7. Slovar' nacional'noj istorii. Tom po istoricheskoj geografii / Redakcionnaya kollegiya «Slovarya kitajskoj istorii. Toma po istoricheskoj geografii». - Shanhaj: Shanhajskij slovar', 1996. (na kit. yaz.)
8. Solov'ev F.V. Kitajskie othodniki i ih geograficheskie nazvaniya v Primor'e. Vladivostok: IIAE DVNC AN SSSR, 1973. 282 s.
9. Staraya kniga Tan. Tom 199. (na kit. yaz)
10. Tan Cisyan. Atlas istorii Kitaya. - Pekin: Kartograficheskoe izdatel'stvo, 1982. (na kit. yaz.)
11. Yanhunen Yu. Lyao: man'chzhurskij gidronim i ego etnoistoricheskij kontekst // Studia Etymologica Cracoviensia, - 2008. № 13: 94.
ВАН МЭНХУА - магистрант, исторический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова ([email protected]).
WANG MENGHUA - Master's student, Faculty of History, Moscow State University named after M.V. Lomonosov.
УДК 94(470.45).08:908 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-63-67
ИВАНОВ С.М., МОРОЗОВА Н.В., НАЗАРОВА Т.П., МАСЛОВ М.С. ТОПОНИМИКА Г. ЦАРИЦЫНА: ОТ СЕЛЕЗНЕВА ОВРАГА К УЛИЦЕ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ
Ключевые слова: топонимика, Российская империя, Царицын, Александровская улица, краеведение, облик города, градостроительство, российская модернизация.
В статье на основе анализа дореволюционных газет восстанавливается история улицы Александровской в городе Царицын, которая уже в советское время стала фрагментом будущего проспекта Ленина. Показано, что улица возникла в конце XIX -начале XX вв., на месте постепенно засыпавшегося отходами городской жизнедеятельности Селезнева оврага, долгое время служившего сливным каналом для городских стоков. Изучение истории и топонимики одной из центральных улиц помогает углубить краеведческие исследования, а также проследить эволюцию благоустройства города Царицына (Волгограда) в конце XIX века. На примере Александровской площади показано влияние строительства железной дороги на развитие города и изменения в его жизнедеятельности.
IVANOV, S.M., MOROZOVA, N.V., NAZAROVA, TP., MASLOV, M S.
TOPONYMY OF TSARITSYN: FROM SELEZNEV RAVINE TO ALEXANDROVSKAYA STREET
Key words: toponymy, Russian Empire, Tsaritsyn, Aleksandrovskaya street, local history, appearance of the city, urban planning, Russian modernization.
The article, based on an analysis of pre-revolutionary newspapers, restores the history of Aleksandrovskaya Street in the city of Tsaritsyn, which already in Soviet times became a fragment of the future Lenin Avenue. It is shown that the street arose at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries, on the site of the Selezneva ravine, which was gradually filled up with urban waste, and for a long time served as a drainage channel for city wastewater. Studying the history and toponymy of one of the central streets helps to deepen local history research, as well as trace the evolution of the improvement of the city of Tsaritsyn (Volgograd) at the end of the 19th century. The example of Alexander Square shows the impact of the construction of the railway on the development of the city and changes in its life.
Современный Волгоград остается одним из крупнейших промышленных центров на юге страны, поражающим протяженностью и стремительно меняющимся обликом. Трудно представить, что город за свою историю пережил несколько волн разрушений. В частности, облик города радикально изменил строительный бум на рубеже XIX - XX веков, который сопровождался сносом сохранившихся деревянных построек и крепостных стен. Отметим также уничтожение и перестройку религиозных объектов в годы гражданской войны и первые советские десятилетия. И конечно же всем известно о тотальном разрушении города во время Сталинградской битвы. Однако, вопреки всему, Волгоград живет, развивается, меняется. И в данном ракурсе изучение истории города сложно представить отдельно от изучения смены его облика. Данные об изменениях природного и городского ландшафта, в том числе о ходе строительства отдельных улиц являются дополнительными штрихами к восстановлению исторического портрета города. Материалы подобных исследований имеют очевидные перспективы для составления интерактивных материалов по регионоведению.
