УДК 008
МИХАЙЛОВА Лариса Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета. Автор 42 научных публикаций, в т. ч. одной монографии
ТОПОНИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
Статья является результатом исследования культурного ландшафта Соловецкого монастыря, одна из составляющих которого - мирские названия объектов островов Соловецкого архипелага, их происхождение тесно связано с хозяйством Соловков. Автор исследовал различные источники, выявил топонимы и объединил их в группы, характеризующие пространство архипелага. Первую группу составляют топонимы, определяющие объекты по форме, размеру, цвету и др. Вторая группа состоит из отантропонимных наименований, связанных с именами мирских жителей, выдающихся посетителей Соловков. Третья, самая значительная по количеству топонимов группа относится к хозяйственной деятельности монастыря. Из сохранившихся до наших дней топонимов мы узнаем, что основным промыслом Соловецкого монастыря являлся рыболовный, с которым связаны названия многочисленных промысловых мест, таких как становища, стамики, тони и др., расположенных и на Большом Соловецком острове, и на других островах. Многочисленные названия островов, озер, мысов, каналов, пристаней, различных строений подтверждают факт наличия в Соловецком монастыре на протяжении нескольких веков обширного хозяйства, поражавшего современников и поражающего нас, жителей XXI века, своей планировкой, четкостью и от-лаженностью, строгостью архитектурных форм. Центром Соловецкого монастырского комплекса является Кремль, крепостная стена которого, включающая 8 башен, имела оборонительное значение. Монастырский ансамбль состоит из культовых, хозяйственных и жилых корпусов. В монастыре были свои мастерские и заводы: Лесопильный, Кожевенный, Кирпичный и др.; Смолокурня, Водорослевой комбинат; действовали различные службы: метеостанция, электростанция, радиостанция. Сотрудники Биологической станции занимались искусственным разведением рыбы, собирали и классифицировали материал по биологии Белого моря. Соловецкий монастырь являлся также культурным и духовным центром для паломников и многих тысяч северных крестьян, которые отправляли в монастырь юношей для получения начального образования и обучения различным ремеслам.
Ключевые слова: Соловецкие острова, Соловецкий монастырь, топонимия Соловецкого монастыря, культурный ландшафт, рыболовный промысел, промысловая деятельность, хозяйственная деятельность.
© Михайлова Л.В., 2015
Культурный ландшафт Соловецкого монастыря кроме памятников архитектуры, жилых и хозяйственных построек составляют топонимы, характеризующие реально существующие природные объекты Соловков и хозяйственную деятельность монастыря. Это мирские названия, сохранившие до наших дней память об исторических этапах строительства монастыря, его насельниках и паломниках, промысловой и другой деятельности соловецких монахов. В результате исследования топонимии Соловецкого архипелага нами были выявлены и систематизированы мирские названия, по следующим группам в соответствии с происхождением:
- названия, происходящие от характеристики объектов (размер, форма, цвет, особенности почвы и т. п.), ср. Большое Куликово (урочище), Малое Портовое (озеро), Средний Перт (озеро), Бабья Луда (остров) и др.;
- отантропонимные наименования, связанные с именами мирских жителей, выдающихся посетителей Соловков, ср. Камень Д.С. Лихачёва (памятное место), Павла Флоренского (улица), Городок Петра I (булыжная насыпь) и др.;
- названия, происходящие от видов хозяйственной деятельности монастыря, ср. Сенные Луды (острова), Амбарное (озеро), Сельдяной (мыс) и др.;
- топонимы, образованные от урбанонимов и гидронимов, ср. Варяжская Аллея (улица), Заозерная (улица), Межозерная (гора), Валдайские (горы), Двинское (озеро) и др.;
- топонимы, основанные на военной лексике, ср. Батарейный (мыс), Переговорный (мыс) и др.;
- микротопонимы, ср. Большой Круг, Малый круг (озерно-канальная система) и др.
