии Осетии термины, связанные с мельницей, довольно распространены: Куыройгом (ущелье мельниц), Куыргйттг (мельницы), Дон-гуырой (мельничная речка) и др.

В географических терминах мы находим и отражение аграрных верований. Небожители Уацил-ла и Мыкалгабыр в народной традиции считаются покровителями земледелия. Это понимание проявилось в многочисленной привязке их имен к географическим названиям: Уацилла (святилище) в с. Тыли, Уациллайы згнг (гребень горы Уацилла) у с. Едыс, Уациллайы къуылдым (пригорок Уацилла) у с. Уисто и Мыкалгабыр, святилище в честь этого божества в с. Ход. Отдельно отметим святилище у с. Даикау, где молились о ниспослании хорошей погоды и защите от града - Еврегътг (облака, тучи).

В Осетии существовала особая категория пашен, урожай с которых шел на приготовление угощения на религиозные праздники. Это были пахотные участки, обычно примыкавшие к святилищу, либо наиболее урожайные земли. Зерно, собранное с таких нив, шло на выпечку пирогов и приготовление пива, с которыми приходили в святилище. Нафы хуымтг - пашни, примыкающие к святилищу Наф, Рекомы хуымтг - пашня у святилища Реком.

Была и общественная пашня, урожай с которой полностью шел в фонд религиозного праздника -Ехсгны хуым (общая пашня), пахотный участок возле с. Дзивгис. Урожай с этого участка целиком шел на общественный пир для жителей этого населенного пункта [16, с. 210].

По народным поверьям ритуальная пища должна была отличаться особой чистотой. Особенно это касается пирогов, являющихся важной частью подношений в святилищах. Зерно, перед тем как его использовали для помола и выпечки, тщательно промывали в проточной воде. При этом вода долж-

КУЛУМБЕГОВ Р.П. ТОПОНИМИЯ КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИИ...

57

на была быть из источника, который отличается не только чистотой своих вод, но и приятным вкусом. Это представление отражено в названиях Чъирий-аг гхсгн суадон (родник, где промывали зерно для жертвенных пирогов), родник возле с. Кани. Здесь обычно мыли пшеницу, мука из которой предназначалась для изготовления жертвенных пирогов в честь святилища Ног дзуар. Праздник этот отмечался во второй половине августа. Здесь же -

Чъирийаг гхсгн ( место, где промывают зерно для пирогов) - с. Ламардон [14, с. 166].

Таким образом, мы видим, что многие осетинские топонимы представляют собой апеллятивы, восходящие к различным земледельческим терминам. Здесь нашла отражение лексика землепользования, термины, связанные со сбором и хранением урожая, названия сельскохозяйственных культур, агротехнические приемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведерникова Н.М. Мельницы и мельник в русской мифологии //Научный диалог. Филология. - М., 2014. С. 6-22.

2. Вертепов Г.А. Осетины. Историко-статистический очерк // Терский сборник, Вып. 2, кн. 2,1892, № 81.

3. Джалабадзе Г.В. Полеводческая культура Восточной Гоузии.- Тб: Мецниереба,1986. (на груз.яз). 309 с.

4. Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа.- М: Наука,1981.247 с.

5. Кантария М.В. Некоторые вопросы земледельческого быта горной Осетии / Кавказский этнографический сборник.- Тб.:Мецниереба, 1980. Вып. 5.С. 92-174.

6. Кантария М.В. Агрикультурные способы полеводства в Чечено-Ингушетии // Кавказский этнографический сбор-ник,1986. Вып. 6. С. 45-51.

7. Кулумбегов Р.П. Земледельческий быт и сакральные практики горцев Осетии. - Цхинвал: Республика, 2017. 236 с.

8. Кулумбегов Р.П. Традиционная культура земледелия у осетин. - Владикавказ: СОИГСИ, ВНЦ РАН, 2019. 203 с.

9. Лавров Л.И. Карачаевцы. - Черкесск, 1978. 179 с.

10. Мачабели С.В. Экономический быт государственных

крестьян Горийского уезда, Тифлисской губернии // Материалы для изучения экономического быта крестьян Закавказского края. - Тифлис, 1887. Т. 6.

11. Осетинские нартовские сказания. - Дзауджикау, 1949. 503 с.

12. Почвозащитное земледелие на склонах. / А.Н. Каштанов, Г.И. Швебе, А. Д. Орлов и др. //под ред. А.Н. Каштанова.- М.: Колос, 1983. 390 с.