Главной центральной артерией города сегодня является проспект Ленина. Все наиболее значимые туристические объекты (общественные здания, магазины, музеи, скверы, кафедральный собор Александра Невского, спуск на набережную, выход на Мамаев курган, Панораму, вход в олимпийский стадион) находятся именно здесь. Поэтому большинство городских экскурсионных маршрутов, как правило, включают пешие прогулки по проспекту. Через историю проспекта и его отдельных частей, по существу, можно рассказать всю историю города. В данном контексте, отметим, что одним из наиболее значимых участков проспекта стала бывшая Александровская улица. Метод сплошного просмотра подшивок царицынских дореволюционных газет позволяет
восстановить историю возникновения этой улицы, а также оценить степень развития благоустройства улиц в небольшом уездном городе, который, тем не менее, в конце XIX в. получил славу «Русского Чикаго».
Известно, что Александровская улица образовалась в результате засыпки оврага, начинавшегося от реки Царицы и тянувшегося до главной площади. Он пересекал улицы Царицынскую, Предтеченскую, Троицкую, Успенскую, Спасскую. Когда же данная улица стала называться Александровской? Историк А. В. Материкин опубликовал в своих книгах ряд документов Городской Думы о засыпке оврага вдоль квартала № 162, которую планировалось начать весной 1875 г. [1, с. 134].
В 1880 г. Городская Дума вновь рассматривала вопрос «о засыпке оврага сзади пожарного депо в I части г. Царицына» [1, с. 156]. В постановлении Думы от 2 июня 1881 г. давалось уже разрешение на «устройство водосточной трубы на Александровской улице» [1, с. 159]. Вероятнее всего, улица и площадь стали Александровскими в апреле-мае 1881 г., после смерти Александра II от бомбы народовольцев 1 марта 1881 года. По другой версии, улица получила свое название на десять лет раньше - в честь приезда этого монарха в Царицын в 1871 году.
В результате проведенного поиска удалось найти название оврага, над которым сейчас проходит главная магистраль города Волгограда. Полагаем, что это тем более интересно, что его отдельные фрагменты сохранялись еще долго, создавая серьезные проблемы жителям. Так, в 1887 г. первая царицынская газета «Волжско-Донской листок» отмечала, что на Александровской площади всегда находился широкий Селезнев овраг, в котором для стока воды был встроен городскими властями жёлоб и далее пишет: «Жёлоб, долженствующий принимать воду почти со всего центра города, висит буквально на воздухе, и держится единственно потому, что все громадное количество воды весною и во время дождей проходит не по жёлобу, а под жёлобом, находя себе естественный путь к Царице и заливая бедняков, заселяющих устье этого оврага; а между тем, на это не раз обращалось внимание (заявление Постникова в 1886 году). Канава, ведущая к жёлобу, до того мелка, засорена и заезжена, что ни в каком случае не может вместить в себе сливающейся в нее воды и вода, разливаясь, образует новые овраги, увеличивая и без того широкий и глубокий старый овраг <...>» [2, с. 3].
Несмотря на критические выступления прессы, неприглядная ситуация сохранялась и далее. Так, в ноябре 1888 г. на Успенской и Александровской улицах, вследствие таяния снега, образовались значительные овраги, отчего по этим улицам ночью было совершенно невозможно ездить. Да и днем езда там была возможной только с большим трудом. К тому же, как писала пресса, эти овраги заваливались навозом, от которого неприятный запах распространялся на весь город [3, с. 2].