Центром Соловецкого монастырского комплекса является Кремль, расположенный на узком перешейке между оз. Святое и морским заливом, бухтой Благополучие, на западном берегу Большого Соловецкого острова. Монастырский ансамбль состоит из культовых, хозяйственных и жилых корпусов, каждый из которых имеет свое название. Келейные корпуса размещены в Центральном дворе и окружают храмовые постройки с южной, западной
и северной сторон. Это Братский больничный корпус и Святительский келейный корпус, расположенные на южной стороне. На северной линии находятся следующие корпуса: Благовещенский келейный; Настоятельский; Келейный; Казначейский, к северу от которого построен Наместнический корпус с кельями. В Казначейском корпусе в XVII веке находилась одна из первых в России монастырская больница для иноков и мирян. В конце ХУШ века больницу и храм перевели в другое место, а в корпусе разместили монастырскую казну. Настоятельский корпус является одной из первых каменных жилых келий (XVI век), к 40-м годам XVII века почти все кельи были каменными и располагались на месте деревянных.
Через Спасские ворота можно выйти в Северный двор, имеющий хозяйственное назначение, что отражено в названиях расположенных здесь зданий Х"У!-Х"УП веков: Рухлядная (палата), Портная и Чоботная (палаты), Кожевенная (кладовая), Столярные (мастерские), Рыбный (амбар). Кожевенная кладовая размещалась в двухэтажном доме в центре двора, где иноки обрабатывали и хранили кожу, в Чоботной (Портной) палате, стоящей справа, шили одежду и обувь для братии и приезжих работников. Название палаты «Чоботная» произошло от слова «чёботы» (ср. чёботы, чоботы «вид сапог с коротким голенищем из сафьяна, атласа, бархата») [1]. На Соловецких островах встречаются и другие «обувные» топонимы: Топы, Кеньга. Острова Топы расположены между архипелагами Кузова и Соловецким (ср. помор. топаки, самоед. тоба «несоразмерные ногам туфли или кожаные галоши, одеваемые поверх кожаных сапог или валенок во время оттепели») [2, с. 729]. Кеньга (причал; мыс) (ср. помор. каньга, канья «легкие туфельки из оленьей кожи или замши»; ср. помор. каньги, кеньги «меховые поморские сапоги с загнутыми кверху тупыми носками, которые шьют из "камасов" - шкуры, снятой с ног оленя мехом внутрь») [3, с. 167]; ср. кар. кепка, ке^и «обувь»; ср. фин. kengаt (кепка) «обувь, ботинки, туфли»). В XIX веке между Иконописной и Чоботной палатами построили Столярный
корпус, а в начале XX столетия рядом с Никольскими воротами была открыта Никольская гостиница (гостиница для почетных паломников). Рухлядная палата занимала второй этаж здания над Спасскими воротами, где внизу находилась одностолпная палата Рыбный амбар.
