Топонимическая система дореволюционного Ярославля
Р. В. Разумов
В статье на примере Ярославля рассматриваются особенности построения систем урбанонимов дорегуляр-ного и регулярного города, выделяются основные типы городских названий каждого периода.
Ключевые слова: собственное имя, топоним, урбаноним, система урбанонимов, дорегулярный город, регулярный город.
A Toponymic System of a Pre-Revolutionary Yaroslavl
R. V. Razumov
In the article on the example of Yaroslavl peculiar features of construction systems of urbanonyms of the pre-regular and regular city are regarded, the basic types of city names of each period are allocated.
Key words: proper name, toponym, urbanonym, a system of urbannonyms, a pre-regular city, a regular city.
Системы урбанонимов русских городов прошли длительный путь развития. В процессе их формирования неоднократно менялись способы построения системы, принципы именования объектов. В развитии топонимических систем большинства русских городов можно выделить два периода: дорегулярный (до утверждения регулярного плана) и регулярный (после утверждения регулярного плана). В статье мы рассмотрим типологические особенности топонимической системы Ярославля каждого из этих периодов.
Сведения о топонимах дорегулярного города весьма противоречивы. Трудность изучения названий этого периода обусловлена тем, что на картах и планах обычно отсутствовали названия объектов. Во многих краеведческих работах упоминаются топонимы, употреблявшиеся до ХУШ века, однако их существование не всегда подтверждается документально. Реконструкция до-регулярной топонимической системы осуществляется по карте И. А. Тихомирова и материалам архива ярославского краеведа А. И. Суслова. Однако этим данным, на наш взгляд, не всегда можно доверять. Так, во многих работах упоминается о наличии у некоторых ярославских улиц (Волжская и Которосльная набережные, Пробойная улица, Калинина улица и др.) названий уже в XIII в. [См., например: 4, с. 204-205]. Данный факт нам кажется сомнительными по следующим причинам. На это указывает, например, упоминание в числе существовавших названий двух набережных улиц (Волжская и Которосль-ная набережные), в то время как функциональный тип подобных объектов появился значительно позднее - в XIX веке. Кажется сомнительным и наличие в XIII в. отантропонимических владельческих урбанонимов (Калинина улица, Корсакова улица и др.). Как отмечает исследователь-
ница московской топонимии Т. П. Соколова, «только к концу XVII в. появляются в Москве именования улиц по владельцу земли, дома (такой принцип номинации станет продуктивным позже, в XVIII в.)» [7, с. 253]. Конечно, названия у некоторых линейных объектов могли возникать и до XVI-XVII вв., но они, вероятно, носили неофициальный характер, поэтому редко фиксировались на картах и в исторических документах.
Относительно устойчивыми в дорегулярный период были названия частей города и пригородных слобод. В описаниях и на планах Ярославля XVI-XVIII вв. расположение городских объектов привязывается именно к слободам, а не к улицам или площадям. Можно предположить, что в эту эпоху основными адресными объектами являлись части города и пригородные слободы, в то время как линейные и точечные объекты (улицы, переулки, площади и т. п.) не использовались в этой функции, поэтому не имели постоянных названий. Территория дорегулярного Ярославля делилась на две части: Рубленый город и Земляной город. Рубленый город получил свое название из-за рубленой деревянной крепости, когда-то располагавшейся на этом месте, а Земляной город -из-за того, что был окружен земляным валом и рвом. Вокруг города были расположены многочисленные предместья и слободы, названия которых отражали занятия жителей (Коровницкая слобода / Коровники, Железная и Толчковская слободы, Стрелецкая, позднее - Солдатская слобода), историю появления поселения (Твериц-кая слобода - по легенде сюда были переселены рыбаки из Твери), или были образованы от фамилии кого-либо из жителей (Гагаринская и Конда-ковская слободы), имени слободского храма (Богоявленская, Власьевская, Федоровская слободы и др.).
Постепенно на смену слободскому принципу членения городского пространства пришел линейный, основным элементом которого стали сначала дороги, а затем - улицы, переулки, набережные и т. п. Система названий линейных объектов начала складываться в Ярославле, по-видимому, довольно поздно - в ХУ1-ХУ11 вв. Как отмечает исследователь городской топонимики Волгограда А. Г. Широков, лишь в ХУ-ХУИ вв. «в сознании номинатора утверждаются линейные и направленные характеристики пространства. Улица для горожанина выступает связующим и приоритетным звеном всей городской застройки» [8, с. 14]. Отметим, что в это время, по-видимому, получали свои названия лишь те улицы, которые функционировали в качестве дорог, прочие же линейные объекты, вероятно, не имели своих постоянных названий.