13. Сказания о нартах, в 5 томах / составитель К. Гутиев - Орджоникидзе: Ир, 1989,Т. 1. (на осет. языке). 496 с.

14. Топонимия Южной Осетии / составители З.Д. Цховре-бова, Ю.А. Дзиццойты. - М.: Наука, 2013. Т. 1. 598 с.

15. Топонимия Южной Осетии / составители З.Д. Цховре-бова, Ю.А. Дзиццойты. - М.: Наука, 2015.Т. 2. 740 с.

16. Цагаева А.Дз. Топонимия Северной Осетии.- Владикавказ: Ир, 2010.620 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Чибиров Л.А. Материалы по топонимике и гидронимике верховьев реки Большая Лиахва // Ученые записки ЮОГ-ПИ,1968. Т. 12. С. 200-227.

18. Читая Г.С. Горное земледелие на Кавказе //Материалы по этнографии Гоузии. - Тбилиси,1960. Вып. 11.

TOPONYMY AS A SOURCE OF INFORMATION ABOUT THE AGRICULTURAL LIFE OF OSSETIANS R.P. Kulumbegov

PhD, senior scientist researcher of historical and ethnological division of South Ossetian research institute (kulumbegov_2@mail.ru)

Abstract. The article considers toponyms that reflect the employment of Ossetians in agriculture labor. The geographical names represent the knowledge of the people about the nature of soils, the set of cultivated crops and agricultural techniques aimed at increasing the yield of fields. Names related to labor processes on land are presented separately: plowing, export and storage of harvest, its threshing and storage. The presence of a significant number of agricultural terms in the toponymy of Ossetia indicates the development of agriculture as an important element of the economic life of the people.

Keywords: toponymy, agriculture, plowing, mill, irrigation.

REFERENCES

1. Venediktova N.M. Mills and miller in Russian mythology // Scientific dialog. Philology. -Moscow, 2014. P. 6-22.

2. Vertepov G.A. Historical and statistical article // Terskiy sbornik, issue.2, Vol.2, 1982, №81.

3. Dzabladze G.V. Field culture of Eastern Georgia's - Tbilisi: Metsniereba, 1986 (Georgian lng.), P. 309.

4. Kaloev B.A. Agricultural of the people of North Caucasus - Moscow: Science, 1981. P 247.

5. Kantarriya M.V. Questions about agricultural practices of mountain Ossetia // Caucasian Ethnographic Collection -Tbilisi: Metsniereba, 1980, issue 5. P. 92-174.

6. Kantarriya M.V. Agri-cultural Methods of Fields in Chechnya-Ingushetia // Caucasian Ethnographic Collection, 1986, Vol.6. P.45-51.

7. Kulumbegov R.P. Agricultural life and sacral practices of the highlanders of Ossetia. - Tskhinvali: Republic, 2017. P. 236.

8. Kulumbegov R.P. Traditional culture of agriculture of Ossetians.-Vladikavkaz: SOIGSI, VSC RAS, 2019. P. 203.

9. LavrovL.I. Karachaevtsy. - Cherkessk, 1978. P. 179.

10. Machabeli S.V. Economic life of the state peasants of Gori district, Tiflis province // Materials for studying the economic life of the peasants of Transcaucasian region. - Tiflis, 1887. Vol.6.

11. Ossetian Nart epos. - Dzaudzhikau, 1949. P. 503.

12. Soil protection farming on slopes. //A. N. Kashtanov, G. I. Shvebe, A. D. Orlov and others // edited by A. N. Kashtanov. - Moscow: Kolos, 1983. P. 390.

13. Nart epos in 5 volumes //K. Gutiev. - Ordzhonikidze: IR, 1989, Vol.1 (in Ossetian). P. 496.

14. Toponyms of South Ossetia // composers Z.D. Tskhovrebov, Yu.A. Dzizzoity. - Moscow: Science, 2013. Vol.1. P. 598.

15. Toponyms of South Ossetia // composers Z.D. Tskhovrebov, Yu.A. Dzizzoity. - Moscow: Science, 2015. Vol.2. P. 740.

16. Tsagaeva A.D. Toponymy of North Ossetia. - Vladikavkaz: Ir, 2010. P. 620.

17. Chibirov L.A. Materials on toponymy and hydroonymy of the headwaters of the Bolshaya Liakhva River (in Russian) // Scientists' notes of SOSPI, 1968. Vol.12. P. 200-227.

18. Reading G.S. Mining Farming in the Caucasus // Materials on Ethnography of Georgia. - Tbilisi, 1960. issue 11.

ТОМ 20

№ 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.