Восточная линия монастырского ансамбля идет вдоль берега оз. Святое. В названиях расположенных здесь корпусов содержатся лексемы, по которым мы можем определить, что здесь трудились над приготовлением пищи как для монахов, так и для паломников: повар - Поваренная (башня), Поваренные (ворота); кухня -Братская Кухня; трапеза - Трапезная (палата), Трапезная для паломников и трудников; просфора - Просфорный (корпус); квас - Квасо-варенная (башня), Квасоваренные (ворота), Квасоварня, Квасоваренный (канал). Знаменитый соловецкий квас готовили в трехэтажном корпусе XVI века - Квасоварне. В монастырской кухне варили трапезу для братии и большого количества трудников, паломников и военных людей, которые несли службу в соловецкой крепости. Под зданием был устроен подземный Квасоваренный канал, по которому в монастырь поступала пресная вода из Святого озера. Уникальной является внушительных размеров (483 м2) одностолпная Трапезная палата, из которой через арочные проходы можно попасть в Келарскую палату и Успенскую церковь. Расположенный в юго-восточном углу Центрального двора Новобратский корпус соединяется с хозяйственными постройками Южного (Мельничного) двора, названия корпусов которого указывают на их особое назначение: Баня братская, Прачечный (корпус), Портомойня. Здесь же находится здание Монастырской мельницы (XVII век). В середине XVI века по велению св. игумена Филиппа несколько десятков соловецких озер были соединены каналами, вода из которых поступала в Святое озеро, а из него по Мельничному каналу в Южном дворе шла к мельнице, которая не только молола и толкла зерно, но и стирала белье в специальном устройстве - Портомойне. Выложенный из булыжника подземный канал является редким гидротехническим соору-
жением, протянувшимся более чем на сто метров из Святого озера в морскую бухту. К юго-восточной стороне Мукомольной мельницы пристроена двухъярусная галерея, примыкающая под углом к обложенному валуном трехъярусному устройству под названием «Сушило», где просушивали привезенное с материка зерно. Сушило построено раньше крепости (середина XVI века), позднее его объединили в единый фортификационный комплекс с Белой башней на южном углу монастырской ограды, которую также называют Сушильной (1584-1598-е годы). Белой башня становилась из-за оседавшей на ее стенах муки с Мукомольной мельницы. Сушили в монастыре не только зерно, но и корабли. Так, рядом с монастырской стеной находится док Сухой. Для его устройства в XVI веке был прорыт крепостной ров, который заполнялся водой из Святого озера. Позднее он был переделан в подземный канал Вешняк (от помор. вешить «ставить вехи по фарватеру реки и на взморье для указания правильного пути и опасных мест»). Сухой (Морской) док был изобретением соловецких монахов. Здесь ремонтировали суда монастырского флота, он использовался также и как судостроительная верфь. В находящейся напротив Сухого дока Прядильной башне монахи вили, вязали и чинили рыболовные сети. В 1910-1912-х годах на канале Вешняк была построена первая и единственная в России монастырская гидроэлектростанция.
Издавна главным для Соловецкого монастыря был рыбный промысел. Часто из-за ненастной погоды рыбаки не могли выйти в море на ловлю рыбы. В XVI веке один из заливов был отделен от моря каменной дамбой и назван «Филиппов-ские садки» в честь инициатора их устройства игумена Филиппа Колычева. Садки - уникальное сооружение, где разводили и содержали выловленную в море рыбу, которую доставляли в монастырь к столу; они располагались по берегу моря и отделялись от него валунными дамбами, через которые происходила фильтрация морской воды [4, с. 174-175]. Излишки живой пойманной рыбы (сельди, трески) выпускались в садки, где она росла и размножалась и откуда
монахи могли ловить рыбу в любую погоду.
На западной стороне бухты Благополучия расположен небольшой узкий мыс под названием Сельдяной, к небольшой пристани которого подходили рыболовные суда и отгружали свою добычу. Здесь находились здания, связанные с морским хозяйством обители, промыслом морских животных: Такелажный амбар, Погреб для смоления канатов, Салотопенный завод, где вытапливали жир морских животных. За Амбаром для хранения гребных судов находился Погреб для хранения сала морских животных, которое использовалось для технических целей. Улов соловецкой селедки доставляли в монастырь через Рыбные (Сельдяные) ворота на западной линии Монастырской стены. К северо-западу от Кремля на Плотничной Горе, представляющей из себя холм и искусственный вал, находились в XVII веке корпуса плотничной службы. На склоне горы стояли деревянные здания, связанные с рыболовством: Кладовая для сушеной и копченой рыбы, Рыбная изба, Соляной амбар, Сельдяной амбар, Сальный амбар. Подобные строения расположены и на других островах Соловецкого архипелага. Так, монахи Свято-Троицкого скита на о. Анзер занимались также рыболовным промыслом. О существовании на берегу Троицкой (Кобыльей) бухты на о. Анзер Рыболовной тони известно с XVI века. Тогда же здесь находились Монастырское Усолье, Солеварни. В конце столетия около 70 чел. занимались на острове солеварением и морским промыслом. В 1874 году на Анзере была открыта монастырем Троицкая Спасательная станция (Спасательная станция).