Сведения о названиях улиц дорегулярного города противоречивы, поэтому для анализа нами были взяты лишь те урбанонимы, которые зафиксированы в историко-топонимическом справочнике по Ярославлю [9]. Названия улиц дорегу-лярного города могли быть образованы от эккле-зионимов (Казанская улица ^ Казанский женский монастырь, Петровская дорога ^ Петровский монастырь, Богородицкая улица, Вла-сьевская улица), от фамилий или прозвищ местных жителей (Кондаковская улица, Колупаиха улица), а также могли указывать на функциональные особенности улицы (Сенная улица, Голубят-ная улица и др.)
Интересен урбаноним Пробойная улица, точное происхождение которого неизвестно. В историко-топонимическом справочнике по Ярославлю указывается, что это название «возможно, ... связано с событиями Смутного времени начала XVII в., когда в 1609 г. во время осады Ярославля поляки сумели "пробиться" в посад через Семеновские ворота, располагавшиеся на современной Красной пл. По версии сотрудника Ярославского музея-заповедника М. Ю. Тимченко, название связано с железоделательным промыслом, в котором применялся инструмент пробойник» [9, с. 109]. Первая упомянутая версия была опровергнута А. М. Рутманом и одним из авторов и редакторов данного справочника Н. С. Землянской в Приложении к книге «История губернского города Ярославля» [3]: «Пробойная улица. Впервые упоминается в записи чудес от соборной иконы Святителя Николая. Эта рукопись датируется первой третью XVI в., то есть название Пробойная никак не связано с проломом, сделанным поляками в укреплениях города в Смутное время» [3, с. 480]. Второе объяснение,
на наш взгляд, также сомнительно и является примером народной этимологии. Заметим, что Пробойные улицы существовали и в других городах нашей страны, например, в Великом Новгороде. В. Л. Васильев в монографии «Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнеславян-ские деантропонимные образования)» не объясняет происхождения этого названия, однако замечает, что «улицы этого типа практически не указаны ранними летописными источниками, поскольку не образовывали уличанских общин и выполняли в основном функции связующих элементов городской топографии. О существовании пробойных улиц известно больше по поздней письменности (писцовые и лавочные книги Новгорода XVI в.)» [1, с. 336-337]. Существование Пробойных улиц отмечено и в городах Белоруссии [См.: 5, с. 203].
С конца XVIII в. в большинстве русских городов начала формироваться топонимия регулярного города, которая стала первым опытом сознательного вмешательства общества и власти в систему городских названий. Это вмешательство - следствие топонимической деятельности Екатерины II, ставшей «свидетельством нового активного отношения государства и общества к именам собственным как к элементам жизненного пространства» [6, с. 341]. С этого времени «власть превращает топонимию в площадку для выражения самых сокровенных чувств и надежд, причем не только общегосударственных, но и личных» [6, с. 347]. В результате деятельности Екатерины II окончательно оформился линейный принцип устройства городского пространства, основным элементом которого стали улицы, проспекты, переулки, набережные и бульвары.
Первые регулярные планы для русских городов создавались во второй половине XVIII века. Для Ярославля такой план был составлен в 1778 г. Предложенная схема улиц не во всем соответствовала средневековой планировке, поэтому в конце XVIII - начале XIX в. стала формироваться и новая система урбанонимов, частично сохранившая средневековые городские названия, частично созданная искусственно. Последнее обстоятельство привело к появлению у некоторых городских улиц нескольких названий, употреблявшихся параллельно. Н. С. Землянская отмечает, что «существование двойной топонимии зафиксировано документами конца XVIII - начале XX в. и планами 1846, 1811 гг. На план 1911 г. нанесли по центру города названия как новые, так и старые: Вологодская, она же Стрелецкая (на конец XVIII в. Солдатская); Семеновская, она же Срубная и Нетеча; Б. Рыбинская, она же Бого-
словская...» [2, с. 77]. Новые урбанонимы, возникшие стихийно, постепенно трансформировались, приспосабливались для использования в речи: название Большая линия постоялых дворов постепенно было вытеснено вариантами: Большая постоялая линия, Постоялая линия и Большая линия.
Урбанонимия регулярного города стала первым опытом сознательного вмешательства власти в городской ономастикон. Большинство новых названий повторяли и развивали тенденции, проявившиеся еще в дорегулярный период истории Ярославля. Отметим основные типы урбанони-мов, которые зафиксированы на планах конца
XVIII - начала XX в.