Лишь в конце 1891 г. наконец начал строиться водосток в Селезнев овраг от здания Волжско-Камского банка, для чего был сделан довольно прочный настил из толстых досок от верха оврага и до его дна, а склоны оврага по сторонам водостока срезали, чтобы они имели правильный уклон. Газетчики сообщали, что благодаря последнему вид этой местности изменится к лучшему [4, с. 2]. Тем не менее, овраг продолжал причинять много неудобств жителям и регулярно становился местом чрезвычайных происшествий. Так, 5 февраля 1892 г. «между 2-3 часами дня . против мещанской управы к Селезневу оврагу привез мужик в телеге снег, чтобы свалить его на краю оврага. При сбрасывании с телеги снега лопатой лошадь, стоявшая на самом краю оврага, переминалась с ноги на ногу, отчего подтаявший под нею берег оврага рухнул вниз и при падении увлек с собою лошадь и телегу на дно оврага. Мужик остался наверху. Благодаря навозу, ранее здесь наваленному, лошадь осталась жива, но сильно ушиблась» [5, с. 2]. Похожий случай произошел весной 1896 г., когда работник содержателя постоялого двора Новикова стал сваливать в Селезнев овраг навоз. Лошадь, испугавшись того, что телега едва не свалилась в овраг, внезапно понесла, к счастью, никто не пострадал и лошадь удалось поймать [6, с. 2].
Впрочем, ситуация постепенно менялась. В 1902 г. пресса отмечала: «Селезнев овраг засыпается довольно успешно, почему можно думать, что года через два-три от него останется одно лишь воспоминание» [7, с. 2]. Журналисты сообщали: «Свободное место, которое должно образоваться от засыпки Селезнева оврага, наша дума, как известно, обещала уступить под биржу. На наш взгляд, это совершенно напрасно, ибо место для биржи всего удобнее было бы выбрать где-нибудь на берегу Волги, а у сквера всего лучше было-бы устроить городской театр, об
устройстве которого, как мы слышали, намеревается поднять вопрос новый состав городской думы. Для театра это место было бы как нельзя лучше удобнее и подходящее, так как оно находится в центре города и вполне отвечает названной цели» [8, с. 3]. В дальнейшем, рядом с этим местом и вправду был построен Дом науки и искусства (1915 г.), имевший театральный кружок и сцену (с 1933 г. здание стало драматическим краевым театром, сегодня - Новый экспериментальный театр - визитная карточка города).
Исследуя вопрос о происхождении названия Селезнева оврага, можно обоснованно предположить, что оно произошло от фамилии владельца земли в его устье. Так, в 1905 г. «Царицынский вестник» сообщил о докладе бухгалтера городской Управы А.Н. Зайцева относительно принадлежащего К.В. Воронину участка городской земли при речке Царице с расположенными на нем постройками и садом. Этот участок перешел во владение Воронина с публичных торгов от И.В. Селезнева 19 октября 1895 г. А Селезнев владел этим местом еще с начала октября 1885 г. [9, с. 2].
Несмотря на постепенную засыпку и разрушение оврага, на части его склона по-прежнему находились хозяйственные и жилые постройки, владельцы которых в начале XX в. вели долгие переговоры с городской властью о переезде в другое место с выплатой соответствующей компенсации. Так, летом 1909 г. домовладельцы Селезневского оврага обратились к Городской Думе с просьбой об отводе им бесплатно дворовых мест в третьей части города по Ленской и Аральской улицах с целью переселения с занимаемых мест, а также о выдаче им вознаграждения на перенос построек. Подобное прошение они уже направляли в Думу в 1908 г., но в то время просили на перенос своих построек по 500 рублей. Теперь же жители, подписавшие прошение в меньшем числе, суммы вознаграждения не определили. Городская управа предложила Думе войти в соглашение с просителями и выдать им на перенос по 200 рублей. Городской Голова предложил Думе поручить Управе войти с жителями оврага в соглашение и наметить места для переноса построек, доложив Думе о результатах переговоров. Это предложение Дума приняла [10, с. 3].
Этот же вопрос был вновь поднят в Думе в июле 1911 г., когда гласный Антонов стал выяснять, в каком положении находится дело о выселении жителей Селезневского оврага. В ответ председатель сообщил, что когда войдет в законную силу постановление Думы об их выселении, то они будут выселены, и ассигновка на этот предмет Думой уже сделана [11, с. 3].
Отмеченные выше события разворачивались на фоне общего модернизационных процессов, в результате которых Царицын достаточно быстро преобразился за жизнь одного поколения. При этом мощным толчком для развития города стала постройка Грязе-Царицынской железной дороги в 1869 г., которая вскоре соединилась с сетью других дорог, позволив городу стать крупным промышленным узлом.