С рыболовным промыслом Соловецкого монастыря связаны многочисленные промысловые тони, урочища, стамики, становища, ловища, расположенные как на Большом Соловецком острове, так и на других островах Соловецкого архипелага. Это Садки (для рыбы), ловище Трещанское, урочища с топонимами: Белужье, Большое Куликово, Варварка, Городки, Дамба, Капорское, Кирилловская Тоня (Кириллово, Кирилловское), Малое Куликово, Могильники, Пичуги (ср. пичуга, пичужка, пташка, птушка,
пернатка, птичка. Пичужница «растенье колокольчики, синелька»), Промысловые, Ре-балда. Становище (ср. становище «рыбацкий промысловый поселок») расположено в местах с названиями: Нерпичья, Овсянка, Реболда, Средняя Вешка, Становище. В каждом становище имеются примитивные, кустарного типа заводы для перетапливания рыбьего жира. Эти заводы называются «салогрейка» или «салотопня», например: Салотопенный Завод (Салотопня) на Большом Соловецком острове и на о. Анзер, а также амбары и погреба для засаливания и хранения рыбы: Сальный (амбар); Погреб (для хранения сала морских животных); Промысловые (избы); Погреб-ледник; Соляной (амбар); Монастырская Солеварня; Амбар (с погребом для рыбы), Амбар (для хранения гребных судов и орудий лова), Амбар (для обработки кожи); Солеварни; Сельдяной (амбар); Рыбная (изба); Рыбный (амбар); Монастырское Усолье (ср. «усоль, усолье, усаливать (мазать салом); усаливать усалить что, на(вы-, у-)мазать салом, насалить; выпачкать сальным, жирным и грязью; усаливать (посолить), засолить впрок и вмеру») [1]. На о. Ан-зер, на берегу Кобыльей губы, Монастырское Усолье существовало уже в XVI веке. Промысловые тони (ср. помор. тоня «небольшие заливчики в губе моря, где обычно наблюдается скопление рыбы в промысловые сезоны года») [2, с. 729] имеют топонимы: Безымянная, Березо-ва (Березовая, Березовская), Белужье, Горелая, Кирилловская, Муксаломская, Нерпичья, Овсянка, Печуги (Пичуги), Реболда, Рыболовная, Трещанка, Троицкая, Филимонова. Кроме того, к промысловым объектам относятся стамики Троицкие и стамик Топовский (ср. помор. ста-мик «подводная отмель, усеянная камнями -рифами, идущая мысом в море от островов»); рейд Муксаломский (ср. рейд [нидерл. reede] «водное пространство вблизи берега, удобное для якорной стоянки судов»); банка Печаковска Корга (ср. помор. банка «мель, поднимающаяся почти до поверхности воды», помор. корга «подводная или надводная низменная отмель в море с песчаным или усеянным камнями
грунтом»); урочища: Белужье, Большое Куликово, Городки, Дамба, Капорское, Кирилловская Тоня (Кириллово, Кирилловское), Малое Куликово, Могильники, Пичуги, Промысловые, Ребалда, Варварка. Топонимы Варварка (урочище) (оно расположено в 3 км от поселка) и Варваринское (озеро) произошли от названия часовни Великомученицы Варвары (1857 год), находившейся у морского причала губы Долгой.