Больше всего урбанонимов было образовано от экклезионимов - названий церквей, часовен, монастырей. Впервые подобные топонимы появились в Ярославле еще в дорегулярный период истории. В течение XVII - XVIII вв. в городе уже существовали названия: Богоявленская площадь
• церковь Богоявления, Власьевская улица • церковь Святого Власия, Рождественская площадь • церковь Рождества Богородицы, Хри-сторождественская улица • церковь Рождества Христова, Сретенские улица и переулок • Сретенская церковь, Никитская улица • церковь Великомученика Никиты, Духовская улица • церковь Святого Духа. Из этого перечня лишь 2 топонима (Христорождественская улица и Никитская улица) были утрачены на рубеже XVIII и
XIX вв., а оставшиеся просуществовали вплоть до 1918 г. На рубеже XVIII и XIX вв., когда были утверждены первые регулярные планы, на карте города появились урбанонимы: Малая Варва-ринская и Варваринская улицы • церковь Варвары Великомученицы, Ильинские улица и площадь
• церковь Ильи Пророка, Семеновские улица, площадь и спуск • церковь Симеона Столпника, Малая Петропавловская и Петропавловская улицы • церковь Петра и Павла, Воскресенская улица • Воскресенская церковь, Большая и Малая Рождественские улицы • церковь Рождества Богородицы, Большая и Малая Федоровские улицы • Федоровский собор, Власьевская площадь
• церковь Святого Власия, Всехсвятская улица
• церковь Всех Святых, Казанские улица и бульвар • Казанский женский монастырь, Никольская улица • церковь Николы Надеина. Возникновение следующей группы урбанонимов датируется различными десятилетиями XIX века: Благовещенская улица • церковь Благовещения, Успенская улица • церковь Успения, переулок Дмитрия Салунского • храм Дмитрия Салунско-го, Большая и Малая Предтеченские улицы •
церковь Иоанна Предтечи, Никольская площадь и Николо-Надеинские улица и переулок • церковь Николы Надеина, Благовещенская улица • церковь Благовещения, Воздвиженские улица, переулок и спуск • Крестовоздвиженская улица, Ильинский переулок • церковь Ильи Пророка, переулок Митрополита Петра • церковь Митрополита Петра, Спасские улица, переулок и площадь • церковь Спаса-на-Городу, Троицкая улица • Троицкая церковь, Пятницкие улица и переулок • храм Параскевы Пятницы, Злато-устьинская улица • церковь Иоанна Златоуста, Успенский переулок • церковь Успения. После революции 1917 г. все перечисленные урбанони-мы были ликвидированы, но в постсоветскую эпоху пять названий вернулись на карту города: Богоявленская площадь, Большая Федоровская улица, Златоустьинская улица, Пятницкие улица и съезд. В преддверии тысячелетнего юбилея города неоднократно появлялись предложения о возвращении и других подобных урбанонимов, однако все они были отклонены мэрией из-за недостатка средств. Возвращение исторических топонимов могло бы стать своеобразным памятником тем храмам, которые были разрушены в советское время.
Много названий в дореволюционном Ярославле было образовано от топонимов. Одними из первых стали появляться урбанонимы, указывающие на расположение путей сообщения с городами, с которыми существовали тесные торговые связи: Архангельская улица, Большая Московская и Старая Московская улицы, две Вологодские улицы, Малая Романовская и Романовская улицы, Малая Угличская улица. На рубеже XVIII-XIX вв. появилось несколько урбано-нимов, образованных от названий уездных городов и связанных с присвоением Ярославлю статуса губернского города: Большая Рыбинская и Малая Рыбинская улицы, Борисоглебская улица, Большая Даниловская улица, Любимская улица, Мышкинская улица, Петровская улица, Пошехонская улица. Во многих урбанонимах сохранились названия пригородных слобод, когда-то располагавшихся на месте этих улиц: 1-я и 2-я Бутырские улицы • Бутырская слобода, Гага-ринский переулок • Гагаринская слобода, Стрелецкая улица • Стрелецкая слобода, Тропинская улица • Тропинская слобода, Тверицкие улицы
• Тверицкая слобода (Тверицы), Ямские улицы
• Ямская слобода. Отразились в урбанонимии и названия физико-географических объектов: Волжская набережная • река Волга, две Кото-росльные набережные • река Которосль, Перед-
няя, Средняя и Задняя Крестовские улицы ^ Крестовая гора.