Для сравнения приведем описание города в разные десятилетия - до строительства дороги и после. Житель, впервые приехавший сюда в 1859 г., вспоминал: «в то время, Царицын весь состоял из десятка не улиц, а каких-то переулков, окруженных земляным валом, за которым, с одной стороны, ютились, так называемые Бутырки и Преображенский форштадт, а с другой -зацарицынский форштадт. Поселения эти были до такой степени ничтожны, что внешностью своей скорее походили на калмыцкую ставку, чем на постоянную оседлость. Тут же по пустырям были разбросаны калмыцкие кибитки, полусгнившие амбарушки - хранилища богатств Царицына и какие-то лачуги, именуемые бойнями» [12, с. 3].
Вероятно, где-то в середине XIX в. на площади начали сажать деревья, из которых выжило всего одно, известное тогда каждому горожанину. Как и сейчас природно-исторический памятник «Тополь, израненный войной» является достопримечательностью еще довоенного времени, посаженной примерно на том же месте. О его предшественнике в 1887 г. писала местная газета в заметке «Штурм единственного дерева»: «Как известно, в Царицыне среди площади стоит единственное дерево, огороженное кругом скамеечками. Казалось бы, в виду того, что дерево это есть - единственное общественное достояние из царства растительного, следовало о сохранении его прилагать самые тщательные старания и каждому обывателю поочередно поливать его водой, окапывать землей и пр. Между тем, дерево это ежедневно штурмуют уличные мальчишки, сбивают на нем листья и ветки. Из сего следует, что нравы у нас жестокие и растительность нам не ко двору» [13, с. 3].
Данный отрывок подтверждает, что на центральных улицах и на площади города тогда еще не были высажены тенистые аллеи деревьев, отсутствовала растительность. Однако уже на Пасху 1892 г. один из жителей с восторгом констатировал: «Умственным взором озирая прошлое, созерцая минувшее ничтожество своего городка, припоминает он то время, когда на месте громадных каменных зданий, украшающих городскую площадь, лежала пустыня Аравийская и там, где ныне разбит обещающий быть тенистым сквер, одиноко и грустно многие годы стоял старик-тополь, уныло шелестя палимыми зноем и покрытыми пылью, поблекшими листьями. Прошли года: пустыня Аравийская отошла в область преданий; одинокий старик-тополь, порывом бури, вырван с корнем; там, где стояло вонючее мутное болото, красуется возникающий из пепла, бывший дом Божеского...» [14, с. 2].
Газетчик начала XX в., мечтая о том, как будет выглядеть центр города через тысячу лет -в январе 2909 г., писал: «Я вышел на Александровскую площадь и остановился в изумлении. Вместо прежних жалких садиков я увидел здесь две аллеи из цветников, разбитых под стройными ветвистыми деревьями. Между ними были мраморные бассейны с высоко бьющими фонтанами» [15, с. 2]. Частично эти предсказания уже сбылись - в районе бывшей Александровской площади есть парк, сквер, высажены деревья, есть красивые клумбы.
Таким образом, историческая топонимика, которая исследует закономерности возникновения, развития и функционирования географических названий может много дать для понимания истории города. В краеведческих исследованиях изучение происхождения названий улиц, площадей и пр. позволяет выявить новые аспекты в истории родного города, оживить краеведческие сюжеты, сделав их более занимательными. На основе интересных топонимических данных можно разрабатывать пешие экскурсионные маршруты, вписывать региональную историю в общероссийский исторический контекст, придавать истории родного края более цельную законченную форму.
Литература и источники
1. Материкин А.В. Очерки истории Царицынской Городской Думы. Ч. I. (1797-1887 гг.). - Волгоград: «Офсет», 2003. - 463 с.
2. Гольц А. О благоустройстве // Волжско-Донской листок (Царицын). - 1887. - 25 марта. - № 342.
3. Заседание Думы // Волжско-Донской листок (Царицын). - 1888. - 20 ноября. - № 597.