На промысловую деятельность монастыря указывают топонимы: Белужье (тоня, урочище), Белужий (мыс), Белужья (губа); Нерпичья (губа, становище, тоня); Трещанка (тоня), Трещанская (губа), Трещанское (ловище, озеро); Плотище (мыс), Плотищенская (губа), Плотица (озеро), Плотичье (озеро); Промысловое (озеро); Сельдяной (мыс, полуостров); Пяла (остров); Ка-порская (губа); Кострище (мыс); Тюленье (озеро); Становое (озеро); Садки (озеро); Окунево, Малое Портовое, озеро, Большое Портовое, озеро; Карасево (озеро); Карбасная (служба), Кар-басное (озеро); Долго-Щучье (озеро), Щучье (озеро); Верхнее Охочье (озеро); Верхний Перт (озеро), Нижний Перт (озеро), Средний Перт (озеро), Перт (озеро); Большое Охочье (озеро); Большое Кумажье (Большое Куможье) (озеро), Малое Куможье (озеро); Такелажный (Карбас-ные Ворота) (амбар); Рыбные (Сельдяные) ворота; Большое Карзино (озеро), Карзино (озеро) (ср. помор. карзать «прорубать в лесной чаще просеку, делать в густом лесу проезжую дорогу, обрубая ветвистые сучья деревьев»; карзанная рыба «вяленая треска»).
Топонимы Трещанка, Трещанская, Трещан-ское произошли от поморского названия бочки (ср. помор. трещанка «деревянная (из еловых досок) бочка, для посола трески. Изготовляется трещанка не прочно, так что после засола в ней рассол не остается, а обычно вытекает» [2, с. 734]; Кумажье, Куможье (ср. помор. кумжа «рыба пеструшка, весом до 1 кг, видом похожа на форель»); Перт (ср. помор. пертуй «мелкая, весом до 1 '/г кг, треска»; пертяк «мелкий сиг, размером с селедку, водящийся в устьях рек, впадающих в Белое море»); Карбасная, Кар-
басное (ср. помор. карбас (перестановка звуков в слогах - баркас) «гребное судно для речного и прибрежного морского промысла длиной от 3 до 6,5 метров»); Плотище, Плотищенская, Плотица, Плотичье (ср. помор. плотиця «рыба плотва, в изобилии водящаяся в реках и прибрежных озерах Беломорья»); Пяла (ср. пяла «эскиз, модель для распяливания звериных кож и шкурок, снятых с убитых пушных зверей»); Капорская (ср. помор. капёр «тяжеловесный, вделанный в деревянную оправу камень, которым вбивают в дно реки колья при устройстве семужьего забора»). На мысу Кострище лежали «в кострах» приготовленные для строительства бревна (ср. кострец «небольшой костер»; кострить «укладывать дрова в костер, собирать громоздкие вещи в кучи в виде костра»).
В монастыре были свои мастерские и заводы: Водопроводная мастерская; Лесопильный завод; Кожевенный завод; Смолокурня; Канатный завод; Кирпичный завод; Алебастровый завод; Водорослевой комбинат; Воскобелильный завод (Соловецкий остров) и др.; действовали различные службы: Монастырская метеостанция, Монастырская электростанция, Монастырская радиостанция, Биологическая станция (1881-1882). Основанием здания Биостанции служила построенная в 1830 году одноэтажная Сельдяная изба, в которой после реконструкции была устроена аквариумная комната. Второй этаж состоял из 8 больших, светлых и удобных для исследовательских работ комнат. Устройство Биостанции на Соловках было связано с необходимостью сбора и классификации материала по биологии Белого моря, искусственного разведения рыбы. Здесь работали профессор Н.П. Вагнер, председатель Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей А.Н. Бекетов и другие ученые, которые впервые сделали опись и дали общую характеристику беломорской флоры и фауны.
О хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря рассказывают топонимы: Кобылья (губа); Сенные Луды (острова); Амбарное (озеро); Бараново (озеро); Большое Сенное (озеро); Большое Хлебное (озеро). Топонимы Дворцовое (озеро), Дворец образованы от лексемы «двор».