В регулярный период на карте города стали активно появляться и урбанонимы, мотивированные антропонимами (собственными именами или фамилиями людей). Большинство подобных названий были образованы от фамилий ярославских купцов и дворян, чьи дома или фабрики располагались на этих улицах: Антипина улица, Демидовский переулок, Журавлева улица, Зайчикова улица, Захарова улица, Зеленцовская улица, Икон-никовский переулок, Мамонтова улица, Махалина улица, Мякушин переулок, Подосеновские улица и переулок, Полушкин переулок, Рожкова улица, Соколовская улица, Суринская улица, Тулупова улица, Холщевский переулок, Шапулинский переулок. В отдаленных районах города до настоящего времени сохранилось всего 5 упомянутых ур-банонимов: Антипина улица, Демидовский переулок, Зеленцовская улица, Захарова улица, Тулупова улица. Значение посвящения в дореволюционную эпоху у ярославских топонимов, мотивированных антропонимами, появилось лишь во второй половине XIX века: Екатерининская улица, Павловская и Большая Павловская улицы, Некрасовский бульвар.
Дореволюционные урбанонимы могли отражать хозяйственную деятельность жителей города, особенности расположения промышленных предприятий и социальных объектов. Дореволюционный Ярославль был крупным торговым центром, поэтому на карте встречается много названий, отражающих расположение торговых объектов: Веревочный пролом, Конная площадь, Масляный пролом, Рогоженный пролом, Сенные улица и площадь, Торговый переулок. На расположение объектов материального производства (заводов, фабрик, мастерских и т. п.) указывали урба-нонимы: Белильная улица, Ветошная улица, Дег-тяревская улица и 1-й, 2-й Дегтяревские переулки, Железная улица, Заводской переулок, Мельничная улица, Прогонная улица, Фабричные улица и площадь. Представлены были на карте города объекты социальной сферы (Кадетский переулок, Лекарская улица, Театральная площадь и Гимназическая улица) и разнообразные городские объекты и службы (Голубятная улица, Городской вал, Губернаторский переулок, Кучерской переулок и Привокзальная площадь, Тюремная (Острожная) площадь). На функциональную нагрузку указывал урбаноним Плац-парадная площадь (на площади проводились парады и учения войск местного гарнизона). В конце XVIII века в городе появилось название, указывающее на социальный состав жителей: Дворянская улица.
По городским названиям можно было проследить и расположение самих объектов (Лесная улица, Запольская улица, две Нагорные улицы, Подгорная улица, Поперечная улица, Северная улица), их физико-географические особенности (Большая линия / улица, Малая линия, Широкая улица, улица Односторонка), функциональную нагрузку (Сквозной переулок).
Топонимия дореволюционного Ярославля до настоящего времени практически не сохранилась: лишь 53 урбанонима продолжали употребляться и в советскую эпоху, при этом в центральной части города расположены только 7 названий (Волжские набережная и спуск, улица Городской Вал, Которосльная набережная, Кучерской переулок, Рыбинская улица, Угличская улица). Память о дореволюционных названиях сохраняется среди горожан: в Ярославле, одном из первых русских городов, в 1990-е гг. в центральной части появились таблички с указанием всех ранее существовавших дореволюционных названий. Без тщательного изучения дореволюционных названий невозможно рассмотрение вопроса о возвращении исторических названий, изучение языковой картины мира дореволюционного горожанина.
Библиографический список
1. Васильев, В. Л. Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнеславянские деантропонимные образования) [Текст] / В. Л. Васильев. - Великий Новгород , 2005. - 468 с.
2. Землянская, Н. С. Топонимия регулярного города Ярославля [Текст] / Н. С. Землянская // Культурный ландшафт и архитектурная среда городов Верхневолжья: материалы научной конференции. - Ярославль , 2004. - С. 74-81.
3. История губернского города Ярославля [Текст] / сост. А. М. Рутман. - Ярославль : Изд-во Александра Рутмана, 2006. - 520 с.
4. Маров, В. Ф. Ярославль: Архитектура и градостроительство [Текст] / В. Ф. Маров. - Ярославль : Верхняя Волга , 2000. - 216 с.
5. Мезенко, А. М. Имя внутригородского объекта в истории: Об урбанонимах Беларуси XIV-нач. ХХ в. [Текст] / А. М. Мезенко. - Минск , 2003. - 301 с.
6. Никитин, С. А. Формирование современной концепции топонима в России в XVIII - нач. ХХ в. [Текст] / С. А. Никитин // Именослов. Историческая семантика имени. Вып. 2. - М. : Индрик , 2007. -С. 335-358.
7. Соколова, Т. П. Типология раннегородских названий (на материале урбанонимов древнего Новгорода и старой Москвы) [Текст] / Т. П. Соколова // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 8-12 сентября 2009 г. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. -С. 251-253.
8. Широков, А. Г. Русская урбанонимия в диахроническом освещении: Апеллятивно-онимические комплексы [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10. 02. 01. / А. Г. Широков. - Волгоград , 2002.
9. Ярославль: историко-топонимический справочник [Текст] / под ред. А. Ю. Данилова и Н. С. Землян-ской. - Ярославль , 2006.