4. Водосток в Селезнев овраг // Волжско-Донской листок (Царицын). - 1891. - 18 декабря. - № 1071.
5. Падение в овраг // Волжско-Донской листок (Царицын). - 1892. - 2 февраля. - № 1094.
6. Испуганная лошадь // Волжско-Донской листок (Царицын). - 1896. - 5 апреля. - № 1729.
7. Селезнев овраг // Царицынский листок. - 1902. - 29 марта. - № 92.
8. Селезнев овраг // Царицынский листок. - 1902. - 27 апреля. - № 111.
9. Заметки // Царицынский вестник. - 1905. - 10 августа. - № 2209.
10. Собрание Думы // Царицынский вестник. - 1909. - 4 июля. - № 3181.
11. Городская Дума. Выселение из оврагов // Царицынский вестник. - 1911. - 13 июля. - № 3767.
12. Житель. Царицын 30 лет назад и теперь // Волжско-Донской листок (Царицын). - 1889. - 29 января. - № 627.
13. Штурм единственного дерева // Волжско-Донской листок (Царицын). - 1887. - 14 июня. - № 376.
14. ГольцевА. Христос Воскресе! // Волжско-Донской листок (Царицын). - 1892. - 5 апреля. - № 1116.
15. Затонский А. Царицын через 1000 лет. (Фантазия) // Царицынский вестник. - 1909. - 6 февраля. - № 3066.
References and Sources
1. Materikin A.V. Ocherki istorii Caricynskoj Gorodskoj Dumy. Ch. I. (1797-1887 gg.). - Volgograd: «Ofset», 2003. - 463 s.
2. Gol'c A. O blagoustrojstve // Volzhsko-Donskoj listok (Caricyn). - 1887. - 25 marta. - № 342.
3. Zasedanie Dumy // Volzhsko-Donskoj listok (Caricyn). - 1888. - 20 noyabrya. - № 597.
4. Vodostok v Seleznev ovrag // Volzhsko-Donskoj listok (Caricyn). - 1891. - 18 dekabrya. - № 1071.
5. Padenie v ovrag // Volzhsko-Donskoj listok (Caricyn). - 1892. - 2 fevralya. - № 1094.
6. Ispugannaya loshad' // Volzhsko-Donskoj listok (Caricyn). - 1896. - 5 aprelya. - № 1729.
7. Seleznev ovrag // Caricynskij listok. - 1902. - 29 marta. - № 92.
8. Seleznev ovrag // Caricynskij listok. - 1902. - 27 aprelya. - № 111.
9. Zametki // Caricynskij vestnik. - 1905. - 10 avgusta. - № 2209.
10. Sobranie Dumy // Caricynskij vestnik. - 1909. - 4 iyulya. - № 3181.
11. Gorodskaya Duma. Vyselenie iz ovragov // Caricynskij vestnik. - 1911. - 13 iyulya. - № 3767.
12. Zhitel'. Caricyn 30 let nazad i teper' // Volzhsko-Donskoj listok (Caricyn). - 1889. - 29 yanvarya. - № 627.
13. Shturm edinstvennogo dereva // Volzhsko-Donskoj listok (Caricyn). - 1887. - 14 iyunya. - № 376.
14. Gol'cev A. Hristos Voskrese! // Volzhsko-Donskoj listok (Caricyn). - 1892. - 5 aprelya. - № 1116.
15. Zatonskij A. Caricyn cherez 1000 let. (Fantaziya) // Caricynskij vestnik. - 1909. - 6 fevralya. - № 3066.
ИВАНОВ СЕРГЕЙ МИХАИЛОВИЧ - кандидат философских наук, пресс-секретарь отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Волгоградской епархии ([email protected]).
МОРОЗОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, филиал «Взлет» МАИ (национальный исследовательский университет) в г. Ахтубинске ([email protected]).
НАЗАРОВА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА - кандидат исторических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет ([email protected]).
МАСЛОВ МИХАИЛ СТАНИСЛАВОВИЧ - старший преподаватель, Волгоградский государственный аграрный университет ([email protected]).
IVANOV, SERGEY M. - Ph.D. in Philosophy, Press Secretary of the Department for Relations of the Church with Society and the Media of the Volgograd Diocese ([email protected]).