В монастыре были свои Конный двор, Скотный двор (Воловий), Млечный двор, Птичий двор и др. В конце XVI - начале XVII века на берегу оз. Святое находился Дворец, состоящий из жилых деревянных зданий для приезжих работников монастыря, за которым располагался Конюшенный двор. В монастырском хозяйстве были сараи: Каретный, Скотный, Фуражный; амбары: Фуражный, Хлебный. На старой Монастырской улице построен Овощной (Луковый) корпус - небольшое деревянное здание, где хранились монастырские урожаи, исчислявшиеся сотнями пудов. В конце улицы размещался Дрововозный корпус (Дрововозка) -жилая постройка для поморов, возивших почту в зимнее время, и для поморов-наймитов, работавших на монастырь на заготовке дров. Топонимы с лексемами аптека, ботаника, овощи, биосад, водоросли, парник, цветы сохранились в некоторых названиях: Ботанический (сад); Овощной (Луковый) (корпус); Биосадское (озеро) и др.
Строгий устав Соловецкого монастыря запрещал держать рядом с обителью живородящую скотину. Животноводческое хозяйство находилось в основном на о. Большая Мук-салма, где еще в XVI веке при игумене Филиппе была устроена Монастырская Ферма (Коровий Двор). Обширные луга острова служили пастбищами для монастырского стада. В XIX веке на о. Большая Муксалма в большом хлеву, на втором этаже которого располагался сеновал, содержалось около 120 коров и телят и 120 лошадей. На о. Анзер были также устроены Млечный Дом, Скотный Двор и ряд других хозяйственных построек. Топонимы Банное (озеро), Малое Банное (озеро), Большое Банное (озеро) указывают на имеющееся в монастыре банное хозяйство. В XVII веке на западном берегу оз. Гагарье (Банное) было построено каменное здание бани Монастырской, рядом стояла деревянная изба Портомойная и деревянная баня Мирская. Баня Белецкая (Валунная) предназначалась для трудников монастыря - «бельцов». «Чернецы», монахи, мылись в отдельной бане, расположенной в Южном дворе Кремля. В каждом скиту была также своя баня Валунная.
Соловецкий монастырь являлся также культурным и духовным центром для паломников и многих тысяч северных крестьян, которые отправляли в монастырь юношей для получения начального образования и обучения различным ремеслам. За Овощным корпусом находилось Училище для трудников (Училище трудников; Училищный, корпус). Корпуса - Германовский; Сергиевский Келейный (Сергиевский) - и Жилые Корпуса (для братии, Филлиповский и др.), расположенные как на Большом Соловецком острове, так и на других островах архипелага, предназначались для монастырской братии, трудников, наемных работников. Кроме этого, были дома и избы, например Жилая изба для кузнецов и трудников и др. На Соловецких островах построены также гостиницы: Архангельская (Деревянная); Петербургская; Преображенская; дома для приезжих: Дом-дача (Дача архимандрита); Женская гостиница; Гостиница на о. Бабий. Топонимы Бабий, Бабья Луда (ср. фин. luoto «подводная скала, риф») объясняют размещение на острове женщин-паломниц, которым первоначально не разрешалось проживать на Большом Соловецком острове, рядом с Кремлем, куда на службу их переправляли в специальных лодках. Среди названий Соловецких островов встречается еще несколько топонимов, состоящих из двух слов, одно из которых «луда»: Сенные Луды (острова); Песья Луда (остров). Для женщин, приезжавших на богомолье, в 1836 году строится на южном берегу бухты Благополучия деревянная двухэтажная гостиница Архангельская. На противоположном берегу бухты стоит трехэтажная каменная Преображенская гостиница, куда селили состоятельных паломников. В Петербургской гостинице, расположенной на пригорке напротив Корожной башни, останавливались небогатые паломники. Суда с паломниками, купцами, путешественниками прибывали в бухту Благополучия к пристани под названием Царская, расположенной напротив Святых ворот. В конце XIX века рядом с Преображенской гостиницей был построен причал Новый Монастырский.
Название бухты, на берегу которой стоит Соловецкий Кремль, - «бухта Благополучия» -завораживает, настраивает нас на добро, на чудо, на встречу с прекрасным (ср. Благо «добро», Благодать «дать добро: любовь, милость, благодеяние»; Благополучие «получить добро, помощь, любовь»), следовательно, бухта Благополучия и Соловецкий монастырь являются тем самым местом, где путника ожидает Благодать - «любовь, милость и помощь, ниспосланная свыше».