MOROZOVA, NATALIA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, branch "Vzlet" MAI (National Research University) in Akhtubinsk ([email protected])
NAZAROVA, TATYANA P. - PhD in History, Associate Professor of the Volgograd State Agricultural University ([email protected]).
MASLOV, MIHAIL S. - Senior Lecturer of the Volgograd State Agricultural University ([email protected]).
УДК 94(47).08:930.253 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-67-70
ПОЛОЗОВ А.И.
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ЯХТ-КЛУБА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1875-1895 гг.
Ключевые слова: Черноморский яхт-клуб, Устав, общество яхт-клуба, члены яхт-клуба, Командор и Вице-Командор, почетные, действительные члены и сотрудники, единовременный и ежегодный взносы, учредители яхт-клуба.
Черноморский яхт-клуб был создан в городе Одесса в 1875 году; в его состав вошли 30 учредителей. После утверждения Устава Черноморского яхт-клуба, в 1893 году было внесено предложение о создании парусного кружка, который был образован в 1895 году и вошел в состав Черноморского яхт-клуба. Сообщество яхт-клуба состояло из почетных, действительных членов и сотрудников. Почетные члены избирались на общем собрании, по представлению комитета клуба. Действительные члены клуба избирались путем голосования. Сотрудники избирались общим собранием путем подачи своей кандидатуры по предложению комитета. С членов и сотрудников взимался единовременный взнос в размере100 рублей и ежегодный взнос в размере 30 рублей. Собрание членов могло повысить единовременный взнос до 200 рублей или понизить его до 50 рублей.
POLOZOV, A.I
ON THE HISTORY OF THE CREATION OF THE BLACK SEA YACHT CLUB: ORGANIZATION AND MAIN AREAS OF ACTIVITY IN 1875-1895
Key words: Black Sea Yacht Club, Charter, yacht club society, members of the yacht club, Commander and Vice-Commander, honorary, full members and employees, one-time and annual contributions, founders of the yacht club.
The Black Sea Yacht Club was created in the city of Odessa in 1875, it included 30 founders. Following its creation and approval of the Charter of the Black Sea Yacht Club, a proposal was made in 1893 to create a sailing circle, which was formed in 1895 and became part of the Black Sea Yacht Club. The yacht club society consisted of honorary, full members and employees. Honorary members were elected at the general meeting, on the proposal of the club committee. The active members of the club were elected by voting. Employees were elected by the general meeting by submitting their candidacy on the proposal of the committee. Members and employees were charged a one-time fee of 100 rubles and an annual fee of 30 rubles. The meeting of members could increase the onetime contribution to 200 rubles or lower it to 50 rubles.
Идея создания яхт-клуба в г. Одессе берет свое начало в 1874 году. Спустя год, в 1875 году был образован Черноморский яхт-клуб, который был учрежден благородным собранием представителей местной элиты из числа самых богатых и аристократических семейств города Одессы [1].
В список учредителей входило всего 30 человек. Помимо поименованных выше английских подданных в их число входили: пять одесских купцов первой гильдии, один контр-адмирал, два тайных советника, один граф, два князя, пять титулярных советников, два почетных гражданина, один поручик, один капитан-лейтенант, один капитан первого ранга, три коллежских секретаря, один действительный статский советник [2, л. 30].
В создании яхт-клуба в Одессе в качестве учредителей участвовали также и английские подданные, а именно:
«Великобританский подданный Эдвиг Газлер; Великобританский Вице - Консул Вильям Генрихович Гент; Великобританский подданный Фома Иванович Мичель; Английский инженер Осберт Чадвиг;
Великобританский Генеральный Консул Станлей» [2, л. 31].
Черноморский яхт-клуб находился под покровительством Августовских Их Императорских Высочеств Государей Великих Князей Константина Николаевича и Алексея Александровича. Основным предметом деятельности яхт-клуба являлась пропаганда желания к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, совершенствование их конструктивных особенностей и постройка судов, а также практическая подготовка опытных шкиперов и матросов [3, с. 88].