Стена Соловецкого монастыря, являясь символом границы, отделяющей мирскую жизнь от иноческой, на протяжении нескольких веков имела также оборонительное значение и строилась первоначально как защита от шведов. Крепостная стена включает 8 башен. Одной из 5 сходных по конструкции угловых башен монастыря является Корожная башня, расположенная на северо-западном углу.
Список литературы
Эта часть монастырской ограды находится на возвышенном участке, поэтому башня раньше использовалась в качестве сторожевой. Об этом говорят и другие названия башни: Сторожевая, Флагштоковая. Предположительно, название «Корожная» произошло от поморского слова «корги» - маленькие каменистые островки в Белом море, напротив которых и находится башня.
Таким образом, выявленные нами топонимы подтверждают факт проживания на островах Соловецкого архипелага в основном русскоязычного, поморского населения, к которому принадлежат на протяжении многих веков иноки Соловецкого монастыря. На Соловках встречаются сохранившиеся до наших дней прибалтийско-финские, саамские, самодийские топонимы, но преобладают русские по происхождению названия, включающие поморскую топонимию.
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989.
2. Дуров И.М. Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении. Петрозаводск, 2011.
3. Мосеев И.И. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка. Архангельск, 2005.
4. Скопин В.В. На Соловецких островах. М., 2008.
References
1. Dal' V. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language]. Moscow, 1989.
2. Durov I.M. Slovar'zhivogo pomorskogo yazyka v ego bytovom i etnograficheskom primenenii [Dictionary of the Pomor Language in Its Everyday and Ethnographical Use]. Petrozavodsk, 2011.
3. Moseev I.I. Pomor 'ska govorya. Kratkiy slovar 'pomorskogo yazyka [Pomor Dialects. A Concise Dictionary of the Pomor Language]. Arkhangelsk, 2005.
4. Skopin V.V. Na Solovetskikh ostrovakh [On the Solovetsky Islands]. Moscow, 2008.
Mikhaylova Larisa Vladimirovna
Institute of History, Political and Social Sciences, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia)
TOPONYMY OF THE CULTURAL LANDSCAPE OF SOLOVETSKY MONASTERY
This article is a result of the research into the cultural landscape of Solovetsky Monastery, one of its components being secular object names on the Solovetsky Islands, whose origin is closely related
to monastic life. The author studied various sources, identified place names and divided them into groups describing the space of the Solovetsky Islands. The first group consists of toponyms defining the objects by shape, size, colour, etc. The second group is comprised of anthroponymic place names associated with the names of secular residents and distinguished visitors of Solovki. The third and largest group of toponyms deals with the economic activities of the monastery. These place names tell us that the key trade of the Solovetsky Monastery was fishing, hence the names of many camps and fishing places located on the largest Solovetsky Island and other islands of the archipelago. The numerous names of islands, lakes, capes, canals, piers and various buildings prove that Solovetsky Monastery has for centuries had extensive economic activity that used to impress its contemporaries and still impresses us in the 21st century by its layout, accuracy, efficiency and modest architecture. The centre of the Solovetsky Monastery complex is the Kremlin, its fortress wall with 8 towers being important in terms of defence. The monastery includes religious, commercial, residential and utility buildings. It also had its own workshops and factories: a sawmill, a tannery, a brickyard, etc.; a tar works, a seaweed factory; as well as various services: a weather station, a power station and a radio station. The staff of the biological station was engaged in fish-farming, collected and classified material on the White Sea biology. Solovetsky Monastery was also a cultural and spiritual centre for pilgrims and thousands of northern peasants who sent young men to the monastery to get primary education and learn various crafts and trades.
Keywords: Solovetsky Islands, Solovetsky Monastery, Solovetsky Monastery toponymy, cultural landscape, fishery, trades, economic activities.
Контактная информация: адрес: 185910, г. Петрозаводск, просп. Ленина, д. 33;
e-mail: larisa.mihailova@gmail.com